Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СЕЛ")

САГАНСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

САГАНСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - австрийская школьная система. Разработана И.И. Фельбигером, аббатом монастыря в Загане (отсюда название). С.с.о. была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765) и принята в австрийских землях и владениях с 1774. При С.с.о. в каждом малом населённом пункте открывались т.н. тривиальные школы для начального обучения детей в возрасте 6- 12 лет. В курс обучения входили чтение, письмо, счёт, основы религии и морали, сообщались также некоторые практические сведения о домоводстве, сельском хозяйстве. Обучение велось на родном языке учащихся. В крупных городах создавались главные училища (3-4-е классы), включавшие как предметы, принятые в тривиальных школах, так и латинский язык и начальные курсы истории, географии, естествознания, геометрии и строительного искусства, землемерного дела. Обучение велось чаще всего на немецком языке. В каждой области создавались т.н. нормальные школы, где эти же предметы преподавались более углублённо; обучение велось только на немецком языке. Была принята классно-урочная система обучения на основе принципов совместного обучения, единых учебников.

При некоторых главных училищах создавались курсы (3 мес) для подготовки учителей для тривиальных школ, а при всех нормальных школах - курсы (6 мес) для подготовки учителей главных училищ.

Опыт С.с.о. был использован Ф.И. Янковичем де Мириево при разработке школьного устава 1786 в России.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.251)

САДИЗМ

САДИЗМ - сексуальное отклонение, при котором достижение удовлетворения наступает в процессе причинения партнёру боли и телесных повреждений, при одновременной подчёркнутой демонстрации его унижения и подчинения. Термин "С." (нем. Sadismus - от имени Д.А.Ф. де Сада) введён в научное употребление Р. фон Крафт- Эбингом. В наиболее распространённом понимании С. предстаёт как проявление глубинного стремления одного человека превратить другого в неодушевлённую вещь, лишённую самостоятельности. С. обычно сопровождается разнообразными "моральными" оправданиями, среди которых наиболее распространены: сверхзабота о другом, самозащита, заслуженная месть или восстановление справедливости. С. может проявляться в различных общественных отношениях, которые связаны с подчинением и господством (в т.ч. между родителями и детьми, воспитателями и воспитанниками). Особенно благоприятным фоном для развития садистских склонностей являются условия военных действий, общественной нестабильности и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251)

САДОВНИЧИЙ, ВИКТОР АНТОНОВИЧ

САДОВНИЧИЙ, ВИКТОР АНТОНОВИЧ (р. 1939) - почетный член РАО (2001; Отделение высшего образования), ректор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

САЙМОН (SIMON), БРАЙАН

САЙМОН (SIMON), БРАЙАН (р. 1915) - английский педагог. С 1950 в Лестерском университете (с 1966 профессор, с 1980 почётный профессор). Основатель и редактор педагогического журнала "Форум" (с 1958). Автор монографий по истории педагогики, в центре внимания которых эволюция британской системы образования, в т.ч. "Очерки по истории образования" (т. 1-3, 1960-74), "Образование и общество" (1989).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

САКУЛИНА, НИНА ПАВЛОВНА

САКУЛИНА, НИНА ПАВЛОВНА (1898-1975) - педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, д-р педагогических наук (1967). В 1932-34 работала в экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса; в 1934-47 - в Центральном доме художественного воспитания детей; в 1947-60 - в НИИ ХВ; с 1960 - в НИИ ДВ. Разработала периодизацию развития изобразительной деятельности, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

САЛАЗКИН, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

САЛАЗКИН, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1862-1932) - биохимик, педагог, политический и общественный деятель. С 1898 профессор Петербургского женского медицинского института; с 1905 директор там же. В 1911 за сочувствие студенческому движению отстранён от всех должностей и выслан из столицы. В сентябре 1917 был назначен министром народного просвещения Временного правительства. Придерживался осн. принципов образовательной программы кадетов, предусматривающей децентрализацию школьного дела, введение бесплатного начального и среднего образования, автономию высших учебных заведений и др. Участвовал в деятельности Комиссии по реформе высших учебных заведений при МНП. Выступал по вопросам реформы медицинского образования, в т.ч. против передачи медицинских курсов в руки частных предпринимателей. В 1918-25 в Крыму: ректор Крымского университета; один из организаторов образования в крае. С 1925 профессор Ленинградского медицинского института. В 1927-31 директор Всесоюзного института экспериментальной медицины.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

САЛИМОВА, КАДРИЯ-УЛЬКЕР ИСМАИЛ КЫЗЫ

САЛИМОВА, КАДРИЯ-УЛЬКЕР ИСМАИЛ КЫЗЫ (р. 1924) - д-р педагогических наук (1971), профессор (1979), член-корреспондент РАО (1993; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

САЛОМОН (SALOMON), ОТТО

САЛОМОН (SALOMON), ОТТО (1849-1907) - шведский педагог, создатель шведской системы трудового обучения (т.н. слойда) и инициатор введения его в народную школу. С 1872 директор школы кустарных ремёсел в Неэсе, с 1874 - учительской семинарии. Гл. место в школьном образовании отводил ручному труду. При этом считал, что обучение нужно начинать не с отдельных упражнений, а с конкретных заданий, следующих друг за другом по нарастающей сложности. Его "Справочник для преподавателей кустарных ремёсел" (1890) переведён на несколько языков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ - Кинель Самарской обл., пос. Усть-Кинельский. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ - Самара, ул. 8-я Радиальная, 2. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Самара, ул. Чапаевская, 89. Специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Самара, ул. М. Горького, 65/67. Психология, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, логопедия, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Самара, ул. Галактионовская, 141. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Самара, ул. Академика Павлова, 1. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

САМАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - Самара, ул. Стара-Загора, 96. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью её улучшения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251)

САМОВАР

САМОВАР - редакционно-издательское объединение, ТОО. Детская и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ)

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ) - процесс внушения, адресованный самому себе, один из приёмов самоуправления личности. Широко применяется в спортивной педагогике; в психотерапии; при обучении иностранным языкам; при самовоспитании. С. может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное С. сопровождается самоинструкциями, мысленным воспроизведением определённых ситуаций (см. Аутогенная тренировка) и в значительной степени зависит от возможностей воображения личности. Непроизвольное С. характеризуется некритическим отношением личности к собственному поведению, взглядам, оценкам, отсутствием сомнения в их правильности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251)

-------------------

См. также Аутогенная тренировка

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. - результат воспитания личности в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251)

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОКОНТРОЛЬ

САМОКОНТРОЛЬ - сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центральных механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.

В результате С. осуществляется осознанный выбор допустимых и наиболее приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. Важным моментом С. выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и не одобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.

Оптимальная педагогическая стратегия в формировании С. состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребёнка. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять своё поведение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 252)

САМОЛЮБИЕ

САМОЛЮБИЕ - моральное чувство, в котором выражается уважение человека к самому себе как личности. С. имеет много общего с гордостью. Но С. носит более личный характер, т.к. выражает субъективную оценку человеком собственных способностей и возможностей. С. может выступать положительным мотивом поведения, когда помогает человеку преодолевать трудности с целью достижения нравственных результатов и побуждает человека к защите своего достоинства. В этом случае С. становится устойчивым моральным качеством личности. С. является отрицательным качеством, когда превращается в самолюбование, необоснованную гордость. Неадекватное восприятие собственного "Я" мешает созидательной деятельности человека, установлению контактов с другими людьми. В целях предупреждения формирования негативных черт С. с ранних лет надо приучать ребёнка давать критическую оценку моральную своим поступкам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 252)

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психологическими особенностями наблюдающего. Оно никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение.

В качестве исследовательского приёма С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в требующей специального истолкования форме.

Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, которые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с осознанным самоанализом, рефлексией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 252)

САМООБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре эмоциональных, информационных, профессиональных и прочих связей с другими людьми.

С. может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей; некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию.

Ребёнок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Но подлинное С. осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным самоутверждение: предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, собственным поведением утвердить своё соответствие ей. Это требует определённой зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного педагогического воздействия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 252-253)

САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. С. определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная С. позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) С. деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

С. складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 253)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идёт о С. как результате дизсоциального воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 253)

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления.

Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 253)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

С. формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребёнок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встаёт, берёт игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обострённом стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см. Кризисы возрастные). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. Негативизм).

Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодёжной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 253-254)

-------------------

См. также Кризисы возрастные, Негативизм

САМОСТЬ

САМОСТЬ - взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиДания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга - архетип.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 134)

-------------------

См. также Архетип

САМОУБИЙСТВО

САМОУБИЙСТВО - см. Суицид

САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - стремление индивида к достижению и поддержанию определённого общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путём лишь словесных заявлений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254)

САМОУЧКА (АВТОДИДАКТ)

САМОУЧКА (АВТОДИДАКТ) - специалист, не получивший систематического профессионального образования и ставший образованной и творческой личностью в результате самообразования. С. были мн. выдающиеся деятели культуры и техники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254)

-------------------

См. также Автодидактика

САМОЧУВСТВИЕ

САМОЧУВСТВИЕ - система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое С.), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254)

САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА

САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА - общеобразовательное учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении. С.-л.ш. обслуживают детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания, с психоневрологическими расстройствами, сколиозом. Учебные занятия строятся с учётом двух важных положений: необходимости обучения по программе общеобразовательной школы и использования учебного процесса с оздоровительной целью.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254)

-------------------

См. также Школы-интернаты

Р11(2)442.7л768

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ - один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности, увеличения продолжительности жизни. Гигиеническое обучение и воспитание направлено на формирование знаний осн. вопросов гигиены и здорового образа жизни (см. Гигиена детей и подростков). С.п. учащихся включает: изучение основ гигиены в объёме школьной программы, внеклассную просветительскую работу, контроль за выполнением учащимися гигиенических требований, развитие инициативы в мероприятиях, укрепляющих здоровье, систематическое С.п. родителей, создание в школе и дома условий, способствующих выполнению гигиенических требований. Формы и методы С.п.: беседы, школы здоровья для учащихся и их родителей, демонстрация санитарно-просветительских фильмов.

К С.п. относится профилактика алкогольной и наркотической зависимости, направленная на формирование стойкого и осознанного отношения к употреблению алкогольных напитков и наркотиков. Такая профилактика должна проводиться параллельно с учащимися, преподавателями и родителями и иметь различное методическое обеспечение. Особую важность имеют выявление и индивидуальная работа с лидерами, отличающимися асоциальным и антисоциальным поведением, уже употреблявшими алкоголь и наркотики и способными отрицательно влиять на сверстников. Осн. меры профилактики инфекционных заболеваний, особенно гепатита и СПИДа, - пропаганда здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом и наркоманией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254)

-------------------

См. также Гигиена детей и подростков

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (САНПИН)

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (САНПИН) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов окружающей его среды и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Закону РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991), санитарные правила обязательны для соблюдения всеми учреждениями, предприятиями и общественными организациями, независимо от их ведомствен- ного подчинения и форм собственности, а также всеми гражданами. Санитарным нарушением считается посягающее на права граждан и интересы общества умышленное или неосторожное действие (или бездействие), связанное с несоблюдением санитарных правил. За санитарное нарушение должностные лица и граждане Рос. Федерации могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Правила и требования разработаны с учётом Кодекса законов о труде РФ (1994), международных конвенций и других документов.

Например, для деятельности образовательных заведений, использующих в процессе обучения школьников компьютеры, важное значение имеет СанПиН 2.2.2.542-96: "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", определяющие условия труда учащихся, организацию рабочих мест, рациональный режим работы, технические требования к самим видеодисплейным терминалам, к микроклимату помещений и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 254-255)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - С.-Петербург, 12-я линия Васильевского острова, 13а. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471, с.474)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ - С.-Петербург, ул. Седова, 55/1. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТОЧНОЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТОЧНОЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ (Технический университет) - С.-Петербург, ул. Саблинская, 14. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - С.-Петербург, Университетская набережная, 7/9. Психология, социальная антропология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ - С.-Петербург, ул. Большая Морская, 67. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ - С.-Петербург, ул. Фучика, 15. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА - С.-Петербург, Литейный просп., 42. Психология, социальная работа, педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

САНПИН

САНПИН - см. Санитарные правила и нормы

САНТАКС-ПРЕСС

САНТАКС-ПРЕСС - ТОО, Тула. Детская, учебная, художественная литература, школьные учебники и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

САРАНЦЕВ, ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ

САРАНЦЕВ, ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1938) - д-р педагогических наук (1988), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Мордовского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Саратов, Театральная пл., 1. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Саратов, ул. Радищева, 89. Педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Саратов, ул. Политехническая, 77. Социальная антропология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Саратов, ул. Астраханская, 83. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

САРМЬЕНТО (SARMIENTO), ДОМИНГО ФАУСТИНО

САРМЬЕНТО (SARMIENTO), ДОМИНГО ФАУСТИНО (1811-1888) - аргентинский государственный и общественный деятель, писатель, историк и педагог. В 1860-68 министр просвещения и сенатор от провинции Сан-Хуан, в 1868 - президент Республики Аргентины. Осн. (1836) первую в Аргентине школу для девочек. В 1840 был выслан из страны и до 1851 жил в Чили, где в 1842 основал первую в Южной Америке нормальную школу. Одна из наиболее значительных работ С. "О народном образовании" (1849) написана после изучения постановки образования в Европе и США. По инициативе и при участии С. в 1860-74 в Аргентине была создана сеть государственных начальных школ, открыты ряд средних школ (в т.ч. знаменитая "Школа Сармьенто" в г. Сан-Хуан и образцовая школа в г. Буэнос-Айрес), военная и морская школы и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403)

САРТР (SARTRE), ЖАН ПОЛЬ

САРТР (SARTRE), ЖАН ПОЛЬ (1905-1980) - французский писатель, философ, общественный деятель. Преподавал философию в провинциальных лицеях. В годы 2-й мировой войны попал в лагерь военнопленных, в 1941 возвратился в Париж. С этого времени стал непримиримым противником фашизма, империализма и колониализма, его идеал - "социализм и свобода". Разработал (1943) феноменологическую концепцию сознания. Большой общественный резонанс получили его пьесы ("Грязные руки", 1948; "Дьявол и Господь Бог", 1951; "Затворники Альтоны", 1960), в которых на первый план выходит проблема политической морали. После 1952 сблизился с марксизмом. Создал "Критику диалектического разума" (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным,- в 1985).

В творчестве С. поднят ряд педагогических проблем. Концепция "неискренней веры" в её различных преломлениях затрагивает как индивидуальное сознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий. Нобелевская премия по литературе (1964; от премии отказался).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 403-404)

САСОВА, ИРА АБРАМОВНА

САСОВА, ИРА АБРАМОВНА (р. 1934) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1992), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), заместитель директора Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467-468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290. Педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С.)

-------------------

См. также Университеты

САХАРОВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

САХАРОВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1889-1961) - одаренный педагог-физик и методист, кандидат педагогических наук, автор многих учебников по физике. Внес значительный вклад в развитие отечественной методики физики.

(Сахаров Дмитрий Иванович (1889-1961): Биобиблиогр. указатель. Сост. Е.Н. Савельева. - М., 2003. С. 4)

-------------------

Ч33(2)7-8 Сахаров

В3д(2)Сахаров

САЦ, НАТАЛИЯ ИЛЬИНИЧНА

САЦ, НАТАЛИЯ ИЛЬИНИЧНА (1903-1993) - режиссёр, драматург, педагог, народная артистка СССР (1963). Организовала один из первых в России постоянных детских театров. Открывшийся в 1918 как театр петрушек, марионеток и китайских теней, он вскоре расширил репертуар балетными и драматическими постановками. В 1919-20 на его основе был создан Московский театр для детей (МТД), в котором С. в 1920-27 была членом дирекции, а позже художественным руководителем. Одновременно в 1922-29 руководила школой эстетического воспитания. В 1937 необоснованно репрессирована.

С 1964 организатор, директор и художественный руководитель Московского детского музыкального театра (с 1987 академический, с 1994 носит имя Н. Сац). Разработала систему театрально-эстетического воспитания. Воплотила свои идеи в архитектуре здания (построено в 1979; С. была консультантом проекта). С 1978 С. вела в ГИТИСе курс режиссёров детских музыкальных театров (с 1984 профессор).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СВАДКОВСКИЙ, ИВАН ФОМИЧ

СВАДКОВСКИЙ, ИВАН ФОМИЧ (1895-1977) - педагог, действительный член АПН РСФСР (1945; член-корреспондент с 1944). Работал в педагогических научно-исследовательских учреждениях Москвы, Ленинграда. В 1946-50 президент АПН РСФСР. Осн. работы по методологическим проблемам педагогики, дидактике, вопросам воспитания, истории педагогики, подготовки учителей начальных классов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СВЕНТИЦКАЯ, МАРИЯ ХРИСАНФОВНА

СВЕНТИЦКАЯ, МАРИЯ ХРИСАНФОВНА (1855-1932) - педагог, деятельница дошкольного воспитания и начального обучения. Содержала в Москве (1907-1918) частную гимназию с совместным обучением и платный детский сад при ней (с 1910). Преподавала на курсах при Народном Университете им. А.Л. Шанявского и др. Для воспитателей дошкольных учреждений подготовила курс "Рассказывание" (1916), указатель литературы для художественного чтения и рассказывания. Выпустила несколько сборников сказок, рассказов, стихотворений для начального чтения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СВЕРХЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СВЕРХЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - та конечная цель воспитывающего обучения, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников. Средняя и дальняя перспектива обучения, учительский стратегический план.

(Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. - Тюмень. 2004. С. 220)

СВОБОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВУ

СВУ - см. Суворовские военные училища

СЕВЕРНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕВЕРНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Магадан, ул. Портовая, 13. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - С.-Петербург, Средний просп. Васильевского острова, 57. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Ставрополь, просп. Кулакова, 2. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Ставрополь, просп. Юности, 3. Психология, социальная работа, педагогика и психология, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владикавказ, ул. Ватутина, 46. Психология, социальная работа, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 474)

-------------------

См. также Университеты

СЕГЕН (SEGUIN), ЭДУАРД

СЕГЕН (SEGUIN), ЭДУАРД (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 в США; создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжёлой степени.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

СЕЛИХАНОВИЧ, АЛЕКСАНДР БРОНИСЛАВОВИЧ

СЕЛИХАНОВИЧ, АЛЕКСАНДР БРОНИСЛАВОВИЧ (1880-1968) - педагог, историк педагогики, профессор (1920). С 1906 преподавал в гимназиях Киева (его учениками были К.Г. Паустовский и М.А. Булгаков). Автор книг: "Очерки общей педагогики" (1912; для женских гимназий, учительских институтов и семинарий), "Философская пропедевтика в средней школе" (1913), "Психология нравственных переживаний" (1913), "История педагогики на Западе и в России" (1917) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 404)

Предыдущая страница Следующая страница