Статьи на букву "И"
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. |
Идеал - образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре,искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основаниеморального долга, критерий разделения добра и зла. |
Идентификация - отождествление человека с кем-либо, чем-либо; в социальной психологии отражает важнейший механизм социализации человека. Проявляется в принятии индивидом определенной социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании у него социальных установок. |
Идеологизация - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. |
Иждивенчество - общественное явление и особенность личности, проявляющиеся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержатьсебя, в отсутствии чувства ответственности и готовности самостоятельно решать сложные жизненные проблемы. |
Имидж - реальный (или воображаемый) облик, стиль делового человека; отношение к нему на основе его популярности и успеха, доверия и симпатий людей. Обычно ассоциируется с понятиями престижа и престижности, с репутацией. |
Имидж социального педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа социального поведения в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. |
Импровизация педагогическая - деятельность социального педагога на основе личного опыта, интуиции, с учётом сложившейся ситуации, без предварительного осмысления, обдумывания. |
Инвалид - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность. К этой категории относят человека, который имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. |
Инварианты педагогические - педагогические истины, не подлежащие пересмотру. Термин введён в педагогику французским педагогом С. Френе, который разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагоги. Например, природа ребёнка такая же, как и природа взрослого и т.д. |
Ингибиция социальная - ухудшение результатов деятельности, если человек начинает её осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. |
Индивид - человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, носитель индивидуального своеобразия; каждый отдельный человек всообществе других. |
Индивидуализация образования - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида. |
Индивидуализм - черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. |
Индивидуальность - уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидульно-психических особенностей. |
Индивидуальный подход - желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей. |
Индивидуальный стиль деятельности - характерная для данного индивида система навыков, методов, приёмов, способов выполнения той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение. |
Инновационное обучение - обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе готовности кактивному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовногообновления личности и коллектива. |
Инновация педагогическая - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. |
Инспектирование - проверка соответствия деятельности образовательных учреждений нормам законодательного права и др. правовым актам. |
Институт - самостоятельное учреждение высшего профессионального образования или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующие профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее определенный вид деятельности; совокупностьнорм и права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства. |
Институт социализации - устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним относятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа. |
Институт социальный - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность И. с. определяется набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы ведения; интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельноститого или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами действий; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля. |
Инструктаж - обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом,осуществляющим руководство, учебной группой, или индивидуальным наставником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрациюприемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, заключительный И. |
Инструкция - нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции наосновании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов выше стоящих органов государственного управления;собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность. |
Инструментальные методы - специальные эмпирические методы исследования в профессиональной педагогике, связанные с применением приборов, инструментов, аппаратов, предназначенных для изучения явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемых с целью получения объективных количественных данных; получили широкое применение в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации и т.д. |
Интеграция - ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей. |
Интеграция естественная социальная - объединение вокруг общих целей, возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов(единство убеждений, выбор лидера, совместное получение результата деятельности и т.п.). |
Интеграция принудительная социальная - запрет на различия, подчинение личных интересов заданным извне целям. Крайняя форма проявления принудительной интеграции в обществе тоталитаризм. |
Интеграция социальная - характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов. Может быть естественной и принудительной. |
Интеллект - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования, понятия, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. |
Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью обществапреимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте к людям, считающимся носителямикультуры. |
Интервью - беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; в педагогических исследованиях беседа по намеченномуплану. |
Интерес - отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания. |
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. |
Интернат - образовательное учреждение, в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, приют для инвалидов и одиноких престарелых, где они обеспечиваются уходом. |
Интуиция социально-педагогическая - быстрое, одномоментное принятие социальным педагогом решения, основанное не на развёрнутом, осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации и личном опыте. |
Инфантилизм - задержка в развитии организма; сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту. |
Инфантилизм психический - отставание ребёнка в личностном развитии (общее недоразвитие, специфические отклонения). |
Инфантилизм социальный - социальное недоразвитие, проявляющееся в процессе социализации ребёнка и отражающееся на его социальном развитии ивоспитании. |
Инфантилизм физический - физическое недоразвитие ребёнка (задержка роста, хилость организма) вследствие инфекционных заболеваний, интоксикаций,неполноценного питания. |
Информатизация образования - комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. |
Инфраструктура социальная - устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организацииосновных видов деятельности человека - трудовой, социально-политической,культурной семейно-бытовой. |
Исправительно-трудовая педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к различным видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. |
Исследование научно-педагогическое - процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. |
История педагогики - отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколенияна разных ступенях развития человеческого общества. |