Статьи на букву "К"
КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ - диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Получение этой степени означает вхождение в клан ученых. На этой ступени под научным руководством осваиваются логика, технология и организация научных исследований, приобретается более широкой опыт их проведения и описания, формируются умения самостоятельно и глубоко работать с информацией, соотносить теорию с практикой [5, c. 15]. |
1) специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, в вытеснении одних эмоций другими; 2) эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств [82, c. 308]. |
КАТЕГОРИЯ - предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений данной науки. Для педагогики - это образование, воспитание, обучение, развитие [82, с. 308; 91, c. 251]. |
Каузальная (причинная) схема - аспект теории атрибуции, обозначающий ситуацию, когда исследователь обладает рядом усвоенных представлений о причинах, которые могут привести к конкретным следствиям, или о возможных отношениях между ними [26, c. 130; 67, c. 160]. |
КАУЗАЛЬНЫЙ МЕТОД - метод исследования, целью которого является нахождение необходимой связи явлений, когда одно из них выступает причиной, порождающей другое явление, называемое следствием [80, c. 218]. |
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности) [54]. |
КАЧЕСТВА РЕЧИ - реальные свойства содержательной и формальной сторон речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность [32; 54; 92]. |
Качественные методы исследования - исследования, выводы из которых нельзя экстраполировать за пределы того контекста, в котором они были получены. |
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ - нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения [84]. |
КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ - 1) (в широкой трактовке) - способы планирования исследования и организации сбора эмпирических данных, которые включают не все этапы и элементы, подразумеваемые единой логикой эксперимента как метода; 2) (в узком значении) - исследование, которое, как и экспериментальное, направлено на проверку причинно-следственной гипотезы, но не может быть названо таковым в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием (независимой переменной) и побочными факторами; 3) разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов [26, c. 131; 45, c. 10]. |
КВАЛИМЕТРИЯ - область науки, разрабатывающая методы и технологию количественного измерения качественного состояния чего-либо [61, c. 58]. |
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА - модель, отражающая совокупность существенно значимых умений и навыков обучаемого, его уровень подготовленности к будущей профессиональной деятельности. |
Кворум - минимальное количество членов диссертационного совета, которые должны лично присутствовать на заседании совета при защите диссертации. Заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей его состава [81, c. 275]. |
КИНЕМАТОМЕТР - прибор для измерения точности воспроизведения амплитуд движений [43]. |
Классификационные признаки диссертации - совокупность признаков, характеризующих: - характер результатов диссертации; - уровень новизны результатов диссертации; - ценность результатов диссертации; - связь темы диссертации с плановыми исследованиями; - уровень внедрения (использования) результатов диссертации, имеющей прикладное значение; - рекомендации по расширенному использованию результатов диссертации, имеющих прикладное значение [29]. |
КЛАССИФИКАЦИЯ - упорядоченное разделение определенного множества объектов на группы (классы, отделы, разряды) на основе использования установленной системы признаков деления и совокупности определенных правил [91, c. 257]. |
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ - выделение различных групп объектов с общими признаками [63, c. 83]. |
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе [83]. |
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - психическое состояние, вызванное противоречием между потребностями и интересами как мотивами деятельности и самой, но вынужденной деятельностью (Л.Фестингер). |
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - относительно устойчивая индивидуальная особенность познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях [8, c. 315; 67, c. 166; 82, c. 315]. |
КОГНИТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ - 1) знание, 2) понимание, 3) применение, 4) анализ, 5) синтез, 6) оценка. |
КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ - биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи. Ее ценность - безусловность реакции [26, c. 136; 66, c. 151; 67, c. 166; 80, c. 553; 82, c. 315]. |
КОЛИЧЕСТВО - характеризует предметы и явления безотносительно к их содержанию и качественной природе со стороны их величины, объема, числа [91, c. 263]. |
КОЛЛЕДЖ - учебное заведение, готовящее специалистов, как правило, со средним профессиональным образованием, в том числе педагогическим [63, c. 85]. |
КОЛЛЕКТИВ - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [80, c.220]. |
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми [71; 92]. |
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (КОМПЕТЕНТНОСТЬ) - приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения), предметную компетенцию (активное владение лексикой), лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания) и прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями) [8; 32; 71; 92]. |
Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативного поведения людей, характеризующаяся тематическим (информационным) полем дискурса и функциональной направленностью [32; 54]. |
1) общение с учащимися; 2) общение с коллегами; 3) общение с неколлегами (Т.А.Ладыженская). |
КОММУНИКАЦИЯ - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности [32; 71; 80; 82; 83; 92]. |
КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ - передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации.: - кинесика - совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т.п.; - проксемика - место и время общения; - паралингвистика - качество голоса: диапазон, тон, тембр, сила, полетность, паузы, звуки-«заполнители» пауз; - экстралингвистика - улыбка, смех, плач, слезы; - визуальное общение - контакт глазами; - такесика - прикосновение [32; 54]. |
КОМПЕНСАЦИЯ - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций [80, c. 225]. |
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности (ср. функциональная грамотность). Иначе может характеризоваться как 1) углубленное знание предмета, 2) освоенное умение, 3) способность к актуальному выполнению деятельности [5, c. 46; 26, c. 138; 80, c. 226; 81, c. 295]. |
компетентность Профессиональная - совокупность профессиональных знаний, умений, а также владение способами выполнения профессиональной деятельности [24, c. 62]. |
1)круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [51, с. 351; 81, с. 295]. |
компетенция (компетентность) коммуникативная - знания о речи, ее функциях; сформированность умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. |
компетенциЯ (компетентность) лингвистическАЯ - знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики. |
КОМПЕТЕНЦИЯ (компетентность) ЯЗЫКОВАЯ - овладение нормами русского литературного языка и его функциональными стилями. |
КОМПЕТЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности (А.В. Хуторской). |
компетенция Профессиональная (от лат. competentia - принадлежность по праву) - круг вопросов, решение которых входит в обязанности специалиста [81, c. 295]. |
КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - структура литературного произведения, расположение его частей и их связь между собой, обусловленные замыслом автора, назначением произведения и его содержанием. Объемные произведения могут делиться на более или менее крупные составные элементы: части, разделы, главы, параграфы, пункты. Большинство научных и учебно-методических произведений имеют три основные части: введение, основную часть, заключение [88, c. 35; 89, c. 252]. |
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА - направление психодиагностических исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением компьютерных тестов [10, c. 257]. |
конгруэнтность (в процессе общения) - соответствие невербального поведения партнеров их речевым высказываниям. Несоответствие в этом является сигналом лжи [24, c. 63]. |
КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними [3, c. 84; 24, c. 63]. |
КОНСПЕКТ - особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). |
КОНТЕКСТ (в психолингвистике) (от лат.contextus - тесная связь, соединение) - относительно законченный отрывок устной или письменной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т.д. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются другие (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по контексту» [24, c. 63; 67, c. 173; 80, c. 232]. |
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания, а также систематического замера частоты и объема упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности исследуемых текстов. Позволяет выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора и аудитории (применяется в социальной психологии, педагогической психологии и т.п.) [10, c. 134; 24, c. 63; 67, c. 173; 80, c. 232; 82, c.330]. |
1) непрерывность, неразрывность явлений, процессов; 2) (в математике) непрерывное (связное) множество, совокупность точек; 3) (в физике) сплошная материальная среда, свойства которой изменяются в пространстве непрерывно [66, c. 160; 91, c. 275]. |
КОНТРАСТНЫЕ ГРУППЫ - эмпирические выборки испытуемых, различающиеся по определенному набору критериев. Как правило, в такие группы подбираются лица с максимальным и минимальным проявлением критериальных признаков [10, c. 136]. |
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС (группа) - - коллектив учащихся, подобранный с помощью претеста, для сравнения с экспериментальным; - группа участников, по возможности точно копирующая экспериментальную группу, но не имеющая независимой переменной [26, c. 144]. |
КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [24, c. 64; 67, c. 174; 80, c. 234; 82, c. 343]. |
КОНФЛИКТ СТИЛЕЙ - несоответствие между стилем обучения учащегося и 1) стилем преподавания его учителя; 2) ориентацией учебников и других средств обучения; 3) учебным стилем его одноклассников [38]. |
КОНФОРМИЗМ - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения [24, c. 64; 91, c. 276]. |
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ - качество внимания как результат произвольного сокращения его объема до одного объекта и за счет этого повышения его интенсивности [54]. |
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ("погружение") - тип обучения, характеризующийся непрерывностью и целостностью процесса изучения отдельной темы, раздела, курса [93]. |
КОНЦЕПЦИЯ - - внутреннее представление о чем-либо; - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; - основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; - ведущий замысел деятельности [82, c. 346; 91, c. 278]. |
КОРПОРАЦИЯ - группа, не связанная с другими, цели деятельности которой замкнуты «на себя» [24, c. 66; 80, c. 246]. |
1)соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий; 2) связь между выборками по различным признакам, факторам; определяет связь между явлениями, если одно из них входит в число причин, определяющие другие. О тесной корреляции можно говорить только в тех случаях, когда коэффициент корреляции не ниже 0,7 [51, c. 362; 89, c. 181]. |
КОСВЕННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения, результаты которых находят на основании известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами [89, c. 197]. |
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта) - обозначаемое символом IQ отношение т.н. возраста умственного (ВУ) к возрасту истинному, хронологическому (ВИ) данного лица по формуле: ВУ / ВИ х 100 % = IQ. Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50-75% - для дебилов, 25-50% - для имбецилов, ниже 25% - для идиотов [24, c. 49; 66, c. 270; 67, c. 179; 82, c. 358]. |
КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ - показатель степени тесноты связи между сравниваемыми признаками [26, c. 150; 66, c. 170; 89, c. 181]. |
КОЭФФИЦИЕНТ ЛИНЕЙНОЙ КОРРЕЛЯЦИИ - сопоставляет сами величины признаков [89, c. 183]. |
КОЭФФИЦИЕНТ РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ(коэффициент Спирмена) - измеряет связь между рангами (местами) изучаемой варианты по разным признакам, но не между собственными величинами вариант [11, c. 144; 66, c. 170; 89, c. 183]. |
креативности Параметры: - способность к обнаружению и постановке проблем; - способность к генерированию большого числа идей; - гибкость - способность к порождению разнообразных идей; - оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно; - способность совершенствовать объект путем добавления деталей; - способностьрешать проблемы, то есть анализировать и синтезировать идеи (Д. Гилфорд). |
КРЕАТИВНОСТЬ - 1) универсальная творческая способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации; 2) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [24, c. 66; 80, c. 247; 82, c. 359; 89, c. 161]. |
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕРВИЧНАЯ - общая способность к творчеству, развивающаяся у детей до 6-7 лет под влиянием благоприятных факторов среды (см. креативность). |
КРИВАЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - это предел, к которому стремится полигон частот при неограниченном увеличении объема статистической совокупности и уменьшения интервалов (увеличение точности измерения, переход от дискретной величины к непрерывной) [73, c. 16; 89, c. 178]. |
КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЙ - графическое изображение результата усвоения навыка, по абсциссе которого откладывается последовательность упражнений, по ординате - эффективность выполнения каждого из них [61, c. 62; 66, c. 171; 82, c. 361]. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ - актуальность, новизна, практическая значимость [89, c. 52]. |
КРИТЕРИЙ - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [24, c. 67; 52, c. 60; 61, c. 62]. |
КРИТЕРИЙ ВАЛИДИЗАЦИИ - непосредственная и независимая от валидизируемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. Сравнение результатов теста с критерием валидизации является непременным условием процедуры определения критериальной валидности. В качестве критериев валидизации на практике обычно используют биографические данные, показатели успеваемости, производственные показатели, результаты при испытании тестов, врачебный диагноз, контрольные испытания знаний и умений [10, c. 30]. |
КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА (Т - критерий) - служит для сравнения величин двух попарно сопряженных совокупностей, то есть таких совокупностей, которые объединены некоторой связью, общим свойством [89, c. 184]. |
КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА - оценивает близость двух средних значений с точки зрения отнесения или не отнесения ее к случайной (при заданном уровне значимости), отвечая на вопрос о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга [10, c. 98; 47, c. 67; 89, c. 180]. |
Критерий центральной тенденции - критерий, который дает возможность получить ту или иную форму типичного показателя в серии результатов. Среднее является наиболее чувствительным критерием, медиана и мода являются более приближенными критериями центральной тенденции [26, c. 152]. |
КУЛЬТУРА - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [80, c. 249]. |
Культура интеллектуальная - культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и оргтехникой. |
Культура личности - совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям); формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании [50; 54]. |
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ - свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование информационной культуры личности осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс [50]. |
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике; повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности [54; 83]. |
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - научное направление, формирующееся на стыке философии образования, культурологии и педагогики, объясняющее на единых принципах педагогической и культурной антропологии весь комплекс проблем образования [79]. |