Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 7, "МИК"-"МИТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МИК"-"МИТ")

МИКОЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКОПЛАЗМЫ

МИКОПЛАЗМЫ - группа прокариотных организмов, похожих на самые мелкие бактерии, но лишенных клеточной стенки и покрытых снаружи только липопротеиновой мембраной. Отсутствие клеточной стенки оказалось важным в медицинском отношении, поскольку микоплазмы нечувствительны к тем антибиотикам (например, пенициллину), которые подавляют рост бактерий, воздействуя на клеточную стенку. Микоплазмы относятся к мельчайшим свободно живущим и автономно размножающимся микроорганизмам. Их диаметр составляет 0,2-0,8 мкм, а содержание дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) - и соответственно количество генетической информации, заключенной в ДНК, - примерно в 5 раз ниже, чем у обычных бактерий. Это количество ДНК позволяет кодировать лишь минимальный набор белков, необходимых для выживания клетки. Во всяком случае, при культивировании этих организмов в лабораторных условиях приходится добавлять в среду большой набор готовых питательных веществ, так как сами они способны синтезировать лишь ограниченное число веществ. Микоплазмы широко распространены в природе. Некоторые из них живут как сапрофиты на органических остатках или паразитируют в тканях более сложных организмов, не причиняя последним вреда. Однако известно множество видов микоплазм, вызывающих заболевания позвоночных, насекомых и растений, и несколько видов - возбудителей болезней человека. Наибольшее значение имеет Mycoplasma pneumoniae - распространенный инфекционный агент, вызывающий у человека заболевания дыхательных путей, в том числе пневмонию. Интерес к изучению микоплазм особенно возрос после того, как было выдвинуто предположение, что микоплазмы могут быть фактором, способствующим развитию СПИДа. По-видимому, микоплазмы были впервые выделены в 1898 во Франции как возбудители плевропневмонии коров. Позже было установлено, что сходные микроорганизмы вызывают самые разнообразные заболевания, включая особые формы пневмонии, в том числе у людей. Эту группу возбудителей сходных инфекций первоначально обозначали PPLO (от начальных букв английских слов: PleuroPneumonia-Like Organism), и только позже они были классифицированы как микоплазмы. Название M. pneumoniae было дано в начале 1960-х годов. Микоплазмы относят к классу Mollicutes. Термин "микоплазма" обычно используют применительно к любому представителю этого класса микроорганизмов, но, согласно классификации, род Mycoplasma - лишь один из двух основных родов в составе класса Mollicutes.

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОБИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОНЕЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОСКОП

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЛЕ ЖАН ФРАНСУА

МИЛЛЕ Жан Франсуа (Millet, Jean Francois)

(1814-1875), французский художник и график. Родился 4 октября 1814 в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии. Учился у нескольких местных художников в Шербуре, а затем - с 1837 в Париже у живописца академической школы Поля Делароша. В 1840-е годы выбор сюжетов картин Милле был продиктован вкусами времени: Жертвоприношение Пану, Дафнис и Хлоя, Увлекательный роман, многочисленные этюды обнаженной натуры, такие, как Купальщицы или Спящая женщина. В 1848 он отказался от подобных тем и всецело посвятил себя реалистическому изображению жизни крестьян. Картина Веяльщик, выставленная в этом же году, - первая работа, выполненная в том несколько тяжеловесном стиле, который принес славу Милле. В 1848 он уехал из Парижа и поселился в Барбизоне, на окраине леса Фонтенбло, где жил и работал до самой смерти 20 января 1875. Из картин, созданных в Барбизоне, наиболее типичны для этого периода творчества мастера Сеятель (1850), Сборщицы колосьев (1857) и Анжелюс (1859). Полотно Человек с мотыгой (1863) показывает, каких пределов достиг реализм Милле: здесь изображен крестьянин, доведенный до полного физического истощения.

ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ

ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ

Милле не стремился вложить в свое искусство социальный протест. Он подчеркнул это в письме, посвященном картине Женщина, несущая воду (1860): его живопись прежде всего выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле - трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве художников Барбизонской школы.

ЛИТЕРАТУРА

Замятина А.Н. Милле. М., 1959

МИЛЛЕНАРИЗМ

МИЛЛЕНАРИЗМ (лат. millenium - тысячелетие), хилиазм, учение о "тысячелетнем царстве" - периоде в тысячу лет, в продолжение которого сатана будет скован, а святые мученики будут царствовать вместе с Христом, в награду за свою святость став участниками "первого воскресения", как это было обещано в Откр 20:1-7. Это место из Апокалипсиса истолковывалось по-разному. Милленаристы, или премилленаристы, учили, что второе пришествие Христа будет до установления тысячелетнего царства, когда верующие восстанут из мертвых в первом воскресении, чтобы царствовать со Христом на земле на протяжении тысячи лет. Эта точка зрения была распространена в древней церкви, ее придерживались многие раннехристианские писатели (Папий, Юстин Мученик, Ириней, Тертуллиан). Папий, опираясь на еврейскую апокалиптическую традицию, описывал тысячелетнее царство как эпоху всеобщего изобилия, когда каждая виноградная лоза будет иметь по 10 000 ветвей, и каждая виноградная гроздь будет давать по 25 мер вина, и из каждого зерна пшеницы будет произрастать по 10 000 колосьев. Однако Ориген (ум. ок. 254) отвергал буквальное понимание тысячелетнего царства, предпочитая истолковывать его аллегорически. После окончания эпохи гонений на христиан Августин (354-430) отождествил Царство Божье с церковью, утверждая, что тысячелетнее царство уже наступило. Хилиастические ожидания оживились с приближением конца I тысячелетия н.э., поскольку предполагалось, что за ним наступит завершающая эпоха человеческой истории, соответствующая "седьмому дню творения", или "субботе". Сторонники этого взгляда ссылались на слова из 2 Петр 3:8: "у Господа один день, как тысяча лет". В эпоху Реформации и позднее милленаристские взгляды были распространены достаточно широко, однако они так и не были закреплены в официальном вероучении основных христианских церквей и деноминаций. Множество раз назывались конкретные даты второго пришествия Христа и начала тысячелетнего царства, однако все они оказывались ложными. Тем не менее, не смотря на все эти различия в понимании тысячелетнего царства, христианскую церковь в целом объединяет упование на второе пришествие Христа.

См. также АДВЕНТИЗМ; ЭСХАТОЛОГИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МИЛЛЕР АРТУР

МИЛЛЕР Артур (Miller, Arthur)

АРТУР МИЛЛЕР

АРТУР МИЛЛЕР

(р. 1915), американский драматург. Родился 17 октября 1915 в Нью-Йорке. Драматическое искусство изучал в Мичиганском университете, окончил курс в 1938. Среди его ранних произведений интересен роман об антисемитизме Фокус (Focus, 1945). После принесшей Миллеру успех пьесы Все мои сыновья (All My Sons, 1947) он полностью посвящает себя театру, впрочем, успевая писать также киносценарии, телепьесы, эссе, путевые заметки. В 1987 Миллер опубликовал пространные мемуары Извивы времени (Timebends). В них он подробно говорит о связи своих пьес с личной биографией и историей страны и предстает в книге глашатаем поколения (в 1956 Комитет по антиамериканской деятельности осудил драматурга за отказ назвать имена коллег, сочувствующих коммунистам, - это время "охоты за ведьмами" Миллер косвенно отразил в Суровом испытании - The Crucible, 1953, явно антимаккартистской пьесе о судебных процессах над "ведьмами" в Салеме в 1692). Постановка пьесы Разбитое зеркало (Broken Glass) на Бродвее в 1994 - через 47 лет после премьеры Всех моих сыновей - свидетельствовала о творческом долголетии Миллера. В пьесах Миллера (в них сильно влияние драматургии Г.Ибсена) прошлое непременно определяет настоящее. Страдающие комплексом вины отцы, сыновья и братья-соперники должны понести наказание за предательство по отношению к себе и другим. Этот закон начинает действовать с Джо Келлера, отца семейства из пьесы Все мои сыновья, который продал заведомо негодные детали для военных самолетов и подставил своего партнера. Вилли Ломен из Смерти коммивояжера (Death of a Salesman, 1949), самый известный из "виновных" отцов, кончает с собой, как и Джо Келлер, и тем самым как бы разрывает порочный круг, не желая быть плохим примером для сыновей. Портовый грузчик Эдди Карбоне из пьесы Вид с моста (A View from the Bridge, 1955) убивает себя, поняв, что предал возлюбленного племянницы, нелегала, из-за замешанной на инцесте ревности. Хотя Миллера часто объявляют реалистом, в Смерти коммивояжера, а позже в пьесе После грехопадения (After the Fall, 1964), основу которой составили отношения драматурга с его женой Мэрилин Монро, он ломает реалистическую традицию, создавая зыбкую реальность, в которой пересекаются прошлое и настоящее.

ЛИТЕРАТУРА

Миллер А. Пьесы. М., 1960 Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980. М., 1993

МИЛЛЕС ДЖОН ЭВЕРЕТТ

МИЛЛЕС Джон Эверетт (Millais, John Everett)

(1829-1896), английский живописец. Родился 8 июня 1829 в Саутгемптоне. В возрасте девяти лет был принят в школу Королевской академии искусств. Вместе с Д.Г.Россетти и У.Хантом стал одним из основателей "Братства прерафаэлитов" (1848) и воплотил стоявшие перед мастерами "Братства" художественные задачи в картине Лоренцо и Изабелла (1848, Ливерпуль, художественная галерея Уокера). Эта работа написана в радостных светлых и прозрачных тонах, что не понравилось ни зрителям, ни критикам; ее композиция, несмотря на многие погрешности в рисунке, отличается большой оригинальностью.

ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. СЛЕПАЯ ЖЕНЩИНА

ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. СЛЕПАЯ ЖЕНЩИНА

Нередко художнику с большим успехом удавалось сочетать разнородные живописные и композиционные элементы в пределах одной работы. Такова картина Офелия (1851-1852, Лондон, галерея Тэйт), в которой мастер изобразил героиню трагедии Шекспира поющей в тот момент, когда воды потока уже почти сомкнулись над ней. Миллес объединил в этой композиции написанные со скрупулезной точностью цветущие берега реки и портрет модели, позировавшей ему в ванне с водой. В поздний период творчества художник много занимался портретной живописью; когда он выбирал литературные сюжеты и изображал детали по памяти, его работы оказывались менее удачными. В 1853 он был избран в Королевскую академию художеств, а в 1896 стал ее президентом.

Умер Миллес в Лондоне 13 августа 1896.

МИЛЛЕС КАРЛ

МИЛЛЕС Карл (Milles, Carl)

(1875-1955), шведско-американский скульптор. Родился 23 июня 1875 в Лагге, близ Упсалы. Учился в Королевском техническом институте в Стокгольме и в Академии Коларосси в Париже (1897-1904). Его первая персональная выставка была организована в 1914 в Мальме (Швеция), а первая выставка за рубежом - в 1927 в галерее Тэйт в Лондоне. В 1928 он посетил США, в 1931 стал преподавать в Кранбрукской академии искусств в Блумфилд-Хилс (шт. Мичиган). Миллес испытал влияние О.Родена; его композиции состоят главным образом из аллегорических человеческих фигур. Он создал много фонтанов и памятников для шведских городов. Среди наиболее известных работ Миллеса - статуи для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Последняя его работа - Источник муз - была сделана для музея Метрополитен в Нью-Йорке. В конце жизни скульптор вернулся в Швецию. Умер Миллес в Лидинге близ Стокгольма 19 сентября 1955.

ЛИТЕРАТУРА

Кравченко К.С. Карл Миллес. 1875-1955. М., 1965

МИЛЛИКЕН РОБЕРТ ЭНДРУС

МИЛЛИКЕН Роберт Эндрус (Millikan, Robert Andrews)

(1868-1953), американский физик и литератор. Родился в Моррисоне (шт. Иллинойс) 22 марта 1868. Окончил Оберлин-колледж (шт. Огайо); продолжил учебу в Колумбийском и Чикагском университетах. В 1895 получил степень доктора философии. В 1895-1896 работал в Берлинском и Геттингенском университетах, в 1896-1921 - в Чикагском университете. В 1921-1945 - директор лаборатории Нормана Бриджа Калифорнийского технологического института. Исследования Милликена относятся к области атомной физики, спектроскопии, физики космических лучей. В 1903 разработал метод прецизионного измерения заряда электрона. Проверил уравнение Эйнштейна для фотоэффекта в области видимых и УФ-лучей и определил постоянную Планка (1914). В 1925-1927 исследовал космические лучи с помощью ионизационной камеры и с определенностью подтвердил их внеземное происхождение. Обнаружил в космическом излучении a-частицы, быстрые электроны, g-кванты. В 1923 получил Нобелевскую премию по физике "за работы по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту". В последние годы жизни Милликен занимался литературным творчеством, обратившись к истории науки и религии. Умер Милликен в Сан-Марино (шт. Калифорния) 19 декабря 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Милликен Р. Электроны, протоны, фотоны, нейтроны и космические лучи. М. - Л., 1939

МИЛЛС РОБЕРТ

МИЛЛС Роберт (Mills, Robert)

(1781-1855), американский архитектор и инженер, один из первых профессиональных архитекторов в США. Большинство его работ выполнены в неоклассических формах; своеобразие творческого метода Миллса проявилось прежде всего в разработке планов сооружений и в решении задач акустики и пожарной безопасности. Миллс родился в Чарлстоне (шт. Южная Каролина) 12 августа 1781. В начале своей деятельности он был чертежником у Т.Джефферсона, а затем с 1803 по 1808 работал с Б.Латробом, автором здания конгресса США. Первой самостоятельной работой Миллса стала пристройка к Индепенденс-холлу в Филадельфии. В 1836, после постройки нескольких церквей и ряда общественных сооружений, он был назначен архитектором правительственных зданий и занимал эту должность до 1851. Среди самых крупных проектов, осуществленных им за эти годы, - здания Казначейства, Почтамта и Старого Патентного ведомства в Вашингтоне. Славу Миллсу принесло создание по заказу конгресса монументов Джорджу Вашингтону в Балтиморе (шт. Мэриленд, начат в 1815) и в Вашингтоне (начат в 1848). Первый из них представляет собой огромную колонну, увенчанную статуей Вашингтона работы Каузичи. При сооружении второго, завершенного в 1884, уже после смерти автора, не был возведен многоколонный пантеон, который, по первоначальному замыслу, должен был находиться у подножия монумента. Блестящие инженерные способности Миллса проявились при создании моста Аппер-Ферри через реку Скулкилл в Филадельфии, имевшего в то время самый широкий пролет (105 м). Миллс является также автором нескольких книг, в числе которых Трактат о навигации по рекам (1820), Статистические данные о Южной Каролине (1826) и Американский Фарос, или Ориентирование по маяку (1832). Умер Миллс в Вашингтоне 3 марта 1855.

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛН АЛЕН АЛЕКСАНДЕР

МИЛН Ален Александер (Milne, Alan Alexander)

АЛАН МИЛН, Кристофер Робин и Винни-Пух.

АЛАН МИЛН, Кристофер Робин и Винни-Пух.

(1882-1956), английский писатель, более всего известный своими произведениями для детей. В его стихотворных книгах Когда мы были очень юны (When We Were Very Young, 1924) и Теперь нам уже шесть (Now We Are Six, 1927) появился образ Кристофера Робина, мальчика, во многом списанного Милном с собственного сына. Его прозаические книги Винни Пух (Winnie the Pooh, 1926) и Дом на Пуховой опушке (The House at the Pooh Corner, 1928) рассказывают о приключениях плюшевого медвежонка Винни Пуха, игрушки Кристофера Робина. Родился Милн 18 января 1882 в Лондоне. Образование получил в Вестминстер-скул и Тринити-колледже Кембриджского университета. В 1906-1914 был помощником издателя журнала "Панч". Во время службы в армии в годы Первой мировой войны начал писать пьесы. После ранения во Франции в 1919 был демобилизован и полностью посвятил себя литературе. Невероятная популярность детских книг Милна приглушила его успехи в других жанрах. Между тем совершенно очаровательны его юморески для журнала "Панч". Он написал одну из лучших мелодрам "с тайной" Полное алиби (The Perfect Alibi), опубликованную в сборнике Четыре пьесы (Four Plays, 1932), и ставший классическим рассказ Тайна Красного Дома (The Red House Mystery, 1921). Другие его сочинения для театра, в том числе Мистер Пим проходит мимо (Mr. Pim Passes By, 1919), Правда про Блейдов (The Truth About Blayds, 1921) и Дорога на Дувр (The Dover Road, 1922), пользовались успехом у публики, о них с одобрением отзывались профессиональные критики. Вызвавшая противоречивые отклики книга Мир с честью (Peace with Honor, 1934) создала яростный протест против войны. Среди прочих произведений Милна выделяются Автобиография (Autobiography, 1939) и роман Клои Марр (Chloe Marr, 1946). Умер Милн в своем доме в графстве Суссекс 31 января 1956.

ЛИТЕРАТУРА

Милн А. Мистер Пим проходит мимо. М., 1957 Милн А. Пустозвон. М., 1964 Милн А. Двое; Когда-то, давным давно. М., 1993 Милн А. Винни Пух; Дом на Пуховой опушке. СПб, 1993 Милн А. Мы с Винни Пухом. М., 1994

МИЛНЗ ШЕРИЛ

МИЛНЗ Шерил (Milnes, Sheril) (р. 1935), американский оперный певец, один из лучших баритонов мира. Родился 10 января 1935 в Даунерс-Гров (шт. Иллинойс). Изучал вокал и игру на разных инструментах в университете Дрейка (шт. Айова) и Северо-Западном университете, где впервые принял участие в оперных спектаклях. В 1960 был принят в "Оперную труппу Новой Англии" Б.Голдовского. Первую большую роль - Жерара в опере Джордано Андре Шенье - получил в оперном театре Балтиморы в 1961. В 1964 Милнз дебютировал в Европе - в партии Фигаро из Севильского цирюльника Россини - на сцене миланского "Нового театра". В 1965 впервые выступил на сцене "Метрополитен-опера" в партии Валентина в Фаусте Гуно и с тех пор стал ведущим драматическим баритоном в итальянском и французском репертуаре этого театра. Вердиевский репертуар Милнза включает партии Амонасро в Аиде, Родриго в Дон Карлосе, Дона Карло в Силе судьбы, Миллера в Луизе Миллер, Макбета в одноименной опере, Яго в Отелло, Риголетто в одноименной опере, Жермона в Травиате и графа ди Луна в Трубадуре. Среди других оперных партий Милнза могут быть отмечены: Риккардо в Пуританах Беллини, Тонио в Паяцах Леонкавалло, Дон Жуан в опере Моцарта, Скарпиа в Тоске Пуччини, а также партии в редко исполняемых операх, таких, как Гамлет Тома и Генрих Восьмой Сен-Санса.

МИЛОШ ЧЕСЛАВ

МИЛОШ Чеслав (Milosz, Czeslaw)

(р. 1911), польский писатель, переводчик. Родился 30 июня 1911 в польскоязычной семье в Шетейнях, близ столицы Литвы Вильно. Воспоминания писателя о детстве и юношестве запечатлены на страницах романа Долина Иссы (Dolina Issy, 1955). Воспитанный в римско-католическом духе, Милош интересовался религиозными проблемами, часто трактуя их с иронией скептически мыслящего человека. Изучал право в Виленском университете. В 1930 опубликовал первые стихотворения в студенческом журнале; был инициатором создания литературной группы "Жагары", членов которой впоследствии стали называть "катастрофистами" за их мрачные пророчества. В годы Второй мировой войны публиковал стихи в подпольных изданиях Варшавы. После войны Милош занимал должность советника по культуре в польских посольствах в США и во Франции. В 1951, не желая служить просоветскому режиму, отказался вернуться на родину. Последующие 9 лет прожил в Париже. В 1953 получил Премию европейской литературы за политический роман Захват власти (Zdobycie wladzy). В том же году завоевал международное признание сочинением Подневольный ум (Zniewolony umysl), в котором дал содержательный анализ положения интеллигенции и литераторов в условиях тоталитарных режимов. В 1958 опубликовал в Париже автобиографическую книгу Родная Европа (Rodzinna Europa) - исследование специфики восточноевропейского характера. В 1960-1981 Милош преподавал на отделении славянской филологии Калифорнийского университета в Беркли. В 1969 опубликовал сборник эссе, посвященных американской цивилизации - Видения на берегах залива Сан-Франциско (Widzenia nad zatoka San Francisko). В 1970 получил американское гражданство. Первые 20 лет, проведенные в США, Милош не пользовался большой известностью; он писал стихи, постепенно приобретавшие все более философический характер, и занимался литературной критикой. В 1977 вышла в свет его Земля Ульро (Ziemia Ulro), посвященная визионерской традиции и собственным духовным поискам. Слава приходит к Милошу в 1980, после присуждения ему Нобелевской премии по литературе. В 1983 в Париже на польском языке опубликовано Свидетельство поэзии (Swiadectwo poezji) - сборник лекций, прочитанных в 1981-1982 в Гарвардском университете. В США в 1988 вышло собрание стихов 1931-1987 (The Collected Poems), в 1992 - сборник эссе Начиная с моих улиц (Beginning With My Streets), в 1995 - сборник стихов Лицом к реке (Facing the River: New Poems).

МИЛЬЕРАН АЛЕКСАНДР

МИЛЬЕРАН Александр (Millerand, Etienne Alexandre)

(1859-1943), французский государственный деятель. Родился 10 февраля 1859 в Париже, учился на юридическом факультете Сорбонны. Обратил на себя внимание, когда занялся юридической защитой шахтеров в Монсо-ле-Мин. Стал членом Социалистической партии, в 1885 был избран в парламент в качестве депутата от Парижа. C 1898 издавал печатный орган социалистов "Петит Репюблик" ("La Petite Rpublique") и "Лантерн" ("La Lanterne"). В 1899 вошел в правительство П. М. Р. Вальдека-Руссо как министр торговли и промышленности. Это противоречило социалистической теории, и дискуссии о том, следует или не следует социалисту участвовать в буржуазном правительстве, привели в 1899 к серьезному расколу в рядах французских социалистов: Жорес поддерживал вхождение Мильерана в правительство, Гед выступал против. В 1904 Мильеран был исключен из рядов Социалистической партии и постепенно эволюционировал вправо. Занимал посты министра общественных работ в правительстве Бриана в 1909-1910, затем военного министра при Пуанкаре в 1912-1913 и при Вивиани в 1914-1915. В 1919, с окончанием Первой мировой войны, был назначен верховным комиссаром Франции в Эльзас-Лотарингии. В 1920 вернулся в Париж, в сентябре того же года был избран президентом республики, сменив на этом посту П.Дешанеля. В 1924 под давлением одержавшего победу Левого блока во главе с Эррио Мильеран оставил президентский пост до истечения срока своих полномочий. Спустя год стал сенатором и находился на этом посту с 1925 по 1940.

Умер Мильеран в Версале 6 апреля 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. М., 1986

МИЛЬТИАД

МИЛЬТИАД (ок. 550-489 до н.э.), афинский полководец, выходец из афинской семьи, владевшей полуостровом Херсонес (совр. Галлиполи) при входе в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). Около 524 афинский тиран Гиппий отправил Мильтиада продолжать дело, начатое на Херсонесе его дядей, также Мильтиадом. Мильтиад младший властвовал здесь над туземцами как абсолютный повелитель (он даже женился на Гегесипиле, дочери фракийского царя Олора, которая родила ему сына Кимона), однако привлекал к переселению и граждан Афин. Вначале Мильтиад покорился власти персидского царя Дария и ок. 513 сопровождал его в скифском походе, но в самом конце столетия, отвоевав у персов остров Лемнос, передал его Афинам. Мильтиад присоединился к восстанию ионийских греческих городов, начавшемуся в 499 до н.э., и когда восстание было подавлено, ему пришлось бежать с Херсонеса (493 до н.э.). Так он снова оказался в Афинах, где в силу своего влияния и богатства стал видным общественным деятелем. В 490 до н.э. Мильтиад был избран в совет стратегов. Когда персы высадились в Аттике, он убедил коллег атаковать их у Марафона. Одержанная блестящая победа (сентябрь 490 до н.э.) спасла Грецию и на 10 лет избавила от угрозы вторжения персов. После Марафонской битвы Мильтиад командовал афинским флотом, действовавшим в Эгейском море против греческих государств, передавшихся персам. Нападение на остров Парос в 489 до н.э. завершилось неудачей, и Мильтиада привлекли к суду. Мильтиад, повредивший себе в походе ногу, был уже при смерти, и огромный штраф в 50 талантов (стоимость экспедиции), наложенный на него афинянами, был позднее выплачен сыном Мильтиада, Кимоном.

ЛИТЕРАТУРА

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992

МИЛЬТОН ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЮКОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИМИКРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИМНЕРМ

МИМНЕРМ (расцвет между 650 и 600 до н.э.), греческий поэт и музыкант, возможно, уроженец города Колофон в Малой Азии. Сохранились немногочисленные фрагменты стихов Мимнерма, всего ок. 90 строк. Главная его заслуга - введение новых тем в жанр элегического стихотворения. Мимнерм использовал элегию для того, чтобы передавать радости и разочарования любви, излагать свои меланхолические взгляды по поводу краткости юности и горестей старости. Воинственный тон звучит лишь в связи с сожалениями об ушедшей в прошлое доблести былых поколений. Упоминается принадлежащий Мимнерму сборник Нанно, посвященный, согласно традиции, флейтистке, возлюбленной поэта. Впрочем, эта книга могла явиться результатом обработки александрийцами, а фрагменты показывают, что там содержалось немало повествовательного материала, как мифологического, так и исторического. Уважение, которым пользовался Мимнерм у эллинистических и римских поэтов, связано с изысканностью и музыкальностью его стиха.

ЛИТЕРАТУРА

Эллинские поэты. М., 1963 Античная лирика. М., 1968

МИН

МИН - один из богов Древнего Египта, всегда изображавшийся в облике человека. Еще до XII династии Мин был отождествлен с Амоном. Под именем Мин-Амона, или Камутефа, он стал влиятельным богом урожая и почитался в некоторых храмах в Фивах, а также в других городах страны. Каждый год, когда заканчивалась жатва, его статую несли во главе торжественной процессии. В этот великий праздник совершались и другие ритуалы, символизировавшие ежегодное обновление силы фараона как правителя и отца, продолжателя правящего царского рода.

МИНДАЛИНЫ

МИНДАЛИНЫ - или небные миндалины, парные овальной формы образования, состоящие из лимфоидной ткани и расположенные в углублении между мягким небом и языком. Небные миндалины вместе с глоточными (у свода глотки), и язычными (у основания языка), образуют лимфаденоидное кольцо. Полагают, что миндалины как орган лимфатической системы участвуют в выработке иммунитета, т.е. имеют защитную функцию. Вместе с тем, они часто оказываются входными воротами бактериальной и вирусной инфекции, особенно у детей. Воспаление миндалин называется тонзиллитом; он бывает острым (ангина) или хроническим. Увеличение миндалин создает серьезные препятствия дыханию. Иногда в случаях хронического тонзиллита миндалины удаляют.

См. также

ДЫХАНИЯ ОРГАНЫ;

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

МИНДАЛЬ

МИНДАЛЬ - выделяемые иногда в отдельный род Amygdalus кустарники или деревья рода Prunus (семейства розовых), к которому относятся также персик, слива и вишня. Некоторые виды выращиваются как декоративные или орехоплодные. Часть плода, соответствующая мякоти персика или сливы, у миндаля представляет собой тонкую бархатистую оболочку косточки; при созревании плода она высыхает и растрескивается. Гладкая дырчатая косточка содержит съедобное ядро, обычно называемое миндальным орехом. Сходство растения в целом и плода миндаля с персиком наводит на мысль об их близком родстве, однако родина миндаля, по-видимому, Южное и Восточное Средиземноморье, а персика - Китай. О миндале неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Миндаль обыкновенный (P. amygdalus) - дерево высотой до 7,6 м. Главным образом орехоплодная культура. Различают сладкие, горькие и тонкостенные разновидности. Сладкий тонкостенный миндаль в 20 в. интродуцирован в Калифорнию и на юго-запад США, где сейчас выращиваются местные, европейские и австралийские сорта. Миндальный орех широко применяется как десерт, а также в кондитерской промышленности, например для производства миндаля в сахаре и шоколадных батончиков с миндалем. Сладкий и горький миндаль разводится в большинстве стран Средиземноморья, откуда на мировой рынок поступает и большая часть миндального масла, миндального экстракта и пруссиновой кислоты. Некоторые сорта P. amygdalus, как и других видов этого рода, разводят как декоративные: их главное достоинство - белые, розовые, красные и пурпурные рано распускающиеся простые или махровые цветки. Миндаль трехлопастной (P. triloba) - деревце или кустарник высотой до 4,5 м; миндаль железистый (P. glandulosa) и миндаль нежный (P. tenella) - кустарники высотой до 1,2 м.

МИНДАЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ

небольшое дерево, выращиваемое в Калифорнии и Средиземноморье ради съедобных орехов. Некоторые сорта - популярные декоративные растения.

небольшое дерево, выращиваемое в Калифорнии и Средиземноморье ради съедобных "орехов". Некоторые сорта - популярные декоративные растения.

МИНЕРАЛЫ И МИНЕРАЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНМИ

Факты

МИННЕЗИНГЕРЫ

МИННЕЗИНГЕРЫ - собирательное название поэтов-музыкантов в Германии 12-13 вв. Подобно французским трубадурам, которые послужили для них примером для подражания, миннезингеры воспевали придворную (куртуазную) любовь. На старонемецком "minne" означало "любовь", и "миннелидер" - это песни о любви. Для них характерна усложненность, зачастую замысловатая изощренность формы и содержания, поскольку автор должен был соблюсти рыцарские условности, передать оттенки куртуазного этикета, в частности, изображая безответную любовь к замужней даме. Миннезингер, таким образом, был скорее ремесленником, нежели творцом, и мерилом его искусства почитались изобретательность вкупе с разработкой нескольких постоянных тем. Миннезингеры вышли в основном из аристократической среды, но со временем их ряды пополнили выходцы из средних классов. Вследствие этого возросла потребность в самовыражении, что привело к расширению тематического диапазона песен, затрагивавших теперь политику, общественную жизнь и историю. К числу выдающихся миннезингеров принадлежат Генрих фон Морунген и Вальтер фон дер Фогельвейде. В 14 в. миннезингеров сменили выразители бюргерской культуры - мейстерзингеры.

ЛИТЕРАТУРА

Поэзия миннезингеров. - В кн.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974 Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985

МИНОЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНОС

МИНОС - в греческой мифологии, критский царь, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи, отец Андрогея, Ариадны, Федры и других детей. В отмщение за гибель Андрогея в Афинах он потребовал, чтобы афиняне ежегодно присылали семерых юношей и семерых девушек, которые отдавались на растерзание Минотавру, чудовищу, впоследствии убитому Тесеем. Минос был убит на Сицилии, куда он отправился, преследуя Дедала. После смерти он стал одним из судей над умершими в подземном царстве. По-видимому, имя Миноса связано с воспоминанием о царском имени или титуле, существовавшем в эпоху древней критской цивилизации (которую стали называть "минойской"). По свидетельству ряда античных авторов, имя Минос носили два царя, дед и внук, однако это свидетельство никак не отражено в самой мифологической традиции.

МИНОТАВР

МИНОТАВР - в греческой мифологии, чудовище с человеческим телом и головою быка, порождение жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, присланного Миносу Посейдоном для жертвоприношения. После того, как Минос отказался принести быка в жертву, Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к быку, и плод их связи, Минотавр, был заточен в лабиринт, выстроенный для этой цели Дедалом. Ежегодно Минотавру приносились в жертву афинские юноши и девушки, покуда его не убил Тесей с помощью Ариадны.

МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНЬЯР ПЬЕР

МИНЬЯР Пьер (Mignard, Pierre)

(1612-1695), французский живописец, прозванный Римлянином, родился в Труа 17 ноября 1612. Учился с некоторыми другими художниками у Симона Вуэ, а затем двадцать лет (с 1636 по 1656) провел в Риме. В этот период он писал в основном образы мадонн. После возвращения во Францию Миньяр сменил Шарля Лебрена на должности первого живописца короля и директора королевской мануфактуры гобеленов и мебели. Среди наиболее известных произведений Миньяра - Успение Богоматери в куполе церкви Валь-де-Грас (1665, Париж), украшение Новой галереи Версаля (1685), а также портреты: Дофин со своей семьей; Людовик XIV; Мадам де Ментенон; Мадам де Монтеспан. Умер Миньяр в Париже 30 мая 1695.

МИР

Площадь поверхности Земли - 510 072 тыс. кв. км, в том числе площадь суши - 148 940 тыс. кв. км (29,2%), площадь водной поверхности - 361 132 тыс. кв. км (70,8%). Средняя высота суши над уровнем океана - 840 м. Средняя глубина Мирового океана - 3800 м. Наибольшая высота суши над уровнем океана - 8848 м (гора Джомолунгма, на границе Китая и Непала). Наименьшая высота суши 403 м ниже у.м. (уровень Мертвого моря). Наибольшая глубина Мирового океана - 11 033 м (Марианский желоб, у Марианских о-вов в Тихом океане).

Население - 6 млрд. человек (1999). Средняя плотность населения - 40,3 человек на 1 кв. км. Средний ежегодный прирост населения - 1,5%. Рождаемость - 24 человека на 1000. Смертность - 9 человек на 1000. Младенческая смертность - 59 на 1000 новорожденных. Продолжительность жизни: мужчин - 64 года, женщин - 68 лет.

Карта мира

Карта мира

Валовой мировой продукт (ВМП) - 33,7 трлн. долл. (1997), в расчете на душу населения - 5900 долл. (1997). Ежегодный прирост ВМП - 3%. Общие военные расходы в мире - 725 млрд. долл., или 2% ВМП (1997).

Число независимых государств - 191 (1999). Самое большое по площади государство - Россия (17 075,4 тыс. кв. км). Самое маленькое по площади государство - Ватикан (0,44 кв. км). Самое большое по численности населения государство - Китай (1224 млн. человек). Самое маленькое по численности население государство - Ватикан (ок. 1000 человек). Самый высокий показатель ВВП - в США (7600 млрд. долл., 1997). Самый низкий показатель ВВП - в Тувалу (8 млн. долл., 1997). Самый высокий показатель ВВП на душу населения - в Люксембурге (44,2 тыс. долл., 1997). Самый низкий показатель ВВП на душу населения - в Эритрее и Эфиопии (400 долл., 1997). Крупнейший город мира - Сеул (10,8 млн. человек, 1997).

См. также МАТЕРИК; ОКЕАН.

МИРМИДОНЯНЕ

МИРМИДОНЯНЕ - или мирмидоны, в греческой мифологии ахейское племя, обитавшее во Фтии в Фессалии, под Троей ими предводительствовал Ахилл. Согласно одному варианту мифа, название племени связано с тем, что, когда жители острова Эгины вымерли от чумы, Зевс пожелал вознаградить благочестие царя Эгины Эака и превратил муравьев (греч. "мирмекс") в людей.

См. также МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.

МИРО ГАБРИЭЛЬ

МИРО Габриэль (Miro, Gabriel)

(1879-1930), испанский писатель. Родился 28 июля 1879 в Аликанте. Изучал право сначала в университете Валенсии, потом в Гранадском университете, где и получил ученую степень в 1900. Между 1914 и 1917 редактировал религиозную энциклопедию; эта работа определит потом содержание многих его произведений. Миро принадлежит ко второй волне "поколения 98 года".Он начал литературную деятельность романистом. В этом жанре написаны Женщина из Охеды (La Mujer de Ojeda, 1900), Наш отец Святой Даниил (Nuestro padre San Daniel, 1921), Прокаженный епископ (El Obispo leproso, 1926) - лучший роман Миро, в котором воссозданы сцены городской жизни и характеры; и Из жизни (Del Vivir, 1927) - описание земель, закрепленных государством за прокаженными. Все его описания отличает необычайный лиризм. Миро - один из лучших пейзажистов в испанской литературе. Наиболее полно художественное мастерство Миро выразилось в книгах эссе Спящий дым (El Humo dormido, 1919), Годы и лиги (Aos y Leguas, 1928) и Книга Сигуэнсы (El Libro de Siguenza, 1917). Страсти Христовы (Las Figuras de la pasin del Seor, 1917) - яркий рассказ о людях, окружавших Христа во время Страстей. Умер Миро в Мадриде 27 мая 1930.

МИРО ЖОАН

МИРО Жоан (Mir, Joan)

(1893-1983), испанский художник, родился 20 апреля 1893 в Барселоне. Учился в Барселоне: в 1907-1910 в Высшей школе изящных искусств Сан Хорхе, а в 1912 - в Художественной школе Гали. В 1919 Миро приехал в Париж, где примкнул к дадаистам. В 1924 подписал первый Манифест сюрреалистов вместе с А.Бретоном, П.Элюаром и др., а в 1925 экспонировал свои работы совместно с сюрреалистами на их первой выставке. Вскоре, по словам критика Бернара Дориваля, его стали считать "лучшим и, наверное, единственным по-настоящему большим художником этой группы". В 1940, после падения Парижа, он вернулся в Испанию, но вскоре переехал в Пальму на о.Майорка. В 1944 Миро в первый раз посетил Соединенные Штаты, где испытал сильное влияние американского абстрактного искусства. В 1958 Интернациональный художественный фонд Гуггенхейма присудил ему гран-при в размере 10 000 долларов за два больших настенных панно - День и Ночь для здания ЮНЕСКО в Париже. Умер Миро в Пальме на Майорке 25 декабря 1983. Художественный критик Джеймс Джонсон Суини назвал в качестве основных характерных черт творчества Миро радость, солнечный свет, здоровье, цвет, юмор и ритм. Комбинируя абстрактные и частично узнаваемые формы, он черпает вдохновение в воспоминаниях, снах и фантазии. Богатство воображения и спонтанность творчества характерны для таких работ художника, как Ферма (1922, Гавана, коллекция Хемингуэя), Собака, лающая на Луну (1926, Филадельфия, Музей искусств); Женщина и воздушный змей среди созвездий (1939, Нью-Йорк, коллекция Хелм). Миро известен также своими книжными иллюстрациями, гравюрами, гобеленами, расписной керамикой и эскизами балетных постановок.

ЛИТЕРАТУРА

Диль Г. Миро. М., 1995

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ СОВРЕМЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВОЙ ОКЕАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВЫХ РЕЗЕРВОВ ТЕМПЫ РОСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОН

МИРОН (Myron)

из Элевтер, греческий скульптор 5 в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беотии. Его деятельность определяется приблизительно серединой 5 в. - временем побед трех атлетов, чьи статуи он изваял в 456, 448 и 444 до н.э. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое известное произведение Мирона - Дискобол (Метатель диска). Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент. В хвалебной эпиграмме, посвященной его бронзовой статуе атлета Ладаса, подчеркивается, что тяжело дышащий бегун передан необычайно живо. Стоявшая на Афинском акрополе скульптурная группа Мирона Афина и Марсий отмечена таким же мастерством в передаче движения.

ЛИТЕРАТУРА

Соколов Г.И. Мирон. Поликлет [[Альбом]]. М., 1961

МИС ВАН ДЕР РОЭ ЛЮДВИГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИСИМА ЮКИО

МИСИМА ЮКИО (Mishima, Yukio)

(1925-1970), японский писатель и драматург. Как и другие японские авторы, Мисима ценил чувственно постигаемую деталь, однако его неповторимость определяется скорее слаженностью сюжетной композиции, мастерским владением иронией, глубиной психологического анализа. Родился в Токио 14 января 1925 в семье чиновника, окончил привилегированную гимназию при Колледже пэров и уже в годы учебы проявил склонность к литературному творчеству. В 1944, едва успев поступить в Токийский университет, он опубликовал свой первый сборник новелл Цветущий лес (Ханацакари но мори). После получения диплома был принят на службу в министерство финансов, но, не проработав и года, уволился, чтобы целиком посвятить себя писательскому призванию. Неизменно соблюдая жесткий рабочий график (он писал каждый день с полуночи до рассвета), Мисима одну за другой публиковал свои книги: романы, пьесы, рассказы, эссе - этот неудержимый поток прервался лишь со смертью автора. Последняя часть тетралогии Море изобилия (Хойо но уми) была доставлена издателю 25 ноября 1970 - в день ритуального самоубийства Мисимы. Этим актом Мисима выразил протест против современного японского общества, которое, по его мнению, предало свое прошлое. Почти все герои романов Мисимы - молодые люди, одержимые идеалом, который не просто недостижим, но исключает всякую возможность нормальной и счастливой жизни. К числу лучших его романов относятся Исповедь маски (Камен но кокухаки, 1948), Золотой храм (Кинкакуйи, 1956), Моряк, которого разлюбило море (Гого но Эйко, 1963) и тетралогия, включающая романы Весенний снег (Хару но Йуки, 1968), Убежавшие кони (Хомба, 1969), Храм Рассвета (Акатсуки но тера, 1970), Смердящий ангел (Теннин Госуи, 1971).

ЛИТЕРАТУРА

Мисима Ю. Золотой храм. СПб, 1993 Мисима Ю. Исповедь маски. СПб, 1994

МИССАЛ

МИССАЛ (лат. missale - относящийся к мессе), богослужебная книга Римско-католической церкви, содержащая тексты для совершения литургии (мессы). К ним относятся ординарий и канон (missa ordinarium - постоянно присутствующие в мессе молитвы и песнопения); молитвы, читаемые священником; богослужебные тексты, читаемые диаконом и чтецом, и различные песнопения. Кроме названных частей, в его состав входят подробный церковный календарь, богослужебные правила и дополнительные молитвы. Миссал приобрел свой нынешний вид в 13 в. Многочисленные местные миссалы были в целом, хотя и не окончательно вытеснены в латинской церкви римским Миссалом, пересмотренным и опубликованным в 1570 по распоряжению папы Пия V. Представителям старинных религиозных орденов, таким, как картузианцы и доминиканцы, было позволено сохранить свои уникальные литургические особенности.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ (греч. "таинство"), драматизированные религиозные ритуалы, связанные с поклонением умирающему и воскресающему богу; в специальном смысле - средневековые действа, изображающие Страсти Христовы. Мистерии, известные еще в Египте и Малой Азии, представляли собой древнейшую форму драмы с разработанным сюжетом. Об этом свидетельствуют Абидосские мистерии в Древнем Египте, в которых разыгрывался миф о смерти и воскресении бога Осириса и которые включали в себя ритуальное оплакивание умершего бога и ликование по поводу его возвращения к жизни. В Греции аналогичные действа посвящались богу Дионису: они состояли в драматических танцах (называвшихся дифирамбами), которые впоследствии стали сопровождаться хоровым пением. Считается, что греческая трагедия развилась из жанра дифирамба. Христианские мистерии представляют собой уже сложившуюся и развитую драматическую форму, широко распространенную в средневековой Европе. Свое происхождение они ведут от коротких литургических пьес, которые духовенство сочиняло к праздникам Рождества и Пасхи и которые со временем увеличивались в объеме, а позднее - сочинялись на народных языках. Своего высшего развития этот жанр достиг в 15-16 вв., когда мистерии приобрели форму циклов коротких пьес, которые в Англии ставились на специальных передвижных повозках, а во Франции - на многочисленных постоянных сценах, устроенных на городских или рыночных площадях. Эти циклы пьес религиозного содержания, называвшиеся мистериями или мираклями, охватывали практически всю Священную историю человечества, отображая события от сотворения мира и до явления Христа. В эти циклы могло входить столь большое число отдельных пьес, что иногда представление занимало несколько дней. Известны следующие крупные циклы: Йоркский цикл, состоящий из 48 пьес, Таунлейский цикл из 32 пьес, Честерский цикл из 25 пьес, и Ludus Coventriae, из 42 пьес. Некоторые из них (например, Авраам и Исаак, Ной, Потоп и др.) представляют собою маленькие шедевры простодушного реализма и юмора. В настоящее время мистерии сохранились в Баварии, Швейцарии и Тироле, где представления устраиваются силами местных жителей. Отголоски мистерий можно обнаружить также в мексиканских религиозных праздниках. Мистерии, наиболее близкие к средневековым действам, уцелели в глухих и сравнительно отдаленных уголках Центральной Европы. Широко известна мистерия, представление которой с 1633 и по настоящее время повторяется в Обераммергау (Баварские Альпы) каждые десять лет.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МИСТРАЛЬ ГАБРИЕЛА

МИСТРАЛЬ Габриела (Mistral, Gabriela)

(1889-1957), чилийская поэтесса. Лауреат Нобелевской премии в области литературы 1945. Настоящее имя - Люсила Годой Алькаяга (Godoy Alcayaga); псевдоним образован от имен писателей Габриэле Д'Аннунцио и Фредерика Мистраля. Родилась 7 апреля 1889 в местечке Викунья; в молодости работала школьной учительницей. В 1915 на поэтическом конкурсе в Сантьяго ее Сонеты о смерти (Sonetos de la muerte) получили первый приз. Международную известность получила после выхода в свет ее первого сборника Отчаяние (Desolacin, 1922), который был издан на средства, собранные школьными учителями Нью-Йорка. В том же году мексиканский министр просвещения Х. Васконселос пригласил ее участвовать в проведении реформы образования. В Мексике Мистраль прожила несколько лет, удостоилась многих наград. После недолгого пребывания в Чили уехала в Европу сотрудником Лиги наций. Мистраль была чилийским консулом в Мадриде (1933-1935) и Буэнос-Айресе (1946), несколько лет преподавала историю Испании в колледжах США. Вся лирика Мистраль отмечена необыкновенной страстностью. В ее творчестве присутствуют и традиционные для испанской поэзии раздумья о смерти. Умерла Мистраль в Хампстеде, пригороде Нью-Йорка, 10 января 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Габриэла Мистраль. Лирика. М., 1963 Габриэла Мистраль. Стихотворения. - В кн.: Поэзия Латинской Америки. М., 1975

МИСТРАЛЬ ФРЕДЕРИК

МИСТРАЛЬ Фредерик (Mistral, Frederic)

(1830-1914), провансальский прозаик и поэт, ведущий деятель фелибрижа - движения за возрождение провансальской литературы в 19 в. Родился 8 сентября 1830 в Ма-ду-Жюж, близ Мейана (департамент Буш-дю-Рон). Младший сын провансальского крестьянина, он достиг блестящих успехов в науке, с отличием окончил юридический факультет в Эксе. В 1904, совместно с испанским драматургом Х.Эчегерай-и-Эйсагирре, был удостоен Нобелевской премии по литературе. Умер Мистраль в Мейане 25 марта 1914. В 1854 вместе с еще шестью поэтами Мистраль основал "Фелибриж" - общество содействия развитию провансальского языка и провансальской литературы, с поэтом Ж.Руманилем (1818-1891) стал издавать альманах "Армана Провансо" ("Провансальский альманах"). В 1859 было опубликовано наиболее известное произведение Мистраля, большая поэма Мирей (Mirиio), повествующая о трагической любви; легенды послужили материалом для создания эпической поэмы Календаль (Calendau, 1867). В 1876 вышел в свет поэтический сборник Золотые острова (Lis Isclo d'Or); в 1884 - романтические стихи о папском Авиньоне Нерто (Nerto); в 1897 - Королева Иоанна (La Rino Jano); в 1897 - Поэма о Роне (Lou Poumo du Rose); в 1912 - Последний сбор оливок (Lis Oulivado). В 1878-1886 выходил составленный Мистралем энциклопедический провансальский словарь Сокровище Фелибрижа (Lou Tresor du Flibrige). Воспоминания о юности Мои выводы (Moun Espelido) были опубликованы в 1906. Венцом жизни и творчества Мистраля стало размещение в Арльском музее (на деньги Нобелевской премии) коллекций, отразивших образ жизни провансальцев - их жилища, ремесла, искусство, религию, праздники.

ЛИТЕРАТУРА

Шишмарев В.Ф. Фредерик Мистраль. - В кн.: Шишмарев В.Ф. История итальянской литературы и итальянского языка: Избранные статьи. Л., 1972 Мистраль Ф. Мирей. М., 1977

МИТРА

МИТРА (греч. mitra, "головная повязка"), начиная с 10 в. официальный головной убор западных епископов, происходящий от камилавки - шапки, которую носили папы. Первоначально право носить митру даровалось лишь отдельным епископам, но позднее она стала частью облачения всех епископов и некоторых аббатов, а также высших прелатов папского двора. В настоящее время митры используются в Римско-католической церкви, в Армянской апостольской церкви и некоторыми англиканскими епископами. Митрами называют также головные уборы наподобие короны у православных епископов (и заслуженных священников) и армянских священников. Кроме того, этим термином обозначалась головная повязка иудейского первосвященника и головные уборы греческих женщин.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МИТРЕ БАРТОЛОМЕ

МИТРЕ Бартоломе (Mitre, Bartolome) (1821-1906), аргентинский государственный деятель, президент страны в 1862-1868, историк, публицист. Родился 26 июня 1821 в Буэнос-Айресе. С 1839 участвовал в гражданских войнах против диктатора Х.Росаса. С 1846 по 1851 жил в эмиграции в Боливии, Чили и Перу, занимался журналистикой. В 1852 Митре возвратился в Буэнос-Айрес и продолжил борьбу против тирании Росаса в повстанческой армии генерала Хусто Уркисы. В 1859 под командованием Митре унитаристы разгромили сепаратистов в провинции Сепеда и вернули провинцию в состав Аргентинской конфедерации. На следующий год Митре был избран губернатором Буэнос-Айреса, а в 1861 нанес поражение федералистам в битве при Павоне, что привело к созданию единой Аргентинской Республики. Таким образом, вместе с Доминго Сармьенто и Хуаном Альберди Митре сыграл ключевую роль в процессе объединения и консолидации аргентинского государства. Избранный президентом страны (1862-1868), Митре развернул строительство железных дорог, телеграфных линий, государственных школ, принял меры, направленные на улучшению почтовой связи; были приняты новые законы о торговой и предпринимательской деятельности, пересмотрены тарифы. В 1865 во время войны с Парагваем Митре командовал объединенными силами Аргентины, Бразилии и Уругвая. Митре был выдающимся публицистом. В 1870 основал в Буэнос-Айресе газету "Ла Насьон" ("La Nacion") - ныне одну из самых крупных газет мира. Из его многочисленных работ лучшие созданы в жанре биографии: Жизнь Бельграно (Historia de Belgrano, 1858) и Жизнь Сан-Мартина (Historia de San Martn, 1887). Умер Митре в Буэнос-Айресе 18 января 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Аргентины. М., 1961 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

МИТРИДАТ I

Филэллин (правил ок. 171-138 до н.э.), сын Фрияпатия, наследовал своему брату Фраату I. До 160 до н.э. отобрал у Селевкидов Мидию, после чего вторгся в Бактрийское царство в Центральной Азии и покорил две его области - Тапурию и Траксиану. После вновь обратился на запад, вступил в Элимаиду (древний Элам), завоевал Месопотамию и захватил столицу Селевкидов - Селевкию ок. 141 до н.э. Тогда же парфянскому царю пришлось защищать свое государство от набега скифов из степей северного Причерноморья. Селевкидскому царю Деметрию Никатору удалось на какое-то время отвоевать Месопотамию, но затем он был разбит и сослан в Гирканию к юго-востоку от Каспийского моря. Селевкия стала новой столицей Парфянской империи, а позже на другом берегу Тигра был выстроен город Ктесифон, царская резиденция.

МИТРИДАТ II

Великий (правил ок. 123-88 до н.э.), сын Артабана I. Во время своего успешного правления он вернул потерянные предшественниками территории, изгнав тохаров из Бактрии и посадив на трон Армении принца Тиграна. Последнее повлекло за собой первые контакты между парфянами и римлянами, с которыми Митридат заключил договор. Во время его правления при парфянском дворе появилось первое китайское посольство, процветала торговля с Индией.

МИТРИДАТ III

МИТРИДАТ III (правил ок. 58-55 до н.э.) захватил трон, убив отца Фраата III, но был вынужден просить помощи у римлян, чтобы удержать власть в борьбе со своим братом Ородом. В ходе разразившейся гражданской войны он занял Вавилон и Селевкию, но затем оба эти города захватил Ород, и Митридата казнили на глазах у брата.

МИТРИДАТ IV

МИТРИДАТ IV (правил ок. 128-147 н.э.) управлял Парфией в сильно сократившихся границах. В Иране найдены его монеты с надписями на языке пехлеви (среднеперсидском). О его царствовании ничего не известно.

МИТРИДАТ VI ЕВПАТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница