Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАГИСТРАТУРА

Магистратура - третья ступень высшего образования повышенной сложности (после получения степени бакалавра и специализации по окончании вуза), обеспечивающая подготовку специалистов к научной работе в сфере практики (ГОС высшего профессионального образования. - М., 1994). По завершении магистратуры выпускник выполняет и защищает диссертацию магистерскую [30].

МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR)

МАЙЕРС-БРИГГС ИНДИКАТОР ТИПА (MEYERS BRIGGS TYPE INDICATOR) - опросник личностный, предназначен для классификации испытуемых по типологии К.Юнга; разработан и опубликован И.Майерс и К.Бриггс в 1962 г.;классифицирует типы личности по четырем факторам: экстравертный / интровертный, сенсорный / интуитивный, мыслительный / чувственный, рассудочный / воспринимающий [10, c. 167].

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ - система управления, направленная на изучение существующего и потенциального спроса на товары и услуги с помощью комплексного анализа состояния рынка и изучения перспектив его развития с целью получения максимальной прибыли [49, c. 502; 63, c. 93].

МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

МАТРИЦА РАЗНООБРАЗИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ - аналог матрицы морфологического анализа (теория решения изобретательских задач) с входами (метод обучения, форма организации урока). Инструмент исследования профессиональной компетентности педагогического персонала, управления самообразованием и планирования методической работы в образовательном учреждении.

МЕДИАНА

МЕДИАНА - 1) значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам; 2) своеобразная «золотая середина», справа и слева от которой остальные варианты располагаются поровну, тогда как их удельный вес (абсолютная величина каждой) не принимается во внимание; 3) средний (центральный) показатель в диапазоне результатов (например, в серии 3, 3, 3, 5, 6 медиана равна 3) [10, c. 176; 15, c. 60; 26, c. 166; 89, c. 177] .

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - установление согласованности учебных программ и учебного материала на основе "взаимопроникновения наук".

МЕНЕДЖМЕНТ

МЕНЕДЖМЕНТ - наука о законах управления организационными системами на предприятиях и в учреждениях [63, c. 100].

МЕНТАЛИТЕТ

МЕНТАЛИТЕТ - совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания [51, c. 447].

МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ - статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения; позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирически совокупности данных, существенности сходств и различий в распределении и сравниваемых группах распределений, точности проведенных измерений [10, c. 173; 15, c. 74] .

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ

МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ - характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат. Если предположить, что множество результатов исследования расположено на числовой прямой, то центральная тенденция будет проявляться в ориентации, группировании результатов относительно определенного участка этой прямой [10, c. 175; 15, c. 58].

МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Метаиндивидуальность - альтернатива понятия интраиндивидуальность; детерминирована специфическими особенностями социальной группы, характером ее функционирования, конкретной социальной ситуацией, в которой индивидуальность проявляет себя, и локализуется в межиндивидном пространстве [32; 42; 44].

МЕТАТЕОРИЯ

МЕТАТЕОРИЯ - теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории [5, c. 54; 82, c. 403; 89, c. 41; 91, c. 361].

МЕТАЯЗЫК

МЕТАЯЗЫК - язык «второго порядка», средствами которого описываются и исследуются свойства какого-либо естественного языка [89, c. 41; 91, c. 364].

МЕТОД

МЕТОД - путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [24, c. 79; 80, c. 278; 82, c. 404; 91, c. 364].

МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА)

МЕТОД ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ (ПСИХОМОТОРИКА) - важнейший критерией функционального состояния центральной нервной системы. Основные методики исследования психомоторики: тремометрия, динамометрия, определение волевого мышечного усилия, исследование дифференцированности мышечного напряжения, исследование твердости руки, измерение точности воспроизведения движений, исследование ритмичности и аритмичности движений, измерение точности воспроизведения усилий [89, c. 227].

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ

Метод анализа документов - исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т.п.

МЕТОД БЕСЕДЫ

Метод беседы - получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей; в последнем случае выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ

Метод близнецов - сравнительное изучение психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психологических свойств и особенностей поведения человека.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСТВА

Метод изучения продуктов творчества - диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т.д. Этот психологический метод широко используется в педагогических исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - 1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [30, c. 21; 80, c. 278; 89, c. 69].

МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ

МЕТОД КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ - одна из разновидностей методик для определения функционального состояния центральной нервной системы; направлен на исследование особенностей распределения внимания (известен как т.н. методика Бурдона) [10, c. 136; 89, c. 291].

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д.

МЕТОД НАУЧНЫЙ

МЕТОД НАУЧНЫЙ - комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний [89, c. 12].

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Метод обобщения независимых характеристик - исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - система регулятивных принципов и правил организации учебного материала и педагогически целесообразного взаимодействия обучающего и обучаемых, применяемая для решения определенного круга дидактических и воспитательных задач [59; 82; 93].

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК - один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411].

МЕТОД ПРОЕКТОВ

МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик) [24; 93].

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

Метод социометрический - исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.

МЕТОД ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

Метод терминологический - оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ педагогических явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Метод тестирования - исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнение какого-либо стандартизованного задания.

МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ

МЕТОД УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ - служит для определения функционального состояния центральной нервной системы. Это определение может идти в разных направлениях:

- для изучения влияния трудовой деятельности на состояние организма, например, на уровень внимания;

- для исследования динамики утомления в процессе работы;

- для определения влияния на организм занятий различными видами труда;

- для установления влияния на испытуемого различных методик формирования практического навыка;

- для выявления сдвигов, происходящих в центральной нервной системе под влиянием упражнений [27, c. 151; 89, c. 226].

МЕТОДИКА

МЕТОДИКА - конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13].

МЕТОДИКА (ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА)

МЕТОДИКА (частная дидактика) - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [24, c. 80; 82, c. 414].

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА - ошибка преподавания, заключающаяся в нарушении обучающим психолого-педагогических закономерностей (восприятия, памяти, мышления и т.п.) в образовательном процессе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь учителю (планирование на полугодие, на год, конспекты отдельных уроков и т.п.).

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЯ - совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, методического стиль и организационных форм, необходимых для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определённого педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса (В.М. Монахов).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (в педагогике)

- определение предмета педагогики и ее места среди других наук;

- определение проблематики педагогических исследований;

- определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методах их преобразования и их интерпретации;

- исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;

- выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику;

- анализ и конструктивная критика педагогических концепций [89, c. 11].

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11].

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ - 1) "учение о методе", "теория метода"; 2) (в широком смысле) - философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) - теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365].

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - 1) учение о педагогическом знании и о процессе педагогического познания; 2) учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.

Представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, объективно отражающих постоянно, быстро меняющуюся действительность в условиях развивающегося общества [19, c. 9].

МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ

МЕТОДОПТИЧЕСКИЙ - метод регистрации хода выполнения трудовой операции с помощью устройства, состоящего из зеркала, укрепленного на рабочем инструменте, источника света и экрана - фотопластинки [89, c. 212].

МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТОДЫ ВТОРИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - на базе первичных выявляют скрытые в них статистические закономерности, непосредственно проверяют, доказывают или опровергают гипотезы эксперимента [89, c. 180].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - позволяют обеспечить научную новизну педагогического исследования, проникнуть в суть изучаемых явлений учебно-воспитательного процесса, предполагая глубокий анализ образовательных фактов, раскрытие внутренних закономерностей, объяснение внешнего внутренним. При их использовании исследователь имеет дело с абстрактными понятиями, определяет сущность, структуру, движущие силы изучаемых явлений. Среди теоретических методов различают: сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, генетический метод, формализация, моделирование, мысленный эксперимент [3, c. 106; 19, c. 131].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯРЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ - группа специальных методов исследования, направленных прежде всего на исследование производительности труда и точности выполнения операций. Основным методом исследования производительности труда является хронометраж, а точности выполнения операций - измерение [89, c. 195].

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТОДЫ ПЕРВИЧНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ - позволяют получать показатели, непосредственно отражающие результаты экспериментальных изменений. К первичным методам статобработки относятся, в частности: упорядочивание, группировка, табулирование, графическое представление статистического распределения, определение средней арифметической величины, определение дисперсии, определение стандартного отклонения, определение медианы, определение моды [89, c. 174].

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ - некоторые методы математической статистики, предназначенные для обработки результатов эксперимента с целью повышения обоснованности выводов исследований [67, c. 383].

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ (в педагогике) - методы, обеспечивающие возможность непосредственного познания педагогического исследования. Различают группы эмпирических методов исследования:

- накопление фактов: изучение литературы, наблюдение, опрос, изучение документов, изучение результатов деятельности учащихся;

- проверка предварительных выводов: обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент;

- оценка результатов: тестирование, шкалирование, статистическая обработка [12, c.28; 19, c. 116; 89, c. 105].

МЕТОДЫОПРОСНЫЕ

МЕТОДЫОПРОСНЫЕ - способы получения первичной информации об изучаемом индивиде (группе), проблеме с помощью вопросов. К ним относят беседу, интервью, анкетирование [3, c. 173; 19, c. 120].

МИМИКА

МИМИКА - выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека [80, c. 119].

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [80, c. 301].

МНЕМОНИКА (МНЕМОТЕХНИКА)

МНЕМОНИКА (мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций [80, c. 302].

МОДА

Мода - наиболее часто встречающееся значение в серии результатов (например, в серии 3, 3, 3, 5, 6 мода равна 3) [26, c. 174; 73, c. 25].

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование (в педагогике) - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [3, c. 68; 89, c. 92].

МОДЕЛИРОВАНИЕ(ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ)

Моделирование(педагогическое) - начальный этап педагогического проектирования. Состоит в разработке модели как общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положений), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических установок, учебных программ) для изучения учебного предмета или его части: отдельной темы, раздела и т.п. [3, c. 110; 19, c. 136; 24, c. 85; 82, c. 435].

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ - 1) система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т. п. [26, c. 174].

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (СПЕЦИАЛИСТА)

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (СПЕЦИАЛИСТА) - характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения [21; 34; 64; 68; 84; 90].

МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ

МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ - система учебных заданий, в которых знаковая информация выступает в функции средства регуляции будущей профессиональной деятельности обучаемых [21].

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

1) ситуационно обусловленная последовательность действий обучающего и обучаемых в пределах цели педагогического воздействия [52, c. 69]; 2) комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде (В.В. Гузеев)

МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ

МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ - кубообразная модель, классифицирующая свойства интеллекта по трем измерениям: 1) операции (как мы думаем) - что умеет испытуемый: познание, память, дивергентная продуктивность, ковергентная продуктивность, оценивание; 2) содержание (о чем мы думаем) - природа материала или информации, на основе которых осуществляются действия; это материал: изобразительный, символический (буквы, числа), семантический (слова), поведенческий (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях); 3) результаты (к чему приводит умственное действие) - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований, делаемые выводы [16, c. 419; 89, c. 161].

МОДУЛЬ

МОДУЛЬ - определенный объем учебной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности [94; 95].

МОДУЛЬ ОБУЧАЮЩИЙ

МОДУЛЬ ОБУЧАЮЩИЙ - фрагмент содержания курса с полным методическим обеспечением [17].

МОДУЛЬ УРОКА, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МОДУЛЬ УРОКА, УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - отрезок учебного времени, предназначенный для достижения одной и только одной локальной цели. Можно выделить шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей повторение текущее, поддерживающее, обобщающее, итоговое, вводное. В структуре урока наличествуют всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока - он формирует тип урока [17].

МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ - технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок [17; 94; 95].

МОДУЛЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

1) точно сформулированная учебная цель, 2) перечень средств обучения, 3) список смежных учебных элементов, 4) содержание с видеорядом, 5) план практических занятий с обязательным перечнем формируемых умений, 6) контрольная работа, точно соответствующая декларируемым целям [17; 95].

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МОЗГОВАЯ АТАКА)

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (мозговая атака) - метод выработки большого количества идей за ограниченный промежуток времени (разработан А.Ф.Осборном) [94].

МОНИТОРИНГ

1)непрерывное, длительное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) процесс непрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств решения (А. С. Белкин); 3) теоретически обоснованные измерения и оценки результатов обучения, способные дать объективные и достоверные данные о ходе педагогического процесса и его результатах (М. И. Грабарь); 4)(в системе «учитель - ученик») - совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию (А. М. Кукуев).

мониторинг Образовательный - система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы (Т. Н. Чепелев).

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

мониторинг развития системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за процессом целенаправленных качественных и количественных изменений в рамках данной системы.

МОНОГРАФИЯ

МОНОГРАФИЯ - опубликованный научный труд, посвященный исследованию одной проблемы (книга, в которой в систематическом виде автором изложены результаты собственного исследования). Монография может быть написана по материалам диссертации [49, c. 540].

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ - устное или письменное высказывание одного человека; значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность [51, c. 468].

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА

МОНТЕССОРИ-ШКОЛА - педагогическая система, основанная на идее разновозрастного обучения, свободного построения распорядка дня и т.п., в которой роль учителя сведена к поддержанию самодеятельности учеников; это школа развития и саморазвития учащихся [23; 68].

МОТИВ

1) осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания; внутренняя побудительная или стимулирующая сила; 2) отдельно взятое побуждение к деятельности, обусловленное определенным интересом или потребностью (Д.А.Белухин).

МОТИВАЦИЯ

1)система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности человека; 2) совокупность побуждений, которые вызывают некую активность человека и приводят его к совершению определенных конкретных действий, определяющих общую направленность личности [49, c. 544].

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на передачу этого наследия молодому поколению [79].

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - динамичная система разновеликих и разносодержательных культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования, которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта [79; 93].

МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ

МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ - метод регистрации хода выполнения деятельности через равные промежутки времени [9, c. 156].

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ -

- анализ (разложение) - мысленное или фактическое разложение целого на составные части;     

- синтез (соединение) - мысленное или фактическое воссоединение целого из частей; 

- абстрагирование - мысленное отвлечение какого-либо свойства (признака), явления, предмета от самого явления или предмета и других его свойств (признаков);

- сравнение - сопоставление для установления сходства или различия объектов с целью выявления отношений;

- конкретизация - воссоздание реального явления, процесса из выделенных ранее абстракций;

- категоризация - отнесение единичного объекта к некоторому классу;

- классификация (систематизация) - установление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе;

- обобщение - объединение объектов в единое целое на основе их общих признаков;

- индукция - умозаключение от единичного, частного к общему, от фактов к теории;

- дедукция - переход от общего к частному.

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности [80, c. 314; 91, c.391].

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного образования.

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии.

МЫШЛЕНИЕНООСФЕРНОЕ

МЫШЛЕНИЕНООСФЕРНОЕ - глобальное мышление в его связи и взаимодействии с мыслительной оболочкой земли. Формирование ноосферного мышления связано с воспитанием глубокой ответственности за свой "вклад" (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и самого себя.

МЫШЛЕНИЯ ПОРОГ

мышления Порог (предел) - минимальная и максимальная степени новизны неизвестного, которые могут быть раскрыты на основе достигнутого уровня знаний при соответствующих познавательных возможностях человека [54; 83].

Предыдущая страница Следующая страница