Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Аппарат для гипокситерапии цена купить сипап аппарат по выгодной цене.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАБАЕВА, МАРИЯ ФЁДОРОВНА

ШАБАЕВА, МАРИЯ ФЁДОРОВНА (1905-1983) - педагог, д-р педагогических наук (1957). С 1934 вела научно-педагогическую деятельность в ЛГПИ, МГПИ и др. Осн. работы по истории отечественной и зарубежной педагогики 18- 19 вв. Под её редакцией вышли учебные пособия по истории педагогики для вузов (1961, 1981, 1982); участвовала в издании "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в." (1973).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАДРИКОВ, ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

ШАДРИКОВ, ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (р. 1939) - д-р психологических наук (1977), профессор (1978), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1996 заместитель министра образования РФ (в 1985-87 заместитель министра просвещения СССР, в 1987-91 первый заместитель председателя Гособразования СССР - министр СССР, с 1991 заместитель председателя Госкомитета РФ по высшему образованию).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Шадринск Курганской обл., ул. К. Либкнехта, 3. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, специальная психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ШАКУРОВ, РАФАИЛ ХАЙРУЛОВИЧ

ШАКУРОВ, РАФАИЛ ХАЙРУЛОВИЧ (р. 1930) - д-р психологических наук (1980), профессор (1984), действительный член РАО (1989; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института среднего специального образования РАО, председатель Поволжского отделения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШАЛАЕВ, ВАСИЛИЙ ФЕОФАНОВИЧ

ШАЛАЕВ, ВАСИЛИЙ ФЕОФАНОВИЧ (1890-1969) - педагог, методист по естествознанию, д-р педагогических наук (1962). С 1915 на преподавательской работе в средних учебных заведениях. С 1944 в системе АПН РСФСР. Один из авторов многократно переиздававшегося учебника по зоологии для средней школы (1949-68), методических пособий для студентов педагогических институтов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАМОВА, ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

ШАМОВА, ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (р. 1924) - д-р педагогических наук (1978), профессор (1980), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), декан факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки, зав. кафедрой Института повышения квалификации МПГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

- ученый-исследователь, сумевший внести весомый вклад в развитие различных отраслей педагогики: дидактики, управления, повышения квалификации работников образования. Ее учителя - корифеи педагогики: Королев Ф.Ф., Данилов М.А., Скаткин М.Н., Моносзон Э.И., Лернер И.Я., Огородников И.Т., Гончаров Н.К. и др.

(Шамова Т.И. Избранное. Составители: Т. Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П. И. Третьяков. - М., 2004., С. 7)

-------------------

См. также Гончаров, Николай Кириллович, Данилов, Михаил Александрович, Есипов, Борис Петрович, Королёв, Фёдор Филиппович, Лернер, Исаак Яковлевич, Моносзон, Эле Исаевич, Огородников, Иван Трофимович, Российская академия образования (РАО), Скаткин, Михаил Николаевич

ШАНСКИЙ, НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

ШАНСКИЙ, НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ (р. 1922) - д-р филологических наук (1966), профессор (1967), действительный член РАО (1974; член-корреспондент АПН РСФСР с 1965; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАПОВАЛЕНКО, СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ШАПОВАЛЕНКО, СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1903-1988) - педагог, химик-методист, действительный член АПН СССР (1968). С 1922 преподавал в школах, вузах, вёл научно-исследовательскую работу. С 1944 в системе АПН (в 1955-60 директор НИИ методов обучения). Организатор и руководитель (1965-86) НИИ школьного оборудования и технических средств обучения. Автор фундаментальных работ по вопросам преподавания химии, учебников по химии для старших классов средней школы (1954-56; 1963).

Как самостоятельное направление дидактики разрабатывал теорию создания и использования технических средств обучения. Одним из первых исследовал педагогические и дидактические возможности электронных ТСО, в т.ч. в условиях школьных кабинетов вычислительной техники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАПОШНИКОВ, ГАВРИИЛ ГАВРИЛОВИЧ

ШАПОШНИКОВ, ГАВРИИЛ ГАВРИЛОВИЧ (1840-1917) - видный педагог, мыслитель, деятель образования Нижегородского края, преподаватель Нижегородской гимназии.

(Нижегородская школа XVIII - начала XX века: Очерки истории образования. Под редакцией И.В. Берельковского. - Н. Новгород, 2003. С. 201-211)

ШАРРЕЛЬМАН (SCHARRELMANN), ГЕНРИХ

ШАРРЕЛЬМАН (SCHARRELMANN), ГЕНРИХ (1871-1940) - немецкий педагог, один из теоретиков реформаторского движения в педагогике Германии начала 20 в. До 1909 и в 1919-26 преподавал в школах. Выступал с позиций педагогики личности, разделял идеи свободного воспитания. Руководство детьми Ш. понимал как сотрудничество, носящее тактичный характер. Отрицал планирование учебного процесса и его методики и отстаивал свободное творчество учителя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАТАЛОВ, ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ

ШАТАЛОВ, ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ (р. 1927) - педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вёл экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985). Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения; создал авторские учебные пособия, представляющие программный материал в вербально- графической форме и ориентированные на развитие творческого мышления школьников, а также разнообразные нестандартные формы контроля знаний учащихся. Система Ш. позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ШАХМАЕВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

ШАХМАЕВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1919-1991) - педагог, физик-методист, действительный член АПН СССР (1990), д-р педагогических наук (1967), профессор (1976). С 1938 работал учителем физики в средней школе, с 1954 в системе АПН (в т.ч. был зав. лабораторией общих проблем дидактики НИИ ОП). Осн. труды по разработке дидактических проблем применения технических средств обучения в учебном процессе и методики преподавания физики. Автор учебных и методических пособий для вузов и школ, в т. ч. "Элементарного курса физики" для 8-10-х классов (1978-80) и пробного учебника физики для 8- 10-х классов (1982-84) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАХМАТОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ШАХМАТОВ, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1864-1920) - языковед, академик Рос. АН (академик Петербургской АН с 1899). Председатель отделения русского языка и словесности АН (1906-20). С 1890 приват-доцент Московского университета. С 1910 профессор Петербургского университета. Автор основополагающих трудов в области славянского языкознания. Редактор выпусков академического "Словаря русского языка" (1891-1916). Один из инициаторов реформы русского правописания (1918). Разработал систему школьного преподавания русского языка (1903). Вслед за Ф.И. Буслаевым предусматривал постепенный переход от практических наблюдений, элементарного грамматического анализа в процессе чтения, заучивания наизусть и пр. к изучению теории языка. По Ш., грамматику следует изучать не в форме непреложных законов, а через сравнительно-исторический анализ литературных произведений и образцов речи.

Идеи Ш. о целях и принципах обучения родному языку развиваются в современной практике. Сохраняют своё значение для преподавания работы "Очерк современного русского литературного языка" (1913; 4 изд., 1941) - первое систематическое пособие для высших учебных заведений, и "Синтаксис русского языка" (в. 1-2, 1925- 1927; 2 изд., 1941).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАХМАТЫ

ШАХМАТЫ (от персидского "шах мат" - властитель умер) - древняя игра, возникшая в Индии; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Используется в качестве модели научных исследований в ЭВМ, психологии и педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 319)

ШАЦКАЯ, ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

ШАЦКАЯ, ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА (1882-1978) - педагог, действительный член АПН РСФСР (1950). По окончании Московской консерватории (1905) преподавала в музыкальной школе, работала в детских клубах "Сетлемент" и "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с С.Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (с 1919 заведовала школой-колонией). В 1932-1943 зав. кафедрой музыкального воспитания в Московской консерватории; в 1948-62 директор НИИ ХВ АПН РСФСР.

Ш. заложила основы отечественной системы музыкально-эстетического воспитания; одной из первых поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества. Рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 423)

ШАЦКИЙ, СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВАРЦБУРД, СЕМЁН ИЦКОВИЧ

ШВАРЦБУРД, СЕМЁН ИЦКОВИЧ (1918-1996) - педагог, математик, член-корреспондент АПН СССР (1968). Окончив физико-математический факультет Одесского университета (1940), преподавал в школах. С 1962 в системе АПН. Один из создателей направления углублённого изучения математики в средней школе. В 1959 под руководством Ш. в школе № 444 (Москва) был организован первый в стране класс, готовящий программистов-вычислителей, в 1967 был создан Московский математический техникум. Автор трудов по проблемам факультативных занятий, внедрения в учебный процесс микроэлектронной техники, учебников и методических пособий для средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШЕВАРЁВ, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ

ШЕВАРЁВ, ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ (1892-1972) - психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в различных вузах. С 1931 в Институте психологии в Москве (зав. отделом общей психологии, 1947-55; заместитель директора по научной работе, 1958-61).

Разрабатывал широкий круг вопросов общей и педагогической психологии. Исследовал познавательные процессы, гл. о. восприятие; совместно с Б.М. Тепловым разработал специальный курс цветоведения для архитектурных вузов. Под руководством Ш. проведены исследования психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе, по формированию у детей понятий и интеллектуальных навыков. Выделил и изучил особый вид ассоциаций, т.н. обобщённые связи, и на этой основе разработал психологические рекомендации по созданию программ школьного обучения и учебных пособий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШЕЛГУНОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ШЕЛГУНОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1824-1891) - общественный деятель, публицист, философ, педагог, основоположник русской науки о лесе.

Революционный демократ 60-х годов 19 века. На его мировоззрение большое влияние оказали взгляды В.Г. Белинского и А.И Герцена. Был убежденным противником крепостничества и самодержавия. Создал вместе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым концепцию нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи революционного преобразования общества путем уничтожения угнетения и эксплуатации людей.

(Бабаян А.В. Концепция нравственного воспитания революционеров-демократов 60-х годов 19 века. - Пятигорск, 2004. С. 3, 35-97)

ШЕЛЛИНГ (SCHELLING), ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ

ШЕЛЛИНГ (SCHELLING), ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (1775-1854) - немецкий философ. Действительный член (1806) и президент (1827) Баварской АН. Профессор философии мн. вузов Германии. Создатель натурфилософии, в которой отстаивал единство всех природных сил. Для педагогики имеют значение идеи Ш. о единстве эстетического, нравственного и религиозного воспитания, о функции человека как "спасителя природы". В сочинении "О методе академических занятий" (1803) Ш. отметил специфику университетского преподавания, в основе которого лежит научное творчество, соединяющее студента и его наставника.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1834-1895) - педагог, методист русского языка. Преподавал русскую словесность в гимназиях и других учебных заведениях Москвы. В статье "Начатки науки о родном слове" ("Филологические записки", 1881) сформулировал программу первоначального обучения языку в гимназиях; предложил оригинальную систему практических упражнений, осн. задача которых - привлечь внимание учащихся к работе над этимологией слов. В наиболее значительном труде "Слово в защиту живого слова..." (1886) обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 8)

ШЕРЕР, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ШЕРЕР, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1772-1824) - химик. Автор первого оригинального учебника на русском языке "Руководство к преподаванию химии" (1808).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШЕСТАКОВ, ПЁТР ДМИТРИЕВИЧ

ШЕСТАКОВ, ПЁТР ДМИТРИЕВИЧ (1826-1889) - педагог, писатель. Директор смоленской гимназии. В 1860-63 инспектор Московского университета. С 1865 попечитель Казанского округа (с 1863 помощник попечителя). Содействовал созданию новых гимназий и училищ. Работы по просвещению и воспитанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШИЛЛЕР (SCHILLER), ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ

ШИЛЛЕР (SCHILLER), ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (1759-1805) - немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства, историк. С 1781 профессор истории Йенского университета. Читал курс лекций по эстетике в Веймаре. Творчество Ш. пронизывает идея свободы, получившая множество воплощений в его произведениях. В "Письмах об эстетическом воспитании человека" (1793-95) Ш. отстаивал "искусство идеала" в противовес утилитарным тенденциям времени. В человеке, по Ш., смешаны две натуры: физическая (чувственная) и духовно-нравственная, причём в разной пропорции. При этом физический человек реален, а моральный человек есть лишь идеал абсолютного господства разума над чувственным влечением и означает полное вытеснение индивидуального в человеке "родовым", т.е. общечеловеческим. Одним из источников разобщения людей является разделение труда. Понимая, что разделение труда есть неизбежная плата за прогресс цивилизации, Ш. предлагает эстетическое воспитание - развитие "культуры чувства" - в качестве средства обретения гармонии, но не тотальной, в масштабе всего общества, а индивидуальной и локальной. Эстетическое восприятие, по Ш., - "наместник разума" в сфере чувственности - преодолевает противоположность нравственного закона и чувственного влечения, будучи "счастливой серединой" между моральной свободой и природной необходимостью. Искусство соединяет в себе пассивное созерцание и активное действие и воплощается в игре - "эстетической видимости".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШИЛОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА

ШИЛОВА, МАРИЯ ИВАНОВНА (р. 1933) - д-р педагогических наук (1986), профессор (1987), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического университета. (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., с.468)

См. также Российская академия образования (РАО)

ШИМБИРЁВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

ШИМБИРЁВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1883-1960) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1955). Преподавал в средних и высших учебных заведениях; работал в органах управления образованием Москвы, Нижневолжска и др. В 1946-49 начальник отдела педвузов Министерства высшего образования СССР. Разрабатывал проблемы педагогического образования, дидактики, методики нравственного воспитания, истории педагогики. Автор первого советского учебника по педагогике для педагогических техникумов (1934) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШИФ, ЖОЗЕФИНА ИЛЬИНИЧНА

ШИФ, ЖОЗЕФИНА ИЛЬИНИЧНА (1904-1978) - психолог, д-р психологических наук (1968). С 1926 работала учителем. С 1934 в Экспериментально-дефектологическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Труды по общим проблемам специальной психологии, изучению особенностей познавательной деятельности аномальных детей; особое значение имеют исследования Ш. в области развития речи и мышления глухих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 424)

ШИШКОВ, АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКЛОВСКИЙ, ВИКТОР БОРИСОВИЧ

ШКЛОВСКИЙ, ВИКТОР БОРИСОВИЧ (1893-1984) - основатель ОПОЯЗа, формалист во взглядах на преподавание литературы.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 21, 24-25)

-------------------

См. также ОПОЯЗ

ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКОЛА АВТОРСКАЯ

ШКОЛА АВТОРСКАЯ - см. Авторская школа

ШКОЛА (ВНИК)

ШКОЛА (ВНИК) - временный научно-исследовательский коллектив "Школа" (ВНИК "Школа"). Организован в 1987 в Москве при Государственном комитете СССР по народному образованию с целью проведения исследований о состоянии и перспективах общего образования. Руководитель Э.Д. Днепров. В деятельности ВНИКа участвовали сотрудники научных учреждений АН, АПН, вузов, педагоги. ВНИК разработал концепцию общего среднего образования, положение о средней общеобразовательной школе, концепцию непрерывного образования и другие докумен- ты, одобренные Всесоюзным съездом работников народного образования (1988). В 1990 на базе ВНИК организован Центр педагогических инноваций (ныне НИИ в РАО).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 319)

ШКОЛА КЛЮЧЕВСКОГО

ШКОЛА КЛЮЧЕВСКОГО - см. Московская школа

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ - школа, в которой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью (по 2-3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. Могут быть:

1. начальные,

2. неполные средние,

3. средние.

Ш.м. открываются, как правило, в сельской местности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 166)

-------------------

См. также Малокомплектная школа

ШКОЛА ПЕТЕРА ПЕТЕРСЕНА

ШКОЛА ПЕТЕРА ПЕТЕРСЕНА - см. Петерсен, Петер

ШКОЛА-ПРЕСС

ШКОЛА-ПРЕСС - государственное издательство, Москва. Образовательная, педагогическая, учебно-методическая (для школ и вузов) литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 479)

-------------------

См. также Издательства РФ

ШКОЛА СВЕТСКАЯ

ШКОЛА СВЕТСКАЯ - школа, находящаяся в ведении гражданских (светских)властей, организаций или лиц.

(Основные педагогические понятия нормативного курса дисциплины «Педагогика»: Словарь. Под редакцией Проф. В.А. Пятина. - Астрахань, 2004. С. 106)

ШКОЛОВЕДЕНИЕ

ШКОЛОВЕДЕНИЕ - направление педагогических исследований, охватывающее содержание и методы руководства школой, организации её работы в целях обеспечения оптимальных условий для образовательного процесса. Разрабатывалось во мн. странах гл.о. с 19 в. С развитием в 20 в. общей теории управления проблемы Ш. в системе педагогических наук рассматриваются в рамках управления образованием и управления школой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 319)

ШКОЛЫ

ШКОЛЫ - см. Школа

ШКОЛЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ

ШКОЛЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ - см. Альтернативные школы

ШКОЛЫ ВОСКРЕСНЫЕ

ШКОЛЫ ВОСКРЕСНЫЕ - см. Воскресные школы

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ - общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рос. Федерации создаются с 1956. Осн. типы Ш.-и.: общего типа - для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить детям нормальное воспитание (в т.ч. неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжёлыми заболеваниями, и пр.); санаторного типа (см. Санаторно-лесная школа) - для детей с различными заболеваниями; специальные - для детей с нарушениями в психофизическом развитии; специализированные - с углублённым изучением отдельных предметов (математики, иностранных языков и пр.) для одарённых детей. В отдельных случаях дети проживают в семьях, многие проводят в семье выходные дни и каникулы. Дети направляются в Ш.-и. по путёвкам отделов образования. Часть детей обучается бесплатно, остальные вносят плату в зависимости от доходов семьи. В Ш.-и. учебно-воспитательный процесс основывается на рациональном режиме учения труда и отдыха. Образовательные программы и учебные планы соответствуют обычным школам, а формы воспитания - детским домам. В сельской местности, особенно в северных территориях, создаются пришкольные интернаты для детей, живущих далеко от школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 320)

ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)

ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ) - общеобразовательные неполные средние школы в СССР. Созданы в 1923/23 учебном году как школы крестьянской молодёжи на базе школ I ступени (1-4-е классы) с 3-летним сроком обучения. В ШКМ принимались подростки от 12 до 18 лет. Учащиеся получали общее образование в объёме 7-летней школы и теоретическую и практическую подготовку в сфере сельского хозяйства. Создавались также вечерние двухгодичные и одногодичные ШКМ (с 1928). В 1930 образованы дневные ШКМ с ускоренным курсом обучения. В 1934 ШКМ преобразованы в неполные средние школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 319)

ШКОЛЫ-КОММУНЫ

ШКОЛЫ-КОММУНЫ - 1. учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, создаваемые с 1918 на основе "Положения об единой трудовой школе РСФСР" (1918) с целью практической разработки новой педагогики. Большинство из них входило в систему Опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР и наркомпросов республик. Располагались преимущественно в сельской местности. Ш.-к. состояли из общеобразовательной школы, интерната, иногда в них входили детские сады и профессиональные учебные заведения. Школы имели учебно-производственные мастерские, земельные участки. Учащиеся участвовали в сельскохозяйственных работах, было развито самообслуживание. В 1923 насчитывалось 178 Ш.-к. Лучшими являлись Ш.-к.: Наркомпроса РСФСР им. П.Н. Лепешинского в Москве, им. К. Либкнехта в пос. Луначарское, под Ташкентом, имени Октябрьской Революции в Одессе, Знаменская Ш.-к. в Вятской губернии и др.

2. Трудовые коммуны ОГПУ (Объединённого государственного политического управления при СНК СССР), организованы в 20-е гг. по инициативе его председателя Ф.Э. Дзержинского с целью перевоспитания и воспитания в производственном коллективе беспризорных детей и несовершеннолетних нарушителей. Комплектование коммун осуществлялось органами народного образования и милиции. При школах действовали различные ремесленные мастерские, производственные цехи, а в 30-е гг. даже заводы и фабрики. С середины 20-х гг. Ш.-к. давали наряду с профессиональной подготовкой общеобразовательные знания в объёме неполной средней или средней школы. Наиболее известные Ш.-к.: Болшевская трудовая коммуна (1924) в с. Костино под Москвой (организована по поручению Дзержинского бывшим чекистом М.С. Погребинским), Коммуна имени Ф.Э. Дзержинского в пос. Новый Харьков, под Харьковом (1927; руководитель А.С. Макаренко).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 320)

ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)

ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ) - средние образовательные учебные учреждения для обучения без отрыва от производства. Созданы по постановлению СНК СССР от 15 июня 1943 "Об обучении подростков, работающих на предприятиях". С 1944 получили название ШРМ, в 1958 переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы (см. Вечерние школы).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 319-320)

-------------------

См. также Вечерние школы

ШКОЛЫ ТРИЗ

ШКОЛЫ ТРИЗ - см. ТРИЗ-педагогика

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО) - профессионально-технические учебные заведения. Созданы в 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами для подготовки рабочих массовых профессий низшей квалификации. Срок обучения 6 мес. Принималась в основном сельская молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая начальное образование. Наборы учащихся проводились в форме мобилизационных призывов. Осн. время отводилось на производственное обучение. Общеобразовательная подготовка не осуществлялась. Школы ФЗО представляли учащимся полное государственное содержание. В 1953 по типу школ ФЗО открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации сельского хозяйства с 6-месячным сроком обучения. В конце 50-х - начале 60-х гг. они были преобразованы в профессионально-технические учебные заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 320)

ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКОЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ШКОЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - специально разработанные для школы и необходимые для её нормальной работы предметы (пособия, приспособления, мебель и др.), в содержании, построении и конструкции которых учтены специфика их использования и возрастные особенности учащихся. Разработкой методологии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области Ш.о., их созданием и модернизацией занимается Институт средств обучения РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 320)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ - см. Сочинение школьное

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШКОЛЯР, ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

ШКОЛЯР, ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА (р. 1946) - д-р педагогических наук (1999), член-корреспондент РАО (2001; Отделение образования и культуры), директор Института художественного образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШЛЕГЕР, ЛУИЗА КАРЛОВНА

ШЛЕГЕР, ЛУИЗА КАРЛОВНА (1863-1942) - педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. В 1882-1903 преподавала в начальной школе. Одна из инициаторов создания (1906) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве (в 1919 вошёл в состав 1-й Опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совместно с Е.Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Педагогическая система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самостоятельности, инициативы, творчества. Роль воспитателя Ш. ограничивала наблюдением, содействием детям в их свободном самопроявлении.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания на основе принципов единства семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучения психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШЛЕЙЕРМАХЕР (SCHLEIERMACHER), ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ

ШЛЕЙЕРМАХЕР (SCHLEIERMACHER), ФРИДРИХ ДАНИЕЛЬ (1768-1834) - немецкий философ и педагог. Преподавал в Галльском (с 1790; с 1804 профессор) и в Берлинском университетах. Соратник В. Гумбольдта. Выступал сторонником равного для всех элементарного образования и доступности высших ступеней образования для представителей всех сословий. Ш. полагал, что школы должны быть двух типов: одни готовить учащихся к деятельности в различных отраслях хозяйства, другие - к руководству государством. Ш. считал, что обучение должно строиться на основе широкого использования наглядности и осуществляться при активном и добровольном участии самих детей. Как воспитатель Ш. выступал против всех наказаний, унижающих личность ребёнка. Гл. задачей воспитания считал выработку духовного единства в условиях организованной общности жизни детей. Педагогику рассматривал как общественную, исторически развивающуюся науку.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШМЕЛЁВ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ШМЕЛЁВ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1926-1993) - языковед, лексиколог и лексикограф, академик АН СССР (1987; член-корреспондент с 1984). С 1951 вёл научно-педагогическую работу в различных педагогических вузах, в т.ч. в МГПИ, МГУ и др. С 1970 в Институте русского языка АН СССР. Осн. труды по общему языкознанию, исторической лексикографии, синтаксису и стилистике русского языка. Одним из первых в русистике сформулировал принципы системного семантического анализа русской лексики. Разработал классификацию функциональных стилей современного русского литературного языка.

Автор пособия по лексикологии современного русского языка ("Лексикология", 1977), одного из осн. учебников для филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Научный редактор и автор ряда коллективных монографий по современному русскому языку. Популяризатор науки о русском языке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШМИДТ (SCHMIDT), КАРЛ

ШМИДТ (SCHMIDT), КАРЛ (1819-1864) - немецкий педагог. Сторонник антропологического подхода в педагогике. Был протестантским пастором. С 1850 учитель истории и древних языков; с 1863 руководил учительской семинарией в Готе. Осн. труд - "История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и органической связи с культурной жизнью народов" (т. 1-4, 1860-62; 3 изд., 1888, рус. пер. 1877- 1881) по объёму использованного фактического материала - наиболее капитальное из изданий по общей истории педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШМИДТ, ОТТО ЮЛЬЕВИЧ

ШМИДТ, ОТТО ЮЛЬЕВИЧ (1891-1956) - общественный и государственный деятель, учёный, академик АН СССР (1935) и АН УССР (1934). После 1917 один из организаторов народного образования и издательского дела в Рос. Федерации. Член Коллегии Наркомпроса (1920-21) и зав. Главпрофобром (1921-24). Гл. редактор 1-го издания БСЭ (1925-42), член редакционных советов других энциклопедических изданий. Директор Арктического института (1930-32), начальник Главсевморпути (1932-39), руководитель ряда экспедиций по освоению Севера. Инициатор создания и директор (1937-49) Института теоретической геофизики. Профессор МГУ (с 1929). В 1939-42 вице-президент АН СССР.

В начале 20-х гг. играл важную роль в организации профессионального образования всех ступеней. В марте 1920 возглавил комиссию по реформе высшей школы. В профессиональном образовании видел один из факторов восстановления экономики и повышения культуры производства. Сторонник монотехнического образования и приоритета профессионального образования над общим для учащихся старше 15 лет. Однако теоретические позиции Ш., как и других сторонников монотехнизма, вступили в противоречие с официальной доктриной образования в Программе РКП(б) (1919) и трактовкой единой трудовой школы как решения всех проблем образования. В ходе дискуссий Ш. признал политехнизм как социально-педагогический феномен, практически осуществимый в будущем. В феврале 1921 Ш. был освобождён от работы в Наркомпросе. Однако в условиях перехода к НЭПу и кризиса подготовки квалифицированных рабочих кадров стал очевиден реализм идеи Ш. по поводу сближения общего и профессионального образования, более ранней профессиональной подготовки молодёжи. Идеи Ш. были учтены при перестройке системы образования в конце 20-х - начале 30-х гг.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШМИДТ, СИГУРД ОТТОВИЧ

ШМИДТ, СИГУРД ОТТОВИЧ (р. 1922) - д-р исторических наук (1965), профессор (1970), д.ч. РАО (1992; Отделение образования и культуры), гл. научный сотрудник Института Российской истории РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ШМИТ, ФЁДОР ИВАНОВИЧ

ШМИТ, ФЁДОР ИВАНОВИЧ (1877-1941) - искусствовед, педагог, теоретик эстетического воспитания. Член Всеукраинской АН (1921). В 1910-21 преподавал в Харьковском университете. С 1924 директор Ленинградского института теории искусств и одновременно профессор ЛГУ. Занимался проблемами детского рисунка. Разработал целостную эстетическую концепцию, большое влияние на которую оказали взгляды Л.Н. Толстого. Заложил основы отечественной музейной педагогики ("Музейное дело", 1929). Автор монографий: "Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция" (1919), "Искусство как предмет обучения" (1923), "Искусство. Основные проблемы теории и истории" (1925), "Почему и зачем дети рисуют" (3 изд., 1925), "Предмет и границы социологического искусствоведения" (1927), и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШОНЕЛЛ (SCHONELL), ФРЕД ДЖОЙС

ШОНЕЛЛ (SCHONELL), ФРЕД ДЖОЙС (1900-1969) - английский педагог. Преподавал в Лондонском, Бирмингемском (1942-50), Квинслендском (Австралия; профессор с 1950) университетах. В 1951 совместно с женой, Э. Шонелл, организовал Центр коррекционного обучения в г. Сент-Люсия (руководил им до конца жизни; в 1969 переименован в Центр педагогических исследований им. Ф. и Э. Шонелл). Поч. ч. Британского психологического общества (1966). Подготовил серию учебников для начального обучения арифметике, методические пособия для учителей, а также пособия по тестированию учащихся. Определил различные периоды обучения чтению, которые соотносятся гл.о. не с физическим возрастом ребёнка, а с определённым уровнем его интеллектуального развития ("Психология и обучение чтению", 5 изд., 1975).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425)

ШОХИН, АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

ШОХИН, АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ (1901-1938) - один из организаторов профессионально-технического и политехнического образования в СССР. В 1921-24 представитель ЦК РКСМ в Наркомпросе, в 1930-32 руководил школьным управлением Наркомпроса, редактор журнала "За политехническую школу" (1931- 1932). В 1-й половине 20-х гг. участвовал в создании системы предпрофессиональной подготовки и профессионального образования рабочей и крестьянской молодёжи (фабрично-завод- ская семилетка, школы крестьянской молодёжи, различные формы внешкольного образования). Инициатор создания (1923) Московского высшего индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта для подготовки школьных преподавателей.

В 1930-31 вместе с А.С. Бубновым, С.Е. Гайсиновичем и П.В. Рудневым выступал за преобразование старших классов II ступени в профессиональные учебные заведения (тип техникумов). К осн. организационным формам учебно-воспитательного процесса относил комплексно-проектную систему; в начальной школе должны были организовываться рабочие комнаты, а в 5-7-х классах - мастерские. Однако Ш. преувеличивал роль производственно-технического компонента в содержании деятельности общеобразовательных школ в ущерб общему среднему образованию. В 1937 репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 425-426)

ШОХОР-ТРОЦКИЙ, СЕМЁН ИЛЬИЧ

ШОХОР-ТРОЦКИЙ, СЕМЁН ИЛЬИЧ (1853-1923) - математик-методист. С 1887 преподавал в частных женских гимназиях М.Н. Стоюниной и А.А. Оболенской, в женских институтах (Павловском, Александровском, Смольном), на педагогических курсах. Один из первых педагогов-математиков, выступивших за реформу математического образования в России. Создал курс арифметики, построенный на основе целесообразно подобранных, постепенно усложняющихся задач ("метод целесообразных задач"); разработал методику обучения арифметике совместно с геометрией и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШПЕТ, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ

ШПЕТ, ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1879-1937) - философ, психолог, педагог. Преподавал в Народном университете им. А.Л. Шанявского (с 1909), на Высших женских курсах (профессор с 1916). Читал курсы истории, педагогики и психологии в Военном педагогическом институте РККА, в Театральной академии высшего актёрского искусства и др. Член Рос. академии художественных наук (затем ГАХН), с 1923 вице-президент. Автор работ по философии, эстетике, психологии, педагогике, языкознанию. В работе "Очерк развития русской философии" (ч. 1, 1922) обосновывал национальное своеобразие отечественной философии, её обращённость к личности, к поискам смысла человеческого бытия. В трудах по психологии ("Введение в этническую психологию", 1927, и др.) доказывал необходимость создания специальной научной дисциплины - этнической психо- логии, исследующей законы развития духовной жизни наций, социальных групп, религиозных и политических объединений. Книга Ш. "Эстетические фрагменты" (в. 1-3, 1922-23) - одна из первых работ по психологии эстетического воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

-------------------

См. также Университет Шанявского

ШПРАНГЕР (SPRANGER), ЭДУАРД

ШПРАНГЕР (SPRANGER), ЭДУАРД (1882-1963) - немецкий философ, психолог, педагог. С 1905 преподавал в Берлинском университете (профессор с 1911 и в 1920-45; ректор с 1945); один из основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии. С 1946 профессор Тюбингенского университета. Последователь В. Дильтея и Ф. Паульсена, Ш. развивал идеи философии жизни. Сформулировал осн. положения "понимающей психологии", цель которой видел в постижении целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-исторических связей. Воспитание, по Ш., - особый вид культурного творчества, предполагающий освоение человеком иерархически упорядоченных ценностей: утилитарных, теоретических, эстетических, социальных, политических. Высшим качеством в отношениях человека признавал любовь, считал необходимым воспитание в любви и любовью. Процесс образования Ш. рассматривал как взаимодействие обучения на общеобразовательном и профессиональном уровнях. Школа, по Ш., призвана обеспечить развитие органичной целостности образования и должна строиться как единая и гуманистическая организация. В конце 40-х - начале 50-х гг. разрабатывал концепцию философии культуры как приоритетную в формировании общей теории воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШРМ

ШРМ - см. Школы рабочей молодёжи

ШТАЙНЕР, РУДОЛЬФ

ШТАЙНЕР, РУДОЛЬФ - см. Штейнер, Рудольф

ШТЕЙНЕР (ШТАЙНЕР) (STEINER), РУДОЛЬФ

ШТЕЙНЕР (ШТАЙНЕР) (STEINER), РУДОЛЬФ (1861-1925) - австрийский философ и педагог, создатель антропософии. Д-р философии (с 1891). В 1890-97 участвовал в подготовке естественно-научных трудов И.В. Гёте для фундаментального Веймарского собрания его сочинений. Основал "Гётеанум" (1913) как исследовательский и научный центр. Создал (1913) Всеобщее антропософское общество. Развивал идею мыслительного монизма, согласно которой всё многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их, субъект приходит к единому образу мира. Создал учение о медитативном мышлении, которое он развивал в рамках универсального учения о человеке - антропософии. Ш. трактовал воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребёнка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Заложил методологические основы Вальдорфской педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШТЕРН (STERN), ВИЛЬЯМ

ШТЕРН (STERN), ВИЛЬЯМ (1871-1938) - немецкий психолог и философ. В 1897- 1916 доцент, затем профессор университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша); в 1934-38 профессор Дьюкского университета. Основатель Института прикладной психологии в Берлине (1906). Зав. психологической лабораторией в Гамбурге (1916-33) и одновременно издатель "Журнала по педагогической психологии". Автор философской системы критического персо- нализма, которая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству. Теоретические взгляды Ш. нашли своё выражение в исследовании психологических закономерностей детской игры.

Ш. - один из основателей дифференциальной психологии, развил теорию одарённости. С помощью метода тестов проводил отбор одарённых детей. Ввёл понятие "коэффициента одарённости", вычисляемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Работы Ш. охватывают также ряд областей прикладной психологии (ввёл понятие "психотехники") и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШТРЮМПЕЛЬ (STRUMPEL), АДОЛЬФ ГЕНРИХ ЛЮДВИГ

ШТРЮМПЕЛЬ (STRUMPEL), АДОЛЬФ ГЕНРИХ ЛЮДВИГ (1812-1899) - немецкий философ, педагог. Последователь И.Ф. Гербарта. В 1845-70 профессор Дерптского, с 1871 Лейпцигского университетов. В работе "Педагогическая патология" (1890) и др. разработал психологический аспект теории Гербарта. Внёс вклад в формирование педагогической психопатологии и педологии. Определил принципы педагогической тактики в работе с детьми с нарушениями в развитии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШТУРМ (STURM), ИОГАННЕС

ШТУРМ (STURM), ИОГАННЕС (1507-1589) - педагог-гуманист. Преподавал в Коллеж де Франс (1530-36), руководил протестантской гимназией (с 1538), которая в 1567 была преобразована в академию (до 1581 руководитель - Ш.). Деятельность Ш. - первый опыт массового обучения в средней школе. Преподавание велось по классно-урочной системе обучения и доказало её эффективность (система позднее была всесторонне обоснована Я.А. Коменским). Ш. разработал методику преподавания древних языков; составил учебники, хрестоматии. Дал описание учебного процесса в гимназиях, осн. элементы которого сохранялись почти до конца 19 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426)

ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, 24. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ШУЛЬГИН, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

ШУЛЬГИН, ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (1894-1965) - педагог и деятель образования. С 1918 в Наркомпросе РСФСР, в 1922-1931 директор Института методов школьной работы (в 1931 Институт марксистско-ленинской педагогики). В 1921-31 член научно-педагогической секции ГУСа. Разрабатывал (совместно с М.В. Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также как процесс социализации личности.

Коллективом института под руководством Ш. были разработаны методики изучения среды и её педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Ш. и Крупениной отмирания школы теория. Фактически Ш. предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы-производства, школы-колхоза), противостоящую "школе учёбы". В теории Ш. воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология - над образованием, социальное воспитание - над школьным, политехническое - над общим, что приводило к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х гг. Ш. и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 Ш. отошёл от педагогической деятельности; сотрудничал в ряде музеев.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 426-427)

Предыдущая страница Следующая страница