Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭЛЛ"-"ЭРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭЛЛ"-"ЭРА")

ЭЛЛВУД ЧАРЛЗ ЭБРАМ

ЭЛЛВУД Чарлз Эбрам (Ellwood, Charles Abram)

(1873-1946), американский социолог. Родился 20 января 1873 близ Огденсбурга (шт. Нью-Йорк). Закончил Корнельский университет (1896), стажировался в Берлинском университете, получил докторскую степень в Чикагском университете (1899). В 1900-1930 возглавлял факультет социологии в университете штата Миссури, а в 1930-1944 - в Дьюкском университете (шт. Северная Каролина). Его хрестоматия Социология и современные социальные проблемы (Sociology and Modern Social Problems) сыграла огромную роль в популяризации социологии в США, а его научные труды Введение в социальную психологию (Introduction to Social Psychology, 1917), Реконструкция религии (The Reconstruction of Religion, 1922), Культурная эволюция (Cultural Evolution, 1927) и История социальной философии (A History of Social Philosophy, 1938) принесли автору всемирную известность. Эллвуд был президентом Американского социологического общества (1924), президентом Международного конгресса социологии в Брюсселе (1935) и президентом Международного института социологии (1935-1936). Умер Эллвуд 25 сентября 1946.

ЭЛЛИН

ЭЛЛИН - в греческой мифологии, сын Девкалиона и Пирры и прародитель эллинов. У него были сыновья Эол, Дор и Ксуф, от которых, согласно легенде, произошли эолийцы, дорийцы и ионийцы.

ЭЛЛИС ХЭВЛОК

ЭЛЛИС Хэвлок (Ellis, Havelock)

(1859-1939), английский психолог и писатель, известный своими трудами по психологии пола. Родился 2 февраля 1859 в Кройдоне близ Лондона в семье капитана дальнего плавания. Хэвлок много читал и в 1871 составил свою первую книгу, Сокровища Библии (The Precious Stones of the Bible). В шестнадцатилетнем возрасте, не закончив школы, отправился в Австралию. Провел там четыре года; два года учительствовал в Новом Южном Уэльсе. Вернулся в Англию и провел семь лет, изучая медицину в больнице св. Фомы. Эллис обладал склонностью к издательской деятельности и начал ее с Серии старых пьес "Русалка" (Mermaid Series of Old Dramatics), собрания произведений драматургов елизаветинской эпохи и периода Реставрации, подготовленное Эллисом по рукописям. Он также начал издание Современной научной серии (Contemporary Science Series), для которой в 1889 написал Преступника (The Criminal), первое в Англии криминологическое исследование. В том же году Эллис опубликовал книгу Новый дух (The New Spirit) - исследование творчества Уитмена, Ибсена и Гюисманса. В эти же годы он собирал материал для своего монументального семитомного труда: Исследования психологии пола (Studies in the Psychology of Sex, 1898-1928). В 1894 Эллис опубликовал книгу Мужчина и женщина (Man and Woman), которую рассматривал как вступление к Исследованиям. Эллис был первым, кто отметил работы Фрейда. Исследования психологии пола были написаны в основном с биологической и антропологической точки зрения и предназначались главным образом для читателей-ученых. Когда вышли Сексуальные извращения, книга была запрещена как непристойная, а книготорговец, распространявший ее, отдан под суд. Автор никогда больше не пытался публиковать Исследования в Англии. Последующие тома издавались с 1901 в Филадельфии (шт. Пенсильвания); в 1910 был закончен шестой том, а заключительный - Эонизм и дополнительные исследования (Eonism and Supplementary Studies) - опубликован в 1928. Хотя Эллис наиболее известен как автор работ по сексологии, он оставил заметный след и в литературоведении как автор Утверждения (Affirmations, 1936), социальных исследований Национализация здравоохранения (Nationalization of Health, 1892) и Задачи социальной гигиены (The Task of Social Hygiene, 1912), путевых записок Душа Испании (The Soul of Spain, 1908), научно-популярных книг Мир сновидений (The World of Dreams, 1911) и Исследование британского гения (A Study of British Genius, 1904). Последние годы жизни Эллис посвятил очеркам о половом воспитании, злободневной журналистике и книге Моя жизнь (My Life, 1939). Умер Эллис в Суффолке (Англия) 8 июля 1939.

ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЬМАН МИША

ЭЛЬМАН Миша (Elman, Mischa) (1891-1967), русско-американский скрипач, в течение более полувека один из всемирно известных виртуозов. Родился 20 января 1891 в селе Тальное на Украине. В возрасте шести лет поступил в Одесскую консерваторию, через пять лет - в Петербургскую, в класс Л. Ауэра. Успешно сыграв дипломный экзамен, Эльман 14 октября 1904 дебютировал в Берлине и был признан местной публикой как блестящий вундеркинд. После ряда концертов на континенте Эльман в 1905 впервые выступил в Лондоне, заложив тем самым фундамент своей будущей славы. В Америке он играл впервые в 1908 вместе с Петербургским симфоническим оркестром и имел феноменальный успех; вскоре он дал сольный вечер в нью-йоркском "Карнеги-холле". В последующие годы Эльман совершил ряд турне по Старому и Новому Свету, выступая с крупнейшими оркестрами мира. Он стал едва ли не первым артистом с мировым именем, который давал концерты на Дальнем Востоке; во время Второй мировой войны, он часто выступал в воинских частях. Игра Эльмана отличалась глубоким, насыщенным тоном - многие пытались ему подражать, но никогда не достигали высот оригинала. В 1923 скрипач переехал в США. Последний концерт он дал 17 января 1967 в "Карнеги-холле".

Эльман скончался в Нью-Йорке 5 апреля 1967.

ЭЛЬСЛЕР ФАННИ

ЭЛЬСЛЕР Фанни (Elssler, Fanny) (1810-1884), австрийская балерина эпохи романтизма, родилась в Вене. Соперница Тальони, она отличалась драматизмом, страстным темпераментом и была великолепной актрисой. Имела триумфальный успех в танце качуча, поставленном Жаном Коралли в балете Хромой бес (музыка Казимира Жида, 1836). Выступала не только во всех странах Европы, но и в США.

ЭЛЬСХЕЙМЕР АДАМ

ЭЛЬСХЕЙМЕР Адам (Elsheimer, Adam)

(1578-1610), немецкий живописец и гравер; родился во Франкфурте-на-Майне. С 1600 постоянно жил в Риме, где и достиг известности; был дружен с Рубенсом, Паулем Брилем и Питером Ластманом, впоследствии учителем Рембрандта. Картины Эльсхаймера - в основном пейзажи небольшого размера со сценами на библейские или мифологические сюжеты. В последние годы жизни художник отдавал предпочтение ночным пейзажам, скорее лирического, чем драматического характера. В картине Бегство в Египет (1609, Мюнхен, Старая Пинакотека) он использует живописные эффекты лунного света и горящего костра на переднем плане. В картине Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды (1608-1609, Дрезден, Картинная галерея) действие происходит в интерьере, написанном с виртуозностью, достойной кисти Рембрандта. Сохранилось несколько гравюр Эльсхаймера. В них элементы нидерландской, венецианской и римской художественных традиций соединяются в сугубо индивидуальный и зрелый стиль. Корни искусства Эльсхаймера - в нидерландской традиции, на которую он, в свою очередь, оказал глубокое воздействие, что доказывает творчество Рубенса, Рембрандта и Сегерса. Умер Эльсхаймер в Риме в 1610.

ЭЛЮАР ПОЛЬ

ЭЛЮАР Поль (luard, Paul) (1895-1952), французский поэт. Родился 14 декабря 1895 в Сен-Дени. Принадлежал к течениям дадаизма и сюрреализма и до Второй мировой войны был одним из вождей французской авангардистской поэзии. Почти все его стихотворения - попытки передать в лирике видения иного мира, за пределами реальности. Среди его поэтических книг - Умирать от того, что не умираешь (Mourir de ne pas mourir, 1924), Град скорби (Capitale de la douleur, 1926), Сама жизнь (La Vie immdiate, 1932), Естественный ход вещей (Cours naturel, 1938), Поэзия и правда 1942 года (Posie et vrit1942, 1943). Вместе лидером сюрреалистов А.Бретоном выпустил своего рода исследование подсознательного под названием Непорочное зачатие (L'Immacule conception, 1930). Поздние стихи Элюара, написанные во время оккупации Франции нацистами, свидетельствуют о его частичном отходе от чистого искусства в сторону политических и социальных тем - сборники Достойные жить (Dignes de vivre, 1944), Лицом к лицу с немцами (Au rendez-vous allemand, 1944), Несчастья бессмертных (Les Malheurs des immortels, 1945). Умер Элюар в Шарантоне 18 ноября 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Поль Элюар: Биобиблиографический указатель. М., 1963 Элюар П. Стихи. М., 1971 Великовский С.И. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987

ЭМАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМБОЛИЯ

ЭМБОЛИЯ (от греч. embole - вставка, вбрасывание), явление, при котором сгусток крови (тромб), пузырек воздуха или частица жира попадают в кровоток и застревают в одном из жизненно важных органов, например в легких, сердце, печени, головном мозге или почках..

Причина. Чаще всего причиной эмболии

служит тромбоз, т.е. образование тромбов в венах вследствие флебита - воспаления кровеносных сосудов. Обычно флебит развивается в венах ног и тазовой области. Часть тромба может оторваться и, продвигаясь с кровью по венам, в конце концов застрять в сосуде, закупорить его и тем самым нарушить кровообращение в соответствующем органе. Если тромб достаточно крупный, возможна внезапная смерть.

См. также ТРОМБОЗ.

Лечение. Большое значение имеет профилактика. При обнаружении флебита проводят медикаментозное лечение, например пенициллином и антикоагулянтами (препаратами, препятствующими тромбообразованию) типа дикумарила. Пораженные вены иногда перевязывают. Поскольку первым проявлением эмболии служит внезапная сильная боль, больному назначают также болеутоляющие.

Жировые и воздушные эмболы. Жировые эмболы иногда возникают вследствие переломов. В точности механизм их образования неизвестен. Причиной воздушных эмболов могут быть переломы или введение в вену воздуха при внутривенных инъекциях. Все виды эмболии вызывают сходные последствия.

ЭМБРИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМБРИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА

ЭМИЛИЕВА ДОРОГА (via Aemilia)

древнеримская дорога в Италии от Аримина (совр. Римини) на северо-восточном побережье Италии до Плаценции (совр. Пьяченца) в долине По, названа в честь руководившего ее строительством консула Марка Эмилия Лепида (187 до н.э.).

ЭМИС КИНГСЛИ УИЛЬЯМ

ЭМИС Кингсли Уильям (Аmis, Kingsley) (1922-1995), английский писатель. Родился 16 апреля 1922 в Лондоне. Учился в Сити-оф-Лондон-скул и Сент-Джонз-колледже Оксфордского университета. Преподавал в университете Суонси (Южный Уэльс); после 1961 почти все время отдавал писательской деятельности. Лучшие его романы - Счастливчик Джим (Lucky Jim, 1954; рус. перевод 1958), Конец (Ending Up, 1974), Стэнли и женщины (Stanley and the Women, 1984), Старые шалуны (The Old Devils, 1986; Букеровская премия), Люди, живущие на холме (The Folks That Live on the Hill, 1990) и Русская девушка (The Russian Girl, 1994). Роман Счастливчик Джим рассказывает о смешных передрягах, в которые попадает молодой преподаватель. Конец - блистательная назидательная история о смерти пяти пожилых людей, живущих вместе в одном доме. Кроме того, это забавная и очень важная книга о языке. Более поздние романы, такие, как Пунктик Джейка (Jake's Things, 1978), Проблемы с девушками (Difficulties With Girls, 1989), юмористически освещают антифеминистские взгляды, по-видимому разделяемые самим Эмисом. Он является также автором романа ужасов - Зеленый человек (The Green Man, 1969), детектива Убийство на прибрежной вилле (The Riverside Villas Murder, 1973), романа о Джеймсе Бонде (опубликован под псевдонимом Роберт Маркем) и двух романов, действие которых перенесено в будущее. Роман Девушка, 20 лет (Girl, 20, 1971) - одна из самых ярких его книг. Поэзия Эмиса, в которой пронзительно ироничная интонация выявляет себя в искусной ритмике стиха, представлена в книге Избранные стихотворения (Collected Poems, 1979). В 1991 вышли его Мемуары (Memoirs). В 1990 он был возведен в рыцарское достоинство. Умер Эмис в Лондоне 22 октября 1995.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490 - 430 до н.э.), древнегреческий философ, поэт, врач, государственный деятель и чудотворец, родился в Акраганте на Сицилии. Сведения о жизни Эмпедокла скудны и нередко сродни мифу. Сограждане высоко ценили его медицинские и ораторские способности, видели в нем мудреца. Эмпедокл был также превосходным поэтом. От двух его поэм, О природе и Очищения, сохранились лишь немногочисленные фрагменты, ок. 350 и 100 строк соответственно. Первая, насколько можно судить, была посвящена главным образом космологии, во второй говорилось о загробных судьбах душ и об их перевоплощениях. Эмпедокл был учеником Пифагора и Парменида, в его философии предпринята попытка синтеза учения элейской школы с представлениями Гераклита. Эмпедокл полагал, что Вселенная образована четырьмя основными элементами: землей, воздухом, огнем и водой. Соединяясь в разнообразных пропорциях, элементы образуют бесчисленные вещи. Вещи, со своей стороны, подвержены разложению, после которого элементы высвобождаются и могут вступать в новые сочетания, хотя сами никогда не меняются. Эмпедокл полагал, что соединение и разделение вызывается любовью и ненавистью, родством или враждебностью. Эти первоначала, Любовь и Вражда, оказываются в космологической картине Эмпедокла главными принципами, мифологическими фигурами, и от того, кто из них главенствует во Вселенной в данное время, зависит характер этапа, в котором пребывает мир. По мнению Эмпедокла, все вещи - живые и наделены мышлением, человек же отличается от всего прочего лишь более развитой способностью к мышлению. Эмпедокл верил в переселение душ, в то, что после смерти душа оставляет одно тело и продолжает существовать в другом. Значительное влияние на последующую философию оказала принадлежащая Эмпедоклу теория возникновения ощущений: все вещи испускают те элементы, из которых они состоят, а воспринимаются они такими же элементами в органах ощущения, "подобное воспринимается подобным". Интересна также своеобразная эволюционная теория происхождения живых существ: на стадии Любви хаотически соединяются случайно возникшие телесные органы, относящиеся к разным животным, и продолжают существование лишь те тела, в которых сошлись воедино органы одного животного. Имеются сообщения, что Эмпедокл умер на Пелопоннесе, однако куда большее распространение имела легенда, будто он покончил с собой, бросившись в кратер вулкана Этна - якобы для того, чтобы скрыть свою смерть и быть причтенным к богам.

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989 Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1994

ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНДЖЕЛЛ ДЖЕЙМС РОУЛЕНД

ЭНДЖЕЛЛ Джеймс Роуленд (Angell, James Rowland)

(1869-1949), американский психолог, президент Йельского университета в 1921-1937. Родился в Берлингтоне (шт. Вермонт) 8 мая 1869. В 1890 окончил Мичиганский университет; продолжал изучение философии в Гарварде и в Германии. После года преподавательской работы в Миннесотском университете стал в 1894 руководителем психологических курсов и лаборатории в Чикагском университете. Энджелл организовал исследования по функциональной психологии, опубликовал множество статей, а также два широко известных учебника: Психология (Psychology, 1904) и Страницы современной психологии (Chapters in Modern Psychology, 1912). Существенное влияние на Энджелла оказали Уильям Джемс и Джон Дьюи, а его воззрения, в свою очередь, отразились на взглядах основателя бихевиоризма Джона Уотсона. В 1921 Энджелл стал президентом Йельского университета. В течение 16 лет на этом посту он осуществлял координацию исследований, ведущихся в разных школах и на разных факультетах. Были основаны многие кафедры, исследовательские программы, стипендии, построены химическая лаборатория, библиотека, здания медицинского, юридического, богословского факультетов и аспирантуры. Между 1923 и 1932 были открыты школа медицинских сестер, инженерная школа, Институт психологии (позднее ставший Институтом общественных отношений), театрально-драматический факультет, построены университетский театр, картинная галерея и гимнастический зал. В 1937 Энжделл ушел в отставку, уверенный в том, что университет находится на подъеме. Собрание его президентских выступлений Американское образование (American Education) было опубликовано в 1937. Умер Энджелл в Хамдене (шт. Коннектикут) 4 марта 1949.

ЭНДИ ВЕНСАН Д'

ЭНДИ Венсан д' (D'Indy, Paul Marie Thodore Vincent) (1851-1931), французский композитор и педагог-просветитель. Поль Мари Теодор Венсан д'Энди родился 27 марта 1851 в Париже. Его воспитанием занималась бабушка, женщина с сильным характером и страстная любительница музыки. Д'Энди брал уроки у Ж.Ф.Мармонтеля и А.Лавиньяка; регулярные занятия были прерваны франко-прусской войной (1870-1871), во время которой д'Энди служил в Национальной гвардии. Он одним из первых вступил в Национальное музыкальное общество, основанное в 1871 с целью возродить былую славу французской музыки; среди друзей д'Энди - Ж.Бизе, Ж.Массне, К.Сен-Санс. Но наиболее близки ему были музыка и личность С.Франка, и вскоре д'Энди стал учеником и страстным пропагандистом искусства Франка, а также его биографом. Поездка в Германию, во время которой д'Энди познакомился с Листом и Брамсом, укрепила его прогерманские настроения, а посещение Байройта в 1876 сделало д'Энди убежденным вагнерианцем. Эти увлечения молодости отразились в трилогии симфонических поэм по мотивам шиллеровского Валленштейна и в кантате Песнь колокола (Le Chant de la Cloche). В 1886 появилась Симфония на тему песни французского горца (Symphonie cvnole, или Symphonie sur un chant montagnard franais), которая свидетельствовала о возникновении у автора интереса к французскому фольклору и некотором отходе от страстного увлечения германством. Это сочинение для фортепиано с оркестром, возможно, осталось вершиной творчества композитора, хотя добротная техника и пламенный идеализм д'Энди нашли яркое отражение и в других сочинениях: в двух операх - вполне вагнерианском Ферваале (Fervaal, 1897) и Чужеземце (L'Etranger, 1903), а также в симфонических вариациях Истар (Istar, 1896), Второй симфонии си-бемоль мажор (1904), симфонической поэме Летний день в горах (Jour d't la montagne, 1905) и первых двух из его струнных квартетов (1890 и 1897). В 1894 д'Энди вместе с Ш.Бордом и А.Гильманом основал "Схола канторум" (Schola cantorum): по замыслу это было общество для изучения и исполнения духовной музыки, но вскоре "Схола" превратилась в высшее музыкально-педагогическое заведение, соперничавшее с Парижской консерваторией. Д'Энди играл здесь главную роль как оплот традиционализма, дававший отпор новациям таких авторов, как Дебюсси; в класс д'Энди по композиции приезжали музыканты из разных стран Европы. Эстетика д'Энди опиралась на искусство Баха, Бетховена, Вагнера, Франка, а также на григорианское монодическое пение и народную песню; идеологическим основанием взглядов композитора была католическая концепция назначения искусства. Умер Энди в Париже 2 декабря 1931.

ЛИТЕРАТУРА

Шнеерсон Г. Французская музыка XX в. М., 1970 Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Л., 1972

ЭНДИМИОН

ЭНДИМИОН - в греческой мифологии, прекрасный юноша, спящий на горе Латмос в Карии. Он был возлюбленным Селены, богини луны, которая посещала его, когда он спал. Вечный сон Эндимиона связывали или с его собственным пожеланием, или с местью Зевса, хотя, по более распространенной версии, этот сон наслала Селена, чтобы беспрепятственно посещать возлюбленного.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕИДА

ЭНЕИДА (лат. Aeneis),

национальный римский эпос, созданный Вергилием в период 29-19 до н.э. Поэма описывает странствия троянцев во главе с Энеем, их прибытие в Италию и победу над местными народами - латинами и рутулами. Закулисная божественная механика сюжета, которая управляет поступками людей, сводится главным образом к враждебности к Энею Юноны и помощи, оказываемой ему матерью Венерой. Повествование помещает нас непосредственно в гущу событий: в I песни описывается буря, разметавшая корабли троянцев у побережья Карфагена, и гостеприимство, оказанное им карфагенской царицей Дидоной. Во II-III песнях сам Эней излагает на пиру историю гибели Трои и свои приключения по пути на запад, вплоть до смерти его отца Анхиза на Сицилии. В IV песни автор вновь возвращается к событиям в Карфагане: любовь Дидоны и Энея, вынужденный отъезд героя, обязанного осуществить свою миссию, и трагическое самоубийство Дидоны. Остановившись на Сицилии, где Эней отметил годовщину смерти своего отца погребальными играми (песнь V), троянцы достигают Италии, и в Кумах Эней посещает подземное царство, чтобы узнать от Анхиза будущее. Здесь (песнь VI) он видит души многих еще не родившихся героев будущего Рима. Вторая половина Энеиды излагает события после прибытия Энея в Лаций. Основной движущий момент действия - соперничество Энея и Турна, вождя рутулов, за руку Лавинии, дочери царя Латина. Несмотря на завершившиеся успехом мирные переговоры с Латином, в песни VII разгорается война. В песни VIII описывается посещение Энеем Этрурии в поисках союзников; оказывается он и на том месте, где впоследствии будет построен Рим; Турн в отсутствие Энея нападает на лагерь троянцев (песнь IX). Возвращение Энея с союзниками приводит к первому большому сражению (песнь Х), где гибнут Паллант, Лавз, Мезенций и многие другие герои. Последовавшая конная битва (песнь XI) памятна в особенности гибелью девы-воительницы Камиллы. В песни XII, композиционно одной из лучших в поэме, все события - приготовления к поединку Энея и Турна, нарушение перемирия, рана и чудесное исцеление Энея - служат лишь отсрочкой и достигают кульминации в конечной победе Энея над Турном. Надо сказать, Эней пощадил бы своего врага, если бы тот не убил Палланта: увидев на Турне снятую с Палланта перевязь, Эней забывает о жалости. Смерть Турна устраняет последнее препятствие к браку Энея и Лавинии, после чего троянцы и латины сливаются в один народ, чтобы стать предками римлян.

См. также ВЕРГИЛИЙ Марон Публий.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕСКУ ДЖОРДЖЕ

ЭНЕСКУ Джордже (Enescu, Georges) (1881-1955), румынский скрипач, композитор и дирижер. Родился 19 августа 1881 в Ливени (Румыния). Окончив Венскую консерваторию в возрасте 13 лет, Энеску поступил в Парижскую консерваторию, где получил первую премию за игру на скрипке. С равным успехом выступал как солист и как дирижер; в качестве педагога в течение нескольких лет был наставником Иегуди Менухина. Среди сочинений Энеску - опера Эдип (Oedipe, 1936), три симфонии, две оркестровые Румынские рапсодии, Камерная симфония для виолончели и небольшого оркестра, камерные произведения, в том числе пьесы для скрипки с фортепиано. Умер Энеску в Париже 4 мая 1955.

ЛИТЕРАТУРА

Энеску Дж. Воспоминания и биографические материалы. М. - Л., 1966

ЭНКЕ ИОГАНН ФРАНЦ

ЭНКЕ Иоганн Франц (Encke, Johann Franz)

(1791-1865), немецкий астроном. Родился 23 сентября 1791 в Гамбурге. Учился в Геттингенском университете у К.Гаусса. В 1816-1825 - астроном обсерватории в Готе, с 1825 в течение почти 40 лет - директор Берлинской обсерватории. Известность Энке принесли его работы по определению солнечного параллакса, в основе которых лежало наблюдение из разных точек земного шара за прохождением Венеры по диску Солнца (идея этого метода принадлежит Э.Галлею). Обработка данных о двух таких прохождениях - в 1761 и 1769 - позволила Энке вычислить параллакс Солнца и на его основе уточнить расстояние между Солнцем и Землей. Важное значение имели исследования Энке, посвященные комете, ныне носящей его имя. В 1819 он установил, что кометы, открытые в разное время П.Мешеном, В.Гершелем и Ж.Понсом, являются одной короткопериодической кометой с периодом обращения 3,3 года. Энке проанализировал ее движение за большой период времени, учитывая возмущение от шести планет, разработал новый, менее трудоемкий метод вычисления возмущений в прямоугольной системе координат, связанной с кометой. Этот метод получил его имя и применяется до настоящего времени.

Умер Энке в Шпандау 26 августа 1865.

ЭННИЙ КВИНТ

ЭННИЙ Квинт (Quintus Ennius) (239-169 до н.э.), один из первых римских поэтов, считающийся основоположником римской литературы. О жизни Энния известно немного. Родился он в Рудиях (Калабрия) на стыке трех культур - римской, оскской и греческой, а происходил, вероятно, из племени мессапов (возможно, был к тому же наполовину греком) и получил греческое образование (неподалеку находился греческий город Тарент). В 204 до н.э. Энния, центуриона римской армии (о том, как он им сделался, мы ничего не знаем), Марк Порций Катон привез с Сардинии в Рим. Здесь Энний преподавал греческий и латинский язык, пробовал себя в поэзии. Имеется сообщение, что его опекал Сципион Африканский Старший, который собрал вокруг себя кружок литераторов и философов. В 189 до н.э. Марк Фульвий Нобилиор, отправляясь воевать в Грецию, включил Энния в свою свиту. В 184 до н.э. с помощью сына Фульвия Энний стал римским гражданином. Энний был весьма плодовитым писателем. Наиболее легковесным жанром, в котором он работал, была сатура, т.е. "смесь" разнообразных тем и размеров. Куда более важное место в его творчестве занимали многочисленные трагедии, сложенные в основном по образцу греческих, прежде всего эврипидовских, хотя по крайней мере одна трагедия Энния, Сабинянки, вполне оригинальна. От трагедий Энния до нас дошло всего 20 названий и ок. 400 строк. Шедевр Энния - его Анналы, эпос в 18 песнях, где излагалась история Рима от прибытия Энея в Италию до современных ему событий. Исконно италийскому сатурнийскому стиху, использовавшемуся римскими поэтами, Энний предпочел гомеровский гекзаметр, приспособив его к особенностям латинского языка. Латинский гекзаметр переняли и развили Лукреций и Вергилий, однако основная заслуга принадлежит здесь все-таки Эннию, которого можно назвать духовным предшественником Вергилия. Из Анналов сохранилось ок. 600 строк, их часто цитирует Цицерон.

ЛИТЕРАТУРА

Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М., 1984

ЭНРИКЕ II

ЭНРИКЕ II (Enrique II)

(1333-1379), король Кастилии, именуемый также Генрихом Трастамара. Генрих, старший внебрачный сын Альфонса XI, давшего ему титул графа Трастамара, родился в Севилье в январе 1333. Когда законный сын Альфонса, Педро I Жестокий, вступил на престол в 1356, Генрих был вынужден бежать во Францию, где оставался 10 лет, собирая наемную армию. Провозглашенный королем в Калаорре (близ Логроньо) 16 марта 1366, он пошел на Педро войной. Поначалу кампания складывалась для Генриха успешно, но 3 апреля 1367 при Нахере (возле Логроньо) он потерпел сокрушительное поражение от английского союзника Педро, Эдуарда Черного Принца. Генрих бежал в Арагон, где набрал новую армию из французских авантюристов во главе с Бертраном Дю Гекленом, коннетаблем Франции. Генрих осадил Педро в Монтеле (в 30 км к югу от Осса-де-Монтель) и 23 марта 1369 обманом заманил его в шатер Дю Геклена, где, как сообщается, собственноручно его убил. Вступив на престол, Генрих стал решительным сторонником французов в их борьбе против англичан. Щедрые пожалования знати и городам дали повод для прозвища Генриха El de la Mercedes (Щедрый). Умер Генрих в Бургосе (Испания) 29 мая 1379.

ЭНСИНА ХУАН ДЕЛЬ

ЭНСИНА Хуан дель (Encina, Juan De) (ок. 1469-1529), испанский лирик, музыкант и драматург. Родился в деревне Энсинас недалеко от Саламанки ок. 1469; есть свидетельства, что он учился в Саламанкском университете. Впоследствии поступил на службу к герцогу Альбе (1492), в чьем дворце были представлены первые пьесы Энсины. Перебравшись в Рим, стал руководителем ватиканской капеллы при папе Льве X. В 1519 был рукоположен в священники и первую свою мессу отслужил в Иерусалиме, во время паломничества. Испанская драма по существу начинается с творчества Энсины. Пласида и Виториано (Plcida y Vitoriano), где действуют мифологические персонажи и воспевается земная любовь, выявила первые ростки испанского Ренессанса. Средневековые ценности недвусмысленно отвергаются в Кристино и Фебее. К восторгу придворной публики, он вложил сельскую речь своей родной провинции в уста Вифлеемских пастухов. В Действе о потасовке (Auto de repeln) присутствуют элементы пикарески. Лирика Энсины, впервые собранная в Кансьонеро (Cancionero - букв. песенник, 1496), также выявляет отзывчивость поэта на запросы читательской публики и плодотворное обращение к фольклорной традиции. Умер Энсина в Леоне в 1529.

ЭНСОР ДЖЕЙМС

ЭНСОР Джеймс (Ensor, James)

(1860-1949), бельгийский живописец и график, родился в Остенде 13 апреля 1860. В 1877-1880 учился в Академии художеств в Антверпене. Затем вернулся в Остенде, где продолжал заниматься живописью и вел дела в устричной лавке своей матери. Был одним из основателей брюссельской группы "XX" и членом антверпенского объединения "Современное искусство". Энсор больше известен как живописец, однако продолжает расти интерес к его офортам. Художника называют экспрессионистом, импрессионистом, предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства, последователем Брейгеля и Босха. От изображения жизни буржуазии в ранний период творчества он со временем перешел к мрачным символико-фантастическим композициям с изображением гротескных масок и скелетов как в живописи, так и в офортах. В 1929 художник получил титул барона. Умер Энсор в Остенде 19 ноября 1949.

ЭНЦЕФАЛИТ

ЭНЦЕФАЛИТ - группа воспалительных заболеваний головного мозга человека и животных, обычно вызываемых вирусами. В некоторых случаях воспалительный процесс той же природы распространяется не только на головной, но и на спинной мозг, и тогда заболевание обозначается как энцефаломиелит.

Летаргический энцефалит - первое заболевание из этой группы, которое было подробно изучено. Иногда его неправильно называют "сонной болезнью". Он также известен как эпидемический энцефалит и болезнь Экономо - в честь венского врача, описавшего его в 1917. Первые случаи энцефалита наблюдались в Центральной Европе. С 1918 по 1921 вспышки заболевания были отмечены по всей Европе и в Северной Америке. Это дало основание предположить его инфекционный характер, однако возбудитель так и не был выделен. Не имелось и доказанных случаев заражения человека от человека. Поскольку появление летаргического энцефалита по времени совпало с крупнейшей эпидемией гриппа в 1918, некоторые авторы считали его поздним осложнением гриппа. С 1930 не сообщалось ни об одном достоверном случае летаргического энцефалита, так что его истинная причина, возможно, никогда не будет раскрыта. Летаргический энцефалит был хроническим заболеванием и начинался остро с головной боли, повышения температуры и нарастающей сонливости, доходящей до летаргии, почти до комы. Характерное проявление болезни - параличи наружных мышц глаза. Отмечалась высокая смертность. У перенесших заболевание нередко наблюдались стойкие неврологические расстройства, чаще всего в виде паркинсонизма, связанного с поражением базальных ганглиев головного мозга.

Другие типы. Наиболее распространенные формы энцефалитов имеют следующие общие черты: 1) они вызываются специфическими вирусами, 2) преимущественно поражают животных, 3) могут передаваться человеку членистоногими насекомыми и клещами. Клиническая картина во всех этих случаях сходна: быстро прогрессирующая лихорадка, головная боль, кома. Характерны воспалительные изменения в спинномозговой жидкости. Смертность умеренная. Энцефалиты, передаваемые членистоногими, дают эпидемические вспышки в летнее время. К этой группе принадлежат: энцефалит Сент-Луис, вызвавший в 1932 тяжелую эпидемию в американском городе Сент-Луис (шт. Миссури) и передаваемый комарами; клещевой энцефалит, распространенный в Европе и Сибири; лошадиный энцефалит (или энцефаломиелит) - заболевание лошадей, которое иногда передается человеку комарами. Для защиты человека и животных от этих заболеваний разработаны эффективные вакцины. Профилактика включает также борьбу с переносчиками. Специфической терапии не существует. Изредка встречаются также неинфекционные, т.н. вторичные энцефалиты, возникающие как осложнение или последствие отравления свинцом, эпидемического паротита (свинки), кори, ветряной оспы, гриппа и других заболеваний.

См. также ВИРУСЫ.

ЭНЦИКЛИКА

ЭНЦИКЛИКА (лат. encyclica от греч. kyklos - круг), окружное послание, в котором обсуждаются важные для Римско-католической церкви проблемы и которое папа адресует патриархам, примасам, архиепископам и епископам. Энциклику формально отличают от папской буллы. В первые века христианства энцикликами называли не только папские послания, но и окружные письма, рассылавшиеся епископами и обращенные к их собственной пастве или к другим епископам. В конце 19 в. термин стал употребляться и в Англиканской церкви, для обозначения окружных посланий примасов Англии.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - французские философы, ученые, деятели искусства и литераторы 18 в., участвовавшие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (Encyclopdie, ou Dictionnaire raisonn des sciences, des arts et des metiers, 1751-1780), одного из важнейших трудов эпохи Просвещения. Число авторов сильно менялось на протяжении этих почти 30 лет работы, а с ним менялось количество и качество статей, представленных отдельными авторами. Постоянным главным редактором и неустанным автором оставался Дени Дидро, его помощником с начала и до конца - шевалье де Жокур; до 1758 вторым редактором был Жан Д'Аламбер. Идея энциклопедии была предложена издателем Ле Бретоном. Некоторые из более чем шестидесяти сотрудников редакции, сменявшихся в течение ее истории, подготовили по десять статей, другие - одну или две. Наиболее важные отделы возглавляли Луи Добентон (естественная история), Поль Бартез, Теодор Троншен из Женевы и Антуан Луи (медицина), Андре Деланд (мореплавание), Буше д'Аржи (право), Жан Жак Руссо (музыка), Жак Франсуа Блондель (архитектура), Дидро (живопись), Сезар дю Марсе и Никола Бозе (грамматика). Кроме штатных сотрудников, в энциклопедии на началах энтузиазма принимали участие Монтескье, Бюффон, Тюрго, Вольтер и Шарль Дюкло, писавшие мало, однако сделавшие большой вклад своими громкими именами. Дидро вполне мог сказать, не греша против истины, что у Энциклопедии "не было ни единого врага среди писателей, представлявших лицо нации". Роль Монтескье не сводилась к повышению престижа издания, его Персидские письма и О духе законов были буквально растащены на статьи для Энциклопедии. Вольтер сыграл важнейшую роль, рекламируя издание в своей феноменально обширной переписке. Среди других бескорыстных помощников следует назвать аббатов Клода Ивона, Эдме Малле и Андре Морелле, писавших статьи по теологии, отличавшиеся строго ортодоксальным направлением. 35-томная Энциклопедия, содержавшая 60 тыс. статей, неоднородна по качеству. Дидро не имел возможности редактировать все статьи, которые приносились ему на подпись, а у Жокура было больше энтузиазма, чем строгости в отборе. Однако весь этот гигантский труд отмечен общим стремлением к распространению знаний, которое, как они верили, освободит человечество от предрассудков и тирании.

ЭОЛ

ЭОЛ - в греческой мифологии, имя двух царей. Первый был легендарным правителем Фессалии и родоначальником эолийцев. Он был сыном Эллина и отцом Сисифа и Афаманта (в числе многих других детей). Второй был правителем острова Эолии и царем ветров. Он был сыном Гиппота или, по другой версии, сыном Посейдона.

ЭОЛИТЫ

ЭОЛИТЫ - куски кремня эолитической эпохи, предшествующей палеолиту, или древнему каменному веку, предположительно оббитые древними людьми для придания им определенной формы. По геологической периодизации датируются третичным периодом. Многие специалисты, однако, полагают, что сколы на этих камнях имеют естественное происхождение, и лишь некоторые готовы отстаивать мнение о существовании древнейших гоминид, создававших орудия еще в эпоху эолитов.

ЭОЛОВА АРФА

ЭОЛОВА АРФА - музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором. Инструмент устанавливают на открытом воздухе, где ветер колеблет струны, а возникающий звук усиливается резонаторным ящиком. Известное в течение многих веков, это устройство с его бесплотным и таинственным звучанием, порождаемым различными обертонами общего тона струн, было наиболее популярным в эпоху раннего романтизма, приблизительно с 1760 по 1850.

ЭОС

ЭОС - в греческой мифологии, "розоперстая" богиня зари, дочь Гипериона (или Палланта), сестра Гелиоса и Селены. В браке с титаном Астреем породила ветры Зефира, Нота, Эвра и Борея, а также звезды. Гомер изображает ее встающей каждое утро с ложа Титона и поднимающейся в запряженной конями колеснице на небо, чтобы возвестить о восходе солнца; у более поздних авторов она сопровождает солнце в течение всего дня, становясь, таким образом, богиней света. Ее возлюбленными были Орион, Кефал и Титон; последнего Зевс наделил по ее просьбе даром бессмертия, однако богиня забыла испросить для него и вечную юность, так что Титон состарился и в конце концов был превращен в цикаду. Сыном Титона и Эос был Мемнон, сражавшийся против греков в Троянской войне. Римляне называли богиню зари Авророй.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД (ум. 362 до н.э.), фиванский полководец и государственный деятель. Выходец из аристократического семейства, Эпаминонд получил разностороннее образование, в том числе философское (его учителем был пифагореец Лисий). В 382 до н.э. спартанцы насадили в Фивах олигархический режим, который поддерживался занявшим Кадмею (крепость Фив) спартанским гарнизоном, но в 379 до н.э. группа фиванцев во главе с Эпаминондом и Пелопидом совершила демократический переворот, и спартанцы были изгнаны из Фив. В последовавшей войне Фивы смогли организовать сильную антиспартанскую коалицию. Несомненно, что Эпаминонд играл значительную роль во всей последующей истории Фив, в 371 до н.э. его в первый раз выбрали беотархом (одним из руководителей Беотийского союза), и он встал во главе армии, которая нанесла спартанцам поражение при Левктрах в 371 до н.э., заставив их уйти из центральной Греции. Тактической новинкой, примененной здесь Эпаминондом и прославившей его имя, был прорыв неприятельского фронта на его правом, сильнейшем фланге за счет значительного увеличения глубины собственных рядов (до 50 против 12 по всему фронту у спартанцев). Разгром был полным, спартанцы с их ограниченными людскими ресурсами долго не могли от него оправиться, и Эпаминонд перешел в наступление. В 370-369 до н.э. фиванское войско вторглось на Пелопоннес, чтобы помочь аркадянам добиться независимости от Спарты, чего удалось достичь без военных действий. Затем Эпаминонд вторгся в окрестности самой Спарты, в заповедную ранее долину Эврота (это было первое проникновение сюда неприятеля в историческое время), и вынудил спартанцев смириться с отпадением от них Мессении. Фивы сделались не только ведущей силой во всей Греции, но и вступили в соперничество с Афинами на море (поход Эпаминонда в Византий в 364 до н.э.). Создание Аркадского союза на Пелопоннесе и проникновение фиванцев в Фессалию вызвало, наконец, неудовольствие Афин и других греческих государств. Сложилась антифиванская коалиция, в которой приняли участие не только Спарта и Афины, но даже Сиракузы. В 362 до н.э. Эпаминонд вторгся на Пелопоннес, чтобы сокрушить спартанцев, но попытка захватить Спарту с ходу не удалась, и у Мантинеи ему пришлось принять сражение с войском коалиции. Фиванцы победили, но в этом сражении Эпаминонд погиб, а без него Фивы вскоре утратили главенство в Греции. Тактические новшества Эпаминонда, усвоенные и развитые царем Македонии Филиппом II, который в юности находился в Фивах в качестве заложника, явились фундаментом будущих побед самого Филиппа и его сына Александра Македонского.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Пелопид. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1961 Кутергин В.Ф. Беотийский союз в 379-335 гг. до н.э. Исторический очерк. Саранск, 1991 Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992

ЭПИДАВР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИДЕМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИДОТ

ЭПИДОТ - минерал, сложный силикат кальция, алюминия и железа

Ca2(Al,Fe3+)3(SiO4)3OH. Название происходит от греч. "эпидозис" - приращение. Цвет фисташково- или темно-зеленый. Пьемонтит (марганцесодержащий эпидот) - розовый. Блеск стеклянный. Просвечивает, реже прозрачен. Твердость 6-7, плотность 3,2-3,5. Спайность совершенная в одном направлении, параллельном удлинению кристалла. Кристаллизуется в моноклинной сингонии с образованием длиннопризматических или игольчатых кристаллов, часто собранных в радиально-лучистые или кустовидные сростки. Другая форма выделения - зернистые агрегаты. Распространен весьма широко. При региональном метаморфизме изверженных пород может происходить эпидотизация минералов кальция и железа, главным образом амфиболов и пироксенов, с образованием зеленокаменных пород, в которых эпидот ассоциирует с хлоритом. Развивается также при контактовом метаморфизме глинистых известняков. Лучшие кристаллы ювелирного качества происходят из т.н. альпийских жил - минерализованных трещин в метаморфических породах. Прекрасные кристаллы эпидота были найдены в Швейцарии (Сен-Готард), Австрии (Тироль), в России (Южный и Средний Урал), в Азербайджане (Дашкестан). Наиболее известные местонахождения эпидота в США находятся в Коннектикуте, Калифорнии, на о. Принца Уэльского (Аляска).

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (ок. 55 - ок. 135), древнегреческий философ-стоик, уроженец Фригии. Подлинное имя философа неизвестно (греч. Эпиктет, "купленный"). В молодости Эпиктет попал в Рим в качестве раба, посещал лекции стоика Музония Руфа, а позднее был отпущен на свободу. Вместе с рядом других философов Эпиктет был изгнан из Рима по указу Домициана в 89, поскольку стоики зарекомендовали себя как противники тирании. Эпиктет поселился в Никополе (Эпир), где прожил до самой смерти. Он практиковал занятия философией в форме бесед с учениками и, по-видимому, никогда ничего не писал. Учение Эпиктета известно благодаря записям его ученика Арриана Беседы (в 4 книгах) и Руководство. Хотя Эпиктет не оставлял логику и физику вовсе без внимания, основную часть его учения, как и вообще у поздних стоиков, составляет этика. Он полагал, что нравственность следует искать не во внешних благах и даже не в действиях, но в расположении воли, поскольку только воля подвластна человеку. Эпиктет утверждал, что люди - Божьи дети и имеют частичку божества в своей душе, а потому все люди - братья.

См. также СТОИЦИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. М., 1991 Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995

ЭПИКУР

ЭПИКУР

ЭПИКУР

(342-270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения. В 18 лет Эпикур прибыл в Афины, где провел два года. О последующих 10 годах его жизни сведений нет, но в 311 до н.э. Эпикур основал собственную школу в Митилене (на Лесбосе). Школа расширялась, и ок. 306 до н.э. Эпикур перебрался в Афины, где приобрел участок земли и создал уникальную общину, состоявшую из мужчин и женщин, придерживавшихся в своей жизни принципов его философии. В Афинах Эпикур пробыл, с небольшими перерывами, до самой смерти. Эпикур был чрезвычайно обаятельным человеком, мягким и великодушным. Считается, что им было написано 300 свитков по философским проблемам, но почти все его сочинения утрачены. Учение Эпикура известно нам главным образом по трем большим письмам, сохраненным Диогеном Лаэртием, а также по поэме Лукреция О природе. Эпикур оставил множество преданных последователей свого учения, сохранявшего организованную форму по крайней мере до 3 в. н.э.

См. также ЭПИКУРЕИЗМ.

ЭПИКУРЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИЛЕПСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИР

ЭПИР - в античности область на западе центральной Греции, простиравшаяся вдоль Адриатического моря на север от Амбракийского залива. На востоке Эпир граничил с Фессалией и Македонией, на юге - с Этолией. Эпир располагал обильными пастбищами и обширными лесами. Множество паломников со всей Греции привлекал древний оракул Зевса в Додоне. Жители Эпира имели репутацию хороших воинов, однако цивилизация проникала сюда очень медленно. Уроженцем Эпира был Пирр, знаменитый полководец периода эллинизма. К эпирскому царскому дому принадлежала и Олимпиада, мать Александра Македонского.

ЭПИФИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПЛТОН ЭДУАРД ВИКТОР

ЭПЛТОН Эдуард Виктор (Appleton, Edward Victor)

(1892-1965), английский физик, удостоенный в 1947 Нобелевской премии за работы по исследованию ионосферы. Родился 6 сентября 1892 в Брадфорде (графство Йоркшир). Поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, но вынужден был прервать учебу в связи с Первой мировой войной. Служил в войсках связи; вернувшись по окончании войны в Кембридж, стал изучать радиофизику. В 1920 Эплтон - ассистент демонстратора по физике Кавендишской лаборатории, в 1922 - младший лектор в Тринити-колледже. В 1924-1936 - профессор Лондонского, а в 1936-1939 - Кембриджского университета. В 1939-1949 - секретарь министерства научных исследований Великобритании, с 1949 - ректор Эдинбургского университета. Основные работы посвящены радиофизике, главным образом распространению и затуханию радиоволн. Исследуя отражение радиоволн в атмосфере, в 1924 совместно с английским физиком М.Барнеттом обнаружил проводящий атмосферный слой - ионосферу, существование которой было предсказано ранее А.Кеннелли и О.Хевисайдом. В 1926 открыл второй, более высокий отражающий слой (F-слой, или слой Эплтона), обеспечивающий распространение коротких радиоволн вокруг земного шара. Показал, что радиоволны, отраженные этим слоем, эллиптически поляризованы. Изучал плотность ионизации различных отражающих слоев в верхней атмосфере; установил, что проводимость этих слоев связана с активностью Солнца. В 1926 Эплтон стал членом Лондонского королевского общества, в 1941 был возведен в рыцарское достоинство. Среди наград и отличий - премия М.Либмана (1929), медаль М.Фарадея (1946). Умер Эплтон в Эдинбурге 21 апреля 1965.

ЛИТЕРАТУРА

Горелик Г.С. Колебания и волны. М., 1959

ЭПСТАЙН ДЖЕЙКОБ

ЭПСТАЙН Джейкоб (Epstein, sir Jacob)

(1880-1959), английский и американский скульптор и рисовальщик, родился в Нью-Йорке 10 ноября 1880. Посещал курсы в Лиге изучающих искусство в Нью-Йорке, в молодости добился некоторого успеха в рисунках и иллюстрациях. Начал заниматься скульптурой и в 1902 уехал в Париж, где учился в Академии художеств и Академии Жюлиана. В 1905 переехал в Лондон и жил там до конца жизни. В 1954 получил дворянский титул. В замечательных бронзовых портретах Джозефа Конрада, Бернарда Шоу, Альберта Эйнштейна, Пола Робсона, императора Эфиопии Хайле Селассие, членов семьи скульптора и др. Эпстейн демонстрирует способность к тонкой интерпретации образа и особую трактовку скульптурных масс. Большинство его работ в бронзе имеют неровную импрессионистическую поверхность, которая иногда способствует живости портрета, но представляется особенно удачной в его монументальных произведениях. В 1907 Эпстейн получил заказ на 18 крупных скульптур для здания Английской ассоциации медиков в Лондоне, что ознаменовало его выход на поприще монументальной скульптуры. Большая часть монументальных произведений Эпстейна критиковалась за сильное искажение пропорций. Среди них - надгробие Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез в Париже (1912); статуя Рима в мемориале Гудзона в Гайд-парке в Лондоне (1925); Мадонна с Младенцем (1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства), моделью для которой послужила мусульманка из Британской Индии; статуи День и Ночь на одной из станций лондонского метро (1928-1929); двухметровый алебастровый колосс Адам (1939) и Христос во славе в соборе города Лландафф близ Кардиффа в Уэльсе (1957). Необычные пропорции в работах Эпстейна во многом обусловлены влиянием африканской скульптуры, которую он коллекционировал с 1912. Подробные сведения о творчестве и эстетических теориях Эпстейна содержатся в двух его книгах, Скульптор говорит (в соавторстве с Арнольдом Хаскеллом, 1931) и в автобиографии Да будет скульптура (1940; дополненное и переработанное издание 1955: Эпстейн, Автобиография). Умер Эпстейн в Лондоне 19 августа 1959.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ (лат. aerarium, от aeris, медь),

казна в Древнем Риме. Государственная казна именовалась "эрарием Сатурна", поскольку помещалась в храме Сатурна у подножия Капитолия (где хранились официальные государственные документы). При республике эрарием Сатурна распоряжались квесторы под контролем сената; в эпоху империи название должностей чиновников, заведовавших казной, менялись, однако император неизменно осуществлял за ней пристальный контроль. В 6 н.э. Август создал специальный фонд для награждения ветеранов - "военный эрарий" (aerarium militare).

См. также ФИСК.

ЭРАСИСТРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРАТОСФЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница