Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАР"-"ПЕН")

ПАРАШЮТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЩИТОВИДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРЕ АМБРУАЗ

ПАРЕ Амбруаз (Pare, Ambroise)

(ок. 1510-1590), французский хирург, один из "отцов" современной хирургии. Родился ок. 1510 в Бур-Эрсан близ г. Лаваля. Систематического начального образования не получил. Обучался ремеслу цирюльника. Интерес к хирургии возник у Паре после того, как он присутствовал на операции, которую проводил знаменитый специалист по удалению камней Кало. Паре отправился в Париж, где поступил в медицинскую школу, слушал лекции в Коллеж де Франс. Работал подмастерьем-цирюльником в главной больнице Парижа, Отель-Дье, где в основном и приобрел практические знания. В 1536 прошел стажировку в больнице и стал военным хирургом в действующей армии. Усовершенствовал и во многом изменил методы лечения огнестрельных ран, отказавшись от их варварского выжигания раскаленным железом или кипящим маслом и используя наложение повязок и мазей. Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд Метод лечения ран (La Mthode de traicter les playes), написанный на древнем французском, а не на латыни, профессиональном языке врачей. В 1554 был принят в высшее сословное объединение хирургов "братство св. Косьмы и Дамиана". Был личным хирургом четырех французских королей - Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. В 1573 опубликовал Две книги о хирургии (Deux Livres de chirurgie). Вклад Паре в современную медицину не исчерпывается усовершенствованиями методов лечения огнестрельных ран. Он успешно применял при операциях перевязывание сосудов нитью, показал, что проводить ампутацию необходимо в здоровых тканях, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей. Вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти"), усовершенствовал лечение переломов, предложил использовать протезы конечностей и искусственные глаза, усовершенствовал многие хирургические инструменты. Его нововведения в акушерстве стали основой современной практики родовспоможения. Умер Паре в Париже 22 декабря 1590.

ЛИТЕРАТУРА

История медицины (под ред. Б.Д.Петрова). М., 1954

ПАРИЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРИС

ПАРИС - или Александр, в греческой мифологии, сын Приама и Гекубы. Перед его рождением Гекубе привиделся сон, будто она родила пылающий факел, от которого загорелся город. Поэтому, когда младенец появился на свет, его оставили на горе Ида, и Париса подобрал и воспитал пастух. Впоследствии он женился на нимфе Эноне. Парис был избран судьей в споре между Герой, Афиной и Афродитой и признал Афродиту самой прекрасной из них, оскорбив тем самым двух других богинь. Афродита пообещала отдать ему самую прекрасную в мире женщину, и с ее помощью он похитил жену Менелая Елену, что послужило причиной Троянской войны. В этой войне Парис убил Ахилла, а его самого Филоктет ранил одной из отравленных стрел, принадлежавших Гераклу. Он обратился за помощью к Эноне, однако та отказалась исцелить его рану. Когда Парис умер, Энона покончила с собой.

ПАРКИНСОНА БОЛЕЗНЬ

ПАРКИНСОНА БОЛЕЗНЬ (паркинсонизм, или дрожательный паралич), прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся замедленностью произвольных движений, ригидностью мышц, их дрожанием (тремором) в состоянии покоя, обеднением мимики, согбенной позой, изменением походки (маленькие шажки, отсутствие нормального размахивания рук). Известное с античных времен заболевание названо в честь английского врача Джеймса Паркинсона, давшего в 1817 первое его научное описание. Болезнь в равной степени поражает оба пола и обычно проявляется после 50 лет примерно у 1% людей этой возрастной группы, являясь вторым по распространенности нейродегенеративным заболеванием вслед за болезнью Альцгеймера. Наиболее характерные симптомы болезни Паркинсона - тремор, гипокинезия и ригидность. Паркинсонический тремор довольно ритмичен, усиливается в покое и преимущественно вовлекает конечности, причем для него характерны специфические движения пальцев - "скатывание шариков". Гипокинезия проявляется замедленностью движений, обеднением их рисунка, ослаблением мимики. Ригидность (утрата мышцами эластичности) распределена более диффузно, чем тремор. В отсутствие лечения ригидность приводит к тугоподвижности мышц и обездвиживанию.

Причина. Установлено, что заболевание связано с дегенерацией или дисфункцией т.н. "черного вещества" (substantia nigra) - структуры, расположенной в среднем мозге. По неизвестным причинам в этом участке мозга поражаются пигментные нервные клетки, теряющие пигмент, который в норме содержат. Наряду с этим происходит обеднение их дофамином - нейромедиатором, необходимым для поддержания нормальной двигательной активности. Утрата дофамина нарушает баланс различных систем мозга, что, как полагают, и приводит к появлению симптомов болезни Паркинсона.

Лечение. В настоящее время не существует способа остановить прогрессирование болезни Паркинсона, однако ее отдельные симптомы можно значительно облегчить с помощью лекарственных препаратов. К наиболее эффективным средствам относится леводопа. Принятый внутрь препарат превращается в мозгу в дофамин и восполняет таким образом его недостаток. Существуют также препараты, которые усиливают эффект леводопы или позволяют более эффективно использовать содержащийся в мозгу дофамин. Если лекарственное лечение оказывается безуспешным, возможно хирургическое вмешательство в области определенных подкорковых ядер (т.н. бледного шара). Для поддержания двигательной активности полезна физиотерапия, в том числе массаж, растяжение суставов и лечебная гимнастика.

ПАРМЕНИД

ПАРМЕНИД (р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название - Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом, тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита, Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы. Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом, написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов. Поэма открывается вступлением, где Парменид описывает, как девы-гелиады (дочери Солнца) вели его от тьмы к свету, к богине Дике (Правде), которая указала философу два пути познания, один к истине, а второй - к уяснению людских мнений. Тем самым поэма естественным образом распадается на две части: Об истине и О мнении. В первой части содержится метафизическое учение самого Парменида, который демонстрирует, что логическое рассуждение, или разум, принуждают нас понимать под бытием неизменное и неподвижное единство. С другой стороны, чувственные ощущения открывают нам множественный, изменчивый мир, однако то, что кажется нам здесь существованием, - лишь иллюзия, создающая ложные мнения. Во второй части эпоса, О мнении, фрагменты которой более скудны, излагаются физические гипотезы, космология того, что открывается зрению, и здесь Парменид пытается объяснить иллюзию существования мира с помощью детально разработанной физической теории движения и изменения, которые он считает результатом смешения теплого и светлого с холодным и темным, причем первый элемент соответствует бытию, а второй - небытию.

См. также ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА.

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989

ПАРМИДЖАНИНО ФРАНЧЕСКО

ПАРМИДЖАНИНО Франческо (Parmigianino)

(1503-1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино - Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Родился в Парме 11 января 1503. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523-1527). Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Иеронима (ок. 1526-1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527-1530, Дрезден, Картинная галерея). Стиль Пармиджанино - рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531-1540, и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523-1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534-1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т.н. Антея (ок. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).

ПАРНАС

1. гора в Греции

гора в северной части Коринфского залива в Греции, принадлежащая к горной цепи Пинда. В греческой мифологии Парнас считался местом обитания муз и Аполлона. В классическую эпоху Парнас находился на территории Фокиды, и на южном склоне этой горы располагался священный город Дельфы. Знаменитый дельфийский храм был разрушен землетрясением в 373 до н.э. На горе Ликорее, одной из двух вершин Парнаса, имелась сталактитовая пещера, которую древние называли Корикийской пещерой; подле нее устраивались вакхические празднества. Кастальский ключ, бьющий из расщелины между скалами Навплия и Гиамплия у подошвы горы, был в древности местом паломничества.

2. объединение французских поэтов

объединение французских поэтов, расцвет которого приходится на период между 1866 и 1876. Его участники выступали против чувствительности и пафоса, свойственных романтической лирике, и следовали принципам, предложенным такими мастерами языка, как Т.Готье, Г.Флобер и Ш.Бодлер. Они провозглашали культ формы и идею "искусства для искусства". В годы разочарования, последовавшие за революцией 1848, эти молодые поэты, во главе с Ш.Леконтом де Лилем искали прибежища в строгом, объективном, очищенном от социальных тем искусстве. В 1866 они издали первый выпуск Современного Парнаса (Le Parnasse contemporain), своего рода поэтической антологии, следующие выпуски которой выходили в 1871 и 1876. "Парнасцы" были позитивистами в философии и испытывали научный интерес к тогдашним новейшим изысканиям в области филологии и антропологии. Современная литература казалась им пошлой, и образцы для себя они искали в древней поэзии. К "парнасцам" обычно относят Ф.Коппе, Ж.-М.де Эредиа, Т.де Банвиля, Л.Дьеркса, Сюлли-Прюдома. Символизм многое унаследовал от "парнасцев", но отвергал излишнюю описательность и статуарность их поэзии.

ПАРНЕЛЛ ЧАРЛЗ СТЮАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРСЕК

ПАРСЕК - единица расстояния в астрономии, равная 206 265 астрономическим единицам, или 3,258 светового года, или 3,086ґ1013 км. Один парсек - это расстояние до объекта, годичный параллакс которого составляет 1ўў. Если параллакс объекта равен р секунд, то расстояние до него 1/р парсек. Сокращенное обозначение: русское пк, международное pc. Для измерения внегалактических расстояний обычно используют килопарсеки (1000 пк) и мегапарсеки (106 пк).

См. также ЗВЕЗДЫ.

ПАРФЕНОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРФИЯ

ПАРФИЯ - в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря, которая с 6 в. до н.э. и вплоть до завоевания ее Александром Великим числилась провинцией Персидского царства. После смерти Александра Парфия входила в состав государства Селевкидов, приблизительно до 250 до н.э., когда начался период ее подъема. Парфяне, предводительствуемые Аршаком, объявившим себя потомком древних персидских царей, подняли восстание, которое привело к созданию независимой державы. Парфия крепла и расширялась по мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов. Митридат I (правил в 171-138 до н.э.), первый великий парфянский царь, завоевал Вавилонию, оставив во владении Селевкидов лишь Сирию. В 1 в. до н.э., когда контроль над Ближним Востоком перешел от Селевкидов к римлянам, между Римом и Парфией разгорелись продолжительные войны, начало которых ознаменовалось сокрушительным поражением Красса в 53 до н.э. Столкновения происходили до первой четверти 3 в. н.э. В период правления Траяна римляне достигли больших успехов, выйдя между 114 и 116 н.э. через территорию Вавилонии к Персидскому заливу. Однако при императоре Адриане римляне были вынуждены отступить к Евфрату. Парфянское царство прекратило свое существование ок. 224, когда началось возрождение Персии, где была ликвидирована власть парфян и возникла империя Сасанидов. Парфянское государство было разделено на ряд небольших вассальных образований, правители которых признавали парфянского монарха "Царем царей". В период своего наибольшего расцвета оно простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда, но никогда не включало греческие государства в Индии или области к северу от Гиндукуша, Бактрию и Согдиану. Римляне высоко ценили парфянских всадников: точность их стрельбы из лука считалась непревзойденной. В Сирийской пустыне парфяне-наездники часто нападали на пеших римских легионеров.

См. также

ПЕРСИЯ древняя;

СЕЛЕВКИДЫ.

ПАС ОКТАВИО

ПАС Октавио (Paz, Octavio)

(р. 1914), мексиканский поэт и эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1990. Родился 31 марта 1914 в Мехико. Занимал дипломатические посты в ООН, был послом во Франции, Японии и других странах. Основал и издавал различные журналы, среди них широко известный ежемесячник "Вуэльта". Богатейшая эссеистика Паса посвящена самым разным темам. В книге Лабиринт одиночества (El laberinto de la soledad, 1950) Пас исследует противоречие между мексиканской "маской" (заимствованием иностранных культурных моделей) и индейскими корнями национальной культуры. В книге Постскриптум (Posdata, 1970) исследуется, как в сегодняшней Мексике действует ацтекская культурно-психологическая модель господства и жертвенного угнетения. Мысли Паса о месте искусства и литературы в обществе с исчерпывающей полнотой высказаны в эссе Переменный ток (Corriente alterna, 1967) и Дети грязи (Los hijos del limo, 1974). Очарованность поэзией, ее открытостью, языком, обращенностью как к историческому времени, так и к сегодняшнему дню, выразилась в эссеистических сборниках Паса, опубликованных между 1956 и 1974. Теорию Пас поверяет лирикой, представленной в антологии 1987. Входящая в сборник большая поэма Камень солнца (Piedra de sol, 1957) построена на контрапункте преходящего времени - и циклически возвратного, мифологического; смерти - и всепобеждающей силы жизни; одиночества - и чувства сопричастности человечеству и природе. Центральный образ поэмы восходит к ацтекскому солнечному календарю.

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСТЕР ЛУИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

(1890-1960), советский поэт и переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве. Отец его был известным художником, эмигрировавшим из России после революции. Сын окончил Московский университет, затем учился в Марбургском университете. Его стихотворные сборники Близнец в тучах (1914) и Поверх барьеров (1917) были отмечены влиянием символизма и футуризма, трудны для восприятия среднего читателя и по сути своей отстранены от социально-политических событий. Тем не менее, когда советский поэт Маяковский после Октябрьской революции призвал собратьев служить революционным интересам, Пастернак взялся за выполнение социальных заказов. Его поэмы Девятьсот пятый год (1925-1926) и Лейтенант Шмидт (1926-1927) описывают события первой российской революции. Среди важнейших достижений его творчества - переводы современных грузинских поэтов, переводы Шекспира. В 1958 его первая книга за 25 лет, роман Доктор Живаго, был опубликован в нескольких европейских странах и в США. История жизни русского врача со времени революции 1905 до конца 1920-х годов стала международным бестселлером и удостоилась Нобелевской премии по литературе 1958. После присуждения премии Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Под угрозой высылки из Советского Союза он отказался от Нобелевской премии, опубликовал покаянное письмо и получил разрешение остаться на родине. Умер Пастернак в Москве 30 мая 1960.

ЛИТЕРАТУРА

Синявский А. Поэзия Пастернака. - В кн.: Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М. - Л., 1965 Лихачев Д.С. Звездный дождь: Проза Б.Пастернака разных лет. - В кн.: Пастернак Б. Воздушные пути. М., 1982 Пастернак Е. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989 Пастернак Б.Л. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1989-1992 Пастернак Б. Не я пишу стихи...(Переводы из поэзии народов СССР). М., 1991 Пастернак Б. Второе рождение: Письма к З.Н.Пастернак. - В кн.: Пастернак З.Н. Воспоминания. М., 1993 Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993

ПАСХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСХИ ОСТРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТЕ ШАРЛЬ

ПАТЕ Шарль (Pathe, Charles)

(1863-1957), французский кинопромышленник, продюсер. Родился 26 декабря 1863 в Шеври-Косиньи (департамент Сены и Марны). В 1866 его семья переехала в Венсен, где тридцать лет спустя Шарль и его братья основали фирму "Братья Пате". Предприятие занималось производством фонографов и кинофильмов. После того как двое братьев вышли из дела, Эмиль (1860-1937) стал специализироваться на фонографах, Шарль - на кинофильмах. Кроме трюковых кинофантазий в духе изобретательного Ж.Мельеса (G.Mlis, 1861-1938), Пате выпускал документальные ленты (Катастрофа на Мартинике, Дело Дрейфуса, Англо-бурская война). В 1900 Ф.Зекка, ведущий режиссер фирмы Пате, снял картину Фантастический ныряльщик (Fantastic Diver), герой которой благодаря обратной проекции пленки выпрыгивал из бассейна на трамплин для прыжков в воду. В 1905 другой режиссер фирмы, Л.Гаснье, поставил Похитителя велосипедов (The Bicycle Thief) - фильм с погонями, жанр которого вскоре стал ассоциироваться с именем американского режиссера М.Сеннетта. В том же году в фильме Жизнь Полишинеля (The Life of Polichinelle) появился М.Линдер, ставший главной звездой компании "Братья Пате". В 1908 начались выпуски регулярной кинохроники, и тогда же был создан фильм Убийство герцога Гиза (The Assassination of the Duke of Guise), первая кинодрама, претендующая на строгое обращение с историческими фактами. В том же 1908 Пате содействовал выпуску научно-популярных фильмов, съемки которых осуществлялись доктором Ж.Командоном через микроскоп. В 1930 Шарль Пате отошел от дел, в 1956 его фирма была поглощена компанией "Уорнер бразерс пикчерз".

Умер Пате в Монте-Карло 25 декабря 1957.

ПАТЕР УОЛТЕР

ПАТЕР Уолтер (Pater, Walter Horatio)

(1839-1894), английский литератор. Родился 4 августа 1839 в Лондоне. Образование получил в Кентерберийской королевской школе и в Куинз-колледже Оксфордского университета. Жил размеренной жизнью преподавателя, писателя и ученого в Оксфорде, где и умер 30 июля 1894. Свою влюбленность в прекрасное во всех его проявлениях Патер выразил в сочинениях о литературе, живописи и скульптуре. Первое его произведение, Очерки по истории Ренессанса (Studies in the History of the Renaissance, 1873), представляло собой сборник эссе, каждое из которых было образчиком импрессионистской критики, с ее чуткостью, витиеватостью и пренебрежением доказательным анализом. В числе его более поздних работ - по большей части это были сборники критических статей - книги Оценки: с эссе о стиле (Appreciations, With an Essay on Style, 1889), Платон и платонизм (Plato and Platonism, 1893), Греческие очерки (Greek Studies, 1895), Заметки на разные темы (Miscellaneous Studies, 1895), Очерки из газеты "Гардиан" (Essays from "The Guardian", 1896); последние три работы были опубликованы посмертно. В своих произведениях Патер более всего озабочен проблемой хорошей, правильной жизни в бурном водовороте вечных перемен. В романе Марий-эпикуреец (Marius the Epicurean, 1885) молодой римлянин исповедует сначала эпикурейскую, а затем стоическую философию, но в конечном счете обретает идеал в христианстве. В Воображаемых портретах (Imaginary Portraits, 1887) и незавершенном романе Гастон де Латур (Gaston de Latour, вышел посмертно в 1896) показано, как люди разных характеров и нравов пытаются приспособиться к жизни.

ПАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИА ПОТЕСТАС

ПАТРИА ПОТЕСТАС (PATRIA POTESTAS), верховная власть, которой располагал глава римской семьи, pater familias, над своей женой, сыновьями (независимо от их возраста) и незамужними дочерьми. Эта власть распространялась также на жен сыновей, всех принадлежавших семье рабов и любых лиц, входивших в семью через усыновление. Patria potestas была безгранична, любого из своих подданных pater familias мог казнить или продать в рабство. Кроме того, во власти патриарха находилась вся собственность семьи. Подобные отношения имели место у большинства древних индоевропейских народов.

ПАТРИК

СВ., апостол Ирландии, родился в Римской Британии в семье диакона Кальпурния. В шестнадцатилетнем возрасте был захвачен в плен шайкой ирландских разбойников, которые в те времена совершали набеги на римскую провинцию, и увезен в рабство в Ирландию, где на протяжении шести лет (по преданию, на территории нынешнего графства Антрим) пас овец. В отрочестве Патрик, согласно его собственному признанию, не был горячо верующим христианином, однако затем пережил духовное озарение. По его словам, однажды во сне он услышал голос, повелевавший ему подняться на корабль, который будет его дожидаться. Пройдя пешком около 320 км, юноша достиг гавани, откуда ему удалось со временем вернуться домой. Однако во сне его посетило еще одно видение: ему явился муж, протянувший письмена, которые содержали "глас ирландцев", умолявших его вернуться и жить среди них. Патрик воспринял этот сон как божественное призвание и, преодолев ряд препятствий, вновь оказался в Ирландии (по-видимому, уже в епископском сане). Вместе с другими миссионерами он проповедовал им Евангелие и распространял христианство "вплоть до самых отдаленных пределов страны, за которыми уже не было человеческого жилья и куда никто никогда не приходил, чтобы крестить, рукополагать во священство и совершать таинства". Немногочисленные дошедшие до нас сочинения св. Патрика являются древнейшими памятниками ирландской письменности. Важнейшее из этих сочинений - Исповедь, в которой он объясняет цели и смысл своего служения и которая служит главным источником наших сведений о его жизни. Однако это не автобиография в строгом смысле слова, так что многие подробности (особенно хронологического рода) остаются непроясненными. Ирландские хроники датируют его прибытие в Ирландию 432 годом, однако эти хроники основаны на утраченных ныне источниках, относившихся к эпохе, отделенной от времени Патрика несколькими веками. Кроме того, они противоречат свидетельству Проспера Аквитанского, который в своей Хронике сообщает, что в 431 папа Целестин направил некоего Палладия в качестве епископа к "ирландцам, верующим во Христа". По преданию, сложившемуся очень рано, св. Патрик считается апостолом христианства, обратившим ирландцев в веру во Христа и основавшим первую архиепископскую кафедру в Арме. Ирландцы чтут его имя более тысячи лет, св. Патрику посвящены многочисленные церкви, возведенные ирландскими переселенцами и миссионерами по всему свету. День памяти святого 17 марта; в Ирландии это национальный праздник, и все ирландцы, где бы они ни жили, непременно отмечают его.

ПАТРИЦИИ

ПАТРИЦИИ (patricii, множ.чис. от patricius), в ранний период истории Рима группа граждан, обладавших всеми правами. Патриции принадлежали к римской знати, только они имели право занимать государственные должности и заседать в сенате. Время разделения граждан Рима на патрициев и плебеев, как и основания такого разделения, не вполне ясны. В 5-4 вв. до н.э. между ними шла затяжная политическая борьба, которая завершилась в 287 до н.э. распространением политических прав, которыми ранее располагали только патриции, также и на плебеев. В поздней Империи звание патриция сделалось личным титулом, который присваивался императором за заслуги перед государством.

См. также ПЛЕБС.

ЛИТЕРАТУРА

Егоров А.Б. Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э. - В кн.: История древнего мира, т. 2. М., 1989

ПАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУКООБРАЗНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУЛИ ВОЛЬФГАНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУНД ЭЗРА ЛУМИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАУЭР ТИРОУН

ПАУЭР Тироун (Power, Tyrone) (1795-1841), родоначальник актерской династии, играл комические роли ирландцев в Лондоне и США, сочинял фарсы на ирландские темы. Его племянник, Морис Пауэр (ум. 1849), запомнился в шекспировском репертуаре; внук, Фредерик Тироун Пауэр (1869-1931), работал по преимуществу в США, на Бродвее и в Голливуде; правнук, Тироун Пауэр (1914-1958), сделал блестящую карьеру театрального и киноактера.

ПАХИЦЕФАЛОЗАВР

Своеобразную группу птицетазовых динозавров образуют толстоголовые ящеры

(пахицефалозавры), которых иногда называют динозаврами - дикий баран или

костяной череп. Как указывает само название, кости их черепной крышки были

сильно утолщены - у самых крупных животных их толщина достигала 25 см. По

всей вероятности, в борьбе между соперниками такой череп служил тараном. В

меловой период толстоголовые динозавры боролись за свое место в стаде так

же, как сейчас это делают дикие бараны муфлоны. Они бросались друг на

друга со скоростью около 35 км/ч.

в соперническом поединке

Но чтобы такие сильные удары не приводили к повреждениям спины и шеи, их

позвоночник был дополнительно усилен и обладал особой жесткостью. Однако

все это лишь предположения, ведь от этих животных сохранилось слишком мало

остатков - практически одни черепа самцов. Один такой череп длиной более

60 см принадлежал экземпляру толстоголового ящера, длина тела которого

составляла, по-видимому, около шести метров. Другие виды пахицефалозавров

были значительно меньше. Так, гомалоцефал (пропорциональная голова)

достигал в длину трех метров. А длина одного из экземпляров

микропахицефалозавра (самого малого толстоголового ящера) составляла всего

50 см. - он был не больше курицы.

Северная Америка

ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ

СВ. (292-346?), христианский монах, создатель первых общин христианских отшельников и устава для этих общин. Родился в Эсне (Верхний Египет) в языческой семье, служил наемником в армии Константина и обратился в христианство в 314. Прожив отшельником несколько лет, он был призван (по преданию, явившимся ему ангелом) основать монастырь на одном из нильских островов и написать для него устав. Учрежденный им порядок монастырской жизни сохранялся до 11 в. Палладий в своем Лавсаике подробно описывает жизнь этих монастырей. День памяти святого 9 мая (в Русской православной церкви 15 мая по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПЕГАС

ПЕГАС - в греческой мифологии, крылатый конь, появившийся из тела Медузы, обезглавленной Персеем. Беллерофонт с помощью золотой уздечки, которую ему подарила Афина, изловил коня, пившего из источника Пирены близ Коринфа, и полетел на нем по воздуху, чтобы сразиться с Химерой. Когда он попытался на своем крылатом коне вознестись на небо, то упал, а Пегас продолжил свой путь и с тех пор помещается среди звезд. Впоследствии Пегаса стали рассматривать как коня муз и как символ поэтического искусства.

ПЕДИАТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДРО I

ПЕДРО I (Pedro I) (1798-1834), первый император Бразилии. Родился в Лиссабоне (Португалия) 12 октября 1798. Второй сын Жуана VI Португальского. В 1807 португальская королевская семья, включая юного принца Педру, бежала в Бразилию, спасаясь от войск Наполеона. В 1821 семья короля вернулась в Португалию, Педру остался в Бразилии в качестве регента и 22 октября 1822, провозгласив независимость страны, был коронован императором Бразилии. Вначале пользовался популярностью, но вскоре окружил себя португальскими советниками и стал жестоко подавлять республиканское движение, чем настроил против себя бразильцев. В начале апреля 1931 всеобщее недовольство вылилось в народное восстание в Рио-де-Жанейро, и 7 апреля Педру I был вынужден отречься от трона. Вернулся в Лиссабон, где умер 24 сентября 1834. В качестве преемника оставил юного сына Педру, который под именем Педру II стал одним из самых могущественных правителей Нового Света.

ПЕДРО II

ДЕ АЛЬКАНТАРА (Pedro II de Alcantara) (1825-1891), император Бразилии. Родился в Рио-де-Жанейро 2 декабря 1825, сын Педру I и Леопольдины, австрийской принцессы. В 1808 дед Педру II Жуан выехал из Лиссабона и обосновался в Рио-де-Жанейро, откуда в течение многих лет правил Португалией, Бразилией, Португальской Африкой и Португальской Индией. Будучи первым монархом европейского происхождения, родившимся в Бразилии, Педру в 1831 стал вторым императором Бразилии после отречения его отца, Педру I, а после десятилетнего регентства был коронован императором Бразилии. Пять лет спустя он женился на Терезе, сестре короля Обеих Сицилий Фердинанда. В годы правления Педру Бразилия жила в обстановке относительной политической и экономической стабильности. Этим она разительно отличалась от соседних, куда более либеральных и демократических республик, раздираемых революциями и диктатурами. Поэтому Бразилию стали называть "коронованной демократией". Педру не пытался стимулировать материальный и технический прогресс. Подвергался критике за то, что вмешивался в политическую борьбу правительства, парламента и политических партий. Вместе с тем среди современников он пользовался большим авторитетом. Он сочувствовал аболиционистскому движению и санкционировал отмену рабства (1888), способствовал либеральным реформам в других областях, включая образование. В 1889 революция установила республиканскую форму правления, и Педру 15 ноября отрекся от трона. Умер Педру в Париже 5 декабря 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Очерки истории Бразилии. М., 1962

ПЕЙ ИО МИН

ПЕЙ Ио Мин (Pei, Ieoh Ming)

(р. 1917), американский архитектор. Родился 26 апреля 1917 в Кантоне (Китай). В 1935 уехал в США; изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и Гарвардском университете. После двух лет преподавательской работы в Гарвардской школе дизайна стал главным архитектором компании "Уэбб энд Кнапп". Его увлечение творчеством Л.Мис ван дер Роэ нашло отражение в проекте Майл-хай-центра в Денвере (1956); в других работах, выполненных для "Уэбб энд Кнапп", таких, как площадь Вилль-Мэри в Монреале и жилая застройка площади Кипс-Бей в Нью-Йорке, проявился его талант градостроителя. В 1960 Пей начал работать самостоятельно. главные постройки, созданные им в этом десятилетии - Центр наук о Земле в МТИ, замысел которого возник еще в 1955, часовня св. Луки на Тайване и Национальный центр исследований атмосферы близ Боулдера (шт. Колорадо). Среди наиболее известных работ Пея 1970-х годов - облицованный алюминием небоскреб на Пайн-стрит в Нью-Йорке; восточное крыло Национальной галереи искусства в Вашингтоне (треугольная в плане постройка из бетона, мрамора и стекла), Музей Эверсона в Сиракузах (шт. Нью-Йорк) и Библиотека Джона Кеннеди в Бостоне. Созданное им западное крыло Бостонского музея изящных искусств с эффектным застекленным цилиндрическим сводом было открыто в 1981, а Музей и Дворец славы рок-н-ролла на берегу озера Эри в Кливленде, с пирамидой из бетона, металла и стекла над холлом, - в 1995. Пей получал также заказы на строительство зданий во Франции, Австралии и азиатских странах. Самые горячие споры вызвала созданная им стеклянная пирамида в парадном дворе Лувра в Париже. В Гонконге Пей построил высотное здание Китайского банка, состоящее из ряда стеклянных призм.

ПЕЙДЖ ДЖЕРАЛДИНА

ПЕЙДЖ Джералдина (Page, Geraldine) (1924-1987), США; Лето и дым (Summer and Smoke, 1952; экранизация, 1961) и Сладкоголосая птица юности (Sweet Bird of Youth, 1969; экранизация 1962) Т.Уильямса, Продавец дождя (The Rainmaker, 1954) Н.Р.Нэша, Куклы на чердаке (Toys in the Attic, 1960; экранизация 1963) Л.Хелман, Черная комедия (Black Comedy, 1967), Абсурдная личность в единственном числе (Absurd Person Singular, 1974), Божественная Агнес (Agnes of God, 1982); фильмы: Дорогое сердце (Dear Heart, 1964), Интерьеры (Interiors, 1978), Поездка в Баунтифул (The Trip To Bountiful, 1985, премия "Оскар").

ПЕЙН ТОМАС

ПЕЙН Томас (Paine, Thomas)

ТОМАС ПЕЙН

ТОМАС ПЕЙН

(1737-1809), англо-американский революционер и публицист, родился в Тетфорде (Великобритания) 29 января 1737. Прибыл в Америку в 1774 при поддержке Бенджамина Франклина, которого боготворил. Был редактором "Пенсильвания мэгэзин" ("Pennsylvania Magazine", 1775-1777), в значительной степени повлиял на атмосферу нерешительности, характерную для того времени, выдвинув энергичные аргументы в пользу американской независимости в памфлете Здравый смысл (Common Sense, 1776), а затем, когда началась война, в серии прокламаций Американский кризис (American Crisis, 1776-1783). Первую из них Дж. Вашингтон приказал читать солдатам, чтобы поддержать их боевой дух. В работе Общее благо (Public Good, 1780) Пейн доказывал, что претензия Виргинии на западные земли должна быть частью вопроса о праве всех колоний выдвигать такого рода претензии; он надеялся, что предложенный им подход поможет объединению и укреплению будущего союза. В 1787 Пейн отправился во Францию, в 1791 в Лондоне опубликовал первую часть трактата Права человека (Rights of Man, 1791), в котором приветствовал Французскую революцию, отвечал на враждебные революции Размышления Берка, вышедшие в 1790, и разъяснял преимущества республики перед монархией. Пейн призывал англичан свергнуть монархию так же, как это было сделано во Франции. В Великобритании он был обвинен в предательстве, бежал во Францию, где был избран в Конвент в 1792, в котором принадлежал к жирондистам во главе с Бриссо. После захвата власти сторонниками Робеспьера Пейн в декабре 1793 был заключен в тюрьму на десять месяцев за то, что выступал против казни Людовика XVI. Трактат Век разума (The Age of Reason, 1794-1796) был посвящен разработке позиции деизма. Промонархические сторонники англиканства и кальвинизма в Америке объявили этот трактат Пейна "библией атеизма" и богохульством. Джефферсон в предисловии к Правам человека утверждал, что его принципы и принципы Пейна совпадают. С того времени Пейна часто подвергали критике, надеясь подорвать позиции Джефферсона. Либералы в Америке и различные британские революционные общества способствовали расширению влияния Пейна, используя его сочинения в качестве учебников в программах образования для взрослых. Не меньшую роль сыграли и яростные атаки противников. Все это принесло свои плоды: в 1800 Джефферсон был избран президентом, а в 1832 в Великобритании был принят Билль о реформе. После возвращения в Америку по приглашению Джефферсона в 1802 Пейн вновь подвергся нападкам кальвинистов, нашедших дополнительные аргументы в кровавом и реакционном исходе Французской революции. Умер Пейн в Нью-Йорке 8 июня 1809.

ЛИТЕРАТУРА

Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959

ПЕКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕКТИНЫ

ПЕКТИНЫ (пектиновые вещества), название группы близкородственных растительных желеобразных веществ, образующих гели при определенной концентрации и кислотности. По химической природе это полисахариды. Они встречаются практически во всех растительных материалах, особенно во фруктах и молодых тканях, и служат связующей средой для растительных клеток, подобно лигнину в растущей древесине. Пектиновые вещества используют в домашнем хозяйстве и пищевой промышленности, поскольку именно они вызывают желирование джемов, мармелада и желе. Некоторые фрукты и ягоды (например, яблоки, смородина и крыжовник) особенно богаты пектиновыми веществами и поэтому, когда их соки смешивают с сахаром и доводят до нужной консистенции, почти всегда образуют хорошо структурированные желе. Другие ягоды (малина, земляника и вишня) содержат так мало пектиновых веществ, что из них не удается приготовить желе без добавления богатых пектинами фруктовых соков или имеющихся в продаже препаратов пектина. Пектины производят главным образом из кожуры цитрусовых и яблочных выжимок. Пектиновые вещества нерастворимы в холодной воде, но их можно извлечь из растительного сырья горячей водой или, еще легче, горячими разбавленными кислотами. С химической точки зрения, пектины представляют собой смесь сложных соединений углеводной природы, главным образом арабана и пектиновой кислоты. Последнюю можно отделить от арабана при помощи спирта, в котором он нерастворим. Именно благодаря присутствию пектиновой кислоты пектины обладают ценным свойством образовывать устойчивые гели. Пектиновая кислота является высокомолекулярным полимером, состоящим из остатков галактуроновой кислоты, в которых одна из каждых четырех карбоксильных групп этерифицирована метиловым спиртом. В тканях растений пектиновая кислота присутствует в виде кальций-магниевой соли.

ЛИТЕРАТУРА

Шелухина Н.П. Научные основы технологии пектина. Фрунзе, 1988

ПЕЛАГИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЛЕЙ

ПЕЛЕЙ - в греческой мифологии, сын Эака и царь мирмидонян во Фтии в Фессалии. Изгнанный со своей родной Эгины, где они вместе с братом Теламоном убили своего сводного брата, Пелей прибыл в Фессалию и принял участие в Калидонской охоте, а затем и в походе аргонавтов. С помощью кентавра Хирона Пелей добился руки Фетиды, хотя та принимала разные обличья, чтобы избежать этого союза. Их сыном был Ахилл, предводитель мирмидонян во время троянского похода. Пелей пережил своего сына, и впоследствии они вместе с Фетидой стали жить среди Нереид.

ПЕЛОНЕУСТ

Факты

ПЕЛОПИД

ПЕЛОПИД (ок. 410-364 до н.э.), фиванский полководец, друг и сподвижник фиванского государственного деятеля Эпаминонда (ум. 362 до н.э.). В 379 до н.э. совместные усилия заговорщиков, в число которых входили и Пелопид с Эпаминондом, привели к ниспровержению олигархического режима в Фивах и изгнанию спартанского гарнизона. Пелопид был избран беотархом (одним из руководителей Беотийского союза) и впредь оставался на ключевых ролях в Фивах. Фивы встали во главе мощного антиспартанского движения, охватившего значительную часть Греции. Пелопид (он командовал тогда Священным отрядом, элитным подразделением фиванцев) разделил с Эпаминондом честь великой победы над спартанцами при Левктрах в 371 до н.э. Позднее возглавил военные действия в Фессалии против Александра, тирана Фер. Пелопид распространил влияние Фив и на Македонию: он стал посредником в династическом конфликте, отправив в Фивы в качестве заложника Филиппа, будущего царя Македонии и отца Александра Великого. В 364 до н.э. Пелопид одержал победу при Киноскефалах над своим старым недругом Александром, тираном Фер, однако погиб в сражении.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Пелопид. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1961

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕМЗА

ПЕМЗА - светлоокрашенное чрезвычайно высокопористое (пузырчатое, пенистое) природное вулканическое стекло. Образуется в результате столь быстрого затвердевания риолитовой, реже дацитовой или трахитовой лавы, что минералы не успевают выкристаллизоваться из расплава. Резко выраженное пузырчатое сложение породы обусловлено выделением пузырьков растворенных паров и газов из магмы во время ее затвердевания. В результате порода приобретает высокую пористость и низкую объемную плотность - от 0,5-0,6 до 1,3-1,4 (обычно куски пемзы плавают в воде). Кислые (риолитовые) пемзы имеют такое же высокое содержание кремнезема и низкое - железа и магния, как и сами риолиты. Дацитовые пемзы имеют состав дацита, трахитовые - трахита. Пемза может залегать в виде обособленных пластообразных тел, некогда бывших лавовыми потоками, но чаще слагает поверхностную зону потоков кислых лав. Месторождения пемзы выявлены в некоторых вулканических областях на западе США (штаты Орегон, Калифорния и др.). Ее добывают, дробят и используют в тех же целях, что и вулканический пепел, который она весьма напоминает по своим свойствам, т.е. как заполнитель для легких бетонов и гидравлическую добавку к портландцементу. Пемза применяется также в качестве теплоизоляционной засыпки в строительстве. Пемзовые блоки, которые добываются из карьеров на Липарских о-вах в Тирренском море (Италия), поступают на мировой рынок как абразивный материал для шлифования. Кроме того, поставщиками пемзы являются Новая Зеландия, Германия (долина Рейна), Австрия, Япония и Франция. Значительные месторождения пемзы известны на Камчатке и в Закавказье (Армения, близ Еревана).

ПЕНДЕРЕЦКИЙ КШИШТОФ

ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), крупнейший композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она "создана не из тонов, а из звуков". Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и как следствие - достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. В сочинениях с хором композитор применяет разного рода свисты, крики, шепоты, вопли; характерны также многообразные звуковые эффекты, извлекаемые из струнных инструментов, - удары по ним, постукивания, трение и т.д. Пендерецкий родился 23 ноября 1933 в Дембице (Польша). После окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове он стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Эссене (Германия) и Йеле (США). Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960, когда был исполнен Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy), сочинение для 52 струнных инструментов, отмеченное мощной выразительностью и яркими динамическими контрастами. За Плачем последовала Полиморфия (Polimorphie, 1961) для 48 струнных, сочинение, основанное на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими Плача. Полиморфия изобилует необычными звуковыми эффектами, такими, как стуки по декам инструментов, разного рода глиссандо и ведение карандашом по струнам. Сильное тяготение композитора к религиозным образам нашло выражение в его Страстях по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi secundum Lucam, 1966), Утрене (Jutrznia, 1971; в сочинении использованы православные тексты на церковнославянском языке) и Магнификате (1974). Оперы Пендерецкого привлекли внимание театров разных стран. Опера Дьяволы из Лудена (Diably z Loudun, 1966; по одноименному роману О.Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается четкостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства. В 1978 в чикагском театре "Лирическая опера" был поставлен Потерянный рай по мотивам шедевра Джона Мильтона (Paradise Lost, либретто К.Фрая).

ЛИТЕРАТУРА

Ивашкин А. К., Пендерецкий. М., 1983

ПЕНЕЛОПА

ПЕНЕЛОПА - в греческой мифологии, дочь Икария и Перибеи, супруга Одиссея и мать Телемаха. В отсутствие Одиссея ей досаждали многочисленные назойливые женихи, пировавшие в доме Одиссея, однако она осталась верной мужу. Она отваживала женихов, отказываясь делать выбор под тем предлогом, что прежде должна соткать покрывало. Каждую ночь она распускала сделанное за день и таким образом смогла оттянуть окончательное решение до момента, когда Одиссей вернулся домой и перебил женихов. Пенелопа - олицетворение супружеской верности.

ПЕН-КЛУБ

ПЕН-КЛУБ (P.E.N. International),

международное объединение писателей. Название составлено из первых букв английских слов Poets (поэты), Playwrights (драматурги), Essayists (эссеисты, очеркисты), Editors (редакторы) и Novelists (романисты). Целью организации является содействие творческому сотрудничеству писателей всего мира. Основан Дж.Голсуорси в 1921; правление находится в Лондоне. Членом Пен-клуба может стать любой литератор. Все члены обязываются соблюдать Устав Пен-клуба, первое положение которого гласит: "Национальная по своему происхождению литература не знает границ"; члены клуба обязываются содействовать повсеместному утверждению свободы творчества. Пен-клуб всячески поощряет практику художественного перевода и постоянно озабочен судьбами писателей, находящихся в тюремном заключении, испытывающих материальную нужду либо замалчиваемых репрессивными режимами. Существует 80 национальных центров Пен-клуба в 60 странах, работающих по собственным программам. Раз в год центры посылают своих представителей на международный конгресс Пен-клуба. Конгрессы проводятся поочередно в Европе, Азии, Африке и Америке.

ПЕНЛЕВЕ ПОЛЬ

ПЕНЛЕВЕ Поль (Painlev, Paul Prudent)

(1863-1933), французский ученый и политический деятель. Родился 5 декабря 1863 в Париже, стал известен как математик своими фундаментальными открытиями в теории дифференциальных уравнений. Будучи социалистом, Пенлеве в 1897 занялся политикой. В 1910 был избран депутатом от Парижа, занимал пост министра просвещения и изобретений (1915-1916) при Бриане, координируя научные исследования с задачами военного времени, позже стал военным министром в кабинете Рибо (март - сентябрь 1917). В сентябре 1917 - премьер-министр. Столкнулся с трудностями при осуществлении своего курса из-за пораженческих настроений левых кругов. В ноябре 1917 вышел в отставку и играл малозаметную роль во французской политике до триумфа Левого блока на выборах 1924. В этом году он стал председателем палаты депутатов, а после отставки А.Мильерана с поста президента Франции участвовал в президентских выборах кандидатом от левых сил, но проиграл. В апреле - ноябре 1925 - премьер-министр. К концу своей карьеры сосредоточился на решении военных задач, заняв пост военного министра (в 1926 и 1928) и министра авиации (1930-1931 и 1932-1933). Умер Пенлеве в Париже 29 октября 1933.

ЛИТЕРАТУРА

Рубинский Ю.И. Тревожные годы Франции. М., 1973

ПЕНО АЛЬФОНС

ПЕНО Альфонс (Penaud, Alphonse)

(1850-1880), французский изобретатель, один из первых создателей самодвижущихся моделей летательных аппаратов, конструктор пассажирского самолета-амфибии. Родился в 1850 в Париже. В 1871 представил Французскому обществу воздухоплавателей "планофор" - первую модель летательного аппарата с приводом от скрученных резиновых жгутов, которая пролетела около 40 м за 11 с. Построенная им вскоре модель вертолета с двумя встречными винтами, изготовленными из перьев, поднялась на высоту 15 м; она стала прообразом той игрушки, которая поразила в детстве братьев Райт и, вероятно, повлияла на их судьбу. Делал он и модели с машущими крыльями. Пено был активным членом Французского общества воздухоплавателей и в его печатном органе "Аэронавт" публиковал свои статьи, в том числе посвященные математической теории полета птиц. Самым значительным его достижением стала конструкция моноплана-амфибии, на которую он получил патент в 1876. Она имела фюзеляж обтекаемой формы; крыло с небольшим удлинением и толстым профилем; несущую обшивку; металлические пропеллеры с регулируемым углом наклона; убирающееся взлетно-посадочное шасси (для облегчения взлета с воды предусматривались реданы, убираемые в полете); закрытые кабину пилота и пассажирский салон; амортизаторы; автопилот; единую рукоятку управления. Многие идеи, изложенные в этом патенте, были реализованы лишь после 1930. Пено - автор многих технических новшеств, таких, как клапан для воздушного шара, метод определения давления воздуха на различные части несущих плоскостей в полете, техника изучения полетов с помощью скоростной фотосъемки. Обстоятельства смерти Пено до конца не известны; сообщение о его кончине было опубликовано в "Аэронавте" за ноябрь 1880.

ПЕНФИЛД УАЙЛДЕР ГРЕЙВС

ПЕНФИЛД Уайлдер Грейвс (Penfield, Wilder Graves)

(1891-1976), американский невролог и нейрохирург. Родился 26 января 1891 в Спокане (шт. Вашингтон). По окончании в 1913 Принстонского университета учился в Оксфордском университете, затем в университете Джонса Хопкинса; здесь в 1918 получил степень доктора медицины. Возвратился в Оксфорд, где работал у Ч.Шеррингтона. В 1921-1928 - профессор Колумбийского университета и одновременно хирург Нью-Йоркского неврологического института. В 1928 был приглашен в Монреаль (Канада) на должность профессора нейрохирургии Макгиллского университета, одновременно работал нейрохирургом в Монреальской больнице. В 1934-1960 был профессором неврологии и нейрохирургии, затем директором Монреальского неврологического института, в 1965-1968 - президентом Института семьи. Основные научные работы Пенфилда посвящены изучению анатомии и физиологии головного мозга человека в норме и патологии, вопросам нейроцитологии, разработке новых методов диагностики и лечения эпилепсии и опухолей мозга. Он провел множество операций на открытом мозге, специализируясь на лечении эпилепсии путем иссечения рубцовой ткани мозга. Изучение возможных причин образования этих рубцов заставило его заняться нейроцитологией. Широко применяя электростимуляцию, Пенфилд получил ценные данные о функциональной организации коры головного мозга человека. Этой очень важной теме посвящена монография Кора головного мозга человека (The Cerebral Cortex of Man, 1950), написанная им совместно с Т.Рамуссеном. Среди других трудов Пенфилда - Цитология и клеточная патология нервной системы (Cytology and Cellular Pathology of the Nervous System, 1932); Типы эпилептических припадков (Epileptic Seizure Patterns, 1951); Загадка интеллекта (The Mystery of Mind, 1975). Умер Пенфилд в Монреале 5 апреля 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Пенфилд У., Джаспер Х. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. М., 1958

Предыдущая страница Следующая страница