Статьи на букву "П"
ПАРАДИГМА - 1) теория (модель), принятая в качестве образца; 2) особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов [80, c. 390]. |
Парадигма научная - 1) теория и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач; 2) определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности, подлежащего исследованию, допустимых научных проблем и методов их решения; 3) исходная теория или совокупность теоретических положений, используемых для объединения и прогнозирования развития чего-либо [49, c.604]. |
Парадигма педагогическая - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель - стандарт решения определенного класса педагогических задач. |
ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ (в педагогике) - метод организации педагогического коллектива, способствующий формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества (альтернатива авторитарности). |
ПАРТНЕРСТВО - система взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательного процесса [49, c.609]. |
ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - отрасль педагогики, обслуживающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. В ней выделяются: тифлопедагогика - педагогика слепых, сурдопедагогика - педагогика глухих, олигофренопедагогика - педагогика умственно отсталых детей и др. [24, c. 110]. |
ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги В.Лай, Э.Мейман, американские. С.Холл, Э.Торндайк, русский психолог А.Я.Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. Экспериментальная педагогика легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20-30-х годах [24, c. 110]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ - внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ - совершенствование педагогического опыта, развивающегося в режиме традиции (эволюционное развитие) [52, c. 83]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА - теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения [92]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - используемый в рамках данной модели комплекс методов и средств обучения, направленный на гарантированное достижение учебной цели (В.В.Гузеев). |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - 1) - содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); 3) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин); 4) организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс (Б. Т. Лихачев); 5) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов); 6) алгоритмизированная последовательность педагогических процедур, гарантированно обеспечивающая достижение дидактической цели (М. Ю. Олешков). |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (например, унижение ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т.д.); возникают как вследствие объективных причин (следование профессионала-педагога социальным предписаниям, противоречащим парадигмам образовательного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпетентность, личностная профнепригодность) [21; 22; 57; 58]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДОВОЙ - 1) существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества; 2) опыт, расширяющий область педагогической действительности. Его отличительные особенности: - соответствует тенденциям общественного развития; - повышает производительность педагогического труда; - обеспечивает стабильные результаты при некотором изменении условий учебно-воспитательного процесса; - устойчиво обеспечивает наиболее эффективное решение образовательных задач; - соответствует требованиям психолого-педагогической науки; - расширяет область педагогической действительности, неся в себе элемент новизны в содержании, формах и методах решения образовательных задач; - создает целостную систему всестороннего развития личности школьника; - создает новые педагогические ценности; - вносит элемент новизны в деятельности педагога; - гарантирует возможность творческого применения опыта другими педагогами [58; 70; 82]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ: - по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические); - по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские); - по ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-нравственные, эвристические); - по характеру содержания образования (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые, предметные, частно-тематические); - по типу организации и управления познавательной деятельностью (классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных средств, система "консультант", обучение с помощью учебной книги, система "малых групп", компьютерное обучение, система "репетитор", "программное обучение"; - по отношению к ребенку (авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания); - по способам, методам, средствам обучения (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие); - по категории обучающихся (массовые, технологии продвинутого уровня, компенсирующего обучения, виктимологические, технологии работы с "отклоняющимися" детьми в рамках традиционной школы) (Г. К. Селевко). |
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБКИ - результат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловленный уровнем сформированности педагогического сознания учителя. Проявляются в: - выставлении завышенных оценок (ошибки «великодушия»); - стремлении избегать крайних оценок (ошибки «центральной тенденции»); - переносе личностного отношения на оценивание (ошибки «ореола»); - оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающегося в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя (ошибки «контраста»); - неумении преподавателя после высокой отметки сразу ставить низкую и наоборот (ошибки «близости»); - нарушении логической связи (логические ошибки). |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования, пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе пилотажного педисследования устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент» [10, c. 245; 82, c. 583]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВШЕСТВО - количественное или качественное изменение, направленное на улучшение и развитие образования. Различают новшества: 1) в содержании образования, 2) в технологии образования, 3) в организации образования, 4) в системе и управлении образованием. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и учащихся; второй (за моделированием) этап детализации модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогические системы проектируются в формах квалификационных характеристик, профессиограмм, должностных инструкций; педагогические процессы - в формах расписания, графиков контроля и межпредметных связей, поурочно-тематического планирования. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции педагогического анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ (в рамках личностно ориентированной педагогики) - оказание содействия человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. |
1) критерий целевой ориентации (учет психолого-педагогической направленности); 2) критерий содержательной специфики (учет особенностей преподаваемой дисциплины); 3) критерий трудоемкости (учет энергозатрат); 4) критерий индивидуализации обучения (оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм); 5) критерий времени (учет временных затрат); 6) критерий технической оснащенности (материально-техническая база) [17; 35; 95]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА научная база (опора на определенную научную концепцию), системность (логика, взаимосвязь частей, целостность), управляемость (целеполагание, планирование, проектирование, поэтапная диагностика, коррекция результатов), эффективность (оптимальность затрат), воспроизводимость [17; 77; 94]. ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТРУКТУРА концептуальная основа, содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала), процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, методы и формы работы учителя, диагностика учебного процесса) [77; 94; 95]. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - диагностичное целеобразование (таксономия), результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация [17; 95]. |
ПЕДОЛОГИЯ - совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка; возникла в конце 19 в. в США и Западной Европе [80, c. 394]. |
ПЕДОЦЕНТРИЗМ - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей. |
Переменная - любой параметр, значение которого может изменяться [16, c. 20; 26, c. 221]. |
ПЕРЕНОС (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях [10, c. 111; 26, c. 221; 61, c. 95; 66, c. 255; 67, c. 271; 80, c. 397; 82, c. 580]. |
Перцепция социальная - процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие [60, c. 400]. |
ПИКТОГРАММА (в психологии)методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.) [67, c. 275; 80, c. 401; 82, c. 583]. |
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (письмо) - продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. |
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ (в процессе исследования) должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать, с помощью чего наблюдать, что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? [89]. ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА - (заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и срок выполнения эксперимента) включает: - цель и задачи эксперимента; - продолжительность, место и время проведения; - характеристику участников эксперимента; - описание используемых в эксперименте дидактических материалов и технических средств; - описание методики проведения эксперимента; - перечень и особенности применения методов; - изложение методики обработки результатов эксперимента [66, c. 259]. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ - диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, представленные в виде системы задач [95]. |
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЕ НЕВЕДЕНИЕ - ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей. |
ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ - могут быть систематическими, вызванными несовершенством средства измерения, и случайными, обусловленными влиянием на результат измерения неконтролируемыми факторами [89, c. 197]. |
Позиционное уравнивание - экспериментальная методика, используемая для подавления эффекта последовательности, таким образом, что любое различие, возникающее вследствие порядка А-Б, становится таким же, как различие вследствие порядка Б-А [26, c. 231]. |
ПОЛЕТНОСТЬ - способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. |
ПОЛИГОН - ломаная линия, соединяющая точки, соответствующие величинам частот, откладываемых по осям ординат [2, c. 67; 16, c.46; 89, c. 175]. |
ПОЛИЛОГ - разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении. |
ПОНЯТИЕ - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Носителем, способом обозначения понятия является термин. Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными [80, c. 420]. |
Порог различения - минимальная разница в интенсивности двух стимулов, необходимая для определения их различия [26, c. 239]. |
ПОТРЕБНОСТЬ - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [60, c. 422]. |
Потребность познавательная - ощущаемая человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания [60, c. 427]. |
ПРАВКА - ВЫЧИТКА - связана со сличением текста с заслуживающим доверия оригиналом и исправление технических погрешностей [88, c. 25; 89, c. 251]. |
ПРАВКА - ПЕРЕДЕЛКА - связана с серьезным изменением первоначального варианта рукописи [88, c. 28; 89, c. 252]. |
ПРАВКА - СОКРАЩЕНИЕ - направлена на сокращение текста (без ущерба для содержания), на уменьшение объема и улучшение качества рукописи. При этом убираются композиционные недочеты: растянутость, длинноты, ненужные подробности, однотипные примеры... [88, c. 27; 89, c. 251]. |
ПРАВКА-ОБРАБОТКА - связана с заменой неудачных слов и оборотов, достижением точности фраз и формулировок, логичности в построении произведения, убедительности аргументов [88, c. 28; 89, c. 251].. |
ПРАКСИМЕТРИЯ - измерение параметров индивидуальной и групповой деятельности: скорости и точности выполнения действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д. |
ПРАКТИКА - совокупная деятельность человечества, содержание которой - освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика - цель и единственный объективный критерий истинности познания. |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень основных терминов-понятий, встречающихся в тексте, с указанием страниц их нахождения; сжимает информацию основного текста, представляет ее в ином порядке, существенно облегчая ориентировку в содержании текста [88]. |
ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ - тенденция выискивать информацию, которая подтверждает собственное предвзятое мнение. |
ПРЕТЕСТ - предварительное тестирование, проводимое с целью уравнивания составов групп учащихся перед экспериментом. |
ПРИВЫЧКА - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. Привычки могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера [80, c. 432]. |
ПРИМЕЧАНИЯ - дополнительные разъяснения, справки, комментарии по поводу частей основного текста, вынесенные во вне. По замыслу они имеют второстепенный характер. Примечания могут быть подстрочными, обычно отмечаемыми "звездочками", и затекстовыми, отмечаемыми цифрами [88]. |
ПРИНЦИП - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции [49; 51; 81]. |
"ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ" - 1) принцип, означающий, что взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет неразрывную часть явления; 2) любая процедура, связанная с измерением, которая вносит в изучаемый объект или явление определенные возмущения [89, c. 237]. |
ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ - психолого-педагогическая закономерность, согласно которой эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию [95]. |
ПРИНЦИП КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ - принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Широко используется для конструирования психодиагностических методик наряду с факторно-аналитическим принципом. См. Опросник Миннесотский многоаспектный личностный. |
ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ - основа личностно ориентированного подхода при проблемно-модульном обучении, позволяющем представить содержание курса в трех различных вариантах: полном, сокращенном и углубленном. Как правило, полный вариант проблемного модуля рекомендуется для слабых учащихся, сокращенный вариант - для средних и углубленный - для сильных учеников [95]. |
ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ - основополагающее положение, направленное на стимулирование учебно-познавательной деятельности; этот принцип является одним из ведущих звеньев афферентного синтеза в структуре функциональной системы психической деятельности. |
ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО КВАНТОВАНИЯ - специфический принцип проблемно-модульной технологии, заключающийся в сжатии учебной информации на основе обобщения содержания и теории укрупнения дидактических единиц [95]. |
"Принцип турникета" - долговременная организационно-педагогическая модель диагностики детской одаренности, предполагающая длительное, продолжительное наблюдение за ребенком (авторы - Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит). |
ПРИНЦИП ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ - принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов. Широко используется для конструирования психодиагностических методик, наряду с критериально-ключевым принципом. |
ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - целеполагание (цели преподавателя и учащихся), бинарность (взаимодействие обучающего и обучаемых), проблемность (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения) [95]. |
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них. |
ПРИЧИНА - явление, действие которого определяет, вызывает, изменяет или влечет за собой появление другого явления, которое называют следствием. Причина всегда предшествует следствию [91, c. 531]. |
Причинность - убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину [91, c. 531]. |
Проблемная ситуация - особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин). |
Проблемное задание - практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели (А.М. Матюшкин). |
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система преподавания, согласно которой весь континуум мыслительной деятельности обучаемого, доминирующей мотивацией которой является постановка и решение личностно значимой проблемы, может быть разделен на системные "кванты" (М. А. Чошанов). |
Проблемный вопрос - вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия (А.М. Матюшкин). |
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - определяется тем, в какой мере предлагаемое решение дает возможность изменить существующую на практике ситуацию [29; 30; 89]. |
ПРОГНОЗ - 1) результат прогнозирования, содержащий информацию о каком-либо объекте, опережающий по времени процесс развития данного объекта; 2) ожидаемое развитие того или иного процесса [26, c. 252]. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - процесс предвидения, предсказаний и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время [51, c. 586; 70, c. 190; 89, c. 76]. |
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ - документ, раскрывающий цель, предмет и содержание наблюдения [9, c. 18]. |
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - система логических связанных этапов и процедур, раскрывающих содержание и последовательность педагогического исследования [89, c. 50]. |
ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА - основная форма проектирования его подготовки и проведения до получения результата. Это моделирование экспериментальной деятельности как составной части исследования. В программу эксперимента входят разделы: - общие данные об эксперименте (тема, характеристика места проведения и участников, тип эксперимента); - научный аппарат эксперимента (теоретическая основа - теории, понятия, цель, гипотеза, описание (не) зависимых переменных и методы их диагностирования, методы обработки эмпирических данных); - организация эксперимента (материально-техническое и методическое обеспечение, организационно-педагогическая и психологическая подготовка участников эксперимента, график проведения эксперимента); - приложение (экспериментальные материалы, методы диагностирования и обработки полученной информации) [52, c. 57]. |
ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ - практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора учащимися и с учетом их интересов. В противовес традиционному образованию, продуктивное учение преследует цели развития автономности и активности, что, в итоге, дает на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности [93]. |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. |
Проектно-исследовательская технология(ПИТ) - система интегрированных процедур в образовательном процессе; технология, включающая в себя многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. (В. В. Гузеев). |
ПРОЕКЦИЯ - 1) процесс и результат осмысления опыта индивида, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении им собственных состояний и свойств на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей личности; 2) один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому [80, c. 449]. |
ПРОСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - форма научного документа, суть которого заключается в систематизированном изложении основного содержания, научного аппарата и плана предстоящего исследования [4, c. 93]. |
ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития познания. В основе научной проблемы лежит противоречие между знанием и незнанием, между существующей теорией и новыми фактами [51, c. 588]. |
ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе образовательной практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения. |
ПРОФЕССИОГРАФИЯ - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека [67, c. 296; 80, c. 453; 82, c. 638]. |
Профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [21]. |
ПРОФЕССОР - ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника НИИ. Присваивается, как правило, докторам наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и крупных научных работ - монографий, учебников [63, c. 134]. |
ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения, при которых мера или прибор применяются непосредственно для измерения данной величины [89, c. 197]. |
ПСИХОГЕНЕТИКА - область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека [80, c. 469; 82, c. 647]. |
ПСИХОДИАГНОСТИКА - теория и практика оценки психологических свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию [11; 24; 80; 97]. |
ПСИХОЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ - совокупность рациональных и иррациональных (основанных на приметах) стратегий поведения испытуемых. Некоторые типичные мнимо разумные стратегии поиска правильного ответа: - "Выбирай ответ из общих соображений здравого смысла" (ассоциативное правдоподобие). - "Выбирай золотую середину". Испытуемый полагает, что правильный ответ не может быть крайним. - "Выбирай более развернутый и аргументированный ответ". Испытуемый считает, что правильный ответ замаскирован под более развернутую формулировку. - "Выбирай более наукообразный ответ из иностранных и малопонятных слов". - "Выбирай ответ, напоминающий что-то знакомое". Испытуемый ищет в формуле возможно правильного ответа упоминаемые на занятиях термины. - "Выбирай ответ, соответствующий общим ожиданиям". Ожидания испытуемых чаще всего строятся на базе стремления к преодолению когнитивного диссонанса [97]. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ - предрасположенность к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале [97]. |
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке [80, c. 527]. |
Психология общения - раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения [22; 32; 97]. |
Психология профессиональная - отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления специалиста, а также профессиональные деструкции личности [21; 97]. |
ПСИХОМЕТРИЯ - раздел математической психологии, посвященный теории психологических измерений, методам обработки психологических данных, конструирования и валидизации психологических тестов [97]. |
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - исследуют следующие характеристики трудовых навыков: - биотоки мышц и головного мозга электромиографией и электроэнцефалографией; - изменение вегетативных функций - уровнем кожногальванической, потоотделительной, зрачковой, сосудистой реакцией; изменением дыхания и кровообращения...; - подвижность нервных процессов - методом условнорефлекторных реакций, корректурных проб [89, c. 223]. |
Публикация основных результатов диссертации в научных изданиях - предшествующее защите диссертации опубликование ее материалов и результатов в виде печатных работ в книгах, журналах, сборниках научных работ, тезисов докладов на научных конференциях, семинарах. К опубликованным работам приравниваются дипломы на открытия, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на промышленный образец, депонированные рукописи работ, аннотированные в научных журналах препринты, другие официальные тиражированные или зарегистрированные государственными органами научные материалы. |