Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Валидность

Валидность - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она предназначена, и какова ее действенность, практическая полезность.

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека какцелостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

Вариативность

Вариативность - теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации.

Вербализм в обучении

Вербализм в обучении - недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний.

Верификация

Верификация - процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности.

Вечернее обучение

Вечернее обучение - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования.

Взаимодействие

Взаимодействие - состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная их черта, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которогоявляются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе

Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе - установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение.

Взаимодействие педагогическое

Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Взаимодействие социальное

Взаимодействие социальное - процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов.

Взаимопомощь

Взаимопомощь - усилие людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу.

Взрослый

Взрослый - лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненнымопытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения.

Взрослый обучающийся

Взрослый обучающийся - человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся:1. Он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью.2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег.3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей. 4. Он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

Вид образования

Вид образования - разновидность обучения, организованная в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося,способ взаимодействия обучающегося и обучающего).

Виктимиалогия социально-педагогическая

Виктимиалогия социально-педагогическая - отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание.

Влияние

Влияние - действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Вмешательство в педагогике

Вмешательство в педагогике - непосредственные действия, направленные на воспитательную деятельность других лиц с целью ее корректировки, исправления в интересах воспитуемых, обучаемых.

Внеформальное образование

Внеформальное образование - организация обучения, характеризующаяся двумя параметрами:1. Систематизированное.2. Отличающееся целенаправленной деятельностью обучающихся.

Внимание

Внимание - это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Внимание социально обусловленное

Внимание социально обусловленное - внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты.

Воздействие педагогическое

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции,организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Возрастная периодизация

Возрастная периодизация - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество от момента рождения до 1 года; преддошкольный от 1 года до 3 лет;дошкольный возраст от 3 до 6 лет; младший школьный возраст от 6 до 10 лет; подростковый возраст от 10 до 15; юношеский возраст от 15 до 21 года;зрелый возраст от 21 до 60 лет; пожилой возраст от 60 до 75 лет; старческий возраст от 75 до 90 лет; долгожители свыше 90 лет.

Воля

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воспитание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воспитанник

Воспитанник - человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и(или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитанность

Воспитанность - качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенствои этичность поведения.

Воспитатель

Воспитатель - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

Воспитательная работа

Воспитательная работа - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс - социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитуемость

Воспитуемость - подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающее обучение

Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Всестороннее развитие личности

Всестороннее развитие личности - целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.

Высшая школа

Высшая школа - совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи. Учебный процесс в В.ш. осуществляется в следующих формах: лекции, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия, курсовые работы и проекты, учебная и производственная практика, консультации, дипломное проектирование и государственные экзамены.

Высшее образование

1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квалифицированных педагогических и научных работников. 2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.) В.о. - результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и  практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Специфика в.о. в непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки к практики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой подготовке выпускников учебных заведений.  

Высшее учебное заведение (ВУЗ)

Высшее учебное заведение (ВУЗ) - образовательное учреждение, учреждённое и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами ВУЗа являются:1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовкого профессионального образования.2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований в творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе.3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации.4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к творческому труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.6. Распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Предыдущая страница Следующая страница