Наши партнеры
Статьи на букву "Н"
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ - способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений [24, c. 90; 61, c. 74; 67, c. 227; 80, c. 219; 82, c. 472]. |
НАБЛЮДЕНИЕ - специально организованное, преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксирование педагогических явлений и процессов, обусловленное задачей исследования, направленное на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Способы наблюдения: - по характеру контакта: непосредственные, опосредованные; - по условиям проведения: полевые, лабораторные; - по характеру взаимодействия с наблюдаемым: включенные, не включенные, открытые, скрытые; - по целям: целенаправленные, поисковые; - по упорядоченности (во времени): сплошные, выборочные; - по упорядоченности (в объеме): узкоспециальные, монографические; - по упорядоченности (в проведении): структурированные, произвольные; - по фиксации результатов: констатирующие, оценивающие, подлинные, инструментальные [3, c. 69; 19, c. 118; 26, c. 181; 61, c. 74; 66, c. 204; 67, c. 227; 80, c. 319; 82, c. 473; 89, c. 112]. |
НАВЫК - действие, доведенное до автоматизма; формируется путем упражнений, тренинга, многократного повторения [3, c. 56; 24, c. 90; 26, c. 181; 61, c. 76; 66, c. 205; 67, c. 227; 80, c. 319]. |
Навык мыслительный - выработанная система интеллектуальных действий, приводящих к обнаружению тех или иных искомых отношений (величин) в заданных ситуациях [80, c. 325]. |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ - учебное пособие, предназначенное для эффективного усвоения содержания путем визуализации. |
НАДЕЖНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов. Отражает точность психологического измерения и устойчивость результатов к действию посторонних факторов (см. теста надежность) [47, c. 170; 66, c. 207; 67, c. 229; 80, c. 325; 82, c. 477]. |
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития [51, c. 485]. |
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Говоря о науке, необходимо иметь в виду, по крайней мере, ее три аспекта: - наука как социальный институт (совокупность научных учреждений, содружество ученых); - наука как процесс (научная деятельность); - наука как результат (научные знания) [80, c. 331; 82, c. 481; 89, c. 16; 91, c. 403]. |
НАУКОВЕДЕНИЕ - дисциплина, изучающая функционирование и развитие науки как комплексный процесс путем использования философских, экономических, социологических, психологических методов. Ее цель - выявление способов и критериев рационального использования науки в современном производстве [70, c. 28; 91, c. 406]. |
НАУЧЕНИЕ - процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что таким путем может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно [67, c. 232; 80, c. 335; 82, c. 482]. |
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности, включающей все формы и методы работы по получению научного знания, его организации, функционированию, хранению и распространению (формулировка понятий, создание гипотез и теорий, наблюдение и экспериментирование, классификация и обобщение полученных результатов) [70, c. 129]. |
НАУЧНАЯ ТЕМА - задача научного характера, требующая проведения научного исследования [30, c. 22]. |
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. |
Научная школа - научный коллектив или сообщество неформально взаимодействующих ученых, сплоченных вокруг научного лидера, разделяющих его основные научные идеи и реализующих единую, обычно новаторскую, исследовательскую программу. |
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий [24, c. 54; 82, c. 301]. |
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное - методами получения и проверки новых знаний. |
НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ - перечень последовательно совершаемых логико-познавательных действий (операций), обеспечивающих выполнение самого исследования. Научный аппарат организует поисковую деятельность и упорядочивает ее. Он формируется сразу после выбора темы и ее обоснования на основе чтения литературы и зондажного изучения практики. Обычно научный аппарат исследования представляется в следующем виде: - стратегические операции: поиск противоречия, выявление проблемы, определение цели; - технологические операции: объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, источники исследования. База исследования, методы исследования, этапы исследования; - аналитические операции: научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту, достоверность результатов исследования, апробация результатов исследования. |
НАУЧНЫЙ ДОКЛАД - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории [30, c. 22]. |
Научный консультант - назначенный приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения по месту подготовки докторской диссертации консультант докторанта в ранге доктора наук, оказывающий помощь докторанту в проведении диссертационных исследований. |
НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы; назначение документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени [30, c. 22]. |
НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ - познавательная деятельность в форме научного исследования, осуществляемая специальными людьми (учеными, исследователями, научными работниками) с помощью специальных средств познания (материальных, математических, языковых, логических), результатом которой являются научные знания. |
Научный руководитель - назначенный (приказом ректора высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения по месту подготовки кандидатской диссертации) при зачислении в аспирантуру или соискателем руководитель зачисленного аспиранта, соискателя, как правило, из числа докторов наук, профессоров. В отдельных случаях по решению ученых советов организаций, в которых ведется подготовка кандидатской диссертации аспирантом, соискателем, к научному руководству могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) [29]. |
НАУЧНЫЙ ФАКТ - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания [30, c. 22; 82, c. 845]. |
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА - часть содержания образования, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык: литература, история, география региона и т.п.), обуславливающее особые потребности и интересы в области образования субъектов Российской Федерации [63, c. 110]. |
НЕВРОЗ - психическое отклонение от нормы, связанное с мучительными переживаниями, но не всегда признаваемое болезнью [80, c. 337]. |
НЕГАТИВИЗМ - немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп [80, c. 342]. |
НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ (экспериментальный фактор) - 1) изменяемый фактор, сознательно вводимый исследователем в ход эксперимента; 2) некий аспект экспериментальной ситуации, который находится под прямым контролем экспериментатора, наблюдающего за его возможным влиянием на поведение участников [52, c. 55]. |
НЕСПОСОБНОСТЬ - свойство личности как определенная динамическая функциональная структура, не соответствующая требованиям к данному виду деятельности. |
НОВАТОР - человек, вносящий и осуществляющий новые прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности [49, c. 569]. |
НОВИЗНА В НАУКЕ - характеристика, выражающая степень оригинальности результатов теоретических и экспериментальных исследований, методов их получения, способов доказательства и демонстрации, организации труда и управления. Новизна выступает показателем развития, подвижности науки, выражает диалектическое единство преемственности и изменчивости. Можно выделить три типа нового знания: 1) открытие нового эмпирического (экспериментального) факта; 2) дедуцирование из системы исходных положений таких понятий и суждений определенной теории, которые эмпирическим путем не были установлены; 3) образование новых понятий и суждений (научных положений и принципов), которые не только не вытекают логически из имеющихся знаний, но не укладываются в рамки существующих теорий и входят в противоречие с ними, требуют создания новой, более широкой и общей системы теоретических знаний. |
НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ - определяется путем всестороннего изучения существующих попыток ее решения. Она больше относится не к самой проблеме (теме), а к предлагаемому решению, не к содержанию, а к технологии. |
НОВОЕ - впервые созданное; появившееся недавно, взамен прежнего, вновь открытое; недостаточно знакомое; малоизвестное. |
НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - вид распределения переменных. Наблюдается при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов. График такого уравнения представляет собой симметричную унимодальную колоколообразную кривую [10, c. 207; 15, c. 83; 26, c. 194]. |
НОУ - ХАУ (знать, как сделать) - совокупность научно-технических, организационных, коммерческих знаний, не защищенных охранными документами и не опубликованных в открытой печати, необходимых в научных исследованиях, разработках при изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции; знак оригинальной идеи, знания и опыта, имеющих большое научное или практическое значение [5, c. 58]. |