Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

ДАТЧИК

ДАТЧИК - средство измерения, преобразующее измеряемую физическую величину (перемещение, давление, температура, электрическое напряжение и т. д.) в сигнал (обычно электрический) для передачи, обработки или регистрации [89, c. 202].

ДВУСТОРОННЯЯ ГИПОТЕЗА

Двусторонняя гипотеза - гипотеза, предсказывающая различие (а также ассоциацию или корреляцию) между двумя сериями результатов, но не определяющая направление или отклонение этих результатов [26, c. 81].

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ

ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ - закономерное для навыка исчезновение его автоматизации под влиянием ряда факторов: перерывов в работе, эмоций, утомления, ускорения темпа работы и др. [61, c. 33].

ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ

ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям [54].

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - распад личностного поведения, выражающийся в аморальном и противоправном поведении [79].

ДЕДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев [91, c. 139].

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - способность человека не только выполнять определенные действия, но и нести за них ответственность [51, c. 215].

ДЕЗОРИЕНТИРУЮЩИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Дезориентирующие переменные - возможное влияние неконтролируемых факторов на измеряемое поведение (зависимая переменная) в эксперименте [89].

ДЕЙСТВИЕ

Действие - основная структурная единица поведения, деятельности индивидуума, обеспечивающая взаимодействие человека с предметным миром [61, c. 33; 66, c.84; 67, c. 94; 80, c. 120; 82, c. 151].

ДЕЙСТВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

действие Интеллектуальное - система логических операций, с помощью которых осуществляются преобразования наличных знаний для достижения искомого знания.

ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ

действие Умственное - интеллектуальное действие, достигшее в своем развитии такой стадии, когда оно может выполняться «в уме», т. е. во внутренней речи без непосредственных практических действий (А.М. Матюшкин).

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Делегирование полномочий - управленческий прием, заключающийся в передаче подчиненным части обязанностей, прав и соответствующей ответственности из сферы действий руководителя [13].

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ - поведение, отклоняющееся от норм права и морали и разрушающее их [80, c. 127].

ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

деонтология Педагогическая - наука о профессиональном поведении педагога. Термин «деонтология» был введен в начале XIX в. английским философом И. Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека.

ДЕПОНИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ

ДЕПОНИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ - узкоспециальная работа, обычно в виде машинописного оригинала, находящаяся на хранении в библиотеке или информационном центре, которые информируют специалистов о ее наличии и выдают копии для изучения. Д.р. приравниваются к опубликованным документам и материалам исследования [63, c. 44].

ДЕСТРУКЦИИ (ДЕФОРМАЦИИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ДЕСТРУКЦИИ (деформации) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ - факторы профессиональной стагнации специалиста, детерминированные спецификой профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности (в педагогике выделяют такие деструкции, как авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический консерватизм, доминантность, социальное лицемерие, эмоциональное выгорание и др.) [21].

ДЕТЕКТОР ЛЖИ (ПОЛИГРАФ)

ДЕТЕКТОР ЛЖИ (ПОЛИГРАФ) - прибор, предназначенный для регистрации физиологических реакций человека с целью обнаружения их изменений, связываемых с неискренностью, лживостью обследуемого [10, c.157; 80, c. 417].

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДЕФЕКТОЛОГИЯ - наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей с физическими и психическими недостатками [80, c. 524].

ДЕФИНИЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ - краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова [91, c. 460].

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МОДУЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МОДУЛЬ - совокупность профессиональных умений и навыков, эквивалентных объему содержания обучающего модуля. Блок деятельностных модулей составляет модель специалиста (В.В. ГУЗЕЕВ).

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Деятельностный подход (в психологии) - методологический принцип, согласно которому мышление человека представляет собой процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний идеальный план (см. интериоризация).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат [66, c. 91; 67, c. 101; 80, c. 123; 82, c. 169; 91, c. 151].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ

деятельность Ведущая - деятельность, которая обеспечивает максимально благоприятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность [24, c. 37].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - система педагогически целесообразных действий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности, на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей его свободного и творческого самовыражения [24, c. 37].

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - их сенсорная, моторная и мыслительная деятельность.

ДИАГНОЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении [24, c. 37].

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - выявление причин, недостатков или отклонений в деятельности личности (социальной группы) с целью устранения этих причин путем соответствующих коррективных воздействий психолого-педагогического характера [10, c. 86;  26, c. 88; 67, c. 104; 80, c. 141; 82, c.175] .

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики, выявления возможных отклонений в психическом развитии. Проводится: 1) путем более или менее разностороннего кратковременного обследования с применением ряда психодиагностических методов (тестов) или 2) путем длительного изучения человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения (так называемый клинический метод) [82, c. 176; 66, c. 93].

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация [5, c. 27; 70, c. 29; 80, c. 142].

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - исследование свойств и особенностей личности, обеспечивающих ее способности успешно заниматься творческой деятельностью в любой области деятельности [70, c. 30].

ДИАГРАММА

ДИАГРАММА - изображение результатов эксперимента, показывающее соотношение каких-либо величин в статике; уместна при демонстрации итогов среза изучаемого явления, процесса; различают столбиковые, ленточные (полосчатые), круговые (секторные) диаграммы [89, c. 77].

ДИАГРАММА РАССЕИВАНИЯ

Диаграмма рассеивания - графическое изображение корреляции между двумя сериями измерений, например, между коэффициентом умственного развития и оценками на экзаменах (чем больше точек на диаграмме рассеивания образует определенную тенденцию, тем выше степень корреляции) [26, c. 90].

ДИАЛОГ

ДИАЛОГ - разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника) [80, c. 143].

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - способность мыслить в разных направлениях, т. е. анализировать объект с разных сторон, в системе его множественных связей с другими объектами, их свойствами и отношениями. Особенность конечного мысленного продукта, получаемого с помощью дивергентного мышления - разнообразие возможных ответов [82, c. 181].

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - принцип структурирования системы образования, обеспечивающий возможность вариативности образовательных услуг, образовательных программ, типов и видов образовательных учреждений и т.п.

ДИДАКТОГЕНИИ

ДИДАКТОГЕНИИ - определенные психические состояния субъекта, возникающие вследствие ингибиции социальной во время обучения [80, c. 144].

ДИКЦИЯ

ДИКЦИЯ - степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков, определяющая разборчивость речи и понимание ее другими людьми [52, c. 34; 59, c. 72].

ДИЛЕТАНТ

ДИЛЕТАНТ - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки [52, c. 34].

ДИНАМИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

ДИНАМИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - демонстрация процесса отклонения траектории формируемого навыка от эталонной траектории, «образа действия»; дает увеличение скорости формирования точностных показателей навыка в три раза [14; 48; 89, c. 220].

ДИНАМОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

ДИНАМОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА - устройство, измеряющее вертикальную, горизонтальные составляющие силы и скручивающий момент в точке приложения силы [89, c. 202].

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ - выпускная работа исследовательского характера студентов высших и средних специальных учебных заведений [30].

ДИСКУРС

ДИСКУРС - важнейшая составляющая речевого события, процесс речевого поведения, речевой и невербальный обмен, протекающий в речевой ситуации; многоуровневый процесс, который складывается из 1) вербального (словесного) поведения; 2) акустического поведения (громкость, высота тона, темп, паузирование, ритм); 3) кинесического поведения (жесты, мимика, поза); 4) пространственного поведения (использование пространства при речевом общении) [52, c. 34].

ДИСКУССИЯ

1)устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения; 2) (в дидактике) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины [81, c. 205].

ДИСПЕРСИЯ

Дисперсия - 1) статистическая мера вариативности какого-либо признака, главная характеристика отклонения значений признака от его средней величины; 2) степень разброса в серии результатов, дающая определенное понятие об изменчивости этих результатов. Чем выше дисперсия, тем больше результатов «разбросано» вокруг среднего значения (а не сгруппировано вокруг одного центрального результата) [26, c.94; 89, c. 176].

ДИСПУТ

ДИСПУТ - форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения [82, c. 193].

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Диссертационный совет - созданный при организации, учрежденный ВАК России ученый, научный совет, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата, доктора наук по определенным специальностям [59, c. 72].

ДИССЕРТАЦИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и соискания ученой степени кандидата или доктора наук [51, c. 229; 63, c. 47].

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА

Диссертация в виде научного доклада - краткое обобщенное изложение в письменной форме результатов проведенных соискателем ученой степени исследований и разработок, подготовленное им на основании совокупности ранее опубликованных собственных работ, известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики.

ДИССЕРТАЦИЯ МАГИСТЕРСКАЯ

ДИССЕРТАЦИЯ МАГИСТЕРСКАЯ - квалификационная работа выпускника магистратуры, юридически приравненная к диплому, но дающая более высокую академическую степень, влияющую затем на аттестацию учителя и получение более высокой категории [4, c. 14].

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - волевое свойство личности, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами [54].

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучаемых [93].

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД - в обучении - комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93].

ДИХОТОМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ

ДИХОТОМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ - показатели связи признаков (переменных), измеряемых по дихотомической шкале наименований. По этой шкале признаки выражаются альтернативными определениями (нормальное развитие психического свойства - задержка; соответствие - несоответствие ответа на вопрос «ключу»; принадлеждность - непринадлежность испытуемого какой-либо диагностической группе и т.д.) [10, c. 137].

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - процесс мышления, включающий в обоснование истинности одного положения другим, истинность которого уже доказана; система правильных умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемому положению [59, c. 75].

ДОКТРИНА

ДОКТРИНА - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип [51, c. 233].

ДОМИНАНТА

ДОМИНАНТА - ведущая, господствующая идея, определяющая мысли, чувства и поведение человека [66, c. 98; 67, c. 110].

ДОСТОВЕРНОСТЬ

ДОСТОВЕРНОСТЬ - одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. Понятие достоверности близко к понятию валидности, но не вполне тождественно ему [26, c. 96; 80, c. 147].

ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ (СХОДСТВА)

ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЯ (сходства) - аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным) [10, c. 97].

ДОЦЕНТ

ДОЦЕНТ - ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника НИИ; присваивается, как правило, кандидатам наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и опубликованных научных трудов [63, c. 50; 81, c.213].

ДРЕЙФ-ГРУППА

ДРЕЙФ-ГРУППА - группа обучаемых переменного состава, изменение контингента которой зависит от уровня развития учащихся, их способностей, разнообразия интересов, мотивации, успеваемости и т.п. Одна из альтернативных форм организации образовательного процесса [17; 95].

Предыдущая страница Следующая страница