Статьи на букву "Ф"
ФАКТ - 1) истина, событие, результат; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание [80, c. 722; 82, c. 846; 91, c. 712]. |
ФАКТОР - 1) причина, движущая сила какого-либо изменения, явления; 2) в педагогике - активный элемент воздействия на педагогический процесс [24, c. 158; 82, c. 846]. |
ФАКТОР G - фактор, определяющий положительные корреляции между любыми тестами интеллекта (успешность выполнения этих тестов) [10, c. 360]. |
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС - необязательный курс, изучаемый учащимися высших и средних учебных заведений для расширения общекультурного и теоретического кругозора [82, c. 847]. |
ФАСЕТ - группа однородных терминов, связанных общностью какого-либо признака (характеристики основания деления). Служит средством построения информационно-поисковых языков фасетной структуры. Фасетная классификация значительно облегчает многоаспектное отражение объектов, поскольку можно строить классы из различных сочетаний признаков [63, c. 171]. |
фасилитация - усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей - наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс). |
фасилитацияПедагогическая - усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога (Э. Ф. Зеер). |
ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - интеграция потенциала регионов Российской Федерации в области образования, создание единой концепции программ развития образования на национальном и региональном уровнях [63]. |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА - часть учебного плана, обеспечивающая единство школьного образования в стране за счет включение в его содержание учебных курсов общекультурного и общегосударственного значения: русский язык (как государственный), математика, информатика, физика и астрономия, химия [63, c. 173]. |
ФИКСИРУЮЩИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ - приспособления, ограничивающие степень свободы инструмента (направители, кондукторы, координаторы движений). Данные приспособления относят к "пассивным", они вынуждают учащихся придавать рабочим движениям нужную траекторию, исключают активные формы сознания, самоконтроля, саморегуляции, ограничивают поисковую деятельность обучаемого. По данным некоторых исследований фиксирующие приспособления замедляют процесс обучения [89, c. 221]. |
ФИЛОГЕНЕЗ - процесс возникновения и развития психики и поведения человека, а также эволюция его сознания [80, c. 728; 82, c. 849; 91, c. 725]. |
ФОРМА (в педагогике) - способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; связана, прежде всего, с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления [93]. |
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - устойчивое завершенное объединение всех компонентов педагогического процесса в их единстве. Основной формой организации обучения является урок [55; 93]. |
ФОРМАЛИЗАЦИЯ - метод отражения результатов мышления в абстрагируемых от конкретного содержания точных педагогических понятиях или утверждениях [91, c. 743]. |
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания [82, c. 852]. |
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - теория, концепция, закон, принцип, классификация, типология, понятие, положение, факт [89, c. 24]. |
ФРЕНЭ-ШКОЛА - педагогическая система, основанная на воспитании учащихся через развитую самодеятельность, свободное устное и письменное творчество, направленная на вовлечение обучаемых в совместную деятельность [5, c. 80]. |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний [84]. |
ФУРКАЦИЯ - построение учебного плана старших классов по циклам (гуманитарный, естественно-математический и др.) с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов. При выделении двух циклов бифуркация, большем числе полифуркация [5, с. 81; 24, c. 161; 81, c. 666]. |