Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Паллиатив

Паллиатив - мера временно или частично позволяющая выйти из затруднительного положения, но не обеспечивающая полного решения какой-либо задачи.

Парадигма

Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Введен Т. Куном

Парадигма образования

Парадигма образования - ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом.

Парадигма обучения

Парадигма обучения - это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.

Парадигма педагогическая

Парадигма педагогическая - совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научно-педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели стандарта) при решении педагогических проблем; определенный наборпредписаний (регулятивов).

Парадигмальная концепция обучения

Парадигмальная концепция обучения - это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.

Па(р)тисипативное управление образовательным учреждением

Па(р)тисипативное управление образовательным учреждением - управление, основанное на включении, участии педагогического коллектива в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Патисипативное управление образовательным учреждением

Патисипативное управление образовательным учреждением - управление, основанное на включении, участии педагогического коллектива в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Патология социальная

Патология социальная - несоответствие человека в социальном развитии (недостаточное развитие) социальной норме.

Педагог

Педагог - лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения, или детского дома,преподаватель лицея, колледжа, техникума, ВУЗа и т. д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

Педагогика

Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; она представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Педагогика социальная

Педагогика социальная - педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека сучетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание.

Педагогика социальной работы

Педагогика социальной работы - педагогические аспекты в практической деятельности социального работника, определяющие активизацию человеческого фактора, объекта социальной работы, реализующие его потребности в общении.

Педагогическая антропология

Педагогическая антропология - педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей.

Педагогическая грамотность

Педагогическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков, способность передавать другим освоенные знания и педагогический опыт.

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогическая задача

Педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обученияили воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая культура социального работника

Педагогическая культура социального работника - проявление специалистом социальной сферы искусства педагога в профессиональной деятельности в интересах налаживания с клиентом межличностных отношений, активизация его как личности.

Педагогическая модель обучения

Педагогическая модель обучения - организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: 1. Обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. 2.Обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.

Педагогическая практика

Педагогическая практика - часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных педагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении (различные виды практики).

Педагогическая проблема

Педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социально-педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Педагогическая теория

Педагогическая теория - это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая технология

Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педагогического процесса и т. д.).

Педагогический процесс

Педагогический процесс - это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Педагогическое образование

Педагогическое образование - образование, направленное на подготовку кадров для работы в образовательных учреждениях.

Педология

Педология - течение в педагогике и психологии, пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.

Первоначальное образование

Первоначальное образование - первая, начальная стадия непрерывного образования, базовая подготовка человека к самостоятельному существованию в обществе.

Перевоспитание

Перевоспитание - целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, нормы правил поведения, общения.

Переподготовка

Переподготовка - общий термин для обозначения различных видов обучения,обусловленных изменениями в характере и содержании профессиональныхзадач.

Персонализация

Персонализация - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Персонализм

Персонализм - направление, признающее личность первичной творческой реальностью и ценностью.

Персонификация

Персонификация - представление определенной идеи и нравственного явления в виде образа конкретного человека.

Перспектива

Перспектива - ведущий метод педагогического стимулирования, состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, планы, желания.

Планирование

Планирование - вид умственной деятельности, при котором создаётся образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.

Поведение

Поведение - образ жизни  и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней(психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях.

Поведение асоциальное

Поведение асоциальное - формы социальной жизни людей, определяемые социально-негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества.

Поведение социальное

Поведение социальное - внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам.

Повторение

Повторение - возвращение в процессе учебной работы к пройденному материалу с целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. П. не является простым воспроизведением материала.

Подготовка

Подготовка - формирование и обогащение установок, знаний и умений, необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач.

Поддержка социально-педагогическая

Поддержка социально-педагогическая - деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) врешении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности.

Подкрепление

Подкрепление - система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности (положительное подкрепление) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это, прежде всего, система методов стимулирования, в частности, поощрение и наказание.

Подражание

Подражание - осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и воспитания.

Подростковый возраст

Подростковый возраст - этап от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющемуся поведению.

Подход

Подход - совокупность приёмов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход;  личностно-ориентированный подход и пр.

Позиция

Позиция - устойчивая система отношений человека к определённым сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Позиция социальная

Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системах отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки и диспозиция личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.

Познание

Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Политика

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами; участие в делах государства, определение форм, задач, содержание его деятельности.

Политика социально-педагогическая

Политика социально-педагогическая (отражение социально-педагогического аспекта в социальной политике государства) - целенаправленное и косвенное влияние официальной деятельности государства (его политики) на воспитание подрастающего поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры, национальных идеалов и приоритетов, а также на взрослое население страны (приобщение их к культурным ценностям страны, побуждение к политической и трудовой активности и пр.). Политика социально-педагогическая носит официальный и неофициальный характер. Официальная политика социально-педагогическая имеет прямое влияние на общество и проявляется во всех документах, принимаемых государством, носящих регламентирующий характер в системе социальной педагогики (например: Конституция Российской Федерации, Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и мн. др.) и в деятельности по организации их практической реализации.

Политика социальная

Политика социальная - деятельность государства, направленная на разработку и обеспечение решения комплекса социальных проблем государства: социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальная защита населения.

Политика социально-педагогическая

Политика социально-педагогическая (отражение социально-педагогического аспекта в социальной политике государства) целенаправленное и косвенное влияние официальной деятельности государства (его политики) на воспитание подрастающего поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры, национальных идеалов и приоритетов, а также на взрослое население страны (приобщение их к культурным ценностям страны,побуждение к политической и трудовой активности и пр.). Политика социально-педагогическая носит официальный и неофициальный характер. Официальная политика социально-педагогическая имеет прямое влияние на общество и проявляется во всех документах, принимаемых государством, носящих регламентирующий характер в системе социальной педагогики (например: Конституция Российской Федерации, Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и мн. др.) и в деятельности по организации их практической реализации.

Понимание

Понимание - это умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать,рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Понятие

Понятие - есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Поощрение

Поощрение - метод воспитания, регулирующий поведение человека, путём стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта.

Последующее образование

Последующее образование - вторая стадия непрерывного образования, развитие полученных и приобретение новых знаний, навыков, умений, качеств, углубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентаций, раскрытие всех способностей человека в изменяющихся социально-экономических условиях.

Потребности социальные

Потребности социальные - род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую её ценностным ориентациям.

Права

Права - совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающихся на принудительную силу государства и нравственность.

Правила воспитания

Правила воспитания - прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

Практика (в ВУЗе)

Практика (в ВУЗе) - важнейший компонент работы в вузе, одна из составляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключаетсяв том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по определенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональной деятельности, к которому готовится.

Превентивная социально-педагогическая деятельность

Превентивная социально-педагогическая деятельность - профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения(предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек.

Предвидение педагогическое

Предвидение педагогическое - прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности, предвосхищение возможного хода событий в педагогическом взаимодействии.

Предмет педагогики

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека как особая функция общества.

Предмет социальной педагогики

Предмет социальной педагогики - социально-педагогическая деятельность, направленная на оптимизацию социального формирования личности человека,решение социально-педагогической проблемы (социально-педагогических проблем) в естественных или специальных условиях среды.

Предметные комиссии

Предметные комиссии - общетехникумское (общеучилищное) объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов.

Преемственность

Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Преподавание

Преподавание - специальная профессиональная деятельность педагога, направленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.

Престиж

Престиж - мера признания обществом заслуг индивида на основе ценностей, сложившихся в данной общности.

Престиж социальный

Престиж социальный - отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной,профессиональной группы, трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, которыми они пользуются в обществе.

Призвание

Призвание - свойство личности, формирующееся на основе интереса к определённой деятельности, стремления успешно выполнить её и проявления способностей к ней.

Пример

Пример - ссылка на более конкретный, особо яркий случай как на момент общего абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и пояснения как такового; как метод представляет собой способ воздействия, перерастающий в самовоздействие в результате усвоения нравственно и эстетически привлекательного образа.

Принуждение

Принуждение - воздействие на человека с целью заставить его что-либо сделать независимо от его желания; один из методов воспитания.

Принцип

Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах.

Принципы государственной политики в области образования

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принципы непрерывного образования

Принципы непрерывного образования - система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся: оступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; интеграция учебной и практической деятельности; учёт особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; единство профессионального, общего и гуманитарного образования; самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих непрерывного образовательного процесса.

Принципы педагогической технологии

Принципы педагогической технологии - основные положения пед. технологий, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учетуровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, которые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степёнь нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно толькотогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позицииучителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, которые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся;культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед взаимодействии из различных смежных областей искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т.п. Разрабатываются Н.Е. Щурковой.

Принципы целостного педагогического процесса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация - содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.

Прогнозирование

Прогнозирование - форма научного предвидения результатов своей деятельности; разработка конкретного предположения, высказанного на основе специально организованного исследования, перспективы развития, в частности образовательной системы.

Прогнозирование социально-педагогическое

Прогнозирование социально-педагогическое - логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения и развития отдельных личностей и социальных групп, а также процессов их взаимодействия.

Программа социальная

Программа социальная - раздел государственных планов экономического и социального развития, определяющий основные цели и задачи, которые относятся к социальной области и которые предстоит выполнить в планируемом периоде, а также главные средства и пути их осуществления; совокупность, система, социальных мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы.

Проектирование

Проектирование - разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении.

Противоречие педагогическое

Противоречие педагогическое - несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педагогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к человеку, группе.

Профессиограмма

Профессиограмма - системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определённой профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей.

Профессиограмма социального педагога

Профессиограмма социального педагога - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика социального педагога с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Профессионализм

Профессионализм - приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессиональная готовность студента

Профессиональная готовность студента - интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности после окончания ВУЗа.

Профессиональное образование

Профессиональное образование - система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уровню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее.

Профессиональные функции педагога

Профессиональные функции педагога - гностическая (познавательная), конструктивная, организаторская, коммуникативная, диагностическая,корректирующая и контрольно-оценочная.

Профессия

Профессия - род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определённых знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях.

Профилактика

Профилактика - использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

Процесс воспитания

Процесс воспитания - процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельностивоспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям и отношениям.

Процесс обучения

Процесс обучения - определенным образом организованные деятельности обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения.

Процесс социальный

Процесс социальный - последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта.

Предыдущая страница Следующая страница