Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УКАЗАТЕЛИ

УКАЗАТЕЛИ - необходимый компонент серьезных научных монографий. Они обеспечивают эффективный поиск нужных сведений. Основными указателями являются: указатель имен, предметный указатель, словарь понятий [88].

УМ (УМСТВЕННЫЕ СИЛЫ)

УМ (умственные силы) - 1) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли); 2) в более узком смысле - совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность [24, c. 152; 67, c. 404; 80, c. 714].

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта; формируется путем упражнений и в отличие от навыка, являющегося автоматизированным компонентом деятельности, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [24, c. 153; 66, c. 376; 67, c. 404; 80, c. 714; 82, c.804].

УМЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫЕ

УМЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫЕ - основные умения исследователя в любой области знаний. К ним относятся умения:

- рефлексии;

- анализа деятельности;

- анализа личностных качеств;

- анализа связей и зависимости как внутри, так и вне педагогического процесса и системы;

- пользоваться научной литературой разного уровня сложности;

- вычленять противоречия;

- ставить проблемы;

- формулировать цели и задачи;

- вырабатывать гипотезы;

- определять критериальные показатели;

- владеть методами диагностирования;

- теоретически обосновывать идеи;

- обобщать факты;

- проектировать эксперимент;

- описывать идеи и полученные результаты;

- получать выводы;

- формулировать условия эффективности новых идей и т.п.

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Умения педагогические - совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием педагогического самоанализа [24, c. 153; 82, c. 806].

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения делятся на индуктивные, дедуктивные, по аналогии [24, c. 153; 80, c. 715].

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ

УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ - число, получаемое в итоге предусмотренной математической обработки результатов выполнения обследуемым тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении возрастного уровня с хронологическим уровень интеллекта обследуемого соответствует возрасту [82, c. 814].

УПОРЯДОЧИВАНИЕ

УПОРЯДОЧИВАНИЕ - исходный этап первоначальной обработки, состоящий в расположении результатов измерения в определенной последовательности, удобной для дальнейшего анализа [16, c. 30; 89, c. 174].

УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ - деятельность, направленная на упорядочение, сохранение и совершенствование объекта [82, c. 815].

УПРАЖНЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В рамках упражнения осуществляются все компоненты процесса учения (научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация [24, c. 153; 61, c. 158; 67, c. 416; 80, c. 715; 82, c. 816].

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ - понятие математической статистики, отражающее степень вероятности ошибочного вывода относительно статистической гипотезы о распределении признака, проверяемой на основе выборочных данных.

В психологических исследованиях за достаточный уровень значимости обычно принимается = 0,05, что означает: если в совокупности генеральной верна нулевая гипотеза, то результат, полученный на выборке, может повториться в 5% случаев повторных выборок. Для достаточно больших выборок уровень значимости может быть принят = 0,1 [10, c. 353; 66, c. 78; 73, c. 71].

УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ

УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ - условный показатель, характеризующий преемственность и место приобретаемых научных знаний в ряду известных: уровень конкретизации (полученный результат уточняет, конкретизирует известное знание), уровень дополнения (полученный результат расширяет известные теоретические и практические положения), уровень преобразования (принципиальная смена парадигмы, точки зрения, новые идеи и подходы к решению проблемы).

УРОВЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

УРОВЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (минимальный, общий, продвинутый) - основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде системы задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (1 - отсутствие подзадач, 2 - явные связи, 3 - явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и, соответственно, первому, второму, третьему типу ориентировки (В. В. Гузеев).

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ

1)установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2) степень сложности задач, выбираемых человеком, уровень трудности целей, на достижение которых претендует индивид; 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я) [24, c. 154; 61, c. 159; 66, c. 378; 67, c. 417; 80, c. 716; 82, c. 816].

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой др. людей или самим собой в иной период жизни [24, c. 154].

УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений [8, c. 22, 315, 352].

УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЯ

Уровни измерения - способы оценки данных, получаемых при экспериментальных исследованиях. В зависимости от количества доступной информации и природы измерительных инструментов различают следующие уровни измерения: 1) номинальные данные (группируются в категории); 2) порядковые данные (группируются в виде рейтингов или диапазонов); 3) дискретные данные (используется шкала с фиксированными единицами измерения, например, секунды и метры); 4) пропорциональные данные (сходны с дискретными, но на шкале измерения присутствует ноль, и пропорциональные соотношения обретают смысл: например, расстояние в два метра действительно в два раза превышает расстояние в один метр) [26, c. 347].

УРОВНИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ:

1) методологический (построение образовательных систем); 2) институционный (организационно-структурные преобразования); 3) содержательный (соответствие федеральным и региональным стандартам); 4) технологический (внедрение инновационных образовательных технологий).

УРОК

УРОК - минимальный учебный период, занимающий один академический час [25].

УСВОЕНИЕ

УСВОЕНИЕ - овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом; проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение) в стандартной и нестандартной ситуациях [24, c. 154; 61, c. 159; 66, c. 379; 67, c. 418; 80, c. 716; 82, c. 824].

УСЛОВИЕ

УСЛОВИЕ - 1) совокупность компонентов, определяющих существование явления, 2) независимые от причины явления, 3) обстановка, в которой происходит превращение причины в следствие [91, c. 707].

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - собрание правил, определяющих устройство и деятельность школы, колледжа, вуза и т.п. [24, c. 155].

УСТАНОВКА

УСТАНОВКА - готовность человека действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации [24, c. 155; 61, c. 160; 66, c. 381; 67, c. 419; 80, c. 717; 82, c. 832].

УСТОЙЧИВОСТЬ

УСТОЙЧИВОСТЬ - воспроизводимость результатов при многократных замерах [24, c. 155; 89, c. 169].

УЧЕБНАЯ ОШИБКА

УЧЕБНАЯ ОШИБКА - неправильность в действиях обучаемых в зоне области критических ситуаций (области ошибок) - неправильное применение нового знания в сфере актуального развития ученика.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - единый обязательный документ, воспроизводящий в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и предназначенных для усвоения [55; 93].

УЧЕБНИК

УЧЕБНИК - непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики [63, c. 167].

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167].

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция.

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ - конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т.д.

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД - промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых [17; 95].

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - целостная дидактическая система, воспроизводящая в своем содержании научную картину мира, направленная на организацию и передачу знаний, сочетающая содержание, формы, средства, методы обучения в их взаимосвязи и имеющая целью познание учащимися окружающей их действительности [55; 93].

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ - научная квалификация; форма аттестации научных кадров высшей квалификации. В России установлены ученые степени кандидата наук и доктора наук. За рубежом существуют также ученые степени агреже, бакалавра, лиценциата, магистра. Присуждается по результатам защиты диссертации.

УЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ - особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности [55; 93].

УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ

УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ - квалификация научно-педагогических работников, форма их аттестации. В России установлены ученые звания: профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента, старшего и младшего научного сотрудника.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ - периодические издания, объединяющие научные труды сотрудников вуза или НИИ, возможно, по разной проблематике, но в пределах одного научного направления или цикла научного знания (по гуманитарным дисциплинам, историческим, естественно-математическим, техническим). Ученые записки подводят итог научной работе вузов или НИИ за определенный промежуток времени.

Предыдущая страница Следующая страница