Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАЛИДНОСТЬ

1)один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять; 2) комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность. Основные виды: конструктная, критериальная, содержательная [10, c. 34; 26, c. 48; 47, c. 179; 82, c. 41].

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая система, основанная на принципе природосообразности обучения и воспитания, имеющая целью развитие у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним [59, c. 31].

ВАРИАНТА

ВАРИАНТА - единица выборки, значение статистической совокупности, результат отдельного измерения [73, c. 104; 89, c.173].

ВЕЛИЧИНА

ВЕЛИЧИНА - мера множества, относительно элементов которого имеют смысл утверждения - больше, меньше, равно.

ВЕРБАЛЬНЫЙ

ВЕРБАЛЬНЫЙ - устный, словесный, оперирующий явлениями и предметами через слова, их обозначающие [80, c. 63].

ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ

ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ - методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов (см. верификация).

ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ - точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории, полученное в результате проведенного исследования [51, c.130; 82, c. 45; 91, c. 38].

ВЕРОЯТНОСТЬ

ВЕРОЯТНОСТЬ - 1) определенная мера объективной возможности появления определенного события в заданной совокупности условий; 2) статистическая возможность наступления того или иного события; колеблется в пределах между 1 (неизбежность) и 0 (невозможность); вероятностное значение 0,05 обычно служит порогом, ниже которого возможность того, что данное событие могло привести к полученным результатам, полностью исключается [26, c. 51; 91, c. 39].

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [80, c. 64].

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (В ПЕДАГОГИКЕ)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (в педагогике) - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [50, c. 6].

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИИ

взаимодействия Стратегии - совокупность преобладающих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание [32].

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого [80, c. 66].

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ - при анализе литературных источников:

- новая для исследователя;

- избыточная, не содержащая новых сведений (оправданная - обзоры, выводы, заключения, описание действий; неоправданная - повторы, дублирование, многословие);

- искажения - стилистические и логические ошибки, нечеткие формулировки;

- шум - ошибки в расчетах, методах, обобщениях, необоснованные рекомендации [89, c. 111].

ВИДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВИДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ :

- по содержанию: теоретические, прикладные, комплексные;

- по методам исследования: полемические, расчетно-аналитические, исторические, описательные, аппаратурные, смешанные;

- по характеру решаемых проблем: методологические (обзорно-аналитические, обзорно-критические); теоретические; эмпирические (описательные, объяснительные, полевые, пилотажные, диагностические, экспериментальные, лонгитюдные) [89, c. 54].

ВИДЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВИДЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ - реферат; доклад на конференции; статья в сборнике, журнале; технология (образовательная, воспитания, обучения...); отчет; проект; учебная программа кружка, практикума; конструкция дидактического средства; технико-технологическая оснастка; конструкция тренажера; конструкция прибора; транспарант для графопроектора; опорный конспект; учебное пособие; тетрадь на печатной основе; методические рекомендации; объекты труда; банк учебных проектов; проект оборудования учебных мастерских, кружка, кабинета... [89, c. 78].

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - классический (однофакторный), многофакторный; естественный, лабораторный; параллельный, перекрестный; констатирующий, поисковый, формирующий, контролирующий [89, c. 140].

ВИДЫ ПРАВКИ

ВИДЫ ПРАВКИ - вычитка, сокращение, обработка, переделка [88, c. 25; 89, c. 251].

ВИДЫ СОБЕСЕДНИКОВ

ВИДЫ СОБЕСЕДНИКОВ - разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, которые исследователю полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с испытуемым. С доминантным собеседником (напористным, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность) целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать ему твердо и решительно; недоминантного собеседника (деликатного, уступчивого, легко теряющегося) полезно почаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного (подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного) необходимо тактично придерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного (медлительного, не успевающего за сменой тем) не стоит торопить, надо давать ему возможность высказаться до конца. Экстраверт общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если предыдущая не завершена. Его следует терпеливо и вдумчиво выслушивать [32].

ВИДЫ ТРЕНАЖЕРОВ:

ВИДЫ ТРЕНАЖЕРОВ: - индивидуальные и групповые; регистрирующие отдельные параметры и оценивающие деятельность в целом; с физическим сходством и с психологическим подобием; адаптивные; специальные и широкого назначения; для совершенствования профессиональных действий и для развития профессионально важных психофизиологических качеств [89, c. 216].

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно-зрительные представления [81, c. 125].

ВИЗУАЛЬНЫЙ

ВИЗУАЛЬНЫЙ - представленный в форме, удобной для зрительного восприятия (невооруженным глазом или с помощью оптических приборов) [81, c. 125].

ВИКТИМНОСТЬ

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно могла быть предотвращена (см. виктимология).

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - педагогические технологии, используемые в сурдо-, орто-, олигофренопедагогике.

ВЛИЯНИЕ

ВЛИЯНИЕ - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и пр. в ходе взаимодействия с ним [80, c. 70].

ВНЕКЛАССНАЯ (ВНЕУРОЧНАЯ) РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ (ВНЕУРОЧНАЯ) РАБОТА - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, для развития самостоятельности и индивидуальных способностей [57; 62; 92].

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [26, c. 54; 80, c. 71].

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию [80, c. 74].

ВНУШЕНИЕ

ВНУШЕНИЕ - целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу индивида, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания [80, c. 75].

ВОЗВРАТ К СРЕДНЕМУ

ВОЗВРАТ К СРЕДНЕМУ - статистическая тенденция, заключающаяся в том, что самые высокие результаты или неординарное поведение стремятся возвратиться к средним величинам [42, c. 674].

ВОЗДЕЙСТВИЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ - предлагаемое учащимся для усвоения содержание обучения и воспитания; организационные формы, методы, приемы, средства обучения и воспитания [80, c.77].

ВОЛЯ

ВОЛЯ - способность человека регулировать психические процессы и свою деятельность, связанную с ними [80, c. 80].

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений [80, c. 82].

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества [80, c.84].

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентиров [80, c. 85].

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [52, c. 25].

ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях [80, c. 86].

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ - метод, заключающийся в движении мысли от одностороннего знания к все более полному и всестороннему раскрытию сущности исследуемого явления [91, c. 93].

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ - свойство личности, выражающееся в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира [80, c. 93].

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал [80, c. 95].

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПУБЛИКАЦИИ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПУБЛИКАЦИИ - 1) примечания; 2) пристатейные и прикнижные библиографические списки; 3) вспомогательные указатели [89, c. 250].

ВУНДЕРКИНД

ВУНДЕРКИНД - ребенок, обладающий гиперспособностями [81, c. 130].

ВЫБОРКА РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ

1)часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов; 2) группа участников, более или менее точно представляющая состав изучаемой популяции [10, c. 97; 26, c. 279; 82, c. 44].

ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ

Выборка случайная - выборка, составленная таким образом, что все объекты явления могли быть отобраны с равной (и независимой) степенью вероятности [26, c. 61].

ВЫБОРКА (СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ)

ВЫБОРКА (статистическая совокупность) - вся система событий как исходов эксперимента [80, c. 96; 89, c. 173].

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Министерства образования Российской Федерации (ВАК) - главный межведомственный орган страны, занимающийся аттестацией научных кадров, контролем за присуждением ученой степени кандидата и присуждением ученой степени доктора наук, а также готовящий и выпускающий Положения о присуждении ученых степеней и организации защиты диссертаций. Действует на основании Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ [63, c. 39].

ВЫТЕСНЕНИЕ

ВЫТЕСНЕНИЕ - процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний [80, c. 96].

Предыдущая страница Следующая страница