Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Дактилология (дактильная речь)

Дактилология (дактильная речь) - своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки;способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм.

Дезадаптация

Дезадаптация - это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Действия

Действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу. (2)

Демократизация

Демократизация - обеспечивает доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой перестройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответствии с изменениями потребностей общества и производства.

Демократизация образовательного учреждения

Демократизация образовательного учреждения - процесс развития и укрепления демократических основ содержания и организации его деятельности.

Деморализация

Деморализация - моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины.

Деонтология педагогическая

Деонтология педагогическая - это профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной деятельностью решения.

Деперсонализация

Деперсонализация - изменение самосознания индивида, связанная с утратой им своего лица, своей способности быть личностью, своей социальной значимости, резкое снижение самооценки своего поведения.

Десоциализация

Десоциализация - утрата человеком, по каким либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительная болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации среди жизнедеятельности.

Дети одарённые

Дети одарённые - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.

Дети, подростки "группы риска"

Дети, подростки "группы риска" - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения.

Дети улицы

Дети улицы - дети, результат воспитания которых определен улицей; дети,живущие на улице, для которых она является родным домом.

Дети-сироты

Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Детоцентризм

Детоцентризм - стиль воспитания ребёнка, в основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению.

Детские учреждения

Детские учреждения - общее название лечебно-профилактических и учебновоспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно.

Детский дом

Детский дом - государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте до 14 лет включительно.

Детство

Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Дефектология

Дефектология - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

Дефиниция

Дефиниция - определение понятия, выражаемого словом, что делает последнее термином.

Деформация личности

Деформация личности - изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для неё жизненно важное значение.

Деятельность

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность педагогическая

Деятельность педагогическая - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Деятельность социально-педагогическая

Деятельность социально-педагогическая - деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.

Диагностика

Диагностика - распознавание, направленное на раскрытие сущности изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и глубоко описан и с которым он соотносит (сравнивает) полученную информацию.

Диагностика социально-педагогическая

Диагностика социально-педагогическая - теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей.

Диверсификация образования

Диверсификация образования - многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность.

Дидактика

Дидактика - это научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Автодидактика - совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом впроцессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

Дидактическая теория

Дидактическая теория - это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей,принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Дидактогения

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызвано нарушением пед. такта со стороны педагога, воспитателя, родителя, тренера и др.,проявляющееся угнетенным состоянием, страхом, фрустрацией и т.д., отрицательно сказывающееся на деятельности воспитанника или учащегося и его отношениях с окружающими.

Дипломная работа

Дипломная работа - это самостоятельная письменная работа, представляемая студентами при окончании университетов и некоторых других вузов и техникумов. Выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки их подготовленности к самостоятельной работе по специальности.

Диссертация

Диссертация - это особый вид научного произведения, которое представляет результаты проведенного автором научного исследования.

Дистантное обучение

Дистантное обучение - вид обучения, основанный на комплексном использования обучения по переписке и технических средств передачи информации (радио, телевидение, компьютеры, телефоны).

Дисциплина

Дисциплина - социальные отношения,  выражающиеся в обязательном для всех членов общества подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.

Дисциплинированность

Дисциплинированность - волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами.

Дифференциация образования

Дифференциация образования - ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися или студентами соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов.

Дифференцированный подход в воспитании

Дифференцированный подход в воспитании - осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.

Догматизм

Догматизм - метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

Доклад

Доклад - публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.

Доминирующий мотив

Доминирующий мотив - мотив, побеждающий в борьбе мотивов и определяющий направленность деятельности в данной ситуации.

Дополнительное образование

Дополнительное образование - образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

Достижение

Достижение - позитивный результат каких-нибудь усилий, успех.

Достоверность

Достоверность - установление степени соответствия информации истине.

Доступность обучения

Доступность обучения - дидактический принцип, предполагаемый учет уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программы, учебников и выборе методов обучения.

Досуг

Досуг - это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических духовных и социальных потребностей людей в свободное время. 

Дошкольное воспитание

Дошкольное воспитание - это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольное образование

Дошкольное образование - образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.

Дружба

Дружба - отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов.

Духовность

Духовность - индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).

Предыдущая страница Следующая страница