Статьи на букву "Р"
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [67, c. 331; 80, c. 551; 82, c. 659]. |
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - система методов и приемов, основывающаяся на принципе признания ученика субъектом познавательной деятельности и реализующаяся в процессе выполнения учебных заданий различной степени сложности [93; 98; 100]. |
РАЗВИТИЕ - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, физиологических, психических, социальных и духовных сил человека. Формы развития - обучение и воспитание [80, c. 262]. |
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [80, c. 461]. |
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [82, c. 661]. |
Различение стимула - аспект классического формирования условных рефлексов, когда организм реагирует на один стимул, утрачивая склонность реагировать на сходные стимулы. |
РАНЖИРОВАНИЕ - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов [10, c. 31; 24, c. 128; 26, c. 271]. |
Распределение - графическое изображение частоты встречаемости определенных результатов. Распределение можно изобразить различными способами, включая графики и гистораммы [26, c. 272]. |
РАССКАЗ (школьная лекция) форма организации урока, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития (В. В. Гузеев). |
РЕАЛЬНАЯ ШКОЛА - образовательное учреждение, дающее среднее интегрированное образование в минимизированной форме, а также предпрофессиональную и профессиональную подготовку по отдельным специальностям менеджмента, торговли, бухгалтерского учета, делопроизводства, стенографии-машинописи и т.п. Принимает учащихся после окончания базовой школы без вступительных экзаменов [63, c. 136]. |
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - разделение полномочий и компетенций Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования. |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - учебный план рекомендательного характера, разрабатываемый региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана [63, c. 137]. |
РЕГИСТРАЦИЯ - выявление определенного качества у явлений изучаемого класса и подсчет количества по наличию (отсутствию) данного качества. |
РЕДАКТИРОВАНИЕ - творческий процесс, связанный с подготовкой и выпуском литературной продукции. Состоит из трех этапов: 1) планирование и разработка темы; 2) общая оценка рукописи; 3) исправление композиции, устранение логической непоследовательности, литературная обработка текста [88, c. 3]. |
РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - система знаний, умений и навыков; усвоение нормы морали, потребности, чувства, поведение, способности, мировоззрение. |
РЕЙТИНГ - метод субъективной оценки изучаемых явлений по заданной шкале компетентными судьями (экспертами) [67, c. 338; 80, c. 562; 82, c.664]. |
РЕЙТИНГ-ШКАЛИРОВАНИЕ - метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе экспертных оценок (рейтингов) [26, c. 277; 80, c. 562; 82, c.664].. |
РЕЛАКСАЦИЯ - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий [80, c. 562]. |
1)смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением; 2) обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку [49, c. 694]. |
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным) [49, c. 695]. |
РЕПЕТИТОРСТВО - индивидуальное обучение, обеспечивающее дополнительную подготовку учащихся по отдельным предметам. |
Репликация - повторение конкретного открытия в других ситуациях и с участием других людей; имеет важное значение для формирования научной теории [26, c. 279]. |
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ - 1) свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности; означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью можно считать, что представленное в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению; 2) представительность выборки (выбранной части информации) по отношению ко всей совокупности данных, из которых была сделана выборка [51, c. 609; 89, c. 177]. |
РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent - отвечающий) - участник исследования в качестве опрашиваемого; в зависимости от характера исследования выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др. [26, c. 279; 67, c. 339]. |
1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи [81, c. 530]. |
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - см. группа референтная. |
1) процесс познания субъектом своих собственных психических свойств, процессов и состояний; 2) особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте: процесс самоанализа и активного осмысления состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения) [50]. |
РЕЦЕНЗИЯ - критический отзыв на отдельные литературные источники или несколько книг, статей, связанных одной тематикой. Это мнение о прочитанном, подкрепленное соответствующими аргументами, фактами, комментариями [24, c. 130]. |
РЕЦИПИЕНТ - субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение [80, c. 570; 82, c. 669]. |
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз - ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С. Выготский). |
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ - мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92]. |
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ - стереотипные выражения для стилистического оформления накопленной научной информации путем ее организации в связный текст устойчивыми (типичными) лексическими средствами. |
РЕЧЬ - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Язык в действии [51; 92]. |
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации [54; 83]. |
Ролевое поведение - поведение, заданное той или иной социальной ролью. |