Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВРИСТИКА

ЭВРИСТИКА - наука о творчестве; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач [61, c. 168; 67, c. 452; 80, c. 772; 82, c. 880].

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономерностей формирования новых для обучаемого действий в специально созданных учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления; имитирует эвристическую деятельность на мегапредметном учебном содержании, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству [24, c. 167].

ЭГОЦЕНТРИЗМ

ЭГОЦЕНТРИЗМ - крайняя форма индивидуализма и эгоизма [24, c. 167; 61, c. 168; 66, c. 406; 67, c. 454; 80, c. 774; 82, c.881].

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ

- комплексный эмпирический метод исследования, предназначенный для доказательной проверки достоверности гипотезы в управляемых условиях специально преобразованного процесса;

- научно обоснованный опыт;

- проверка гипотезы;

- воспроизведение известной методики (технологии, системы мер и т. п.) в новых условиях;

- строго контролируемая и направляемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий;

- метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности;

- метод познания, с помощью которого в естественно или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление;

- исследовательская работа в учебном заведении по какой-либо проблеме;

- метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления педагогической действительности;

- научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;

- система приемов и методов изучения явлений;

- предметно-орудийная деятельность человека, опирающаяся на теоретические знания и направленная на познавательную деятельность;

- особый тип специально разработанных условий наблюдения [26, c. 168; 61, c. 169; 67, c. 457; 80, c. 776; 82, c. 888; 89, c. 73].

ЭКСПЕРИМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОБУЧАЮЩИЙ - экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения [10, c. 86].

ЭКСПЕРИМЕНТ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ - исследование, направленное на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами.

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ - исследовательская деятельность в специально организованных и контролируемых условиях (часто с применением специальной аппаратуры), "очищенных" от посторонних, нежелательных влияний, факторов, воздействий [80, c. 778].

ЭКСПЕРИМЕНТ МНОГОФАКТОРНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ МНОГОФАКТОРНЫЙ - эксперимент, предусматривающий варьирование нескольких факторов, предположительно влияющих на исследуемое явление [89, c. 142].

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ - способ мышления (метод), при котором явления действительности исследуются абстрактно, на идеализированных объектах [89, c. 101].

ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - комплексный эмпирический метод исследования, предназначенный для доказательной проверки достоверности гипотезы в управляемых условиях специально преобразованного педагогического процесса [24, c.168].

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОГРАНИЧНЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОГРАНИЧНЫЙ - эксперимент педагогический, проводимый на стыке с другими науками: психологией, физиологией, медициной, социологией, экологией и т.п.

ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНОСТИ

ЭКСПЕРИМЕНТА ВОЗМОЖНОСТИ - способность педагогического эксперимента 1) устанавливать характер связей между различными компонентами педагогического процесса; 2) проверять эффективность педагогических изменений и определять наилучшее их сочетание; 3) определять необходимые условия и средства реализации поставленных задач; 4) устанавливать закономерные связи между явлениями как в качественной, так и в количественной форме.

ЭКСПЕРИМЕНТА НАДЕЖНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТА НАДЕЖНОСТЬ - устойчивость результатов эксперимента при его многократном проведении.

ЭКСПЕРИМЕНТА УСЛОВИЯ:

ЭКСПЕРИМЕНТА УСЛОВИЯ: - организация предварительного теоретического анализа исследуемого явления;

- конкретизация гипотезы;

- определение репрезентативного числа сравниваемых по основным показателям участников экспериментальных и контрольных групп;

- установление оптимальных сроков проведения эксперимента;

- организация непрерывной циркуляции информации между исследователем и испытуемыми;

- систематическая регистрация проявлений исследуемых явлений различными способами и средствами;

- изменение условий проведения эксперимента (повтор, упрощение и усложнение ситуаций, перекрестное их воздействие);

- постоянный анализ полученного фактического материала.

ЭКСПЕРИМЕНТАДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТАДЛИТЕЛЬНОСТЬ - необходимый и достаточный срок изучения определенных программой вопросов. Слишком короткий срок эксперимента грозит необъективными данными, чересчур длительный срок повышает трудоемкость работы. Длительность изучения методики преподавания темы (раздела) должна соответствовать всему периоду ее изучения. При исследовании влияния каких-либо методических средств на развитие мышления научно достоверным можно считать эксперимент длительностью один - два года. То же можно сказать и о воспитании личностных качеств. Эксперименты общешкольного значения могут иметь длительность, соразмерную со сроками обучения на различных ступенях школы [12, c. 99].

ЭКСПЕРИМЕНТАКРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАКРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки, мнения. Для исследований дидактического характера важнейшим критерием является эффективность учебного процесса, которая может быть измерена временем, затраченным на "производство" единицы учебной продукции (решение задачи, выполнение задания или упражнения, изготовление детали или изделия); количеством продукции, «произведенной» в единицу времени (задач, заданий, упражнений, деталей) [89, c. 75].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

1) статус образовательного учреждения, официально полученный и зарегистрированный в городском (районном) Управлении образования для апробации новых моделей организации образовательного процесса; 2) образовательное учреждение, в котором проводится научный эксперимент, предусматривающий изменения в ходе образовательного процесса в русле определенной научно-исследовательской идеи, требующей проверки [41; 64; 90].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС(ГРУППА)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС(группа) - 1) коллектив учащихся, на которых изучаются исследуемые в эксперименте явления и процессы; 2) группа участников эксперимента, получающих независимую переменную [26, c. 324].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР(НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР(независимая переменная) - изменяемый, сознательно вводимый исследователем в ход эксперимента новый фактор [52, c. 55].

ЭКСПЕРИМЕНТЕСТЕСТВЕННЫЙ

ЭКСПЕРИМЕНТЕСТЕСТВЕННЫЙ - исследовательская деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса [26, c. 383].

ЭКСПЕРИМЕНТКЛАССИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТКЛАССИЧЕСКИЙ - эксперимент, предусматривающий изменение в каждой исследовательской процедуре только одного фактора при неизменности остальных [89, c. 142].

ЭКСПЕРИМЕНТКОНСТАТИРУЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТКОНСТАТИРУЮЩИЙ - установление экспериментальным путем фактического состояния изучаемых явлений, процессов, зависимостей [80, c. 778].

ЭКСПЕРИМЕНТКОНТРОЛИРУЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТКОНТРОЛИРУЮЩИЙ (контрольный, проверочный, уточняющий)- эксперимент, осуществляемый с целью проверки результатов воздействия эксперимента формирующего на исследуемые явления, процессы [45, c. 108; 89, c. 144].

ЭКСПЕРИМЕНТФОРМИРУЮЩИЙ

ЭКСПЕРИМЕНТФОРМИРУЮЩИЙ - (обучающий, воспитывающий, развивающий, созидательный, преобразующий) эксперимент, связанный с целенаправленным изменением исследуемых явлений, процессов [67, c. 458; 80, c. 779; 82, c. 889].

ЭКСПЕРТ

ЭКСПЕРТ - специалист в определенной области, компетентный в решении данной задачи, проблемы [63, c. 198].

ЭКСПЕРТИЗА ГУМАНИТАРНАЯ

1) особый вид практического приложения комплекса научных знаний о морали и воспитании, организованных вокруг этического ядра - прикладной этики (В.И. Бакштановский и др.); 2) процесс, имеющий целью дать обобщенную оценку последствий, которые имеет или может иметь для человека (для населения региона или той или иной социальной группы) то или иное событие, случившееся в прошлом, происходящее в настоящем либо потенциально возможное в обозримом будущем (А.У. Хараш).

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность контрольных процедур, позволяющих получить экспертное суждение о педагогическом объекте с последующим пофакторным анализом и рекомендациями по коррекции учебно-воспитательной деятельности [63].

ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ

ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ - установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и региональным требованиям.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА - экспертное суждение, выраженное в количественной или качественной форме [63].

ЭКСПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

ЭКСПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ - способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося (см. эксплицитный).

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ - имеющий открытое выражение, маркированный [81, c. 704].

ЭКСТЕРНАТ

ЭКСТЕРНАТ - самостоятельное прохождение курса обучения со сдачей экзаменов при каком-либо учебном заведении [63, c. 190].

ЭКСТРАВЕРТ

ЭКСТРАВЕРТ - тип личности, сориентированной на внешние условия, на другого человека. Экстраверт легко вступает в контакты, в общение, в совместную деятельность [49, c. 936].

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть [81, c. 707].

ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ

ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ - метод исследования функционального состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц [66, c. 409].

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА (ЭЭГ)

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - регистрируемая элекроэнцефалографом запись биотоков головного мозга [26, c. 389].

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ - метод исследования, состоящий в регистрации, анализе и интерпретации биотоков головного мозга [66, c. 410].

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ - особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека [26, c. 389; 61, c. 171; 66, c. 411; 67, c. 461].

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ - способность воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему [24, c. 169; 26, c. 390; 61, c. 172; 66, c. 412; 67, c. 463; 80, c. 784; 82, c. 899].

ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - целеустремленная система, включающая:

- человека (группу людей);

- среду, в которой находится человек;

- техническое устройство (средство деятельности);

- объект деятельности [67, c. 464].

ЭТНОПЕДАГОГИКА

ЭТНОПЕДАГОГИКА - часть педагогической науки, исследующая закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, народности, нации [24, c. 170].

ЭФФЕКТ ВТОРИЧНОСТИ

Эффект вторичности - последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние на результат; встречается реже, чем эффект первичности [42, c. 682].

ЭФФЕКТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ

ЭФФЕКТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ - эффект, возникающий тогда, когда человек, присутствующий при событии, получает ложную информацию о нем и позднее встраивает эту информацию о происшедшем в свою память [42, c. 682].

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ)

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия [67, c. 470; 80, c. 790; 82, c. 906].

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ - при прочих равных условиях предполагает более сильное воздействие представленной ранее информации [67, c. 471].

ЭФФЕКТ ТРЕНИРОВКИ

Эффект тренировки - любое улучшение показателей на последовательных этапах исследования, которое можно отнести не на счет воздействия независимой переменной (объекта исследования), а на счет тренировки, имеющей место, когда одна задача выполняется в нескольких случаях [26, c. 403].

ЭФФЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Эффект экспериментатора - некий аспект внешности или поведения экспериментатора, оказывающий влияние на поведение участника исследования [26, c. 404].

Предыдущая страница Следующая страница