Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Обобщение

Обобщение - один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Образование

Образование - это целенаправленный процесс обучения  и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней цензов (Закон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов. Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; какрезультат характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений,навыков, опыта деятельности и отношений; как система совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Образование взрослых

Образование взрослых - система государственных и общественных мероприятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образование взрослых включает создание школ для взрослых, организацию обучения на предприятиях без отрыва производства, заочное обучение, лекционную пропаганду, самообразование.

Образование профессиональное

Образование профессиональное - система знаний, практических умений и навыков в определённой области трудовой деятельности; общепрофессиональнаяи специальная подготовка будущего специалиста.

Образовательная траектория

Образовательная траектория - возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов исклонности, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Образовательные потребности

Образовательные потребности - потребности в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем.

Образовательные программы

Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерацииреализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования;профессиональные образовательные, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным образовательным относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы и учебники

Образовательные программы и учебники - ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательные системы

Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения - основное звено системы непрерывного образования, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Принципы функционирования образовательного учреждения: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; общедоступность; адаптивность системы образования по отношению к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,воспитанников; светский характер; демократизм, свобода и плюрализм в образовании.

Образовательные цели

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Образовательный процесс

Образовательный процесс - целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Образовательный стандарт

Образовательный стандарт - стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Обсуждение

Обсуждение - один из приёмов убеждения, способ вовлечения в процесс выявления истины; даёт возможность вырабатывать коллективное мнение, формировать позиции по отношению к личности, общественным событиям.

Обучаемость

Обучаемость - это приобретенная учащимися или студентами (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическимперестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения.

Обучение

1. Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и на выков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков само образования в соответствии с поставленными целями. 2. Целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике. 3.Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов).

Обученность

Обученность - результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющиеся к сегодняшнему дню запас знаний, так исложившиеся способы и приёмы их приобретения.

Общая педагогика

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательногопроцесса в воспитательных учреждениях всех типов. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Общекультурное образование взрослых

Общекультурное образование взрослых - образование, удовлетворяющее потребности индивида в своем развитии, в поддержании здоровья, в содержательном проведении досуга.

Общение

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,умениями, навыками.

Общение педагогическое

Общение педагогическое - профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление в коллективе.

Объект

Объект - то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта.

Объект воспитания

Объект воспитания - тот (те), кому адресованы целенаправленные или стихийные воспитательные влияния, поддержка, помощь: ребёнок, подросток, молодой человек, группа или коллектив, неформальные объединения.

Объяснение

1) словесный метод обучения:  пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приёмов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.

Ограничение жизнедеятельности человека

Ограничение жизнедеятельности человека - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Одаренность

Одаренность - уровень развития способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Одобрение

Одобрение - признание позитивными достоинства человека, его действия и поступков. Рассматривается как один из приёмов поощрения действий воспитанника.

Озарение

Озарение - высшая форма ясности сознания, обеспечивающая высшее проявление творческого мышления и творческой деятельности.

Олигофрения

Олигофрения - различные формы врождённого или приобретённого в раннем детстве психического недоразвития (слабоумие).

Опека (попечительство)

Опека (попечительство) - форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опека устанавливается в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты.

Опрос

Опрос - метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Оптимальность

Оптимальность - достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Опыт

Опыт - совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Как философская категория О. основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. О. выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Организация

Организация - упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, в достижении взаимодействия при функционировании её частей.

Ориентация

Ориентация - определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности, к востоку); совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения; умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность вчем-либо.

Ориентация социальная

Ориентация социальная - осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле - выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения.

Ориентировочная основа деятельности (ООД)

Ориентировочная основа деятельности (ООД) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Термин введен П. Я. Гальпериным. Наэтом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, т. е. системой внутренних указаний о том, выполнять то или иное действие или нет.

Ортобиоз

Ортобиоз - здоровье, разумный образ жизни. О. включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, правильное питание, культуру общения и личную гигиену.

Основы педагогики (социальной педагогики)

Основы педагогики (социальной педагогики) - исходные данные, главные составляющие содержания педагогики (социальной педагогики), определяющиеее как самостоятельную отрасль знания.1. Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики) учения, теории, концептуальные подходы различных наук, накоторые опирается педагогика (социальная педагогика) и которые в своей совокупности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные теории личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельности (учение о взаимосвязи среды и воспитания) и др.2. Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки собственные теории, учения, концептуальные подходы, наоснове которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика.3. Методологические основы педагогики (социальной педагогики) теоретические, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (теучения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики).Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педагогики: педагогического, социально-педагогического исследования, педагогической, социально-педагогической практики) исходные, главные положения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) его существования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическими средствами.Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.;реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая возможности управления явлением, создания оптимальных условий для его существования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью.

Ответственность

Ответственность - способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе социальным, нравственным и правовым нормам и правилам, в результате чего возникает чувство причастности общему делу, а при несоответствии чувство невыполненного долга.

Отношения

Отношения - взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или однойсистемы к другой; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

Отношения межгрупповые

Отношения межгрупповые - субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. Отношения межгрупповые отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности.

Отношения межличностные

Отношения межличностные - субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных деловые,личные, приятельские, товарищеские, супружеские. Выделяются эмоционально-непосредственные отношения, межличностные, характерные для так называемой диффузной малой группы, или группы низкого уровня развития, опосредованные отношения межличностные в коллективе, обусловленные содержанием и целями совместной деятельности.

Отношения общественные

Отношения общественные - совокупность всех видов отношений данного общества или данной формации общества.

Отношения социальные

Отношения социальные - определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По своей природе они объективны, независимы от воли и сознания людей.

Отставание

Отставание - несоответствие уровня достижений человека или группы людей особенно в образовательном контексте ожиданиям или тому потенциалу,который у них имеется.

Оценка

Оценка - определение и выражение в условных знаках баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

Очное обучение

Очное обучение - вид обучения, обеспечивающий непосредственный контакт, непосредственное общение обучающего и обучающегося.

Ошибка

Ошибка - результат неправильного (ошибочного) действия.

Ошибочное действие

Ошибочное действие - действие, не достигшее цели.

Предыдущая страница Следующая страница