Наши партнеры

Сигнальные безцокольные лампы w2 для авто

Педагогический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НЕО")

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Татарстан, Набережные Челны, ул. Первомайская, 14. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НАБЛЮДЕНИЕ( В ДИДАКТИКЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАБОКОВ, МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ

НАБОКОВ, МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1887-1960) - астроном, методист. С 1921 в МГУ; профессор Витебского (1937-41), Ульяновского (1941-43) педагогических институтов и Белорусского университета (1943-48). С 1929 связан с деятельностью Московского планетария (с 1948 научный консультант; разработал курс лекций для школьников). Автор рабочих книг и учебников по астрономии для школ I и II ступени, в т.ч. первого в СССР стабильного учебника по астрономии для 10-х классов (1935, совместно с Б.А. Воронцовым-Вельяминовым). Разрабатывал наглядные учебные пособия по астрономии, наибольшую известность среди которых получили зонт Н. с изображением околополюсных созвездий и глобус, моделирующий освещение Земли Солнцем.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.384)

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА - Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение с базовой математической подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге и Н.ш. в Москве (действовала до 1752). В школе преподавали А.Д. Фарварсон, Л.Ф. Магницкий, выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Ученики школы получали содержание от казны, большинство учеников составляли дети горожан в возрасте от 14 до 20 лет. Учебный цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику и практическую навигацию. Для дальнейшей специализации выпускников отправляли для практики в морском деле на флот, на геодезические и архитектурно-строительные работы. Указом 1714 выпускники Н.ш. направлялись также учителями в цифирные школы. Специально для Н.ш. были подготовлены печатные учебные пособия: "Арифметика" Магницкого (1703), "Таблицы логарифмов и синусов" Фарварсона, Гвина и Магницкого (1704). С 10-х гг. 18 в. Н.ш. постепенно приобрела черты закрытого сословного учебного заведения (специальные указы устанавливали процент для дворян).

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.156)

-------------------

См. также Начальное образование

НАВОИ АЛИШЕР НАВОИ, НИЗАМАДДИН МИР АЛИШЕР

НАВОИ АЛИШЕР НАВОИ, НИЗАМАДДИН МИР АЛИШЕР (1441-1501) - узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель, родоначальник узбекской литературы. Гл. сочинение Н. - "Хамсе" ("Пятерица", создано в 1483- 1485) - охватывает пять поэм, посвящённых нравственному совершенствованию, вопросам обучения и воспитания. Вопросы просвещения отражены и в других произведениях Н. Например, поэма "Спор двух языков" посвящена защите староузбекского языка и утверждает право народа пользоваться разговорным языком для своего культурного развития.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.384)

НАВРОЧИНЬСКИЙ (NAWROCZYNSKI), БОГДАН РОМАН

НАВРОЧИНЬСКИЙ (NAWROCZYNSKI), БОГДАН РОМАН (1882-1974) - польский педагог. Профессор Варшавского университета (1936), член Польской АН (1939). С 1909 преподавал в школах, работал в Обществе польских учителей и был редактором изданий этого общества ("Воспитание в доме и школе" и "Педагогическое обозрение"). В 1914 защитил докторскую диссертацию по философии в Львовском университете. С 1924 работал на кафедре педагогики Варшавского университета (в 1945-48 проректор). В годы 2-й мировой войны был одним из организаторов системы тайного образования для поляков в Варшаве и Ченстохове. Разработал концепцию обучения в средней школе - осн. на принципах педагогики культуры дидактическую систему, которая ориентировалась на индивидуализацию обучения и подготовку учащихся к самостоятельному творческому труду.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

НАВЫК

НАВЫК - действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный Н. - автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный Н. - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н. вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Н. характеризуются и разной степенью обобщённости: чем шире класс объектов, по отношению к которым Н. может быть осуществлён, тем более он обобщён и лабилен.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 156-157)

НАГЛЯДНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАДЕЖДА

НАДЕЖДА - ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное значение Н. для греческого сознания обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия. Однако из представления об иллюзорности Н. не всегда делался вывод о том, что она является злом. Н. также выступала в роли иллюзии-утешения, которая хотя и не способна отвести удары судьбы, зато способна избавить человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной Н.-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая Н. ведёт не к утешению, а к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы. Нейтральное значение понятия Н. раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. У хороших и правильно мыслящих людей Н. истинные и достижимые, у дурных и неразумных - ложные и несбыточные (Платон). С такой трактовкой связано понимание Н. как ценности - справедливой награды за добродетельную жизнь. В христианстве Н. трактуется исключительно как положительная ценность. Н. - знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности, упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская Н.). В таком качестве Н. рассматривается как одна из добродетелей наряду с верой и милосердной любовью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 157)

НАДЬ (NAGY), ЛАСЛО

НАДЬ (NAGY), ЛАСЛО (1857-1931) - венгерский психолог и педагог. Преподавал в педагогическом училище (Будапешт). Инициатор создания в Будапеште Комитета (1903) и Общества (1906) для изучения детей, редактор журнала "Ребёнок" (1907). Организатор международных научных конгрессов по изучению ребёнка (1908) и экспериментальной психологии (1912). Создал при педагогическом училище в Будапеште (где вёл педагогическую деятельность) первую в стране психолого-педагогическую экспериментальную лабораторию (1909). Организатор (1922) и до конца жизни руководитель Педагогического семинара в Будапеште. Оказал значительное влияние на распространение в Венгрии движения нового воспитания (1920-30) и организацию исследований по дефектологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384)

НАЗАРОВА, ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

НАЗАРОВА, ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (р. 1938) - д-р педагогических наук (1989), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), зав. Центром средств обучения Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НАЗАРЯН( НАЗАРЬЯНЦ), СТЕПАН

НАЗАРЯН( НАЗАРЬЯНЦ), СТЕПАН (1812-1889) - просветитель, педагог, публицист. Преподавал в Казанском университете и Лазаревском институте в Москве. Возглавил в 50-е гг. армянское просветительское движение. Основатель и редактор журнала "Северное сияние" (1858-64, Москва), в котором выступал со статьями о просвещении народа. Просвещение считал единственной формой борьбы со всяким злом. Высоко оценивал образовательные возможности разговорного армянского языка ашхарабар. Наравне с народным языком условием единства и национальной независимости армян считал религию. Мн. либеральные надежды связывал с Россией. Свои образовательные идеи стремился реализовать через школу. Призывал обучать армянских детей только на родном языке в школе нового типа. Автор научных сочинений, статей по проблемам жизни школы, обучения и воспитания, а также школьных учебников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 384-385)

НАКАЗАНИЕ

НАКАЗАНИЕ - метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Н. может осуществляться в самых различных формах - от физического насилия над ребёнком до морального унижения личности. Проблема применения метода Н. всегда являлась дискуссионной. Во мн. классификациях методов воспитания Н. считается одним из основных и традиционных методов. Сторонники авторитарной педагогики не мыслят без Н. процесс воспитания. Часть педагогов, в целом придерживающихся гуманистических принципов воспитания, отрицают физические Н., но допускают применение моральных Н. в разумных пределах. Последовательные педагоги-гуманисты считают, что Н. нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Любое Н. негативно влияет на развитие личности ребёнка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяжёлым последствиям. Особенно тяжело переносится ребёнком Н., которому он подвергается на глазах у своих сверстников. Н. может вызвать не только нравственные переживания ребёнка, но и привести к психическому заболеванию. В практике известны случаи, когда в результате Н. дети, особенно подростки, совершали суицид. Другая распространённая точка зрения, что Н. - приоритетный метод семейного воспитания. Часто родители, применяя Н., оправдывают своё поведение тем, что им всё позволено. В результате дети в семье оказываются беззащитными перед авторитетом родителей. Известны случаи неоправданно жестоких физических Н. в семье, которые даже приводили к увечью и смерти детей. В этих случаях необходима государственная система социальной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 157)

-------------------

- выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 417)

НАЛБАНДЯН, МИКАЭЛ

НАЛБАНДЯН, МИКАЭЛ (1829-1866) - писатель, просветитель. Преподавал в Лазаревском институте в Москве; с 1858 занимался литературной деятельностью; сотрудничал с журналом "Северное сияние", издававшимся С. Назаряном. В 1859-62 выезжал за границу; в Лондоне сблизился с А.И. Герценом и другими деятелями рос. демократического движения. По возвращении в Россию арестован; в 1865 выслан в Камышин. В своих публицистических произведениях обращался к проблемам народного образования и воспитания. Задачу школы видел, прежде всего, в обучении наукам о природе и обществе. Продолжал борьбу за утверждение в армянской школе армянского разговорного языка. Вместе с тем считал важным изучение в армянской школе русского и других языков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАЛИВКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

НАЛИВКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1852-1918) - востоковед, педагог, общественный деятель. Офицер; закончил военную службу в 1878. Поселился близ Намангана; изучал арабский и персидский языки, быт и язык сартов (городское население Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей - этническая группа в формировавшейся узбекской нации). С декабря 1884 учитель в первой русско-туземной школе в Ташкенте. Составил первый русско- сартовский и сартовско-русский словарь с кратким очерком грамматики сартовского языка (совместно с женой - В. Наливкиной; издан в Казани в 1884), "Азбуку для русско-мусульманских школ..." (2 изд., 1886). Эти книги положили начало школьной литературе для изучения русскими узбекского языка и узбеками - русского. Преподавал (до 1890) в Туркестанской учительской семинарии; для неё подготовил учебное руководство по изучению сартовского языка (1898; 2 изд., 1911) и хрестоматию (1896). Автор "Краткой истории Кокандского ханства" (Казань, 1886). В 1890-95 инспектор мусульманских школ Ферганской, Самаркандской и Сырдарьинской областей. В 1907 избран депутатом 2-й Государственной думы. В июле 1917 стал председателем Туркестанского комитета Временного правительства. После перехода власти в Ташкенте к Советам (ноябрь 1917) находился на нелегальном положении. Покончил жизнь самоубийством.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАМЕРЕНИЕ

НАМЕРЕНИЕ - стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 90)

НАМИТОКОВ, ЮСУФ КАДЫРОВИЧ

НАМИТОКОВ, ЮСУФ КАДЫРОВИЧ (1904-1992) - известный адыгейский педагог.

НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - см. Специальность образования

НАРИМАНОВ, НАРИМАН КЕРБАЛАЙ НАДЖАФ ОГЛЫ

НАРИМАНОВ, НАРИМАН КЕРБАЛАЙ НАДЖАФ ОГЛЫ (1870-1925) - государственный и партийный деятель, азербайджанский писатель. Преподавал в начальной школе. В 1894 открыл первую в Азербайджане общедоступную библиотеку-читальню с литературой на родном языке, превратившуюся в просветительский центр для мусульманского населения всего Кавказа. Составил "Краткую грамматику татарско- азербайджанского языка", самоучители русского языка для азербайджанцев и азербайджанского языка для русских (все в 1899). Участник общественного движения учителей. С 1910 в ссылке в Астрахани за революционную пропаганду. Председатель астраханского Народного университета, организатор просветительского общества "Шура-и- ислам". В 1918 член СНК Бакинской коммуны, в 1919 комиссар по народному образованию в Астраханской губернии. С 1920 председатель Азревкома, затем председатель СНК Азербайджанской ССР. С 1922 председатель Союзного Совета ЗСФСР. Возглавил культурные преобразования в Азербайджане (реформа Бакинского университета, создание женского педагогического института в Баку и др.). Один из инициаторов алфавитной реформы для тюркских языков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАРКОМАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационно-педагогических мер. Н.о. - важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения. В отечественной педагогической литературе с начала 90-х гг. применительно к современному периоду более широко используется термин "образование".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 158)

-------------------

См. также Образование

НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - см. Народное образование

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРОДНЫЙ ДОМ

НАРОДНЫЙ ДОМ - просветительское учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н.д. организован в Великобритании (1887). В конце 19 - начале 20 вв. Н.д. создавались в Бельгии, Германии, США, Франции. В России первый Н.д. осн. в конце 80-х гг. 19 в. в С.-Петербурге Невским обществом при фарфоровом заводе. Российские Н.д. создавались как частные или общественные организации, а также учреждались органами государственного самоуправления. По содержанию деятельности к Н.д. были близки общественные пункты при кооперативах. В составе Н.д. работали бесплатная библиотека-читальня; вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и литературы; группы профессиональной подготовки, раздельные для мужчин и женщин. Культурно-просветительская деятельность Н.д. охватывала направления: музыкальное, изобразительное, музейно-экскурсионное и др. В некоторых Н.д. имелись отделения по работе с детьми; создавались ремесленные училища для подростков. Н.д. в России существовали до начала 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 159)

НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ

НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ (НСИ) имени Н.Г. Смидовича, в Ленинграде (1930-1941) - Осн. для подготовки специалистов из числа представителей коренного населения Крайнего Севера и организации научных исследований в области языков, письменности и культуры этих народов. Создан на базе северного факультета Ленинградского университета (осн. в 1925 как отделение). Находился в ведении Учёного комитета при ЦИК СССР, с 1936 - Главсевморпути, с 1939 - Наркомпроса РСФСР (в том же году реорганизован в Педагогический институт народов Севера). Одним из инициаторов НСИ был учёный-этнограф В.Г. Богораз-Тан. В институте обучались также представители малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. В структуру НСИ входили учебная и научно-исследовательская части. Учебная часть включала отделения: подготовительное, основное (срок обучения - 4 года, часто продлевался до 5-6 лет; давало среднее профессиональное образование), североазиатский семинар (высшее звено), аспирантуру. В 1930-41 НСИ подготовил св. 300 специалистов. Научно-исследовательская часть разрабатывала проблемы письменности и учебной литературы. В начале 1942 преподаватели и студенты института были эвакуированы и продолжили деятельность на факультете народов Севера при Омском педагогическом институте. В 1945 факультет вошёл в качестве отделения в Восточный факультет Ленинградского университета, в 1948 на базе отделения образован факультет народов Севера, который в 1953 влился в отделение наро- дов Крайнего Севера (открыто в 1948) ЛГПИ им. А.И. Герцена (с 1991 Рос. педагогический университет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 159)

НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАРУШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ

НАРУШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ - сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, могут сочетаться глухота и слабовидение, умственная отсталость (см. Нарушения интеллекта) и слепота, нарушения опорно- двигательного аппарата (см. Нарушения двигательные) и глухота, слепота и системное нарушение речи и т.д. В современной специальной литературе наиболее точно определена только одна категория Н.с. - слепоглухота. Специальные программы обучения и образовательные учреждения созданы только для некоторых категорий детей с Н.с. Так, для умственно отсталых (слепых, глухих и слабослышащих) детей организуются классы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слепых и глухих. Слепоглухие дети могут обучаться в единственном в Рос. Федерации Детском доме для слепоглухих.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 161)

-------------------

См. также Дефектология, Нарушения в психофизическом развитии у детей, Нарушения двигательные, Нарушения интеллекта, Специальные образовательные учреждения

НАСИЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСИРЭДДИН ТУСИ, АБУ ДЖАФАР МУХАММЕД

НАСИРЭДДИН ТУСИ, АБУ ДЖАФАР МУХАММЕД (1201-1274) - среднеазиатский учёный-энциклопедист, педагог, государственный деятель. Был советником персидских и монгольских правителей. Автор многочисленных трудов по математике, естествознанию, философии ("Комментарии к философии и логике Ибн Сины") и др. Среди его педагогических сочинений - "Этика Насира" (на языке фарси), св. 600 лет служившее учебником нравственного воспитания в учебных заведениях Среднего и Ближнего Востока, и "Поведение учащихся" (на арабском языке). Н.Т. использовал в своих трудах философско- педагогические идеи мыслителей Древней Греции, а также традиционные мусульманские догматы. Руководил строительством Марагинской обсерватории (существовала до середины 14 в.). Впервые (1260) дал систематическое изложение тригонометрии независимо от астрономии. Математические труды Н.Т., известные в Европе с 16 в., оказали значительное влияние на преподавание точных наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАСЛЕДОВАНИЕ

НАСЛЕДОВАНИЕ (в отношении несовершеннолетних) - переход имущества умершего к другим лицам. Н. осуществляется по завещанию и по закону. Круг наследников и их доля в наследстве определяются законом. Дети (в т.ч. усыновлённые, а также ребёнок, родившийся после смерти умершего), его супруг и родители относятся к первой очереди наследников. Особый порядок Н. по закону установлен для внуков и правнуков наследодателя. Они признаются наследниками первой очереди в том случае, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником. Они наследуют в равных долях ту долю, которая причиталась бы по закону их умершему родителю.

Каждый человек имеет право оставить своё имущество по завещанию любому человеку, не входящему в состав наследников по закону, а также юридическому лицу (организации, фонду и т.п.). Однако свобода завещания имеет определённые ограничения. Завещатель не имеет права лишить наследства своих несовершеннолетних или нетрудоспособных детей (в т.ч. усыновлённых), нетрудоспособного супруга, родителей (усыновителей) и иждивенцев. Они во всех случаях независимо от содержания завещания наследуют не менее 2/3 той доли, которая причиталась бы каждому их них при Н. по закону (т.н. обязательная доля). По закону не могут наследовать родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав (см. Лишение родительских прав), а также родители и совершеннолетние дети, злостно уклонявшиеся от выполнения лежащих на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, если это подтверждено в судебном порядке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 161)

-------------------

См. также Лишение родительских прав

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАСТАВНИЧЕСТВО

НАСТАВНИЧЕСТВО - процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определённым ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 162)

НАСТОЙЧИВОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ - волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, решительно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 91)

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ - относительно устойчивое психическое состояние, характеризующееся наличием общего эмоционального фона, определяющего возникновение и протекание различных переживаний и в значительной степени влияющего на поведение человека. Распространено мнение, что Н. "властвует" над человеком и не подлежит волевому контролю. Это мнение не совсем верно, т.к. при тщательном самоанализе возможно вскрыть причины, породившие то или иное Н. Если Н. выражается в отрицательном эмоциональном фоне ("плохое" Н.), возможно раскрыть побудившие его причины и попытаться их устранить. Человек с достаточно сильной волей способен произвольно воздействовать на своё Н., стремясь, чтобы оно не оказывало отрицательного влияния на его поведение. Умение управлять своим Н. формируется постепенно и выступает одной из целей воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 162)

НАСЫРИ, КАЮМ

НАСЫРИ, КАЮМ (Насыров Габделкаюм Габделнасырович) - (1825-1902)

- татарский учёный, просветитель и педагог. В 1855-70 преподавал татарский язык в русском Казанском духовном училище, семинарии и академии, в 1870-76 учительствовал в открытом им первом русско-татарском начальном училище в Казани. С 1876 занимался научно-педагогической, литературной и издательской деятельностью. Д.ч. (с 1885) Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Впервые начал научную разработку проблем преподавания татарского языка и его методики, составил и издал научную "Грамматику" татарского языка (1894), "Толковый словарь татарского языка" (ч. 1-2, 1895-96) и учебники для начального обучения. Основой школьного обучения считал родной язык, но русский язык считал обязательным для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар русскому языку, составил учебники русского языка для татар и словари. Составил для татарских школ первые учебники по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др.; создал татарскую учебную терминологию по этим предметам. Н. - зачинатель детской татарской литературы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАТАЛИ, ВЛАДИМИР ФРАНКОВИЧ

НАТАЛИ, ВЛАДИМИР ФРАНКОВИЧ (1890-1965) - биолог, педагог, действительный член АПН РСФСР (1947), д-р биологических наук (1940). С 1913 работал в московской лаборатории экспериментальной биологии и преподавал в средних учебных заведениях. В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Московскую педагогическую биостанцию, ставшую методическим центром для учителей-биологов, и при ней лабораторию, где под его руководством проводились исследования по экспериментальной зоологии и генетике. Автор учебников и методических пособий для средней школы и вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 385)

НАТОРП (NATORP), ПАУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАТОШЕВИЧ (НАТОШЕВИH), ДЖОРДЖЕ

НАТОШЕВИЧ (НАТОШЕВИH), ДЖОРДЖЕ (1821-1887) - сербский врач и педагог. Преподаватель, а затем директор гимназии в г. Нови-Сад. С 1857 школьный советник и гл. инспектор ведомства сербских автономных школ Венгерского королевства Австрийской империи. Автор "Высшего королевского указа" о статусе этих школ. Основатель и редактор сербского педагогического журнала "Школский листь" (1858). Подготовил "Руководство по преподаванию начальных знаний для учителей народных школ в Австрийской империи" (1858) и Букварь (1870), ставший учебником родного языка в сербских школах не только Австрии, Венгрии и Хорватии, но и Оттоманской империи, а также в Сербском и Черногорском княжествах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НАУМОВИЧ, ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ

НАУМОВИЧ, ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ (1828-1891) - общественный деятель Галиции, писатель, издатель. Один из участников выступлений против национальной дискриминации австрийскими властями коренного населения Галиции. С 1851 униатский священник. В 1871 издавал в Коломые газету "Русская рада", положившую начало популярной литературе на галицко-русском наречии. В 1874 избран председателем Общества им. М. Качковского (мецената, поддерживавшего просвещение крестьян-русинов). Общество открывало начальные школы с обучением на родном языке, читальни, выпускало учебную литературу и пр. Отстаивал интересы русского населения, требовал для русского языка равных прав с польским (который в 60-е гг. 19 в. допущен как язык обучения в школах). Ходатайствовал об открытии русской учительской семинарии и гимназии. В 1882 был привлечён австрийскими властями к суду по обвинению в государственной измене, лишён сана и прихода. В 1885 перешёл в православие. В 1883 осн. журнал "Наука" (до 1885 выходил во Львове, в 1886-1903 - в Вене), где были опубликованы многие его публицистические выступления, стихи и рассказы.

В конце 80-х гг. получил в Киеве должность епархиального миссионера. Занимался литературной деятельностью. Автор книг "Исторический очерк унии" (1889), "Червонная Русь, её прошлое и настоящее" (1890).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НАУЧЕНИЕ

НАУЧЕНИЕ - спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 162)

-------------------

- первоначально понятие Н. возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э.Л. Торндайка. Путем Н. может приобретаться любой опыт, и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 91)

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В МОСКВЕ

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА В МОСКВЕ - крупнейшая вузовская библиотека Рос. Федерации. Создана в 1755, открыта для посещения в 1756. После пожара 1812 восстановлена за счёт частных пожертвований, новое здание открыто в 1901. Библиотека представляет собой сложный комплекс факультетских и вспомогательных библиотек и расположена в 15 зданиях МГУ. Центром библиотеки является Фундаментальная библиотека на Моховой улице (с 1901). В фондах св. 8,5 млн. единиц хранения (45 личных библиотек, рукописный фонд, инкунабулы, палеотипы, прижизненная "Пушкиниана" и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.nbmgu.ru/

См. также Библиотеки РФ

НАУЧНО-ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (НПИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУЧНОСТЬ

НАУЧНОСТЬ - один из принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщённые теоретические знания. Принцип Н. в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин. Осн. требования Н.: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у учащихся представлений об общих методах научного познания; показ закономерностей процесса познания. Принцип Н. регулирует и всю процессуальную сторону обучения - этапы, методы, формы организации учебной деятельности; предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся. Важное место в реализации принципа Н. занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 164)

-------------------

См. также Принципы обучения

НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ

НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ - среднее специализированное учебное заведение с военно-морской направленностью обучения и воспитания, названное по имени русского флотоводца П.С. Нахимова (1802-55). Н.у. были созданы для обучения и воспитания сыновей воинов военно-морского флота, Красной Армии и партизан, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-45. В СССР действовали Н.у. в Тбилиси (1943-55), Риге (1945-53). В Рос. Федерации функционирует Н.у. в С.-Петербурге (с 1944). Н.у. даёт общее среднее образование и готовит к поступлению в высшие военно-морские училища. В Н.у. принимаются юноши 15-16 лет, имеющие неполное среднее образование. Срок обучения 2 года. В учебный курс, кроме общеобразовательных предметов, входят специальные дисциплины.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 164)

-------------------

Ц4,6(2)398

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - см. История образования в России

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - обязательная первая ступень общего образования и необходимое условие для продолжения обучения на последующих ступенях в общеобразовательном учреждении; имеет целью воспитание и общее развитие детей (обучающихся), научение их чтению, письму и счету, формирование у них первоначальной системы знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, в том числе учебных навыков и мотивации к обучению.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 52)

-------------------

См. также Начальное образование

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - первый уровень профессионального образования, который

- базируется на основном (общем базовом) и/или среднем общем образовании;

- предоставляется учебными заведениями начального профессионального образования или другими учебными заведениями, которым в установленном порядке дано право реализовывать образовательные программы начального профессионального образования;

- имеет целью удовлетворение потребностей общества, государства и граждан в подготовке по всем направлениям общественно-полезной деятельности работников квалифицированного труда (рабочих и служащих), владеющих необходимыми прикладными знаниями и практическими навыками работы по конкретной избранной профессии в производственной и социальной сфере;

- завершается присвоением лицу, успешно освоившему образовательную программу начального профессионального образования, определенной квалификации (рабочего или служащего) и выдачей документа (диплома) о начальном профессиональном образовании.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004 г., с.54)

-------------------

См. также Профессиональное образование

НЕБОЛЬСИН( НЕБОЛСИН), АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

НЕБОЛЬСИН( НЕБОЛСИН), АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1842-1917) - деятель технического и профессионального образования. С 1872 участвовал в работе Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе (РТО; в 1887-1917 председатель). Член Учёного совета МНП по техническому и профессиональному образованию. Организатор и редактор журнала "Техническое образование" (с 1908 - "Техническое и коммерческое образование"), ставшего первым педагогическим органом по профессиональному образованию. Инициатор проведения Всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию (1889-90; 1895-96; 1903-04). Под руководством Н. при РТО в С.-Петербурге было создано 50 различных технических школ, профессионально- подготовительных курсов для детей рабочих и др. В основу деятельности РТО легла идея Н. о взаимосвязи общего и профессионального образования. Общее образование рассматривалось им как необходимый базис специальной подготовки. Профессиональная школа наряду со специальными знаниями и умениями должна давать, по убеждению Н., общеобразовательную подготовку.

Н. предложил систему общего и профессионального обучения рабочих (малолетних и взрослых); обширную программу просветительской деятельности среди рабочих. В целях активизации деятельности учащихся был создан при Комиссии Подвижной музей наглядных пособий и мастерская по их изготовлению (1894). В 1883 был опубликован "Историко-статистический очерк общего и специального образования в России", составленный под руководством Н. и давший богатый фактический материал об учебных заведениях России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НЕБЫЛИЦЫН, ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

НЕБЫЛИЦЫН, ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (1930-1972) - психолог, член-корреспондент АПН СССР (1967), д-р педагогических наук (1966). Ученик и последователь Б.М. Теплова. С 1954 работал в НИИ ОПП (с 1965 заместитель директора). Разрабатывал проблему свойств нервной системы и их физиологического субстрата; проанализировал роль нервной системы в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности; предложил оригинальную трактовку темперамента. Трудами научной школы Теплова-Небылицына заложены основы нового научного направления - дифференциальной психофизиологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

НЕВЕРКОВИЧ, СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

НЕВЕРКОВИЧ, СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1939) - д-р педагогических наук (1989), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1995; Отделение образования и культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НЕВИННОМЫССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НЕВИННОМЫССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Невинномысск Ставропольского края, бульвар Мира, 17. Профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

НЕВРОЗЫ( У ДЕТЕЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕГАТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям учебные заведения и воспитательные учреждения. Создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Деятельность Н.о.у. регулируется Законом РФ об образовании (1992), а в части вопросов, неурегулированных данным Законом, - законодательством РФ. Руководство Н.о.у. осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления Н.о.у., а также процедура назначения или выборов руководителя и его правомочия определяются учредителем (попечительским советом) по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе образовательного учреждения. Н.о.у. имеют право взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных программ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 166)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы, Частные школы, Школа

НЕЖИНСКИЙ ЛИЦЕЙ

НЕЖИНСКИЙ ЛИЦЕЙ - закрытое высшее учебное заведение для детей дворян в Нежине (1820-75; до 1832 Гимназия высших наук, общеобразовательная, 6 лет обучения). С 1832 физико-математический лицей, 3 года обучения; с 1840 - юридический, 3 года обучения. С 1920 педагогический институт (с 1939 носит имя Н.В. Гоголя, который в 1828 окончил Нежинский лицей).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 166)

НЕЙМАН, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ

НЕЙМАН, ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1902-1977) - оториноларинголог, д-р медицинских наук (1961), профессор (1963). Организатор (1941) и руководитель (до 1946) специализированного госпиталя для раненых с нарушениями слуха и речи. В 1949-62 в НИИ дефектологии. С 1962 зав. кафедрой дефектологии в МГЗПИ. Автор оригинальной классификации нарушений слуха у глухих и слабослышащих. Впервые для определения слуховых порогов у детей дошкольного возраста разработал (совместно с В.И. Лубовским) условно- рефлекторную методику с ориентировочным подкреплением (см. Слух). Труды по проблемам глухих и слабослышащих.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 386)

-------------------

См. также Слух

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Развивалась в рамках неврологии и общей психологии. Современная Н. исходит из положения о том, что психические функции - это виды приспособительной деятельности, включающие в себя различные процессы в их разнообразных отношениях друг с другом. Н. имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, Н. помогает уточнить диагностику поражений, а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить возрастные закономерности локализации высших психических функций. Новые направления в Н. - изучение нарушений познавательных процессов (гл.о. восприятия, памяти) с позиций когнитивной психологии и распространение нейропсихологического подхода на эмоционально-личностную сферу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 166)

НЕМЕНСКИЙ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

НЕМЕНСКИЙ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (р. 1922) - художник, профессор (1990), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры), профессор Института кинематографии им. С.А. Герасимова, директор Центра непрерывного художественного образования Московского комитета образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

НЕНАСИЛИЕ

НЕНАСИЛИЕ - этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин "Н." является калькой с санскритского термина "ахимса" (невреждение). В отечественной общественно-политической лексике он закрепился с конца 80-х гг. 20 в. Идея Н. связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; она является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности; занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру идея Н. привнесена Нагорной проповедью, смысловым центром которой является непротивление злу. Однако господствующим в последующие эпохи оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н. связано прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга.

Современный анализ теории и практики Н. требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором - является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идёт о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 166)

НЕОГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница