Статьи на букву "У"
УКАЗАТЕЛИ - необходимый компонент серьезных научных монографий. Они обеспечивают эффективный поиск нужных сведений. Основными указателями являются: указатель имен, предметный указатель, словарь понятий [88]. |
УМ (умственные силы) - 1) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли); 2) в более узком смысле - совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность [24, c. 152; 67, c. 404; 80, c. 714]. |
УМЕНИЕ - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта; формируется путем упражнений и в отличие от навыка, являющегося автоматизированным компонентом деятельности, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [24, c. 153; 66, c. 376; 67, c. 404; 80, c. 714; 82, c.804]. |
УМЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫЕ - основные умения исследователя в любой области знаний. К ним относятся умения: - рефлексии; - анализа деятельности; - анализа личностных качеств; - анализа связей и зависимости как внутри, так и вне педагогического процесса и системы; - пользоваться научной литературой разного уровня сложности; - вычленять противоречия; - ставить проблемы; - формулировать цели и задачи; - вырабатывать гипотезы; - определять критериальные показатели; - владеть методами диагностирования; - теоретически обосновывать идеи; - обобщать факты; - проектировать эксперимент; - описывать идеи и полученные результаты; - получать выводы; - формулировать условия эффективности новых идей и т.п. |
Умения педагогические - совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием педагогического самоанализа [24, c. 153; 82, c. 806]. |
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения делятся на индуктивные, дедуктивные, по аналогии [24, c. 153; 80, c. 715]. |
УМСТВЕННЫЙ ВОЗРАСТ - число, получаемое в итоге предусмотренной математической обработки результатов выполнения обследуемым тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении возрастного уровня с хронологическим уровень интеллекта обследуемого соответствует возрасту [82, c. 814]. |
УПОРЯДОЧИВАНИЕ - исходный этап первоначальной обработки, состоящий в расположении результатов измерения в определенной последовательности, удобной для дальнейшего анализа [16, c. 30; 89, c. 174]. |
УПРАВЛЕНИЕ - деятельность, направленная на упорядочение, сохранение и совершенствование объекта [82, c. 815]. |
УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В рамках упражнения осуществляются все компоненты процесса учения (научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация [24, c. 153; 61, c. 158; 67, c. 416; 80, c. 715; 82, c. 816]. |
УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ - понятие математической статистики, отражающее степень вероятности ошибочного вывода относительно статистической гипотезы о распределении признака, проверяемой на основе выборочных данных. В психологических исследованиях за достаточный уровень значимости обычно принимается = 0,05, что означает: если в совокупности генеральной верна нулевая гипотеза, то результат, полученный на выборке, может повториться в 5% случаев повторных выборок. Для достаточно больших выборок уровень значимости может быть принят = 0,1 [10, c. 353; 66, c. 78; 73, c. 71]. |
УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ - условный показатель, характеризующий преемственность и место приобретаемых научных знаний в ряду известных: уровень конкретизации (полученный результат уточняет, конкретизирует известное знание), уровень дополнения (полученный результат расширяет известные теоретические и практические положения), уровень преобразования (принципиальная смена парадигмы, точки зрения, новые идеи и подходы к решению проблемы). |
УРОВЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (минимальный, общий, продвинутый) - основа уровневой дифференциации учебного процесса: операциональное представление целей образования в виде системы задач, выделяемых по характеру ассоциативных связей между подзадачами (1 - отсутствие подзадач, 2 - явные связи, 3 - явные и латентные связи). Соответствует репродуктивному, реконструктивному или вариативному типу учебной деятельности и, соответственно, первому, второму, третьему типу ориентировки (В. В. Гузеев). |
1)установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2) степень сложности задач, выбираемых человеком, уровень трудности целей, на достижение которых претендует индивид; 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я) [24, c. 154; 61, c. 159; 66, c. 378; 67, c. 417; 80, c. 716; 82, c. 816]. |
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой др. людей или самим собой в иной период жизни [24, c. 154]. |
УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений [8, c. 22, 315, 352]. |
Уровни измерения - способы оценки данных, получаемых при экспериментальных исследованиях. В зависимости от количества доступной информации и природы измерительных инструментов различают следующие уровни измерения: 1) номинальные данные (группируются в категории); 2) порядковые данные (группируются в виде рейтингов или диапазонов); 3) дискретные данные (используется шкала с фиксированными единицами измерения, например, секунды и метры); 4) пропорциональные данные (сходны с дискретными, но на шкале измерения присутствует ноль, и пропорциональные соотношения обретают смысл: например, расстояние в два метра действительно в два раза превышает расстояние в один метр) [26, c. 347]. |
1) методологический (построение образовательных систем); 2) институционный (организационно-структурные преобразования); 3) содержательный (соответствие федеральным и региональным стандартам); 4) технологический (внедрение инновационных образовательных технологий). |
УРОК - минимальный учебный период, занимающий один академический час [25]. |
УСВОЕНИЕ - овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом; проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, запоминание, возможность практического использования (применение) в стандартной и нестандартной ситуациях [24, c. 154; 61, c. 159; 66, c. 379; 67, c. 418; 80, c. 716; 82, c. 824]. |
УСЛОВИЕ - 1) совокупность компонентов, определяющих существование явления, 2) независимые от причины явления, 3) обстановка, в которой происходит превращение причины в следствие [91, c. 707]. |
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - собрание правил, определяющих устройство и деятельность школы, колледжа, вуза и т.п. [24, c. 155]. |
УСТАНОВКА - готовность человека действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации [24, c. 155; 61, c. 160; 66, c. 381; 67, c. 419; 80, c. 717; 82, c. 832]. |
УСТОЙЧИВОСТЬ - воспроизводимость результатов при многократных замерах [24, c. 155; 89, c. 169]. |
УЧЕБНАЯ ОШИБКА - неправильность в действиях обучаемых в зоне области критических ситуаций (области ошибок) - неправильное применение нового знания в сфере актуального развития ученика. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - единый обязательный документ, воспроизводящий в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учебных целях и предназначенных для усвоения [55; 93]. |
УЧЕБНИК - непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики [63, c. 167]. |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - официально утвержденное учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [63, c. 167]. |
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция. |
УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ - конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений: сравнение, определение причин и следствий, установление взаимосвязей, решение противоречий и т.д. |
УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД - промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых [17; 95]. |
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС - целостная дидактическая система, воспроизводящая в своем содержании научную картину мира, направленная на организацию и передачу знаний, сочетающая содержание, формы, средства, методы обучения в их взаимосвязи и имеющая целью познание учащимися окружающей их действительности [55; 93]. |
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ - научная квалификация; форма аттестации научных кадров высшей квалификации. В России установлены ученые степени кандидата наук и доктора наук. За рубежом существуют также ученые степени агреже, бакалавра, лиценциата, магистра. Присуждается по результатам защиты диссертации. |
УЧЕНИЕ - особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности [55; 93]. |
УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ - квалификация научно-педагогических работников, форма их аттестации. В России установлены ученые звания: профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента, старшего и младшего научного сотрудника. |
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ - периодические издания, объединяющие научные труды сотрудников вуза или НИИ, возможно, по разной проблематике, но в пределах одного научного направления или цикла научного знания (по гуманитарным дисциплинам, историческим, естественно-математическим, техническим). Ученые записки подводят итог научной работе вузов или НИИ за определенный промежуток времени. |