Наши партнеры

Купить облучатель рециркулятор бактерицидный.
Ксенон лампы н11

Педагогический словарь
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema - задача, задание и лат. situatio - положение) - 1. содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность личности или группы;

2. психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П.с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включённой в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание к.-л. противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью усвоенных ранее знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращённого не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие личности. П.с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 218)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОВОРОВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

ПРОВОРОВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (р. 1947) - д-р физико-математических наук и профессор (1991), член-корреспондент РАО (2001; Отделение базового профессионального образования), ректор Красноярского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПРОГИМНАЗИИ

ПРОГИМНАЗИИ (от лат. pro - вместо и гимназии) - неполные средние учебные заведения в Германии, России и некоторых других странах. В Германии имели 6 классов (при 9-летней средней школе). Существовали классические (с 2 древними языками) и реальные (с латинским языком). П. в России организовывались в соответствии с Уставом гимназий и прогимназий 1864 в местах, не имеющих гимназий.

В П. принимались дети всех состояний без различия звания и вероисповедания. П. имели 4 (реже 6) класса при 8-летнем гимназическом курсе; преподавались Закон Божий, русский язык, история, естествознание с географией, математика, французский и немецкий языки, чистописание, черчение и рисование. Кроме того, в женских П. преподавались навыки рукоделия, а в мужских П. изучались латинский и греческий (до 1901) языки. В начале 20 в. в небольших городах открывались общие П., без разделения на классические и реальные. Окончившие П. принимались в следующий класс гимназий без экзаменов. Мужские П. имели право производить испытания на звание приходского учителя и на первый классный чин. Деятельность П. регламентировалась распоряжениями и Уставами МНП для гимназий. В 1918 П. были упразднены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 219)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ( В ОБРАЗОВАНИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - см. Общеобразовательная программа

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГРЕСС

ПРОГРЕСС - издательская группа, ОАО, Москва. Гуманитарная, историческая, научная, педагогическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПРОГРЕСС-ТРАДИЦИЯ

ПРОГРЕСС-ТРАДИЦИЯ - издательство, ЗАО, Москва. Педагогическая, психологическая и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПРОДЛЁННЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ

ПРОДЛЁННЫЙ ДЕНЬ В ШКОЛЕ - в Рос. Федерации форма общественного воспитания детей, организуемая во внеурочное время под руководством педагогов и воспитателей. П.д. помогает семье, и прежде всего работающим родителям, в воспитании детей, предупреждает безнадзорность и запущенность педагогическую. П. д. тесно связан с внеурочной работой и внеклассной работой школы. Впервые введён в 1918-19 в Петрограде. Организуется в форме классов и школ П.д. Группы П.д. комплектуются как из учащихся одного класса, так и из нескольких. Учащиеся могут посещать П.д. в течение учебного и каникулярного времени. Во время П.д. предусмотрено горячее питание, выполнение домашних заданий (под руководством педагогов), отдых, прогулки, занятия физкультурой, творчеством и пр. В некоторых современных гимназиях и других образовательных учреждениях в организации учебно-воспитательного процесса используются элементы П.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 220-221)

ПРОДОЛЖЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОДОЛЖЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Непрерывное образование

ПРОДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРОДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА - цель - не количество знаний, а умение добывать их, понять себя, оценить свои способности, безошибочно выбрать профессию (ознакомившись со многими).

(Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школа без стен)

ПРОДУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОДУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - инновационный вид образования конца XX - начала XXI века, где роль педагога сводится на позиции делового партнера, консультанта и единомышленника, при этом образовательная среда предполагает сотрудничество детей и взрослых на основе договорных отношений. Сотрудничество педагога и обучающегося предполагает личную свободу каждого участника учебно-воспитательного процесса и ведет к тому, что обучение становится мотивированным процессом совместных и личных открытий.

(Альманах Продуктивное образование. - М., 2005., С. 15, 25)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКОПОВИЧ, ФЕОФАН

ПРОКОПОВИЧ, ФЕОФАН - см. Феофан Прокопович

ПРОКОФЬЕВ, МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПРОКОФЬЕВ, МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (1910-1999),

- государственный деятель, учёный-химик, педагог, организатор образования, член-корреспондент РАН (член-корреспондент АН СССР с 1956), действительный член РАО (1993; действительный член АПН РСФСР с 1965). Преподавал в МГУ; организатор и руководитель (1951-86) кафедры химии природных соединений (с 1986 профессор-консультант). В 1951-66 заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР, в 1966 министр просвещения РСФСР, в 1966-84 министр просвещения СССР. Разрабатывал проблемы общего среднего, университетского и высшего педагогического образования. Исследовал различные варианты построения учебного процесса с учётом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся.

Сформулировал общие требования к школьному курсу химии с учётом развития науки и производства в конце 20 в. Один из инициаторов подготовки издания энциклопедического типа для "заинтересованного школьника". Редактор энциклопедического словаря "Неорганическая химия" (1975), по принципам которого впоследствии развёрнута серия словарных изданий для юношества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397-398)

ПРОЛЕТКУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЛОНГИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЛОНГИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - см. Исследование пролонгированное

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШКОЛЫ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ШКОЛЫ - учебные заведения, следующие за начальными школами, но не дающие законченного среднего образования. Создавались в ряде стран в конце 19 в. - начале 20 в. Иногда П.ш. называют промежуточную ступень между начальными и старшими классами средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 221)

ПРОПИСИ

ПРОПИСИ - учебное пособие для обучающихся письму; включает образцы принятого в общеобразовательной школе написания букв, буквосочетаний, слов, предложений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 221)

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ - государственное издательство, Москва. Образовательная, педагогическая, психологическая, справочная, учебно-методическая, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПРОСКУРЯКОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПРОСКУРЯКОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1919) - д-р технических наук (1967), профессор (1968), член-корреспондент РАО (1974; Отделение высшего образования), профессор С.-Петербургского технологического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПРОСТИТУЦИЯ ДЕТСКАЯ

ПРОСТИТУЦИЯ ДЕТСКАЯ (от лат. prostituo - позорю, бесчещу) - продажа своего тела. П.д. - исторически обусловленное явление, известное ещё в рабовладельческих государствах. П.д. называются сексуальные отношения, в которые несовершеннолетние (как девочки, так и мальчики) вступают с целью получения материального вознаграждения. К осн. причинам П.д. относятся неблагоприятные экономические и социальные условия развития общества; деморализация общества, плохо организованные системы защиты детства, полового просвещения и полового воспитания в стране; ошибки воспитания в образовательных учреждениях и семье и др. Распространению П.д. часто способствуют средства массовой информации (особенно кино, телевидение, видеоиндустрия), пропагандирующие секс, приукрашивающие образ жизни проституток и пр. Несовершеннолетних часто вовлекают в П.д. взрослые, получающие значительную выгоду от эксплуатации детской сексуальности. Во второй половине 20 в. получил распространение детский порнографический бизнес: использование несовершеннолетних в съёмках порнографических фотографий, кино- и видеофильмов, порнографических сайтов в Интернете и т.п. Как правило, дети, занимавшиеся П.д., получают физические и моральные травмы. Многие из них, став взрослыми, уже не могут вести нормальный образ жизни и продолжают заниматься проституцией. В рос. законодательстве за вовлечение несовершеннолетних в П.д. предусмотрена уголовная ответственность (Уголовный кодекс РФ, статья 151: Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 222)

-------------------

См. также Беспризорность детская

ПРОСТУПОК

ПРОСТУПОК - поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 124)

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТЧЕНКО, ИВАН ФЁДОРОВИЧ

ПРОТЧЕНКО, ИВАН ФЁДОРОВИЧ (р. 1918) - д-р филологических наук и профессор (1974), действительный член РАО (1978; Отделение общего среднего образования), в 1972-91 гл. учёный секретарь Президиума АПН СССР. С 1993 гл. научный сотрудник, зав. лабораторией Центра филологического образования Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПРОФЕССИОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОЛОГИЯ - научная теория о профессиональной деятельности и профессионализме, тесно связана с креалогией, исследуюшей законы и закономерности формирования творческих способностей.

(Совершенствование деятельности как фактор формирования креалогии и профессиологии во взаимовлиянии. Под редакцией Л.А. Балановской. - Пенза, 2004. С. 3-5)

-------------------

См. также Креативность

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное гл. о. для молодёжи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учётом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. П.к. должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии - с другой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 222)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогика профессионального образования, профессионального воспитания, обучния, развития и решения педагогических задач в профессиональной деятельности.

(Юридическая педагогика. Под редакцией В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. - М., 2004. С. 216)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА - см. Переподготовка кадров

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. П.п. не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создаёт лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими П.п. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 223)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. П.п. не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации; её возникновению и упрочению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости её результатов и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 223)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ( ПРИ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ( ПРИ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ) - в России упрощённый тип низших ремесленных школ с середины 19 в. Профессиональные классы давали лишь самые элементарные практические сведения и некоторые навыки ремёсел (столярное, портняжное и др.). Законами 1903 и 1904 разрешалось открывать ремесленные отделения при всех типах начальных общеобразовательных школ. К 1917 было 660 таких отделений. После 1917 ликвидированы за узкоремесленную направленность и раннюю специализацию подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 225)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - документ образовательной организации, содержанием которого, в соответствии со структурой ГОС, являются федеральные, региональные и вузовские составляющие при соблюдении структуры и объема учебного материала, предъявляемого обучаемому, общих и частных требований к уровню подготовки обучаемых.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Учеб. пособие. - Кемерово, 2002. С. 101)

-------------------

См. также Государственный образовательный стандарт

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - учебные заведения системы профессионального образования. Создаются по Закону РФ об образовании (1992) как на базе основного образования, так и на основе среднего (полного) образования. Закреплена многотипность учреждений начального профессионального образования: высшие профессиональные училища, профессиональные (технические) лицеи, профессиональные училища и др. Согласно Концепции реформирования системы начального профессионального образования (1997), П.у. преобразуются в два осн. типа - П.у. и профессиональный лицей. В 1991-97 число учреждений начального профессионального образования сократилось до 4166, а учащихся - до 1,7 млн. чел. На их базе было создано 3466 П.у. и 7 профессиональных лицеев.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 225-226)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. П.о. необходим в тех видах деятельности, которые осуществляются в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических и пр.), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П.о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные, организационные и т.д., позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. П.о. приобретает особое значение при устройстве на работу или выборе профессии несовершеннолетними гражданами. Работа с подростками и юношами требует специального психолого-педагогического подхода и знаний возрастных особенностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 226)

ПРОФЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССОР

ПРОФЕССОР (от лат. professor - преподаватель) - учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 в. (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) П. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США - преподавателей колледжей. В Рос. Федерации звание П. присваивается, как правило, Высшей аттестационной комиссией Рос. Федерации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 226)

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - см. Классы профильные

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ - один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё нередко средством П.у.з. служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний, - одна из причин формализма в обучении.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). В определённых случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное.

Основой прочных знаний является их систематичность и последовательность. Соотношение между знаниями более общего и более частного характера определяет структуру учебного предмета. Важным условием П.у.з. является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 227)

-------------------

См. также Принципы обучения

ПРОЩЕНИЕ

ПРОЩЕНИЕ - отказ от возмездия за обиду или нанесённый ущерб. Этимологически слово "П." восходит, по В. Далю, к слову "простой": простить - значит сделать "простым от греха", примириться сердцем, не питая вражды за обиду, и т.д. Требование П. в религиозно-этических текстах исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершённое зло и снисхождение к обидчику. В христианской этике П. является важным моментом добродетели милосердия. В П. происходит признание другого, а через признание - принятие его. П. соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. П. фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. П. предполагает и отказ от намерения судить других. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть ко злу не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное П., в частности, выражается и в том, что следует относиться к порокам других так, как мы по долгу совершенства относимся к своим порокам, т.е. делать всё возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование П. приходит в противоречие с заповедью любви: как прощать обиды, нанесённые тем, кого мы любим и о которых мы призваны заботиться? На это указывал Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесённые тебе, но недопустимо прощение обид, нанесённых другу, нанесённых твоим другом самому себе. П. не должно быть истолковано и как попустительство (ведь есть нечто, в чём нельзя уступать).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 227)

ПРЯНИШНИКОВ, ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ

ПРЯНИШНИКОВ, ВАСИЛИЙ ИОСИФОВИЧ (1890-1980) - астроном, профессор, популяризатор занимательной науки в области географии и космогонии. Преподавал в Ленинградском Высшем военно-морском училище. Один из основателей первого в мире Дома занимательной науки в Ленинграде. Автор книг: "Занимательное мироведение" (1935), "Занимательная беседа о винтовке" (1945), "Занимательная астрономия в школе" (1970) и др. Прочитал св. 20 тысяч научно-популярных лекций (в т.ч. в Планетарии). Поч. ч. Всесоюзного астрономо-геодезического общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ - отрасль медицины, занимающаяся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств в детском возрасте. Тесно связана со специальной педагогикой, общей, возрастной и медицинской психологией, а также со смежными областями медицины (неврологией и др.). Как самостоятельная научная отрасль оформилась к 30-м гг. 20 в. Понятие "П.д." было предложено в 1899 французским врачом М. Гомесом. Однако до начала 30-х гг. предпочтение отдавалось терминам "дефектология" и "педология". В 1934 швейцарским врачом М. Трамером был осн. "Журнал по детской психиатрии"; им же был организован 1-й Международный конгресс по П.д. (Париж, 1937).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 227)

ПСИХИКА

ПСИХИКА (от греч. psichikos - душевный) - свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В их поведении П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действий, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.

Психические процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредованы ею.

Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися общественными потребностями. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) у ребёнка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1-го года до 3 лет) ребёнок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности: у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигательные задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки "я сам"). В возрасте от 3 до 6-7 лет в процессе игры формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В период обучения в школе в результате учебной деятельности ребёнок приобщается к таким областям культуры, как наука, искусство, этика и др.; у него формируются основы логического мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 227)

ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКА ПЕДАГОГИКА

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКА ПЕДАГОГИКА - педагогика понимания детей при взаимоотношении детей и взрослых. Получила свое развитие в немецкоговорящих странах, в частности, в Австрии, Германии, Швейцарии

(Гельмут Фигдор Психоаналитическая педагогика. - М., 2000. С. 23)

ПСИХОГЕНЕТИКА

ПСИХОГЕНЕТИКА - междисциплинарная область научных знаний, находящаяся на пересечении двух наук - генетики и психологии. В английской и американской научной литературе для её обозначения чаще используется термин "генетика поведения". Предмет исследований П. - соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека. В 70-80-х гг. сформировались новые отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Осн. методами исследования в П. являются близнецовый метод и метод приёмных детей. Метод приёмных детей предполагает сопоставление психологического сходства усыновлённого ребёнка с его биологическими и приёмными родителями, что позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 228)

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА - наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производственные, психологические и другие условия, способные оказать положительное или отрицательное влияние на психическое развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. - научная основа для создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, осуществления здорового образа жизни, оказания ранней психологической и психотерапевтической помощи в кризисные периоды жизни. В рамках П. выделяются такие её направления, как возрастная П., П. семьи, половой жизни, обучения, труда. Обширной является область специальной П.: военной, авиационной, спортивной и т.д. Всё большее распространение получает интегративная область П. - т.н. психология человеческих взаимоотношений. Она привлекает внимание к конфликтам и разобщённости между людьми как источникам стресса, необходимости гуманизации отношений, культуре общения, дружбе, сотрудничеству в противовес авторитарности, нетерпимости, вражде и другим проявлениям агрессивных чувств.

Реализация идей П. одновременно служит и целям профилактики нервно-психических заболеваний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 228)

ПСИХОДИДАКТИКА

ПСИХОДИДАКТИКА - уникальная, инновационная, здоровьесозидающая, природосообразная наука, которая на практике дает наилучшие результаты. Взамен устаревших дидактических принципов, разработанных еще Я.А. Коменским 350 лет тому назад, здесь представлены семь новых принципов. Это интегративная и психосберегающая наука на стыке философии, психологии, педагогики и учебной технологии.

(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 26)

-------------------

См. также Рахимов, Ахмет Закиевич

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ - противоположность инфантильности, высокоразвитая способность контролировать свои желания и чувства. Предполагает способность от чего-то отказаться; спокойную мужественную реакцию на разочарования и поражения; способность не сердиться на замечания и требования, с благодарностью принимать критику; свободу от страхов; независимость от похвал; отсутствие капризов; самостоятельность и чувство реальности; изжитость эгоцентризма. П.з. может сильно отставать от хронологического возраста.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 228)

-------------------

См. также Инфантилизм, Развитие психическое

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА( В ШКОЛЕ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА( В ШКОЛЕ) - форма практической деятельности психологов, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. В основе деятельности П.с. лежит учёт и использование фактов и закономерностей возрастной и педагогической психологии. Служба призвана решать проблемы из области психологической диагностики, психогигиены, психотерапии, профессиональной ориентации и др., возникающие в условиях работы конкретной школы.

Деятельность П.с. направлена прежде всего на осуществление индивидуального подхода к учащимся в интересах развития их личности, для оптимизации учебной и трудовой деятельности. Осн. проблемы, с которыми имеет дело П.с., связаны с нежеланием некоторых учеников учиться, с низкой успеваемостью отдельных учащихся, с жалобами на то, что тот или иной ученик учится ниже своих возможностей. Психолог, владеющий необходимыми профессиональными средствами, позволяющими понять особенности интеллектуального и мотивационного развития школьника, предлагает конкретную индивидуальную психолого-педагогическую программу работы с ним. П.с., помимо учебных, занимается личностными проблемами учащихся, такими, как тревожность, неадекватная самооценка, различного рода комплексы, нарушения поведения и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 228)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ( ШКОЛЬНЫЕ)

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ( ШКОЛЬНЫЕ) - в Рос. Федерации комиссии, создаваемые в образовательном учреждении (по приказу директора) для проведения специалистами комплексного изучения детей, которые испытывают трудности в обучении и адаптации к школьной жизни. В состав консилиума входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, имеющие опыт работы с указанной категорией детей, детский психиатр, дефектолог, психолог, логопед, школьный врач (специалисты могут привлекаться по договору). Осн. задачи: разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ на основе изучения особенностей личности ребёнка и выявления уровня его развития, выбор оптимальной учебной программы и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения или соответствующего класса (при отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного учебного года), подготовка подробного заключения о ребёнке для предоставления в психолого-медико-педагогическую консультацию. При отсутствии консилиума в школе его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 230)

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ - специальные межведомственные учреждения, проводящие комплексное клинико-физиологическое и психолого-педагогическое обследование детей с особыми образовательными потребностями для направления их в соответствующие образовательные учреждения. В комиссиях работают специалисты различного профиля: врачи, психологи, педагоги и др. Дети с различными нарушениями в психофизическом развитии направляются на консультацию непосредственно образовательными учреждениями, лечебными учреждениями, а также родителями. Каждого ребёнка обследуют все специалисты, после чего проводится комплексное обсуждение результатов обследования с последующим обобщённым заключением и рекомендациями - медицинскими и педагогическими.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 230)

ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСКОВСКИЙ ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСКОВСКИЙ ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Псков, набережная р. Великой, 6. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Псков, пл. Ленина, 2. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ПТУ

ПТУ - см. Профессионально-технические училища

ПУБЕРТАТНЫЙ СКАЧОК РОСТА

ПУБЕРТАТНЫЙ СКАЧОК РОСТА (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) - увеличение скорости роста на определённых стадиях полового созревания. Различают два П.с.р.: первый - на начальных стадиях полового созревания (12-13 лет) связан преимущественно с ростом конечностей (сначала верхних, затем нижних), второй (14-16 лет) - на более поздних стадиях связан с ростом туловища, а также скелетных мышц. У девочек эти процессы начинаются в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков. Второй П.с.р. у девочек выражен слабо. Сроки и темпы П.с.р. зависят от особенностей конституции человека (телосложения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

-------------------

См. также Заикание, Подростковый возраст, Половое созревание

ПУНИ, АВКСЕНТИЙ ЦЕЗАРЕВИЧ

ПУНИ, АВКСЕНТИЙ ЦЕЗАРЕВИЧ (1898-1985) - психолог, основоположник отечественной психологии спорта, д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). В 1914 организовал общество "Спорт" для учащейся молодёжи; в 1917 возглавил "Общество любителей спорта" в Вятке. С 1932 преподавал в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1946/47 учебном году ввёл лекционный курс "Психология физического воспитания и спорта", ставший впоследствии обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов, тренеров, преподавателей физкультуры. Впервые в отечественной педагогике представил психологическую характеристику спортивной деятельности, разработал теорию навыка, его природы, особенностей и закономерностей формирования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПУНКТУАЦИЯ

ПУНКТУАЦИЯ (от лат. punctum - точка) - 1. часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи;

2. расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами.

Система П. обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.

Обучение П. в школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе. Учащиеся знакомятся с логическим ударением, интонацией, с правилами употребления знаков препинания. На заключительной стадии начального обучения знания учащихся по синтаксису и П. приводятся в некоторую систему. На занятиях по русскому языку при изучении морфологии и орфографии работа над П. продолжается в практическом плане; систематический курс П. изучается параллельно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

ПУРИТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПУРИТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся у пуритан. Пуританами назывались во 2-й половине 16 - 1-й половине 17 вв. в Англии протестанты-кальвинисты, недовольные проведёнными реформами, в основном представители средних слоёв. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму и идеологическим знаменем Английской буржуазной революции 17 в. Затем пуританские идеи получили распространение в английских колониях в Северной Америке.

П.в. было сложным явлением. Пуритане отличались аскетизмом, жёсткой регламентацией быта, морали и др. Для них были характерны поклонение богатству, презрение к бедным, расчётливость. В то же время П.в. было направлено на формирование таких черт личности, как бесстрашие, трудолюбие, упорство в достижении целей. П.в. вошло в историю как синоним строгого и целомудренного воспитания подрастающего поколения. В пуританских кругах Англии была создана система школ паблик скулз.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

-------------------

См. также Реформация

ПУРИШЕВ, БОРИС ИВАНОВИЧ

ПУРИШЕВ, БОРИС ИВАНОВИЧ (1903-1989) - литературовед, педагог, д-р филологических наук (1951). С 1926 преподавал зарубежную литературу в вузах Москвы, в т.ч. ок. 60 лет в МГПИ им. В.И. Ленина. П. - создатель первых хрестоматий для университетов и педагогических вузов по зарубежной литературе средних веков (1953), эпохи Возрождения (1940), 17 в. (1940), 18 в. (1970), выдержавших несколько переизданий, а также хрестоматии по всемирной литературе 20 в. (1981; в соавторстве). Автор вузовской программы по западноевропейской литературе от средних веков до 17 в. (1952).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПШИХОДА (PRIHODA), ВАЦЛАВ

ПШИХОДА (PRIHODA), ВАЦЛАВ (1889-1979) - чешский педагог, психолог, профессор (1945). С 1928 организовывал в Чехословакии экспериментальные школы, где провёл масштабные обследования освоения грамоты, начальных учебных умений школьниками. В книге "Рационализация школьного дела" (1930) обосновал необходимость и осн. пути реформ чехословацкой системы образования. Главной их целью считал внедрение единой школы. Известен также как методист по обучению иностранным языкам; по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области педагогической теории разрабатывал проблемы педагогической психологии. Его книга "Онтогенез человеческой психики" (т. 1-4, 1963-74) остаётся крупнейшим чешским трудом в этой области.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПЫШКАЛО, АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПЫШКАЛО, АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1919-2000) - педагог, член-корреспондент АПН СССР (1985), член-корреспондент РАО (1993). Вёл научную и преподавательскую работу в средних и высших учебных заведениях Москвы. С 1960 в НИИ СИМО АПН. Исследовал структуру и закономерности функционирования методической системы обучения, особое внимание уделив дидактике и методике начального обучения, в т.ч. обучения математике. Рассматривая эти вопросы как широкие и перспективные психологические и дидактические проблемы, содействовал преодолению традиционной изолированности начального обучения от систематического на средней и старшей ступени школы. Автор работ по актуальным вопросам теории и практики обучения, монографий, учебников для школы, учебных и методических пособий для учителей и студентов педагогических учебных заведений, кинофильмов и диафильмов по математике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПЬЕРОН (PIERON), АНРИ

ПЬЕРОН (PIERON), АНРИ (1881-1964) - французский психолог. С 1923 профессор в Коллеж де Франс. Основатель Института психологии (1921) и Национального института труда и профориентации (1928). Уделял внимание роли социальных воздействий на психические функции, формированию психики под влиянием социальной среды. Принцип обусловленности психики человека его взаимоотношениями с другими людьми положил в основу критики расистских теорий, доказывая равенство способностей всех людей к усвоению достижений цивилизации. Осн. труды по психофизиологии ощущений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ставропольский край, Пятигорск, просп. Калинина, 9. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

Предыдущая страница Следующая страница