Педагогический словарь
СИНЕКТИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИНЕКТИКА

СИНЕКТИКА - метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

С. была разработана в конце 1950-х - начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название "мозговая атака" или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе.

Организация работы в С. включает следующие осн. моменты.

1. Первоначальная постановка проблемы.

2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.

3. Выяснение возможностей решения проблемы.

4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.

5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.

6. Выдвижение образных аналогий - ключевой этап для С.

7. "Подгонка" намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают её "совместимой" с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определённой психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 258-259)

В начало словаря