Наши партнеры

Галогеновые лампы h1 самая лучшая

Педагогический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РИВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РИВ")

РАБЛЕ (RABELAIS), ФРАНСУА

РАБЛЕ (RABELAIS), ФРАНСУА (ок. 1494- 1553) - французский писатель-гуманист. С 1527 вёл жизнь странствующего учёного; изучал древние языки, археологию, медицину и др. С 1537 д-р медицины. С 1551 священник в Мёдоне (близ Парижа). Р. - автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" (кн. 1-5, 1532-64; полный рус. пер. 1973), представляющего собой своеобразную энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В романе Р. представил в гротесково-сатирической форме средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания "свободного и благонравного человека" ренессансной эпохи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

РАБОТНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

РАБОТНИКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - В высших учебных заведениях работает научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал. К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ - рабфаки, общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить среднее образование. Создание Р.ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому составу и задачами формирования интеллигенции из рабочих и крестьян. Декретом СНК от 1918 рабочим и крестьянам было предоставлено право поступать в любое высшее учебное заведение без документа о среднем образовании. Но уровень общеобразовательной подготовки мн. студентов оказался недостаточным для продолжения учения. В 1919 было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений подготовительных курсов, из которых выросли Р.ф. Первые Р.ф. возникли в 1919 при Коммерческом институте (ныне Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова) и других вузах Москвы. Система Р.ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР "О рабочих факультетах" от 17 сентября 1920. Во 2-й половине 30-х гг. в связи с развитием в стране среднего образования Р.ф. утратили своё значение и были упразднены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

РАВЕНСТВО

РАВЕНСТВО - характеристика отношений между людьми как обладателями одинаковых материальных, социальных и духовных благ. Представление о Р. - одна из ключевых социально-нравственных идей, которая исторически возникает как альтернатива социальной обособленности людей, их фактическому экономическому и политическому неравенству.

В либеральных теориях Р. связывается с одинаковым статусом граждан перед законом и равенством стартовых возможностей. Социал-демократические концепции трактуют Р. как равенство граждан перед законом и право всех граждан на определённый, гарантируемый государством фиксированный минимум социальных благ. Согласно коммунистической доктрине, Р. означает равное необладание гражданами частной собственностью и получение ими материальных и социальных благ в соответствии с трудовым вкладом каждого в сфере общественного (регулируемого государством) производства.

Исторический и социальный опыт показывает, что в действительности возможно лишь правовое Р., в сфере же материального производства оно утопично, т.к. люди неравны в физическом, психическом и духовном отношении.

Наиболее адекватным воплощением Р. является золотое правило нравственности, из которого вытекает Р. людей как моральных личностей: "все равны перед Богом и вежливостью". Моральное Р. получает нормативное выражение в альтруизме, сострадании и милосердии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231-232)

РАВКИН, ЗАХАР ИЛЬИЧ

РАВКИН, ЗАХАР ИЛЬИЧ (р. 1918) - д-р педагогических наук и профессор (1966), децствительный член РАО (2000; член-корреспондент с 1985; Отделение философии образования и теоретической педагогики), с 1995 гл. научный сотрудник, руководитель группы методологии историко-педагогических исследований Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РАГГ (RUGG), ХАРОЛД ОРДУЭЙ

РАГГ (RUGG), ХАРОЛД ОРДУЭЙ (1886-1960) - американский педагог, представитель прогрессивизма, д-р философии (1915). С 1920 профессор педагогики в Учительском колледже Колумбийского университета. Автор широко распространённых учебников (конец 20-х - начало 30-х гг.), в которых стремился объективно осветить вопросы истории США и современной американской действительности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398)

РАДИОВЕЩАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749-1802) - просветитель, писатель, философ. Учился в Пажеском корпусе, Лейпцигском университете. Мировоззрение Р. формировалось под влиянием идей французских энциклопедистов и русских просветителей (М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова). К вопросам педагогики Р. подошёл с позиций естественно-научного материализма 18 в., использовал данные психологии. Утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействия внешней среды (природной и социальной) на протяжении жизни нескольких поколений. Педагогическая концепция Р., изложенная в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790; главы "Крестьцы", "Подберезье"), ориентирована на подготовку полезных членов общества, обладающих "нравственными и гражданскими добродетелями". Противник авторитарного воспитания, Р. вслед за Ж.Ж. Руссо выдвинул идею свободного развития ребёнка в условиях семьи. Родители призваны направлять интересы и склонности ребёнка, не прибегая к принуждению, тогда их союз будет основан не на родительской власти, а на естественной привязанности и дружбе. Соприкосновение со светской жизнью признавал чрезвычайно вредным для юношества. Фундаментом любого образования считал родной язык; придавал совершенному владению языком исключительно важное значение для духовного развития личности. Полное осуществление своей педагогической программы Р. представлял только в отдалённом будущем, т.к. просвещённым может быть только свободное общество, законы которого не вступают в противоречие с общечеловеческой моралью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 398-399)

РАДЛИНЬСКАЯ (RADLINSKA), ХЕЛЕНА

РАДЛИНЬСКАЯ (RADLINSKA), ХЕЛЕНА (псевдоним - Орша) - (1876-1954)

- польский педагог и общественный деятель. С 1925 преподавала в Свободном польском университете. Автор исследований в области общественной педагогики, в которой она выделяла историю просветительской работы, теорию образования взрослых и самообразование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАДНАЕВ, ЭРХИТО РАДНАЕВИЧ

РАДНАЕВ, ЭРХИТО РАДНАЕВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1983), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1993; Отделение базового профессионального образования), декан факультета бурятской филологии Бурятского государственного педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РАДХАКРИШНАН, САРВАПАЛЛИ

РАДХАКРИШНАН, САРВАПАЛЛИ (1888-1975) - индийский государственный и общественный деятель, педагог и философ. Автор философской системы "вечной религии", исходным положением которой стал тезис о том, что религия принадлежит к общечеловеческим ценностям и выступает определяющим фактором развития общества. В работах, посвящённых проблемам образования, разработал ряд концептуальных положений, которые предопределили характер современных индийских образовательных реформ в стране. Под руководством Р. была осуществлена образовательная реформа 60-70-х гг. День рождения Р. (5 сентября) с 1964 отмечается в Индии как День учителя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

РАЕВСКИЙ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1835-1898) - педагог, методист-естественник. Преподавал в 5-й гимназии С.-Петербурга и Смольном институте. Директор реального училища в Пскове (создал в училище ботанический сад), лесного института, учительского института в Оренбурге, Московского учительского института, 2-го реального училища в С.-Петербурге и др. Один из первых педагогов-естественников, развивавших у учащихся исследовательские интересы (среди его учеников профессора ботаники И.П. Бородин, Я.Х. Гоби и др.). Учебники: "Приготовительный курс ботаники" (10 изд., 1887), "Краткий учебник географии" (2 изд., 1885), "Систематический курс ботаники" (5 изд., 1887), "Физическое землеведение" (т. 1-2, 1889-92) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЕ

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЕ - 1. процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон (см. Движения произвольные). Проявляется в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Р.м. зависит от наследственности, социально-бытовых условий, организации физического воспитания, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей.

2. Уровень развития двигательных качеств и двигательных навыков, достигнутый к определённому возрасту. Сопоставление с возрастно-половыми нормативами позволяет судить об ускоренном или замедленном Р.м.

Вместе с развитием физическим является важным критерием биологического возраста. Р.м. необходимо учитывать при приёме в общеобразовательную школу, т.к. его замедление может стать одной из объективных причин возникновения трудностей в обучении.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 233-234)

-------------------

См. также Движения произвольные

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ - см. Речь

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ - 1. процесс морфофункциональных преобразований организма ребёнка по мере его роста и развития, проявляющийся в изменении размеров и пропорций тела. На динамику Р.ф. оказывают влияние генетические и средовые факторы, в т.ч. состояние здоровья, условия быта, питание, режим дня и направленность физического воспитания.

2. Количественная мера достигнутого к тому или иному возрасту уровня морфофункционального созревания организма по сравнению с возрастно-половым нормативом. В комплексе с другими показателями применяется для оценки состояния здоровья.

Уровень Р.ф. характеризуется антропометрическими (масса и длина тела, окружность грудной клетки, талии, кожно-жировые складки и т.п.), физиометрическими (жизненная ёмкость лёгких, сила кисти) и иными стандартизованными показателями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 234)

-------------------

См. также Ранний детский возраст

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ - см. Расторжение брака

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - мальчиков и девочек в учебно-воспитательных учреждениях (школах, пансионах, гимназиях и др.), предназначенных для учащихся только одного пола. В России обучение было раздельным во всех средних учебных заведениях, кроме коммерческих училищ и некоторых частных учебных заведений. Объём знаний и права, дававшиеся окончившим женские учебные заведения, были меньшими по сравнению с мужскими. В РСФСР раздельное обучение существовало в 1943-54; было введено во время Великой Отечественной войны в 7-летних и других школах столиц союзных республик и в крупных городах и промышленных центрах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 234)

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДЫМАЛИН, ИВАН ФЁДОРОВИЧ

РАЗДЫМАЛИН, ИВАН ФЁДОРОВИЧ (р. 1924) - д-р педагогических наук (1988), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), учитель Костенской средней школы Воронежской области.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РАЗУМ И РАССУДОК

РАЗУМ И РАССУДОК - соотносительные понятия философии. Разум означает ум, способность понимания, осмысления. В ряде философских учений разум - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей. У И. Канта рассудок - способность образования понятий, суждений и правил, а разум - источник метафизических идей.

Диалектика разума и рассудка развита Г. Гегелем. Гегель рассматривал рассудок как способность к абстрактно-аналитическому расчленению, которая является предварительным условием высшего, "разумного", конкретно-диалектического понимания.

Эмпирический по своей природе рассудок просветляется только благодаря теоретическому в своей сущности разуму, призванному снабжать рассудок принципами правильного действия. Вот почему так важно присутствие во всем содержании образования философии как науки о научном познании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 234-235)

РАЗУМОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

РАЗУМОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1973), профессор (1976), действительный член РАО (1982; Отделение общего среднего образования), в 1981-89 академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик, в 1989-91 вице-президент АПН СССР. В 1966-92 гл. редактор журнала "Физика в школе". Гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РАЙКОВ, БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ

РАЙКОВ, БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ (1880-1966) - методист-биолог, действительный член АПН РСФСР (1945), д-р педагогических наук (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1961). В 1905-13 преподавал в Лесном коммерческом училище; с 1913 в Петербургском психоневрологическом институте. В 1922-30 и с 1945 зав. кафедрой методики естествознания ЛГПИ им. А.И. Герцена. Автор учебников, учебных пособий, методических руководств по преподаванию естествознания, методике проведения экскурсий в средней школе, работ по истории естествознания.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.399)

РАЙНЕРИ (RAINERI), ДЖОВАННИ АНТОНИО

РАЙНЕРИ (RAINERI), ДЖОВАННИ АНТОНИО (1810-1867) - итальянский педагог. В 1832 принял духовное звание. С 1847 профессор и руководитель Высшей школы методики Туринского университета, с 1857 там же член Высшего совета по делам воспитания и обучения. Участвовал в разработке школьного закона 1848. Р. - один из наиболее известных представителей католической педагогики периода национального объединения Италии. Автор трудов по общей педагогике и методике обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАЙНИС (RAINIS), ЯН

РАЙНИС (RAINIS), ЯН (псевдоним; настоящие имя и фамилия Янис Плиекшанс) - (1865-1929)

- латышский писатель, общественный деятель. С 90-х гг. 19 в. идеолог движения латышской демократической интеллигенции. В 1926-28 министр просвещения Латвии, руководитель (с 1926) Общества культурных связей с Советской Россией. В трактате "Человек будущего" (1897-98) наметил воспитательную программу, исходившую из гуманистических общественных ценностей и идеала труженика. Один из составителей программы для народной школы, принятой на 1-м съезде учителей Латвии (1905). Создал комиссию по школьной реформе, цель которой видел в преемственности всех ступеней образования. Содействовал открытию школ для проживающих в Латвии поляков, русских, белорусов, евреев с преподаванием на родном языке. В 1927 организовал первую в Латвии среднюю школу для рабочих.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАМЗАЕВА, ТАМАРА ГРИГОРЬЕВНА

РАМЗАЕВА, ТАМАРА ГРИГОРЬЕВНА (р. 1928) - д-р педагогических наук (1975), профессор (1976), действительный член РАО (1996; Отделение общего среднего образования), профессор РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РАМУЛЬ (RAMUL), КОНСТАНТИН

РАМУЛЬ (RAMUL), КОНСТАНТИН (1879-1975) - эстонский психолог, д-р педагогических наук (1939), заслуженный деятель науки Эстонской ССР (1964). Работал учителем и директором в средних школах. С 1919 преподавал в Тартуском университете (с 1928 профессор). Положил начало экспериментальной психологии в Эстонии. Разрабатывал методику преподавания психологии в средней школе, проблемы истории психологии и др. Председатель Эстонского отделения общества психологов СССР (с 1960).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАНДОМИЗАЦИЯ

РАНДОМИЗАЦИЯ - статистический прием, при котором решение принимается случайным образом.

(Казаринов А.С., Хорошева Т.Б. Региональная адаптация образовательного стандарта. - Глазов, 2003. С. 130)

РАННИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАО

РАО - см. Российская академия образования (РАО)

РАСКАЯНИЕ

РАСКАЯНИЕ - признание человеком собственной вины, осуждением им своих проступков. Р. тесно связано с проявлением совести, чувств стыда и вины и в этом смысле выполняет роль нравственной самооценки личности. Р. может выступать в форме публичного признания собственной виновности и готовности понести наказание, в выражении сожалений по поводу содеянного и др. Христианская этика придаёт большое значение исповеди как форме Р. В современном обществе Р. играет существенную роль в нравственном самоочищении и самоусовершенствовании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 235)

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - течение в социологии во 2-й половине 19 - начале 20 вв. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Теоретики Р.-а.ш. переносили на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривали общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы "высших" и "низших" рас и классов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 235)

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ - план школьных занятий учащихся в течение недели.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 129)

-------------------

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. С .207)

РАССАДИН, СТАНИСЛАВ БОРИСОВИЧ

РАССАДИН, СТАНИСЛАВ БОРИСОВИЧ (р. 1935) - критик, литературовед. Труды (совместно с Б.М. Сарновым) в жанре популярного литературоведения для детей (книга "В стране литературных героев", 1979).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАССЕЛ (RUSSEL), БЕРТРАН

РАССЕЛ (RUSSEL), БЕРТРАН (1879-1970) - английский философ, логик, математик, общественный деятель. Член Лондонского королевского общества (с 1908). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). Преподавал во мн. университетах Великобритании и США. Один из инициаторов Пагуошского движения учёных.

Взгляды на воспитание и конкретные задачи педагогики изложены Р. в книгах "О воспитании, особенно в раннем возрасте" (1926), "Воспитание и общественный строй" (1932).В целях реализации своих воспитательных идей осн. (1927) совместно с женой школу в Бикон-Хилле. В основе его педагогической концепции лежит неприятие авторитарной системы воспитания с её принуждающим воздействием на личность. Был сторонником свободного воспитания. Уделял значительное внимание общему характеру и содержанию школьного образования. Исключал раннюю специализацию и узкий утилитаризм преподавания из учебных задач школы. Считал возможной дифференциацию обучения на средней ступени школьного обучения. Противник шовинизма, вооружённых конфликтов между народами, Р. видел источник межнациональной вражды в "доктринёрском" гражданском воспитании. Призывал к политико-идеологическому нейтралитету школы и отказу от политической социализации учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАССУДОК

РАССУДОК - см. Разум и рассудок

РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ - мыслительный процесс, направленный на обоснование к.-л. положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Мышление принимает форму Р. обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность к.-л. суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения. Р. осуществляется в форме суждений и умозаключений: дедуктивных (см. Дедукция), индуктивных (см. Индукция), гипотетических (см. Гипотеза), по аналогии. Важную роль в Р. выполняют мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. В процессе обучения Р. развиваются и совершенствуются, их структура меняется; постепенно развернутое, громоздкое Р. (свойственное младшим школьникам) становится более сжатым.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 236)

-------------------

См. также Гипотеза, Дедукция, Индукция

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА - развод (правовые аспекты в отношении детей). Р.б. производится в органах ЗАГС или в судебном порядке. Согласно Семейному кодексу РФ, в целях лучшего обеспечения имущественных интересов матери и ребёнка муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о Р.б. во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка. Брак расторгается в органах ЗАГС при взаимном согласии супругов, не имеющих общих (включая усыновлённых) детей. Наличие иных несовершеннолетних детей, например, от предыдущих браков, не лишает супругов права на Р.б. в органах ЗАГС. Р.б. также происходит в органах ЗАГС по заявлению одного из супругов независимо от наличия общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, либо недееспособным, либо осуждён за совершение преступлений к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

В судебном порядке Р.б. производится при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на Р.б. При Р.б. суд обязан определить, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на общих детей. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем будут проживать дети, о порядке выплаты средств на содержание детей. Брак, расторгаемый в органах ЗАГС, считается прекращённым со дня государственной регистрации Р.б. в книге регистрации актов гражданского состояния, при Р.б. в судебном порядке - со дня вступления в силу соответствующего решения суда.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 236)

-------------------

См. также Авторитарное воспитание, Семейное право, Семейный кодекс, Семья

РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАТКЕ, ВОЛЬФГАНГ

РАТКЕ, ВОЛЬФГАНГ (Ratke; латинизированная форма фамилии - Ратихий) - (1571-1635)

- немецкий педагог, один из основоположников дидактики. Сторонник природосообразного воспитания. Большинство правил обучения, сформулированных Р., близки к дидактическим принципам обучения Я.А. Коменского, которые тот выдвинул и обосновал почти одновременно с Р. Один из первых поборников звукового способа обучения грамоте на родном языке. Автор учебников и хрестоматий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАУ, НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РАУ, НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1870-1947) - сурдопедагог. Преподавала (1925-1947) на дефектологическом факультете 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В.И. Ленина). Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. В течение 40 лет осуществляла методическое руководство дошкольными учреждениями, вела консультационную работу с родителями глухих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАУ, ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ

РАУ, ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ (1868-1957) - дефектолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название - Московский институт глухонемых). В 1925-48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В.И. Ленина). Организатор съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Один из организаторов высшего дефектологического образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399)

РАУ, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

РАУ, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (1910-1977) - дефектолог, сурдопедагог, д-р педагогических наук (1960). Сын Ф.А. Рау и Н.А. Рау. С 1933 работал в Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (с 1943 НИИ дефектологии, ныне Институт коррекционной педагогики). Исследования в области обучения глухих словесной речи. Разработал (совместно с Н.Ф. Слезиной) концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 399-400)

РАХИМОВ, АХМЕТ ЗАКИЕВИЧ

РАХИМОВ, АХМЕТ ЗАКИЕВИЧ - доктор психологических наук Республики Башкортостан, профессор, академик Международной Академии Психологических наук, академик Международной Академии педагогического образования (с 2000 г.), академик Академии Акмеологических наук (с 2003 г.), известен как создатель четырех новых направлений в психолого-педагогической науке: ПСИХОДИДАКТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ, НРАВОЛОГИЯ. Эти понятия-неологизмы в науку и практику вошли благодаря усилиям А.З. Рахимова.

(Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С .3-10)

-------------------

См. также Нравология, Педагогическая акмеология, Педагогическая технология, Психодидактика

РАХМАНОВ, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

РАХМАНОВ, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1906-1980) - филолог, методист в области преподавания иностранных языков, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), член-корреспондент АПН СССР (1968). С 1938 преподавал в Московском педагогическом институте иностранных языков; в 1944-54 зав. сектором в НИИ методов обучения АПН. Один из основоположников отечественной общей и частной методики преподавания иностранного языка. Автор программ и учебников немецкого языка для средней школы (1938, 17 изданий) и вузов (1937, 4 издания). Соавтор и редактор учебных словарей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РАЧИНСКИЙ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РАЧИНСКИЙ, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1833-1902) - педагог-просветитель, деятель народного образования. Окончил Московский университет (1853), в 1859 первым возглавил в нём кафедру физиологии растений (профессор ботаники, 1866). Публиковал труды, пропагандировавшие учение Ч. Дарвина, занимался переводами; впервые перевёл на русский язык труд "О происхождении видов" (1864) Дарвина.

На протяжении своей деятельности построил св. 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. С 1885 инспектор народных школ и попечитель женских училищ в Смоленской губернии. Составил проект всеобщего народного образования, принятый за основу школьного строительства в Смоленской губернии. Р. пытался создать тип русской национальной школы. В программы обучения входило изучение церковно-славянского и (параллельно) русского языков, Закона Божьего, церковное пение, чтение русских писателей и некоторых зарубежных классиков, необходимый в крестьянском быту минимум общеобразовательных знаний, черчение, музыка и рисование. Занятия продолжались в течение дня, чередуясь с физическим трудом, прогулками и отдыхом. Весь уклад жизни школы приближался к семейному. Одарённые ученики получали стипендию за счёт личных средств Р. Школа Р. стала лабораторией школьного образования; для обмена опытом в неё приезжали учителя со всей России. Татевская средняя школа работает в настоящее время, при ней создан музей Р. Опыт работы своих школ Р. обобщил в книге "Сельская школа", по выходе которой в 1891 был избран ч.-к. АН по отделению русской словесности. Материалы, рассказывающие о достижениях этих школ, были представлены на Всерос. промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Всемирной парижской выставке (1900); по их образцу были созданы мн. школы в России и две школы-интерната в Англии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РАШ (RUSH), БЕНДЖАМИН

РАШ (RUSH), БЕНДЖАМИН (1746-1813) - американский просветитель, общественный деятель, физиолог и психиатр. Известен как "отец американской психиатрии". Профессор Колледжа г. Филадельфия (с 1769), Университета штата Пенсильвания (с 1789). Один из организаторов Пенсильванского общества содействия отмене рабства (1774, президент с 1803). Его работа "Влияние физических причин на моральную способность" (1786) - первый психологический труд на Американском континенте. Автор св. 100 работ по вопросам медицины, философии и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕАБИЛИТАЦИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от позднелат. rehabilitatio - восстановление) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических и психических функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, а также лиц, пострадавших во время социальных потрясений (войн, природных бедствий и пр.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 236)

-------------------

См. также Виктимология

РЕАКТОЛОГИЯ

РЕАКТОЛОГИЯ - психологическая концепция, трактовавшая психологию как "науку о поведении" живых существ. Выдвинута в 1921 К.Н. Корниловым. Центральное понятие Р. - реакция, которую автор определял широко - как осн. форму всякого жизненного проявления, поведения организма в ходе взаимодействия с окружающей средой. В экспериментально-методическом плане Р. находилась целиком в русле традиционных исследований реакций (В. Вундт, Э. Титченер, Г.И. Челпанов и др.). Корниловым был сформулирован принцип однополюсной траты энергии, в соответствии с которым мыслительная деятельность и внешнее проявление движений находятся в обратном отношении друг к другу: чем более усложняется мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения. Энергетические взгляды Корнилова на психику во многом совпадали со взглядами В.М. Бехтерева. В 1923-30 Р. определяла программу работы Психологического института (его директором в эти годы был Корнилов). В 1931 Р. прекратила свое существование. Узкая эмпирическая база, декларативный характер теоретических обобщений, а также резко усилившийся в СССР в конце 20-х гг. процесс идеологизации науки не позволили Корнилову последовательно сформулировать и до конца развить реактологические идеи, тем более - доказать обоснованность и оригинальность большинства из них.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 236)

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

РЕАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - см. Реальное образование

РЕАН, АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЕАН, АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1957) - д-р педагогических наук (1992), профессор (1994), член-корреспондент РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

РЕВЯКИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

РЕВЯКИН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1900-1983) - литературовед, педагог, д-р филологических наук, профессор (1932), заслуженный деятель науки РСФСР. В 1930-60 преподавал в городском педагогическом институте им. В.П. Потёмкина, в 1960-83 - в МГПИ. Педагогический опыт Р. обобщён в ряде книг (в т.ч. "Проблемы изучения и преподавания литературы", 1972). Итоговая работа Р. - "История русской литературы XIX века. Первая половина" (1977).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - система образования в данном регионе.

(Казаринов А.С., Хорошева Т.Б. Региональная адаптация образовательного стандарта. - Глазов, 2003. С. 130)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Курск, ул. Радищева, 33. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

РЕДДИ (REDDIE), СЕСИЛ

РЕДДИ (REDDIE), СЕСИЛ (1858-1932) - английский педагог, приверженец теории нового воспитания, основоположник т.н. новых школ, в которых реализовывались принципы этого педагогического направления. В 1888 разработал совместно с Э. Карпентером проект новой школы, а в 1889 открыл школу-интернат для мальчиков Абботсхолм (близ Рочестера), директором которой был до 1927. Принципы организации школы Р. изложил в книге "Абботсхолм" (1900).

Основанием педагогических взглядов Р. служило представление о разумном образовании как гл. средстве переустройства общества. Цель Р. состояла в воспитании общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации в новых социально-экономических условиях. В центр педагогической работы Р. поставил интересы ребёнка, развитие его индивидуальных способностей, его потребность в деятельности и творчестве. Весь уклад школьной жизни был подчинён воспитанию характера ребёнка.

Идеи Р. завоевали широкое признание. Его последователями стали: в Великобритании - Дж. Бэдли, создатель Бидельской школы; в Германии - Г. Литц, во Франции - Э. Демолен и др. В России под его влиянием были созданы "новые школы" (например, школа Левицкой в Царском Селе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕДКИН, ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ

РЕДКИН, ПЁТР ГРИГОРЬЕВИЧ (1808-1891) - юрист, философ, педагог и общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1890). В 1835-48 профессор в Московском университете. В 1863-78 профессор в Петербургском университете (в 1873-76 ректор). Участвовал в основании и печатался в педагогических журналах. Выступал как популяризатор сочинений прогрессивных европейских педагогов (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ф. Фребель и др.), стремился применить их идеи к отечественной школе. Один из первых в России обратил внимание педагогов на необходимость разработки педагогики как научной дисциплины. Автор историко-педагогических обзоров (Германия, Франция).

В 1843-46 под редакцией Р. выходил детский и педагогический журнал "Библиотека для воспитания", в 1847- 1849 Р. - издатель этого журнала (под названием "Новая библиотека для воспитания"). Р. принадлежит идея создания первого в России Петербургского педагогического общества, первым председателем которого он был (1859-74). Один из инициаторов и первый председатель Петербургского Фребелевского общества (1871).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕЖИМ ДНЯ( ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЖИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РЕЖИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса. Предусматривает распределение учебной и внеклассной деятельности в течение учебного года, недели, дня с учётом возрастных групп учащихся, организационной структуры и специфики образовательного учреждения.

В Рос. Федерации Р.о.у. строится на основе учебного плана, разрабатываемого образовательным учреждением самостоятельно с ориентацией на примерный и общий учебный план. Учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимых норм, согласованных с органами здравоохранения. Р.о.у. учитывает нормативные сроки освоения учащимися программ различного уровня общего образования (начального - 3-4 года; основного - 5 лет и полного среднего 2-3 года), а также дополнительных программ. Продолжительность учебного года в 1-х классах школы - 30 недель, во 2-10-х классах - 34 недели, каникул - не менее 30 дней в течение учебного года (для первоклассников устраиваются дополнительные недельные каникулы) и не менее 8 недель летом. Режим учебного дня и недели определяется расписанием учебных занятий, в котором указана последовательность преподавания учебных предметов.

Расписание составляется с учётом психолого-педагогических и гигиенических требований к образовательному процессу, особенностей умственного труда учащихся различных возрастов, динамики их работоспособности, а также специфики состава учащихся, пожеланий педагогов и пр. В соответствии с расписанием уроков составляются графики контрольных и лабораторных работ, консультаций, а также факультативных занятий, кружков и других внеклассных мероприятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 237)

РЕЗЕНЕР, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

РЕЗЕНЕР, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (1825-1881) - педагог. Один из первых теоретиков и популяризаторов свободного воспитания. В 1860-66 руководил Василеостровским бесплатным училищем для бедных детей в С.-Петербурге. Приобщил учителей к изучению истории педагогики и опыта работы других школ, знакомил с достижениями европейской педагогики. В основу работы училища были положены принципы гуманистической педагогики. Р. и другими учителями были созданы учебные книги, методические руководства, педагогические труды, в т.ч. "Букварь" (1876, совместно с Е.С. Волковым), "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу" (1869) и др. В 1871-73 директор ремесленного приюта, деятельность Р. в котором, по свидетельству В.П. Острогорского, "доходила до самоотвержения": он жил неразлучно с воспитанниками, был для них одновременно учителем, воспитателем, товарищем; на свои средства покупал детям книги, игрушки и пр. Оставив работу в приюте из-за отсутствия официальной поддержки его системы воспитания, занимался литературным трудом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕЗНИКОВ, ЛЕОНИД (ЕЛИАЗАР) ИСААКОВИЧ

РЕЗНИКОВ, ЛЕОНИД (ЕЛИАЗАР) ИСААКОВИЧ (1909-1976) - методист-физик. С 1940 работал в НИИ методов обучения АПН. Инициатор и участник подготовки 4-томной "Методики преподавания физики в средней школе" (1958-63). Выдвинутая им концепция содержания школьного физического образования отражена в программах и учебниках для средней школы (издаются с 1968). Р. ввёл графический метод в преподавание физики и разработал новый подход в изложении оптики и атомной физики в школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400)

РЕЙН (REIN), ВИЛЬГЕЛЬМ

РЕЙН (REIN), ВИЛЬГЕЛЬМ (1847-1929) - немецкий педагог. В 1885 стал преемником К.Ф. Стоя на кафедре педагогики Йенского университета, которая в период деятельности Р. (до 1923) стала одним из центров педагогических исследований в Германии. Пропагандировал идею единой школы. Стремился согласовать идеи И.Ф. Гербарта с новыми направлениями в педагогике. Подробно разработав идею ступеней обучения, Р. предложил (вместо 4 гербартовских) систему из 5 ступеней: "подготовка", "изложение", "понимание", "обобщение", "применение". По принципам Гербарта разработал целостную методику учебного процесса в народных школах Германии. В конце 70-х гг. создал (в соавторстве) серию из 8 пособий, в которых проанализированы практические вопросы обучения по всему курсу 8-летней народной школы, включая поурочные разработки. Р. - автор курса педагогики в 3 тт.; под его редакцией издан "Энциклопедический справочник по педагогике" в 10 тт. (1903-11).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 400-401)

РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА (от лат. reclamare - выкрикивать) - информация о товарах, их потребительских свойствах, различных видах услуг, об оказывающих эти услуги учреждениях, организациях, предприятиях и т.п., предоставляемая с целью оповещения потребителя и создания спроса на эти товары, услуги.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131-132)

РЕЛАКСАЦИЯ

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релаксация может быть:

1. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну);

2. произвольной, наступающей в результате специальных усилий, например, аутогенной терапии.

Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 129)

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕНЕССАНС

РЕНЕССАНС - см. Возрождение

РЕПКИН, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

РЕПКИН, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1927) - психолог, педагог, лингвист. В 1963-83 возглавлял лабораторию учебной деятельности в школе № 17 (г. Харьков), затем до 1987 заведовал кафедрой русского языка в Харьковском институте коммунального хозяйства. С 1989 руководитель научно-методического центра "Развивающее обучение". Один из создателей психолого- дидактической системы развивающего обучения. В рамках теории учебного целеполагания разработал учебный курс русского языка и соответствующие книги для начальной и средней школы, в т.ч. "Букварь", "Букварёнок", учебники для 1-3-х, 5-6-х и 8-го классов (1988- 1994). Осуществил внедрение экспериментальной системы развивающего обучения в практику массовой школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД( ОБУЧЕНИЯ)

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД( ОБУЧЕНИЯ) (от франц. reproduction - воспроизведение) - способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения.

Определённую роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение.

Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239)

-------------------

См. также Полного усвоения система

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, сообщение об итогах изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературных и других источников. Как правило, Р. имеет научно-информационное назначение. Р., содержащий помимо исчерпывающего научно-объективного освещения темы анализ и критику соответствующих теорий и научные выводы, называется научным докладом. Р. этого типа распространены в научно-исследовательских учреждениях и вузах. Р. называются также доклады учащихся общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, которые они готовят в различных кружках, лекториях и пр.

Р. составляется также соискателем учёной степени кандидата наук или доктора наук по своей диссертации.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239)

РЕФЛЕКСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ - направление в русской психологии начала 20 в. Создана В.М. Бехтеревым ("Основы рефлексологии", 1920) под влиянием идей И.М. Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии. Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов ("жизненных атомов"), различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Исходя из этого, задачи Р. он видел в изучении актов поведения личности (т.е. всех её рефлексов) в их опосредованности внешними раздражителями и внутренними нервно-психическими процессами в организме. Психология как наука заменялась Р.

Р. задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетическая Р., коллективная Р., индивидуальная Р. и т.д.) и связанное с естествознанием и обществоведением. Р. оказала существенное влияние на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и педагогическую психологию. Центром генетической Р. был первый в России Педологический институт (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематического изучения ребёнка как регистрации всех его рефлексов.

В рамках коллективной Р. впервые в отечественной науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общностей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида.

Как научное направление Р. прекратила своё существование в начале 30-х гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239)

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИБО (RIBOT), ТЕОДЮЛЬ АРМАН

РИБО (RIBOT), ТЕОДЮЛЬ АРМАН (1839-1916) - французский психолог и философ. Профессор (с 1885) медицинского факультета Сорбонны. Основатель (1876) и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". В объяснении психических явлений примыкал к ассоциативной психологии. Стремился строить психологию как экспериментальную науку на сравнительном и эволюционном принципах. Труды Р. охватили, по существу, все области психологии того времени. В области детской психологии был сторонником биогенетического закона как осн. концепции детского развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

РИВЕС, СОЛОМОН МАРКОВИЧ

РИВЕС, СОЛОМОН МАРКОВИЧ (1892-1953) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), профессор (1934), д-р педагогических наук (1952). В первые годы после Октябрьской революции был одним из руководителей школы-коммуны и детского городка в Одессе - детских учреждений для беспризорных детей. Преподавал в АКВ им. Н.К. Крупской и других вузах. В одесской школе-коммуне создал на основе принципов гуманной педагогики оригинальную воспитательную систему для детей, лишённых попечения родителей. Один из инициаторов введения отрядов - формы объединения в группы детей с одинаковым уровнем развития и интересов. Педагогические выводы Р. обобщены в книге "Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции" (1924, совместно с Н.М. Шульманом). Разрабатывал новые методы и организационные формы обучения ("Метод целевых заданий и Дальтон-план в школе I ступени", 1927). Способствовал теоретическому развитию и претворению в практику школы идей А.С. Макаренко.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 401)

Предыдущая страница Следующая страница