Статьи на букву "С"
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679]. |
САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности [24, c. 132; 66, c. 330; 67, c. 350; 82, c. 679]. |
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - важнейшее условие социализации личности; путь к жизненным перспективам, основывающийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума. |
САМООБРАЗОВАНИЕ - система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681]. |
1) обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и общении; 2) процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [50; 66; 67; 82]. |
САМООЦЕНКА - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683]. |
САМОРАЗВИТИЕ - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684]. |
САМОСОЗНАНИЕ - осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684].. |
самосознаниеэтническое - относительно устойчивая система осознанных представлений (значений) и оценок объектов этнического мира, формирование которой обусловливает осознание человеком самого себя в качестве представителя своей этнической общности |
СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ - научное произведение, посвященное итогам исследований разными авторами одной и той же проблемы (темы). Фактически это собрание статей по одной тематике. Такие сборники выпускают по мере проработки темы и накопления результатов, к юбилейным датам, к проведению научных форумов, связанных с данной тематикой. Эти сборники объединяют научные труды сотрудников одного вуза или НИИ. Есть и межвузовские сборники [63, c. 147]. |
СБОРНИК ТЕЗИСОВ (выступлений, докладов) - сборник самого короткого жанра - тезисов. Его издают к совещаниям, конференциям, симпозиумам. Он не является периодическим изданием. Чаще бывают сборники тезисов межвузовские или международные, в зависимости от места работы участников конкретного научного форума. |
СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д. |
СЕМИНАР - форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев). |
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ - форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, т.е. не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для технологии обучения интегральной (В. В. Гузеев). |
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающих переработку знаковой информации, ориентированной на индивидуальное присвоение в конкретной области культуры. |
СЕНСОМОТОРИКА - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности [66, c. 335]. |
СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА - пространство тренажера, воздействующее на анализаторы испытуемого и определяющее его ответные действия. В основном - это приборы как источники информации [61, c. 132]. |
Серийная обработка - вид обработки информации, когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через сознание, обрабатывается именно таким образом. |
Серийное объединение - способность ребенка к пониманию пространственно-временных связей. Так, ребенок может упорядочить объекты по длине, высоте или согласно очередности их появления [26; 98]. |
Серия - ряд исследуемых объектов, явлений, процессов, событий [26, c. 292]. |
СИМВОЛИКА - система специально созданных знаков (символов) для обозначения объектов, мыслей, чувств, идей [80, c. 595]. |
Синергетика - наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы (Г. Хакен). |
СИСТЕМА ЗАДАЧ - совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям: 1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия. 2. Наличие ключевых задач, т.е. задач, являющихся своеобразными "ключами" к решению других (рассматриваются способы деятельности, имеющие принципиальное значение). 3. Связность. Совокупность задач - последовательность уровней от подготовительных вариантов до обобщений. 4. Возрастание трудности в каждом уровне. В основе - "продвинутый" результат обучения. 5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков. 6. Целевая достаточность. Количество задач оптимально для достижения поставленной цели. 7. Психологическая комфортность. Учет темперамента, типа мышления, вида памяти учащихся (В. В. Гузеев). |
СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный (А. М. Матюшкин). |
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [63, c. 150]. |
1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической деятельности в данных социально-экономических условиях; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. |
Системное различение - процесс визуального восприятия, позволяющий индивидууму различать двухмерные стимулы (например, слова в книге) и трехмерные стимулы (окружающие объекты). |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью цели, единством управления и функционирования [63, c. 151]. |
СИТУАЦИЯ УСПЕХА - субъективно воспринимаемые достижения в какой-либо сфере деятельности в контексте развития личности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. |
СКЛОННОСТЬ - одна из форм направленности личности, в структуру которой входит интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности [54]. |
СЛЕДСТВИЕ - явление, вызываемое некоторой причиной. Следствие - результат причины [91, c. 531]. |
слушание Нерефлексивное - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям слушающего его партнера. |
слушание Рефлексивное - активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО - сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного произведения [88]. |
СОВМЕСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения двух или нескольких разноименных величин с целью нахождения зависимости между ними [89, c. 197]. |
СОВОКУПНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения нескольких одноименных величин, получаемых в результате прямых измерений различных сочетаний этих величин [89, c. 197]. |
Соискатель ученой степени - 1) лицо, официально претендующее на присуждение ему ученой степени и осуществляющее необходимые для этого действия, меры, процедуры, готовящее требуемые материалы и документы; 2) лицо, прикрепленное к высшему учебному заведению, научной организации с целью подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени. |
СОИСКАТЕЛЬСТВО - проведение самостоятельного научного исследования без отрыва от работы в образовательной сфере. Соискатель, согласно заявлению, прикрепляется к кафедре или лаборатории для предоставления ему научного руководства со стороны одного из специалистов. |
СОПРЯЖЕННО-МОТОРНАЯ МЕТОДИКА - способ исследования аффективных реакций, позволяющий исследовать отражение этих реакций в речевых и двигательных процессах. Вызванное словом эмоциональное состояние регистрируется по речевым ответам и деформации двигательной реакции. Сочетание речевых и двигательных симптомов более полно отражает динамику эмоциональных состояний, чем традиционно используемые вегетативные показатели (дыхание, давление, потоотделение, пульс) [89, c. 225]. |
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, динамически развернутая в коллективных формах взаимодействия (работы) участников образовательного процесса на основе предметно-профессионального и социального контекстов будущей деятельности специалиста [21]. |
СОЦИОГРАММА - графическое выражение математической обработки результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах [26, c. 212; 66, c. 350; 67, c. 377; 80, c. 637; 82, c. 728]. |
СОЦИОМЕТРИЯ - экспериментальный метод (социально-психологический тест), обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе [61, c. 141; 66, c. 351; 67, c. 378; 82, c. 728]. |
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности [21]. |
СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЭДВАРДСА - опросник личностный, разработан А.Эдвардсом. предназначен для оценки мотивационных тенденций личности; создан на основе классификации основных социогенных потребностей Г.Мюррея (реализован принцип попарных сравнений отдельных высказываний) [10, c. 389]. |
Способ действия - система операций, обеспечивающих преобразование объекта для достижения поставленной цели [48]. |
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления [61, c. 142; 66, c. 353; 67, c. 381; 70, c. 225; 80, c. 640; 82, c. 729]. |
способности Дивергентные - термин, введенный Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи; являются основой креативного мышления и противопоставляются способностям конвергентным. |
СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности [67, c. 381]. |
СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ - сочетание индивидуально-психических свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско-технических знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств [53, c. 291]. |
способностиКонвергентные - способности правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта (Дж. Гилфорд). |
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - словари, тезаурусы, справочники, энциклопедии, представляющие собой собрание определений и характеристики терминов-понятий, расположенных в алфавитном порядке [63]. |
СРАВНЕНИЕ - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов [67, c. 382; 80, c. 646; 91, c. 650]. |
СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА - 1) средняя оценка изучаемых в эксперименте признаков; 2) сумма набора значений, поделенная на число значений [10, c. 175; 16, c. 61; 26, c. 313] . |
"СРОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ" - информация, получаемая учащимися о параметрах совершаемого им действия и позволяющая эффективно формировать навыки самоконтроля; дает увеличение скорости формирования точностных показателей навыка в 2 раза [89, c. 214]. |
ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК - указания на источник цитирования. Ссылки производятся в двух случаях: когда упоминается произведение; когда цитируется чужой текст. При воспроизведении сведений общеизвестного характера ссылки не обязательны. Для научных статей наиболее распространенный способ оформления ссылок подстрочное размещение ссылок на странице. В монографиях и диссертациях используют затекстовые библиографические списки. Встречаются ссылки прямо в тексте, следом за самой цитатой. Нумерация источников в основном тексте оформляется скобками [88]. |
СТАБИЛОГРАММА - запись колебаний тела, регистрирующая способность испытуемого сохранять устойчивость [89, c. 209]. |
СТАБИЛОГРАФ - прибор, регистрирующий устойчивость прямостояния [89, c. 209]. |
СТАБИЛОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА - разновидность динамографической платформы, представляющая собой "бутерброд" из двух расположенных на некотором расстоянии пластин, центры которых соединены вертикальным стержнем с наклеенными на него тензодатчиками [89, c. 202]. |
СТАБИЛОГРАФИЯ - метод регистрации устойчивости тела при прямостоянии [89, c. 209]. |
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [63, c. 156]. Стандартизированные процедуры - жесткий набор правил и процедур, используемый при проведении и оценке результатов экспериментов или психометрического тестирования [26, c. 314]. |
СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ - 1) классическая мера разброса симметричного отклонения; 2) статистическая мера отклонения в серии результатов. Стандартное отклонение дает исследователю представление о широте разброса результата вокруг среднего значения [12, c. 143; 26, c. 314]. |
СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ - правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования. |
Статистика - математическая дисциплина, предназначенная для обработки специфических характеристик выборки или результатов исследования [26, c. 315; 51, c. 688]. |
Статистическое значение - вывод о том, что данные, полученные в результате исследования, не являются случайными; обычно выражается в терминах вероятности. Традиционным нижним порогом статистического значения является р (вероятность) = 0,05. Все, что находится ниже этого порога, считается случайным и автоматически отвергается [26, c. 315]. |
СТАТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - сигнализация о факте совершения ошибки или ее величине [89, c. 220]. |
СТАТИЧЕСКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - устройства для выработки у учащихся правильной рабочей позы или хватки инструмента [89, c. 220]. |
СТАТЬЯ - научное сочинение небольшого размера (10-20 печатных страниц), опубликованное, как правило, в специальном научном журнале или сборнике. |
СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ - способ организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызова из памяти информации обучаемых. |
Стиль руководства - совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов. |
1) физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор); 2) физическая энергия и информация, на которую реагирует сенсорная система в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой [26, c. 316]. |
СТИХИЙНО - ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ - процесс познания, в котором получение знания не отделено от общественно практической деятельности людей, а основным источником знаний являются разнообразные практические действия с объектами познания [89, c. 19]. |
СТРАТА - группа людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации [82, c. 749]. |
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ: - деятельностная: мотивы - цели - задачи - содержание - формы - методы - критерии - результаты; - управленческая: первичный анализ - прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - корригирование - стимулирование; - по видам дидактических действий: преподавание (обучающие действия) - стимулирующие - организующие - контролирующие - оценочные - корректирующие; - по типам проводимых уроков: сообщения новых знаний; формирования практических умений; формирования общеучебных умений; закрепления знаний, умений, навыков; решения задач; конструирования и моделирования; проектирования; производительного труда; игры; контроля и оценки знаний; контроля и оценки умений и навыков; повторения и обобщения; комбинированные; - по этапам усвоения: первоначальное восприятие - запоминание - осмысление - применение в стандартной ситуации - применение в новой ситуации; - по виду воспитания: нравственное; трудовое; эстетическое; физическое; экономическое; экологическое; умственное; правовое; половое; семейное; гражданское; - возрастная: воспитательная работа с младшими школьниками - с подростками - со старшеклассниками; - коллективов: школьный - педагогический - классный - объединения учащихся - ученические организации - кружковцы; - деятельности участников воспитательного процесса: учителя - учащихся - родителей - общественников - социальных институтов - шефов - "улицы"; - по видам воспитания: воспитание - самовоспитание - взаимовоспитание; - по видам общения: с учащимися; с учителями; с родителями; с администрацией [56; 64; 68; 78]. |
СТРУКТУРА УРОКА (в блочно-модульной технологии) - развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых; последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находится в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную) структуру (В.В.Гузеев). |
СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом [80, c. 656]. |
СУБЛИМАЦИЯ - трансформация неудовлетворенного напряжения в определенной ситуации и при неких условиях в другие, социально приемлемые формы психической деятельности; направление невостребованной психической энергии человека в другие сферы его деятельности [26, c. 314; 67, c. 388; 80, c. 656; 82, c. 754]. |
СУБТЕСТ - совокупность групп тестовых заданий, направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта [2, c. 6]. |
СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании [66; 67; 80; 82; 100]. |
СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей [100]. |
СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - теория обучения, в основе которой - эмоциональное внушение в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию; предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения) [23; 93]. |
СУГГЕСТОТЕХНОЛОГИЯ - образовательная технология, основанная на внушении и способности педагога использовать средства вербального и невербального воздействия на обучаемого для достижения поставленной цели [35; 93]. |
СУД (способы умственных действий) - способы, которыми осуществляется мышление [77]. |
СУЖДЕНИЕ - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка - «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются) [61, c. 148; 66, c. 360; 67, c. 390; 91, c. 663]. |
СУРДОПЕДАГОГИКА - отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха. |
СХЕМА - упорядоченная структура знаний или способностей, изменяющаяся с возрастом или по мере приобретения жизненного опыта (Пиаже Ж.). |
СХЕМАТИЗАЦИЯ - рассмотрение предмета или явления в общих чертах, сглаживание различий, упрощение на уровне какой-либо схемы. |
СЦИЕНТИЗМ - мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и техники в системе культуры человеческого общества [24, c. 145; 91, c. 667]. |