Наши партнеры

https://cxdp.ru/blog/wiki/crm-marketing когда применять crm маркетинг.
https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВИН")

ВАГАНОВА, АГРИППИНА ЯКОВЛЕВНА

ВАГАНОВА, АГРИППИНА ЯКОВЛЕВНА (1879-1951) - артистка балета, педагог, народная артистка СССР (1934). В 1897-1916 в Мариинском театре. В 1921-51 педагог Ленинградского хореографического училища (с 1946 профессор), в 1931-37 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Педагогическая система В. ("Основы классического танца", 1934) применяется во мн. странах. Гос. премия СССР (1946).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАГНЕР, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВАГНЕР, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1849-1934) - биолог, психолог и педагог, д-р зоологии (1899). Директор Петербургского коммерческого училища (1904-17), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907-17), профессор Педагогической академии (1907-15), зав. кафедрой сравнительной психологии в Ленинградском университете (1917-31). Разработал сравнительно-генетический метод применительно к исследованию развития психики. Фундаментальный труд В. "Биологические основания в сравнительной психологии" (т. 1-2, 1910-13) сыграл важную роль в обосновании сравнительной психологии в России. Исследования по проблемам школьного преподавания естествознания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАЗЕХ

ВАЗЕХ (псевдоним; настоящее имя Мирза Шафи) (1794-1852) - азербайджанский поэт, просветитель. Преподавал в училищах и гимназиях Тбилиси. Составил (1852; совместно с И.И. Григорьевым) учебное пособие для гимназий "Китаби тюрки" (рукопись) - первую хрестоматию азербайджанской поэзии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАЛДАЙ-М

ВАЛДАЙ-М - издательство, ТОО, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВАЛЕОЛОГИЯ

ВАЛЕОЛОГИЯ (лат. valeo - здравствовать, logos - наука) - наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека. Понятие "В." введено И.И. Брехманом в 1980. Согласно его воззрениям, В. синтезирует научные достижения биологии, медицины, психологии и других наук, внёсших значительный вклад в сферу здоровья. В. объединяет физиологию, генетику, психологию, педагогику. В. изучает механизмы формирования, физиологического, психологического, социального развития и сохранения здоровья человека в условиях его жизнедеятельности, осуществляемой при значительных изменениях внешней и внутренней среды. В. также исследует резервы систем организма, возможности их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и сохранения его генетических, физиологических, психологических и генеративных функций.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31)

-------------------

См. также Педагогическая валеология, Слипченко, Федор Федорович

ВАЛЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВАЛЕОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - см. Педагогическая валеология

ВАЛИДНОСТЬ

ВАЛИДНОСТЬ - соответствие теста целям диагностики.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

-------------------

- комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была созданна, и какова ее действенность, практическая полезность.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 17)

ВАЛИХАНОВ, ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ

ВАЛИХАНОВ, ЧОКАН ЧИНГИСОВИЧ (1835-1865) - казахский просветитель, этнограф, художник, действительный член Русского географического общества (1857). Исследовал историю и культуру народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая. В 1860-61 в С.-Петербурге познакомился с идеями русских писателей-демократов, во многом определившими его мировоззрение как защитника интересов своего народа. Неодно- кратно обращался к проблемам обучения и воспитания казахов. По мнению В., предпосылкой административных и других реформ должно быть просвещение народа. Идея В. о тесной связи казахской и русской культур была положительно оценена общественностью и получила развитие в трудах Абая Кунанбаева и И. Алтынсарина.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАЛИЦКАЯ, АЛИСА ПЕТРОВНА

ВАЛИЦКАЯ, АЛИСА ПЕТРОВНА (р. 1936) - д-р философских наук (1988), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВАЛЛОН (WALLON), АНРИ

ВАЛЛОН (WALLON), АНРИ (1879-1962) - французский психолог, основатель Парижской школы генетической психологии, первой во Франции лаборатории детской психологии (1927). Преподавал в Сорбонне (1920-37), директор Практической школы высших знаний (1927-50), профессор Коллеж де Франс (1937-49). Совместно с П. Ланжевеном разработал проект реформы народного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА - система методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В.п. разработаны Рудольфом Штейнером (1861-1925). На принципах В.п. организованы т.н. свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества "Кемпхилл" - частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа открыта в 1919 в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория" (отсюда название). В 1933-45 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В.п. получила развитие с 60-х гг. 20 в. во мн. странах (в 90-е гг. насчитывалось ок. 500 школ и 1000 садов).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31)

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА - см. Вальдорфская педагогика

ВАН АНЬШИ, ВАН ЦЗЕФУ

ВАН АНЬШИ, ВАН ЦЗЕФУ (1021- 1086) - китайский учёный, философ, поэт. Предложил (1060) и, став министром, осуществил (1070-76) реформы в области образования - основал училища для подготовки специалистов, изменил систему государственных экзаменов и др. Реформы встретили сопротивление консерваторов; В.А. вынужден был уйти в отставку, большинство нововведений было отменено.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАНДАЛИЗМ

ВАНДАЛИЗМ - бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей. Вандалы - древние германские племена, известные разграблением Рима и разрушением античных памятников. В современном понимании вандал - человек непросвещённый, грубый, противный образованности. В. тесно связан с агрессивным поведением. Он обязательно сопутствует войнам, геноциду, преследованиям по социальным, этническим или религиозным основаниям. В. является видом деструктивного поведения и зависит от нравственной атмосферы в социуме и отношения к нравственным ценностям. В. неотрывен от корысти, глупости, злобности, мстительности и т.п. Во мн. странах мира наблюдается тенденция к росту преступлений, связанных с В., включая посягательства на памятники, предметы искусства, антисоциальные деяния групп молодёжи, совершаемые в состоянии возбуждения в ходе или после массовых мероприятий и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31)

ВАНДЕР (WANDER), КАРЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ

ВАНДЕР (WANDER), КАРЛ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (1803-1879) - немецкий педагог-демократ, общественный деятель. Издавал несколько педагогических газет. Подвергался полицейским преследованиям. Выступал против конфессиональной разобщённости школьного дела, за введение единого законодательства о школе, её государственное финансирование, за улучшение преподавания в народных школах. Развивал мысль о необходимости воспитания детей в духе гуманизма, о гармоническом естественном развитии детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Труды по дидактике, учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАНЯ (VANA), ЙОСЕФ

ВАНЯ (VANA), ЙОСЕФ (1899-1966) - чешский педагог и психолог, член-корреспондент Чехословацкой АН (1960). С 1945 первый директор НИИ педагогики, в 1953-59 ректор Высшей педагогической школы, в 1961-66 директор Института педагогики им. Я.А. Коменского Чехословацкой АН. Труды в области психологии и психотехники, методологии педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАРВАРСТВО

ВАРВАРСТВО (от греч. barbaros - варвар, невежественный, жестокий человек) - В Древней Греции варварами называли всех чужеземцев, чуждых их культуре. В современном понимании В. означает проявление грубости, невежества, необразованности и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31)

ВАРЕЛА (VARELA), ХОСЕ ПЕДРО

ВАРЕЛА (VARELA), ХОСЕ ПЕДРО (1848- 1879) - педагог и деятель образования Уругвая. В 1875-76 президент республики. Осн. в 1868 в Монтевидео Общество друзей народного образования. Автор закона 1877 о всеобщем обязательном начальном обучении, в соответствии с которым была создана сеть начальных и средних школ, введены единые школьные программы, заложены основы государственного финансирования образования, положено начало профессионально-техническому обучению и целенаправленной подготовке учителей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Вариативность образования

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРОНА ВАРОНА-И-ПЕРА (VARONA Y PERA), ЭНРИКЕ ХОСЕ

ВАРОНА ВАРОНА-И-ПЕРА (VARONA Y PERA), ЭНРИКЕ ХОСЕ (1849-1933) - кубинский государственный и политический деятель, философ и педагог. Профессор Гаванского университета (с 1880). В 1900-02 министр народного образования, в 1913-17 вице-президент Республики Куба. Разработал проект реформы 1900 ("План Вароны"), в ходе которой была фактически создана сеть государственной системы школьного образования. Отстаивал равное с мужчинами право женщин на образование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАРСАНОФЬЕВА, ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

ВАРСАНОФЬЕВА, ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА (1890-1976) - геолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1960). Преподавала в педагогических институтах Твери, Иваново-Вознесенска, Москвы (в 1925-56 во 2-м МГУ). Автор вузовских курсов по минералогии и геологии, программ и учебных пособий по преподаванию геологии в средней школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАСИЛЬЕВА, ЗИНАИДА ИВАНОВНА

ВАСИЛЬЕВА, ЗИНАИДА ИВАНОВНА (р. 1924) - д-р педагогических наук (1974), профессор (1975), действительный член РАО (1989; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВАСКОНСЕЛОС (VASCONCELOS), ХОСЕ

ВАСКОНСЕЛОС (VASCONCELOS), ХОСЕ (1882-1959) - мексиканский философ. В 1921-24 министр народного образования. Осуществил ряд прогрессивных преобразований школьной системы. В книге "Космическая раса" (1925) выдвинул гипотезу об образовании в будущем путём смешения современных рас новой "космической расы".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВАХТЕРОВ, ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ

ВАХТЕРОВ, ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ (1853-1924) - педагог, деятель народного образования. С 1872 учитель городского и уездного училищ, с 1881 инспектор народных училищ Смоленской губернии. С 1890 в Москве. Участвовал в деятельности Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и внешкольных учреждений. Один из организаторов Всерос. учительского союза (1905-07). После Октябрьской революции продолжил преподавательскую деятельность. Обосновывал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Разработал педагогическую концепцию "эволюционной педагогики", основанную на трактовке обучения и воспитания как поступательного движения ("Основы новой педагогики", 1913; 2 изд., 1916). Труды по теории педагогики. Автор "Русского букваря" (1898, св. 100 изд. в различных странах).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

-------------------

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 228-235)

См. также Педагогика эволюционная

ВАЩЕНКО, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ВАЩЕНКО, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1878-1967) - известный украинский ученый, педагог, психолог, литератор.Приверженец концепции всестороннего воспитания подрастающего поколения.

(Бугайцева А.Н. Проблемы воспитания молодого поколения в творческом наследии Григория Ващенко. - Киев, 2000. С. 2)

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1856-1925) - философ и психолог, крупнейший представитель неокантиантства. С 1890 возглавлял кафедру Петербургского университета, преподавал в ряде высших учебных заведений, в т.ч. в женском педагогическом институте и на Бестужевских курсах. Председатель С.-Петербургского философского общества (1897-1917). Труды по философии и логике (в т.ч. учебник "Логика для гимназий"; удостоен большой премии имени имп. Петра Великого).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343)

ВЕБЕР Э.

ВЕБЕР Э. - см. Педагогика личности

ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУИМ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940-х гг. А.Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В.д. - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются осн. психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и формы В.д. зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена В.д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую В.д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с другими людьми.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕЖЛИВОСТЬ

ВЕЖЛИВОСТЬ (от старослав. вежа - человек знающий, сведущий; учёный, образованный, книжный, начитанный, соблюдающий обычаи и приличия) - доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек - воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый, предупредительный (см. Воспитанность, Культура поведения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕЙДЛЕ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

ВЕЙДЛЕ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1895-1979) - литературный критик-эмигрант.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 53-54)

ВЕК 2

ВЕК 2 - издательство ТОО, Москва. Детская литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ

ВЕКСЛЕРА ТЕСТ - один из наиболее распространённых психологических тестов для исследования интеллекта с помощью серии экспериментальных методик - субтестов, основы которого разработаны (1949, 1955) Д. Векслером. Различаются вербальные и невербальные субтесты. Суммарный показатель выражается коэффициентом интеллектуальной одарённости ай-кью (IQ).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ

ВЕКСЛЕРА ШКАЛА ПАМЯТИ - тест для психометрического исследования функции памяти. Разработан Д. Векслером в 1945. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Даёт возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст - корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале Векслера теста.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Великие Луки, Юбилейная пл., 4. Психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВЕНГЕРОВ, СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ

ВЕНГЕРОВ, СЕМЕН АФАНАСЬЕВИЧ (1855-1920) - один из первых ученых, создавших русское литературоведение как науку с ее научным апппаратом и самостоятельной методологией. Литературоведение стало основой методики преподавания литературы.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 15-18)

ВЕНДРОВСКАЯ, РЕГИНА БОРИСОВНА

ВЕНДРОВСКАЯ, РЕГИНА БОРИСОВНА (р. 1931) - д-р педагогических наук (1986), член-корреспондент РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВЕНТАНА-ГРАФ

ВЕНТАНА-ГРАФ - издательский центр, ООО, Москва. Методическая, развивающая, учебная, школьные учебники для начальной и средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЕНТЦЕЛЬ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ВЕНТЦЕЛЬ, КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1857-1947) - педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребёнка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребёнка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 343-344)

-------------------

См. также Детоцентризм

ВЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ - отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 18)

ВЕРБАЛЬНЫЙ

ВЕРБАЛЬНЫЙ (от лат. verbalis - cловесный) - термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме. В педагогике используются понятия "вербальная форма обучения" и "вербализм в обучении". Под вербализмом традиционно понимается преобладание в преподавании словесных догматических форм, что ведёт к недооценке наглядных методов обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕРБИЦКАЯ, ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

ВЕРБИЦКАЯ, ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА (р. 1936) - д-р филологических наук (1979), профессор (1981), действительный член РАО (1995; Отделение высшего образования), ректор С.-Петербургского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВЕРБИЦКИЙ, АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВЕРБИЦКИЙ, АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1991), профессор (1993), члек-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВЕРБО

ВЕРБО - издательство, ТОО, Москва. Детская, развивающая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЕРДЖЕРИО (VERGERIO), ПЬЕТРО ПАОЛО СТАРШИЙ

ВЕРДЖЕРИО (VERGERIO), ПЬЕТРО ПАОЛО СТАРШИЙ (1370-1444) - итальянский гуманист. В трактате "О благородных нравах и свободных науках" (1402; 40 изд., 1600) изложил основополагающие принципы гуманистической педагогики. Автор первой дошедшей до нас гуманистической нравоучительной комедии "Павел" (1388-90), написанной для "исправления нравов юношей".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

-------------------

См. также Гуманистическая педагогика

ВЕРЗИЛИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

ВЕРЗИЛИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1903-1984) - педагог, методист-биолог, член-корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно-педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор-консультант ЛГПИ им. А.И. Герцена. Создал теорию развития понятий, которая легла в основу отбора содержания школьных курсов биологии. Инициатор исследования проблем школьных учебников. Автор научно-популярных книг для детей: "По следам Робинзона" (5 изд., 1974), "По садам и паркам мира" (1961) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕРНАДСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ВЕРНАДСКИЙ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863-1945) - естествоиспытатель, историк науки, мыслитель, общественный деятель, академик Петербургской АН (1912), РАН (1917), АН СССР (1925). Разрабатывал теорию ноосферы. Учение В. о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Выдвинул идею возрастания роли науки в системе культуры, внедрения научных знаний в массовое сознание и формирования на основе фактов и эмпирических обобщений такого мировоззрения, в котором возможно существование как теорий и гипотез, так и религиозных и философских взглядов, домыслов и предрассудков. Гос. премия СССР (1943).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - свобода исповедовать свою веру. Веротерпимое государство - не стесняющее верующих в отправлении обрядов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 32)

ВЕРТХАЙМЕР ВЕРТГЕЙМЕР (WERTHEIMER), МАКС

ВЕРТХАЙМЕР ВЕРТГЕЙМЕР (WERTHEIMER), МАКС (1880-1943) - немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов Берлина (с 1922), Франкфурта-на-Майне (с 1929), с 1933 в США. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия и распространял этот принцип на понимание всей психической жизни и психического развития, в т.ч. мышления, которое В. представлял как процесс последовательной смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕРХОВСКИЙ, ВАДИМ НИКАНДРОВИЧ

ВЕРХОВСКИЙ, ВАДИМ НИКАНДРОВИЧ (1873-1947) - химик, методист, действительный член АПН РСФСР (1944). С 1902 преподавал в вечерних школах С.-Петербурга, с 1904 в экспериментальном педагогическом институте. Основоположник отечественной методики преподавания химии, автор первых стабильных учебников и школьных программ, изобретатель и конструктор мн. приборов, пособий и моделей не только по химии, но и по биологии, физике, географии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕССЕЛЬ, НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ

ВЕССЕЛЬ, НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ (1834-1906) - педагог и публицист. Член Учёного комитета (1867-74; 1884-97), член Совета министра (1897-1900) МНП. Член Педагогического комитета (1874-82; 1897-1901) Военного министерства. Редактор журнала "Учитель" (1861-64; совместно с И.И. Паульсоном), "Педагогического сборника" (1864-82) и др. Один из основателей и секретарь Петербургского педагогического общества (1869). Разработал демократический проект реформы системы образования, предусматривавший взаимосвязь общего и профессионального образования и возможность получения профессии после каждого уровня общего образования. Составил проекты создания преемственных учебных заведений: обязательных народных 8-летней школы и 4-летней средней школы. Предлагал программу совершенствования рос. гимназий. Автор "Очерков об общем образовании и системе народного образования в России" (издано в 1959), работ по теории педагогики. Собиратель народных песен.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕСТЬ-ТДА

ВЕСТЬ-ТДА - издательство детских образовательных программ, ООО, Москва. Детская, образовательная литература, учебники (с аудиокассетами).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЕТЛУГИНА, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

ВЕТЛУГИНА, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1909-1995) - педагог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Одна из создательниц системы эстетического воспитания дошкольников. Автор программ и методических пособий по эстетическому воспитанию в детском саду, программ для педагогических училищ и педагогических факультетов вузов, широко распространённого "Музыкального букваря" (1962).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога. В.о. применялось ещё в древности - в странах Древнего Востока и в античных государствах, затем в средневековых школах Европы и Азии. Я.А. Коменский писал о В.о. в "Великой дидактике". В конце 19 в. идеи В.о. воплотились в Белл-Ланкастерской системе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 33)

-------------------

См. также Белл-Ланкастерская система

ВИВЕС (VIVES), ХУАН ЛУИС

ВИВЕС (VIVES), ХУАН ЛУИС (1492-1540) - испанский гуманист, философ и педагог. Один из наиболее видных представителей северного Возрождения. Профессор университетов Лувена и Оксфорда. За широкий интерес к педагогическим проблемам был назван современниками "вторым Квинтилианом". Мн. сочинения В. посвящены воспитанию и обучению. Впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Предложил программу женского образования ("О воспитании женщин-христианок", 1523), проект создания школ для бедных, план образования слепых и др. Обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВИГДОРОВА, ФРИДА АБРАМОВНА

ВИГДОРОВА, ФРИДА АБРАМОВНА (1915-1965) - писательница. Художественные и публицистические произведения В. о школе, нравственном воспитании (в т.ч. "Мой класс", 1949; "Это мой дом", 1957; "Кем вы ему приходитесь?", опубликовано в 1969) проникнуты обострённым чувством справедливости, знанием детской психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВИДЕОТРЕНИНГ( В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ)

ВИДЕОТРЕНИНГ( В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ) - метод практического обучения, элемент деловых игр. В. позволяет имитировать ситуацию деловой встречи, во время которой учащиеся учебной группы поочерёдно выступают в роли руководителя и подчинённого, деловых партнёров, продавца и покупателя. Их действия снимаются на видеоплёнку, а затем просматриваются и обсуждаются. В. помогает выявить степень овладения учащимся методикой переговоров, учёта психологических особенностей контрагента, умения вести себя в обществе и пр. В результате каждый участник занятий учится правильно выстраивать и корректировать своё поведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 33)

-------------------

См. также Бизнес-образование

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ - варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям идр.).

(Суртаева Н.Н., Иванова О.Н. Педагогическая соционика и проблемы конфликтных взаимодействий. - СПб., 2002. С. 123)

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ - структурные единицы системы образования: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная системы образования; система дополнительного образования; специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(Шмырева Н.А. , Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития.- Кемерово, 2002. С. 100)

ВИЗАНТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой В.м. выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме В.м. характерно для архитекторов и дизайнеров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 34)

ВИКТИМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬМАН (WILLMANN), ОТТО

ВИЛЬМАН (WILLMANN), ОТТО (1839-1920) - немецкий педагог, философ-неотомист. В 1872-1903 профессор Пражского (немецкого) университета. Основатель Союза христианской педагогики (1907). Разделял педагогику на историческую, теоретическую и практическую, отдавал предпочтение религиозно-этической направленности воспитания. Осн. функцией воспитания признавал передачу от поколения к поколению "вечных идей" и культурно-исторических традиций, средоточием которых, по В., являются религиозно-этические нормы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВИНА

ВИНА - состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договорённостью). Противоположность В. - заслуга, которая признаётся за человеком, совершившим действия, превышающие требования долга. Возможность виновности (как и заслуги) обусловлена ситуацией выбора, в которой человек оказывается в результате осознания долга или предъявления ему требования, самим фактом которого удостоверяется его свобода, а также его ответственность. Соответственно виновным может быть признано лишь вменяемое лицо и обвинение означает признание вменяемости человека. В. человека может быть признана различной за действия, совершённые преднамеренно (умышленно), вынужденно (подневольно) и по неосторожности или наивности (неумышленно). Осознание В. выражается в чувстве стыда, муках совести. В признании (в частности, исповедальном) своей В. заключается раскаяние, а в осознанном принятии наказания, искупляющего В., - покаяние. Поскольку сознание В. представляет собой один из эффективных механизмов формирования зависимости, провоцирование чувства В. у человека с зависимым или авторитарным, т.е. сориентированным на внешний авторитет, сознанием оказывается эффективным механизмом власти (политической, корпоративной, родительской или межличностной) и, как указывал Э. Фромм, способствует упрочению авторитарных отношений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 34)

ВИНЕКЕН (WYNEKEN), ГУСТАВ

ВИНЕКЕН (WYNEKEN), ГУСТАВ (1875- 1964) - немецкий педагог. В 1906 совместно с П. Гехебом осн. в пос. Виккерсдорф (Тюрингия) "свободную школьную общину" - сельский интернат, близкий по типу школам сторонников нового воспитания (существовали до 1933). Выдвинул программу реформ школьного дела, направленную гл.о. на ослабление "диктата взрослых", их политического и идеологического влияния на учащихся. Сочинения В. пропагандировали идею "молодёжной культуры".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

ВИННЕТКА-ПЛАН

ВИННЕТКА-ПЛАН (Winnetka Plan) - система индивидуализированного обучения. Возник в 1920-21. Название получил по селению Уиннетка, или Виннетка (штат Иллинойс, США). Автор - инспектор школ К. Уошбёрн пытался одновременно индивидуализировать и темп, и содержание обучения. Учебные материалы, рассчитанные на достижение учениками чётко определённых целей, прорабатывались в первой половине дня индивидуально. Обучение сопровождалось "диагностическим" тестированием. Во второй половине дня обучение дополнялось групповой деятельностью учащихся, направленной на приучение школьников к коллективному труду. Групповые проекты, для участия в которых отводилось 2 ч в день в течение 1-4,5 мес, не относились к к.-л. учебному предмету, а ставили целью развивать потенциал каждого ученика (в совместных театральных постановках, музыкальных представлениях, работе в школьных кооперативах и пр.). Дидактические особенности В.-п. предвосхитили практику программированного обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 34)

ВИНОГРАДОВА, НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА

ВИНОГРАДОВА, НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА (р. 1937) - д-р педагогических наук (1994), профессор (1996), член-корреспондент РАО (2001; Отделение общего среднего образования), зав. Центром начальной школы Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ

ВИНОГРАДОВ, ПАВЕЛ ГАВРИЛОВИЧ (1854-1925) - историк, академик Петербургской АН (1914), РАН (1917), АН СССР (1925). Ученик В.И. Герье. В 1876-1903 преподавал на Высших женских курсах Герье. С 1884 профессор Московского университета. Сторонник автономии университетов. Возглавлял комиссию по студенческим делам. В декабре 1901 из-за разногласий с министром народного просвещения П.С. Ванновским подал в отставку и уехал за границу, преподавал в Оксфорде. Занимался проблемами средней и низшей школы. Автор учебника для средней школы по всеобщей истории (ч. 1-3, 1893-96). Под его редакцией составлена "Книга для чтения по истории средних веков". В 1897-98 председатель учебного отдела Общества распространения технических знаний и комиссии по организации домашнего чтения. Инициатор создания (1898) и первый директор Педагогического общества при Московском университете. С 1897 гласный Московской городской думы, председатель её училищной комиссии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344)

Предыдущая страница Следующая страница