Наши партнеры

Шумоизоляция стен звукоизоляция стены.
https://volga.news/article/645327.html
Купить гипоксикатор медицинский кислородный концентратор купить.

Педагогический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕМ"-"СЛО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕМ"-"СЛО")

СЕМАШКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СЕМАШКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1949) - государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР, академик АМН СССР (1944) и действительный член АПН РСФСР (1945). В 1918-30 первый нарком здравоохранения РСФСР. Создал (1921) кафедру социальной гигиены в Московском университете (профессор и зав. кафедрой до 1929). Один из организаторов массовой пропаганды гигиенических и естественно-научных знаний среди педагогов, родителей и учащихся. В 1945-49 директор Института школьной гигиены АПН (ныне Институт возрастной физиологии РАО) и одновременно (1947-49) - Института организации здравоохранения и истории медицины АМН. Был инициатором создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927-36 гл. редактор Большой медицинской энциклопедии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СЕМБАЕВ, АБДЫХАМИТ ИБНЕЕВИЧ

СЕМБАЕВ, АБДЫХАМИТ ИБНЕЕВИЧ (1904-1989) - казахский педагог, историк педагогики, член-корреспондент АПН СССР (1967), д-р педагогических наук (1966). В 1941-55 нарком, министр просвещения Казахской ССР, в 1963-74 директор НИИ педагогических наук им. И. Алтынсарина. Автор историко-педагогических трудов по истории образования в Казахстане.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - домашнее образование, форма общеобразовательной подготовки в семье. В древности, особенно в Средние века, играло значительную роль как передача жизненного и профессионального опыта; в обществах с развитыми образовательными структурами сохранило своё значение как форма индивидуализации обучения. В России С.о. в 18-19 вв. получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. Одним из видов С.о. можно считать экстернат.

Первоначально функции домашних педагогов выполняли приходские священники, дьячки, семинаристы, а с середины 18 в. - университетские профессора и студенты, гимназические преподаватели, учителя-иностранцы (преимущественно немцы, англичане, французы). Были приняты Положение о домашних наставниках и учителях (1834) и специальные постановления МНП 1853 и 1868. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания, либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов. Мн. домашние учителя проживали непосредственно в семьях и обучали всех подрастающих членов семьи. С.о. было свободно от школьной регламентации и способствовало развитию творческих способностей воспитанников.

После 1917 С.о. практически прекратило существование и возродилось во 2-й половине 20 в. в виде частных репетиторских занятий. Закон РФ об образовании (1992) зафиксировал право учащегося на формы С.о.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 256)

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ - одна из форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рос. Федерации такие дома организуются с 1988 по инициативе Советского детского фонда (ныне Рос. детский фонд). С.д.д. представляет собой приёмную семью, в которую входят родители-воспитатели (супруги, или отдельные лица, взявшие на воспитание не менее 5 детей), родные и приёмные дети (общее число детей не должно превышать 10 чел.). Решение об образовании С.д.д. принимается районным, городским органом исполнительной власти по представлению органов опеки и попечительства (управления, отделы образования) и отделения Рос. детского фонда. С.д.д. находится на полном государственном денежном обеспечении детей. Родителям-воспитателям выплачивается денежное содержание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 256-257)

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС( РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС( РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) (СК РФ) - систематизированный законодательный акт, вступил в действие с 1.3.1996. СК РФ является осн. законом, регулирующим условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признание его недействительным; имущественные и личные неимущественные отношения в семье (между супругами, родителями и детьми, в т.ч. усыновителями и усыновлёнными) и др. СК РФ ввёл ряд изменений в рос. семейное право: например, судебный порядок усыновления детей; возможность снижения до 14 лет допустимого уровня брачного возраста законодательством субъектов Рос. Федерации и др. Как правило, нормы СК РФ применяются к отношениям, возникшим после 1.3.1996, а в длящихся правоотношениях - к правам и обязанностям, возникшим после введения СК в действие, т.е. нормы не имеют обратной силы. Семейное законодательство относится к совместному ведению Рос. Федерации и субъектов Рос. Федерации. Субъекты Рос. Федерации имеют право издавать по вопросам семейного права собственные законы в тех случаях, когда такая возможность прямо предусмотрена СК, либо когда вопросы семейных отношений, подлежащие правовой регламентации, не урегулированы федеральным законодательством. При этом семейное законодательство субъектов Рос. Федерации не должно противоречить федеральному законодательству. Федеральное отраслевое семейное законодательство и соответствующее законодательство субъектов Рос. Федерации не должно, в свою очередь, противоречить положениям Конституции РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 257)

-------------------

См. также Расторжение брака, Семейное право, Семья

СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

СЕМЕЙНЫЙ КРУГ - издательство, ООО, Москва. Детская познавательная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СЕМЁНОВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

СЕМЁНОВ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1835-1902) - педагог, деятель народного образования. Преподавал в школах, гимназиях, училищах. В 1870-78 руководил Кубанской учительской семинарией. В 1878 назначен директором Закавказской (Горийской) учительской семинарии, имевшей русское, грузинское, армянское отделения. При С. было создано азербайджанское отделение, а в Гори открыты женская прогимназия и женские педагогические курсы. В 1883 вследствие предъявленных ему обвинений в "неблагонадёжности" получил отставку. В С.-Петербурге Комиссией по народному образованию при Городской думе избран инспектором начальных училищ и занимал эту должность до кончины. Предложил концепцию начального образования, в которой центральное место занимало наглядное обучение, и разработал методические пособия для учителей. Создал серию картин для младших школьников "Времена года", тематика которых соответствовала содержанию ряда разделов учебника К.Д. Ушинского "Родное слово". Автор ряда учебных книг по географии, отражавших "отчизноведческий" (краеведческий) принцип преподавания географии; трудов по истории просвещения и педагогики в России и Европе. В 1888-91 редактировал журнал "Детское чтение". Исследовал историю русской книги для первоначального обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СЕМИНАР

СЕМИНАР - один из видов практических учебных занятий в старших классах общеобразовательной школы, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях. С. способствует углублённому изучению темы. Специфика С. - коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 257)

СЕМИНАРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON), КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON), КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА (1760-1826) - французский мыслитель, социолог, социалист. Создал ряд философских и социологических произведений, оказавших большое влияние на духовную жизнь 19 в. Воспитание, по С., является прерогативой художников и учёных и призвано посвящать индивидов в принципы, которыми управляет общество; помогать постижению "социального назначения" личности. Образование неотделимо от воспитания и подчинено тем же целям. Свои соображения о реформе школ С.-С. представил "Обществу начального образования" (1816). Наброски оригинальных педагогических замыслов, разрозненные идеи С.-С. впоследствии обобщили С.А. Базар, Б.П. Анфантен и другие его ученики, развившие в духе социализма представления С.-С. об идеальном строе и совершенной системе воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. sensus - чувство) - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому С.в. часто выступает исходным звеном умственного воспитания. С.в. создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания. В процессе С.в. подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

С.в. включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение С.в. приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём осн. внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 258)

СЕНТ-ИЛЕР, КАРЛ КАРЛОВИЧ

СЕНТ-ИЛЕР, КАРЛ КАРЛОВИЧ (1834-1901) - деятель образования, учёный-зоолог, методист в области преподавания естественных наук. Последователь немецкого зоолога А. Любена. В 1877-1898 директор С.-Петербургского учительского института. Член Учёного комитета МНП. Свои представления о системе обучения обобщил в учебнике "Элементарный курс зоологии" (1869, выдержал 13 изд.).

Руководя С.-Петербургским учительским институтом, превратил его в одно из лучших педагогических учебных заведений России. Предложил оригинальную систему подготовки учителей, ввёл класс ручного труда, педагогические конференции студентов и др.

Выступал в педагогических журналах по проблемам педагогического кругозора учительства и др. Автор статьи "Воспитание" в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке "Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России (1880). Популяризатор естественных наук, редактор 10-томного иллюстрированного издания "Жизнь животных" А. Брэма, автор рассказов о животных. Редактор "Педагогической летописи" (1876-77).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404-405)

СЕНЬКО, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

СЕНЬКО, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Алтайского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СЕРГЕЕВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СЕРГЕЕВ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (р. 1951) - д-р педагогических наук (1998), профессор (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), проректор по научной работе Волгоградского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ - Сергиев Посад Московской обл., ул. Вознесенская, 55. Психология, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СЕРИКОВ, ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ

СЕРИКОВ, ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ (р. 1950) - член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Волгоградского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СЕРОПОЛКО, СТЕПАН ОНИСИМОВИЧ

СЕРОПОЛКО, СТЕПАН ОНИСИМОВИЧ (1872-1959) - педагог, земский деятель. Опубликовал "Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области народного образования" (1902). В 1912 совместно с А.М. Обуховым, Н.В. Чеховым и другими был соредактором справочного издания "Народное образование в земствах и городах" и справочника "Высшая крестьянская школа" (1917). С 1917 жил в Киеве, занимал ответственные должности в городской управе и Генеральном секретариате народного образования Украинской Республики. С 1920 в эмиграции в Польше, Чехословакии. После 1927 преподавал в Украинском педагогическом институте им. М.П. Драгоманова в Праге. Был председателем Украинского педагогического общества. Исследовал общетеоретические и организационные проблемы внешкольного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 405)

СЕТЛЕМЕНТ

СЕТЛЕМЕНТ (англ. settlement - поселение) - просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-07, Москва. Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др. Общество осуществляло экспериментальную культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 было закрыто за "попытку проведения социализма" среди маленьких детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 258)

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

СЕЧЕНОВ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829-1905) - естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии; поч. академик Петербургской АН (1904; член-корреспондент с 1869). В 1860 возглавил кафедру физиологии в Медико-хирургической академии в С.-Петербурге, где вскоре организовал физиологическую лабораторию - одну из первых в России. В 1871-76 зав. кафедрой физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1876-88 профессор Петербургского университета.

Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека ("Рефлексы головного мозга", 1863). Изучению происхождения сложных форм познавательной деятельности посвящена работа С. "Элементы мысли" (1878; 2 изд., 1903), раскрывающая закономерности развития восприятия, памяти, интеллекта и других психических функций у детей. Учение С. одним из первых использовал в педагогике К.Д. Ушинский при объяснении роли привычек. Идеи С. были восприняты А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став основой объективного и системного анализа жизнедеятельности организма и его психических функций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 405)

СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Омск, ул. Масленникова, 144. Педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Кирова, 42. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Красноярск, просп. Мира, 82. Социальная работа, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191. Психология, профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ - Красноярск, ул. Мира, 30. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ

СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ - Новосибирск, ул. Северная, 4. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СИГНЕУС (CYGNAEUS), УНО

СИГНЕУС (CYGNAEUS), УНО (1810-1888) - финский педагог, деятель народного образования. С 1836 магистр философии. В 1837 стал пастором лютеранской церкви. В 1839-45 миссионер на о. Ситка в Русской Америке, затем священник в церкви Св. Марии в С.-Петербурге; руководил приходской школой.

Разработал проект создания народных школ (1857) и осн. направления реформы школьного дела в Великом княжестве Финляндском. В 1861-81 гл. инспектор народных школ. Идеи С. легли в основу первого школьного закона страны, согласно которому были созданы (с 1866) сельские и городские школы с преемственными курсами. С. считается одним из создателей т.н. слойда - системы учебного ручного труда. В 1863-69 возглавлял первую финскую учительскую семинарию. Созданная С. система народных школ действовала св. 50 лет и сохранила свою самобытность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 405)

СИДОРЕНКО А.Л.

СИДОРЕНКО А.Л. (р. 1942) - украинский социолог, доктор социологических наук, в социологии образования исследует проблемы приватного образования, студенчества как субъекта образовательной системы, реформирования системы образования в современной Украине. Основные работы по проблемам образования: "Приватное высшее образование: пути Украины в мировом измерении" (2000), "Проблемы реформирования высшего образования в Украине" (2000).

(Курс лекций по социологии образования. Под общей ред. В.И. Астаховой. - Харьков, 2003. С. 419)

СИКОРСКИЙ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

СИКОРСКИЙ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1842-1919) - психолог, психиатр и педагог, д-р медицины (1873). С 1881 профессор кафедры нервных болезней Киевского университета. В 1912 основал в Киеве Фребелевский институт (Институт детской психологии). Был председателем киевского Фребелевского общества. Редактор журнала "Вопросы нервно-психической медицины" (с 1896). Автор многочисленных трудов по различным проблемам психологии, педагогики, медицины. С. принадлежат первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии ("О явлениях умственного утомления детей школьного возраста", 1878-79), первое в рос. науке систематическое исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни ("Воспитание в возрасте первого детства", 1884).

С. развивал идеи К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 405)

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ

СИЛЬВЕСТР МЕДВЕДЕВ (1641-1691) - просветитель, историк, поэт, типограф. Учился у Симеона Полоцкого, под влиянием которого принял постриг и поселился в Заиконоспасском монастыре, где занимался редактированием и изданием трудов учителя. После кончины Симеона Полоцкого принял на себя его обязанности. По ходатайству С.М. были построены специальные помещения для Заиконоспасской школы, которая стала крупнейшим учебным заведением в Москве. Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение. Преодолевая сопротивление патриарха и сторонников греческой образованности в церковной среде, предпринимал усилия по открытию в Москве Славяно-греко-латинской академии. Участвовал в написании "Академической привилегии", которую подготовил Симеон Полоцкий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 405)

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМОНЕНКО, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ

СИМОНЕНКО, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ (р. 1937) - д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Брянского государственного педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СИМОНОВИЧ, АДЕЛАИДА СЕМЁНОВНА

СИМОНОВИЧ, АДЕЛАИДА СЕМЁНОВНА (1844-1933) - педагог, одна из первых деятельниц общественного дошкольного воспитания в России. В 1866-68 в С.-Петербурге совместно с мужем Я.М. Симоновичем издавала первый журнал по вопросам дошкольного воспитания "Детский сад" и руководила одним из первых в России детских садов. В 1870-74 содержала начальную школу с детским садом в Тифлисе; в 1876-86 - элементарную школу в С.-Петербурге. В 1886-1906 работала в сельской школе в Тверской губернии, при которой в летнее время устраивались ясли и детская площадка. Теоретическая и практическая деятельность С. строилась на основе системы Ф. Фребеля. Осн. педагогическое сочинение - "Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей" (т. 1-2, СПБ, 1874; 2 изд., 1884; переиздано в 1907 под названием "Детский сад"). Педагогическая деятельность С. отражена в воспоминаниях о её племяннике - В.А. Серове (Симонович-Ефимова Н.Я., "Воспоминания о В.А. Серове", 1964; Серова В.С., "Как рос мой сын", 1968).

СИНДРОМ УШЕРА

СИНДРОМ УШЕРА - наиболее известная и часто встречающаяся причина слепоглухоты в подростковом и зрелом возрасте. Синдром назван по имени Ушера (Usher) - голландского врача, подробно описавшего заболевание в 1914. Встречается у 3-6% людей, с детства имеющих нарушения слуха. Характеризуется врождёнными нарушениями слуха различной степени и прогрессирующей пигментной дегенерацией сетчатки, приводящей к постепенному сужению полей зрения и слепоте. У одних людей зрение заметно ухудшается уже в подростковом возрасте, у других - после 40 лет и позже. Выявление детей с С.У. и оказание им своевременной психолого-педагогической помощи - особая проблема специальных школ для детей с нарушениями слуха.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 258)

СИНЕКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЕНКО, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

СИНЕНКО, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (р. 1943) - д-р педагогических наук (1995), профессор (1997), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СИНЕРГЕТИКА

СИНЕРГЕТИКА - в педагогике иногда (необоснованно) используют вместо понятия "диалектика".

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 128)

СИНЕРГИЯ

СИНЕРГИЯ - международный издательский дом, ЗАО, Москва. Детская, учебная, зарубежная и классическая литература для школьников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

СИНЕЦКИЙ, АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

СИНЕЦКИЙ, АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1904-1995) - профессор Московского автомеханического института (теперь Московский государственный технический университет "МАМИ"). В послевоенное время был заместителем министерства высшего образования СССР, 1957-60-е гг. - главный советник в Министерстве высшего образования КНР. Принимал участие в разработке и осуществлении ряда важных мероприятий в области высшего образования.

(Развитие гуманитарных наук и подготовка специалистов высшей школы России. - М., 2004. С. 5-10)

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - сочетание, составление) - соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259)

СИРОТКИН, МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

СИРОТКИН, МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1908-1970) - филолог, методист (русский язык в чувашской школе), член-корреспондент АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968), д-р филологических наук (1955), заслуженный деятель науки РСФСР (1970) и Чувашской АССР (1957). На педагогической работе с 1927. С 1967 зав. кафедрой Чувашского университета. Автор трудов по истории чувашской литературы, преподаванию русского языка в чувашской школе. Создал русский букварь (1941) и несколько учебников русского языка для чувашских школ, методические пособия для средних школ и вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СИРОТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные) различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259)

-------------------

См. также Стандарты образовательные

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. systema - целое, состоящее из частей) - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид С. - классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К С. приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение осн. единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. С. предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Стремление к С. в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах "все", "некоторые", "один", "ни один" и т.п. С. занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти. Объективным условием для С. знаний является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия. С. - одно из средств повышения эффективности обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259)

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ( В ОБУЧЕНИИ)

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ( В ОБУЧЕНИИ) - принцип обучения. Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему.

Принцип С. и п. обусловливается логикой науки, закономерностями психического и физического развития учащихся и реализуется при составлении образовательных программ и учебников, при руководстве учителей познавательной деятельностью учащихся, в его требованиях к ним.

Приучение учащихся к С. и п. в их учебной деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отдельных объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т.д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом. Осознание связей между изучаемыми фактами, явлениями, понятиями имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 259-260)

-------------------

См. также Принципы обучения

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ - качество совокупности знаний; характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. С.з. предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, научными фактами и постулатами, постулатами и следствиями и пр., осознание личностью знаний по их месту в научной теории. Как показывает школьная практика, от сознания ученика (независимо от его способностей и успеваемости) эти связи, как правило, ускользают. Непонимание учащимися структурных связей между разнородными элементами теоретических знаний, включённых в учебные курсы, отражается на осмыслении знаний, усвоенных в определённой последовательности, препятствует формированию целостности знаний, увеличивая нагрузку на память.

Наибольшую трудность для учащихся представляет целостное усвоение основ научной теории как системного объекта, т.к. он включает в себя разнородные элементы знаний. Основы научной теории являются ведущим компонентом содержания образования. Системное усвоение теории и её элементов - необходимое, но недостаточное условие системного усвоения всего курса. Важно создать у учащегося представление о науке как о внутренне едином целом. Особой высшей формой систематизации знаний в науке, показывающей определённый горизонт познания на данном современном этапе её развития, является научная картина мира. С.з. предполагает в качестве необходимого условия наличие у обучающихся систематических, связанных содержательно-логическими связями знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 260)

СИТАРОВ

СИТАРОВ - см. Педагогика ненасилия

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - см. Педагогические ситуации

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - метод обучения. Наиболее часто применяется в бизнес-образовании. Значительно повышает степень освоения материала. Используется также как элемент деловой игры и мозгового штурма. Осн. цель С.а. - научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. Для этого необходимо понимание сложившейся ситуации, учёт максимально возможного спектра факторов и достоверной информации. Задача С.а. состоит в комплексном исследовании конкретной ситуации и оценке эффективности принятых решений. С.а. включает описание ситуации, выявление и группировку факторов, определяющих выбор необходимых решений, оценку аргументированности и эффективности этих решений с точки зрения текущих и перспективных последствий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 260)

СКАЗКИН, СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ

СКАЗКИН, СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ (1890-1973) - историк, академик АН СССР (1958), действительный член АПН РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1968), д-р исторических наук и профессор (1935). С 1920 вёл научно-исследовательскую и преподавательскую работу в вузах Москвы, в т.ч. в МГУ (декан исторического факультета с 1940; зав. кафедрой истории средних веков с 1949). Осн. труды по истории средних веков, по вопросам преподавания истории в школе. Один из авторов и редакторов учебника для вузов "История средних веков" (т. 1-2, 1952-54), автор глав в коллективных трудах "История дипломатии" (т.1, 1941; Гос. премия СССР, 1942; 2 изд., 1959), "Всемирная история" (т. 3-4, 1957-58) и др. Составитель "Хрестоматии по истории средних веков" (т. 1-2, 1938-39), автор школьных программ и методических пособий для учителей; детских и юношеских популярных изданий; альбомов наглядных пособий. Ответственный редактор (1946-59) журнала "Преподавание истории в школе".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СКАЛКОВА (SKALKOVA), ЯРМИЛА

СКАЛКОВА (SKALKOVA), ЯРМИЛА (р.1924) - чешский педагог, член-корреспондент Чехословацкой АН (1977), д-р педагогических наук (1975). Преподавала педагогику в пражских вузах. В 1980-90 директор Института педагогических наук им. Я.А. Коменского; председатель комиссии АН по педагогическим наукам. В 1981- 1990 председатель редакционной коллегии журнала "Педагогика" (Прага). Автор трудов по проблемам общей педагогики, дидактики, по вопросам педагогических инноваций. Руководитель международного авторского коллектива труда "Методология и методы педагогических исследований" (1983, 1985; русское издание 1989).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СКАТКИН, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

СКАТКИН, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1900-1991) - педагог, действительный член АПН СССР (1985; член-корреспондент 1950). С 1919 учитель начальной школы; в 1925-30 работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса. С 1930 вёл научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и др. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Автор ряда новых принципов дидактики, в т.ч. принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Автор учебника по природоведению для начальной школы (1946-86) и методических руководств к нему.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

-------------------

- выдающийся ученый-педагог, доктор педагогических наук. Был одним из оппонентов докторской диссертации Шамовой Т.И., посвященной разработке принципа активности в обучении, и таким образом она как бы приняла "эстафетную палочку" от патриарха дидактики.

(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 30-31)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

СКАУТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАФТЫМОВ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

СКАФТЫМОВ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1890-1968) - методист-словесник, профессор Саратовского университета, семинары по изучению творчества Достоевского, Л. Толстого, Чернышевского, Островского, Чехова. Известный чеховед. Редактировал хрестоматию по русской литературе для 9 класса немецкой средней школы.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 59-63)

СКИННЕР (SKINNER), БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

СКИННЕР (SKINNER), БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (1904-1990) - американский психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Профессор (с 1939) в университетах США. Член Национальной АН США.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СКЛОННОСТЬ

СКЛОННОСТЬ - форма отрефлектированной мотивации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 261)

СКОВОРОДА, ГРИГОРИЙ САВВИЧ

СКОВОРОДА, ГРИГОРИЙ САВВИЧ (1722-1794) - украинский философ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 136)

СКОРИНА, ФРАНЦИСК

СКОРИНА, ФРАНЦИСК (ок. 1486, по другим данным, 1490 - не ранее 1541) - восточнославянский первопечатник, учёный-просветитель. Учился в Ягеллонском университете (Краков, 1504- 1506). В 1517-19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым изданием была Псалтырь (1517). Перевёл всю Библию на славянский язык (в белорусской редакции), но напечатать успел не полностью. В 1522 организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (Вильно), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названо в общем послесловии "Малой подорожной книжицей" (1522). Последним изданием был "Апостол" (март 1525).

В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в педагогических целях любой книги. Существенное значение в наследии С. получили этические вопросы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1669-1747) - военный и политический деятель, организатор школьного дела. С 1700 на военной службе. С 1715 преподавал в Морской академии. Заведовал (с 1720) всеми математическими школами, которые перешли в управление Адмиралтейств-коллегии. Автор книги "Наука статистическая или механика" (1722), излагавшей основы инженерных знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 406)

СКОРОХОДОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА

СКОРОХОДОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА (1914-1982) - дефектолог, педагог, литератор. В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-41 воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря специальному лечению и обучению у С. была восстановлена звуковая речь и она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжала под руководством И.А. Соколянского. С 1948 научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в т.ч. монографий "Как я воспринимаю окружающий мир" (1947), "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир" (1954; 2 изд., 1956; переведена на мн. языки), "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" (1972).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г.. с.406)

СЛАБОВИДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛАБОУМИЕ

СЛАБОУМИЕ - стойкое нарушение интеллекта, проявляющееся в слабости интеллекта, бедности психики в целом, изменении поведения, утрате ранее приобретённых знаний или трудности приобретения новых. Различают С. врождённое (олигофрения) и приобретённое (деменция).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 261)

-------------------

См. также Деменция, Олигофрения

СЛАВИНЕЦКИЙ, ЕПИФАНИЙ

СЛАВИНЕЦКИЙ, ЕПИФАНИЙ (17 в.) - одновременно с деятельностью Симеона Полоцкого, открывшего в русском государстве школу славяно-греко-латинского языка (17 в.), в этот же период в области педагогики появляется труд Е. Славинецкого "Гражданство обычаев детских", в котором излагаются требования к поведению детей.

(Невежина М.М. Педагогика. Учеб. пособие. - М., 2005. С. 65)

-------------------

См. также Симеон Полоцкий

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛАСТЁНИН, ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СЛАСТЁНИН, ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1978), профессор (1980), действительный член РАО (1992; Отделение высшего образования). В 1957-69 проректор Тюменского педагогического института. C 1977 в МГПИ (с 1991 - МПГУ; декан и зав. кафедрой).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

СЛЕПОГЛУХОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕПОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛИПЧЕНКО, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

СЛИПЧЕНКО, ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (р. 1924

- народный учитель СССР, Почетный академик Петровской академии наук и искусств, профессор ВГПУ, генеральный директор научно-методического комплекса "Волгоградский мужской педагогический лицей", кандидат педагогических наук, создатель авторской педагогической системы на основе экологической валеологии, фронтовик Великой Отечественной войны.

(Татарникова Л.Г. Эколого-валеологические основы авторской педагогической системы народного учителя Ф.Ф. Слипченко. - Волгоград, 2005. С. 18)

-------------------

См. также Валеология

СЛОБОДЧИКОВ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ

СЛОБОДЧИКОВ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ (р. 1944) - д-р психологических наук (1994), профессор (1995), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Института педагогических инноваций РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница