Наши партнеры

Система вентиляции в калининграде.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

Т - ГРУППА (ГРУППА ТРЕНИНГА)

Т - ГРУППА (группа тренинга) - временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности в обучении всех его членов (Л. П. Брэдфорд).

ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦА - упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы взаимосвязанных и взаимозависимых количественных и качественных данных, обычно заключенных в рамки [49, c. 778].

ТАБУЛИРОВАНИЕ

ТАБУЛИРОВАНИЕ - построение таблиц или собственно статистических распределений, в которых каждой варианте "x" поставлена в соответствие ее частота в выборке или при необходимости частость [89, c. 174].

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ - ошибочное определение, в котором определяемое и определяющее понятия выражены одинаковыми терминами. В логике это называется "то же через то же самое" [82, c. 758; 91, c. 669].

ТАКСОНОМИЯ

ТАКСОНОМИЯ - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение [24, c. 145].

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных [66, c. 362; 67, c. 392; 80, c. 662].

ТАХИСТОСКОП

ТАХИСТОСКОП - прибор, позволяющий предъявлять визуальные стимулы на разные промежутки времени и с разной освещенностью [26, c. 323; 66, c. 363; 67, c. 352].

"ТВЕРДОСТЬ РУКИ"

"ТВЕРДОСТЬ РУКИ" - психомоторное качество, способность совершать физиологически рациональные движения, характеризующиеся отсутствием бесполезных, ошибочных перемещений. Основные средства диагностики - тремометры, координациометры [89].

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов [70, c. 245; 82, c. 760].

ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИЙ ПЕДАГОГ

ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИЙ ПЕДАГОГ - новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы; человек, умеющий видеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи; педагог, который видит свою роль не только в максимальном обогащении своих питомцев системой знаний, умений и навыков, но и в их психическом, умственном развитии, в подготовке их к творческой деятельности [70, c. 248].

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [70, c. 247].

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию [70; 86; 98].

творчества Ступени:

- сосредоточенность;

- бдительность;

- бесстрашие;

- спокойствие;

- доброжелательность;

- обаяние;

- радость (К. С. Станиславский).

ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО -

- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей;

- создание качественно новой системы знаний на основе: 1) переосмысления; 2) переработки; 3) комбинации; 4) использования имеющихся знаний;

- способность принимать нестандартные, оригинальные, неповторимые решения, адекватные особенностям конкретной ситуации;

- способность конструировать, создавать, вводить в оборот понятия, категории, отражающие новые грани естественных, социальных (в т.ч. педагогических) явлений и процессов с использованием старого знания;

- способность видеть явление, объект, процесс во всей совокупности его сторон, в единстве позитивного и негативного;

- умение использовать теоретический каркас, стержень данной науки как ключ к конкретному анализу конкретной ситуации [61, c. 149; 67, c. 393; 70, c. 258; 80, c. 662; 82, c. 768].

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ

ТВОРЧЕСТВО НАУЧНОЕ - высшая форма творчества; поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений. Его специфическим предметом являются закон, закономерная связь, тенденция развития. Научное творчество выражается в создании специфического типа знания - системного знания [70, c. 265].

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью. Творчество педагога может проявляться на разных уровнях:

- в нестандартных подходах к решению проблем;

- в разработке новых форм, методов, средств, приемов и их оригинальных сочетаний;

- в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях;

- в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами;

- в удачном импровизировании;

- в умении видеть "веер вариантов" решения одной и той же проблемы;

- в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия [70, c. 267; 82, c. 770].

ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ - деятельность по созданию новой и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [66, c. 363; 67, c. 393].

ТЕЗАУРУС

1)лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2) полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине; 3) словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта [24, c. 146; 82, c. 762].

ТЕЗИС

ТЕЗИС - 1) любое утверждение в споре или изложении какой-либо теории; 2) положение, кратко излагающее идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа; 3) заметка, излагающая отдельные основные мысли статьи, книги [24, c. 146].

ТЕКСТ

ТЕКСТ - законченное, содержательно и структурно целостное речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания [80, c. 664].

ТЕЛЕМЕТРИЯ

ТЕЛЕМЕТРИЯ - измерение на расстоянии. Информацию о результатах измерения можно передавать: по проводам, по радио, посредством лучей света, инфракрасными (тепловыми) лучами [89, c. 203].

ТЕМА НАУЧНАЯ

ТЕМА НАУЧНАЯ - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Формулирование темы как бы отделяет предварительный этап исследования от основного. При выборе темы следует учитывать некоторые общие требования: субъективный опыт исследователя, ее актуальность, конкретность, перспективность, проблемность [89, c.57].

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ - совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) [61; 66; 67; 80; 82; 91; 99].

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕНЦИЯ - устойчиво выраженное направление развития человека, деятельности, явления, процесса [91, c. 674].

ТЕНЗОМЕТРИЯ (ПЬЕЗОМЕТРИЯ)

ТЕНЗОМЕТРИЯ (ПЬЕЗОМЕТРИЯ) - метод исследования, позволяющий фиксировать величину усилий, развиваемых испытуемыми в процессе работы. Основным чувствительным элементом тензометрических экспериментальных установок являются тензодатчики, а пьезометрических установок пьезодатчики [9, c. 48; 89, c. 212].

ТЕОРИЯ

1) (в узком смысле) - высшая и самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области знания; 2) (в широком смысле) - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления [26, c. 325; 80, c. 670; 82, c. 778].

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - теория усвоения, в основе которой заложена идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); умственное развитие, как и усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит путем интериоризации (этапы: предварительное знакомство с действием, материализованное действие, этап внешней речи, этап внутренней речи, этап автоматизированного действия) [66; 82; 87; 101].

ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ

ТЕОРИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ - концепция развивающего обучения (В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин), в которой учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретически-дедуктивному типу. Учебный предмет не просто трактует систему знаний, а через особое построение содержания организует познание учащимся содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования [18; 24; 98].

ТЕСТ

ТЕСТ - 1) метод, проба, проверка, испытание, исследование; стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста; 2) краткое, обычно ограниченное во времени задание, позволяющее получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств; 3) теоретическая и эмпирическая система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств; 4) (в психологии) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий [24, c. 148; 66, c. 370; 67, c. 396; 80, c. 684; 82, c. 779].

ТЕСТ ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА

ТЕСТ ВЫГОТСКОГО-САХАРОВА - методика, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий; материал методики представляет собой набор объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной [10, c. 65].

ТЕСТ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

ТЕСТ ДИДАКТИЧЕСКИЙ (тест достижений) - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися [10, c. 332; 66, c. 370; 67, c. 397; 80, c. 690; 82, c. 778].

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК" - проективная методика исследования личности; предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты [10, c. 95].

ТЕСТ ОБУЧЕННОСТИ

ТЕСТ ОБУЧЕННОСТИ - совокупность заданий, сориентированных на измерение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения [24, c. 148].

ТЕСТ ОТДАЛЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ

ТЕСТ ОТДАЛЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ - тест исследования креативности как типа мышления, в котором испытуемый должен установить ассоциативную связь между словесными "триадами", то есть найти четвертое слово, которое объединяет по смыслу независимые прежде элементы в единую систему [70, c. 288].

ТЕСТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕСТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ - тест специальных способностей. Предложен И.С. Якиманской, В.Г. Зархиным и Х.М. Кадаяс в 1991г. Предназначен для диагностики уровня развития пространственного мышления. Включает пять субтестов, задания которых требуют от испытуемых в процессе создания образа работы с величиной объектов, их формой, а также оперирования образами, приводящего к мысленному видоизменению положения объекта, его структуры, к одновременному изменению пространственного положения и структуры образа [10, c. 91].

ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ - ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ - проективная методика - исследования личности (предложена С. Деллингер). Стимульный материал состоит из пяти геометрический фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, загзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это - Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения [1, c. 6; 10, c. 254].

ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ (ТАТ)

ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ (ТАТ) - один из перспективных методов исследования личности с помощью набора картин неопределенного и даже противоречивого характера. ТАТ характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных толкований. Каждая трактовка позволяет познать определенные тенденции личности, ее установки, потребности [10, c. 321; 80, c. 685].

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ - тест для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Относится к тестам оценки юмора, может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности. Предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой. В предлагаемых фразах отражены следующие темы: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия (пьянство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость [10, c. 392].

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ - объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов [10, c. 327].

ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ

ТЕСТА ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ - характеристика задачи (пункта) теста, отражающая статистический уровень ее решаемости в данной выборке стандартизации. Вместе с анализом дискриминативности пунктов, внутренней согласованности, характера распределения тестовых оценок анализ трудности заданий теста является одной из базовых процедур разработки и проверки диагностических качеств тестовой методики.

В психологии разделяются субъективно-психологическая и статистическая (объективная) трудности. Субъективная трудность задачи связана с индивидуально-психологическим барьером, величина которого определяется как обстоятельствами (лимитом времени, доступностью инструкции и т.д.), так и уровнем формирования необходимых для решений знаний, умений и навыков, психическим состоянием испытуемого и рядом других факторов [10, c. 349].

ТЕСТАВАЛИДНОСТЬ

ТЕСТАВАЛИДНОСТЬ - показывает, в какой мере он измеряет то качество, для оценки которого предназначен (см. валидность).

ТЕСТАНАДЕЖНОСТЬ

ТЕСТАНАДЕЖНОСТЬ - 1) вероятность отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики; 2) характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста.

Эта интегральная характеристика включает: точность, правильность, устойчивость, валидность, стабильность, постоянство результатов, получаемых с помощью теста [10, c. 201].

ТЕСТАСОПОСТАВИМОСТЬ

ТЕСТАСОПОСТАВИМОСТЬ - означает, что тестовые оценки можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены.

ТЕСТАСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

ТЕСТАСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ - означает соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры общества в случае заимствования теста в другой стране [10, c. 8].

ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ - 1) метод психодиагностики, использующей тесты с определенной шкалой значений; 2) (в педагогике) целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса [80, c. 700; 82, c. 779].

ТЕСТОВ СТАНДАРТЫ

ТЕСТОВ СТАНДАРТЫ - совокупность требований, предъявляемых к тесту как психологическому инструменту измерения и предназначенных для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Наиболее известны «Стандарты для образовательного и психологического тестирования» Американской психологической ассоциации [10, c. 327].

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ - совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются: тест Векслера, тесты интеллекта, тесты способностей, батарея тестов (GATB), тест Амтхауэра, тест структуры интеллекта (TSI) [10, c. 328].

ТЕСТОВАЯ ИСКУШЕННОСТЬ

ТЕСТОВАЯ ИСКУШЕННОСТЬ - индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов. Обследуемый, имеющий значительный опыт участия в психологических тестированиях, приобретает тем самым определенные преимущества перед индивидом, впервые участвующим в подобном обследовании [10, c. 122].

ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ТЕСТОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - совокупность требований, предъявляемых к психологу, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов:

- всесторонность оценки,

- правильное использование теста,

- психометрические знания,

- поддержание принципа целостности результатов теста,

- точность оценки,

- уместное использование норм,

- обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных [10, c. 326; 82, c. 780].

ТЕСТОВАЯ МОДЕЛЬ

ТЕСТОВАЯ МОДЕЛЬ - совокупность стимульного материала теста и правил оперирования с ним, обусловливающая актуализацию определенного вида активности, релевантного исследуемым особенностям.

В ряде психодиагностических методик тестовая модель приближается к реальной (критериальной) деятельности. Это наиболее типично для тестов достижений, тестов критериально ориентированных, тестов специальных способностей [10, c. 329].

ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ - состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации [10, c. 348].

ТЕСТОВСТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ

ТЕСТОВСТАНДАРТИЗИРОВАННОСТЬ - определяет идентичность условий в которых они применяются: ситуаций, инструкций, способов вычисления, интерпретации получаемых показателей [60, c. 699].

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ - количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том, или ином уровне выраженности диагностируемых качеств [10, c. 209].

"ТЕСТОВЫЙ" ИНТЕЛЛЕКТ

"ТЕСТОВЫЙ" ИНТЕЛЛЕКТ - показатель уровня умственного развития индивида, критерием которого является набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных конкретным тестом. Проявляется при выполнении испытуемыми большого числа тестов, когда результаты тестирования выявляют не умственный потенциал, а особенности прошлого опыта, обученности испытуемого, сказывающиеся на успешности выполнения заданий теста [89, c. 159].

ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ

ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ - элемент процедуры обработки данных психодиагностического обследования; применяется в многопараметровых тестовых батареях, опросниках личностных, других методиках, предусматривающих представление результата в виде оценок профильных.

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕСТЫ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ - тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Это - основное отличие критериально-ориентированных тестов от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму) [80, c. 693].

ТЕСТЫ АППАРАТУРНЫЕ

ТЕСТЫ АППАРАТУРНЫЕ - методики, подразумевающие применение технических (электронных) устройств разной сложности, позволяющие получать релевантную задаче информацию об обследуемом; широко используются в медицинских исследованиях, дифференциальной психофизиологии (электроэнцефалограф, рефлексометр и др.) [10, c. 330].

ТЕСТЫ БЛАНКОВЫЕ

ТЕСТЫ БЛАНКОВЫЕ - тесты, задания которых предъявляются на специально разработанных бланках обследования, предусматривающих самостоятельную работу с ними испытуемого (групп испытуемых) [10, c. 330].

ТЕСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ

ТЕСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ - тесты, в которых материал задач тестовых представлен в вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме [10, c. 331].

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ

ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ - методики, предназначенные для одновременного обследования группы испытуемых; их не следует смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т.п. [10, c. 331]

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА - методики психодиагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. (Г. Айзенк, Р. Амтхауэр, Д. Векслер, К. Кос, Дж. Кэттелл, Дж.Равен, Л.Терстоун, ШТУР и т.п.) [67, c. 397; 80, c. 690; 82, c. 781].

ТЕСТЫ "КАРАНДАШ-БУМАГА"

ТЕСТЫ "КАРАНДАШ-БУМАГА" (синоним - тесты бланковые) - коммерческие тесты, которые предназначены для продажи пользователям, как правило, профессиональным психологам [10, c. 337].

ТЕСТЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ

ТЕСТЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ - 1)тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ; 2) тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.

На современном этапе развития компьютерной психодиагностики такие тесты, в основном, - компьютерные версии уже известных методик. Чаще всего это различные опросники личностные, реже - тесты интеллекта и др. [10, c. 337].

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ - комплекс методик для изучения и оценки творческих способностей личности (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Э. Торранс и др.) [10, c. 338; 67, c. 398; 80, c. 692].

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ - методы психодиагностики, предназначенные для измерения различных сторон личности индивида: установок, ценностей, отношений; эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств; типичных форм поведения [10, c. 340; 80, c. 694].

ТЕСТЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ

ТЕСТЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ - вид тестов, данные по которым могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию [10, c. 341].

ТЕСТЫ ОЦЕНКИ ЮМОРА

ТЕСТЫ ОЦЕНКИ ЮМОРА - группа тестов личности, направленных на выявление особенностей чувства юмора (А. Робака, Дж. Алмака, Р. Кэттелла и Л. Луборского, Люсса) [10, c. 341].

ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ

ТЕСТЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ - тип тестов, в которых материал задач тестовых представлен невербальными заданиями (составление фигур, геометрические аналогии и т.д.) [10, c. 343].

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов ("незавершенные предложения", "несуществующее животное", "дом-дерево-человек", "нарисуй человека", тесты М. Люшера, Г. Роршаха, ТАТ и др.) [80, c. 695].

ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение (прогрессивные матрицы Равена, анкеты, опросники, тесты проективные) [10, c. 345].

ТЕСТЫ СКОРОСТИ

ТЕСТЫ СКОРОСТИ - тип психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых (корректурная проба, таблицы Шульте, тесты интеллекта, достижений) [10, c. 346].

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом их отличие от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности. Валидизация тестов специальных способностей осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тестам достижений [10, c. 346; 80, c. 699].

ТЕСТЫ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ

тесты Стандартизированные - тесты, измеряющие индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей сходными характеристиками [60, c. 699].

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - способ системной организации образовательной деятельности, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании специализированного материально-технологического инструментария [17; 35; 94].

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ - методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [23; 41].

ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИТАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ КВАЛИТАТИВНЫЕ (в образовании) технологии, основанные на квалиметрическом подходе (модель системы оценки качества общего образования, алгоритм управленческих решений в сфере образования, рейтинговые квалиметрические системы в образовании и др.) [17].

ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (НИТ)

ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (НИТ) - комплекс образовательных технологий, основанных на внедрении персональных компьютеров в систему обучения и самообразования [23; 35; 41; 94].

ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВЫЕ (С-ТЕХНОЛОГИИ)

ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВЫЕ (С-технологии) - технологии обучения, основанные на использовании сети Интернет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде инновационных (В. М. Монахов).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА - условное изображение технологии образовательного процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы с обозначением логических связей между ними (В. М. Монахов).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - научное описание последовательности действий обучающего и обучаемых в рамках цели педагогического воздействия на уровне абстрактной технологии, содержащей основу любых ситуационно необходимых дидактических конкретизаций [52].

ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ - алгоритм выполнения определенной преподавательской деятельности через ее расчленение на систему последовательных взаимосвязанных элементарных дидактических действий, которые определены более или менее однозначно и имеют целью обеспечение достижения высокой эффективности в этой деятельности [95].

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса [50; 93].

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ("ПРОНИКАЮЩАЯ" ТЕХНОЛОГИЯ)

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ("проникающая" технология) - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными [35; 93].

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ - научно обоснованное предписание отбора, проектирования, структурирования содержания образовательного процесса по заданным параметрам [60].

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТОГИС

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТОГИС - технология обучения в глобальных информационных сетях (В.В.Гузеев).

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов).

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ - технология развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения, психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их (В. В. Гузеев).

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ - художественное обобщение, выражение общих идей, социальной сущности процессов и явлений посредством конкретных типических образов [49, c. 799].

ТИПОЛОГИЯ

ТИПОЛОГИЯ - 1) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели; 2) результат типологического описания и сопоставления [49, c. 800].

ТИПЫ КОЛБА

ТИПЫ КОЛБА - тип I - учащийся, которому для обучения требуется наблюдать за группой и видеть чужой опыт; тип II - учащийся с абстрактным типом мышления, охотно учится по учебникам и лекциям; тип III - учащемуся необходим "практический" опыт действий; тип IV - учащийся обладает высокой степенью самостоятельности в обучении [38].

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо (Бетти Э. Риэрдон).

ТОЧНОСТЬ

ТОЧНОСТЬ - количество градаций переменной, которое может быть изменено в зависимости от задач исследования.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНЧЕСКОМУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ:

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНЧЕСКОМУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ:

- новизна;

- глубина обоснования проблемы, ее актуальность;

- полнота и содержательность программы;

- глубина анализа изучаемой проблемы в теории и на практике;

- уровень самостоятельности решений;

- жизнестойкость;

- практическая значимость;

- уровень демонстрации синтеза психолого-педагогических и методических знаний;

- соответствие выбранных методов исследования и критериев оценки результатов эксперимента его целям и задачам;

- отражение в теме решения педагогической проблемы;

- степень экспериментального подтверждения;

- оригинальность психолого-педагогических и технологических решений;

- четкость и логичность изложения;

- обоснованность выводов и методических рекомендаций;

- высокая культура оформления.

ТРЕМОМЕТР

ТРЕМОМЕТР - прибор для определения тремора. Одна из конструкций представляет собой ящичек с металлической крышкой с 16 отверстиями диаметром от 2,5 до 9 мм, которая вместе с иглой соединена с электрическим счетчиком импульсов [89, c. 227].

ТРЕМОР

ТРЕМОР - непроизвольные мышечные сокращения, вызывающие колебательные движения конечностей, туловища [89, c. 227].

ТРЕНАЖЕРАМОТОРНОЕ ПОЛЕ

ТРЕНАЖЕРАМОТОРНОЕ ПОЛЕ - пространство тренажера с расположенными органами управления, в котором осуществляются двигательные действия испытуемого по управлению тренажером. Оно представлено кнопками, тумблерами, ручками, рычагами, штурвалами, педалями [89, c. 337].

ТРЕНАЖЕРОМЕТРИЯ

ТРЕНАЖЕРОМЕТРИЯ - метод исследования процесса совершенствования профессиональных действий или развития профессионально важных психофизиологических качеств с помощью тренажеров.

ТРЕНАЖЕРЫ

ТРЕНАЖЕРЫ -

- технические устройства, конструкция которых помогает наиболее эффективно реализовать один или несколько методов исследования;

- учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования управления машиной;

- техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, реализующее физическую и / или функциональную модель системы "человек - машина" и ее взаимодействие с предметом труда и внешней средой; обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого и предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления системой "человек - машина";

- техническое средство обучения, реализующее модель эргатической системы и обеспечивающее контроль за качеством деятельности обучаемого [66, c. 374; 67, c. 409; 80, c. 707; 82, c. 793; 89, c. 213].

ТРЕНИНГ

1)система практических заданий и упражнений, построенных в определенной последовательности и специальном тренировочном режиме [24, c. 151; 66, c. 375; 67, c. 409; 80, c. 708]; 2) форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении (Д. А. Белухин).

ТРЕНИНГ-МИНИМУМ

ТРЕНИНГ-МИНИМУМ - часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (госстандарту) [95].

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА - разновидность тренажеров, предназначенных, как правило, для облегчения формирования какого-либо одного трудового навыка или действия. Условно их можно разделить на статические приспособления и фиксирующие приспособления [89, c. 220].

ТЬЮТОР

ТЬЮТОР - должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору профессии на основе выявления способностей путем тестирования [24, c. 152].

Предыдущая страница Следующая страница