Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679].

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности [24, c. 132; 66, c. 330; 67, c. 350; 82, c. 679].

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - важнейшее условие социализации личности; путь к жизненным перспективам, основывающийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума.

САМООБРАЗОВАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ - система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681].

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

1) обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и общении; 2) процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [50; 66; 67; 82].

САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей; может быть: 1) актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время); 2) ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапом жизни); 3) идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе); 4) рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [26, c. 286; 66, c. 332; 67, c. 352; 82, c. 683].

САМОРАЗВИТИЕ

САМОРАЗВИТИЕ - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы саморегуляции [82, c. 684].

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684]..

САМОСОЗНАНИЕЭТНИЧЕСКОЕ

самосознаниеэтническое - относительно устойчивая система осознанных представлений (значений) и оценок объектов этнического мира, формирование которой обусловливает осознание человеком самого себя в качестве представителя своей этнической общности

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ - научное произведение, посвященное итогам исследований разными авторами одной и той же проблемы (темы). Фактически это собрание статей по одной тематике. Такие сборники выпускают по мере проработки темы и накопления результатов, к юбилейным датам, к проведению научных форумов, связанных с данной тематикой. Эти сборники объединяют научные труды сотрудников одного вуза или НИИ. Есть и межвузовские сборники [63, c. 147].

СБОРНИК ТЕЗИСОВ (ВЫСТУПЛЕНИЙ, ДОКЛАДОВ)

СБОРНИК ТЕЗИСОВ (выступлений, докладов) - сборник самого короткого жанра - тезисов. Его издают к совещаниям, конференциям, симпозиумам. Он не является периодическим изданием. Чаще бывают сборники тезисов межвузовские или международные, в зависимости от места работы участников конкретного научного форума.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д.

СЕМИНАР

СЕМИНАР - форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития (В. В. Гузеев).

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ - форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, т.е. не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для технологии обучения интегральной (В.  В.  Гузеев).

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающих переработку знаковой информации, ориентированной на индивидуальное присвоение в конкретной области культуры.

СЕНСОМОТОРИКА

СЕНСОМОТОРИКА - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности [66, c. 335].

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА

СЕНСОРНОЕ ПОЛЕ ТРЕНАЖЕРА - пространство тренажера, воздействующее на анализаторы испытуемого и определяющее его ответные действия. В основном - это приборы как источники информации [61, c. 132].

СЕРИЙНАЯ ОБРАБОТКА

Серийная обработка - вид обработки информации, когда данные обрабатываются поэтапно. Большая часть информации, которая проходит через сознание, обрабатывается именно таким образом.

СЕРИЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Серийное объединение - способность ребенка к пониманию пространственно-временных связей. Так, ребенок может упорядочить объекты по длине, высоте или согласно очередности их появления [26; 98].

СЕРИЯ

Серия - ряд исследуемых объектов, явлений, процессов, событий [26, c. 292].

СИМВОЛИКА

СИМВОЛИКА - система специально созданных знаков (символов) для обозначения объектов, мыслей, чувств, идей [80, c. 595].

СИНЕРГЕТИКА

Синергетика - наука, изучающая процессы самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы (Г. Хакен).

СИСТЕМА ЗАДАЧ

СИСТЕМА ЗАДАЧ - совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:

1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия.

2. Наличие ключевых задач, т.е. задач, являющихся своеобразными "ключами" к решению других (рассматриваются способы деятельности, имеющие принципиальное значение).

3. Связность. Совокупность задач - последовательность уровней от подготовительных вариантов до обобщений.

4. Возрастание трудности в каждом уровне. В основе - "продвинутый" результат обучения.

5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.

6. Целевая достаточность. Количество задач оптимально для достижения поставленной цели.

7. Психологическая комфортность. Учет темперамента, типа мышления, вида памяти учащихся (В. В. Гузеев).

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный (А. М. Матюшкин).

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [63, c. 150].

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической деятельности в данных социально-экономических условиях; 2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

СИСТЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ

Системное различение - процесс визуального восприятия, позволяющий индивидууму различать двухмерные стимулы (например, слова в книге) и трехмерные стимулы (окружающие объекты).

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью цели, единством управления и функционирования [63, c. 151].

СИТУАЦИЯ УСПЕХА

СИТУАЦИЯ УСПЕХА - субъективно воспринимаемые достижения в какой-либо сфере деятельности в контексте развития личности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности.

СКЛОННОСТЬ

СКЛОННОСТЬ - одна из форм направленности личности, в структуру которой входит интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности [54].

СЛЕДСТВИЕ

СЛЕДСТВИЕ - явление, вызываемое некоторой причиной. Следствие - результат причины [91, c. 531].

СЛУШАНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ

слушание Нерефлексивное - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям слушающего его партнера.

СЛУШАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ

слушание Рефлексивное - активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137].

СОАВТОРСТВО - сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного произведения [88].

СОВМЕСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

СОВМЕСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения двух или нескольких разноименных величин с целью нахождения зависимости между ними [89, c. 197].

СОВОКУПНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

СОВОКУПНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения нескольких одноименных величин, получаемых в результате прямых измерений различных сочетаний этих величин [89, c. 197].

СОИСКАТЕЛЬ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Соискатель ученой степени - 1) лицо, официально претендующее на присуждение ему ученой степени и осуществляющее необходимые для этого действия, меры, процедуры, готовящее требуемые материалы и документы; 2) лицо, прикрепленное к высшему учебному заведению, научной организации с целью подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени.

СОИСКАТЕЛЬСТВО

СОИСКАТЕЛЬСТВО - проведение самостоятельного научного исследования без отрыва от работы в образовательной сфере. Соискатель, согласно заявлению, прикрепляется к кафедре или лаборатории для предоставления ему научного руководства со стороны одного из специалистов.

СОПРЯЖЕННО-МОТОРНАЯ МЕТОДИКА

СОПРЯЖЕННО-МОТОРНАЯ МЕТОДИКА - способ исследования аффективных реакций, позволяющий исследовать отражение этих реакций в речевых и двигательных процессах. Вызванное словом эмоциональное состояние регистрируется по речевым ответам и деформации двигательной реакции. Сочетание речевых и двигательных симптомов более полно отражает динамику эмоциональных состояний, чем традиционно используемые вегетативные показатели (дыхание, давление, потоотделение, пульс) [89, c. 225].

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МОДЕЛЬ - система заданий, динамически развернутая в коллективных формах взаимодействия (работы) участников образовательного процесса на основе предметно-профессионального и социального контекстов будущей деятельности специалиста [21].

СОЦИОГРАММА

СОЦИОГРАММА - графическое выражение математической обработки результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах [26, c. 212; 66, c. 350; 67, c. 377; 80, c. 637; 82, c. 728].

СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ - экспериментальный метод (социально-психологический тест), обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе [61, c. 141; 66, c. 351; 67, c. 378; 82, c. 728].

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности [21].

СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЭДВАРДСА

СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЭДВАРДСА - опросник личностный, разработан А.Эдвардсом. предназначен для оценки мотивационных тенденций личности; создан на основе классификации основных социогенных потребностей Г.Мюррея (реализован принцип попарных сравнений отдельных высказываний) [10, c. 389].

СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ

Способ действия - система операций, обеспечивающих преобразование объекта для достижения поставленной цели [48].

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления [61, c. 142; 66, c. 353; 67, c. 381; 70, c. 225; 80, c. 640; 82, c. 729].

СПОСОБНОСТИ ДИВЕРГЕНТНЫЕ

способности Дивергентные - термин, введенный Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи; являются основой креативного мышления и противопоставляются способностям конвергентным.

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности [67, c. 381].

СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ

СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ - сочетание индивидуально-психических свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско-технических знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств [53, c. 291].

СПОСОБНОСТИКОНВЕРГЕНТНЫЕ

способностиКонвергентные - способности правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта (Дж. Гилфорд).

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - словари, тезаурусы, справочники, энциклопедии, представляющие собой собрание определений и характеристики терминов-понятий, расположенных в алфавитном порядке [63].

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов [67, c. 382; 80, c. 646; 91, c. 650].

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА - 1) средняя оценка изучаемых в эксперименте признаков; 2) сумма набора значений, поделенная на число значений [10, c. 175; 16, c. 61; 26, c. 313] .

"СРОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ"

"СРОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ" - информация, получаемая учащимися о параметрах совершаемого им действия и позволяющая эффективно формировать навыки самоконтроля; дает увеличение скорости формирования точностных показателей навыка в 2 раза [89, c. 214].

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК - указания на источник цитирования. Ссылки производятся в двух случаях: когда упоминается произведение; когда цитируется чужой текст. При воспроизведении сведений общеизвестного характера ссылки не обязательны. Для научных статей наиболее распространенный способ оформления ссылок подстрочное размещение ссылок на странице. В монографиях и диссертациях используют затекстовые библиографические списки. Встречаются ссылки прямо в тексте, следом за самой цитатой. Нумерация источников в основном тексте оформляется скобками [88].

СТАБИЛОГРАММА

СТАБИЛОГРАММА - запись колебаний тела, регистрирующая способность испытуемого сохранять устойчивость [89, c. 209].

СТАБИЛОГРАФ

СТАБИЛОГРАФ - прибор, регистрирующий устойчивость прямостояния [89, c. 209].

СТАБИЛОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

СТАБИЛОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА - разновидность динамографической платформы, представляющая собой "бутерброд" из двух расположенных на некотором расстоянии пластин, центры которых соединены вертикальным стержнем с наклеенными на него тензодатчиками [89, c. 202].

СТАБИЛОГРАФИЯ

СТАБИЛОГРАФИЯ - метод регистрации устойчивости тела при прямостоянии [89, c. 209].

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - нормативный документ, устанавливающий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [63, c. 156].

Стандартизированные процедуры - жесткий набор правил и процедур, используемый при проведении и оценке результатов экспериментов или психометрического тестирования [26, c. 314].

СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ

СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ - 1) классическая мера разброса симметричного отклонения; 2) статистическая мера отклонения в серии результатов. Стандартное отклонение дает исследователю представление о широте разброса результата вокруг среднего значения [12, c. 143; 26, c. 314].

СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ

СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ - правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.

СТАТИСТИКА

Статистика - математическая дисциплина, предназначенная для обработки специфических характеристик выборки или результатов исследования [26, c. 315; 51, c. 688].

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Статистическое значение - вывод о том, что данные, полученные в результате исследования, не являются случайными; обычно выражается в терминах вероятности. Традиционным нижним порогом статистического значения является р (вероятность) = 0,05. Все, что находится ниже этого порога, считается случайным и автоматически отвергается [26, c. 315].

СТАТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

СТАТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - сигнализация о факте совершения ошибки или ее величине [89, c. 220].

СТАТИЧЕСКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

СТАТИЧЕСКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - устройства для выработки у учащихся правильной рабочей позы или хватки инструмента [89, c. 220].

СТАТЬЯ

СТАТЬЯ - научное сочинение небольшого размера (10-20 печатных страниц), опубликованное, как правило, в специальном научном журнале или сборнике.

СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ - способ организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызова из памяти информации обучаемых.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

Стиль руководства - совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов.

СТИМУЛ

1) физический агент (раздражитель), воздействующий на орган чувств (рецептор); 2) физическая энергия и информация, на которую реагирует сенсорная система в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой [26, c. 316].

СТИХИЙНО - ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

СТИХИЙНО - ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ - процесс познания, в котором получение знания не отделено от общественно практической деятельности людей, а основным источником знаний являются разнообразные практические действия с объектами познания [89, c. 19].

СТРАТА

СТРАТА - группа людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации [82, c. 749].

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ:

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ: - деятельностная: мотивы - цели - задачи - содержание - формы - методы - критерии - результаты;

- управленческая: первичный анализ - прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - анализ - корригирование - стимулирование;

- по видам дидактических действий: преподавание (обучающие действия) - стимулирующие - организующие - контролирующие - оценочные - корректирующие;

- по типам проводимых уроков: сообщения новых знаний; формирования практических умений; формирования общеучебных умений; закрепления знаний, умений, навыков; решения задач; конструирования и моделирования; проектирования; производительного труда; игры; контроля и оценки знаний; контроля и оценки умений и навыков; повторения и обобщения; комбинированные;

- по этапам усвоения: первоначальное восприятие - запоминание - осмысление - применение в стандартной ситуации - применение в новой ситуации;

- по виду воспитания: нравственное; трудовое; эстетическое; физическое; экономическое; экологическое; умственное; правовое; половое; семейное; гражданское;

- возрастная: воспитательная работа с младшими школьниками - с подростками - со старшеклассниками;

- коллективов: школьный - педагогический - классный - объединения учащихся - ученические организации - кружковцы;

- деятельности участников воспитательного процесса: учителя - учащихся - родителей - общественников - социальных институтов - шефов - "улицы";

- по видам воспитания: воспитание - самовоспитание - взаимовоспитание;

- по видам общения: с учащимися; с учителями; с родителями; с администрацией [56; 64; 68; 78].

СТРУКТУРА УРОКА (В БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

СТРУКТУРА УРОКА (в блочно-модульной технологии) - развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых; последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находится в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную) структуру (В.В.Гузеев).

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом [80, c. 656].

СУБЛИМАЦИЯ

СУБЛИМАЦИЯ - трансформация неудовлетворенного напряжения в определенной ситуации и при неких условиях в другие, социально приемлемые формы психической деятельности; направление невостребованной психической энергии человека в другие сферы его деятельности [26, c. 314; 67, c. 388; 80, c. 656; 82, c. 754].

СУБТЕСТ

СУБТЕСТ - совокупность групп тестовых заданий, направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта [2, c. 6].

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании [66; 67; 80; 82; 100].

СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ

СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей [100].

СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - теория обучения, в основе которой - эмоциональное внушение в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию; предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения) [23; 93].

СУГГЕСТОТЕХНОЛОГИЯ

СУГГЕСТОТЕХНОЛОГИЯ - образовательная технология, основанная на внушении и способности педагога использовать средства вербального и невербального воздействия на обучаемого для достижения поставленной цели [35; 93].

СУД (СПОСОБЫ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ)

СУД (способы умственных действий) - способы, которыми осуществляется мышление [77].

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка - «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются) [61, c. 148; 66, c. 360; 67, c. 390; 91, c. 663].

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА - отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.

СХЕМА

СХЕМА - упорядоченная структура знаний или способностей, изменяющаяся с возрастом или по мере приобретения жизненного опыта (Пиаже Ж.).

СХЕМАТИЗАЦИЯ

СХЕМАТИЗАЦИЯ - рассмотрение предмета или явления в общих чертах, сглаживание различий, упрощение на уровне какой-либо схемы.

СЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ - мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и техники в системе культуры человеческого общества [24, c. 145; 91, c. 667].

Предыдущая страница Следующая страница