Статьи на букву "Э"
Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения,подготавливающий качественные изменения; вообще развитие. |
Эвристика - наука, исследующая закономерности творческой деятельностичеловека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. |
Эвристика педагогическая - методология обучения через собственный поиск;изучение принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. |
Эвристическая беседа - вопросительная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами,иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам. |
Эвристическая форма обучения (П. Ф. Каптерев) - такая форма обучения,при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими обучающимися под руководством обучаемого. |
Эгоизм - свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии,предпочтении личных интересов общественным и интересам других людей. |
Эгоцентризм - крайняя точка эгоизма. |
Эдукологические формы управления - формы управления сферой образования способами, присущими самому образованию, в частности путем созданияслужбы информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг ислужбы аккредитации. |
Эдукология - одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. |
Экзамен - форма оценки качества усвоения обучающими теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочность и глубину усвоения, развитие творческого мышления, умения синтезировать, классифицировать и обобщать полученные знания и применять к решению задач практического и прикладного характера. |
Экзамены в высшей школе - проводятся преподавателями по прочитаннымими теоретическим дисциплинам. Они могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми и государственными. Результаты экзамена оцениваются обычно по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно,неудовлетворительно). |
Экзосистема - среда, не вовлекающая развивающуюся личность в качестве активного участника, но влияющая на ее жизнедеятельность (опосредованное влияние на социализацию личности). |
Эклектизм - неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. |
Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. |
Экскурс - изучение, освещение какого-нибудь специального вопроса, связанного с главной темой. |
Эксперимент - эмпирический метод познания педагогических явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях. |
Эксперимент педагогический - научно-поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте. |
Эксперт - квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, проведения экспертизы. |
Экстерн - человек, сдающий экзамены за курс учебного заведения, не обучаясь в нем. |
Экстернат - система прохождения курса обучения экстерном. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки с последующей аттестацией в высшем учебном заведении. Текущая аттестация включает прием экзаменов и зачетов по курсам соответствующих дисциплин; рецензирование и прием контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике. |
Элоквенция - ораторское искусство; красноречие. |
Эмпатия - качество личности, ее способность проникать с помощью чувств вдушевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать, разделять их; постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение, «вчувствование» в него. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание переживание субъектом эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствие переживаниесобственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Как показывают психологические исследования, Э. трудно воспитать, но также трудно иразрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с обогащением жизненного опыта. Она легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций индивидов. |
Эмпиризм - учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. |
Энциклопедизм - всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания. |
Энциклопедия - научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. |
Эрудиция - проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью. |
Эстетическое воспитание - один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них и коллективов. |
Этапы процесса обучения - последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий;4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения. |
Этика - система норм нравственного поведения человека, профессиональной группы. |
Этика педагогическая - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности педагога. |
Этика социально-педагогическая - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социального педагога. Предметом Э. с.-п. являются закономерности проявления нравственности в сознании, поведении, отношениях и деятельности социального педагога. |
Этикет - в узком смысле, в исторически первоначальном значении - свод правил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т. п.; в широком значении - совокупность правил поведения, вежливости, принятых в каком-либо обществе или его части (Э. половозрастной, кастовый, сословный,профессиональный и т. п.). |