Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБЗОР

ОБЗОР - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по определенной теме, полученные в результате анализа первоисточников; знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития. Различают обзоры: 1) аналитические, содержащие критические оценки анализируемой информации; 2) реферативные, составленные в виде реферата; 3) тематические, объединенные одной темой [30, c. 22].

ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение - мыслительный процесс выявления существенных закономерностей, выступающих в качестве неизвестного в проблемной ситуации [18, c. 221; 67, c. 240; 80, c. 348; 82, c. 496].

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ - субъективный феномен как целостное интегральное отражение предстоящего действия, в котором одновременно представлены его основные пространственные, временные и силовые характеристики [14; 89].

ОБРАЗОВАНИЕ

1) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства [50, c. 508]; 2) синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; 3) процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [57; 62].

ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ - социально значимая и научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений к миру, опыта творческой деятельности [60; 93].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - документ, регламентирующий совместную деятельность учителя и учащегося с учетом индивидуальных особенностей обучаемого как личности и избирательности его к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации и динамике развития [34; 63].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - комплекс, состоящий из трех подсистем: образовательной стратегии, педагогической технологии и дидактических технологий (моделей обучения) [17; 96].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Образовательная среда - система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В. В. Гузеев).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - образовательный путь в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии личности с учетом сформированности ее интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

образовательное пространство - 1)термин, условно обозначающий регион Российской Федерации, в котором отсутствует децентрализация в образовании и реально достигнут единый декларируемый уровень госстандарта; 2) совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры [50, c. 32].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - диалектически взаимосвязанная система обучения и учения, обеспечивающая развитие индивидуума как личности, опирающаяся на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика посредством применения личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности [55; 93].

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

1) процесс получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий; 2) причинно-следственная детерминация взаимодействия участников образовательного процесса [26, c. 199; 82, c. 507].

ОБУЧАЕМОСТЬ

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость - способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида [80, c. 352].

ОБУЧАЕМОСТЬ ИМПЛИЦИТНАЯ

обучаемость Имплицитная - способность обучатьсябез целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося.

ОБУЧАЕМОСТЬ ЭКСПЛИЦИТНАЯ

обучаемость Эксплицитная - способность к обучению, основанная на целенаправленных сознательных усилиях со стороны обучающегося.

ОБУЧЕНИЕ

1)целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека [80, c. 352]; 2) планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности (В. Оконь).

ОБУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЕ

ОБУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЕ - особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности ученика, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ - организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

ОБУЧЕННОСТЬ

ОБУЧЕННОСТЬ - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

ОБЩЕНИЕ

1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [22; 32; 80].

ОБЩЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

общение Межличностное - общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей [32].

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Общеобразовательная школа - с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного или муниципального учреждения, реализующего целостную образовательную программу, направленную на углубленное изучение одного из учебных предметов одной выбранной области знаний [100].

ОБЪЕКТ

ОБЪЕКТ - фрагмент реальности, на который направлена активность взаимосвязанного с реальностью субъекта [67, c. 246; 80, c. 359; 82, c. 528; 91, c. 453].

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - такое содержание человеческих знаний, которое соответствует действительности, объективному миру и не зависит от воли и желаний познающего субъекта [91, c. 226].

ОБЪЕМ ВЫБОРКИ

ОБЪЕМ ВЫБОРКИ - число элементов, включенных в выборочную совокупность; зависит от вероятности заключения о достоверности выводов, от величины предельной ошибки репрезентативности, от вероятности появлений события и определяется: 1) задачами исследования; 2) степенью однородности генеральной совокупности, которую данная выборка репрезентирует; 3) величиной доверительной вероятности, при которой гарантируется достоверность результата исследований; 4) требуемой точностью результатов, т.е. величиной допускаемой ошибки репрезентативности [10, c. 64].

ОБЪЕМ СОВОКУПНОСТИ

ОБЪЕМ СОВОКУПНОСТИ - общее число вариант в выборке, общее количество единичных измерений [89, c. 173].

ОДАРЕННОСТЬ

ОДАРЕННОСТЬ - 1) единство общих интеллектуальных и специальных способностей, обеспечивающих высокий уровень и своеобразие интеллектуальных возможностей человека, определяющих своеобразие его деятельности; 2) системное, развивающееся в течение жизни качество психики; определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [80, c. 361].

ОДАРЕННОСТЬ УМСТВЕННАЯ

Одаренность умственная - общая способность человека сознательно направить свое мышление на новое, приспособить его к решению новых задач, к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает умственную одаренность от памяти; признак приспособления - от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве; признак всеобщности - от таланта, который у человека проявляется, как правило, в каком-либо определенном виде деятельности.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития - степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем - в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике (см. вундеркинд).

ОКУЛОГРАФИЯ

ОКУЛОГРАФИЯ - метод регистрации движения глаз при восприятии различных предметов или изображений [9, c. 52].

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей, один из разделов дефектологии.

ОПЕРАТОР

ОПЕРАТОР - человек, управляющий механизмом, машиной, технологическим процессом [61, c. 25; 66, c. 402; 82, c. 540].

ОПЕРАЦИЯ

Операция - структурный элемент действия [24, c. 100; 26, c. 206; 61, c. 85; 66, c. 235; 67, c. 250; 82, c. 543].

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - обеспечивает своеобразное "предвидение" результата действия. Дает увеличение скорости формирования точностных показателей навыка в 6 раз [14; 89].

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ - система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов) [58].

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ - ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение (В.Ф. Шаталов) [58].

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ДЕФИНИЦИЯ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефиниция) - способ, предохраняющий от недоразумений в исследовании; его цель - уточнение содержания используемых понятий [82, c. 544; 91, c. 460].

ОПРОСНИК "16 ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ"

ОПРОСНИК "16 ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ" - опросник личностный Р.Кэттелла, предназначенный для измерения 16 факторов личности взрослых [10, c. 376].

ОПРОСНИК ДИНАМИЧЕСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК ДИНАМИЧЕСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ - опросник, в который включены задания, представляющие собой утверждения; задача испытуемого - оценить их в соответствии с критерием «нравится - не нравится» [10, c. 76].

ОПРОСНИК МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ - опросник личностный. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий); состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал [10, c. 179; 80, c. 368].

ОПРОСНИК НЭО ЛИЧНОСТНЫЙ

ОПРОСНИК НЭО ЛИЧНОСТНЫЙ - опросник личностный (аббревиатура в названии расшифровывается как нейротизм», «экстраверсия», «открытость») [10, c. 211].

ОПРОСНИК ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ БЕЛЛА

ОПРОСНИК ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ БЕЛЛА - опросник личностный, предназначен для обследования школьников и студентов. Направлен на диагностику затруднений в различных «областях приспособляемости»; состоит из 200 вопросов, относящихся к 6 сферам приспособляемости; в семье к болезням, уживчивость, эмоциональная уравновешенность, враждебность, мужественность - женственность [10, c. 20].

ОПРОСНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛИФОРНИЙСКИЙ

ОПРОСНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛИФОРНИЙСКИЙ - опросник личностный, предназначен для оценки личностных характеристик и «предсказания» того, что люди будут говорить и делать в специфическом контексте. Содержит 480 утверждений, большая часть которых касается типичных поведенческих паттернов и привычных ощущений, мнений по различным социальным, этическим и семейным вопросам [10, c. 125].

ОПРОСНИК ШМИШЕКА

ОПРОСНИК ШМИШЕКА - опросник личностный, предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению; состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника [10, c. 387].

ОПРОСНИКИ

ОПРОСНИКИ - обширная группа психодиагностических методик задания которых представлены в виде вопросов (утверждений); предназначены для получения объективных и(или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты [10, c. 223; 80, c. 366; 82, c. 545].

ОПРОСНИКИ БИОГРАФИЧЕСКИЕ

ОПРОСНИКИ БИОГРАФИЧЕСКИЕ - группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Известны опросники биографические, которые могут содержать вопросы из опросников интересов [10, c. 223].

ОПРОСНИКИ ИНТЕРЕСОВ

ОПРОСНИКИ ИНТЕРЕСОВ - группа опросников, предназначенных для измерения интересов; так же, как и опросники установок, в зависимости от степени «насыщенности» личностными показателями, могут быть отнесены как к опросникам личностным, так и к опросникам-анкетам [10, c. 223].

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности [10, c. 224; 80, c. 367].

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ АЙЗЕНКА

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ АЙЗЕНКА - серия опросников личностных, предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии - интроверсии и психотизма; являются реализацией типологического подхода к изучению личности [10, c. 9].

ОПРОСНИКИ МНОГОМЕРНЫЕ

ОПРОСНИКИ МНОГОМЕРНЫЕ - группа опросников личностных, направленных на измерение более чем одного свойства или качества, например, опросник «Шестнадцать личностных факторов» [10, c. 226].

ОПРОСНИКИ МОТИВОВ

ОПРОСНИКИ МОТИВОВ - группа опросников личностных, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения) [10, c. 226].

ОПРОСНИКИ УСТАНОВОК

ОПРОСНИКИ УСТАНОВОК - группа опросников, предназначенных для измерения относительной ориентировки индивидуума в одномерном континууме установок могут быть представлены как опросники личностные или отнесены к опросникам-анкетам [10, c. 227].

ОПРОСНИКИ ЦЕННОСТЕЙ

ОПРОСНИКИ ЦЕННОСТЕЙ - группа опросников личностных, предназначенных для измерения ценностных ориентаций личности; близки опросникам интересов, опросникам установок и опросникам мотивов [10, c. 228].

ОПРОСНИКИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

ОПРОСНИКИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ - группа личностных опросников, разработанная на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности в этом случае выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования опросников типологических, такой подход требует группировки личностных признаков обследуемых [10, c. 228; 80, c. 369].

ОПРОСНИКИ ЭМПИРИЧЕСКИЕ

ОПРОСНИКИ ЭМПИРИЧЕСКИЕ - личностные опросники, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип. В отличие от факторных опросников, создание эмпирических опросников осуществляется путем поиска заданий, дискриминирующих контрольные группы испытуемых. Подобранные на основе критерия, имеющего отношение к тестируемому поведению или свойству личности [10, c. 228].

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - творческое, активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Педагогический опыт различают следующим образом:

- по качеству: передовой, отрицательный, массовый;

- по новизне: репродуктивный, новаторский, творческий;

- по содержанию: комплексный, функциональный;

- по авторству: индивидуальный, групповой, коллективный;

- по уровню эффективности: дает высокие результаты при тех же затратах времени, дает идентичные результаты при меньших затратах времени;

- по научной обоснованности: эмпирический, теоретический;

по продолжительности функционирования: кратковременный, длительный. [3, c. 149; 24, c. 101; 82, c. 545] .

ОПЫТНАЯ РАБОТА

ОПЫТНАЯ РАБОТА - исследовательская деятельность в преднамеренно измененных условиях образовательного процесса, рассчитанная на получение учебно-воспитательного эффекта с его последующей проверкой и оценкой [19, c. 126].

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия [67, c. 255; 82, c. 547].

ОРТОПЕДАГОГИКА

ОРТОПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении детей с заболеваниями органов движения и опоры (рук, ног, позвоночника), один из разделов дефектологии.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫЕ - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития.

ОТЗЫВ ВЕДУЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ДИССЕРТАЦИЮ И АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Отзыв ведущей организации на диссертацию и автореферат диссертационной работы - обязательный атрибут защиты диссертации в виде письменной рецензии, отражающей значимость полученных автором диссертации результатов для науки и производства и содержащей рекомендации по практическому использованию этих результатов.

ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИЮ И АВТОРЕФЕРАТ

Отзыв на диссертацию и автореферат - рецензии на диссертационную работу и автореферат, представленные по собственному желанию организациями и лицами, которым эти работы были направлены; желательный, но не строго обязательный атрибут защиты диссертации.

ОТЗЫВЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОППОНЕНТОВ НА ДИССЕРТАЦИЮ И АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Отзывы официальных оппонентов на диссертацию и автореферат диссертационной работы - обязательные атрибуты защиты диссертации в виде письменных рецензий, составленных на основе изучения диссертации и опубликованных работ по теме диссертации. В отзыве официального оппонента оценивается актуальность темы диссертации, степень обоснованности сформулированных в ней научных положений, выводов и рекомендаций, их достоверность и новизна, а также содержится заключение о соответствии диссертации требованиям Положения ВАК о присуждении ученых степеней.

ОТКРЫТИЕ

ОТКРЫТИЕ - 1) установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального и духовного мира, вносящих коренное изменение в уровень познания; 2) такое решение научной задачи, которое обладает абсолютной новизной.

ОТСЕИВАНИЕ (СКРИНИНГ)

ОТСЕИВАНИЕ (скрининг) - психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе [10, c. 229].

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОППОНЕНТ

Официальный оппонент - назначаемый диссертационным советом или ВАК из числа компетентных в данной отрасли науки ученых официальный рецензент, уполномоченный представить письменный отзыв на диссертацию и автореферат, лично участвовать в процессе защиты и выступить с изложением содержания отзыва [29].

ОЦЕНКА ТИПА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ОЦЕНКА ТИПА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - аналитико-статистическая процедура исследования основных характеристик эмпирического распределения (мер центральной тенденции, мер изменчивости, асимметрии, эксцесса кривой и некоторых других показателей) [10, c. 230].

ОЦЕНКИ ПЕРВИЧНЫЕ ("СЫРЫЕ" БАЛЛЫ)

ОЦЕНКИ ПЕРВИЧНЫЕ ("сырые" баллы) - оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики. Обычно это сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при решении, реже - о времени выполнения заданий [10, c. 232].

ОЦЕНКИ ПРОФИЛЬНЫЕ

ОЦЕНКИ ПРОФИЛЬНЫЕ - способ представления количественных результатов психодиагностической методики. При таком способе оценки по отдельным группам заданий, субтестам тестовой батареи с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на общем графике [10, c. 233].

ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ

ОЦЕНКИ ШКАЛЬНЫЕ - способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале [10, c. 234].

ОШИБКА ТИПА I

Ошибка типа I - ошибка при проведении статистического анализа, если нулевая гипотеза отвергается, несмотря на значительную вероятность ее истинности. Самая распространенная причина - завышение порогового статистического значения. Например, мы совершаем ошибку, если отвергаем нулевую гипотезу при значении р (вероятности) = 0,1, вместо общепринятого р = 0,05. В этом случае вероятность случайного результата составляет 0,1 или 1 из 10. Такой уровень считается неприемлемо высоким, и, отвергая нулевую гипотезу при данном статистическом значении, мы совершаем так называемую «ошибку оптимизма», или ошибку типа I [26, c. 211].

ОШИБКА ТИПА II

Ошибка типа II - ошибка при проведении статистического анализа, если нулевая гипотеза продолжает считаться верной, несмотря на значительную вероятность ее ошибочности. Самая распространенная причина - занижение порогового статистического значения. Например, мы совершаем ошибку, если сохраняем нулевую гипотезу при значении р (вероятности) = 0,01, вместо общепринятого р = 0,05. В этом случае вероятность случайного результата составляет 0,01 или 1 из 100. Такой уровень считается неприемлемо низким, и, сохраняя нулевую гипотезу при данном статистическом значении, мы совершаем так называемую «ошибку пессимизма», или ошибку типа II [26, c. 212].

ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЯ

ОШИБКИ ИЗМЕРЕНИЯ - статистический показатель, характеризующий степень точности отдельных измерений [10, c. 237].

ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ (ПРЕДЕЛ)

ощущения Порог (предел) - минимальная величина раздражения, приводящая к возникновению ощущения [66, c. 267; 67, c. 285; 82, c. 604].

Предыдущая страница Следующая страница