Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Работа

Работа - нахождение в действии, деятельность; процесс превращения одноговида энергии в другую, занятие, труд; целенаправленная деятельность; продукт труда, готовое изделие.

Развитие

Развитие - изменения во внутреннем мире, облике человека в результатевнешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Развитие личности

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности в результатеее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступаетво взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим вразвитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Развитие социальное

Развитие социальное - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных ее компонентах социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационныхструктурах и т.д.

Рассказ

Рассказ - словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования крассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительныхпримеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;обеспечение четкой логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.

Рационалистическая модель образования

Рационалистическая модель образования - ориентация образования на успешную адаптацию обучаемых к условиям жизни современного общества и цивилизации, высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, готовность к освоению новых знаний.

Реферат

Реферат - краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставленияи анализа нескольких источников.

Референтная группа

Референтная группа - микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации,  законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способность противостоять им.

Рефлексия

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актови состояний на основе жизненного опыта.

Рефлексия личностная

Рефлексия личностная - познание человеком собственных личностных качеств, а также представлений других людей о них.

Рефлексия социально-психологическая

Рефлексия социально-психологическая - понимание другого путем размышления за него.

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности - способность обучающегося к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям, адекватности задаче и т.д.

Реформа

Реформа - коренное преобразование, изменение, переустройство, например,системы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Речь

Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком; язык в действии.

Решение

Решение - нахождение ответа на какой-то вопрос (применительно к задаче,проблеме); волевой акт, выражающий осознанное намерение действовать определенным образом; выбор пути достижения какой-то цели. Подразделяют Р.личное («для себя») и Р. профессиональное, обращенное на деятельность других людей.

Решение коллективное

Решение коллективное - одна из форм включения исполнителей в выработку общих решений, демократизации управления.

Риск педагогический

Риск педагогический - применение необычного метода или приема разрешения отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективными.

Рискология социально-педагогическая

Рискология социально-педагогическая - учение о фактах социально-педагогической деятельности и их влияние на профессиональную деформацию педагога, а также специфику его профессиональной деятельности в ситуации неизбежного выбора.

Ролевое воспитание

Ролевое воспитание - форма социализации, при которой молодые люди приобретают навыки поведения и аттитюды, которые понадобятся им во взрослой жизни для соответствия своему институционализированному социальному положению.

Роль социальная

Роль социальная - социальная функция,  модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции ипр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы.

Руководство

Руководство - наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Основные стили руководства: автократический и демократический.

Предыдущая страница Следующая страница