Наши партнеры

Отзыв о рециркулятор бактерицидный.
Ксенон лампочки h1

Педагогический словарь
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБР"-"ИНС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИБР"-"ИНС")

ИБРАГИМОВ, ГАСАН-ГУСЕЙН ИБРАГИМОВИЧ

ИБРАГИМОВ, ГАСАН-ГУСЕЙН ИБРАГИМОВИЧ (р. 1950) - д-р педагогических наук (1994), профессор (1997), член-корреспондент РАО (2001; Отделение базового профессионального образования), заместитель директора Института среднего профессионального образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ИВАННИКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

ИВАННИКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (р. 1940) - д-р психологических наук (1989), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ИВАНОВ, АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

ИВАНОВ, АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ (р. 1925) - д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), директор Мятлевской средней школы (Калужская область).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ИВАНОВ, ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

ИВАНОВ, ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ (1923-1992) - педагог, действительный член АПН СССР (1989), д-р педагогических наук (1971). С 1954 профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена. С 50-х гг. вёл в ленинградских школах и созданных им общественных объединениях (Коммуна юных фрунзенцев при районном Доме пионеров, осн. в 1959; Коммуна им. А.С. Макаренко при ЛГПИ, осн. в 1964) эксперимент по организации коллективов детей и взрослых. Один из создателей коммунарской методики. Труды по воспитанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ИВАНОВИЧ, КОРНЕЛИЙ АГАФОНОВИЧ

ИВАНОВИЧ, КОРНЕЛИЙ АГАФОНОВИЧ (1901-1982) - педагог, действительный член АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем (с 1921) и директором сельской школы. С 1930 на научно-педагогической работе в Москве, в 1934-59 в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (зав. кафедрой педагогики с 1937). Зав. сектором НИИ производственного обучения АПН (1965- 1970) и НИИ ТОП (с 1970). Разрабатывал вопросы специфики обучения и воспитания учащихся сельских школ. Автор трудов по истории сельскохозяйственной высшей и средней специальной школы в СССР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИВАНОВ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

ИВАНОВ, КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ (1890-1915) - чувашский просветитель, педагог, писатель, зачинатель чувашской литературы. Ученик и последователь И.Я. Яковлева. Участвовал в издании мн. чувашских учебников начала 20 в., для которых перевёл фрагменты из "Детского мира" и "Родного слова" К.Д. Ушинского, из "Новой азбуки" и других книг Л.Н. Толстого. Составил "Первую книгу для чтения после букваря" (1909, в соавторстве), "Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки..." (1912; 2 изд., 1913; переиздавался и в годы советской власти) - первый иллюстрированный чувашский букварь. Автор сказок, стихов и других произведений, которые входят и в современные учебники и хрестоматии для чувашской начальной и средней школы. Написал краткую историю чувашского просвещения - "Наше время" (опубликовано в сборнике "Сказки и предания Чувашии", 1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Иваново, ул. Ермака, 39. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИВАНОВСКИЙ, ПАВЕЛ МАКСИМИЛИАНОВИЧ

ИВАНОВСКИЙ, ПАВЕЛ МАКСИМИЛИАНОВИЧ (1885-1953) - педагог, врач-гигиенист. Ученик А.В. Молькова. С 1912 преподавал в средних учебных заведениях Москвы. С 1918 занимался научно-исследовательской работой в области школьной гигиены; с 1926 в 1-м МГУ, с 1947 в 1-м Московском медицинском институте. Составил (совместно с Мольковым и др.) первое в Рос. Федерации пособие для школьно-санитарного врача. Разработал (начало 30-х гг.) первые программы и учебные пособия по школьной гигиене.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИВАН ФЁДОРОВ (МОСКВИТИН)

ИВАН ФЁДОРОВ (МОСКВИТИН) (ок. 1510-1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. В 1564 в Москве совместно с Петром Тимофеевым Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 напечатал во Львове первую славянскую "Азбуку" (первый печатный восточнославянский учебник) и новое издание "Апостола". В 1581 в Остроге издал первую полную славянскую Библию ("Острожская библия"). Систематизированная И.Ф. практика начального обучения грамоте оказалась весьма устойчивой и бытовала на Руси на протяжении 120-150 лет.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИГНАТЬЕВ, ВАРНАВА ЕФИМОВИЧ

ИГНАТЬЕВ, ВАРНАВА ЕФИМОВИЧ (1860-1927) - врач-гигиенист и педагог, специалист в области физического воспитания, профессор (1918). Ученик Ф.Ф. Эрисмана. Вёл научно-преподавательскую работу в вузах Москвы. Один из организаторов Московского института физической культуры (в 1918-23 его директор). Осн. труды по вопросам гигиены, физического развития и воспитания детей, санитарного благоустройства народных, лесных школ и детских колоний. Санитарные нормы, выработанные И. в 20-30-х гг., лежали в основе гигиенических требований к строительству и оборудованию рос. школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИГНАТЬЕВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

ИГНАТЬЕВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1870-1945) - граф, государственный деятель и деятель образования. Почетный член Российской АН (1917-28; восстановлен посмертно в 1990). В 1904-07 председатель Киевской губернской управы, в 1907-08 киевский губернатор. В январе 1915 - декабре 1916 министр народного просвещения. После Октябрьской революции в эмиграции.

Под руководством И. был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего обязательного начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания "мёртвых языков" в гимназиях и др. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Большая роль в осуществлении реформ отводилась самоуправлению в учебных заведениях. В марте 1916 создал Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования. По его инициативе проведены 2 совещания попечителей учебных округов (февраль 1915 и март 1916), ряд съездов педагогической общественности по обсуждению реформы. Проекты И. были отклонены правительством, и он был вынужден выйти в отставку. Реформа не была реализована, но её мн. идеи, особенно материалы учебных программ, использованы при создании советской школы, а также служили руководством для русских школ за рубежом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

ИГОРЬ ГЛЕБОВ

ИГОРЬ ГЛЕБОВ - см. Асафьев, Борис Владимирович

ИГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик И.т. лежит признание игры влиятельным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской психотерапии в качестве вспомогательного метода применил (1913) З. Фрейд. И.т. приобрела широкое распространение в 40-50-х гг. В настоящее время И.т. осуществляется в рамках различных теоретических школ и направлений. Игровые методики различаются по степени директивности, по частоте игровых сеансов; игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Эффект И.т. определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребёнок в ролевой игре. И.т. также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте. Эффективным методом признаны т.н. имитационные игры: в них исполняемая роль соответствует тому идеалу, к которому человек стремится, и лишена тех недостатков, от которых он желает избавиться. Разыгрываемый стиль поведения постепенно приобретает для человека привычный характер. И.т. оказывается также эффективной при коррекции семейных конфликтов, помогая супругам в игровой форме изжить межличностные противоречия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 99)

ИГРУШКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДИОТИЯ

ИДИОТИЯ - самая глубокая степень умственной отсталости (см. Нарушения интеллекта). Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 100)

-------------------

См. также Нарушения интеллекта, Олигофрения

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕШИВА

ИЕШИВА (ешива, ешибот, иешибот; иврит. Йешива - сидение, заседание) - высшая школа изучения еврейского религиозного права (галахи), центр традиционной еврейской учёности. Готовит раввинов, судей, учителей еврейской традиции, теологов. Слушателями И. являются совершеннолетние (с 13-летнего возраста) мужчины. В 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения от 3 до 7 лет. Программы современной И. включают не только галахические, но и другие дисциплины, например изучение Танаха (Ветхого Завета), еврейской истории, грамматики иврита.

Первые И., очевидно, возникли в 70-х гг. н.э. В СССР были повсеместно закрыты в начале 20-х гг. В 1957 открыта первая И. при Московской хоральной синагоге. С начала 90-х гг. И. открылись в Москве (в т.ч. хасидская И.), С.-Петербурге и других городах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 100)

-------------------

См. также Хедер

ИЖДИВЕНЦЫ

ИЖДИВЕНЦЫ - лица, находящиеся на содержании другого лица или получающие от него постоянную помощь, которая является для них осн. источником средств к существованию. К И. относятся нетрудоспособные члены семьи: дети, а также братья и сёстры, внуки, не достигшие 18 лет (учащиеся до 23 лет), при отсутствии трудоспособных родителей и других лиц. С учётом И. выплачиваются ряд пособий и компенсаций. Лицам, имеющим И., предоставляются преимущества в оставлении на работе при сокращении штатов на производстве и др. Право на пенсию имеют нетрудоспособные И. в случае потери кормильца. Пенсия назначается одному из родителей, деду, бабушке, брату или сестре умершего, если он (она) занят уходом за детьми, братьями и сёстрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает.

Лицам, подлежащим социальному страхованию, на иждивении которых находится трое и более детей в возрасте до 16 лет (учащиеся до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработка (независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа). Нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее 1 года до его смерти, считаются его наследниками по закону и имеют право на обязательную долю в наследстве независимо от содержания завещания. Факт иждивения подтверждается справкой жилищных или муниципальных органов или устанавливается в судебном порядке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 100-101)

ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗДАТЕЛЬСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗДАТЕЛЬСТВА РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗЛОЖЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ - пересказ, вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля. Осн. характеристики И. связаны с особенностями исходного текста, способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т.д. Различают письменные И. и устные (пересказ); подробные и сжатые; полные, выборочные и И. с дополнительным заданием; И. прочитанного, воспринятого на слух или зрительно. Различные виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 102)

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ - реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологических вставок учителя во время самостоятельной работы школьников и комментариев к их ответам. И.у. можно рассматривать и как вид взаимодействия учителя и учащихся, речевого общения, и как процесс рефлексивного управления познавательной деятельностью учащегося. Это и передача информации, и один из видов сценического и ораторского искусства, и способ самовыражения личности учителя.

В традиционном (нестандартизованном) И.у. содержание и формы передачи учебной информации варьируются в зависимости от дидактической цели, специфики предмета, подготовленности класса и т.д. Стандартизованное И.у. (его содержание не зависит от педагогических факторов и личности учителя) допускает жёсткое управление познавательной деятельностью всех учащихся, ежедневный контроль усвоения. Внутри такого И.у. условно можно выделить программированное И.у. (см. Программированное обучение) и изложение на основе "листов с опорными сигналами" (В.Ф. Шаталов).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 102)

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА - разновидность трудовой школы, в которой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление макетов и моделей и пр.). И.ш. формировалась под влиянием концепции "школы действия" В. Лая, согласно которой различные виды иллюстративных работ - формы выражения знаний. Принципы И.ш. в начале 20 в. применялись в школах мн. стран, в т.ч. и в России. В 20-е гг. в СССР иллюстративные работы как вид учебных заданий рекомендовались в методической литературе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 102)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ КНИЖКИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ КНИЖКИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ - общественный фонд, Москва. Детская литература для слабовидящих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИЛЬЕНКОВ, ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ

ИЛЬЕНКОВ, ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ (1924-1979) - философ и психолог, д-р философских наук (1968). С 1953 научный сотрудник Института философии АН СССР. В центре творчества И. - проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к воспроизведению действительности, но и к созданию такого материального или духовного продукта, который ранее не был присущ объективной действительности. В качестве создаваемых т.о. продуктов выступают все объекты культуры и цивилизации.

Разработал концепцию идеального, показав, что это понятие, традиционно культивировавшееся в идеалистической философии, присуще и материалистической диалектике. И. создал оригинальную теорию воображения, которое рассматривал в его связи с искусством и сознанием. Разрабатывал специальные вопросы психологии и педагогики: дал философское обоснование системы воспитания слепоглухонемых, созданной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся; проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с различными формами культуры. Развил представление о культурно-исторической природе психических функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 360)

-------------------

(Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. - Н. Новгород, 2004. С. 278)

ИЛЬЕНКО, САКМАРА ГЕОРГИЕВНА

ИЛЬЕНКО, САКМАРА ГЕОРГИЕВНА (р. 1923) - д-р филологических наук (1965), профессор (1966), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования), профессор РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 466)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ИЛЬИН, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ИЛЬИН, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1929) - педагог-новатор. Учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. Предложил формулу "языка" современного урока литературы: "об искусстве - языком искусства". Методика И. позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. По И., педагогическое общение преследует и цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система И. стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 66)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ИЛЬМИНСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ИЛЬМИНСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1822-1892) - востоковед, педагог-миссионер, член-корреспондент Петербургской АН (1870). Окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846), затем преподавал там же. В 1851-54 изучал ислам в странах Ближнего Востока. В 1861-72 преподавал в Казанском университете (с 1863 экстраординарный профессор) и одновременно в 1863-70 - в духовной академии. В 1863 осн. крещёно-татарскую школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила св. 6 тыс. чел., в т.ч. ок. 900 учителей); в 1872 - Казанскую инородческую учительскую семинарию, которая готовила учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Деятельность И. была направлена на "прочное сближение инородцев с коренным населением путём просвещения". И. разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка. Создал ряд учебников и учебных пособий, перевёл на татарский язык мн. духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюркской письменности, в т.ч. "Бабур-наме" (1857). Общепризнанной заслугой И. является создание и широкое применение русского алфавита для письменности народов, пользовавшихся арабской графикой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 361)

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - умственная отсталость в такой степени, когда ребёнок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда (см. Нарушения интеллекта). У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Определённая часть детей с И. может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счёта. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 103)

-------------------

См. также Олигофрения

ИМИДЖ

ИМИДЖ (от англ. image - образ) - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. В основе И. лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п. И. формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. При формировании И. реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 103)

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 46)

ИМПРОВИЗАЦИЯ( ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)

ИМПРОВИЗАЦИЯ( ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. И. - одно из средств преодоления формализма в обучении. Овладение умением педагогической И. - один из путей восхождения к педагогическому мастерству. В основе лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учебного предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, такт педагогический и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 103)

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - особенность поведения (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. Совместные игры детей, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учёта интересов других играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем ещё большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших школьников И. наблюдается реже и является, как правило, следствием переутомления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 104)

ИНВАЛИДЫ С ДЕТСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere- сдерживать, останавливать

- ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители находятся в это время в непосредственной близости.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 47)

ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНГУШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ингушская Республика, станица Орджоникидзевская, пос. Гагарина, ул. Первомайская, 1а. Педагогика и методика начального обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Средствами И.о. могут выступать индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. В качестве компонентов И.о. на всех этапах обучения выступают контроль и самоконтроль. Одной из форм И.о. является программированное обучение; новые возможности для осуществления И.о. открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники (см. Компьютеризация обучения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 104)

-------------------

См. также Индивидуальный подход в воспитании, Фуркация

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. individuum - индивидуум, особь) - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием её достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определённости в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и индивидуальными интересами снимаются в условиях такого социального порядка, при котором удовлетворение общих интересов осуществляется индивидами, сориентированными в своей деятельности на реализацию частных интересов. На рубеже 18-19 вв., по-видимому, и возникает термин "И.", призванный обозначить спокойное и взвешенное стремление человека как гражданина к автономии.

В отличие от эгоизма смысл И. заключается в том, что человек в своих действиях ориентируется на самого себя. В этом плане И. противостоит коллективизму и конформизму. Так что в нормативном и ценностном отношении И. амбивалентен и может проявляться различным образом: как в эгоизме, анархизме, так и альтруизме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 104-105)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг. Подлежит регистрации в соответствии с законодательством Рос. Федерации. И.т.п.д. не лицензируется. Незарегистрированная И.т.п.д. не допускается.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - см. Дифференциация обучения

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ - достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И.-п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального исследования И.-п.р. берёт начало в работах Ф. Гальтона, А. Бине. В качестве осн. критериев, по которым можно производить разделение людей на определённые типы, предлагались самые разные варианты. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан - на рассуждающий и активный типы; У. Джемс - на рациональный и эмпирический; Г. Грос - на глубоко-узкий и мелко-широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Вопрос об И. рассматривается с учётом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуально-психологических различий. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений И. В социальной психологии процесс индивидуализации, т.е. осознания человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. Термин "И." употребляется также как синоним термина "индивид" для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры И.п. - поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа; заключение своего рода "джентльменского" договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. И.п. необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

-------------------

См. также Дифференцированный подход в воспитании, Индивидуализация обучения

ИНДИВИДУАЦИЯ

ИНДИВИДУАЦИЯ - выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуации (лат. principium individuationis) - понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; "первая материя" как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга - процесс становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens - безразличный) - нейтральность, равнодушие, безучастность.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 48)

ИНДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) - переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой И. являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Однако для построения научной теории только индуктивных обобщений недостаточно, т.к. сделанные путём индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться аналогией, дедукцией, сравнением и т.д.

Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). В процессе познания, как правило, используется неполная И. Вывод по неполной И. носит характер вероятного знания; достоверность выводов повышается при подборе достаточно большого количества разнообразных фактов, отражающих не случайные, но существенные признаки изучаемого явления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 105)

-------------------

См. также Рассуждение

ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - школы для детей беднейших слоёв населения, в которых обучали ремеслу и земледельческому труду. Возникли в 17 в. Впервые идея И.ш. была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, которые пытались соединить общеобразовательную подготовку с обучением ремеслу. И.ш. в Великобритании, Франции, Нидерландах и других странах часто были связаны с сиротскими приютами, работными домами или исправительными учреждениями для несовершеннолетних.

В 18 в. И.ш. распространились в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы благодаря деятельности И. Песталоцци, Ф. Фелленберга и Ф. Киндермана. Первоначально обучение ремеслу вводилось в народные школы для того, чтобы дети своим трудом частично оплачивали расходы на образование. Однако вскоре элементарное образование в них практически ограничилось обучением чтению.

К началу 19 в. И.ш. по существу превратились в составную часть кустарной промышленности: изготовлявшийся детьми промежуточный продукт (нитки, пряжа и т.п.) поступал на ту или иную фабрику, снабжавшую И.ш. сырьём. К середине 19 в. И.ш. сохранились (до 70-80-х гг.) лишь там, где продолжала существовать кустарная промышленность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 106)

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА - преподавание инженерных дисциплин.

(Модули программы "Инженерная педагогика". - М., 2004. С. 3)

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая психические процессы, состояния и свойства человека с целью решения инженерных задач: разработки технических средств трудовой деятельности, познания и общения. И.п. возникла в 40-х гг. 20 в. Осн. объектом исследования И.п. является система "человек - машина (более широко - орудие труда) - среда". И.п. изучает гл. звено системы - деятельность человека, управляющего машиной (оператора).

Одна из осн. проблем в И.п. - приём и переработка информации человеком-оператором. И.п. разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информационных моделей. Другая проблема И.п. - структура деятельности оператора и её механизмы. И.п. разрабатывает рекомендации к организации технологического процесса, а также средства передачи информации к органам управления. Изучается динамика работоспособности человека и определяется режим работы человека-оператора. И.п. изучает также зависимость эффективности совместной деятельности от различных психологических и социальных факторов. В разработке этих проблем И.п. объединяется с социальной психологией. Важная задача И.п. - обучение человека управлению техникой. И.п. принимает участие в проектировании и создании специальных тренажёров, разрабатывает методы обучения и тренировки. Исследуя индивидуально-психологические особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой, И.п. разрабатывает принципы и методы профессионального отбора, прежде всего для тех видов деятельности, которые предъявляют особо высокие требования к психологическим свойствам человека (труд пилота, космонавта, подводника и т.п.).

Результаты исследования операторской деятельности могут использоваться в организации учебной деятельности школьников, особенно в связи с компьютеризацией обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 106)

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНИЦИАЦИИ

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initio - начинать, посвящать в таинство; initiatio - совершение таинств) - в широком смысле - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершенствуется и формально закрепляется смена социального статуса человека, происходит включение его в к.-л. замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций и полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье и др.

В узком смысле И. - это характерное гл.о. для первобытной культуры посвящение подростков (юношей и девушек) в класс взрослых мужчин и женщин, полноправных членов социума. Для подготовки к И. подростки направлялись в специальные лагеря с целью преодоления у них узкого кровнородственного сознания и усиления преданности племени. Преподаватели (опытные взрослые люди) знакомили подростков с традициями, историей, культурными ценностями, верованиями племени и др. И. проходили как своеобразные экзамены и по сути являлись формой школьного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 106)

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - включение в конкретную национальную культуру. Термин введён в 1948 М. Херсковицем. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребёнком; в широком смысле И. понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства; включает в себя процессы приобщения к данной культуре взрослых. Термин "И." применяется преимущественно в американской антропологической традиции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 106)

ИННОВАЦИИ( В ПЕДАГОГИКЕ)

ИННОВАЦИИ( В ПЕДАГОГИКЕ) - см. Инновации педагогические

ИННОВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ИННОВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организаторами системы образования и науки.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

-------------------

- нововведение, новшество, но не любое отклонение от традиций, а передовой педагогический опыт, новаторство.

Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 138)

См. также Инновационные технологии, Инновация

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность.

(Колосов В.Г. Введение в инноватику. - СПб., 2002. С. 15)

-------------------

См. также Инновации педагогические

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Сюда же включается желание и возможность педагога развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 128)

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ (от англ. innovation - нововведение) - существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.

Инновации - актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

Инновационные механизмы развития образования включают:

- создание творческой атмосферы в различных (во всех) образовательных учреждениях и институциях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;

- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режимы постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках.- Новосибирск, 2001., С. 127)

-------------------

- нововведение.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99-100)

-------------------

См. также Диверсификация, Инновации (пед.)

ИНПРО-РЕС

ИНПРО-РЕС - издательство, ЗАО, Москва. Образовательная (детская), развивающая, учебная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ИНСАЙТ

ИНСАЙТ (от англ. insight - постижение, озарение) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 106)

-------------------

- внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М. 2005. С. 49)

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИНКТ

ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение, наитие) - совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека и животных.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

ИНСТИТУТ

ИНСТИТУТ (от лат. institutum - установление, учреждение) - в сфере педагогики:

1. название различных специализированных учебных заведений (высших, системы повышения квалификации и т.п.), а также н.-и. учреждений.

2. Высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определённой области профессиональной деятельности; ведёт фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

3. В России до 1917 - название привилегированных средних учебных заведений закрытого типа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 107)

-------------------

- самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 101)

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ - Москва, ул. Большая Коммунистическая, 13, строение 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ - Москва, Ленинградский просп., 89. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Москва, ул. 9-я Парковая, 48. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА

ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА - Ставрополь, ул. Голенова, 73. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

Предыдущая страница Следующая страница