Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - несоответствие субъективного знания объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики или абсолютизацией познания отдельных сторон объекта [54].

ЗАБОТА

ЗАБОТА - выраженное чувство ответственности за благополучие кого-либо или за что-либо, дополненное стремлением к действиям для его осуществления [54].

ЗАБЫВАНИЕ

ЗАБЫВАНИЕ - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала [80, c. 165].

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - 1) фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной (экспериментального фактора); 2) некий аспект экспериментальной ситуации, испытывающий воздействие независимой переменной при проведении эксперимента. Экспериментальный эффект достигается, если независимая переменная вызывает изменение зависимой переменной [26, c. 107; 53, c. 55; 61, c. 42].

ЗАГЛАВИЕ ПУБЛИКАЦИИ

ЗАГЛАВИЕ ПУБЛИКАЦИИ - должно раскрывать ее содержание. В заглавии принято указывать, во-первых, предмет исследования, а во-вторых - его объект. «Красота» заглавия ассоциируется с его краткостью. Публицизмы создают значительные помехи при определении сути исследования, уменьшают информативность заглавия [88, c. 57; 89, c. 248].

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей [80, c. 167].

ЗАДАЧА

Задача - способ знакового предъявления задания одним человеком другому (или самому себе), включающий указания на цель и условия ее достижения [80, c. 167].

ЗАДАЧАПРАКТИЧЕСКАЯ

ЗАДАЧАПРАКТИЧЕСКАЯ - исследовательская проблема, требующая разрешения [89, c. 52].

ЗАДАЧИ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ЗАДАЧИ ЗАКРЫТОГО ТИПА - тип задач тестовых, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос, задание. Из набора предлагаемых вариантов испытуемый выбирает один или несколько правильных, по его мнению, ответов [40].

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - часть цели, конкретизация цели. Другими словами - это цель в заданных условиях 19, c. 74; 89, c. 61].

ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ:

ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ: - определение предмета педагогики и места ее среди других наук;

- определение проблематики педагогических исследований;

- определение принципов и способов добывания знаний о педагогической действительности, методов их преобразования и интерпретации;

- исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;

- выявление условий эффективного взаимодействия науки и практики, основных путей внедрения достижений науки в педагогическую практику;

- анализ и конструктивная критика педагогических концепций.

Выделяют следующие виды задач: альтернативные, с множественным выбором, с переструктурированием данных, с восстановлением соответствия частей [89, c. 61].

ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА

ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА - тип задач, предусматривающих свободные ответы испытуемого, по существу задания без предлагаемых вариантов ответов. Испытуемый должен выполнять задание по своему усмотрению. Регламентируются лишь наиболее общие аспекты формы ответа (вербальная или невербальная, ориентировочный объем ответа, иногда - ориентировочное время). Различают задачи дополнения, свободного конструирования [40].

ЗАДАЧИ ПРАВКИ РУКОПИСИ

1)исключение погрешностей после первоначальной работы; 2) внесение ясности и четкости в формулировки, определения; 3) проверка фактического материала и освобождение рукописи от неточностей; 4) устранение шероховатости языка и стиля; 5) редакционно-техническая обработка рукописи [88, c. 25; 89, c. 251].

ЗАДАЧИ ТЕСТОВЫЕ

ЗАДАЧИ ТЕСТОВЫЕ - отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности и т.д. [40].

ЗАИМСТВОВАНИЕ

ЗАИМСТВОВАНИЕ - ссылки на факты, установленные другими авторами, и выводы, сформулированные ими.

ЗАКОН

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями [51, c. 257; 80, c. 168].

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно обусловленный определенными причинами процесс с действующей в нем совокупностью законов.

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить;

2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка вскоре все более замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой);

3) закон неравномерности развития навыка: улучшение навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на его продуктивность (кривая имеет зубчатую форму);

4) закон плато в развитии навыка: временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка(плато на кривой навыков) говорит о перестройке его психологической структуры;

5) закон отсутствия предела развития навыка: конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности;

6) закон угасания навыка: при отсутствии повторений навык претерпевает обратное развитие и, прежде всего, деавтоматизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык быстрее, чем первоначальное его развитие.

7) закон переноса навыка: имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков (дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос) [61, c. 43].

ЗАКОНЫ ТРЕНИНГА

1.Запрет на оценочные суждения во время обратной связи. 2. Недопустимость выноса информации о тренинговом занятии за пределы тренингового круга. 3. Полное внимание к говорящему в круге. 4. Запрет на актерство при выполнении упражнений. 5. Добровольный выбор участниками меры собственной открытости и искренности при обсуждениях и высказываниях. 6. Готовность участников к возможным кратковременным переживаниям отрицательных эмоций, ведущих, в конечном счете, к формированию фрагментов положительного опыта во взаимодействии с окружающими (Д. А. Белухин).

ЗАМЫСЕЛ

ЗАМЫСЕЛ - 1) заложенный в произведении смысл, идея; 2) общее представление автора о содержании и форме будущего произведения.

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ - организованное повторение информации с целью запоминания [80, c. 173].

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ ПУБЛИЧНАЯ

Защита диссертации публичная - официальное рассмотрение, обсуждение представленной к защите диссертационной работы на заседании диссертационного совета с участием оппонентов. По результатам публичной защиты совет принимает положительное или отрицательное решение о присуждении ученой степени кандидата наук, ходатайстве перед ВАК о присуждении ученой степени доктора наук.

ЗНАК

ЗНАК - минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык [67, c. 175; 82, c.240].

ЗНАНИЯ

ЗНАНИЯ (в педагогике) - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью [82, c. 242].

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - область человеческой психики, готовая к развитию через обучение и воспитание; ее изучение позволяет прогнозировать возможности развития обучаемого. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого [66, c. 112; 67, c. 125; 80, c. 177; 82, c. 244].

Предыдущая страница Следующая страница