Наши партнеры

Облучатель рециркулятор бактерицидный.
Ксенон лампы н7

Педагогический словарь
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАБ"-"ПЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАБ"-"ПЕД")

ПАБЛИК СКУЛЗ

ПАБЛИК СКУЛЗ (Public schools) - частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции. Название "П.с." ("общественные школы") в 19 в. распространилось на группу т.н. классических грамматических школ с интернатами для мальчиков. На становление П.с. оказал значительное влияние Т. Арнолд, который ввёл в школе г. Регби систему нравственного воспитания, уделявшую осн. внимание формированию качеств лидеров. П.с. окончательно отделились от грамматических школ с введением Положения о П.с. (1868), согласно которому кроме расширения классических программ за счёт математики и естественно-научных предметов, новых языков и других дисциплин введены постоянные конференции директоров П.с. Отличительная черта П.с. - приверженность традициям. Плата за обучение высокая. Исключение делается для одарённых детей из бедных семей. Согласно Акту об образовании 1944, 25% бесплатных мест должно выделяться учащимся государственных школ. В П.с. одновременно с делением на классы учащиеся разных возрастов объединяются в "дома" (пансионаты), где действует самоуправление ученическое. Особое внимание уделяется религии и спорту. Осн. задача П.с. - подготовка учащихся к поступлению в элитарные Оксфордский и Кембриджский университеты и воспитание будущих государственных и политических деятелей, руководящих кадров для промышленности и т.п. Наиболее известные П.с.: Винчестер (осн. в 1378), Итон (1441), Шрусбери (1551), Вестминстер (1566), Регби (1567), Харроу (1571), Школа Св. Павла (16 в.), Школа общества портных (16 в.), Чартерхаус (1609).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 184)

ПАВЛЕНКОВ, ФЛОРЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ

ПАВЛЕНКОВ, ФЛОРЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ (1839-1900) - книгоиздатель. В 1866 открыл в С.-Петербурге книжный магазин и занялся издательской и книготорговой деятельностью. За попытку издания сочинений Д.И. Писарева подвергся в 1867-69 судебному преследованию, был оправдан, но в 1868 арестован за речь на похоронах Писарева и заключён в Петропавловскую крепость; в 1869 выслан в Вятскую губернию, где провёл 10 лет. В ссылке составил "Наглядную азбуку для обучения и самообучения грамоте" (1873), выдержавшую 22 изд., и сборник публицистических статей "Вятская незабудка" (1877). В 1880 вновь арестован и выслан в Западную Сибирь в Ялуторовск; освобождён в 1881. Издавал книги русских писателей, произведения классиков западноевропейской литературы, книги для детей, в т.ч. серии "Пушкинская библиотека", "Гоголевская библиотека", "Сказочная библиотека" и др., научно-популярную литературу. К концу 80-х гг. издал знаменитую серию "Биографическая библиотека, или Жизнь замечательных людей" (200 биографий с портретами). Широкую известность приобрёл однотомный энциклопедический словарь П. (1899). Издательство П. существовало до 1917.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 391)

ПАВЛИК (PAVLIK), ОНДРЕЙ

ПАВЛИК (PAVLIK), ОНДРЕЙ (1916-1996) - словацкий педагог, академик и первый президент (1952-57) Словацкой АН, академик Чехословацкой АН (1977). Участник Словацкого национального восстания (1944). Профессор философского факультета Университета им. Я.А. Коменского (1971) в Братиславе. Один из организаторов реформ образования в Словакии после 1945. Один из инициаторов создания Словацкой энциклопедии (т. 1-6, 1972-82), гл. редактор Словацкой педагогической энциклопедии (т. 1-2, 1984-85), один из авторов Большого русско-словацкого (1960-70) и Большого словацко-русского (1970) словарей. Учебники для вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 391)

ПАВЛОВ, ИВАН ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЛОВИЧ, СЕРГЕЙ АНДРОНИКОВИЧ

ПАВЛОВИЧ, СЕРГЕЙ АНДРОНИКОВИЧ (1884-1966) - учёный в области методики естествознания, профессор (1935). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребелевских педагогических курсах, в то же время (с 1908) работал на кафедре зоологии Психоневрологического института. С 1919 в ЛГПИ. Автор ряда оригинальных наглядных пособий по естествознанию для начальной школы. Впервые в истории отечественной методики естествознания П. поставил вопрос об использовании учебного фильма в процессе обучения (1949).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 391)

ПАЖЕСКИЙ КОРПУС

ПАЖЕСКИЙ КОРПУС - привилегированное среднее военно-учебное заведение для подготовки преимущественно офицеров гвардии, в котором воспитывались дети высшей дворянской знати. Осн. в 1759 (С.-Петербург) для подготовки придворных пажей и камер-пажей. В 1802 реорганизован по типу кадетских корпусов (перед поступлением будущие воспитанники зачислялись в пажи имп. двора) и получил статус среднего военно-учебного заведения. В 60-х гг. 19 в. введён 7-классный курс обучения (5 младших классов были организованы по типу военных гимназий и 2 старших - по типу военных училищ). С 1885 воспитанники обучались в 7 общих классах (по программе кадетских корпусов). С конца 19 в. в П.к. обучались 330 чел. Упразднён в 1918.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 184)

-------------------

Ц4,8(2)398

ПАК, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

ПАК, МАРИЯ СЕРГЕЕВНА (?) - профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, ветеран труда, доктор педагогических наук кафедры методики обучения химии на факультете химии ЛГПИ им. А.И. Герцена.

(Шутова И.В. Профессор Мария Сергеевна Пак. - СПб., 2004. С. 3)

ПАЛЕСТРА

ПАЛЕСТРА (греч. palaistra) - в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков.

См. также Античность, Педотриб

ПАЛЛИАТИВ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПАЛЛИАТИВ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - временная уступка педагога: он как бы не замечает нарушения социальных норм или допускает их частично, однако подготавливает условия, чтобы в будущем не допускалось такое нарушение.

(Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 66)

ПАМВА, БЕРЫНДА

ПАМВА, БЕРЫНДА (середина 16 в. - 1632) - деятель восточнославянской культуры, лексикограф, писатель, типограф. В 1617 приглашён в типографию Киево-Печерской лавры, где в 1627 издал "Лексикон славеноросский и имён толкование" - наиболее полный толковый словарь церковно-славянского языка. Источниками словаря послужили "Лексис" Л. Зизания, переводы творений отцов Церкви и другие произведения. Сочинение П.Б. считалось необходимым пособием для изучения церковно-славянского языка, до конца 17 в. остававшегося в православном мире языком науки и образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 391)

ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНИНА, СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

ПАНИНА, СОФЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (1871-1957) - графиня, общественная деятельница, благотворительница. Происходила из старинного аристократического рода; её мать была из рода миллионеров Мальцовых. На протяжении всей жизни оказывала помощь всем нуждающимся. На её средства построен Лиговский народный дом им. Александра III (1903, впоследствии Народный дом графини Паниной). П. стояла у истоков отечественного женского движения; была председателем и членом многочисленных обществ помощи женщинам и детям. Входила в партию кадетов, являлась членом её ЦК (с мая 1917). П. - первая в России женщина, ставшая товарищем министра (сначала по ведомству социального призрения; с августа 1917 занималась внешкольным образованием). В Петроградской думе в её ведении также находились вопросы образования и др.

После Октябрьской революции 1917 возглавляла подпольный Малый совет министров, призывавший государственных служащих к забастовке (первым забастовало Министерство народного просвещения, затем Всероссийский учительский союз). 28 ноября 1917 П. была арестована, но за её заслуги в общественной деятельности 10 декабря освобождена. До лета 1918 Малый совет министров собирался на квартире П., затем из-за опасности ареста П. была вынуждена бежать на Юг России, где находилась Белая гвардия. С 1920 в эмиграции; продолжала заниматься общественной и внешкольной работой, оказывала помощь студентам и гимназистам. В 1925-39 в Чехословакии; заведовала "Русским очагом" (тип народного дома) в Праге, стремилась сохранить культурные традиции русской колонии, ежегодно проводила "День русской культуры". Активно работала в общественных объединениях русских эмигрантов. Затем переехала в США, где участвовала в создании Толстовского фонда (1939) для помощи русским беженцам и переселенцам. Статьи по внешкольному образованию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 391-392)

ПАНКРАТОВА, АННА МИХАЙЛОВНА

ПАНКРАТОВА, АННА МИХАЙЛОВНА (1897-1957) - историк, академик АН СССР (1953), действительный член АПН РСФСР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР и Казахской ССР. С 1922 преподавала в АКВ, МГПИ и других вузах. В качестве председателя исторической секции Учебно-методического совета в течение ряда лет руководила составлением программ по истории СССР для средней и высшей школы. Под редакцией П. и при её авторском участии был создан первый стабильный учебник по истории СССР для 8-10-х классов (1940; многократно переиздавался).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАНОВ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ПАНОВ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ (р. 1945) - д-р психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (2001; Отделение психологии и возрастной физиологии), зам. директора Психологического института РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПАНОПТИКУМ

ПАНОПТИКУМ (от греч. pan - всё и optikos - зрительный) - собрание различных необычных предметов (в т.ч. для наглядного обучения). П. называют часто коллекции, музеи восковых фигур.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАНСИОНЫ

ПАНСИОНЫ (франц. pension, от лат. pensio - буквально плата за квартиру) - интернаты, закрытые учебные заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. В Западной Европе возникли в период раннего средневековья при духовных учебных заведениях (монастырские школы, соборные школы). Позднее в Германии появились светские П. С 13 в. П. создавались при университетах. С конца 16 в. получили распространение иезуитские коллегии. В Англии и Германии П. действовали при средних школах (гимназиях). В России П. организовывались при гимназиях и высших учебных заведениях, в т.ч. при всех элитарных закрытых учебно-воспитательных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

-------------------

См. также Классическое образование, Гимназии, Городские училища, Толстой, Дмитрий Андреевич

ПАНТЕЛЕЕВ Л.

ПАНТЕЛЕЕВ Л. (настоящие имя и фамилия Алексей Иванович Еремеев) (1908-1987) - писатель. Повесть "Республика Шкид" (1927, совместно с Г. Белых) - о перевоспитании беспризорников; рассказы для детей "Портрет" и "Часы" (оба в 1928), "Пакет" (1933), "Гвардии рядовой" (1943), "Индиан Чубатый" (1952) и др.; автобиографическая повесть "Лёнька Пантелеев" (1939; новый вариант 1952), литературные воспоминания "Наша Маша. Книга для родителей" (1966), книга о героической обороне Ленинграда "В осаждённом городе" (1964) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАНТЮХОВ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ

ПАНТЮХОВ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ (1882-1933) - офицер, организатор скаутского движения в России. В 1909 осн. первый русский скаутский отряд близ С.-Петербурга. В своей деятельности опирался на идеи основателя английского скаутизма Р. Баден-Поуэлла и на опыт скаутских организаций Англии и Дании. В книгах "Памятка Юного Разведчика" (2 изд., 1911), "В гостях у бойскаутов" (1912) и других изложил принципы русского скаутизма как особого типа детской организации, основывавшейся на идеях национального самосознания, патриотизма, веры в Бога, традициях народной педагогики. В 1919 на Съезде скаутских деятелей и инструкторов Юга России в Новочеркасске был избран Старшим русским скаутом. В 1920 эмигрировал. На о. Принсипи (ныне Республика Сан-Томе и Принсипи) создал русский скаутский отряд, положивший начало скаутскому движению в русской эмиграции. Затем продолжил организацию скаутских объединений во Франции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАРАДИГМА

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1. образец, тип, модель (например, общественных отношений).

2. В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.

3. В риторике - пример, взятый из истории для доказательства, сравнения.

4. В грамматике - система форм изменяющегося слова, конструкции, например имени, глагола.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

-------------------

- совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта при решении проблем; определенный набор трудностей (регулятивов).

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

-------------------

См. также Парадигма образования

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

-------------------

См. также Парадигма

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. para - возле, около) - направление, утверждающее возможность форм восприятия, не связанных с деятельностью известных органов чувств. Такого рода экстрасенсорное восприятие (телепатия, ясновидение), а также опыты по воздействию психической деятельности на физические явления вне организма (телекинез) при тщательно контролируемом проведении исследований не подтверждаются научно и не воспроизводятся при попытке повторить их в более строгих условиях. Научные исследования в области П. начались в конце 19 в. и способствовали изучению таких явлений, как незаурядные способности и феноменальная память у ряда людей, гипноз и др. Нередко парапсихологические феномены оказываются результатом обмана, мистификаций. В современном научном знании проблемы П. носят дискуссионный характер.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАРКЕР (PARKER), ФРАНСИС УЭЙЛЕНД

ПАРКЕР (PARKER), ФРАНСИС УЭЙЛЕНД (1837-1902) - американский педагог. С 16 лет преподавал в сельской начальной школе. В 1865-71 директор школ в Манчестере и Дейтоне. В 1875-80 суперинтендант округа г. Куинси (штат Массачусетс). В своей педагогической деятельности боролся с формализмом в обучении, старался поставить ребёнка в центр педагогического процесса, связать содержание учебных предметов с окружающей жизнью. В 1883-89 П. руководил нормальной школой в Чикаго. В 1899 стал директором Чикагского педагогического института, представлявшего собой экспериментальный педагогический центр, который в 1901 влился в педагогический факультет Чикагского университета. Руководимая П. нормальная школа стала своеобразной лабораторией университета. Деятельностью школы впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАРКХЕРСТ (PARKHURST), ЕЛЕНА

ПАРКХЕРСТ (PARKHURST), ЕЛЕНА (1887-1973) - американский педагог. Последовательница М. Монтессори. Преподавала в сельской школе, в учительских колледжах. В 1910 сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 был применён в паблик скулз г. Далтон и переименован в Дальтон-план. В 1920-42 возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга П. "обучение по Дальтон-плану" (1922) была переведена на 57 языков. С 1942 преподавала в Йельском университете. В 1947-50 вела еженедельную программу по радио, а потом на телевидении, названную "Мир ребёнка", в которой дети обсуждали свои проблемы. П. организовала также радиопрограммы для подростков и для слепых детей, сделано ок. 300 звукозаписей бесед с детьми в рамках психологических проблем, которые затем использовались в учебном курсе психологии по всей стране.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

-------------------

См. также Дальтон-план, Монтессори, Мария, Монтессори-школа

ПАРТНЕРСТВО

ПАРТНЕРСТВО (от англ. part - часть единого целого) - понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательных процессов.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ

ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ - отказ ребёнка выполнять предписания старших. П.с.в., как правило, возникает потому, что ребёнок не хочет выполнять требования, которые ему предъявляют взрослые, а также потому, что ребёнку не нравятся сами воспитатели. Ребёнок часто испытывает противоречивое чувство между нежеланием и необходимостью выполнять свои обязанности. В результате возникает конфликт с воспитателями. Самый эффективный способ преодолеть П.с.в. - создать такую воспитательную ситуацию, в которой обыденные обязанности станут привлекательными для детей. Тактично воздействуя на чувства ребёнка, воспитатель должен ликвидировать причину П.с.в. Этот процесс требует от воспитателя терпения и внимания. Взрослым нельзя выражать раздражение в ответ на негативное поведение ребёнка. Дети скорее перестанут сопротивляться воспитанию, если почувствуют проявление любви взрослых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТЕРНАЛИЗМ

ПАТЕРНАЛИЗМ - покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТОГЕНЕЗ

ПАТОГЕНЕЗ - учение об общих принципах, закономерностях развития, течения и исхода заболеваний (изучение присущих заболеваниям патогенетических механизмов); механизм развития к.-л. конкретного заболевания, болезненного процесса, состояния.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТОЛОГИЯ

ПАТОЛОГИЯ (от греч. pathos - страдание, болезнь) - учение о сущности, причинах и симптомах болезней; в общеупотребительном смысле - отклонение от нормы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. pathos - страдание, болезнь) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. П. вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение П. в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями П. как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение. Наиболее ясное понимание национального П. проявилось в начале 15 в. в подвиге французской народной героини Жанны д'Арк: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В дальнейшем и в других странах национальный П. формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инакомыслящими элементами и пр. Как правило, интерес к П. с наибольшей силой возникал в ситуациях войн, революций и других социальных катаклизмов.

Длительный период в истории человечества отечество признавалось единственным, самым высшим предметом поклонения и служения. Однако в современных условиях такой П., связанный с фактической враждой к иным народам, обречён на неизбежную гибель. К началу 21 в. глобальные изменения в мировом сообществе привели к необходимости объединения всего прогрессивного человечества в целях спасения цивилизации, поэтому национальное обособление становится физически невозможным.

Современное понимание П. во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство гл.о. в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотизм

ПАТТЕРН

ПАТТЕРН - модель, образец.

(Ф.З. Вильданова "Психолого-педагогические основы проектирования совместной деятельности педагога и студентов". Казань, 2004 г., с.90)

ПАУЛЬСЕН (PAULSEN), ФРИДРИХ

ПАУЛЬСЕН (PAULSEN), ФРИДРИХ (1846-1908) - немецкий философ, педагог. С 1875 преподавал в Берлинском университете (экстраординарный профессор с 1878). Разработал философскую концепцию "идеалистического пантеизма" (истолкование действительности как "единой духовной вселенной"). В этике считал высшим благом жизненную деятельность, претворяющую цели в жизнь. Этика и связанная с ней педагогика, по П., должны способствовать совершенствованию индивидуума как социального целого. Выступал за уравнение в правах выпускников классических и реальных гимназий и высших реальных училищ. Законодательное утверждение этого предложения П. (1900) стало важным этапом в истории немецкой средней школы.

Автор историко-педагогических исследований в области высшего и среднего образования, в т.ч. фундаментального труда "Исторический очерк развития образования в Германии" (1885; рус. пер. 1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАУЛЬСОН, ИОСИФ ИВАНОВИЧ

ПАУЛЬСОН, ИОСИФ ИВАНОВИЧ (1825-1898) - педагог, методист начального обучения. Преподавал русский язык в петербургских школах. Один из организаторов Петербургского педагогического общества (1859), Фребелевского общества (1871) и курсов при нём, журнала "Учитель" (1861-70; совместно с Н.Х. Весселем). Пропагандировал аналитический звуковой метод обучения грамоте и являлся сторонником объяснительного чтения. Автор "Методики грамоты по историческим и теоретическим данным" (ч. 1-2, 1887-92).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПАФОС

ПАФОС (от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) - 1. в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. противопоставляется обычно этосу.

2. "Субстанциональное" (Гегель), всеобщее и существенное содержание, которое присутствует в человеческом "Я", наполняя и проникая собою всю душу.

3. Идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.

4. В общеупотребительном смысле - приподнятое и восторженное состояние челове- ческого духа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 186)

ПАШКЕВИЧ А.С.

ПАШКЕВИЧ А.С. - см. Тётка, Алёна Тётка

ПЕВЗНЕР, МАРИЯ СЕМЁНОВНА

ПЕВЗНЕР, МАРИЯ СЕМЁНОВНА (1901-1991) - врач-психиатр, д-р психологических наук (1960), профессор (1963). С 1931 в Экспериментальном дефектологическом институте (с 1943 НИИ дефектологии АПН РСФСР). Труды по проблемам комплексного психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в психофизическом развитии, созданию клинической классификации олигофрении, задержки психического развития, нарушений сложных у детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1. лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.).

2. Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 186)

-------------------

421.421

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - специалист, работающий в системе дополнительного образования детей. Организует и направляет деятельность различных объединений учащихся - кружков, клубов, секций, студий и других. П.д.о. выявляет интересы и способности учащихся и комплектует состав объединений. П.д.о. осуществляет выбор форм, методов и средств воспитательной работы, проводит текущие занятия с учащимися, организует массовые мероприятия (выставки, концерты, праздники, вечера и пр.), а также участвует в разработке образовательных программ и методических материалов по направлениям своей деятельности. Осн. задача П.д.о. - максимальное содействие развитию творческого потенциала личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 186)

ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФСКАЯ

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФСКАЯ - см. Вальдорфская педагогика

ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ

ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ - отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность. Во мн. зарубежных странах П.в. называют андрагогикой.

К сфере П.в. относится прежде всего деятельность государственных и общественных учреждений, специально предназначенных для образования взрослых, а также учреждений, ведущих работу по распространению политических, научных и художественных знаний. Важной педагогической задачей остаётся разработка принципов выбора литературы для самообразования, а также рациональных методов, приёмов самообразования, его эффективной организации.

Теоретические положения и практические рекомендации, разрабатываемые П.в., используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и других учреждений. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в пределах П.в. прежде всего проблем общего и дополнительного образования взрослых, досуга и некоторых других. Исследования по этой проблематике ведут учреждения различного профиля: педагогические, социологические, психологические, медицинские, культуры и другие. В Рос. Федерации ведущим является Институт образования взрослых РАО (С.-Петербург).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 188)

-------------------

См. также Андрагогика, Геронтогогика, Педагогика "третьего возраста", Российская академия образования (РАО)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ - см. Гуманистическая педагогика

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ - школа действия ("Tatschule"), течение в реформаторской педагогике конца 19 - начала 20 вв. Получило распространение гл.о. в Германии. Основоположник П.д. - В.А. Лай. Сторонники П.д. главным в воспитании и обучении признавали принцип действия. На практике это означало требование к учителю развивать все формы активной деятельности учащихся через внешние выражения различной формы: сочинения, иллюстрирование литературно-художественных произведений, лепка, изготовление или моделирование различных предметов, проведение физических и химических опытов. Все эти формы изобразительно-выразительной деятельности П.д. рассматривала как средства приспособления человека к окружающей его в данный момент обстановке. Многие идеи П.д. встретили поддержку сторонников нового воспитания и трудовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 189)

-------------------

См. также Лай, Вильгельм Август

ПЕДАГОГИКА ДОРОДОВАЯ

ПЕДАГОГИКА ДОРОДОВАЯ - педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П.д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 106)

ПЕДАГОГИКА КОНДУКТИВНАЯ

ПЕДАГОГИКА КОНДУКТИВНАЯ - направление пед. деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор - венгерский ученый Пето. Основное внимание в П.к. уделяется медико-пед. коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6-7 человек всегда проводит один человек - КОНДУКТОР, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т.д.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 96)

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ - течение в немецкой педагогике, возникшее в конце 19 в. Гл. представители - Г. Гаудиг, Э. Линде, Э. Вебер важнейшей задачей воспитания считали формирование личности на основе высокоразвитой умственной самодеятельности. Особое значение придавалось приучению детей к наиболее рациональным приёмам умственного труда. Гаудиг рассчитывал т.о. воспитать деятельную, активную личность, способную преодолеть внутреннюю неудовлетворённость своим положением. Укреплению самосознания такой личности должны служить "вечные ценности": религия, сознание национального единства, гражданственность и др. Сторонники П.д. разработали методику обучения детей рациональным приёмам умственного труда, умению вести наблюдения, беседы, излагать содержание прочитанного и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 189)

-------------------

См. также Гаудиг, Гуго

ПЕДАГОГИКА НАРОДНАЯ

ПЕДАГОГИКА НАРОДНАЯ - см. Народная педагогика

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ - педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В.А. Ситаровым.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 107-108)

ПЕДАГОГИКА ПРАВА

ПЕДАГОГИКА ПРАВА - занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны. Опирается на представление о воспитании человека в соответствии с его правом на самореализацию и личностный выбор, из чего вытекает и характер уважительных взаимоотношений с учениками в прцессе обучения.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 180)

-------------------

- новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

-------------------

См. также Правовая педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРАВОВАЯ

ПЕДАГОГИКА ПРАВОВАЯ - см. Правовая педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРАВОСЛАВНАЯ

ПЕДАГОГИКА ПРАВОСЛАВНАЯ - см. Православная педагогика

ПЕДАГОГИКА ПРЕВЕНТИВНАЯ

ПЕДАГОГИКА ПРЕВЕНТИВНАЯ - педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС

ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС - государственное издательство, Москва. Детская, педагогическая, психологическая, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ

ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ - педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную САМОСТЬ.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 109)

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ - см. Социальная педагогика

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - см. Специальная педагогика

ПЕДАГОГИКА СУЗУКИ

ПЕДАГОГИКА СУЗУКИ - см. Сузуки, Чиниси

ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА - см. Геронтогогика

ПЕДАГОГИКА ЭВОЛЮЦИОННАЯ

ПЕДАГОГИКА ЭВОЛЮЦИОННАЯ - педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующИй естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию, согласно П.э., присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием эдоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения. Разрабатывались русским педагогом XIX в. В.П. Вахтеровым.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 110)

-------------------

См. также Вахтеров, Василий Порфирьевич

ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - см. Экологическое образование и воспитание

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А.Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за пед. процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. П.э. легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20-30-х годах.

(   Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 110)

См. также Педология

ПЕДАГОГИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ - см. Юридическая педагогика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ - высшее учебное и научное педагогическое учреждение в С.-Петербурге. Создана в 1907 на базе педологических курсов (осн. в 1904 при Педагогическом музее Гл. управления военно-учебных заведений). По Уставу была автономной организацией: находилась в ведении министра народного просвещения; профессорско-преподавательский состав избирался Советом П.а. В академию принимались лица обоего пола без различия национальности и вероисповедания, имевшие высшее образование (для опытных педагогов допускались исключения). Курс обучения 2 года. Предметы делились на основные (педагогическая психология, история педагогики, школьная гигиена, школоведение и др.), дополнительные (анатомия, физиология, психология, история философии, история литературы, история искусств и др.) и специальные (методика и история преподавания учебных предметов в школе). В 1901 при П.а. была открыта экспериментальная школа. В 1912 школа передана Обществу экспериментальной педагогики, а в 1916 и П.а. перешла в число учреждений этого общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 189)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ - наука о проникновении в закономерности самодвижения педагога к профессиональной вершине. Позволяет учителю стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания. Это второе (одно из четырех) направление научных исследований академика А.З. Рахимова. В 1997 году данное направление было удостоено Всероссийского гранта по фундаментальным наукам в области образования.

(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7, 27)

-------------------

См. также Акмеология, Рахимов, Ахмет Закиевич

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ - см. Аксиология

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ - новое направление в науке о системно-интегративном образовании, включающее и определенного рода деятельность, направленную на сохранение здоровья ребенка, его мотивацию к саморазвитию.

(Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. - СПб., 2002. С. 193)

-------------------

- отрасль науки о формировании, сохранении и преумножении здоровья посредством обучения и воспитания.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 146)

-------------------

См. также Валеология

313.54

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

Предыдущая страница Следующая страница