Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИЩ"-"ПОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПИЩ"-"ПОЛ")

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАВТ ТИТ МАКЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАММЕР КРИСТОФЕР

ПЛАММЕР Кристофер (Plummer, Christopher) (р. 1929), Канада; актер шекспировского репертуара; нью-йоркская сцена: Верная жена (The Constant Wife, 1954) У.С.Моэма, Жаворонок (The Lark, 1955) Ж.Ануя, Королевская охота за солнцем (The Royal Hunt of the Sun, 1965) П.Шаффера, Сирано де Бержерак (Cyrano, 1973, премия "Тони") Э.Ростана, Отелло (Othello, 1982) и Макбет (Macbeth, 1988) Шекспира; фильмы: Сцена сотрясается (Stage Struck, 1958), Звуки музыки (The Sound of Music, 1965), Ночь генералов (The Night of the Generals, 1966), Ватерлоо (Waterloo, 1970), Возвращение розовой пантеры (The Return of the Pink Panther, 1975), Убийство по приказу (Murder by Decree, 1979), Звездный поход VI: Ненайденная страна (Star Trek VI: The Undiscovered Country, 1991), Долорес Клеборн (Dolores Claiborne, 1995).

ПЛАНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНЕТАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНК МАКС

ПЛАНК Макс (Planck, Max)

(1858-1947), немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой теории. Родился в Киле 23 апреля 1858. Учился в Мюнхенском и Берлинском университетах. В 1880-1885 - приват-доцент Мюнхенского университета, в 1885-1888 - профессор теоретической физики Кильского, а в 1889-1926 - Берлинского университетов. Первые работы относятся к области термодинамики: обоснованию 2-го начала термодинамики, выводу законов химического равновесия в газах и разбавленных растворах и т.д. Занявшись решением задачи о распределении энергии в спектре излучения абсолютно черного тела, Планк в 1900 высказал революционное предположение, что атомные осцилляторы излучают энергию лишь дискретными порциями - квантами, причем энергия кванта пропорциональна частоте колебания. Исходя из этого предположения, Планк получил полуэмпирическую формулу распределения энергии, хорошо согласующуюся с экспериментальными данными. Сам он не мог отказаться от классических представлений о механизме излучения и пытался включить введенную им постоянную h в их рамки. В 1905 Эйнштейн распространил идеи Планка на реальный процесс излучения, предсказав существование фотона. В 1918 Планк был удостоен Нобелевской премии по физике за работы по теории излучения абсолютно черного тела. Большое значение имели работы Планка по теории относительности. В 1906 он вывел уравнения релятивистской динамики, получив выражения для энергии и импульса электрона. Планк был избран почетным членом АН СССР (1926), являлся членом Берлинской академии наук, президентом общества императора Вильгельма (с 1948 - Общество Макса Планка), членом Лондонского королевского общества (1926) и почетным членом Американского физического общества. Среди важнейших его публикаций - Лекции по теории теплового излучения (Vorlesungen ber die Theorie der Warmestrahlung, 1906), Введение в теоретическую физику (Einfhrung in die theoretische Physik, Bd. 1-5, 1916-1930), Пути физического познания (Wege zur physikalischen Erkenntnis, 1933). Противник политики нацистской Германии, Планк во время Второй мировой войны перенес немало лишений. Последние годы его жизни были омрачены гибелью единственного сына, казненного за участие в покушении на Гитлера 20 июля 1944. Умер Планк в Геттингене 3 октября 1947.

ЛИТЕРАТУРА

Планк М. Избранные труды. М., 1975 Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985

ПЛАНКА ПОСТОЯННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНТАГЕНЕТЫ

ПЛАНТАГЕНЕТЫ - генеалогическое древо

ПЛАСКЕТТ ДЖОН СТЭНЛИ

ПЛАСКЕТТ Джон Стэнли (Plaskett, John Stanley)

(1865-1941), канадский астроном. Родился 17 ноября 1865 в Хиксоне (провинция Онтарио). В 1899 окончил Торонтский университет, где работал до 1903. В 1903-1918 работал в обсерватории в Оттаве. Руководил постройкой 183-см рефлектора в Виктории (провинция Британская Колумбия) (в 1918 стал первым директором созданной там астрофизической обсерватории), в 1935 - постройкой 208-см Макдоналдского телескопа. Основные работы Пласкетта относятся к звездной спектроскопии. Пласкетт осуществлял многолетнюю программу по определению лучевых скоростей звезд, создавшую наблюдательную основу для подтверждения гипотезы о вращении Галактики. Выполнил большое количество спектральных исследований горячих и спектрально-двойных звезд. В 1922 открыл систему с большой массой, названную "звездой Пласкетта". Умер Пласкетт в Эскуаймолте (провинция Британская Колумбия) 17 октября 1941.

ПЛАСТИНЧАТОУСЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАСТМАССЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТЕИ

ПЛАТЕИ - битва при Платеях (479 до н.э.), победа греков над персами в ходе греко-персидских войн, в результате которой персы были окончательно изгнаны из материковой Греции.

См. также ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ.

ПЛАТЕОЗАВР

Факты

Первым динозавром, найденным в Германии, был платеозавр, или равнинный ящер. Там же в последствии было обнаружено много других полных скелетов динозавров.

Голова и шея, платеозавра, найденные в глиняном карьере близ Хальберштадта (Германия). Окаменевшие кости, зубы и яйца динозавров.

Сейчас во многих музеях мира можно увидеть окаменелости, найденные в глиняном карьере вблизи Хальберштадта в каменоломне около Троссингена. В свое время, в позднем триасе, платеозавр, достигавший в длину восьми метров, был самым крупным и распространенным динозавром. Это был типичный представитель длинношеих прозауроподов (предшественников гигантских динозавров), которые произошли от небольших двуногих хищников, ставших четвероногими в результате перехода на растительную пищу и увеличения своих размеров . Их считают предками гигантских динозавров. Из-за больших когтей на передних конечностях платеозавр выглядел опасным хищником, но на самом деле был медлительным растительноядным животным с мелкими зубами. Когти, по-видимому, служили ему лишь для защиты.

Европа

ПЛАТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ ТРИАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАУНОВИДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАУРАЙТ ДЖОАН

ПЛАУРАЙТ Джоан (Plowright, Joan) (р. 1929), Англия, США; актриса Национального театра (1963-1974), получила признание в ролях современных женщин в пьесах авторов английской "новой волны"; лондонская сцена: Оглянись во гневе (Look Back in Anger, 1956) и Комедиант (The Entertainer, 1957) Д.Осборна (играла также в Нью-Йорке, снялась в фильме по пьесе), Деревенская жена (The Country Wife, 1956) У.Уичерли, Дядя Ваня (1962) А.П.Чехова, Святая Иоанна (Saint Joan, 1963) Б.Шоу, Венецианский купец (The Merchant of Venice, 1973) Шекспира, Филумена (Filumena, 1977); нью-йоркская сцена: Вкус меда (A Taste of Honey, 1960, премия "Тони") Ш.Дилэни; фильмы: Авалон (Avalon, 1990), Зачарованный апрель (Enchanted April, 1992), Вдовий пик (Widow's Peak, 1994), Джейн Эйр (Jane Eyre, 1996); телевидение: Возвращение к истокам (The Return of the Native, 1994).

ПЛЕБС

ПЛЕБС (лат. plebs), низшее сословие свободных жителей Рима в ранний период его существования. Происхождение плебса продолжает оставаться вопросом дискуссий, несомненно, что в 5-4 вв. до н.э. плебеи настойчиво боролись за уравнение в правах с патрициями, поскольку не могли занимать государственные должности и вступать в брак с патрициями. К 287 до н.э. правовые различия между этими сословиями исчезли. Успеху плебеев более всего способствовала армия, где они играли видную роль уже в силу своей многочисленности. В позднюю республиканскую эпоху, а также во времена Империи плебеем стали называть всякое лицо незнатного происхождения.

ПЛЕЗАНС ДОНАЛД

ПЛЕЗАНС Доналд (Pleasance, Donald) (1919-1995), Англия, США; характерный актер, продюсер, режиссер и драматург; лондонская сцена: Порочный круг (Vicious Circle, 1946; оригинальное название - За закрытой дверью) Ж.-П.Сартра, Выбор Xoбсона (Hobson's Choice, 1952) Х.Бригхауса, Отлив (Ebb Tide, 1952; также автор пьесы); Жаворонок (Thе Lark, 1955) Ж.Ануя, Сторож (The Caretaker, 1960; фильм, 1962) Х.Пинтера, Отражения (Reflections, 1989); с большим успехом играл в Лондоне и Нью-Йорке в пьесе Человек в стеклянной кабине (The Man in the Glass Booth, 1968) Р.Шоу; фильмы: Великий побег (The Great Escape, 1962), Тупик (Cul-de Sac, 1966), Уилл Пенни (Will Penny, 1968), Австралийская пустыня (Outback, 1972), Орел приземлился (The Eagle Has Landed, 1977); телевидение: Барчестерские хроники (The Barchester Chronicles, 1984).

ПЛЕЗИОЗАВР

Факты

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918), русский марксист, публицист, деятель социалистического движения. Родился 29 ноября (11 декабря) 1856 в с.Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1873 окончил военную гимназию в Воронеже, поступил в юнкерское военное училище в Санкт-Петербурге, но в 1874, отказавшись от военной карьеры, поступил в Санкт-Петербургский горный институт. В 1875 присоединился к народникам. Один из руководителей революционной группы "Черный передел" (1879). В 1880-1917 находился в эмиграции, в основном в Женеве, где в 1883 вместе с П.Б.Аксельродом и другими эмигрантами создал группу "Освобождение труда". Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты "Искра". В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания. В 1903, после раскола РСДРП на большевистскую и меньшевистскую фракции, Плеханов встал на сторону меньшевиков, впрочем, часто выступая в поддержку большевистской политики. Тем не менее после начала Первой мировой войны он признавал необходимость "революционного оборончества" и выступал против большевистской тактики содействия поражению России. После февральской революции 1917 вернулся в Россию, где издавал газету "Единство", противостоявшую большевикам. Плеханов - автор тезиса о незрелости России для социалистической революции и многочисленных трудов по истории революционного движения, экономике, философии, истории. Умер Плеханов в Финляндии 30 мая 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Бережанский А.С. Г.В. Плеханов. Воронеж, 1990 Тютюкин С.В. Политическая драма Г.В.Плеханова. - Новая и новейшая история, 1994, № 1 Бейрон С.Г. Плеханов, утопизм и российская революция. - Отечественная история, 1995, № 5

ПЛЕЯДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЕЯДЫ

ПЛЕЯДЫ - в греческой мифологии, семь дочерей Атланта и Плейоны. Когда их стал преследовать влюбившийся в них Орион, боги превратили их в голубиц и поместили среди звезд. Орион со своим псом продолжает это преследование и на небосводе. Однако в созвездии Плеяд различимы только шесть звезд, так как Электра покинула свое место, чтобы не видеть падения Трои. Иногда считалось, что недостающая Плеяда - это Меропа, которая скрылась от стыда за любовную связь со смертным Сисифом. У римлян Плеяды назывались Вергилиями.

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ

ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ - или просто "братья" ("бретрены"), религиозная группа, оформившаяся в Ирландии и Англии в первой четверти 19 в. под руководством Джона Дарби (1800-1882) (вследствие чего ее приверженцев называли иногда "дарбистами"), Джорджа Мюллера (1805-1898) и других. Первая постоянная община была создана в 1829 в Плимуте (Англия); в Америку первые братья прибыли в середине 19 в. Не удовлетворяясь современной церковной жизнью, они собирались для "преломления хлеба" и "исследования Писания". Целью их было возрождение первоначальной церкви. Плимутские братья испытали ряд расколов; в 1950 существовало 8 различных объединений, обычно различаемых по номерам римскими цифрами - I, II, III и т.д. Многие оттенки различий скрыты и не всегда ясны со стороны, но, как правило, разделения возникают из-за различий в толкованиях источника церковного наказания, особенно по вопросу о применении экскоммуникации, или отлучения. Общины делятся на "открытые" и "закрытые" в зависимости от строгости, с которой они отказывают в общении тем, чьи взгляды считают ложными. В 1848 один из членов церкви в Плимуте был отлучен за ересь; после этого некоторые группы прекратили общение не только с ним, но и со всей плимутской группой; другие пошли еще дальше: они не захотели иметь ничего общего с группами, хоть как-то сотрудничающими с Плимутом. В вопросах вероучения плимутские братья стоят на т.н. фундаменталистской позиции в вопросах доктрины, принимая в том числе премилленаризм (учение о втором пришествии Христа до наступления тысячелетнего царства), признавая всецелую боговдохновенность и непогрешимость Библии. "Братья" - течение индивидуалистическое; у них нет ни организации, ни четко зафиксированных обрядов, ни руководства или клира; Библию может толковать любой обладающий соответствующим даром мирянин (но не женщина). Собрания чаще всего происходят в помещениях для собраний или на дому. Известно, что в 8 объединениях (650 местных общинах) насчитывается до 25 000 приверженцев.

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ

ГАЙ ПЛИНИЙ ЦЕЦИЛИЙ СЕКУНД

(Gaius Plinius Caecilius Secundus)

(61 или 62 - ок. 113 н.э.), римский государственный деятель и писатель, автор писем и речей, родился в г. Новый Ком в богатой семье. Его отцом был Луций Цецилий Цилон, матерью - Плиния, сестра Гая Плиния Секунда, обычно называемого Плинием Старшим, автора энциклопедической Естественной истории. Отец умер, когда Плиний был еще ребенком; дядя усыновил мальчика и назвал его в завещании своим наследником. Опекуном Плиния стал знаменитый Вергиний Руф, который несколько раз, сохраняя верность присяге, отвергал звание императора, предлагавшееся ему воинами. В Риме Плиний обучался риторике у Квинтилиана и в возрасте 18 или 19 лет впервые выступил в роли адвоката. После нескольких низших должностей на военной и гражданской службе в 89 Плиний сделался квестором, в 91 - народным трибуном и в 93 - претором. В 94 или 95 он был назначен praefectus aerarii militaris, т.е. хранителем войсковой казны. Все эти посты Плиний занимал при деспотичном Домициане, чьей немилости ему удалось избежать, не прибегая к лести или явной лжи. В 98 Нерва назначил Плиния praefectus aerarii Saturni (хранителем государственной казны в храме Сатурна). В 100 Траян сделал его консулом, а в 111 направил наместником в Вифинию. Из речей Плиния сохранился лишь Панегирик Траяну. Несмотря на избыток лести, Плиний верно оценивает характер Траяна и его заслуги перед римским государством. Между 97 и 109 Плиний опубликовал еще девять книг писем. Эти письма обнаруживают значительные литературные амбиции автора, который прилежно изучал Цицерона и пытался сравняться со своим другом и корреспондентом Тацитом. Хотя письма выдают известное самолюбование автора, они тем не менее подтверждают, что Плиний был образцовым гражданином, щедрым благодетелем Нового Кома, добрым супругом, заботливым хозяином своих рабов, а также верным другом. Мы узнаем о библиотеке, которую Плиний основал в родном городе, о суммах, выделенных им на образование тамошних детей, и об учрежденном им фонде для вспомоществования вольноотпущенникам и их погребения. Мы читаем здесь о его судебной деятельности и о его обширных поместьях. В X книге, где собраны письма, написанные в период управления Вифинией, содержится переписка с императором Траяном. По письмам нам делается очевидной озабоченность Плиния делами провинции, а также его чрезмерная несамостоятельность и зависимость от Траяна: он обсуждает с императором все, от местного бюджета и общественного строительства до линии, проводимой им в отношении христиан, которую Траян вполне одобряет. Из этих посланий, подробных и на многое проливающих свет, возникает превосходное и в высшей степени ценное изображение как самого Плиния, так и его эпохи.

ЛИТЕРАТУРА

Плиний Младший. Письма. Л., 1984

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ

ГАЙ ПЛИНИЙ СЕКУНД

(Gaius Plinius Secundus)

(ок. 23-79 н.э.), римский государственный деятель, ученый-энциклопедист и историк. Родился в городе Новый Ком в северной Италии, рано перебрался в Рим. Здесь Плиний активно включился в общественную жизнь как адвокат, а затем служил в армии в Испании, Германии и Галлии. При императоре Веспасиане, с которым Плиния связывала давняя дружба, он был губернатором Нарбоннской Галлии и Тарраконской Испании, а на момент своей гибели - командующим (префектом) римского флота, стоявшего в Мизенской гавани. Плиний погиб от удушения ядовитыми газами, когда при получении известия о начавшемся извержении Везувия сошел на берег, чтобы успокоить местных жителей и понаблюдать за природным явлением с близкого расстояния. Плиний Младший описывает неустанное трудолюбие дяди, который очень мало спал и презирал праздность. Плиний Старший оставил 160 густо исписанных свитков. Из опубликованных им работ сохранилась только Естественная история (Historia naturalis) в 37 книгах. Утрачены следующие сочинения: О стрелковой подготовке конницы; Жизнеописание Помпония Секунда в 2 книгах; Германские войны в 20 книгах; Воспитание оратора в 3 книгах; О трудных случаях грамматики в 8 книгах; Продолжение Истории Авфидия Басса в 31 книге. В Естественной истории изложены сведения, заимствованыые Плинием из других авторов, а также собранные им самим в результате поездок и наблюдений. Сочинение охватывает астрономию, физику, географию, этнографию, антропологию, физиологию, зоологию, ботанику, сельское хозяйство, минералогию, медицину и фармакопею, а также историю ремесел и искусств. Кроме того, по всем томам рассыпаны ценные исторические сведения. Плиний не совершил в этой работе каких-либо открытий, тем не менее Естественная история явилась одним из высших достижений античной науки со времени Аристотеля и его школы.

ЛИТЕРАТУРА

Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994

ПЛИСЕЦКАЯ МАЙЯ МИХАЙЛОВНА

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (р. 1925), русская балерина. Для ее исполнительского стиля характерны техническая виртуозность, выразительность рук и ладоней, высокий прыжок и сильный актерский темперамент. Плисецкая родилась в театральной семье в Москве 20 ноября 1925. В возрасте 9 лет она поступила в Московское хореографическое училище, где училась у Е.П.Гердт, а позже у А.Я.Вагановой. Еще до выпуска из училища (1943) Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре, а потом была принята солисткой в труппу. Основные партии балерины этого периода - Маша (Щелкунчик, музыка Чайковского, хореография Б.И.Вайнонена, 1944), Мирта (Жизель, музыка А.Адана, 1944), Раймонда в одноименном балете (музыка А.К.Глазунова, 1945) и Одетта-Одилия в Лебедином озере (музыка Чайковского, 1947). Среди других крупных работ балерины - Зарема в балете Р.В.Захарова на музыку Б.В.Асафьева (Бахчисарайский фонтан, 1948), Китри (Дон Кихот, музыка Минкуса, 1950), Хозяйка медной горы в балете Л.М.Лавровского Сказ о каменном цветке (музыка Прокофьева, 1954) и в балете с той же музыкой, но под названием Каменный цветок в постановке Ю.Н.Григоровича (1965), главная роль в Лауренсии В.М.Чабукиани (музыка А.А.Крейна, 1955), Фригия (Спартак, в постановке Л.В.Якобсона, музыка А.И.Хачатуряна, 1962) и Эгина в том же балете в постановке Ю.Н.Григоровича (1968), Мехмене Банц в балете Ю.Н.Григоровича Легенда о любви (музыка А.Д.Меликова, 1965), а также менее характерные для амплуа Плисецкой Аврора (Спящая красавица, музыка Чайковского, 1952) и Джульетта (Ромео и Джульетта Л.М.Лавровского, музыка С.С.Прокофьева, 1961). К более позднему периоду относятся работа Плисецкой в Кармен-сюите (Альберто Алонсо на музыку Ж.Бизе в инструментовке Р.К.Щедрина, 1967), а также знаменитый сольный номер балерины Умирающий лебедь. Плисецкая поставила балеты Р.К.Щедрина (мужа балерины) Анна Каренина (совместно с Н.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым, 1972), Чайка (1980) и Дама с собачкой (1985), исполнив в них главные роли. С участием Плисецкой снят ряд фильмов. Плисецкая была награждена Ленинской премией (1964), а также званием народной артистки СССР.

ЛИТЕРАТУРА

Рославлева Н.П. М.Плисецкая. М., 1968 Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая. М., 1998

ПЛИФОН ГЕОРГИЙ ГЕМИСТ

ПЛИФОН Георгий Гемист (Pletho, Georgius Gemistus)

(ок. 1355-1450), византийский писатель и философ, знаток древнегреческой философии и защитник Платона, основавший школу в Мистре (Пелопоннес). По некоторым свидетельствам, Плифон взял себе это имя из-за его созвучия с именем Платона, перед которым Плифон преклонялся и к учению которого привлек внимание западных гуманистов во время своей поездки во Флоренцию (в 1439) для участия в соборе, где надеялся добиться примирения Восточной и Западной церквей. При поддержке Козимо Медичи Плифон основал во Флоренции "Платоновскую академию", и вскоре вокруг него собрался кружок философов-неоплатоников. Среди сочинений Плифона - Религия Зороастра (опубликовано в Париже в 1538) и О различиях между Платоном и Аристотелем (опубликовано в Венеции в 1540). В 1441 Плифон возвратился в Мистру. Умер Плифон в Мистре в 1450.

ПЛОТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛОТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛОТНОРОГИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛУТАРХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛУТОС

ПЛУТОС - в греческой мифологии, персонификация богатства. Поскольку Плутос считался сыном Иасиона и Деметры, он символизировал достаток и обильные урожаи. Аристофан (вероятно, следуя народным преданиям) изображает его слепым и беспорядочно расточающим свои дары.

ПЛЯЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПНЕВМОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОБЕРЕЖЬЕ

ПОБЕРЕЖЬЕ - или морской берег, зона контакта между поверхностью суши и крупной акваторией (морем или океаном), например, побережье Атлантического или Тихого океанов. Береговая зона может быть сложена различным материалом: песками, глинами, песчаниками, базальтами, гранитами и др. Ее поверхность в зависимости от высоты может варьировать от расположенных близ уровня моря болот или пляжей до высоких уступов. Распространено мнение, что береговым зонам присуща определенная устойчивость, но в действительности эти зоны меняются в пространстве и времени. Так, ширина береговой зоны во время прилива и отлива может меняться, и эти изменения могут достигать значений в несколько километров - все зависит от географического положения, рельефа, влияния Луны и (в меньшей степени) Солнца. Небольшие изменения побережий обычно связаны с воздействием волн и течений, но нередко значительное влияние на облик берегов оказывают движения земной коры. Это обычно медленный процесс, но иногда внезапно происходят быстрые и существенные перемены, часто связанные с землетрясениями. Движения земной коры бывают положительными (поднятия) и отрицательными (погружения). В областях поднятий берега, как правило, имеют довольно прямолинейную конфигурацию, как, например, во Флориде; напротив, в областях опускания береговая линия неровная и сильно изрезанная, особенно там, где много рек. В результате погружения устья рек затапливаются, и формируются глубокие бухты, или эстуарии (заливы Чесапикский, Делавэр и бухта Нью-Йорк). Еще более наглядными примерами служат расчлененные заливами берега штата Мэн (США) и Норвегии. Там в условиях погружения переуглубленных ледником речных долин образовались извилистые заливы-фьорды. Незначительные изменения обычно связаны с деятельностью волн и течений, подрезающих берег. В результате там, где развиты рыхлые отложения, возникают небольшие бухты, а выходы прочных, более устойчивых пород образуют мысы и полуострова. Нередко под воздействием волн и течений у берегов накапливаются осадки, формирующие бары, полуострова, косы. К наиболее характерным формам рельефа побережий относятся клифы, прибрежные пещеры, бенчи, абразионные останцы, томболо, косы, бары, пляжи, дюны, прибрежные болота, бухты, ватты, абразионные и аккумулятивные морские террасы.

ЛИТЕРАТУРА

Леонтьев О.К., Никифоров Л.Г., Сафьянов Г.А. Геоморфология морских берегов. М., 1975 Морская геоморфология. Терминологический справочник. Береговая зоны: процессы, понятия, определения. М., 1980 Каплин П.А., Леонтьев О.К., Лукьянова С.А., Никифоров Л.Г. Берега. М., 1991

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДАГРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ - неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться. Например, интенсивность света может снижаться до тех пор, пока он не станет настолько слабым, что не будет восприниматься зрением; длительность вспышки света может быть так мала, что глаз ее не улавливает. Звуки могут быть такими слабыми или иметь такую высоту, что человек их не слышит. Стимуляция других органов чувств подобным же образом может усиливаться или ослабляться настолько, что осознания сенсорных стимулов не происходит. Значение интенсивности, длительности или частоты, при котором осознанное восприятие стимула прекращается, называется порогом. Статистические значения порогов характеризуют средний уровень, при достижении которого стимул оценивается правильно чаще, чем это возможно при случайном угадывании. У разных людей пороги восприятия неодинаковы. На протяжении жизни человек все время подвергается воздействию неосознаваемых стимулов. Они могут быть лишь слегка ниже порога восприятия или же бесконечно слабыми. Для возникновения подпорогового восприятия стимул должен быть ниже порога, но все же достаточно сильным, чтобы вызвать эффект. Хотя подпороговые стимулы вполне реальны и возможна выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, данные об их воздействии противоречивы. При экспериментальном определении подпорогового восприятия были получены как положительные, так и отрицательные результаты. Поскольку величина порога определяется статистически, а эксперименты проводятся со стимулами, близкими к пороговым значениям, возможно, что при каких-то определениях имело место частичное (т.е. кратковременное) осознание стимула, так что он не был в полном смысле слова неосознаваемым.

Подпороговая реклама. При работе с группой людей возникают трудности в определении порогового значения стимула. Поскольку величина порога различна у разных людей, существует вероятность того, что для некоторых стимул окажется осознаваемым. С другой стороны, стимул может оказаться слишком слабым, чтобы произвести желаемое действие. Даже если подпороговое восприятие действенно, все же нет уверенности, что сообщения на неосознаваемом уровне будут более эффективны, чем иные формы рекламы. Последние экспериментальные данные показывают, что воздействие полностью неосознаваемых стимулов незначительно.

ПОДСОЛНЕЧНИК

ПОДСОЛНЕЧНИК (Helianthus), род одно- и многолетних цветущих осенью трав семейства сложноцветных (Compositae); 67 (по некоторым классификациям - до 80) видов из Северной Америки. Неприхотливые растения с жесткими треугольными листьями и широкими корзинками, состоящими из центрального диска с трубчатыми цветками, окруженного венцом желтых язычковых цветков. Название рода отражает ежедневные настические повороты этого соцветия вслед за солнцем, продолжающиеся до распускания всех цветков, после чего корзинка остается направленной на восток. Подсолнечник однолетний (H. annuus), распространенный в дикорастущем состоянии от Миннесоты до Техаса, - мощный, шершавый однолетник высотой до 4,5 м. Немасличная ("грызовая") форма разводится как садово-декоративное растение, но главным образом ради серых или белых плодов семянок ("семячек") с темными полосами, содержащих семена, которые используются в пищу и на корм птице. Масличная форма этого вида высотой примерно 2,5 м дает более мелкие черные семянки, из которых получают подсолнечное масло. Жмых, остающийся после его экстракции, представляет собой высокобелковый корм. Подсолнечник клубневой, топинамбур, или земляную грушу (H. tuberosus), разводят ради съедобных клубней, а подсолнечник остролистный (H. argophyllus) и подсолнечник слабый (H. debilis) как садово-декоративные виды. Археологические данные указывают, что семена культурного подсолнечника однолетнего использовались в пищу уже более 2000 лет назад. В Европу он интродуцирован в 16 в., а подсолнечное масло из него впервые стали производить в России в начале 19 в. Селекция позволила увеличить содержание масла в семенах с 30 до более 50%, что привело к превращению подсолнечника однолетнего в одну из ведущих масличных культур в мире.

ПОДСОЛНЕЧНИК

ПОЛЕ ПОДСОЛНЕЧНИКА. В США эта культура как источник растительного масла занимает второе место после сои.

ПОДШИПНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКАЯНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ

ПОКЛОНЕНИЕ КРЕСТУ - акт почитания креста как орудия, посредством которого Христос победил смерть и избавил людей от смерти. Свидетельства о том, что почитание креста возникло уже в древности, можно обнаружить в сочинениях Тертуллиана (ум. 225). Этот культ быстро развивался и к 7 в., по-видимому, распространился повсеместно, хотя в 787 поклонение кресту было запрещено II Никейским собором. Св. Кресту посвящены два церковных праздника, возникших очень рано: праздник Обретения Святого Креста (3 мая), учрежденный в воспоминание об обретении св. Еленой, матерью Константина Великого, подлинного креста, на котором был распят Христос, и праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября; в Русской православной церкви - 14 сентября по старому стилю), учрежденный в память о дарованном императору Константину Великому видении, о котором сообщает церковный историк Евсевий Кесарийский. Особый чин поклонения кресту часто включается в чинопоследование Страстной пятницы.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛАКАНТ

Факты

ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕТА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ (ок. 200 - после 118 до н.э.), греческий историк. Родился в городе Мегалополь в Аркадии, его отец Ликорт был одним из вождей Ахейского союза, а сам Полибий в 170-169 до н.э. служил гиппархом при римском полководце Луции Эмилии Павле, который стоял во главе союзных римско-греческих войск, ведших войну с македонским царем Персеем. После поражения Персея при Пидне в 168 до н.э. Полибий в числе 1000 знатных ахейцев был отправлен в Италию по обвинению в недостаточно активной поддержке римлян. В то время как других заложников распределили по разным городам, Полибия оставили в Риме - по просьбе Эмилия Павла, сделавшего его наставником своих сыновей. Так будущий историк получил возможность завязать дружеские отношения со многими знатными римлянами, в особенности с младшим сыном Эмилия, Публием Сципионом Эмилианом (будущим Сципионом Африканским Младшим). В 151 до н.э. Полибию удалось использовать свое влияние на Сципиона, чтобы добиться освобождения тех ахейцев, которые были еще живы. Полибий вернулся в Грецию, однако через несколько лет, в 147 до н.э., во время осады Карфегена Сципион вызвал его к себе как советника. Полибий исследовал атлантическое побережье Африки и стал свидетелем пожара и разрушения Карфагена в 146 до н.э., после чего в том же году возвратился в Грецию. Здесь он пытался способствовать достижению компромисса между восставшими ахейцами и римлянами и, хотя не сумел предотвратить разрушение Коринфа Луцием Муммием, все же смог спасти некоторые художественные ценности. После ухода римлян на Полибия была возложена задача наладить управление уцелевшими городами. Сограждане-греки видели в Полибии своего благодетеля и возвели в его честь много статуй. Умер Полибий от ран, полученных в результате падения с лошади. Выдающийся труд Полибия - его История, которую он задумал, вероятно, еще в Италии, желая объяснить, "каким образом весь цивилизованный мир менее чем за 53 года (т.е. с 220 до н.э. до поражения Персея в 168 до н.э.) оказался во власти римлян". Впоследствии Полибий расширил временные рамки своего сочинения, доведя его до разрушения Карфагена в 146 до н.э. К сожалению, из первоначальных 40 книг Истории полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях. Прочие труды Полибия погибли.

ЛИТЕРАТУРА

Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986 Полибий. Всеобщая история, тт. 1-3. СПб, 1994-1995

ПОЛИВАНОВ ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИГНОТ

ПОЛИГНОТ - греческий живописец 5 в. до н.э., знаменитый художник периода ранней классики. Сын и ученик художника Аглаофона, родился на острове Фасос. Переехав в Афины, Полигнот стал другом известного государственного деятеля Кимона. В храме Афины Арейи в Платеях, возведенном вскоре после знаменитой битвы 479 до н.э., ему было поручено написать сцену избиения Одиссеем женихов Пенелопы. В 470-460 до н.э. Полигнот вместе с афинскими художниками Миконом и Панайном, братом Фидия, расписал в Афинах храмы и Расписную стою, возведенную Кимоном. В Расписной стое Полигнот изобразил совет ахейских вождей в покоренной Трое, которые собрались судить Аякса за то, что он у алтаря Афины поднял руку на Кассандру. На картине были изображены также сама Кассандра и другие троянки. В Анакейоне, храме Диоскуров, Полигнот изобразил похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Станковые картины Полигнота хранились впоследствии в Пинакотеке, картинной галерее, располагавшейся в северном крыле афинских Пропилеев. Одна из них изображала Ахилла на острове Скирос - переодетый в женское платье, он укрывается здесь среди царских дочерей, чтобы избежать участия в походе на Трою. Сюжет другой картины взят из VI песни Одиссеи: потерпевший кораблекрушение Одиссей приближается к Навзикае, которая занята стиркой и забавами на морском берегу. Самые знаменитые фрески Полигнота были написаны им в Книдской лесхе (зале для собраний и развлечений) в Дельфах. Сюжеты фресок взяты из Илиады и Одиссеи: разрушение Трои и путешествие Одиссея в подземный мир. Это были композиции из многофигурных расположенных на разной высоте сцен с варьирующимся фоном. Покоренный город, убитые троянцы, лагерь ахейцев, Елена в окружении своих служанок, пленные троянки, деревянный конь, сражающийся Неоптолем, бегство Антенора с семьей, другие герои, - все это было изображено на одной фреске. На другой посетитель видел подземную реку Ахеронт, лодку Харона, великое множество томящихся в подземном мире душ, Орфея со слушателями и еще несколько героев и героинь. Вероятно, эта роспись в Дельфах была последней и самой грандиозной работой Полигнота (датируют ее ок. 450 до н.э.).

Предыдущая страница Следующая страница