Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения [32].

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)

1)метод «широкого охвата», когда все члены конкретной группы считаются одинаковыми; 2) способность участников реагировать не только на стимулы, ранее вызывавшие реакцию, но и на другие сходные стимулы; 3) склонность организма к выработке реакции, сходной с ранее подкрепленными реакциями [26, c. 67].

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - 1) совокупность измерений, на основании которых судят о результатах эксперимента; 2) множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе [10, c. 37].

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА

Генеральная совокупность заданий теста - гипотетическое множество заданий теста, связанных общим фактором [89].

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод, исследующий взаимодействие и становление развивающихся педагогических явлений. Он предполагает, во-первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во-вторых, выведение из него последующих состояний [91, c. 107].

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - социальное свойство личности, определяемое высшей степенью проявления ее таланта и активной деятельности [67, c. 77; 80, c. 98].

ГЕРМЕНЕВТИКА

герменевтика - общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах [80, c. 99; 91, c. 111].

ГЕРМЕНЕВТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

герменевтика Педагогическая - теория и практика истолкования и интерпретации педагогических знаний (зафиксированных и незафиксированных в разного рода письменных текстах), отражающих представления о педагогической реальности [52, c. 26].

ГЕШТАЛЬТ

1)функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений; 2) устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целостные психические образования [80, c. 100].

ГЕШТАЛЬТ-ТЕХНОЛОГИЯ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕХНОЛОГИЯ - педагогическая технология, основанная на гештальт-теории усвоения. Упражнения по гештальт-теории оперируют достаточно крупными, законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на одномоментном запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла (М. Вертгеймер, Г. Мюллер и др.).

ГИБКОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) ГОЛОСА

ГИБКОСТЬ (подвижность) ГОЛОСА - качество профессионального педагогического голоса, его способность переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой и т.д. (Т. А. Ладыженская).

ГИМНАЗИЯ

ГИМНАЗИЯ - образовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность начального образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися [63, c. 40].

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - характеристика предмета (или его части) в плане увеличения или уменьшения [52, c. 27].

ГИПЕРСПОСОБНОСТИ

ГИПЕРСПОСОБНОСТИ - способности, или очень выраженные и рано проявляющиеся, или редко встречающиеся (обратное произнесение слов, феноменальный счет в уме и др.) [52, c.27].

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА - компонент научного исследования или опытно-экспериментальной работы, заключающий в себе предположение о возможном результате и условиях его достижения [5, c. 24; 19, c. 80; 66, c. 71; 91, c. 115].

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - 1) научное суждение, утверждение предположительного характера, выдвижение и экспериментальная проверка которого имеет убедительную научно-практическую основу; 2) исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели; 3) метод проектирования способов разрешения выявленного противоречия через решение проблемы в направлении достижения цели на основе исследования выделенного предмета в рамках определенного объекта исследования. Требования к научной гипотезе: соответствие фактам, воспроизводимость, экспериментальная проверяемость, независимость, проблематичность, согласованность с известными теориями, возможная простота формулировки. В сложном экспериментальном исследовании выдвигается несколько логически связанных друг с другом гипотез: общая, частная и рабочая [4, c. 103; 15, c. 46; 26, c. 72; 80, c. 105].

ГИСТОГРАММА

ГИСТОГРАММА - 1) график, имеющий вид прямоугольников, основание которых (обычно по оси абсцисс) соответствует интервалу; в случае неравномерных интервалов и резких колебаний гистограмма предпочтительнее полигону частот; 2) столбиковая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой; 3) способ графического изображения статистического распределения некоторой случайной величины по количественному признаку [15, c. 45; 26, c. 73; 89, c. 127].

ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)

ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) - раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности [91, c. 678].

ГРАФИК

ГРАФИК - наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой, выражающее динамику процесса. График представляет собой некоторую непрерывную линию. По горизонтальной линии обычно размещают независимую переменную - ту, которая изменяется по намерению экспериментатора и рассматривается в качестве возможной искомой причины. По вертикали располагают зависимую переменную - ту, которая является (или рассматривается) в качестве предполагаемой причины. Для построения графика необходимо несколько точек части, этапа, отрезка непрерывного, динамического процесса. Это может быть процесс формирования двигательного навыка, развития психофизического качества личности, рост мышечной массы... Графиком может быть показан ход формирующего эксперимента [89, c. 187].

ГРУППА

ГРУППА - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака [80, c. 110].

ГРУППА ВЫРАВНИВАНИЯ, ПОДДЕРЖКИ, РАЗВИТИЯ

ГРУППА ВЫРАВНИВАНИЯ, ПОДДЕРЖКИ, РАЗВИТИЯ - временные группы учащихся, образованные в ходе учебного процесса, предназначенные соответственно для помощи в достижении уровня требований образовательного стандарта, закрепления на достигнутом уровне планируемых результатов обучения, развития учеников для достижения следующего уровня, нормальная группа развития в отличие от ускоренной состоит из учащихся двух соседних уровней [17; 82].

ГРУППА ГЕТЕРОГЕННАЯ

ГРУППА ГЕТЕРОГЕННАЯ - микроколлектив учащихся класса, составленный с учетом наличия у них значимых для учебного процесса различных качеств [12, c. 143; 80, c. 99].

ГРУППА ГОМОГЕННАЯ

ГРУППА ГОМОГЕННАЯ - микроколлектив учащихся класса, составленный с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (см. группа гетерогенная).

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении [80, c. 114; 82, с. 137]..

ГРУППА РИСКА

ГРУППА РИСКА - термин социальной педагогики для обозначения групп населения (детей, подростков и т.д.), находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни [32, 59].

ГРУППИРОВКА

ГРУППИРОВКА - объединение вариантов в интервалы с указанием центра и границ интервала [89].

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84].

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека и право личности на свободное развитие своих творческих сил [81, c.177].

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [84].

ГУМАНИТАРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ - относящийся к человеку и егокультуре, обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека [81, c. 177].

Предыдущая страница Следующая страница