Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Макросистема

Макросистема - постоянство формы и (или) содержания систем низшего порядка (микро-, мезо-, экзо-), которые существуют или могут существовать науровне культуры как целого вместе с системами верований или идеологий, лежащими в основе такого постоянства.

Манипулирование

Манипулирование - система способов идеологического социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Маргинализация

Маргинализация - процесс деградации человека, потеря им прежнего статуса, превращение в социальное явление, не типичное для данного цивилизованногообщества.

Мастерство

Мастерство - высокая степень овладения определенными видами профессиональной деятельности.

Мастерство педагогическое

Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Мезосистема

Мезосистема - структура взаимоотношений двух или более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует (например, для ребенка это отношение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого между семьей, работой и общественной деятельностью).Экзосистема - среда, не вовлекающая развивающуюся личность в качестве активного участника, но влияющая на ее жизнедеятельность (опосредованное влияние на социализацию личности).

Менеджмент

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.

Менеджмент педагогический

Менеджмент педагогический - комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приёмов управления образовательным процессом,направленный на повышение его эффективности.

Менталитет, ментальность

Менталитет, ментальность - квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека,группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Меры

Меры - совокупность действий, направленных на достижение определенной цели.

Меры воспитания

Меры воспитания - совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К М.в. можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности.

Метод

Метод - способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Метод анализа документов

Метод анализа документов - исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п.

Метод беседы

Метод беседы - получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей.В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод изучения продуктов творчества

Метод изучения продуктов творчества - диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры М. и. п. т.: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденафа и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т. д. Метод психол., но очень широко используется в педагогических исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

Метод наблюдения

Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности,коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б. сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т. д.

Метод обобщения независимых характеристик

Метод обобщения независимых характеристик - исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.

Метод социометрический

Метод социометрический - исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы.

Метод терминологический

Метод терминологический - оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ педагогических явлений через анализ закрепленных вязыке теории педагогики понятий.

Метод тестирования

Метод тестирования - исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания.

Методика

Методика - способ достижения определённой цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки,исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения, осуществление воспитательной деятельности.

Методика обучения как частная дидактика

Методика обучения как частная дидактика - совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методологические основы педагогики (социальной педагогики)

Методологические основы педагогики (социальной педагогики) - теоретические, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (те учения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики). *Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педагогики: педагогического, социально-педагогического исследования, педагогической, социально-педагогической практики) - исходные, главные положения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) его существования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическими средствами. *Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая - понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая - формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.; реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая возможности управления явлением, создания оптимальных условий для его существования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая - возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью.

Методология

Методология - учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

Методология социальной педагогики

Методология социальной педагогики - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений сучётом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации.

Методы воспитания

Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных,индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. (2)Основные группы методов воспитания:методы контроля и самоконтроля пути получения информации об эффективности воспитательной деятельности: социально-педагогическое наблюдение, беседа, социально-педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных социально-педагогических ситуаций и др.;методы организации деятельности пути выделения, закрепления и формирования положительного опыта поведения, отношений, действий и поступков, мотивации: поручения, упражнения, тренинги, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело;методы самовоспитания методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана самосовершенствования: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание);методы стимулирования целесообразной деятельности и поведения пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения: «взрыв» (метод впервые введен и раскрыт А. С. Макаренко), метод естественных последствий (самоликвидация последствий, созданных воспитанником), принуждение (контроль, требование, наказание) поощрение;методы формирования сознания методы, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения: анализ воспитывающих ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, пример, рассказ.

Методы коммуникации ненаправленные

Методы коммуникации ненаправленные - методы социальной педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными, педагогически запущенными детьми и подростками, трудными в воспитательном отношении, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок,анекдотов и т.п. с целью уточнения смысла проблем ребенка и путей их решения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т.д. Подразделяются на устные(индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы);программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.

Методы обучения

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности

Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности - группа методов обучения, направленных на организацию учебнопознавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения ввиде подгрупп.1. Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы(рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания).2. Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3. Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, за поминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).

Методы организации коллектива

Методы организации коллектива - совокупность средств и приемов воспитания, которые способствуют формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об условиях взаимодействия и совместной деятельности.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы - самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном(на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).

Методы специальные

Методы специальные - совокупность средств и приемов, которые используются в социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и направлен на их индивидуальное, индивидуально-коррекционное,коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание.

Методы стимулирования

Методы стимулирования - совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям, меняются в обучении, воспитании,коррекционной работе и пр.

Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования и мотивации учения - группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению истимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, ивключающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

Микросистема

Микросистема - структура деятельностей, ролей межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, сего характерными физическими и материальными свойствами.

Микросоциум

Микросоциум - среда непосредственного окружения человека, малая социальная группа (семья, производственная бригада и т.д.).

Милосердие

Милосердие - способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сироте, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду.

Мировоззрение

Мировоззрение - система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу.

Мнение

Мнение - оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту.

Многовариантность образования

Многовариантность образования - создание в образовательной системе условий выбора, дающих каждому участнику образовательного процесса шанс вдостижении успеха. Многоступенчатость профессиональной подготовки предусматривает последовательный переход со ступени на ступень. Такая система основывается на профессиональном самоопределении студента или на конкурсном отборе обучения на следующей ступени. Профессиональное самоопределение в условиях учебного заведения со ступенчатой системой подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных возможностей и профессиональной ориентацией. Преимущество ступенчатой системы подготовки состоит в более основательной профориентации и осознанном выборе профессии, а также в овладении несколькими профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные варианты для трудоустройства в сложных экономических условиях. Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных уровней образования - начального и среднего, и высшего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях переходят на более высокий уровень образования. Многоступенчатая система подготовки позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное профессиональное образование по одной или двум профессиям.

Многоуровневость образования

Многоуровневость образования - организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Многоуровневые учебные заведения

Многоуровневые учебные заведения - те, в которых реализуются разные образовательные программы, отвечающие требованиям Государственного образовательного стандарта соответствующих уровней профессионального образования. Различают три основных уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее. В средних профессиональных учебных заведениях реализуются два уровня среднего профессионального образования: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних специальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневыесредние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных процессов, так как эти учебные заведения сами формируют образовательные программы в зависимости от уровня предложений.

Моделирование (в пед.)

Моделирование (в пед.) - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений, процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.

Моделирование в педагогике

Моделирование в педагогике - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений, процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - метод формирования содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в совокупности полностью отражающих профессиональную деятельность от целеполагания до самоконтроля и анализа результатов как по основным профессиональным функциям, так и по их элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает выявление типовых профессиональных задач, разработку на их основе соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании обучения,выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных элементов модели.

Модель

Модель - мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в познании или на практике.

Модель воспитания

Модель воспитания - своеобразие в подходах к определению цели, средств,условий и методики осуществления воспитания.

Модель компетентности

Модель компетентности - умения, знания, навыки, качества и ценностные ориентации, необходимые для выполнения той или иной социальной роли.

Модель обучения

Модель обучения - систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения.

Модернизация

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы, как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.

Молодежь

Молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16 - 30 лет).

Мониторинг

Мониторинг - постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса.

Монография

Монография - научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.

Мораль

Мораль - нравственность, правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.

Морфология социальной педагогики

Морфология социальной педагогики - комплекс наук, составляющих общее содержание социальной педагогики.

Мотив

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность активности личности.

Мотив моральный

Мотив моральный - внутреннее побуждение личности к нравственному поступку.

Мотив социальный

Мотив социальный - осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей(их осознании).

Мотивация

Мотивация - система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение - учреждения, осуществляющие образовательный процесс на субсидии муниципалитета.

Предыдущая страница Следующая страница