Статьи на букву "О"
Обобщение - один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия. |
Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней цензов (Закон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов. Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; какрезультат характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений,навыков, опыта деятельности и отношений; как система совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. |
Образование взрослых - система государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образование взрослых включает создание школ для взрослых, организацию обучения на предприятиях без отрыва производства, заочное обучение, лекционную пропаганду, самообразование. |
Образование профессиональное - система знаний, практических умений и навыков в определённой области трудовой деятельности; общепрофессиональнаяи специальная подготовка будущего специалиста. |
Образовательная траектория - возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов исклонности, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. |
Образовательные потребности - потребности в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем. |
Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерацииреализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования;профессиональные образовательные, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным образовательным относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования. |
Образовательные программы и учебники - ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). |
Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. |
Образовательные учреждения - основное звено системы непрерывного образования, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Принципы функционирования образовательного учреждения: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; общедоступность; адаптивность системы образования по отношению к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,воспитанников; светский характер; демократизм, свобода и плюрализм в образовании. |
Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. |
Образовательный процесс - целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования. |
Образовательный стандарт - стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты. |
Обсуждение - один из приёмов убеждения, способ вовлечения в процесс выявления истины; даёт возможность вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям. |
Обучаемость - это приобретенная учащимися или студентами (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическимперестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. |
1. Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и на выков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков само образования в соответствии с поставленными целями. 2. Целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. 3.Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов). |
Обученность - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющиеся к сегодняшнему дню запас знаний, так исложившиеся способы и приёмы их приобретения. |
Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательногопроцесса в воспитательных учреждениях всех типов. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. |
Общекультурное образование взрослых - образование, удовлетворяющее потребности индивида в своем развитии, в поддержании здоровья, в содержательном проведении досуга. |
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,умениями, навыками. |
Общение педагогическое - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление в коллективе. |
Объект - то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта. |
Объект воспитания - тот (те), кому адресованы целенаправленные или стихийные воспитательные влияния, поддержка, помощь: ребёнок, подросток, молодой человек, группа или коллектив, неформальные объединения. |
1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приёмов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении. |
Ограничение жизнедеятельности человека - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. |
Одаренность - уровень развития способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. |
Одобрение - признание позитивными достоинства человека, его действия и поступков. Рассматривается как один из приёмов поощрения действий воспитанника. |
Озарение - высшая форма ясности сознания, обеспечивающая высшее проявление творческого мышления и творческой деятельности. |
Олигофрения - различные формы врождённого или приобретённого в раннем детстве психического недоразвития (слабоумие). |
Опека (попечительство) - форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опека устанавливается в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты. |
Опрос - метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. |
Оптимальность - достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. |
Опыт - совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Как философская категория О. основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. О. выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. |
Организация - упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, в достижении взаимодействия при функционировании её частей. |
Ориентация - определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности, к востоку); совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения; умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность вчем-либо. |
Ориентация социальная - осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле - выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения. |
Ориентировочная основа деятельности (ООД) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Термин введен П. Я. Гальпериным. Наэтом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, т. е. системой внутренних указаний о том, выполнять то или иное действие или нет. |
Ортобиоз - здоровье, разумный образ жизни. О. включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, правильное питание, культуру общения и личную гигиену. |
Основы педагогики (социальной педагогики) - исходные данные, главные составляющие содержания педагогики (социальной педагогики), определяющиеее как самостоятельную отрасль знания.1. Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики) учения, теории, концептуальные подходы различных наук, накоторые опирается педагогика (социальная педагогика) и которые в своей совокупности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные теории личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельности (учение о взаимосвязи среды и воспитания) и др.2. Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки собственные теории, учения, концептуальные подходы, наоснове которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика.3. Методологические основы педагогики (социальной педагогики) теоретические, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (теучения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики).Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педагогики: педагогического, социально-педагогического исследования, педагогической, социально-педагогической практики) исходные, главные положения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) его существования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическими средствами.Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.;реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая возможности управления явлением, создания оптимальных условий для его существования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью. |
Ответственность - способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе социальным, нравственным и правовым нормам и правилам, в результате чего возникает чувство причастности общему делу, а при несоответствии чувство невыполненного долга. |
Отношения - взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или однойсистемы к другой; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта. |
Отношения межгрупповые - субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. Отношения межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. |
Отношения межличностные - субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных деловые,личные, приятельские, товарищеские, супружеские. Выделяются эмоционально-непосредственные отношения, межличностные, характерные для так называемой диффузной малой группы, или группы низкого уровня развития, опосредованные отношения межличностные в коллективе, обусловленные содержанием и целями совместной деятельности. |
Отношения общественные - совокупность всех видов отношений данного общества или данной формации общества. |
Отношения социальные - определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По своей природе они объективны, независимы от воли и сознания людей. |
Отставание - несоответствие уровня достижений человека или группы людей особенно в образовательном контексте ожиданиям или тому потенциалу,который у них имеется. |
Оценка - определение и выражение в условных знаках баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. |
Очное обучение - вид обучения, обеспечивающий непосредственный контакт, непосредственное общение обучающего и обучающегося. |
Ошибка - результат неправильного (ошибочного) действия. |
Ошибочное действие - действие, не достигшее цели. |