Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРЕ"-"ЭШЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭРЕ"-"ЭШЛ")

ЭРЕБ

ЭРЕБ - в греческой мифологии, сын Хаоса и супруг своей сестры Ночи (Никты); их детьми были Эфир (наиболее "чистый" и "тонкий" воздух вышних сфер) и Гемера (День). Эребом (что означает "мрак") называли мрачную пустыню, которую умершие преодолевали по пути в Аид; отсюда возникло название всего подземного царства.

ЭРЕДИА ЖОЗЕ МАРИЯ ДЕ

ЭРЕДИА Жозе Мария де (Heredia, Jose Maria de)

ЖОЗЕ МАРИЯ ДЕ ЭРЕДИА

ЖОЗЕ МАРИЯ ДЕ ЭРЕДИА

(1842-1905), французский поэт. Родился 22 ноября 1842 на Кубе, с 1851 воспитывался и жил во Франции. Любимый ученик Л. де Лиля, он может считаться самым характерным "парнасцем". Стихи Эредиа собраны в книге Трофеи (Les Trophes, 1893) - это 118 сонетов и несколько других стихотворений. Сонеты поделены на пять циклов, посвященных Греции и Сицилии, Риму и варварам, Средневековью и Возрождению, Востоку и Тропикам, Природе и Мечте. Книга сразу же принесла Эредиа известность, и в 1894 он был избран во Французскую Академию. Дом его стал местом встречи поэтов-современников. Умер Эредиа в Шато де Бурдонне близ Парижа 3 октября 1905. Эредиа избегал в своих стихах личных оценок и философских размышлений, его заботили лишь объективность и красота. В эпоху, когда виртуозность техники считалась единственным требованием к поэту, его искусные сонеты, в которых нет места субъективным настроениям и прихотям вдохновения, казались образцом совершенства.

См. также ПАРНАС 2.

ЛИТЕРАТУРА

Эредиа Ж.М. Трофеи. М., 1973

ЭРИДА

ЭРИДА - в греческой мифологии, персонификация раздора. Именно она подбросила золотое яблоко богам, собравшимся на свадьбу Пелея и Фетиды, что вызвало спор, который в конечном счете привел к гибели троянцев.

ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБЕРГЕР

ЭРИКСОН Эрик Хомбергер (Erikson, Erik Homburger)

(1902-1994), американский психоаналитик. Родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 Эриксон начал психоаналитическую подготовку в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после окончания института в 1933 перебрался в Соединенные Штаты. Эриксон начал психоаналитическую практику в Бостоне, а исследования - в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994. Его первая и, возможно, самая известная книга - Детство и общество (Childhood and Society, 1950). В ней Эриксон расширяет представления Фрейда о детстве (с их упором на биологические факторы и частный характер семейной жизни), показывая роль социальных и культурных влияний. Эриксон подчеркивал большое значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности. Человек в любом возрасте может находиться либо в согласии с собой, либо наоборот, его могут раздирать внутренние противоречия. Отвергая психологический детерминизм, Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости. В книге Молодой Лютер (Young Man Luther, 1958) Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности на материале истории жизни Мартина Лютера. В книге рассматривается концепция "моратория" - периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает "кризис идентичности" Лютера, способ, каким Лютер преодолевает внутренние конфликты. Эриксон собрал свои эссе в книги Понимание и ответственность (Insight and Responsibility, 1964) и Идентичность: юность и кризис (Identity: Youth and Crisis, 1968). В 1969 он опубликовал работу Истина Ганди (Gandhi's Truth), исследование того, как человек смог стать выразителем стремления к независимости целой нации. Работы Эриксона включают также сборники эссе Жизнь и исторический момент (Life and the Historical Moment, 1975), Завершенный жизненный цикл: обзор (The Life Cycle Completed: A Review, 1982) и Способ рассмотрения (A Way of Looking at Things, 1987) - избранные статьи 1930-1980-х годов.

ЛИТЕРАТУРА

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

ЭРИОПС

Факты

ЭРИТРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРИТРЕЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРЛАНГЕР ДЖОЗЕФ

ЭРЛАНГЕР Джозеф (Erlanger, Joseph)

(1874-1965), американский врач и физиолог. Родился 5 января 1874 в Сан-Франциско (шт. Калифорния). Образование получил в Калифорнийском университете (степень бакалавра, 1895) и университете Джонса Хопкинса (степень доктора медицины, 1899). Работал в больнице Джонса Хопкинса в качестве ординатора и ассистента. С 1904 по 1906 - профессор физиологии в медицинской школе Джонса Хопкинса, в последующие четыре года - профессор и заведующий кафедрой физиологии в Висконсинском университете, с 1910 до выхода на пенсию в 1946 - руководитель отдела физиологии в университете Дж. Вашингтона в Сент-Луисе. С 1922 по 1926 Эрлангер был членом медицинской коллегии Национального исследовательского совета. Долгое время состоял вице-председателем Американской ассоциации врачей и советником Американского физиологического общества, а с 1926 по 1928 являлся его президентом. Основные работы посвящены изучению нейрофизиологии и возбудимости сердца. Совместно с Г.Гассером исследовал электрические свойства нервных волокон, показал, что скорость проведения импульса прямо пропорциональна диаметру нервного волокна. За исследования биоэлектрических явлений в нервных волокнах Эрлангер совместно с Г.Гассером получил в 1944 Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В соавторстве с Гассером написал труд Электрическая регистрация нервной деятельности (Electrical Signs of Nervous Activity, 1937). Умер Эрлангер в Сент-Луисе (шт. Миссури) 5 декабря 1965.

ЭРЛИХ ПАУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРМАН АДОЛЬФ

ЭРМАН Адольф (Erman, Adolf) (1854-1937), немецкий египтолог, один из первых и наиболее известных знатоков египетского языка. Родился в Берлине 31 октября 1854. Первое издание его Грамматики новоегипетского языка (Neugyptische Grammatik) вышло в 1880, а наиболее известный труд - Грамматика египетского языка (gyptische Grammatik) - в 1894. Эрман первым обратил внимание на органическую связь египетского и семитских языков, выделил этапы развития египетского языка и настаивал на необходимости исследования коптского языка как предпосылки для изучения иероглифического письма. Подготовленный под его руководством Словарь египетского языка (Wrterbuch der gyptischen Sprache) еще долго будет самым надежным справочным изданием в области египтологии. Эрман преподавал в Берлинском университете, и его ученики, среди которых были Г.Штейндорф и К.Зете, образовали кружок египтологов, известный как Берлинская школа. Был директором берлинского Египетского музея. Среди других его трудов - Египет и быт египтян в древности (gypten und gyptisches Leben im Altertum, 1885-1887) и автобиография Моя жизнь и мои труды (Mein Werden und mein Wirken, 1929). Умер Эрман в Берлине 26 июня 1937.

ЭРМИТ ШАРЛЬ

ЭРМИТ Шарль (Hermite, Charles)

(1822-1901), французский математик. Родился 24 декабря 1822 в Дьезе. Посещал коллеж Генриха IV. В 1841 поступил в коллеж Людовика Великого, затем в Политехническую школу, которую окончил в 1847. С 1848 преподавал математику в Коллеж де Франс, с 1870 - профессор Политехнической школы и Сорбонны. Член Парижской академии наук с 1856, Лондонского королевского общества - с 1873. Работы Эрмита посвящены различным вопросам теории чисел, алгебры и теории эллиптических функций. Он показал, как свести общее алгебраическое уравнение пятой степени к виду, разрешимому в эллиптических модулярных функциях. Изучил класс ортогональных многочленов (многочлены Эрмита), создал теорию инвариантов (совместно с Кэли и Сильверстом). Доказал трансцендентность числа e (1873); позднее немецкий математик Ф.Линдеман доказал методом, аналогичным методу Эрмита, трансцендентность числа p. Умер Эрмит в Париже 14 января 1901.

ЛИТЕРАТУРА

Эрмит Ш. Курс анализа. М. - Л., 1936 Ожигова Е.П. Шарль Эрмит, 1822-1901. Л., 1982

ЭРН ВЛАДИМИР ФРАНЦЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРНАНДЕС ХОСЕ

ЭРНАНДЕС Хосе (Hernandez, Jose) (1834-1886), аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М. Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал федералистскую газету "Ревиста дель Рио де ла Плата" и занимал различные правительственные посты. Эрнандес обессмертил образ гаучо в своей знаменитой книге Гаучо Мартин Фьерро (El gaucho Martn Fierro, первая часть 1872, вторая - 1879). Книга написана в традициях фольклорного эпоса народным языком и стилем. В образе главного героя, повествующего о своей жизни, автор воплотил главные черты характера гаучо - свободолюбие, находчивость, стойкость, мужество, духовную цельность. Эрнандесу удалось придать простонародной речи с присущей ей наивной афористичностью необыкновенную художественную выразительность и создать впечатляющие картины природы. Умер Эрнандес в Бельграно близ Буэнос-Айреса 21 октября 1886.

ЛИТЕРАТУРА

Эрнандес Х. Мартин Фьерро. М., 1972 Земсков В. Аргентинская поэзия гаучо. М., 1977

ЭРНСТ МАКС

ЭРНСТ Макс (Ernst, Max)

(1891-1976), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908-1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кельне участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например "роман в коллаже" Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм - направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством "автоматизма" или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж - перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В 1941 Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их "картинами-микробами". В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975). В 1948 вышла его книга За пределами живописи. Умер Эрнст в Париже 1 апреля 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Диль Г. Макс Эрнст. М., 1995

ЭРОЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРОС

ЭРОС - греческий бог любви, персонификация понятия, выражаемого существительным eros ("влечение", особенно сексуальное). Культ Эрота существовал главным образом в беотийских Феспиях; образ Эрота играл важную роль в литературе и изобразительном искусстве. Он изображался в виде прекрасного юноши, позже - ребенка, а начиная с 4 в. до н.э. его непременным атрибутом становится лук. Литература наделила его способностью к беспредельной власти. Если не считать сказки о Психее, мифов об Эроте практически не существует, и обычно он появляется в роли "бога из машины" для того, чтобы внушить кому-нибудь любовь (например, Медее в Аргонавтике Аполлония Родосского или Дидоне в Энеиде Вергилия). В философии Платона Эрот выступает как сила, побуждающая человека возвыситься от восхищенного созерцания телесной красоты к созерцанию Красоты как таковой. В космологических построениях Эрот - принцип взаимного влечения, "притяжения" элементов или вещей. Распространено объединение его с Афродитой (в качестве ее сына). Римляне, не имевшие аналогичного божества, поклонялись Эроту, имя которого переводили как Cupido (Купидон) или Amor (отсюда фр. Амур).

ЭРОТ

ЭРОТ - греческий бог любви, персонификация понятия, выражаемого существительным eros ("влечение", особенно сексуальное). Культ Эрота существовал главным образом в беотийских Феспиях; образ Эрота играл важную роль в литературе и изобразительном искусстве. Он изображался в виде прекрасного юноши, позже - ребенка, а начиная с 4 в. до н.э. его непременным атрибутом становится лук. Литература наделила его способностью к беспредельной власти. Если не считать сказки о Психее, мифов об Эроте практически не существует, и обычно он появляется в роли "бога из машины" для того, чтобы внушить кому-нибудь любовь (например, Медее в Аргонавтике Аполлония Родосского или Дидоне в Энеиде Вергилия). В философии Платона Эрот выступает как сила, побуждающая человека возвыситься от восхищенного созерцания телесной красоты к созерцанию Красоты как таковой. В космологических построениях Эрот - принцип взаимного влечения, "притяжения" элементов или вещей. Распространено объединение его с Афродитой (в качестве ее сына). Римляне, не имевшие аналогичного божества, поклонялись Эроту, имя которого переводили как Cupido (Купидон) или Amor (отсюда фр. Амур).

ЭРРИО ЭДУАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРСИЛЬЯ-И-СУНЬИГА АЛОНСО ДЕ

ЭРСИЛЬЯ-И-СУНЬИГА Алонсо де (Ercilia y Zuniga, Alonso de) (1533-1594), испанский поэт. Родился 7 августа 1533 в Мадриде. В 1555 отправился в испанские поселения в Америке, где участвовал в военных действиях против индейцев племени арауканов, закрепляя завоевание Чили. Говорили, что некоторые части Арауканов (La Araucana) он писал во время передышек в бою. В 1562 Эрсилья вернулся в Испанию и продолжил работу над поэмой, опубликованной затем в трех частях (1569; 1578; 1589). Араукана состоит из 37 песен, написанных октавами, это единственный памятник испанского ренессансного эпоса, чье значение выходит за национальные рамки. Умер Эрсилья-и-Суньига в Мадриде 29 ноября 1594.

ЭРУ ПОЛЬ ЛУИ ТУССЕН

ЭРУ Поль Луи Туссен (Hroult, Paul Louis Toussaint)

(1863-1914), французский инженер-химик. Родился 10 апреля 1863 в Тюри-Аркуре, детство провел в Англии. В 1882 поступил в Горную школу в Париже, где заинтересовался возможностью получения алюминия электролитическим способом. В начале 1886 изобрел метод промышленного получения алюминия электролизом криолитно-глиноземного расплава. Публикация об этом появилась через 3 месяца после оформления патентной заявки на такой же способ американским химиком Ч.Холлом; обоим изобретателям было тогда по 22 года. В 1888 было налажено промышленное производство алюминия на заводе в Нейхаузене (Швеция), а в 1889 открыт алюминиевый завод во Фроне (Франция), директором которого стал Эру. В 1889 Эру сконструировал электродуговую печь для выплавки стали, названную его именем; он разработал также электролитический способ получения алюминиевых сплавов. Умер Эру на борту собственной яхты в Средиземном море близ Антиба 9 мая 1914.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев А.И. К столетию со дня рождения Эру и Холла. - Цветная металлургия, 1963, № 5

ЭСА ДИ КЕЙРОШ ЖОЗЕ МАРИЯ

ЭСА ДИ КЕЙРОШ Жозе Мария (Eca de Queiroz, Jose Maria)

(1845-1900), португальский писатель. Родился в 1845 в Пивуа-ди-Варзин, в семье адвоката, окончил университет в Коимбре. С 1866 жил в Лиссабоне, где примыкал к кружкам молодых интеллектуалов "Тайная вечеря" и "Побежденные жизнью", занимался юридической практикой, журналистикой. В 1872 получил назначение консулом в Гавану, после чего всю жизнь прожил за границей, ненадолго приезжая на родину. В 1874-1888 был консулом Португалии в Англии, с 1888 жил в Париже, где умер в 1900.

Литературное наследие Эсы включает переписку, статьи в периодике, путевые очерки, рассказы, романы и повести. Постоянная у него тема родной страны звучит то элегически-возвышенно, то с долей сарказма. Последний особенно заметен в очерках, которые писатель публиковал с 1872, сотрудничая в выходившем под редакцией Рамалью де Ортигана сатирическом издании "Аш фарпаш" ("Колючки"). Шедевром творчества Эсы в этом жанре стала Переписка Фрадике Мендеса (Correspondencia de Fradique Mendes, 1891).

В художественной прозе Эса де Кейрош испытал влияние французских авторов. Так, увлечение экзотикой было навеяно Г.Флобером, сказавшись в целом ряде произведений Эсы, в том числе в Переписке Фрадике Мендеса и особенно в Мандарине (O mandarim, 1879). Влияние французского натурализма очевидно в Преступлении падре Амару (O crime do Padre Amaro, 1871), а также в Кузене Базилиу (O primo Basilio, 1878) и Семействе Майя (Os Maias, 1888). Однако сильную сторону этих произведений составляет не клиническая картина общественных язв, а романтические наброски Лиссабона и провинциальных пейзажей и иронические зарисовки второстепенных персонажей. В романе Город и горы (A Cidade e as serras, 1889, опубликован посмертно) ирония и сатира уступают место лирическому описанию прелестей деревенской жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Эса де Кейрош Ж.М. Преступление падре Амаро; Переписка Фрадике Мендеса. М., 1970 Эса де Кейрош Ж.М. Новеллы. М., 1976 Эса де Кейрош Ж.М. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1985 Эса де Кейрош Ж.М. Собрание сочинений, тт. 1-2. М., 1991-1994

ЭСКАЛАТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСПРОНСЕДА ХОСЕ ДЕ

ЭСПРОНСЕДА Хосе де (Espronceda, Jose De) (1808-1842), испанский писатель, признанный величайшим лирическим поэтом Испании эпохи романтизма. Родился в марте 1808 в Альмендралехо (пров. Бадахос в Эстремадуре). В юности состоял в тайном обществе молодых либералов-"нумантинцев" ("Los Numantinos"), в 1823-1826 находился в заключении в монастыре. Активно участвовал в революции 1830 в Париже, впоследствии предпринял неудачную попытку поднять восстание в северной Испании. Представлял Либеральную партию в испанском парламенте. Основную часть творческого наследия Эспронседы составляют большие поэмы Саламанкский студент (El Estudiante de Salamanca, 1837-1840), Мир-дьявол (El Diablo mundo, 1841) и ряд менее значительных произведений. Уже ранние его стихи отмечены романтизмом, который найдет свое полное выражение в таких произведениях, как Песня казака (Canto del Cosaco) и Песня пирата (Cancin del pirata, 1840). В этих гимнах победе звучат типичные для Эспронседы настроения восторженности и скорби. Саламанкский студент представляет собой синтез поэтических тем Эспронседы. В образах героя и героини поэмы выведены постоянные у автора фигуры бунтаря и жертвы. Поэма Мир-дьявол, призванная символически изобразить все раздоры и страсти человеческие, осталась незавершенной. Умер Эспронседа в Мадриде 23 мая 1842.

ЛИТЕРАТУРА

Эспронседа Х. Избранное. М., 1958

ЭСТОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТОНИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТОНИЯ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТУАРИЙ

ЭСТУАРИЙ - географический и геологический термин для обозначения сильно расширенного устья реки. Эстуарий обычно формируется в результате погружения участка побережья, которое сопровождается затоплением низменности вдоль устья реки. Эстуарии подвержены воздействию приливов; здесь встречаются пресные речные и соленые океанские воды. Высокие приливы иногда настолько сильны, что обращают речной сток вспять и переносят соленую воду на несколько километров в глубь суши. В случае захода прилива в узкие V-образные эстуарии с высокими и крутыми берегами уровень воды поднимается, и образуется высокая одиночная волна - бор, которая продвигается в глубь суши до тех пор, пока не растратит свою энергию. Такие процессы ярко выражены в заливах Фанди и Кука и на реках Сена и Северн. Достаточно глубокие эстуарии, где не бывает высоких боров, весьма удобны для судоходства, так как океанские суда заходят в них, доставляя грузы прямо в безопасные гавани в глубине материка. Примерами служат эстуарий р.Гудзон, где расположена бухта Нью-Йорк, и эстуарий р.Саскуэханна - Чесапикский залив с гаванью Балтимора.

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Хотя в еврейской Библии ничего не говорится о будущей жизни, во многих других религиозных учениях идея посмертного воздаяния или возмездия выражена отчетливо. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за "водами смерти", описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых - наиболее яркие примеры. Эсхатология рассматривает либо посмертную жизнь отдельного человека, либо жизнь всего человечества после конца света. Христианское учение о загробной жизни касается физической смерти человека, посмертной жизни и состояния человеческой души, воскресения тела и суда над живыми и мертвыми. В отличие от пантеистов и материалистов, христиане верят в продолжение сознательного существования души после смерти. Протестанты считают, что после смерти души верующих сразу же попадают на небеса (Лк 23:43; Флп 1:23). Католики учат, что даже те, кто умер в мире с церковью, если только они не достигли совершенства, сначала попадают в чистилище и подвергаются наказанию за совершенные грехи, и что пребывание в чистилище может быть сокращено, а страдания грешников облегчены благодаря молитвенному заступничеству и добрым делам живых, особенно же - благодаря совершению заупокойных месс; кроме того, они верят в грядущее телесное воскресение мертвых, Страшный суд (Откр 20:11-15) и конец света (Откр 21 и 22). Христианское учение о конце человеческой истории основано главным образом на понятии "дня Господня" - "Судного дня", или "конца света", подразумевающего определенные события, предшествующие завершению теперешней истории человечества, и само это завершение. Хотя первоначально "день Господа" означал наступление ожидаемой вселенской катастрофы (Иоил 2:1-11, Ам 5:16-20), христиане воспринимают Судный день не только как день наказания грешников, но и как день, когда праведники узнают о своем избранничестве (Мал 4:1-3). Центральным для этого понимания "дня Господня" оказывается само "пришествие Господа" - ожидаемого Мессии (Мф 11:3). В этом смысле "день Господа" есть день Мессии и начало мессианской эры.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995

ЭСХИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТВУД МАРГАРЕТ

ЭТВУД Маргарет (Atwood, Margaret) (р. 1939), канадская писательница. Родилась 18 ноября 1939 в Оттаве, образование получила в университете Торонто, Радклифф-колледже и Гарвардском университете. Преподавала в высших учебных заведениях Канады, работала сценаристом, редактором. Для творчества Этвуд характерно использование шокирующе-неожиданных развернутых метафор. Показателен ее роман Жизнь до мужчины (Life Before Man, 1979), где сексуальные и социальные отношения исследуются в терминах органической эволюции и палеонтологии. Героини Этвуд одновременно жертвы и палачи. Как жертвы они страдают от параноидальных комплексов и фантазий, в которых внешняя сторона жизни и ее интимные проявления обретают гротескное выражение. Они воспринимают себя как объекты в обществе потребления - эта метафора реализована буквально в романе Лакомый кусочек (The Edible Woman, 1969) и в мастерски написанной Прорицательнице (Lady Oracle, 1976), где почти сюрреалистически воплощен грех чревоугодия и пародируется дешевая псевдоготическая романистика. Поэзия Этвуд представлена сборниками Детская игра (Circle Game, 1966, премия генерал-губернатора), Правдивые истории (True Stories, 1981) и Новолуние (Interlunar, 1988). Книга Дневник Сюзанны Муди (The Journals of Susanna Moodie, 1970), выросшая из реального дневника канадской колонистки 19 в., - в числе лучших произведений Этвуд. Жизнь канадских первопоселенцев представлена как развернутая метафора переосмысления женщиной тех социальных ролей, которые навязаны ей мужчинами. В сборнике Политика с позиции силы (Power Politics, 1972) поэтесса использует иной метафорический подход для исследования проблемы женского самосознания. Этвуд принадлежат также книги для детей, сборники рассказов Танцующие девушки (The Dancing Girls, 1977) и Советы туристу в глуши (Wilderness Tips, 1991), романы Всплытие (Surfacing, 1973), Телесные повреждения (Bodily Harm, 1981), Рассказ служанки (The Handmaid's Tale, 1986), Кошкин глаз (Cat's Eye, 1988), Невеста-воровка (The Robber Bride, 1993) и книга Выживание (Survival, 1972) - сборник критических статей о канадской литературе, которым Этвуд впервые привлекла к себе внимание.

ЛИТЕРАТУРА

Этвуд М. Лакомый кусочек. Л., 1981 Этвуд М. Постижение. М., 1985

ЭТЕРИДЖ ДЖОРДЖ

ЭТЕРИДЖ Джордж (Etherege, George) (ок. 1634 - ок. 1691), английский драматург. Точное место (Лондон, графство Оксфордшир или Бермудские острова) и дата рождения неизвестны, умер Этеридж в Париже, точная дата также неизвестна. В юности, возможно, учился в Кембриджском университете и в "Судебных иннах" в Лондоне; путешествовал по Франции и Фландрии; вернувшись в Лондон, вел светский образ жизни. В 1668-1671 служил секретарем английского посла в Турции, женился на богатой вдове и купил себе рыцарское звание; с 1685 по 1689 был английским посланником в Ратисбоне (Регенсбурге) в Германии. Этеридж написал три комедии, которые создали ему отнюдь не бесспорную репутацию родоначальника комедии Реставрации. Пьеса Комическое мщение, или Любовь в бочке (Comical Revenge, or Love in Tub, 1664), написанная прозой вперемежку с героическими двустишиями, представляет собой смесь местного колорита, галантности, любовных интриг, плутовских проделок и остроумия. Пьеса Она бы хотела, если бы могла (She Would If She Could, 1668) написана легко и непринужденно, однако пользовалась меньшим успехом, чем предыдущая. Только в 1676 Этеридж написал свою последнюю и самую известную комедию Щеголь, или Сэр Порхающий модник (The Man of Mode, or Sir Fopling Flutter). В комедии добродушно высмеивается беспутная жизнь светских бездельников.

ЭТОВА

ЭТОВА - известный индейский памятник на одноименной реке в графстве Бартоу на северо-западе штата Джорджия. Состоит из трех пирамидальных земляных насыпей с уплощенными вершинами, окруженных обширным поселением; весь комплекс окружен глубоким рвом. Самая крупная насыпь высотой примерно 21 м имеет основание 116 на 100 м. В первобытной истории юго-востока Северной Америки Этова являет пример поселения племен, вторгшихся в этот регион с северо-запада ок. 1400. Завоеватели были носителями культуры бассейна Средней Миссисипи, говорившими, по-видимому, на языке мускогской группы. На памятнике обнаружены материалы более раннего периода, предшествующего сооружению огромных насыпей. Ранние обитатели были носителями одной из древних юго-восточных культур типа вудленд, характерных для этого региона до появления пришельцев со Средней Миссисипи. Слияние древней культуры вудленд со среднемиссисипской привело к формированию новой культуры, известной под названием культуры ламар. Ламарский период был последним в истории поселения Этова и продолжался примерно от 1500 до 1650.

ЭТОЛ

ЭТОЛ - в греческой мифологии, сын Эндимиона и царь Элиды. После убийства Аписа бежал в страну, где текла река Ахелой; впоследствии эта страна стала называться Этолией.

ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ

ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ - объединение древнегреческих городов-государств. Изначально это было аморфное объединение преимущественно земледельческих областей западной Греции, однако к концу 4 в. до н.э. Этолийский союз увеличил свое влияние, а к концу 3 в. до н.э. был уже значительной силой, противостоявшей правившей в Македонии династии Антигонидов. Это сделало из Этолийского союза естественного союзника Рима, и когда Рим начал войну с Македонией, этолийцы сражались на их стороне. После 196 до н.э. в связи с возраставшим вмешательством римлян в греческие дела этолийцы разочаровались в своих союзниках и перешли на сторону Антиоха III, царя из династии Селевкидов, который начал войну против Рима (192-188 до н.э.). Антиох и этолийцы были разбиты, и в 189 до н.э. Этолийскому союзу пришлось покориться Риму, после чего он утратил какое-либо влияние.

ЭТОЛОГИЯ

ЭТОЛОГИЯ - изучение поведения животных, главным образом в естественном окружении. Этология имеет дело почти со всеми аспектами поведения, но особый интерес представляют исследования, посвященные т.н. социальному поведению животных, т.е. их взаимоотношениям в сообществах. Используя различные методы наблюдений, этологи пытаются, например, понять, как утята учатся распознавать свою мать, как пчелы сообщают друг другу о местонахождении хорошего источника нектара, что заставляет птиц из года в год преодолевать тысячи километров, следуя по строго определенному маршруту, и почему многие рыбы, птицы и даже насекомые исполняют перед спариванием сложные танцы. Хотя люди наблюдают и описывают поведение животных уже сотни лет, этология как наука появилась не ранее начала 20 в. Среди лидеров этой области биологии: австрийский натуралист К. Фриш, работы которого Пчелы: их зрение, обоняние, вкус и язык (Bees: Their Vision, Chemical Senses, and Language, 1950) и Танцующие пчелы (The Dancing Bees, 1955) являются образцом ясного изложения результатов научных наблюдений; К.Лоренц - австрийский исследователь, рассказавший о своем опыте общения с животными в книгах Кольцо царя Соломона (King Solomon's Ring, 1952) и Об агрессии (On Aggression, 1966); а также Н.Тинберген - голландский биолог, автор книг Социальное поведение животных (Social Behavior in Animals, 1953), Мир серебристой чайки (The Herring Gill's World, 1960), Поведение животных (Animal Behavior, 1966).

См. также

КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ;

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.

ЛИТЕРАТУРА

Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974 Фриш К. Из жизни пчел. М., 1980 Лоренц К. Человек находит друга. М., 1995

ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТТЛИ КЛЕМЕНТ РИЧАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТЬЕННЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭУДИМОРФОДОН

Факты

ЭУПЛОЦЕФАЛ

Эуоплоцефал не был самым крупным среди анкилозавров, однако его длина достигала 5,25 метра, весил он 2700 килограмм, а иногда и все три тонны. Название в переводе с латинского языка означает "хорошо защищенная голова". Так оно и было.Ящер был чем-то вроде живого танка.

Эвоплоцефал был растительноядным животным, питавшимся низкорослыми наземными кустарниками.

Северная Америка Факты

ЭФЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФЕССКИЙ СОБОР 431

III Вселенский собор (431), созванный в Эфесе для рассмотрения христологического учения Нестория, архиепископа Константинопольского, который отрицал ипостасное единство во Христе, полагая, что в нем внешним образом соединились два различных Лица - божественное и человеческое. Согласно этому взгляду, Дева Мария - не "Богородица", но "Христородица". На первом же заседании, после безуспешной попытки призвать Нестория к раскаянию, собор низложил Нестория и отлучил его от церкви. Второе заседание состоялось после прибытия легатов папы Целестина, поддержавших решения, принятые ранее. На третьем заседании один из папских легатов, Филипп, провозгласил, не вызвав протеста, верховенство апостола Петра и его преемников как не подлежащее сомнению и освященное традицией. Четыре следующих заседания были посвящены осуждению пелагиан и несториан. Главенствующую роль на этом соборе сыграл св. Кирилл Александрийский.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

ЭФИОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИОПИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИОПИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИОПСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФТАЛИТЫ

ЭФТАЛИТЫ - или хиониты, кочевые племена, вторгшиеся на территорию Индии из Центральной Азии в 5 в. Отличаясь языком и внешностью от остальных гуннов, они за белый цвет кожи получили название "белых гуннов". В китайских источниках эфталиты впервые упоминаются как жители Джунгарии. В начале 5 в. эфталиты двинулись на юг, в Кашгарию, и на запад, в Согдиану и Бактрию, где вошли в контакт с государством Гуптов в Индии и государством Сасанидов в Персии. Они совершили несколько походов в Индию против Гуптов, и к 6 в. эфталит стал верховным правителем Северо-Западной и Центральной Индии со столицей в современном Сиалкоте, в провинции Пенджаб. Это индийское государство просуществовало всего три десятилетия, а государство эфталитов в Бактрии и Согдиане было уничтожено в 565 персами и тюрками. Эфталиты, постепенно подвергшиеся ассимиляции на северо-западе Индии, возможно, стали предками современных джатов и раджпутов.

ЭХНАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭШЕР МАУРИЦ

ЭШЕР, МАУРИЦ КОРНЕЛИС

(Escher, Maurits Cornelis)

(1898-1971), голландский график. Родился 17 июня 1898 в Леувардене (Голландия) в семье инженера-гидравлика. В 1919 поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме, но вскоре оставил архитектуру ради занятий графикой. До 1937 много путешествовал по Европе, делал наброски, обращая особое внимание на обманчивые, двусмысленные элементы пейзажа. Работы Эшера вовлекают зрителя в противопоставление иллюзии и реальности. Например, в гравюре Рептилии плоское изображение ящериц чудесным образом наполняется объемом, они словно выползают за пределы рисунка. Такие работы, как Рептилии и Другой мир, где стены, потолок и пол меняются своими пространственными ролями при каждом повороте листа, отражают увлечение художника "волшебной механикой" метаморфоз графического изображения. Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Считается, что его следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и тому подобных открытий в области соотношений пространства, времени и их тождественности, хотя Эшер и не принадлежал к основному потоку авангардного искусства 20 в. Выставка гравюр Эшера в Городском музее Амстердама в 1954, приуроченная к международному конгрессу математиков, снова пробудила интерес к его творчеству. В 1960-е годы работы художника часто воспроизводились на психоделических плакатах, в научных трудах, на конвертах пластинок и кассет рок-групп. Умер Эшер в Ларене (Голландия) 27 марта 1971.

ЭШКОЛ ЛЕВИ

ЭШКОЛ Леви (Eshkol, Levi)

(1895-1969), премьер-министр Израиля с 1963 по 1969. Урожденный Леви Школьник, родился в украинской деревне Оратово 25 октября 1895. С юных лет проявлял интерес к идеям сионизма, в 1913 эмигрировал в Палестину, где трудился в еврейском сельскохозяйственном поселении. Во время Первой мировой войны сражался в рядах Еврейского легиона. В 1920-е и 1930-е годы Эшкол активно участвовал в сионистском движении и оказал помощь в создании Гистадрута, Всеобщей конфедерации труда. Побывал в Литве, Германии и других странах, организуя эмиграцию евреев в Палестину и собирая деньги для закупки сельскохозяйственного, промышленного и другого необходимого оборудования. После того как в 1948 был создан Израиль, изменил фамилию на еврейский манер - Эшкол. Был членом кнессета, работал в различных министерствах и в 1952 стал министром финансов. Будучи руководителем МАПАЙ при правительстве Бен-Гуриона, сменил его на посту премьер-министра в 1963 и был переизбран премьер-министром в 1965. Эшкол пытался улучшить отношения с азиатскими и африканскими странами, поддерживал тесные связи с Западом.

Умер Эшкол в Иерусалиме 26 февраля 1969.

ЭШКРОФТ ПЕГГИ

ЭШКРОФТ Пегги (Ashcroft, Peggy) (1907-1991), Англия; актриса широкого диапазона; в театре "Олд Вик": Ромео и Джульетта, Антоний и Клеопатра, Как вам это понравится?; Дездемона в Отелло с Полем Робсоном (1930); Чайка (1936) и Три сестры (1937) А.П.Чехова, Наследница (The Heiress, 1949) Р.и О.Гец, Гедда Габлер (Hedda Gabler, 1954) Ибсена, Добрый человек из Сезуана (1956) Б.Брехта, Шаткое равновесие (A Delicate Balance, 1969) Э.Олби, Счастливые деньки (Happy Days, 1975) С.Беккета; фильмы: Поездка в Индию (A Passage to India, 1984, премия "Оскар").

ЭШЛИ МЕРРИЛЛ

ЭШЛИ Меррилл (Ashley, Merrill) (р. 1950), американская балерина, родилась в штате Миннесота. В труппе "Нью-Йорк сити балле" с 1967. Сильная балерина, с удивительной легкостью преодолевавшая любые трудности, она великолепно исполняла технически сложные ведущие партии в балетах Тема с вариациями (на музыку Чайковского) и Второй концерт Чайковского для фортепияно. Она была последней из балерин труппы, для которой Баланчин ставил балеты, в том числе: Ballo della Regina (на музыку Дж.Верди, 1977) и Баллада (на музыку Г. Форе, 1980). Первая исполнительница балетов Джерома Роббинса и Питера Мартинса.

Предыдущая страница Следующая страница