Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА - 1) теория (модель), принятая в качестве образца; 2) особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов [80, c. 390].

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ

Парадигма научная - 1) теория и способ действования в науке, модель, образец решения исследовательских задач; 2) определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности, подлежащего исследованию, допустимых научных проблем и методов их решения; 3) исходная теория или совокупность теоретических положений, используемых для объединения и прогнозирования развития чего-либо [49, c.604].

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Парадигма педагогическая - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель - стандарт решения определенного класса педагогических задач.

ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ

ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ (в педагогике) - метод организации педагогического коллектива, способствующий формированию отношений взаимной ответственности, сотрудничества (альтернатива авторитарности).

ПАРТНЕРСТВО

ПАРТНЕРСТВО - система взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательного процесса [49, c.609].

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - отрасль педагогики, обслуживающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. В ней выделяются: тифлопедагогика - педагогика слепых, сурдопедагогика - педагогика глухих, олигофренопедагогика - педагогика умственно отсталых детей и др. [24, c. 110].

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги В.Лай, Э.Мейман, американские. С.Холл, Э.Торндайк, русский психолог А.Я.Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за педагогическим процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. Экспериментальная педагогика легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20-30-х годах [24, c. 110].

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ - внедрение нового в педагогическую практику, влекущее за собой коренные изменения (революционное развитие) [52, c. 83].

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НОВАЦИЯ - совершенствование педагогического опыта, развивающегося в режиме традиции (эволюционное развитие) [52, c. 83].

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА - теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения [92].

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - используемый в рамках данной модели комплекс методов и средств обучения, направленный на гарантированное достижение учебной цели (В.В.Гузеев).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - 1) - содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); 3) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин); 4) организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс (Б. Т. Лихачев); 5) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов); 6) алгоритмизированная последовательность педагогических процедур, гарантированно обеспечивающая достижение дидактической цели (М. Ю. Олешков).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - использование учителем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (например, унижение ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т.д.); возникают как вследствие объективных причин (следование профессионала-педагога социальным предписаниям, противоречащим парадигмам образовательного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпетентность, личностная профнепригодность) [21; 22; 57; 58].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДОВОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДОВОЙ - 1) существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества; 2) опыт, расширяющий область педагогической действительности. Его отличительные особенности:

- соответствует тенденциям общественного развития;

- повышает производительность педагогического труда;

- обеспечивает стабильные результаты при некотором изменении условий учебно-воспитательного процесса;

- устойчиво обеспечивает наиболее эффективное решение образовательных задач;

- соответствует требованиям психолого-педагогической науки;

- расширяет область педагогической действительности, неся в себе элемент новизны в содержании, формах и методах решения образовательных задач;

- создает целостную систему всестороннего развития личности школьника;

- создает новые педагогические ценности;

- вносит элемент новизны в деятельности педагога;

- гарантирует возможность творческого применения опыта другими педагогами [58; 70; 82].

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ:

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ: - по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические);

- по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские);

- по ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-нравственные, эвристические);

- по характеру содержания образования (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, отраслевые, предметные, частно-тематические);

- по типу организации и управления познавательной деятельностью (классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных средств, система "консультант", обучение с помощью учебной книги, система "малых групп", компьютерное обучение, система "репетитор", "программное обучение";

- по отношению к ребенку (авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания);

- по способам, методам, средствам обучения (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие);

- по категории обучающихся (массовые, технологии продвинутого уровня, компенсирующего обучения, виктимологические, технологии работы с "отклоняющимися" детьми в рамках традиционной школы) (Г. К. Селевко).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБКИ - результат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловленный уровнем сформированности педагогического сознания учителя. Проявляются в:

- выставлении завышенных оценок (ошибки «великодушия»);  

- стремлении избегать крайних оценок (ошибки «центральной тенденции»);

- переносе личностного отношения на оценивание (ошибки «ореола»);

- оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающегося в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя (ошибки «контраста»);

- неумении преподавателя после высокой отметки сразу ставить низкую и наоборот (ошибки «близости»);

- нарушении логической связи (логические ошибки).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) - важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического и педагогического исследования, пробно-поисковое исследование, которое проводится до начала активного применения какого-либо методического аппарата. В процессе пилотажного педисследования устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент» [10, c. 245; 82, c. 583].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВШЕСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВШЕСТВО - количественное или качественное изменение, направленное на улучшение и развитие образования. Различают новшества: 1) в содержании образования, 2) в технологии образования, 3) в организации образования, 4) в системе и управлении образованием.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и учащихся; второй (за моделированием) этап детализации модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогические системы проектируются в формах квалификационных характеристик, профессиограмм, должностных инструкций; педагогические процессы - в формах расписания, графиков контроля и межпредметных связей, поурочно-тематического планирования.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ -  изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции педагогического анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ (в рамках личностно ориентированной педагогики) - оказание содействия человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИИ ВЫБОРА

1) критерий целевой ориентации (учет психолого-педагогической направленности); 2) критерий содержательной специфики (учет особенностей преподаваемой дисциплины); 3) критерий трудоемкости (учет энергозатрат); 4) критерий индивидуализации обучения (оптимальное сочетание индивидуальных, парных, групповых, коллективных форм); 5) критерий времени (учет временных затрат); 6) критерий технической оснащенности (материально-техническая база) [17; 35; 95].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА НАУЧНАЯ БАЗА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА научная база (опора на определенную научную концепцию), системность (логика, взаимосвязь частей, целостность), управляемость (целеполагание, планирование, проектирование, поэтапная диагностика, коррекция результатов), эффективность (оптимальность затрат), воспроизводимость [17; 77; 94].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТРУКТУРА концептуальная основа, содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала), процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, методы и формы работы учителя, диагностика учебного процесса) [77; 94; 95].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - диагностичное целеобразование (таксономия), результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация [17; 95].

ПЕДОЛОГИЯ

ПЕДОЛОГИЯ - совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка; возникла в конце 19 в. в США и Западной Европе [80, c. 394].

ПЕДОЦЕНТРИЗМ

ПЕДОЦЕНТРИЗМ - направление в философии воспитания, которое исходит из приоритета интересов и потребностей ребенка, видит основную задачу педагогики в создании условий для развития детей.

ПЕРЕМЕННАЯ

Переменная - любой параметр, значение которого может изменяться [16, c. 20; 26, c. 221].

ПЕРЕНОС

ПЕРЕНОС (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях [10, c. 111; 26, c. 221; 61, c. 95; 66, c. 255; 67, c. 271; 80, c. 397; 82, c. 580].

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Перцепция социальная - процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие [60, c. 400].

ПИКТОГРАММА

ПИКТОГРАММА (в психологии)методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Испытуемому предлагают для запоминания определенное количество слов или выражений, при этом для каждого из них нужно нарисовать любое изображение или знак, то есть пиктографически записать ряд понятий. В качестве стимулов используются понятия различной степени обобщенности, и в основном такие, прямое изображение которых затруднено либо невозможно (например, «веселый праздник», «теплый ветер», «обман», «справедливость» и т.д.) [67, c. 275; 80, c. 401; 82, c. 583].

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (письмо) - продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ (в процессе исследования) должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать, с помощью чего наблюдать, что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? [89].

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА - (заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и срок выполнения эксперимента) включает:

- цель и задачи эксперимента;

- продолжительность, место и время проведения;

- характеристику участников эксперимента;

- описание используемых в эксперименте дидактических материалов и технических средств;

- описание методики проведения эксперимента;

- перечень и особенности применения методов;

- изложение методики обработки результатов эксперимента [66, c. 259].

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ - диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, представленные в виде системы задач [95].

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЕ НЕВЕДЕНИЕ

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЕ НЕВЕДЕНИЕ - ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей.

ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ - могут быть систематическими, вызванными несовершенством средства измерения, и случайными, обусловленными влиянием на результат измерения неконтролируемыми факторами [89, c. 197].

ПОЗИЦИОННОЕ УРАВНИВАНИЕ

Позиционное уравнивание - экспериментальная методика, используемая для подавления эффекта последовательности, таким образом, что любое различие, возникающее вследствие порядка А-Б, становится таким же, как различие вследствие порядка Б-А [26, c. 231].

ПОЛЕТНОСТЬ

ПОЛЕТНОСТЬ - способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего.

ПОЛИГОН

ПОЛИГОН - ломаная линия, соединяющая точки, соответствующие величинам частот, откладываемых по осям ординат [2, c. 67; 16, c.46; 89, c. 175].

ПОЛИЛОГ

ПОЛИЛОГ - разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении.

ПОНЯТИЕ

ПОНЯТИЕ - мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Носителем, способом обозначения понятия является термин. Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными [80, c. 420].

ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ

Порог различения - минимальная разница в интенсивности двух стимулов, необходимая для определения их различия [26, c. 239].

ПОТРЕБНОСТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [60, c. 422].

ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Потребность познавательная - ощущаемая человеком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения поставленной цели при выполнении теоретического или практического задания [60, c. 427].

ПРАВКА - ВЫЧИТКА

ПРАВКА - ВЫЧИТКА - связана со сличением текста с заслуживающим доверия оригиналом и исправление технических погрешностей [88, c. 25; 89, c. 251].

ПРАВКА - ПЕРЕДЕЛКА

ПРАВКА - ПЕРЕДЕЛКА - связана с серьезным изменением первоначального варианта рукописи [88, c. 28; 89, c. 252].

ПРАВКА - СОКРАЩЕНИЕ

ПРАВКА - СОКРАЩЕНИЕ - направлена на сокращение текста (без ущерба для содержания), на уменьшение объема и улучшение качества рукописи. При этом убираются композиционные недочеты: растянутость, длинноты, ненужные подробности, однотипные примеры... [88, c. 27; 89, c. 251].

ПРАВКА-ОБРАБОТКА

ПРАВКА-ОБРАБОТКА - связана с заменой неудачных слов и оборотов, достижением точности фраз и формулировок, логичности в построении произведения, убедительности аргументов [88, c. 28; 89, c. 251]..

ПРАКСИМЕТРИЯ

ПРАКСИМЕТРИЯ - измерение параметров индивидуальной и групповой деятельности: скорости и точности выполнения действий и операций, последовательности действий, способов действий, продуктивности деятельности и т. д.

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА - совокупная деятельность человечества, содержание которой - освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика - цель и единственный объективный критерий истинности познания.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ - перечень основных терминов-понятий, встречающихся в тексте, с указанием страниц их нахождения; сжимает информацию основного текста, представляет ее в ином порядке, существенно облегчая ориентировку в содержании текста [88].

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ - тенденция выискивать информацию, которая подтверждает собственное предвзятое мнение.

ПРЕТЕСТ

ПРЕТЕСТ - предварительное тестирование, проводимое с целью уравнивания составов групп учащихся перед экспериментом.

ПРИВЫЧКА

ПРИВЫЧКА - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. Привычки могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера [80, c. 432].

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ - дополнительные разъяснения, справки, комментарии по поводу частей основного текста, вынесенные во вне. По замыслу они имеют второстепенный характер. Примечания могут быть подстрочными, обычно отмечаемыми "звездочками", и затекстовыми, отмечаемыми цифрами [88].

ПРИНЦИП

ПРИНЦИП - 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения; 2) основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции [49; 51; 81].

"ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ"

"ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ" - 1) принцип, означающий, что взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет неразрывную часть явления; 2) любая процедура, связанная с измерением, которая вносит в изучаемый объект или явление определенные возмущения [89, c. 237].

ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ - психолого-педагогическая закономерность, согласно которой эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию [95].

ПРИНЦИП КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ

ПРИНЦИП КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ - принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Широко используется для конструирования психодиагностических методик наряду с факторно-аналитическим принципом. См. Опросник Миннесотский многоаспектный личностный.

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ

ПРИНЦИП МОДУЛЬНОСТИ - основа личностно ориентированного подхода при проблемно-модульном обучении, позволяющем представить содержание курса в трех различных вариантах: полном, сокращенном и углубленном. Как правило, полный вариант проблемного модуля рекомендуется для слабых учащихся, сокращенный вариант - для средних и углубленный - для сильных учеников [95].

ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ

ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ - основополагающее положение, направленное на стимулирование учебно-познавательной деятельности; этот принцип является одним из ведущих звеньев афферентного синтеза в структуре функциональной системы психической деятельности.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО КВАНТОВАНИЯ

ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО КВАНТОВАНИЯ - специфический принцип проблемно-модульной технологии, заключающийся в сжатии учебной информации на основе обобщения содержания и теории укрупнения дидактических единиц [95].

"ПРИНЦИП ТУРНИКЕТА"

"Принцип турникета" - долговременная организационно-педагогическая модель диагностики детской одаренности, предполагающая длительное, продолжительное наблюдение за ребенком (авторы - Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит).

ПРИНЦИП ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

ПРИНЦИП ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ - принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов. Широко используется для конструирования психодиагностических методик, наряду с критериально-ключевым принципом.

ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - целеполагание (цели преподавателя и учащихся), бинарность (взаимодействие обучающего и обучаемых), проблемность (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения) [95].

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них.

ПРИЧИНА

ПРИЧИНА - явление, действие которого определяет, вызывает, изменяет или влечет за собой появление другого явления, которое называют следствием. Причина всегда предшествует следствию [91, c. 531].

ПРИЧИННОСТЬ

Причинность - убежденность в том, что события не просто происходят, а имеют некую причину [91, c. 531].

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация - особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин).  

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

Проблемное задание - практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели (А.М. Матюшкин).

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - система преподавания, согласно которой весь континуум мыслительной деятельности обучаемого, доминирующей мотивацией которой является постановка и решение личностно значимой проблемы, может быть разделен на системные "кванты" (М. А. Чошанов).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Проблемный вопрос - вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия (А.М. Матюшкин).

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ - определяется тем, в какой мере предлагаемое решение дает возможность изменить существующую на практике ситуацию [29; 30; 89].

ПРОГНОЗ

ПРОГНОЗ - 1) результат прогнозирования, содержащий информацию о каком-либо объекте, опережающий по времени процесс развития данного объекта; 2) ожидаемое развитие того или иного процесса [26, c. 252].

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - процесс предвидения, предсказаний и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время [51, c. 586; 70, c. 190; 89, c. 76].

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ - документ, раскрывающий цель, предмет и содержание наблюдения [9, c. 18].

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - система логических связанных этапов и процедур, раскрывающих содержание и последовательность педагогического исследования [89, c. 50].

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА - основная форма проектирования его подготовки и проведения до получения результата. Это моделирование экспериментальной деятельности как составной части исследования. В программу эксперимента входят разделы:

- общие данные об эксперименте (тема, характеристика места проведения и участников, тип эксперимента);

- научный аппарат эксперимента (теоретическая основа - теории, понятия, цель, гипотеза, описание (не) зависимых переменных и методы их диагностирования, методы обработки эмпирических данных);

- организация эксперимента (материально-техническое и методическое обеспечение, организационно-педагогическая и психологическая подготовка участников эксперимента, график проведения эксперимента);

- приложение (экспериментальные материалы, методы диагностирования и обработки полученной информации) [52, c. 57].

ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ УЧЕНИЕ - практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе ее свободного выбора учащимися и с учетом их интересов. В противовес традиционному образованию, продуктивное учение преследует цели развития автономности и активности, что, в итоге, дает на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности [93].

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ(ПИТ)

Проектно-исследовательская технология(ПИТ) - система интегрированных процедур в образовательном процессе; технология, включающая в себя многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. (В. В. Гузеев).

ПРОЕКЦИЯ

ПРОЕКЦИЯ - 1) процесс и результат осмысления опыта индивида, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении им собственных состояний и свойств на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей личности; 2) один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому [80, c. 449].

ПРОСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - форма научного документа, суть которого заключается в систематизированном изложении основного содержания, научного аппарата и плана предстоящего исследования [4, c. 93].

ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития познания. В основе научной проблемы лежит противоречие между знанием и незнанием, между существующей теорией и новыми фактами [51, c. 588].

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе образовательной практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

ПРОФЕССИОГРАФИЯ - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека [67, c. 296; 80, c. 453; 82, c. 638].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также выполнения профессиональной деятельности [21].

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОР - ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника НИИ. Присваивается, как правило, докторам наук при наличии стажа преподавательской работы в вузе и крупных научных работ - монографий, учебников [63, c. 134].

ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

ПРЯМЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ - измерения, при которых мера или прибор применяются непосредственно для измерения данной величины [89, c. 197].

ПСИХОГЕНЕТИКА

ПСИХОГЕНЕТИКА - область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека [80, c. 469; 82, c. 647].

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПСИХОДИАГНОСТИКА - теория и практика оценки психологических свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию [11; 24; 80; 97].

ПСИХОЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ

ПСИХОЛОГИКА ПОВЕДЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ - совокупность рациональных и иррациональных (основанных на приметах) стратегий поведения испытуемых. Некоторые типичные мнимо разумные стратегии поиска правильного ответа:

- "Выбирай ответ из общих соображений здравого смысла" (ассоциативное правдоподобие).

- "Выбирай золотую середину". Испытуемый полагает, что правильный ответ не может быть крайним.

- "Выбирай более развернутый и аргументированный ответ". Испытуемый считает, что правильный ответ замаскирован под более развернутую формулировку.

- "Выбирай более наукообразный ответ из иностранных и малопонятных слов".

- "Выбирай ответ, напоминающий что-то знакомое". Испытуемый ищет в формуле возможно правильного ответа упоминаемые на занятиях термины.

- "Выбирай ответ, соответствующий общим ожиданиям". Ожидания испытуемых чаще всего строятся на базе стремления к преодолению когнитивного диссонанса [97].

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРЦИЯ - предрасположенность к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале [97].

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке [80, c. 527].

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Психология общения - раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения [22; 32; 97].

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Психология профессиональная - отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления специалиста, а также профессиональные деструкции личности [21; 97].

ПСИХОМЕТРИЯ

ПСИХОМЕТРИЯ - раздел математической психологии, посвященный теории психологических измерений, методам обработки психологических данных, конструирования и валидизации психологических тестов [97].

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - исследуют следующие характеристики трудовых навыков:

- биотоки мышц и головного мозга электромиографией и электроэнцефалографией;

- изменение вегетативных функций - уровнем кожногальванической, потоотделительной, зрачковой, сосудистой реакцией; изменением дыхания и кровообращения...;

- подвижность нервных процессов - методом условнорефлекторных реакций, корректурных проб [89, c. 223].

ПУБЛИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИИ В НАУЧНЫХ ИЗДАНИЯХ

Публикация основных результатов диссертации в научных изданиях - предшествующее защите диссертации опубликование ее материалов и результатов в виде печатных работ в книгах, журналах, сборниках научных работ, тезисов докладов на научных конференциях, семинарах. К опубликованным работам приравниваются дипломы на открытия, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, патенты на промышленный образец, депонированные рукописи работ, аннотированные в научных журналах препринты, другие официальные тиражированные или зарегистрированные государственными органами научные материалы.

Предыдущая страница Следующая страница