Статьи на букву "И"
ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [24, c. 45; 26, c. 115; 67, c. 127; 80, c. 180; 82, c. 250]. |
ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности (для данного вида труда, деятельности) [57, c. 128; 80, c. 181; 82, c. 252]. |
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ - метод воссоздания многопозиционно-деятельностных отношений на основе сценического моделирования профессиональной деятельности в проблемной форме коммуникации, рефлексии и мышления (О.С. Анисимов). |
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ - форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов). |
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - мысленное конструирование понятий об абстрактных, несуществующих объектах, явлениях, процессах, имеющих прообразы в реальном мире ("идеальный ученик", "идеальный урок"). Абстрактные схемы реальных явлений и процессов позволяют лучше понять их [82, c. 255; 91, c. 196]. |
"ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" - идеализированное представление об интеллекте, которое автор использует при конструировании текста; некоторая структура, способная осуществить формально-логические операции. |
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ - неосознаваемый переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения [67, c. 131; 82, c. 256]. |
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта [54]. |
ИЗБРАННОЕ СОЧИНЕНИЕ - научное произведение, содержащее отдельные статьи, тезисы, выдержки (главы, части) из книг, опубликованных ранее. Такая авторская подборка может быть тематической, содержать в себе наиболее значимые и актуальные тексты. |
ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии) выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений [80, c. 167]. |
ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - метод по исследованию материализованных продуктов труда школьников - изделий, чертежей, рисунков, поделок, моделей, проектов, контрольных работ, сочинений, рефератов, программ для ЭВМ. Обеспечивает исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, его наклонности и интересы, раскрывающие его отношение к работе, учебе, наличие способностей, мотивы деятельности [89, c. 131]. |
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень упомянутых в тексте имен авторов используемой литературы, расположенных в алфавитном порядке и с указанием страниц отсылок. |
ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущий явлению, проистекающий из его природы, сущности [81, c. 229]. |
ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ - способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося (см. имплицитный). |
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Явление, противоположное фасилитации [81]. |
ИНДИВИД - человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенического и онтогенического развития, единства врожденного и приобретенного [67, c. 135; 80, c. 190; 82, c. 263]. |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности. |
ИНДИВИДУАЛИЗМ - нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264]. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании (А.В.Хуторской). |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации образовательного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один учащийся - лишь со средствами обучения (книга, компьютер и т.п.) [82, c. 265]. |
Индивидуальность - совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии - противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным) [67, c. 136; 82, c. 265]. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНДЕКС (РЕЙТИНГ) - элемент системы контроля и оценки модульного обучения, в процентном отношении представляющий собой следующее соотношение: текущий контроль - 30-35%, промежуточный - 20-25%, практические занятия и курсовая работа - 25%, экзамен - 20% (В.В. Гузеев). |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности [82, c. 266]. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности [66, c. 131; 67, c. 137; 82, c. 263]. |
ИНИЦИАТИВА - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам [81, c. 236]. |
ИННОВАТИКА - наука, изучающая природу и закономерности возникновения и развития инноваций, их связь с традициями [23]. |
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА - образовательное учреждение, для которого характерно возникновение и накопление новшеств и инициатив, приводящих к значительным изменениям содержания и качества образования [56; 68]. |
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - процесс и результат образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей системе [50; 56; 64; 68]. |
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - нововведения в образовательной области, в которых находят воплощение комплексное использование новейших достижений дидактики и перестройка образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых. По уровню инновационного потенциала технология может быть отнесена к одному из трех типов: модификационные нововведения связаны с усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип; комбинаторные предполагают новое конструктивное соединение ранее известных методик; радикальные нововведения отменяют существующие формы и методы работы и содержат в себе идеи коренных преобразований [23]. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, определяющая готовность совершенствовать собственную педагогическую деятельность [34]. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленная комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых элементов системы, вызывающих ее переход из одного стабильного состояния в другое [34; 56; 68]. |
ИННОВАЦИЯ (в педагогике)существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества [23; 50]. |
ИНСАЙТ - внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом; выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса [24, c. 49; 26, c. 121; 67, c. 139; 82, c. 273]. |
Инстинкт - совокупность врожденных физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пищевой, половой, хватательный, оборонительный и др.) [26, c. 121; 67, c. 140; 80, c. 192; 82, c. 274] . |
ИНСТРУКТАЖ - метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания практической деятельности и ее составных компонентов [5, c. 39; 82, c. 275]. |
ИНСТРУКЦИЯ (в психологическом тестировании) руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование [10, c. 119]. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - экспериментальные методы, использующие приборы и инструменты, направленные на изучение явлений и процессов, недоступных (труднодоступных) непосредственному наблюдению и позволяющие получить объективные количественные данные [89, c. 194]. |
ИНТЕГРАЦИЯ - процесс получения целого с новыми свойствами, качествами, признаками, не присущими до этого отдельным компонентам [51, c. 284]. |
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ - процесс упорядочения системы структурных единиц содержания и связей между ними [18; 60; 93]. |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС - учебный курс, объединяющий изучение нескольких предметов в единую учебную дисциплину [93]. |
ИНТЕДИФФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (от интеграция и дифференциация образования) пульсирующий взаимопереход между интеграцией и дифференциацией образования, методов обучения и воспитания, учебно-воспитательных учреждений, который обусловливается как потребностями и возможностями общества, так и способностями и интересами личности (В. Ф. Моргун). |
ИНТЕЛЛЕКТ - умственные способности человека; ум; относительное устойчивая структура познавательных функций индивида. В ряде психологических концепций отождествляется со способностью к обучению, с умением оперировать символами, со способностью к активному овладению законами окружающего мира, со стратегией решения проблем [61, c. 50; 66, c. 136; 67, c. 142; 70, c. 51; 80, c. 196; 82, c. 278]. |
интеллект Академический - способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития интеллекта общего [52, c. 47]. |
интеллект Биологический - врожденная составляющая общего интеллекта; в основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк). |
Интеллект кристаллизованный («связанный интеллект») - интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта; сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл). |
Интеллект общий - умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности и уровня социальной адаптированности (Ч. Спирмен). |
Интеллект социальный - 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк). |
Интеллект "флюидный"(текучий, "свободный") - врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл). |
ИНТЕЛЛЕКТПРОСТРАНСТВЕННЫЙ - способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя два подфактора: скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве (Р. Б. Кэттелл). |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом [52, c. 48]. |
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры [80, c. 192]. |
ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система методов, стимулирующих напряженную умственную деятельность, усиливающих мотивы учения, ускоряющих усвоение учебного материала. Методы интенсивного обучения относятся к группе активных методов [93]. |
ИНТЕРАКЦИЯ - взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями участников и возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и общения [32]. |
ИНТЕРВЬЮ - способ получения информации с помощью устного опроса. Различают интервью свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими двумя видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования [24, c. 57; 61, c. 51; 66, c.138; 67, c. 145; 80, c. 201; 82, c. 284]. |
ИНТЕРЕС - одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете [61, c. 51; 66, c.138; 67, c. 146; 80, c. 202; 82, c. 284]. |
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В отечественной психологии трактуется как поэтапное преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [24, c. 51; 61, c. 51; 80, c. 203; 82, c. 288]. |
"Интериоризация" действия - направление развития интеллектуальных действий, характеризующееся возможностями выполнения действий «в уме». |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо [24, c. 51; 91, c. 215]. |
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ - снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками [24, c. 51; 66, c.139; 67, c. 147; 80, c. 203]. |
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ - ослабление или усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся [24, c. 51; 66, c.139; 82, c. 259]. |
интраиндивидуальность - неповторимое взаимосочетание биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств человека как субъекта жизнедеятельности (см. индивидуальность). |
ИНТРОВЕРТ - тип личности, сориентированный на свой собственный внутренний мир. Поведение интроверта определяется его внутренним состоянием, переживаниями [82, c. 290]. |
ИНТРОЕКЦИЯ - включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей [80, c. 205]. |
ИНТРОСПЕКЦИЯ (самонаблюдение) - изучение психических процессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы [80, c. 205; 82, c. 291]. |
ИНТУИЦИЯ - непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте [5, c. 41; 24, c. 51; 80, c. 205; 82, c. 291]. |
ИНФАНТИЛИЗМ - сохранение у человека качеств предыдущего периода его становления (формирования), характеризующее задержку развития [24, c. 52; 80, c. 208; 82, c. 293]. |
ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ - речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в микрогруппе, в учебной группе), работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействия (В. В. Гузеев). |
Информационный процесс - процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации; обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных [32]. |
ИНФОРМАЦИЯ - совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. Классы источников информации: теоретические, письменные, предметные, практические. Виды информации: 1) обзорная - вторичная, содержащаяся в обзорах научных документов; 2) релевантная - заключенная в описании прототипа научной задачи; 3) реферативная - вторичная, содержащаяся в первичных научных документах; 4) сигнальная - вторичная различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; 5) справочная - вторичная, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний [18, c. 52]. |
Информация вторичная - полученная в ходе исследования (менее ценна и объективна, отражает взгляд исследователя на изучаемое явление), - составленная на основе первичной (см.) и являющаяся более обобщенной (средства фиксации: диссертации и их авторефераты, монографии, статьи, выступления и их тезисы, научные сборники, отчеты, дипломные и курсовые проекты, рефераты научных работ). |
Информация первичная - полученная в ходе исследования (наиболее ценная по объективности), - составленная на основе прямой, непосредственной регистрации явлений и процессов в ходе исследования (анкеты, интервью, опросники; фото-, кино-, видео-, магнитозаписи; средства регистрации: протоколы наблюдений, бесед) [89]. |
Искомое - компонент интеллектуальной задачи, составляющий цель действия. |
ИССЛЕДОВАНИЕ - процесс научного изучения какого-либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества. В педагогическом исследовании объект находится в образовательной области [5, c. 42; 67, c. 125; 70, c. 56; 82, c. 301; 91, c. 226]. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАНЕЛЬНОЕ - изучение одного и того же педагогического объекта с определенным временным интервалом по одной и той же методике и программе [66, c. 143]. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ - упрощенная форма пробно-поискового исследования, которое проводится до основного [80, c. 212; 82, c. 300]. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (лонгитюдное) - исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, педагогического явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета [24, c. 54; 82, c. 300]. |
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ - изучение зависимостей между различными психологическими характеристиками [80, c. 213]. |
1) эмпирический (устанавливаются новые факты); 2) теоретический (выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие); 3) методологический (на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, выдвигаются теории) [19; 28; 33]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЬ - выявление причинно-следственных связей и закономерностей в педагогических явлениях и разработка на их основе теорий и методик [5, c. 91; 89, c. 60]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭТАПЫ - составные части исследования, выполняемые за определенный промежуток времени и заканчивающиеся качественными и/или количественными результатами. Последовательность и соразмерность этапов является показателем технологичности исследования. Этапы выполняют функцию контроля и самоконтроля успешности научного поиска. Можно выделить следующие этапы исследования: - диагностический - выявление проблемы и обоснование ее актуальности; формулирование рабочей (предварительной) гипотезы; - прогностический - разработка программы исследования; - организационный - обеспечение условий для реализации программы; - практический - собственно эксперимент по отслеживанию процесса реализации предлагаемой технологии; - аналитический - количественная и качественная обработка экспериментальных данных; - оформительский - описание результатов исследований; - внедренческий - распространение новой технологии в учебных заведениях [5, c. 114; 89, c. 48]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ - 1) включенные в процесс деятельности исследователя стороны, свойства и отношения субъекта, изучаемые с определенной целью в заданных условиях; 2) грань, взгляд, аспект, позиция, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта; 3) конкретная сторона, часть объекта, которая исследуется [4, c. 99; 19, c. 70; 89, c. 59]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМА - объективно возникающий в ходе развития вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес [19, c. 70; 24, c. 123; 89, c. 52]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФАЗА - этап исследования, разрабатывающий структуру эксперимента как комплексного метода, состоящий из: сроков, базы, методического обеспечения, критериев оценки результатов, их прогнозирования, резервного времени, анализа и оформления результатов эксперимента [89, c. 82]. |
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - 1) совокупность полученного научного, социального, экономического или другого полезного эффекта, соизмеренного с использованными ресурсами и фактором времени; 2) степень достижения заданной цели исследования с учетом оптимальности затраченных усилий, средств, времени [89, c. 83]. |
ИССЛЕДОВАНИЯОБЪЕКТ - 1) часть объективной реальности; 2) та часть теоретической и практической деятельности, с которой на данном этапе исследователь имеет дело; 3) процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию; 4) область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться [4, c. 99; 19, c. 70; 24, c. 98; 89, c. 59]. |
ИССЛЕДОВАНИЯТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФАЗА - этап исследования, в котором с помощью всестороннего анализа практической задачи определяются: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования [89, c. 82]. |
ИССЛЕДОВАНИЯЦЕЛЬ - конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который исследователь реально может достичь в четко определенные сроки [5, c. 91; 82, c. 60]. |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЦЕДУРА - определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также вопросы организации исследовательской деятельности (программа исследования, время эксперимента, число сотрудников, финансовые расходы и др.) [89, c. 13]. |