Наши партнеры
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕД"-"ПИГ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ - см. Методология педагогики |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является напрвленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - см. Терминология педагогическая |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Различают две группы компонентов педагогической техники: - умение управлять собой; - умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач. (Чернавская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001. С. 5-6) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ - это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение. (Шмырева Н.А. Педагогические ситуации: от теории к практике. - Кемерово, 2004. С. 67) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - см. Педагогическая технология |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА - в Рос. Федерации средние специальные учебные заведения, готовящие учителей, воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений и др. Первыми средними педагогическими учебными заведениями в РСФСР были трёхгодичные педагогические курсы, основанные в 1918 на базе гл.о. учительских семинарий. В 1921 на основе курсов были созданы педагогические техникумы, в 1937 переименованные в П.у. (Устав утверждён в 1944). П.у. стали осн. типом среднего педагогического учебного заведения. К началу 2000 насчитывалось св. 430 П.у. (св. 430 тыс. учащихся). П.у. осуществляют подготовку специалистов на базе неполной средней (4 года обучения) и средней общеобразовательной школы (2-3 года обучения). Учебный курс включает комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин и педагогическую практику. Обучение в П.у. рассматривается как первая ступень педагогического образования. Поступающим в педагогический вуз выпускникам П.у. предоставляются льготы и устанавливаются сокращённые сроки обучения. С начала 90-х гг. ряд П.у. преобразован в педагогические колледжи, также дающие среднее специальное образование. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.Г. ШЕЛАПУТИНА - высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы. Осн. в 1911 в Москве на средства промышленника П.Г. Шелапутина по проекту министра народного просвещения А.Н. Шварца. Находился в ведении МНП, подчинялся попечителю московского учебного округа. Принимались юноши с высшим образованием. Срок обучения - 2 года. В составе 5 отделений: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и космографии; естествознания; химии и географии. Студенты изучали психолого-педагогические и философские науки, проходили педагогическую практику в гимназии и реальном училище. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 95 чел.). В 1914-16 организовано 3 съезда выпускников. Издавались "Известия" (1912- 1916; вышло 7 выпусков). В 1919 на базе П.и. создана Академия народного образования (с 1923 Академия коммунистического воспитания). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ - общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, но в наиболее общем виде осн. положения П.к. сформулировал А.С. Макаренко в своей теории ученического коллектива. Формально П.к. считается штатный состав образовательного учреждения, включающий учителей и административных работников. Однако истинный П.к. объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих образовательный процесс на взаимодействии педагогов и учащихся и уважающих личность каждого воспитанника. Современный П.к. выполняет воспитательную, просветительскую, консолидирующую, прогностическую и другие функции. Сильные П.к., как правило, складываются в авторских школах. Результатом деятельности П.к. является создание единого воспитательного коллектива образовательного учреждения, участниками которого наравне с педагогами выступают учащиеся. Критерием деятельности П.к. выступает не только высокий уровень знаний, получаемых учащимися, но высоконравственная атмосфера, обеспечивающая комфортное положение в коллективе каждому педагогу и каждому учащемуся. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ - см. Менеджмент в образовании |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - последовательная смена состояний педагогической системы. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418) |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ - в Рос. Федерации высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в школе. П.с. возглавляет директор школы. В состав П.с. входят заместители директора школы, педагоги и руководители органов школьного самоуправления (см. Самоуправление ученическое). П.с. собирается по мере необходимости, но не менее одного раза в учебную четверть. Решения принимаются большинством голосов, являются обязательными для всех членов школьного коллектива и могут служить основанием для управленческой деятельности администрации. П.с. также выступает арбитром в сложных, конфликтных ситуациях школьной жизни. П.с. управляет школой на принципах сотрудничества, уважения прав и достоинства учащихся и педагогов. П.с. участвует в разработке Устава школы, концепции её развития, формирует осн. цели и задачи деятельности, осуществляет выбор учебных планов и образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, проводит анализ и осуществляет контроль образовательной деятельности, утверждает итоговые оценки учащихся, определяет направления опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива. П.с. также утверждает организационную структуру школы, состав методического совета, аттестационной комиссии, рассматривает вопросы подбора кадров, повышения их квалификации, взаимодействует с органами ученического и родительского самоуправления, устанавливает связи педагогического коллектива с научно-педагогическими учреждениями, проводит методические семинары и пр. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 192) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 31) ------------------- См. также Опыт педагогический, Творчество педагогическое, Эрудиция педагогическая |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ. НООСФЕРА - издательский дом, Москва. Педагогическая, психологическая, учебно-методическая, экологическая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО - см. Творчество педагогическое |
ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР - специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям. Проводит массовые мероприятия (вечера, праздники, олимпиады и пр.), организует отдых детей в каникулярное время. П.-о. содействует развитию личности учащихся и создаёт условия для занятий творческой деятельностью. П.-о. привлекает к воспитательной работе с учащимися учреждения культуры и спорта, общественные организации. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 193-194) |
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ - специалист, обеспечивающий развитие и сохранение психического, соматического здоровья учащихся и их социальное благополучие. П.-п. входит в состав психологической службы образовательного учреждения, способствует созданию в нём гармонической социальной атмосферы и принимает меры по профилактике возникновения социальной дезадаптации учащихся. П.-п. оказывает психолого-коррекционную и реабилитационную помощь учащимся и осуществляет консультативную помощь их родителям. Особенно в помощи П.-п. нуждаются дети, имеющие нарушения в психофизическом развитии, дети из неблагополучных семей, лишённые попечения родителей и т.п. П.-п. проводит также консультации для педагогов школы по вопросам практического применения психолого-педагогических знаний. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194) |
ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ - специалист в области социальной деятельности. Должность П.с. имеется, как правило, в организациях воспитательной работы по месту жительства и в социальных службах. П.с. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию и социальной защите детей в образовательных учреждениях и по месту жительства. Осн. задача П.с. - своевременно оказать социальную помощь детям и подросткам. В обязанности П.с. входит выявление неблагополучных семей и принятие мер по защите прав детей и подростков, охране их жизни и сохранения здоровья. В этих целях П.с. изучает личностные особенности детей, нуждающихся в помощи, и определяет систему необходимых воспитательных мер и мероприятий. П.с. ведёт работу с трудными детьми, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимается их трудоустройством, обеспечением жильём и пособиями. При необходимости он ставит вопрос перед соответствующими органами о лишении родительских прав, установлении опеки и попечительства, усыновлении и других мерах. П.с. является своеобразным посредником между воспитанником и различными административными, ведомственными и социальными службами и благотворительными организациями. П.с. тесно взаимодействует с педагогами школы и родителями. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 186) |
ПЕДАНТИЗМ (от франц. pedant, от итал. pedante, буквально - учитель, педагог, отличающийся чрезмерной аккуратностью, точностью, формализмом) - явление, встречающееся в различных областях жизни, но чаще всего сопровождающее учёность и педагогическую деятельность. Педант - человек, из-за формы упускающий из виду содержание, ревниво соблюдающий привычный порядок в мелочах и совершенно замкнувшийся от умственного развития и движения вперёд. В школе излишний П. вносит безжизненность в живое дело и внушает ученикам отвращение к школе. Среди школьных педантов ещё не так давно систематически практиковались телесные наказания. Лучшая гарантия против П. - подъём образовательного ценза среди учителей. Только человек с хорошим общим образованием может без труда избегнуть формализма, часто трансформирующегося в П. с его мелочностью. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194) |
ПЕДИАТРИЯ (от греч. pais, родительный падеж paidos - дитя и iatreia - лечение) - область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕДОТРИБ (греч. paidotribes, от pais, родительный падеж paidos - дитя и tribo - тренирую) - учитель гимнастики в палестре. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194) ------------------- См. также Палестра |
ПЕДОФИЛИЯ (от греч. pais, родительный падеж: paidos - дитя и ...филия - часть сложных слов, означающая: любовь, наклонность к чему-либо) - болезненное нарушение направленности полового влечения к детям. Синонимы П. - инфантосексуализм, падерозия. Влечение к детям, являющимся кровными родственниками, называется инцестофилией (см. Инцест). Причины П. в полной мере не изучены. Факторами риска при возникновении П. принято считать гормональные нарушения, поражения головного мозга, неблагоприятную наследственность, результат неправильного полового воспитания, растления или насилия, наличие психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.). Отмечается, что среди педофилов встречаются не только психически больные и люди с гиперсексуальностью, но значительное число пожилых людей, которые прибегают к П. в связи со снижением потенции, а также лиц с задержкой психосексуального развития. Профилактика П. заключается в недопущении растления и совращения детей, ознакомления их с порнографией, а также в своевременной диагностике и лечении лиц, склонных к П. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 194-195) ------------------- См. также Инцест |
ПЕДОЦЕНТРИЗМ - см. Детоцентризм |
ПЕКИНСКИЕ ПРАВИЛА - "Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (приняты 29 ноября 1985). П.п. направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях и снижение до минимума необходимости вмешательства в эти ситуации со стороны системы правосудия, чтобы уменьшить вред, который может быть в результате причинён несовершеннолетним гражданам. П.п. сформулированы т.о., что могут быть применены в рамках любых правовых систем различных государств с учётом их особенностей. Определены ориентиры для установления минимального предела возраста уголовной ответственности несовершеннолетних. Подчёркивается, что целями правосудия являются содействие благополучию несовершеннолетних, соблюдение принципа соразмерности тяжести совершённого правонарушения, особенностей личности правонарушителя и мер содействия (этот же принцип должен быть соблюдён и по отношению к жертве преступления). Изложены особенности расследования и судебного разбирательства, содержания под стражей, вынесения судебного решения и мер воздействия, обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 195) |
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пенза, ул. Лермонтова, 37. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕНСИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - устанавливается нетрудоспособным гражданам, в группе несовершеннолетних - детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей. Законом определены различные размеры П.с., например: на уровне минимального размера пенсии по старости П.с. устанавливается детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, а также детям до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери. В размере 2/3 минимальной пенсии по старости П.с. получают дети, потерявшие одного из родителей. Детям-инвалидам предусмотрены надбавки к П.с., им к осн. размеру пенсии начисляется также и надбавка на уход в размере минимальной пенсии по старости. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 196) ------------------- См. также Пенсия по случаю потери кормильца, Родство |
ПЕПИНЬЕРСКИЕ КЛАССЫ (от франц. pepiniere - питомник, рассадник) - в России дополнительные педагогические классы для девушек, окончивших средние закрытые учебные заведения (женские институты). Появились в 1-й половине 19 в. Срок обучения 1 год. Выпускницы П.к. выполняли обязанности классных дам, преподавали в младших классах женских институтов, частных пансионах, а также в семьях. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 196) ------------------- 489.514(28)715.5 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕРВЫЙ РЕБЁНОК - особенности воспитания. Рождение первенца, как правило, связано с немалыми трудностями. Это обусловлено двумя осн. моментами: во-первых, молодые матери, ухаживая за новорождённым, ощущают неуверенность и беспомощность; во-вторых, они обнаруживают некоторую нерешительность, принимают на себя новые обязанности и воспринимают перемены, связанные с ролью матери. И то, и другое опасение неизбежно сказывается на ребёнке. Одни матери живут в постоянном страхе ошибиться, сделать что-нибудь не так, и ребёнок в конце концов превращается для них в символ их неумения. Другие, напротив, уверены, что постепенно освоят всё, что нужно, и их усилия приведут к успеху благодаря любви и искренности, с которыми они заняты уходом за своим ребёнком. Ребёнок, имеющий такую мать, получит, конечно, гораздо больше возможностей перенять столь же спокойные, ровные и уверенные отношения. Однако не стоит осуждать нерешительность, которую испытывает женщина, став матерью. Ребёнок налагает новую ответственность и во мн. случаях меняет характер семейной жизни, в т.ч. лишает женщину участия в профессиональной деятельности, в общении с друзьями и т.п. В таких ситуациях большое значение имеет помощь и поддержка со стороны родных. Чем скорее после рождения ребёнка женщина почувствует себя счастливой матерью и полноправным членом общества, тем легче ей будет воспитывать своего ребёнка. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197) |
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ - система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. П. - одно из основных понятий пенитенциарной педагогики. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника. В России проблемы П. начали разрабатывать в 20-30-е гг. Ю.Б. Бехтерев, М.Н. Гернет, А.С. Макаренко, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт и др. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. - это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются общими условиями системы воспитания. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197) |
ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - психологическая концепция В. Дильтея, который предложил вместо общепризнанной дидактической триады "созерцание - мышление - действие" фундаментальную для т.н. понимающей педагогики триаду "переживание - выражение - понимание". Понимание здесь означает особое длительное целостное душевно-духовное переживание. Наилучший результат в обучении даёт сочетание обоих путей присвоения культуры индивидом. Важно сочетание подготовки к переживанию и самого переживания со становлением деятельности. Понимающая психология и педагогика разработана Э. Шпрангером, Т. Литтом, Г. Нолем. Огромную роль в ней играет рассмотрение душевных явлений в их интуитивно постигаемых смысловых связях и культурно-историческом содержании. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197) |
ПЕРЕЛЬМАН, ЯКОВ ИСИДОРОВИЧ (1882-1942) - популяризатор в области физико-математических наук, основатель жанра научно-популярной литературы, педагог. Работал в Наркомпросе РСФСР, преподавал в средних и высших учебных заведениях Петрограда и Пскова. Участвовал в составлении учебников и учебных пособий для школы ("Физическая хрестоматия", ч. 1-4, 1922-25; "Практические занятия по геометрии", 1923; "Геометрия и начатки тригонометрии", 1926, и др.). Организатор и редактор (1919) первого отечественного научно-популярного журнала "В мастерской природы" (в помощь школе), один из создателей Дома занимательной науки в Ленинграде (1934). Автор 47 научно-популярных и 40 научно-занимательных книг, оказавших влияние на юных читателей, на выбор ими своего пути в науке. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392) |
ПЕРЕПЁЛКИН, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1900-1954) - математик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), д-р физико-математических наук (1944). Преподавал в высших учебных заведениях (в 1935- 1954 в МГПИ). Участвовал в разработке учебных планов и программ по разделам геометрии для педагогических вузов и средних школ. Работы П. "Геометрические построения в средней школе" (1947), "Курс элементарной геометрии" (ч. 1-2, 1948-49), а также перевод и редакция "Элементарной геометрии" Ж. Адамара (ч. 1-2, 1948-52) имеют важное значение для подготовки студентов педагогических вузов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392) |
ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ - вид дополнительного (к ранее полученому основному профессиональному образованию соответствующего уровня) профессионвльного образования, целью которого является приобретение гражданами новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей для выполнения новых видов профессиональной деятельности или для получения новых дополнительных квалификаций в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 65) ------------------- См. также Повышение квалификации, Послевузовское образование |
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении С. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда - направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона - центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина - смена ведущих типов деятельности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ - один из возрастных периодов в онтогенезе человека. Характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и желёз. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 197) ------------------- См. также Подростковый возраст |
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, ГСП-327, ул. Сибирская, 24. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 470) ------------------- См. также Педагогические высшие учебные заведения |
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, Комсомольский просп., 29а. Профессиональное обучение. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Пермь, ГСП, ул. Букирева, 15. Психология, социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
ПЕРМЯК, ЕВГЕНИЙ АНДРЕЕВИЧ (1902-1982) - писатель. Литературные произведения для детей: сказки ("Дедушкина копилка", 1957, и др.), научно-популярные книги, пьесы, романы ("Сказка о сером волке", 1960; "Царство Тихой Лутони", 1970) и рассказы ("Тонкая струна", 1958; "Голубые белки", 1978) и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 392) |
ПЕРОВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ (1890/1891-1968) - педагог, д-р педагогических наук (1962), профессор (1963). Педагогическую деятельность начал в 1910. С 1944 в системе АПН. Разрабатывал проблемы трудовой школы и политехнического образования. Подготовил "Настольный календарь" учителя на 1941 - своеобразную энциклопедию педагогических знаний. Занимался проблемами дидактики и школоведения. В монографии "Методическое построение и язык учебника для средней школы" (1955) сформулировал дидактические требования к учебникам для средней школы. Комплексно исследовал проблему проверки знаний учащихся; результаты исследований обобщил в работах "Экзамены в советской школе" (1948), "Проверка знаний учащихся в средней школе" (1960). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393) |
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАО - В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243, 460-468) ------------------- См. также Действительные члены РАО, Почетные члены РАО, Российская академия образования (РАО), Члены-корреспонденты РАО |
ПЁРЫШКИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1902-1983) - физик-методист, член-корреспондент АПН СССР (1950). В 1931 осн. в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина (с 1960 - МГПИ) кафедру методики преподавания физики, которую возглавлял до 1975. Автор стабильных учебников по физике для средней школы (1933-85), работ по методике преподавания физики; создатель ряда оригинальных демонстрационных приборов по различным разделам курса физики. Гос. премия СССР (1978). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393) |
ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus - наихудший) - мироощущение или умонастроение, в основе которых лежат убеждения в господстве зла в мире и в человеке, неверие в установление справедливости и возможности разрешения конкретных проблем. Противоположен оптимизму. Впервые П. назвал своё учение А. Шопенгауэр, объявивший существующий мир "наихудшим из возможных", поскольку в нём царят страдания и несчастья. С позиций П. история рассматривается как неуклонный регресс, человек воспринимается как существо от природы злое, порочное или слабое, не способное в принципе устранить свои недостатки. Пессимистическое видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности и проблемы настоящего вызывают чувства постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. П. может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения. П. получает наибольшее распространение в кризисные периоды развития общества. Пессимистические настроения, как правило, не свойственны детям. Они наблюдаются в т.н. критические периоды в возрастном развитии и проходят по мере взросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру свидетельствует о нарушениях в физическом и нравственном здоровье и требует консультации с врачами, психологами и педагогами. Совершенно недопустим педагогический П. Учитель, мрачно воспринимающий действительность и сомневающийся в успехе своего воспитательного воздействия на личность ребёнка, может нанести значительный урон воспитанию. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 199) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПЕСТЕЛЬ, ВЕРА ЕФРЕМОВНА (1887-1952) - художник-живописец, педагог. В 1920-30 преподавала в созданной А.В. Бакушинским школе "Детское творчество" (Москва). Сторонник свободного воспитания. Выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. По П., осн. задача педагога - дать как можно шире выявиться способности ребёнка к самовыражению. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразительному искусству для школ I и II ступени (1925-26), в основу которой было положено "искусство самого ребёнка". (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393) |
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - С.-Петербург, Московский просп., 9. Психология. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
ПЕТЕРСЕН (PETERSEN), ПЕТЕР (1884-1952) - немецкий педагог. Преподавал в средних школах, в Гамбургском университете. С 1923 работал в Йенском университете, где, в частности, руководил педагогической семинарией, осн. в 1844 К. Стоем, и образцовой школой. Педагогическая семинария по инициативе П. в 1924 была преобразована в Научно-воспитательное заведение, к которому впоследствии были присоединены несколько дошкольных учреждений, объединённых в центр исследований дошкольника. Здесь апробировались новые формы обучения и воспитания, названные П. Йена-планом. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393) ------------------- См. также Йена-план |
ПЕТЕРСОН, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1844-1919) - публицист, педагог. По приглашению Л.Н. Толстого в 1862 преподавал в Головлинской и Плехановской народных школах. Так же, как и Толстой, считал, что в основе образования должен быть принцип "совершенной свободы детей". В 1864 познакомился и сблизился с Н.Ф. Фёдоровым, стал его учеником и последователем. Особое значение для П. имела гл. идея Фёдорова - преодолеть противоречие между научным знанием и религиозной верой, между духовным и светским образованием. С 1869 служил по судебной части. В 1870-91 секретарь съезда мировых судей в Керенске. Выступил с рядом инициатив в области школьного дела. Создал в Керенске своего рода "образовательный комплекс" (храм, школа, библиотека, больница, метеорологическая станция), в котором стремился воплотить мысли Фёдорова о цельном образовании, неотделимом от молитвы, труда и исследования. С 1891 назначался на различные судебные должности в Мокшанске, Воронеже, Ашхабаде, Верном. Постоянно публиковал статьи по вопросам народного образования, связывая их с проблемой духовной миссии России в Азии. Предлагал перестроить всю систему начального, среднего и высшего образования. С недостатками образовательной системы, приучающей лишь к теоретическому знанию и не открывающей смысла жизни, П. связывал гл. общественные и государственные беды России. В 1912 переехал в г. Зарайск Рязанской губернии. Одна из последних статей П. "Как создать национальную школу?" опубликована в "Миссионерском сборнике" (1916). (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393) |
ПЁТР I ВЕЛИКИЙ (1672-1725) - русский царь (с 1682), первый рос. император (1721). Значительное влияние на формирование взглядов П. I в сфере образования оказала западноевропейская культура. В реформировании отечественной школы участвовали И.Т. Посошков, Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев и др. Вместо традиционного домашнего воспитания вводилась система государственного образования. Возникли учебные заведения профессионального типа: Школа математических и навигацких наук (1701), инженерные (Москва, 1703; С.-Петербург, 1703), артиллерийская, хирургическая (1707) школы, горнозаводские школы (с 1716), горные училища, гарнизонные (с 1698) и адмиралтейские школы (с 1719; для детей солдат и матросов), а также общедоступные цифирные школы (1714) начальной ступени. В 1725 осн. Академия наук. Усилился сословный принцип образования, средние и высшие школы предназначались в основном для детей дворян. Преобразовывалась деятельность епархиальных школ и духовных семинарий. Были созданы архиерейские школы, деятельность которых определялась "Духовным регламентом" (1721). Обучение велось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука; введены латинские и греческие шрифты для будущих переводчиков. Использовались различные отечественные и зарубежные учебные пособия. Деятельность П. I способствовала созданию национальной системы образования. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 393-394) |
ПЕТРОВСКАЯ, ЛАРИСА АНДРЕЕВНА (р. 1937) - д-р психологических наук (1986), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор МГУ. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ПЕТРОВСКИЙ, АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1924) - д-р психологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1971; Отделение психологии и возрастной физиологии), вице-президент (1976-79) и президент РАО (1992-97), консультант ректората Университета РАО. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ПЕТРОВСКИЙ, ВАДИМ АРТУРОВИЧ (р. 1950) - д-р психологических наук (1994), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467) ------------------- См. также Российская академия образования (РАО) |
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Карелия, Петрозаводск, просп. Ленина, 33. Социальная работа. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473) ------------------- См. также Университеты |
ПЕТРУШКА - издательство, ООО, Москва. Детская, юношеская, образовательная и развивающая литература. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479) ------------------- См. также Издательства РФ |
ПЕТЯЕВ, ИВАН МАТВЕЕВИЧ (1861-1930) - педагог-методист начального обучения, организатор народного образования в Поволжье. С 1880 преподавал в начальных народных училищах Симбирской губернии и Симбирска. В 1897 переехал в Казань; с 1901 преподавал в Казанской татарской учительской школе. В 1909 за сочувствие революционному движению учащихся был выслан в Ардатов, где в течение 14 лет исполнял обязанности инспектора начальных народных училищ. Содействовал открытию школ для мордовских детей, а также женской гимназии с педагогическим классом. В 1918 создал Ардатовскую политехническую семинарию, преобразованную позднее в педагогический техникум (до 1924 его заведующий). В ряде статей выступил с анализом тенденций в методике преподавания начального курса арифметики, обобщил многолетний опыт обучения русскому языку нерусских учащихся. Разрабатывал систему подготовки педагогов в учительских семинариях и школах. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394) |
ПЕХЛЕЦКИЙ, ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ (1938-2001) - доктор педагогических наук, профессор Пермского государственного педагогического университета. Труды по профессиональной математической и педагогической подготовке специалистов в вузах. (Проблемы вузовской педагогической и математической подготовки специалиста. - Пермь, 2004. С. 6-29) |
ПЕШКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ (1878-1933) - языковед, методист по русскому языку. Преподавал в различных вузах; профессор 1-го МГУ, Высшего литературно-художественного института им. В.Я. Брюсова, 2-го МГУ. Труды по синтаксису, стилистике, методике русского языка. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ - улучшение результатов умственной деятельности вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Данное явление открыто в 1968 американскими исследователями Р. Розенталем и Л. Якобсон, которые осуществили в нескольких школах оригинальный эксперимент: провели тестирование умственных способностей учеников и сообщили педагогам результаты. В частности, учителям были названы несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями; предполагалось, что вскоре их достижения должны заметно улучшиться. При этом педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведённое через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития этих детей. Это позволило сделать вывод: ожидая от ребёнка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует развитие ученика. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 199) |