Энциклопедия Кольера
ПРОТЕСТАНТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ - религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание. Данная статья служит путеводителем по статьям Энциклопедии, посвященным протестантским деноминациям.

История. Протестантизм, как особое явление в рамках христианства, был вызван и обусловлен рядом интеллектуальных, социальных, экономических и политических факторов. Эти факторы разбираются в иллюстрированной статье РЕФОРМАЦИЯ. В ней обсуждаются также главные исторические личности этого периода и разъясняется смысл сложных теологических споров, породивших эту продолжающуюся схизму в христианской церкви. Некоторым важным событиям, связанным с Реформацией, посвящены отдельные статьи, например,

ВОРМССКИЙ РЕЙХСТАГ,

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР.

В статье ХРИСТИАНСТВО Реформация рассматривается на фоне общей церковной истории, тогда как политические события и постоянно меняющиеся умонастроения в странах, охваченных религиозным брожением, излагаются в исторических разделах статьи ЕВРОПА и статьях по отдельным странам (например, ГЕРМАНИЯ). Характер протестантизма со времен Реформации исследуется в таких статьях, как

ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ,

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ.

Секты. Некоторые важные религиозные движения предшествовали Реформации, но тем не менее обычно их принято называть протестантскими. Это ВАЛЬДЕНСЫ, группа, возникшая в 12 в. во Франции, ей посвящена отдельная статья. В статье ГУСИТЫ рассказывается об появлении на Западе в 15 в. первой христианской церкви, которая не признавала верховенство папы Римского. В ходе Реформации новая форма христианской религии, названная протестантизмом, почти сразу после своего возникновения разделилась на четыре главные ответвления. Учение Мартина Лютера в Германии легло в основу лютеранства, в настоящее время это самая крупная протестантская деноминация в мире. Основы вероучения, организационная структура и историческое значение освещаются в статье ЛЮТЕРАНСТВО. В Швейцарии главным выразителем протестантизма стала реформатская церковь, вызванная к жизни Хульдрейхом Цвингли и Жаном Кальвином. Их вероучение получило распространение в форме пресвитерианства, развитию которого посвящена статья ПРЕСВИТЕРИАНЕ. В противоположность этому протестантизм в Англии не был делом рук реформаторов: с самого начала англиканская община была неразрывно связана с политической историей Англии. Вот почему из статей, посвященных личностям, определившим английскую политику того времени

(ГЕНРИХ VIII;

ЭДУАРД VI;

ЕЛИЗАВЕТА I),

читатель узнает также об истоках английского протестантизма. Основная статья АНГЛИКАНСТВО дополняется статьей

ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

и статьями, посвященными диссидентским группам:

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ;

НОНКОНФОРМИСТЫ;

ДИССИДЕНТЫ;

СЕПАРАТИСТЫ.

Четвертая форма протестантизма, более радикальная по сравнению с другими, появилась с АНАБАПТИСТАМИ. Они настаивали на строгом соблюдении новозаветных заповедей, а потому в них можно видеть духовных предшественников МЕННОНИТОВ и, как полагают некоторые, БАПТИСТОВ. В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, ему способствовали вероучительные споры внутри сформировавшихся групп и претензии на получение нового откровения, что приводило к основанию новых сект. Множество этих деноминаций обсуждаются в отдельных статьях, среди них:

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА;

ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ (КВАКЕРЫ);

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ;

МЕННОНИТЫ;

МОРМОНЫ;

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ.

Вероучения и богослужебная практика. Как бы многочисленны ни были протестантские секты, их символы веры обычно содержат три общих для всех фундаментальных принципа: протестанты признают 1) высший авторитет Библии, 2) оправдание только верой, 3) всеобщее священство верующих. Самая ранняя официальная формулировка протестантского вероучения содержится в АУГСБУРГСКОМ ИСПОВЕДАНИИ. Другие статьи, посвященные протестантским символам:

КАТЕХИЗИС;

КНИГА СОГЛАСИЯ. Протестантизм, корни которого следует искать в первоначальном и средневековом христианстве, многое сохранил из своего католического наследия. Различие и сходство между католицизмом и протестантизмом в вопросах организационных и вероучительных можно проследить по статьям:

БИБЛИЯ;

ГРЕХОПАДЕНИЕ;

ЕВХАРИСТИЯ;

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ;

КРЕЩЕНИЕ;

МИЛЛЕНАРИЗМ;

ТАИНСТВО.

Уяснить организацию протестантских церквей помогает статья КЛИР.

Биографии. В Энциклопедии имеется ряд биографических статей, посвященных ключевым персонажам в истории развития протестантизма. Главные реформаторы - КАЛЬВИН Жан;

ЛЮТЕР Мартин;

МЕЛАНХТОН Филипп;

ЦВИНГЛИ Ульрих - представлены в статьях, где отражены программы их реформ. Их предшественники - УИКЛИФ Джон;

ГУС Ян -и противники (например, ЭКК Иоганн) также рассматриваются в отдельных статьях. Основатели протестантских сект более позднего периода

(УЭСЛИ Джон; ФОКС Джордж),

представители современной протестантской мысли

(БАРТ Карл;

БУЛЬТМАН Рудольф;

ТИЛЛИХ Пауль;

ШВЕЙЦЕР Альберт и другие)

также представлены в Энциклопедии.

В начало энциклопедии