Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСТРАГИРОВАНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ - процесс формирования абстракции, заключающийся в исключении частных и второстепенных признаков предмета и выделении главных.

АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ - процесс формирования реальных образов (представлений, понятий, суждений) путем использования лишь части их свойств и отношений. Нередко этот процесс осуществляется или упрощением реального образа, или усложнением его [91, c. 7].

АБУЛИЯ

АБУЛИЯ - психическое состояние безволия, отсутствия побуждений к деятельности, патология воли [81, c. 12].

АВЕРСИВНЫЙ

АВЕРСИВНЫЙ - вызывающий неприязнь или отвращение [26, c. 9].

АВТОКОММУНИКАЦИЯ

АВТОКОММУНИКАЦИЯ - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю.М.Лотмана, означающее общение в канале Я - Я (при обычной коммуникации оно происходит в канале Я - Другой).

АВТОМАТИЗАЦИЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ - изменение структуры действия в процессе формирования различных навыков путем упражнений; действие осуществляется без непосредственного участия сознания, лишь под его контролем [61, c. 9].

АВТОРЕФЕРАТ

АВТОРЕФЕРАТ - составленный автором реферат проведенного им исследования [81, c. 16].

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ - научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени [30, c. 20; 63, c.17].

АВТОРИТАРНОСТЬ

АВТОРИТАРНОСТЬ - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

АВТОРИТЕТ

1) влияние, которым пользуется группа или индивид, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.д.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях [81, c. 17].

АВТОРСКАЯ ШКОЛА

АВТОРСКАЯ ШКОЛА - структурно организованный коллектив обучаемых, созданный педагогом на основе собственной образовательной концепции, являющейся результатом личного практического опыта или экспериментально подтвержденной и апробированной гипотезой педагогического эксперимента [64; 68; 101].

АВТОРСКОЕ ПРАВО

АВТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность юридически закрепленных правовых норм, которыми пользуются авторы научных, научно-методических и научно-популярных произведений при их создании (написании), издании, купле и продаже с последующим сохранением прав на них, как на интеллектуальную собственность. Авторское право регулирует отношения соавторов, автора с редакциями, издателями, пользователями и распространителями Вашей продукции [63, c. 18].

АГГЛЮТИНАЦИЯ

АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений [81, c. 18].

АГНОЗИЯ

АГНОЗИЯ - нарушение правильного восприятия, вызванное поражением мозга; различают агнозии зрительные, тактильные и слуховые [82, c. 7].

АГОРАФОБИЯ

АГОРАФОБИЯ - разновидность патологического беспокойства; состояние, при котором люди испытывают страх перед общественными местами и открытым пространством [24, c. 12].

АГРАФИЯ

АГРАФИЯ - нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи [66, c. 9; 82, c. 7].

АГРЕССИЯ

АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [81, c. 20].

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ - процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий [51, c. 14].

АДАПТИВНОСТЬ ГОЛОСА

АДАПТИВНОСТЬ ГОЛОСА - качество профессионального педагогического голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и т.д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах.

АДРЕСАНТ

АДРЕСАНТ - говорящий; отправитель сообщения, порождающий высказывание, партнер коммуникации [32; 92].

АДРЕСАТ

АДРЕСАТ - получатель речи, рецептор, слушающий, аудитория, декодирующий, собеседник, интерпретатор и т.д. [32; 92].

АКАДЕМИК

АКАДЕМИК - академическое научное звание действительного члена академии наук России или отраслевой академии. Избирается Общим собранием академии как обогативший науку выдающимися научными трудами.

АКАЛЬКУЛИЯ

АКАЛЬКУЛИЯ - нарушение счета и счетных операций вследствие поражения различных областей коры мозга [80, c. 12].

АККОМОДАЦИЯ

АККОМОДАЦИЯ - вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы или модифицирует уже существующие для более эффективного взаимодействия с окружающей средой (Ж. Пиаже) [80, c. 12].

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ - раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста.

АКСЕЛЕРАТ

АКСЕЛЕРАТ - ребенок, подросток, который развивается ускоренно [81, c. 27].

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями [80, c. 12].

АКСИОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКСИОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования [79, c. 99].

АКТИВИЗАЦИЯ

АКТИВИЗАЦИЯ (в психологии) приведение психического явления, личности или группы в активное состояние.

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса [13].

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260].

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности; делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловые игры, анализ педагогических ситуаций и др.) и неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, проблемная лекция и др.) (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова).

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ - запас слов, которым индивидуум фактически пользуется в процессе речевого общения [32].

АКТУАЛИЗАЦИЯ

1)действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании или воспроизведении [80, c. 16]; 2) процесс непреднамеренного воспроизведения и использования знаний и действий при поиске неизвестного в проблемной ситуации, который осуществляется по сложившимся ассоциативным связям (А.М.Матюшкин).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ - этап урока, имеющий целью проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом (М. Ю. Олешков).

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ - форма доказательств соответствия выбранной темы, возникшим общественным потребностям и состоянию научного обеспечения ее предстоящего исследования. Степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи). Означает необходимость ее решения в настоящий период времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня. С описания А.т. начинается любое исследование [4, c. 74].

АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ - уровень, которого ребенок достиг в процессе своего развития и который определяется с помощью задач, решаемых ребенком самостоятельно (Л. С. Выготский).

АКЦЕНТ

АКЦЕНТ - своеобразие в произношении, непроизвольное искажение звуков какого-либо языка лицом, для которого этот язык является неродным [81, c. 30].

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - неосознанное усиление индивидуумом каких-либо духовных или материальных ценностей как наиболее существенных и значимых [36; 39].

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (А. Е. Личко). ТИПЫ: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, конформно-гипертимный [39].

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ - индивидуум, имеющий чрезмерную выраженность черт характера и их сочетаний, представляющую собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями (К. Леонгард). ТИПЫ: гипертимический, циклотимический (аффектно-лабильный), аффектно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, педантичный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, экстравертированный, застревающий, дистимический [36].

АЛАЛИЯ

АЛАЛИЯ - отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон головного мозга [81, c. 31].

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса [63, c. 21].

АЛЬМА-МАТЕР

АЛЬМА-МАТЕР - старинное студенческое название университета (совр. - института, колледжа и т.п.).

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности [22, c.20].

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное проявление противоположных эмоций и чувств, проявление внутреннего конфликта личности [81, c. 38].

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ - нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение ранее образовавшихся представлений, понятий; пробел в воспоминаниях [26, c.19; 80, c. 21].

АМОРАЛЬНОЕ (-АЯ)

АМОРАЛЬНОЕ (-ая) - действие (деятельность) - противоречащее (-ая) нормам нравственности.

АМПЛИТУДА

Амплитуда - степень дисперсии в серии результатов. А. вычисляется через вычитание наименьшего результата из наибольшего и дает представление о разбросе результатов [26, c. 19].

АМУЗИЯ

АМУЗИЯ - нарушение возможности воспринимать музыкальные звуки или воспроизводить их, возникающее при поражении некоторых отделов головного мозга .

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ - мысленное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части, первая стадия научного исследования [80, c. 22; 91, c. 23].

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ - аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака [10, c. 93].

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ

АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ - комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Корреляционными считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т.е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего [10, c. 139; 80, c. 23].

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - педагогическая деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее на более высокий качественный уровень.

АНАЛИЗ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ

АНАЛИЗ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ - метод, устанавливающий детерминированную условиями причинно-следственную зависимость между исследуемыми педагогическими явлениями.

АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ - теоретический метод педагогического исследования, с помощью которого выявляется общее и специфическое в сравниваемых педагогических явлениях в различные периоды их развития.

АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ

анализ Трансакционный - анализ взаимоотношений людей, в том числе их деловых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических состояний (Э. Берн)

АНАЛИЗ ФАКТОРНЫЙ

1)метод математической многомерной статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюдения факторов; 2) комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи. Метод применяется для «конденсирования» тестовых оценок, сведения их к относительно малому числу независимых переменных и для выделения факторов, необходимых для описания индивидуальных различий тестовых результатов [80, c. 26]..

АНАЛОГИЯ

1) сходство между объектами, явлениями или понятиями в каком-либо отношении; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях [80, c. 28].; 3) один из путей установления новой системы связей в результате обнаружения близкого или отдаленного сходства между известным и требуемым способом действия, известной и неизвестной закономерностью и т. п.. (А.М. Матюшкин)..

АНДРОГОГИКА

АНДРОГОГИКА - раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности.

АНКЕТА

АНКЕТА - методическое средство для получения первичной педагогической информации на основе вербальной коммуникации; может быть открытой (свободные ответы испытуемого), закрытой (выбор ответа из предлагаемых), смешанной [67, c. 21; 82, c. 15].

АНКЕТИРОВАНИЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ - 1) метод психолого-педагогического исследования с помощью анкет, 2) метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников [81, c. 49].

АННОТАЦИЯ

АННОТАЦИЯ - краткая (не более 100 слов) характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, назначение и другие особенности [24, c. 11].

АННУЛИРОВАТЬ

АННУЛИРОВАТЬ - отменять, объявлять недействительным [81, c. 49].

АНОМИЯ

АНОМИЯ - нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей; выражается в отчуждении человека от общества, в апатии, разочаровании [81, c. 50].

АНТИЦИПАЦИЯ

АНТИЦИПАЦИЯ - способность человека предугадывать события [81, c. 54].

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ - философское учение о существовании человека и его отношениях с миром [81, c. 55].

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания [81, c. 55].

АПАТИЯ

АПАТИЯ - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием и проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему [80, c. 32].

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей [80, c. 33].

АПРОБАЦИЯ

АПРОБАЦИЯ - испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка [81, c. 60].

АРТЕФАКТ

1)феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем (психол.); 2) искусственное средство деятельности: орудие, знак, символ и др. (культурно-историческ.) [82, c. 17].

АРТИКУЛЯЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИЯ - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи (фонем) [81, c. 60].

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

АСПЕКТ

АСПЕКТ - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования [30, c.20].

АСПИРАНТУРА

АСПИРАНТУРА - специфическая форма подготовки (очная и заочная) научно-педагогических кадров, созданная при кафедре и лаборатории вуза или научно-исследовательского института [51, c. 53].

АССЕРТИВНОСТЬ

Ассертивность - социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия.

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ - механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для коей уже существует схема (Ж. Пиаже).

АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - педагогическая технология, основанная на ассоциативно-рефлекторной теории, считающей, что усвоение знаний, формирование навыков и умений есть процесс образования в сознании человека различных ассоциаций в определенной логической последовательности (восприятие, осмысление, запоминание, применение в практике). В рамках данной концепции разработана теория формирования понятий (Ю. А. Самарин, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская  и др.).

АССОЦИАЦИЯ

Ассоциация - установление связи между двумя свойствами объектов, свойствами объекта и способами действия, условиями действия и способами его выполнения (А. М. Матюшкин).

АСТЕНИЯ

АСТЕНИЯ - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна [80, c. 38].

АТРИБУЦИЯ

Атрибуция - способ, с помощью которого мы оцениваем причины поведения или личностные характеристики человека, судя по его поведению [80, c. 39].

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ

атрибуция Каузальная - заключение исследователя о причинах конкретной ситуации[80, c. 40].

АТТРАКЦИЯ

Аттракция - механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности[80, c. 41].

АУДИРОВАНИЕ (СЛУШАНИЕ)

АУДИРОВАНИЕ (слушание) - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

АУТИЗМ

АУТИЗМ - психическое состояние рефлексии, погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира [26, c. 29; 80, c. 42].

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА - метод психотерапии, заключающийся в саморегуляции путем самовнушения своего физического и психического состояния.

АУТОКОМПЕТЕНТНОСТЬ

аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления деструкций профессиональных.

АУТСАЙДЕР

АУТСАЙДЕР - член группы, отвергнутый ею по разным причинам [32].

АФАЗИЯ

АФАЗИЯ - полная или частичная утрата способности речи; нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры полушария мозга [80, c. 42].

АФФЕКТ

АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств [26, c. 32; 80, c. 43].

АФФЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ

АФФЕКТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ - 1) восприятие, 2) реагирование, 3) усвоение ценностных ориентаций (формирование собственного мнения), 4) организация ценностных ориентаций (выработка системы ценностей), 5) распространение ценностных ориентаций на деятельность [37; 79].

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ - в теории функциональной системы синтез 1) материала, запечатленного в памяти, 2) мотивации и 3) пускового стимула с целью принятия решения [11].

АФФИЛИАЦИЯ

АФФИЛИАЦИЯ - стремление человека быть в обществе других людей [26, c. 33; 80, c. 45]..

Следующая страница