Наши партнеры

Контрольные лампы для авто
Гипокситерапия аппарат купить для дома кислородные концентраторы купить.

Педагогический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПИГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПИГ")

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ - см. Методология педагогики

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является напрвленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - см. Терминология педагогическая

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Различают две группы компонентов педагогической техники:

- умение управлять собой;

- умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач.

(Чернавская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001. С. 5-6)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ - это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

(Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 67)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - см. Педагогическая технология

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА - в Рос. Федерации средние специальные учебные заведения, готовящие учителей, воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и др. Первыми средними педагогическими учебными заведениями в РСФСР были трёхгодичные педагогические курсы, основанные в 1918 на базе гл.о. учительских семинарий. В 1921 на основе курсов были созданы педагогические техникумы, в 1937 переименованные в П.у. (Устав утверждён в 1944). П.у. стали осн. типом среднего педагогического учебного заведения. К началу 2000 насчитывалось св. 430 П.у. (св. 430 тыс. учащихся). П.у. осуществляют подготовку специалистов на базе неполной средней (4 года обучения) и средней общеобразовательной школы (2-3 года обучения). Учебный курс включает комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин и педагогическую практику. Обучение в П.у. рассматривается как первая ступень педагогического образования. Поступающим в педагогический вуз выпускникам П.у. предоставляются льготы и устанавливаются сокращённые сроки обучения. С начала 90-х гг. ряд П.у. преобразован в педагогические колледжи, также дающие среднее специальное образование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.Г. ШЕЛАПУТИНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.Г. ШЕЛАПУТИНА - высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы. Осн. в 1911 в Москве на средства промышленника П.Г. Шелапутина по проекту министра народного просвещения А.Н. Шварца. Находился в ведении МНП, подчинялся попечителю московского учебного округа. Принимались юноши с высшим образованием. Срок обучения - 2 года. В составе 5 отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Студенты изучали психолого-педагогические и философские науки, проходили педагогическую практику в гимназии и реальном училище. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 95 чел.). В 1914-16 организовано 3 съезда выпускников. Издавались "Известия" (1912- 1916; вышло 7 выпусков). В 1919 на базе П.и. создана Академия народного образования (с 1923 Академия коммунистического воспитания).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, но в наиболее общем виде осн. положения П.к. сформулировал А.С. Макаренко в своей теории ученического коллектива. Формально П.к. считается штатный состав образовательного учреждения, включающий учителей и административных работников. Однако истинный П.к. объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих образовательный процесс на взаимодействии педагогов и учащихся и уважающих личность каждого воспитанника. Современный П.к. выполняет воспитательную, просветительскую, консолидирующую, прогностическую и другие функции. Сильные П.к., как правило, складываются в авторских школах. Результатом деятельности П.к. является создание единого воспитательного коллектива образовательного учреждения, участниками которого наравне с педагогами выступают учащиеся. Критерием деятельности П.к. выступает не только высокий уровень знаний, получаемых учащимися, но высоконравственная атмосфера, обеспечивающая комфортное положение в коллективе каждому педагогу и каждому учащемуся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - см. Менеджмент в образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - последовательная смена состояний педагогической системы.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ - в Рос. Федерации высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. П.с. возглавляет директор школы. В состав П.с. входят заместители директора школы, педагоги и руководители органов школьного самоуправления (см. Самоуправление ученическое). П.с. собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. П.с. также выступает арбитром в сложных, конфликтных ситуациях школьной жизни. П.с. управляет школой на принципах сотрудничества, уважения прав и достоинства учащихся и педагогов. П.с. участвует в разработке Устава школы, концепции её развития, формирует осн. цели и задачи деятельности, осуществляет выбор учебных планов и образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, проводит анализ и осуществляет контроль образовательной деятельности, утверждает итоговые оценки учащихся, определяет направления опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива. П.с. также утверждает организационную структуру школы, состав методического совета, аттестационной комиссии, рассматривает вопросы подбора кадров, повышения их квалификации, взаимодействует с органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи педагогического коллектива с научно-педагогическими учреждениями, проводит методические семинары и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки;

2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 31)

-------------------

См. также Опыт педагогический, Творчество педагогическое, Эрудиция педагогическая

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ. НООСФЕРА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ. НООСФЕРА - издательский дом, Москва. Педагогическая, психологическая, учебно-методическая, экологическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО - см. Творчество педагогическое

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР - специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям. Проводит массовые мероприятия (вечера, праздники, олимпиады и пр.), организует отдых детей в каникулярное время. П.-о. содействует развитию личности учащихся и создаёт условия для занятий творческой деятельностью. П.-о. привлекает к воспитательной работе с учащимися учреждения культуры и спорта, общественные организации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 193-194)

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ - специалист, обеспечивающий развитие и сохранение психического, соматического здоровья учащихся и их социальное благополучие. П.-п. входит в состав психологической службы образовательного учреждения, способствует созданию в нём гармонической социальной атмосферы и принимает меры по профилактике возникновения социальной дезадаптации учащихся. П.-п. оказывает психолого-коррекционную и реабилитационную помощь учащимся и осуществляет консультативную помощь их родителям. Особенно в помощи П.-п. нуждаются дети, имеющие нарушения в психофизическом развитии, дети из неблагополучных семей, лишённые попечения родителей и т.п. П.-п. проводит также консультации для педагогов школы по вопросам практического применения психолого-педагогических знаний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194)

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ - специалист в области социальной деятельности. Должность П.с. имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. П.с. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образовательных учреждениях и по месту жительства. Осн. задача П.с. - своевременно оказать социальную помощь детям и подросткам. В обязанности П.с. входит выявление неблагополучных семей и принятие мер по защите прав детей и подростков, охране их жизни и сохранения здоровья. В этих целях П.с. изучает личностные особенности детей, нуждающихся в помощи, и определяет систему необходимых воспитательных мер и мероприятий. П.с. ведёт работу с трудными детьми, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимается их трудоустройством, обеспечением жильём и пособиями. При необходимости он ставит вопрос перед соответствующими органами о лишении родительских прав, установлении опеки и попечительства, усыновлении и других мерах. П.с. является своеобразным посредником между воспитанником и различными административными, ведомственными и социальными службами и благотворительными организациями. П.с. тесно взаимодействует с педагогами школы и родителями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 186)

ПЕДАНТИЗМ

ПЕДАНТИЗМ (от франц. pedant, от итал. pedante, буквально - учитель, педагог, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом) - явление, встречающееся в различных областях жизни, но чаще всего сопровождающее учёность и педагогическую деятельность. Педант - человек, из-за формы упускающий из виду содержание, ревниво соблюдающий привычный порядок в мелочах и совершенно замкнувшийся от умственного развития и движения вперёд. В школе излишний П. вносит безжизненность в живое дело и внушает ученикам отвращение к школе. Среди школьных педантов ещё не так давно систематически практиковались телесные наказания. Лучшая гарантия против П. - подъём образовательного ценза среди учителей. Только человек с хорошим общим образованием может без труда избегнуть формализма, часто трансформирующегося в П. с его мелочностью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194)

ПЕДИАТРИЯ

ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, родительный падеж paidos - дитя и iatreia - лечение) - область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194)

ПЕДОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДОТРИБ

ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais, родительный падеж paidos - дитя и tribo - тренирую) - учитель гимнастики в палестре.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194)

-------------------

См. также Палестра

ПЕДОФИЛИЯ

ПЕДОФИЛИЯ (от греч. pais, родительный падеж: paidos - дитя и ...филия - часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему-либо)

- болезненное нарушение направленности полового влечения к детям. Синонимы П. - инфантосексуализм, падерозия. Влечение к детям, являющимся кровными родственниками, называется инцестофилией (см. Инцест). Причины П. в полной мере не изучены. Факторами риска при возникновении П. принято считать гормональные нарушения, поражения головного мозга, неблагоприятную наследственность, результат неправильного полового воспитания, растления или насилия, наличие психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.). Отмечается, что среди педофилов встречаются не только психически больные и люди с гиперсексуальностью, но значительное число пожилых людей, которые прибегают к П. в связи со снижением потенции, а также лиц с задержкой психосексуального развития. Профилактика П. заключается в недопущении растления и совращения детей, ознакомления их с порнографией, а также в своевременной диагностике и лечении лиц, склонных к П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194-195)

-------------------

См. также Инцест

ПЕДОЦЕНТРИЗМ

ПЕДОЦЕНТРИЗМ - см. Детоцентризм

ПЕКИНСКИЕ ПРАВИЛА

ПЕКИНСКИЕ ПРАВИЛА - "Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (приняты 29 ноября 1985). П.п. направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях и снижение до минимума необходимости вмешательства в эти ситуации со стороны системы правосудия, чтобы уменьшить вред, который может быть в результате причинён несовершеннолетним гражданам. П.п. сформулированы т.о., что могут быть применены в рамках любых правовых систем различных государств с учётом их особенностей. Определены ориентиры для установления минимального предела возраста уголовной ответственности несовершеннолетних. Подчёркивается, что целями правосудия являются содействие благополучию несовершеннолетних, соблюдение принципа соразмерности тяжести совершённого правонарушения, особенностей личности правонарушителя и мер содействия (этот же принцип должен быть соблюдён и по отношению к жертве преступления). Изложены особенности расследования и судебного разбирательства, содержания под стражей, вынесения судебного решения и мер воздействия, обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 195)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пенза, ул. Лермонтова, 37. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - устанавливается нетрудоспособным гражданам, в группе несовершеннолетних - детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей. Законом определены различные размеры П.с., например: на уровне минимального размера пенсии по старости П.с. устанавливается детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также детям до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. В размере 2/3 минимальной пенсии по старости П.с. получают дети, потерявшие одного из родителей. Детям-инвалидам предусмотрены надбавки к П.с., им к осн. размеру пенсии начисляется также и надбавка на уход в размере минимальной пенсии по старости.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 196)

-------------------

См. также Пенсия по случаю потери кормильца, Родство

ПЕПИНЬЕРСКИЕ КЛАССЫ

ПЕПИНЬЕРСКИЕ КЛАССЫ (от франц. pepiniere - питомник, рассадник) - в России дополнительные педагогические классы для девушек, окончивших средние закрытые учебные заведения (женские институты). Появились в 1-й половине 19 в. Срок обучения 1 год. Выпускницы П.к. выполняли обязанности классных дам, преподавали в младших классах женских институтов, частных пансионах, а также в семьях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 196)

-------------------

489.514(28)715.5

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВЫЙ РЕБЁНОК

ПЕРВЫЙ РЕБЁНОК - особенности воспитания. Рождение первенца, как правило, связано с немалыми трудностями. Это обусловлено двумя осн. моментами: во-первых, молодые матери, ухаживая за новорождённым, ощущают неуверенность и беспомощность; во-вторых, они обнаруживают некоторую нерешительность, принимают на себя новые обязанности и воспринимают перемены, связанные с ролью матери. И то, и другое опасение неизбежно сказывается на ребёнке. Одни матери живут в постоянном страхе ошибиться, сделать что-нибудь не так, и ребёнок в конце концов превращается для них в символ их неумения. Другие, напротив, уверены, что постепенно освоят всё, что нужно, и их усилия приведут к успеху благодаря любви и искренности, с которыми они заняты уходом за своим ребёнком. Ребёнок, имеющий такую мать, получит, конечно, гораздо больше возможностей перенять столь же спокойные, ровные и уверенные отношения. Однако не стоит осуждать нерешительность, которую испытывает женщина, став матерью. Ребёнок налагает новую ответственность и во мн. случаях меняет характер семейной жизни, в т.ч. лишает женщину участия в профессиональной деятельности, в общении с друзьями и т.п. В таких ситуациях большое значение имеет помощь и поддержка со стороны родных. Чем скорее после рождения ребёнка женщина почувствует себя счастливой матерью и полноправным членом общества, тем легче ей будет воспитывать своего ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197)

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ - система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. - одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника.

В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. - это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197)

ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - психологическая концепция В. Дильтея, который предложил вместо общепризнанной дидактической триады "созерцание - мышление - действие" фундаментальную для т.н. понимающей педагогики триаду "переживание - выражение - понимание". Понимание здесь означает особое длительное целостное душевно-духовное переживание. Наилучший результат в обучении даёт сочетание обоих путей присвоения культуры индивидом. Важно сочетание подготовки к переживанию и самого переживания со становлением деятельности. Понимающая психология и педагогика разработана Э. Шпрангером, Т. Литтом, Г. Нолем. Огромную роль в ней играет рассмотрение душевных явлений в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197)

ПЕРЕЛЬМАН, ЯКОВ ИСИДОРОВИЧ

ПЕРЕЛЬМАН, ЯКОВ ИСИДОРОВИЧ (1882-1942) - популяризатор в области физико-математических наук, основатель жанра научно-популярной литературы, педагог. Работал в Наркомпросе РСФСР, преподавал в средних и высших учебных заведениях Петрограда и Пскова. Участвовал в составлении учебников и учебных пособий для школы ("Физическая хрестоматия", ч. 1-4, 1922-25; "Практические занятия по геометрии", 1923; "Геометрия и начатки тригонометрии", 1926, и др.). Организатор и редактор (1919) первого отечественного научно-популярного журнала "В мастерской природы" (в помощь школе), один из создателей Дома занимательной науки в Ленинграде (1934). Автор 47 научно-популярных и 40 научно-занимательных книг, оказавших влияние на юных читателей, на выбор ими своего пути в науке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПЕРЕПЁЛКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПЕРЕПЁЛКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1900-1954) - математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р физико-математических наук (1944). Преподавал в высших учебных заведениях (в 1935- 1954 в МГПИ). Участвовал в разработке учебных планов и программ по разделам геометрии для педагогических вузов и средних школ. Работы П. "Геометрические построения в средней школе" (1947), "Курс элементарной геометрии" (ч. 1-2, 1948-49), а также перевод и редакция "Элементарной геометрии" Ж. Адамара (ч. 1-2, 1948-52) имеют важное значение для подготовки студентов педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ - вид дополнительного (к ранее полученому основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионвльного образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей для выполнения новых видов профессиональной деятельности или для получения новых дополнительных квалификаций в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 65)

-------------------

См. также Повышение квалификации, Послевузовское образование

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении С. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда - направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона - центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина - смена ведущих типов деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197)

ПЕРИОДИКА( ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ - один из возрастных периодов в онтогенезе человека. Характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и желёз.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197)

-------------------

См. также Подростковый возраст

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, ГСП-327, ул. Сибирская, 24. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, Комсомольский просп., 29а. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ПЕРМЯК, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ

ПЕРМЯК, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ (1902-1982) - писатель. Литературные произведения для детей: сказки ("Дедушкина копилка", 1957, и др.), научно-популярные книги, пьесы, романы ("Сказка о сером волке", 1960; "Царство Тихой Лутони", 1970) и рассказы ("Тонкая струна", 1958; "Голубые белки", 1978) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392)

ПЕРОВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ

ПЕРОВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ (1890/1891-1968) - педагог, д-р педагогических наук (1962), профессор (1963). Педагогическую деятельность начал в 1910. С 1944 в системе АПН. Разрабатывал проблемы трудовой школы и политехнического образования. Подготовил "Настольный календарь" учителя на 1941 - своеобразную энциклопедию педагогических знаний. Занимался проблемами дидактики и школоведения. В монографии "Методическое построение и язык учебника для средней школы" (1955) сформулировал дидактические требования к учебникам для средней школы. Комплексно исследовал проблему проверки знаний учащихся; результаты исследований обобщил в работах "Экзамены в советской школе" (1948), "Проверка знаний учащихся в средней школе" (1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАО

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАО - В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243, 460-468)

-------------------

См. также Действительные члены РАО, Почетные члены РАО, Российская академия образования (РАО), Члены-корреспонденты РАО

ПЁРЫШКИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ПЁРЫШКИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1902-1983) - физик-методист, член-корреспондент АПН СССР (1950). В 1931 осн. в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина (с 1960 - МГПИ) кафедру методики преподавания физики, которую возглавлял до 1975. Автор стабильных учебников по физике для средней школы (1933-85), работ по методике преподавания физики; создатель ряда оригинальных демонстрационных приборов по различным разделам курса физики. Гос. премия СССР (1978).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший) - мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир "наихудшим из возможных", поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое, не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности и проблемы настоящего вызывают чувства постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения. П. получает наибольшее распространение в кризисные периоды развития общества.

Пессимистические настроения, как правило, не свойственны детям. Они наблюдаются в т.н. критические периоды в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру свидетельствует о нарушениях в физическом и нравственном здоровье и требует консультации с врачами, психологами и педагогами.

Совершенно недопустим педагогический П. Учитель, мрачно воспринимающий действительность и сомневающийся в успехе своего воспитательного воздействия на личность ребёнка, может нанести значительный урон воспитанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 199)

ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI), ИОГАНН ГЕНРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕСТЕЛЬ, ВЕРА ЕФРЕМОВНА

ПЕСТЕЛЬ, ВЕРА ЕФРЕМОВНА (1887-1952) - художник-живописец, педагог. В 1920-30 преподавала в созданной А.В. Бакушинским школе "Детское творчество" (Москва). Сторонник свободного воспитания. Выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. По П., осн. задача педагога - дать как можно шире выявиться способности ребёнка к самовыражению. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени (1925-26), в основу которой было положено "искусство самого ребёнка".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - С.-Петербург, Московский просп., 9. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ПЕТЕРСЕН (PETERSEN), ПЕТЕР

ПЕТЕРСЕН (PETERSEN), ПЕТЕР (1884-1952) - немецкий педагог. Преподавал в средних школах, в Гамбургском университете. С 1923 работал в Йенском университете, где, в частности, руководил педагогической семинарией, осн. в 1844 К. Стоем, и образцовой школой. Педагогическая семинария по инициативе П. в 1924 была преобразована в Научно-воспитательное заведение, к которому впоследствии были присоединены несколько дошкольных учреждений, объединённых в центр исследований дошкольника. Здесь апробировались новые формы обучения и воспитания, названные П. Йена-планом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

-------------------

См. также Йена-план

ПЕТЕРСОН, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

ПЕТЕРСОН, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1844-1919) - публицист, педагог. По приглашению Л.Н. Толстого в 1862 преподавал в Головлинской и Плехановской народных школах. Так же, как и Толстой, считал, что в основе образования должен быть принцип "совершенной свободы детей".

В 1864 познакомился и сблизился с Н.Ф. Фёдоровым, стал его учеником и последователем. Особое значение для П. имела гл. идея Фёдорова - преодолеть противоречие между научным знанием и религиозной верой, между духовным и светским образованием.

С 1869 служил по судебной части. В 1870-91 секретарь съезда мировых судей в Керенске. Выступил с рядом инициатив в области школьного дела. Создал в Керенске своего рода "образовательный комплекс" (храм, школа, библиотека, больница, метеорологическая станция), в котором стремился воплотить мысли Фёдорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования. С 1891 назначался на различные судебные должности в Мокшанске, Воронеже, Ашхабаде, Верном. Постоянно публиковал статьи по вопросам народного образования, связывая их с проблемой духовной миссии России в Азии. Предлагал перестроить всю систему начального, среднего и высшего образования. С недостатками образовательной системы, приучающей лишь к теоретическому знанию и не открывающей смысла жизни, П. связывал гл. общественные и государственные беды России. В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губернии. Одна из последних статей П. "Как создать национальную школу?" опубликована в "Миссионерском сборнике" (1916).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393)

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ

ПЁТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725) - русский царь (с 1682), первый рос. император (1721). Значительное влияние на формирование взглядов П. I в сфере образования оказала западноевропейская культура. В реформировании отечественной школы участвовали И.Т. Посошков, Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев и др. Вместо традиционного домашнего воспитания вводилась система государственного образования. Возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигацких наук (1701), инженерные (Москва, 1703; С.-Петербург, 1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719; для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени. В 1725 осн. Академия наук.

Усилился сословный принцип образования, средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян. Преобразовывалась деятельность епархиальных школ и духовных семинарий. Были созданы архиерейские школы, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721). Обучение велось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука; введены латинские и греческие шрифты для будущих переводчиков. Использовались различные отечественные и зарубежные учебные пособия. Деятельность П. I способствовала созданию национальной системы образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393-394)

ПЕТРОВСКАЯ, ЛАРИСА АНДРЕЕВНА

ПЕТРОВСКАЯ, ЛАРИСА АНДРЕЕВНА (р. 1937) - д-р психологических наук (1986), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПЕТРОВСКИЙ, АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

ПЕТРОВСКИЙ, АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1924) - д-р психологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1971; Отделение психологии и возрастной физиологии), вице-президент (1976-79) и президент РАО (1992-97), консультант ректората Университета РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПЕТРОВСКИЙ, ВАДИМ АРТУРОВИЧ

ПЕТРОВСКИЙ, ВАДИМ АРТУРОВИЧ (р. 1950) - д-р психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ПЕТРУШКА

ПЕТРУШКА - издательство, ООО, Москва. Детская, юношеская, образовательная и развивающая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ПЕТЯЕВ, ИВАН МАТВЕЕВИЧ

ПЕТЯЕВ, ИВАН МАТВЕЕВИЧ (1861-1930) - педагог-методист начального обучения, организатор народного образования в Поволжье. С 1880 преподавал в начальных народных училищах Симбирской губернии и Симбирска. В 1897 переехал в Казань; с 1901 преподавал в Казанской татарской учительской школе. В 1909 за сочувствие революционному движению учащихся был выслан в Ардатов, где в течение 14 лет исполнял обязанности инспектора начальных народных училищ. Содействовал открытию школ для мордовских детей, а также женской гимназии с педагогическим классом. В 1918 создал Ардатовскую политехническую семинарию, преобразованную позднее в педагогический техникум (до 1924 его заведующий). В ряде статей выступил с анализом тенденций в методике преподавания начального курса арифметики, обобщил многолетний опыт обучения русскому языку нерусских учащихся. Разрабатывал систему подготовки педагогов в учительских семинариях и школах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

ПЕХЛЕЦКИЙ, ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ

ПЕХЛЕЦКИЙ, ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ (1938-2001) - доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета. Труды по профессиональной математической и педагогической подготовке специалистов в вузах.

(Проблемы вузовской педагогической и математической подготовки специалиста. - Пермь, 2004. С. 6-29)

ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ

ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ (1878-1933) - языковед, методист по русскому языку. Преподавал в различных вузах; профессор 1-го МГУ, Высшего литературно-художественного института им. В.Я. Брюсова, 2-го МГУ. Труды по синтаксису, стилистике, методике русского языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

ПИАЖЕ (PIAGET), ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ

ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ - улучшение результатов умственной деятельности вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто в 1968 американскими исследователями Р. Розенталем и Л. Якобсон, которые осуществили в нескольких школах оригинальный эксперимент: провели тестирование умственных способностей учеников и сообщили педагогам результаты. В частности, учителям были названы несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями; предполагалось, что вскоре их достижения должны заметно улучшиться. При этом педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведённое через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития этих детей. Это позволило сделать вывод: ожидая от ребёнка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует развитие ученика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 199)

Предыдущая страница Следующая страница