Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПИВ"-"ПИЩ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПИВ"-"ПИЩ")

ПИВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИГАЛЬ ЖАН БАТИСТ

ПИГАЛЬ Жан Батист (Pigalle, Jean Baptiste)

(1714-1785), французский скульптор. Родился в Париже 26 января 1714. Учился у Робера Ле Лоррена и Жана Батиста Лемуана, а затем, в 1736-1739, пополнил свои знания и опыт во время пребывания в Риме. Его стиль сформировался под влиянием античного и современного ему итальянского искусства. Пигаль стал одним из крупнейших мастеров своего времени. В 1744 за статуэтку Меркурий, завязывающий сандалии (Париж, Лувр) он был избран членом Академии. В этом произведении скульптор нашел простое художественное решение, в котором получили воплощение классицистические и натуралистические тенденции 18 в. В 1750-1758 Пигаль работал по заказам мадам де Помпадур и сделал несколько ее портретов, а также аллегорическую скульптурную композицию Любовь и Дружба (1753-1758, Париж, Лувр). С 1752 Пигаль преподавал в Академии, а в январе 1785 стал ее президентом. Умер Пигаль в Париже 20 августа 1785. Среди работ Пигаля - статуи Богоматерь и Св. Евстафий в церкви Сент Эсташ (1745-1748), а также Св. Сульпиций в церкви Сен Сюльпис в Париже, очаровательные фигурки детей (Мальчик с клеткой, 1750, Лувр), портреты (Портрет Дидро, 1777, там же). Он является также автором ряда надгробий. Одно из самых знаменитых произведений в этом жанре - Надгробие Морица Саксонского (1753-1776, церковь Сен Тома в Страсбурге).

ПИГМАЛИОН

ПИГМАЛИОН - имя двух персонажей классической мифологии. Более известен Пигмалион, который, согласно греческой легенде, был царем Кипра и влюбился в созданную им самим статую. Он обратился к Афродите с просьбой дать ему жену, похожую на эту статую, и богиня оживила статую. Пигмалион женился на деве, и она родила ему сына Пафоса, по имени которого назван город Пафос. Поздняя традиция присваивает ожившей статуе имя Галатея. Другой Пигмалион был братом Дидоны и убийцей ее мужа Сихея.

ПИЗАНЕЛЛО

ПИЗАНЕЛЛО (Pisanello)

(1395-1455), итальянский живописец, рисовальщик и медальер. Пизанелло был одним из главных представителей искусства поздней готики в Северной Италии, а также непревзойденным мастером портретных медалей. Антонио Пизанелло родился близ Вероны в 1395, учился в северной Италии и испытал влияние Стефано да Дзевио, Альтикьеро и Джентиле да Фабриано. Работал при дворах Гонзага, д'Эсте, Висконти и Сфорца - от Милана до Неаполя. Получал заказы от папской курии и неаполитанского короля Альфонса V. К сожалению, все выполненные им росписи залов и капелл во дворцах его заказчиков погибли. Сейчас Пизанелло известен по шести или семи сохранившимся живописным композициям, миниатюрным портретам на медалях и ярким, очень детальным рисункам. Пизанелло умер в Риме в 1455. Фреска Св. Георгий и принцесса (1435-1438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Сцена трактована скорее как пышное шествие придворных, а не как драматический эпизод. Персонажи одеты в богато расшитые костюмы и помещены на фоне пейзажа с животными, городом с чудесными дворцами, величественной процессией конных рыцарей, виселицей и морем. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов. Сохранившиеся портреты кисти Пизанелло - профильные, выполненные с легкой светотеневой моделировкой, например, портреты Джиневры д'Эсте (1436-1438, Лувр) и Лионелло д'Эсте (1441, Бергамо). В композицию портрета включены такие детали, как бабочки и цветы; благодаря этому создается чисто декоративное изображение, не осложненное психологическими нюансами. Медали Пизанелло представляют большую ценность прежде всего благодаря точному портретному сходству с изображенными на них людьми - знаменитыми современниками художника. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) - сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности.

ЛИТЕРАТУРА

Майская М.И. Пизанелло. М., 1981

ПИЗАНО АНДРЕА

ПИЗАНО Андреа (Pisano, Andrea)

(ок. 1290 - ок. 1348), итальянский ювелир, скульптор и архитектор, настоящее имя Андреа да Понтедера (Andrea da Pontedera). Родился ок. 1290 в городке Понтедера близ Пизы. До 1330 Андреа Пизано работал над украшением фасада собора в Орвьето, а затем начал работу над дверями баптистерия во Флоренции, продолжавшуюся 8 лет. Для работы над этими большими позолоченными бронзовыми дверями, которые сейчас находятся на южном входе (изначально они были напротив собора), им была организована большая скульптурная мастерская, положившая начало флорентийской школе скульптуры. Двери сделаны из вставленных в бронзовую раму 28 пластин с рельефами, 20 из которых - сцены из жития Иоанна Крестителя, а остальные 8 - аллегорические изображения добродетелей. Рельефы просты по композиции и сюжетам и прекрасно вписаны во внутренние рамки, имеющие форму сложного квадрифолия. Примерно в 1340 Андреа Пизано был назначен главным мастером флорентийского собора. Он построил здания для клира (разрушены в 1826) и продолжил возведение кампанилы, начатой Джотто. Для нее он выполнил серию мраморных рельефов в нижнем ярусе по рисункам Джотто. Около 1343 Андреа уехал в Пизу. Наконец, в 1347 он вернулся в Орвьето и стал главным мастером собора. Умер Андреа Пизано во время великой чумы 1348.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 2. М., 1959

ПИЗАНО ДЖОВАННИ

ПИЗАНО Джованни (Pisano, Giovanni)

(ок. 1245/1250 - после 1320), итальянский скульптор и архитектор эпохи проторенессанса; сын, ученик и помощник Никколо Пизано. Родился в Пизе ок. 1245. В 1265-1278 работал вместе с отцом. Около 1270-1276 посетил Францию; в его произведениях заметно влияние французской готической пластики. Около 1284 Джованни получил заказ на создание скульптурной композиции фасада Сиенского собора, а в 1290 возглавил работы по его строительству и украшению. В конце столетия он вернулся в Пизу и работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий. В 1301 Джованни Пизано закончил работу над кафедрой для церкви Сант Андреа в Пистойе, которая по форме напоминает кафедры, созданные его отцом. Однако стиль рельефов у Джованни отличается большей свободой и непринужденностью; он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации.

ДЖОВАННИ ПИЗАНО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

ДЖОВАННИ ПИЗАНО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

С 1302 по 1320 Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для Пизанского собора (1302-1310), фрагменты которой хранятся сейчас в Берлине и Нью-Йорке. Он выполнил также несколько статуй Мадонны и начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (1313).

ПИЗАНО НИККОЛО

ПИЗАНО Никколо (Pisano, Niccolo)

(ок. 1225 - между 1278 и 1284), итальянский скульптор и архитектор, основоположник скульптуры проторенессанса. Родился в Апулии. Самая ранняя из ныне известных работ скульптора - шестиугольная мраморная кафедра для баптистерия в Пизе (1260). Кафедра опирается на полуциркульные арки, поддерживаемые высокими колоннами. В ее рельефах с изображениями евангельских сцен нашли отражение классицизирующие тенденции, получившие распространение в школах Южной Италии; центром этих влияний был двор императора Фридриха II. С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни и ученико Арнольдо Донато и ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267). Последней работой мастера стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Никколо, Джованни. По свидетельству Вазари, Никколо Пизано построил церковь Санта Тринита во Флоренции (1258-1280) - памятник, представляющий собой образец цистерцианской готики на итальянской почве.

ПИКАССО ПАБЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИКЕРИНГ УИЛЬЯМ ГЕНРИ

ПИКЕРИНГ Уильям Генри (Pickering, William Henry)

(1858-1938), американский астроном. Родился 15 февраля 1858 в Бостоне. В 1879 окончил Массачусетский технологический институт. В 1887 стал профессором астрономии Гарвардского университета, работал в Гарвардской обсерватории, где директором был его брат, астроном Э.Пикеринг. В 1924 ушел в отставку и продолжал собственные наблюдения на Ямайке. Пикеринг занимался визуальным и фотографическим изучением планет и других тел Солнечной системы. Особенно его привлекал Марс, исследованием которого он занимался всю жизнь. Пикеринг доказал, что темные области на этой планете не являются морями. Вел длительные наблюдения поверхности Луны, подтвердил существование изменений ее ландшафта, отмеченные другими астрономами. Результаты этих наблюдений представил в работе Луна (The Moon, 1903). Открыл девятый спутник Сатурна, названный Фебой, и установил, что он обращается в обратном направлении по отношению ко всем другим спутникам планеты. Предложил метод вращающегося зеркала для измерения скорости метеоров, впоследствии нашедший широкое применение. Как и П.Ловелл, был сторонником гипотезы о существовании транснептуновой планеты, в 1907 впервые опубликовал расчетные данные о ее положении. После того как в 1930 в Ловелловской обсерватории был открыт Плутон, его изображение было обнаружено на фотоснимках, полученных еще в 1919, примерно там, где указывал Пикеринг (тогда планету не увидели из-за ее слабого блеска). Пикеринг участвовал в организации станций наблюдения, создаваемых Гарвардской обсерваторией по всему миру: в Южной Калифорнии, Перу, Южной Африке, на Ямайке. Руководил также установкой телескопа в Ловелловской обсерватории близ Флагстаффа (шт. Аризона). Умер Пикеринг в Мандевилле (Ямайка) 16 января 1938.

ПИКЕРИНГ ЭДУАРД ЧАРЛЗ

ПИКЕРИНГ Эдуард Чарлз (Pickering, Edward Charles)

(1846-1919), американский астроном и физик. Родился 19 июля 1846 в Бостоне (шт. Массачусетс). В 1865 окончил научную школу Лоуренса, преподавал математику. В 1867-1876 был профессором физики Массачусетского технологического института, в котором основал первую в Америке студенческую физическую лабораторию. С 1876 - профессор астрономии Гарвардского университета и директор Гарвардской обсерватории. Работы Пикеринга посвящены астрофотометрии и астроскопии. Он усовершенствовал методику визуальной фотометрии, сконструировал меридианный фотометр, в котором исследуемая звезда сравнивалась с Полярной звездой при помощи поляризационного устройства. Первым приступил к широкому применению фотографии в астрономии, в 1884 опубликовал первый каталог, включающий 4260 звезд от северного полюса до -30°, а в 1913 - сводный каталог, охватывающий все звездное небо. В 1886-1889 участвовал в составлении каталога звездных спектров. Классификация, использованная в этом каталоге, применяется и в настоящее время (т.н. гарвардская классификация). Продолжением этих работ стало создание фундаментального Каталога Генри Дрэпера (Henry Draper Catalogue, 1918-1924), содержащего спектры почти 400 тыс. звезд. Занимаясь изучением переменных звезд, Пикеринг дал их классификацию по типам, послужившую основой современной классификации. Разработал поляризационный метод определения блеска звезд, носящий его имя. В 1891 основал (вместе с братом, астрономом У.Пикерингом) Южную станцию Гарвардской обсерватории в Арекипе (Перу) и организовал на ней систематическое фотографирование всего неба широкоугольными камерами для поиска и наблюдения переменных звезд. Создал Американскую ассоциацию наблюдателей переменных звезд. Пикеринг был членом академий наук многих стран, награжден медалью Румфорда, двумя Золотыми медалями Лондонского королевского астрономического общества, медалью Брюса и др.

Умер Пикеринг в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 3 февраля 1919.

ПИК(К)АР

ПИК(К)АР (Piccard),

братья-близнецы Огюст (Auguste) (1884-1962) и Жан Феликс (Jean Felix) (1884-1963), швейцарские ученые. Родились 28 января 1884 в Лютри (кантон Во). Оба окончили Высшую политехническую школу в Цюрихе, Огюст как инженер-физик, Жан - как инженер-химик. Огюст преподавал сначала в Цюрихе, затем в Брюссельском университете. Его научные интересы лежали в области метеорологии, физики атмосферы и космических лучей, и воздушный шар он решил использовать как инструмент в своих исследованиях. 27 мая 1931 он и его ассистент П.Кипфер поднялись из Аугсбурга (Бавария) на высоту 15 787 м на стратостате с водородным наполнением и алюминиевой герметичной гондолой; это был первый в истории человечества полет в стратосферу. 17 августа следующего года он и М.Козинс установили новый рекорд, поднявшись из Цюриха (Швейцария) на высоту 16 940 м. В 1948 Пикар сконструировал батискаф и попытался спуститься в нем в глубины океана у островов Зеленого Мыса, но потерпел неудачу. Следующий батискаф, "Триест", он построил вместе с сыном Жаком; в 1953 они опустились на нем в Средиземном море на глубину 3150 м. Три года спустя О.Пикар в той же акватории опустился на 3810 м. 23 января 1960 "Триест" под управлением старшего лейтенанта ВМФ США Д.Уолша и с Жаком Пикаром на борту коснулся дна на глубине 10 900 м в Марианском желобе Тихого океана близ острова Гуам. Умер Огюст Пикар в Лозанне 24 марта 1962. Жан Феликс Пикар преподавал в университетах Мюнхена, Лозанны, Чикаго, в 1926-1929 - в Массачусетском технологическом институте, а после 1936 - в Миннесотском университете. В 1934 он и его супруга поднялись на стратостате из Дирборна (шт. Мичиган) на высоту 17 550 м. Умер Жан Пикар в Миннеаполисе в 1963 в день своего 79-летия.

ЛИТЕРАТУРА

Авиация: энциклопедия. М., 1994

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (Pico della Mirandola, Giovanni) (1463-1494), итальянский философ и ученый, родился 24 февраля 1463 в Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены. Изучал каноническое право и философию в Болонье и Падуе, жил в Париже и Флоренции; позднее приступил к изучению греческой, латинской, еврейской и арабской литературы. Прибыв в Рим в 1486, объявил о публичном диспуте по 900 тезисам, частью сформулированным им самим, а частью заимствованным из трудов других авторов. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями как еретические (обвинение было снято лишь в 1492). Когда Пико опубликовал Апологию (Apologia, 1487) в защиту осужденных тезисов, ему пришлось иметь дело с церковной цензурой, и обсуждение тезисов было запрещено. Пико бежал в Париж, где у него были друзья в университете и при королевском дворе; в 1488 по просьбе Лоренцо Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции. Пико состоял в дружеских отношениях с М.Фичино и А.Полициано, а позднее с Савонаролой. Умер Пико во Флоренции 17 ноября 1494, возможно, в результате отравления ядом. 900 тезисов (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae) обнаруживают синкретизм взглядов Пико, следствие его убеждения в том, что различные идеи, высказанные философами, являются теми или иными приближениями к одной общей истине. Пико также лелеял план большого труда, посвященного общности главных идей Платона и Аристотеля; значительный фрагмент этой работы был опубликован в виде трактата О сущем и едином (De Ente et Uno, 1496). Знаменитая Речь о достоинстве человека (Oratio de hominis dignitate, 1487), по-видимому, наиболее известный документ раннего Возрождения, в котором отразился способ мышления эпохи; в нем защищается тезис о безграничной свободе человека. В написанном позднее трактате Гептапл (Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione, 1490) заметно влияние каббалы. В одном из писем Пико, адресованном Эрмолао Барбаро (на которое отозвался Меланхтон уже после смерти Барбаро и Пико), содержится защита средневековой философии. Наиболее обширный труд Пико, Рассуждения против прорицательной астрологии (Disputationes adversus astrologiam divinatricem, 1495), имеет целью опровержение астрологии, хотя мотивы автора носили скорее моральный и религиозный, нежели научный характер. Впрочем, идеи этого труда оказали влияние на И.Кеплера. Пико был тесно связан с Фичино и Платоновской академией во Флоренции, однако его нельзя безоговорочно причислить к неоплатоникам.

ЛИТЕРАТУРА

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Комментарий к канцоне о любви Дж. Бенивьени. - В кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981

ПИКОК ТОМАС ЛАВ

ПИКОК Томас Лав (Peacock, Thomas Love)

ТОМАС ЛАВ ПИКОК

ТОМАС ЛАВ ПИКОК

(1785-1866), английский автор, известный своими короткими юмористическими романами. Родился 18 октября 1785 в Уэймуте (графство Дорсетшир). Воспитывался овдовевшей матерью. В 12 лет оставил школу и, занимаясь самообразованием, приобрел широкие познания в области греческой, латинской, французской, итальянской и английской литературы. После публикации сборников своих ранних стихов встретился в 1812 с П.Б.Шелли. Оба симпатизировали друг другу, тем не менее Пикок высмеивал восторженные порывы Шелли, отразившиеся, кстати, и в поэме Королева Маб, а герой третьего романа Пикока, Аббатство кошмаров (Nightmare Abbey, 1818), воплощает юные "нелепости" Шелли. Сам Шелли был восхищен этой карикатурой и превозносил "легкость, строгость и силу" языка романа. Он сделал Пикока своим душеприказчиком и оставил ему после смерти 2000 фунтов стерлингов. Между 1858 и 1860 Пикок опубликовал свои Воспоминания о Шелли (Memoirs of Shelley) и письма Шелли к нему. Он был несправедливо и резко раскритикован Р.Гарнеттом (1862) за защиту первой жены Шелли, Гарриет Уэстбрук. Семь коротких романов Пикока уникальны: изящество и формальные особенности, напоминающие французскую литературу 18 в., сочетаются в них с "юморами" драматурга-елизаветинца Б.Джонсона. Характеры героев - часто слегка замаскированные карикатуры на знаменитых деятелей эпохи и общественных реформаторов, расхваливающих свои спасительные средства. Это остроумные романы идей. Хедлонг-холл (Headlong Hall, 1815) легковеснее прочих; Мелинкорт (Melincourt, 1817) - довольно скучная фантазия, со следами влияния Шелли, - наименее удачный из романов Пикока. Самый занимательный - Аббатство кошмаров. За ним последовали два исторических романа - Дева Мэриан (Maid Marian, 1822) и Несчастная Эльфина (The Misfortunes of Elphin, 1829). Роман Ферма Грилл (Gryll Grange, 1860) исполнен редкой в сатирических произведениях теплоты.

Умер Пикок в Лоуэр Халлифорде 23 января 1866.

ПИКТЫ

ПИКТЫ - близкая к скоттам кельтская народность, обитавшая в северной и центральной части горной Шотландии в период римского владычества в Британии. Римляне называли этот народ пиктонами, но сами себя они именовали круитне. Пикты были отважными воинами, часто вступали в сражения с римлянами, а позднее - с бриттами и саксами. Особенно опасными они сделались после того, как в 5 в. н.э. римляне покинули Британию. В это время пикты глубоко вторгались на территорию северо-западной Англии. В 9 в. пикты были завоеваны скоттами, после чего в результате ассимиляции прекратили свое существование как отдельный народ.

ПИЛАТР ДЕ РОЗЬЕ ЖАН ФРАНСУА

ПИЛАТР ДЕ РОЗЬЕ Жан Франсуа (Pilatre de Rozier, Jean Francois)

(1756-1785), один из первых воздухоплавателей. Родился в 1756 в Меце (Франция). Служил хранителем естественнонаучной коллекции короля Людовика XVI. Узнав, что в первый пилотируемый полет на аэростате братьев Монгольфье предполагается отправить двух человек, приговоренных к смертной казни, Пилатр де Розье выразил протест против того, что честь совершить такой полет достанется преступникам, и предложил себя в качестве пилота. По его просьбе маркиз д'Арланд ходатайствовал перед королем и выразил желание лично участвовать в подъеме вместе с Пилатром де Розье. Получив согласие Людовика, воздухоплаватели 15 октября 1783 поднялись на шаре, привязанном канатами к наземным опорам. Через год, 21 ноября 1783, был совершен первый их полет на свободно парящем воздушном шаре, наполненном горячим воздухом: они поднялись из Булонского леса, пролетели над Сеной и через 20 мин опустились на расстоянии 8200 м от места старта. 15 июня 1785 Пилатр де Розье и М.Ромэн (владелец аэростата, состоявшего из двух баллонов: нижнего - с подогревом воздуха и верхнего - с водородом) попытались перелететь через Ла-Манш. Во время полета от искры под нижней оболочкой взорвался водородный баллон, и оба аэронавта погибли, упав с высоты 900 м на скалы у берегов Франции.

ПИЛОН ЖЕРМЕН

ПИЛОН Жермен (Pilon, Pillon Germain)

(ок. 1536-1590), французский скульптор. Родился в Париже. В 1558 помогал Пьеру Бонтану в создании Гробницы Франциска I, а с 1561 и до самой смерти 4 февраля 1590 работал при дворе как скульптор и медальер. Его главной заказчицей была Екатерина Медичи; по ее заказу Пилон сделал статуи для выполненной П.Леско гробницы Генриха II и Екатерины в капелле Валуа в аббатстве Сен-Дени (1563-1570). При создании надгробной статуи Рене де Бирага (1583-1585, Лувр) Пилону удалось совместить внимание к деталям и их реалистическую трактовку с врожденным чувством классической гармонии. Скульптурная группа Три грации для урны с сердцем Генриха II (1561-1565, Лувр) является примером декоративной композиции. В статуе Св. Франциска (1580, Париж, церковь Сен Жан - Сен Франсуа) Пилон предвосхитил эмоциональность образов эпохи барокко.

ПИЛОС

ПИЛОС - согласно Гомеру, столица и резиденция царя Нестора, одного из греческих героев, принимавших участие в походе на Трою. Точное местоположение Пилоса неизвестно. Царство Нестора находилось на юго-западе Пелопоннеса, где под его властью было 9 городов. Видимо, Пилос был разрушен в глубокой древности, и к эпохе греческой классики от него не осталось никаких следов. В 1939 археологической экспедицией университета Цинциннати под руководством К.Блегена совместно с Греческой археологической службой был обнаружен древний памятник, во многом соответствующий тому, что нам известно о Пилосе. Находится он в Мессении, в 65 км южнее города Каковатоса (где склонен был помещать Пилос В.Дерпфельд), у подножия горы Эгалион в 6 км к северу от Наваринской бухты. В ходе раскопок 1952-1962 были вскрыты руины многократно перестраивавшегося двухэтажного дворца, датируемого 1600-1200 до н.э. Уцелевшие основания массивных каменных стен позволяют восстановить его общий план. Здание состояло из двух частей, или крыльев. Более обширная включает жилище царя с характерной для микенского периода планировкой - наружный и внутренний дворы и величественный (размер 11ґ12 м) тронный зал с очагом посередине. Тронный зал украшен яркими по цветовой гамме фресками. К парадному жилищу с трех сторон примыкают приемные, буфетные, где находилось более 6000 керамических сосудов, кладовые, ванная комната с сохранившейся терракотовой ванной и церемониальные помещения, возможно принадлежавшие царице. Более древнее крыло дворца включало свыше 20 дворов, залов, коридоров, лестничных и иных помещений. Интересно, что, в отличие от других микенских дворцов материковой Греции, этот дворец не имел укреплений. Дворец был разрушен пожаром, который уничтожил почти все, что в нем находилось. Уцелели лишь предметы из глины: ок. 8000 керамических сосудов и (наиболее ценная находка) ок. 1250 целых и фрагментированных табличек с надписями, сделанными линейным письмом Б. Катастрофа произошла ок. 1200 до н.э., несколько позже конца Троянской войны, который теперь связывают с разрушением поселения, обозначаемого как Троя VIIa. По общим характеристикам, времени, размерам и особенностям архитектуры, а также по стилю убранства и господствующему положению дворец микенского времени сопоставим со знаменитыми современными ему дворцами в Микенах и Тиринфе. Единственная царская династия в юго-западной Мессении, с которой в греческой традиции связываются богатство и могущество, соответствующие обнаруженной столице, - это династия Нелеидов, самым знаменитым представителем которой был Нестор. Если царь Нестор вообще существовал, то наверняка жил именно в Пилосе.

ПИЛСУДСКИЙ ЮЗЕФ

ПИЛСУДСКИЙ Юзеф (Pilsudski, Juzef)

(1867-1935), польский государственный деятель. Родился 5 декабря 1867 близ Вильно в польско-литовской семье. В 1885 за революционную деятельность был исключен из Харьковского университета, а в 1887 в связи с покушением на Александра III осужден на ссылку в Сибирь, где находился с 1888 по 1892. После ссылки Пилсудский издавал газету "Рабочий" ("Robotnik") - орган подпольной Польской социалистической партии, членом которой он стал еще в 1892; в 1900-1901 находился в тюрьме. Во время Первой мировой войны создал отдельный Легион польской армии, сражавшийся на стороне Австро-Венгрии. Пилсудский считал, что в случае победы в войне Германии и Австро-Венгрии Польша получит независимость. Когда Центральные державы овладели территорией Королевства Польского, Пилсудский и его сторонники перешли в оппозицию к германским и австрийским властям. Завершающий этап Первой мировой войны Пилсудский провел в немецкой тюрьме. Вернувшись осенью 1918 в Варшаву, был назначен "временным начальником" государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами Польши. Пилсудский освободил страну от остатков немецких войск и взял курс на образование независимого польского государства. Начальные стадии процесса его становления были осложнены необходимостью сотрудничества с другим временным правительством, сформированным под эгидой западных держав и возглавлявшимся другим польским патриотом - И.Я.Падеревским. В 1919 первый учредительный парламент утвердил Пилсудского главой государства, а Падеревского - премьер-министром. Попытки большевиков нарушить границы Польского государства в 1920 были пресечены Пилсудским при активной поддержке генерала М.Вейгана. После принятия в марте 1921 конституции, ограничивавшей полномочия исполнительной власти, Пилсудский уклонился от участия в президентских выборах, отдав предпочтение должности начальника генерального штаба армии. На новых выборах в 1923 Пилсудский также не выставил свою кандидатуру на пост президента. В 1926, после трехлетней отставки в поста "начальника государства", Пилсудский вернулся, чтобы восстановить порядок в разоренной и обнищавшей стране. Еще раз воспользовавшись мандатом народа, чтобы возглавить государство, он предпочел - в 1926, а затем еще раз в 1930 - пост премьер-министра, но оставался при этом военным министром и первым маршалом Польши.

Умер Пилсудский в Варшаве 12 мая 1935.

ЛИТЕРАТУРА

Пилсудский против Тухачевского. М., 1991 Бобрик М.Н. Юзеф Пилсудский. - В кн.: Пленники национальной идеи. Политические портреты лидеров Восточной Европы (первая треть ХХ века). М., 1993 Парсаданова В.С. Юзеф Пилсудский. - Вопросы истории, 1996, № 1

ПИЛЬ РОБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИНАКОЗАВР

Факты

ПИНДАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИНЕРО АРТУР УИНГ

ПИНЕРО Артур Уинг (Pinero, Arthur Wing)

(1855-1934), английский драматург. Родился 24 мая 1855 в Лондоне. С 1880 по 1910 был самым преуспевающим коммерческим драматургом Лондона. После 1890 усовершенствовал технику т.н. "хорошо сделанной пьесы", проложив тем самым путь для пьес с серьезной социальной проблематикой. Выходец из семьи португальских евреев, Пинеро в юности готовился по стопам отца стать юристом, но увлекся театром и без особого успеха подвизался актером в Эдинбурге (1874) и в лондонском "Глоб тиэтр". За его первой пьесой 200 фунтов стерлингов в год (200 a Year, 1877), сыгранной на бенефис, последовали принесшие автору успех Бегство Дейзи (Daisy's Escape, 1879) и Прибыльное дело (The Money Spinner, 1880). После этого Пинеро оставил сцену, целиком посвятив себя сочинительству; его пьесы Землевладелец (The Squire, 1881) и Беспутный (The Profligate, 1889) предвещали появление более серьезных пьес в 1890-х годах. В этих пьесах-предвестницах драматург демонстрирует замечательное мастерство в создании жизненных типажей, раскрывающихся в типичных диалогах и обстоятельствах. Из написанного в этот период запомнились его "корт-фарсы", названные так по театру, в котором ставились, в т.ч. Судья (The Magistrate, 1885), Денди Дик (Dandy Dick, 1887) и Амазонки (The Amazons, 1893) . Вторая миссис Тенкерей (The Second Mrs. Tanqueray, 1893) - первая трагедия из последующего цикла - произвела настоящую сенсацию и знаменовала новый этап в развитии театра. Из других трагедий, изображавших "женщину с прошлым", только Айрис (Iris, 1901) и На полпути (Mid-Channel, 1909) умножили список его художественных достижений. В 1909 Пинеро был возведен в рыцарское достоинство. Драматург успешно работал до самой смерти, последовавшей в Лондоне 23 ноября 1934.

ПИНТЕР ХАРОЛД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИНТУРИККЬО

ПИНТУРИККЬО (Pinturicchio, или Pintoricchio)

(ок. 1454-1513), итальянский художник, представитель умбрийской школы. Его собственное имя - Бернардино ди Бетто (Бенедетто) ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio), имя Пинтуриккьо происходит от итальянского слова "живописец". Он учился, вероятно, у Фьоренцо ди Лоренцо. Пинтуриккьо более всего известен как создатель фресок; он работал в Сиене, Перудже и Риме. Его фрески выполнены в яркой и нарядной колористической гамме. В Риме вместе с Перуджино он работал над украшением стен Сикстинской капеллы в Ватикане и испытал сильное влияние этого мастера. Среди произведений Пинтурикьо - цикл фресок со сценами из жития св. Бернардина в капелле Буфалини церкви Санта Мария ин Арачели в Риме (ок. 1481-1482), фрески апартаментов Борджиа в Ватикане (1492-1494) и фрески капеллы Бальони в церкви Санта Мария Маджоре в Спелло (1500-1501). Наибольшую известность получили росписи библиотеки Пикколомини в сиенском соборе с изображениями событий из жизни папы Пия II (1503-1508). Умер Пинтуриккьо в Сиене 11 декабря 1513.

ПИПИН

ПИПИН (лат. Pippinus, фр. Pipin), имя трех франкских майордомов, основателей династии Каролингов, и двух королей Аквитании.

Пипин I Ланден, основатель династии Каролингов, вместе с Арнульфом, епископом Меца, помог в 613 Хлотарю I объединить франков под своей властью. При меровингском короле Дагоберте I Пипин занимал пост майордома Австразии и советника, а фактически правил страной; умер в 639.

Его дочь Бегга вышла замуж за Ансегисела, сына Арнульфа. Майордомом стал их сын Пипин II Геристальский.

ЛИТЕРАТУРА

Ронин В.К. Светские биографии в Каролингское время. - В кн.: Средние века. М., 1983

ПИПИН ГЕРИСТАЛЬСКИЙ

Пипин II Геристальский захватил реальную власть при троне объединенных Австразии и Нейстрии в 687, после победы над войсками Тьери III, короля Нейстрии, при Тертри; умер в 714.

ЛИТЕРАТУРА

Ронин В.К. Светские биографии в Каролингское время. - В кн.: Средние века. М., 1983

ПИПИН КОРОТКИЙ

сын Карла Мартелла и внук Пипина II. В 751 он при поддержке папы Захарии стал королем франков, сместив Хильдерика III, последнего представителя находившейся в упадке династии Меровингов. Через год папа Стефан II даровал Пипину титул римского патриция, тем самым повысив значимость его звания короля франков и положив начало исторической связи между папством и Каролингами. В 754 в аббатстве Сен-Дени близ Парижа тот же папа совершил помазание Пипина и его сыновей Карла и Карломана в качестве королей франков. Пипин дважды (в 754 и 756) оказывал папе помощь в его борьбе с лангобардами, а в 756 осуществил знаменитое "дарение Пипина", передав папе отобранные у лангобардского короля Айстульфа земли, на которых и возникла Папская область, положившая начало мирской власти папства. В 759 Пипин захватил Септиманию и добился полного контроля над Аквитанией, расширив границы своего правления до Пиреней. Умер Пипин в аббатстве Сен-Дени 24 сентября 768. Власть в королевстве была разделена между двумя его сыновьями.

ЛИТЕРАТУРА

Ронин В.К. Светские биографии в Каролингское время. - В кн.: Средние века. М., 1983

ПИПИН I

король Аквитании - сын Людовика Благочестивого, правил в 817-838, объединялся в борьбе против отца с братьями Лотарем и Людовиком. Его наследником стал сын Пипин II, правивший с 838 до 864, когда его победил и сместил дядя - Карл Лысый.

ПИПС СЭМЮЭЛ

ПИПС Сэмюэл (Pepys, Samuel)

(1633-1703), английский флотский администратор, автор величайшего в английской литературе дневника. Родился 23 февраля 1633 в Лондоне, в семье портного. Учился в Сент-Полз-скул и Модлин-колледже Кембриджского университета. Его дневник (1660-1669), отражая жизнелюбие автора и необыкновенную широту интересов, оставил редкой полноты картину времени. Записи в дневнике велись стенографически, по системе Шелтона, однако прошло более столетия, прежде чем они были расшифрованы и частично опубликованы (1825). В 1660 в качестве личного секретаря адмирала Э.Монтегю (в скором будущем графа Сандуича), своего кузена, совершил экспедицию в Гаагу, с целью вернуть из изгнания Карла II и брата короля Якова. Нет более яркой картины Реставрации Стюартов (и официальной коронации 1661), нежели та, что представлена в дневнике Пипса. Не меньшее впечатление производят рассказы о чуме 1665 и Великом лондонском пожаре 1666. Человек выраженного общественного темперамента, остро сознающий гражданский долг, Пипс весьма деятельно проявил себя на государственной службе. Он дважды занимал пост секретаря Адмиралтейства (в 1673 и 1684), два срока возглавлял маячно-лоцманскую службу. В 1690 опубликовал Памятные записки о состоянии Королевского военно-морского флота (Memoires Relating to the State of the Royal Navy).

Умер Пипс в Клапеме 26 мая 1703.

ПИРАНДЕЛЛО ЛУИДЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРАНЕЗИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА

ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста (Piranesi, Giovanni Battista)

(1720-1778), итальянский гравер и архитектор. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых других мастеров. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме; там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр Гротески (1745) и серии из четырнадцати листов Фантазии на темы темниц (1745; 1761). Они были исполнены с той артистической непринужденностью и блеском, которые составили славу венецианской гравюры 18 в. Произведения Пиранези всегда ценились коллекционерами как проявление удивительной творческой фантазии и высочайшего художественного мастерства. В конце 1740-х годов художник начал работать над своей самой известной серией гравюр Виды Рима. Им опубликованы несколько томов с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек в Риме и его окрестностях. В последние годы жизни Пиранези выполнил обмеры и сделал зарисовки и гравюры храмов Пестума; они были опубликованы посмертно его сыном Франческо. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

ПИРАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРИ РОБЕРТ ЭДВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРИТ

ПИРИТ

ПИРИТ

или железный колчедан (камень инков "кошачье золото"), минерал, дисульфид железа, FeS2, самый распространенный в земной коре сульфид. Название происходит от греч. "пир" - огонь (при ударе искрит). В старину использовался как кресало. Цвет светлый латунно- и золотисто-желтый, напоминающий золото или халькопирит; иногда содержит микроскопические включения золота. Кристаллизуется в кубической сингонии. Кристаллы в форме куба, пентагон-додекаэдра, реже - октаэдра, встречается также в виде массивных и зернистых агрегатов. Твердость 6-6,5, плотность 5. Блеск сильный, металлический. Установлен почти во всех типах геологических образований. В виде акцессорного минерала присутствует в изверженных породах. Обычно является существенным компонентом в гидротермальных жилах и метасоматических месторождениях (высоко-, средне- и низкотемпературных). В осадочных породах пирит встречается в виде зерен и конкреций, например, в черных глинистых сланцах, углях и известняках. Известны осадочные породы, состоящие преимущественно из пирита и кремня. Часто образует псевдоморфозы по ископаемой древесине и аммонитам. Пирит - один из главных источников получения серы (наряду с самородной серой). В виде зерен и кристаллов распространен в метаморфических сланцах и других железосодержащих метаморфических породах. Месторождения пирита разрабатывают преимущественно для извлечения содержащихся в нем примесей: золота, кобальта, никеля, меди. В некоторых богатых пиритом месторождениях содержится уран (Витватерсранд, ЮАР). Медь извлекается также из массивных сульфидных залежей в Дактауне (шт. Теннеси, США) и в долине р. Рио-Тинто (Испания). Если никеля в минерале больше, чем железа, его называют бравоитом. Окисляясь, пирит переходит в лимонит, поэтому погребенные месторождения пирита можно обнаружить по лимонитовым (железным) шляпам на поверхности.

См. также

СЕРА;

ЛИМОНИТ.

ПИРОКСЕНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРР

ПИРР (ок. 318-272 до н.э.), царь Эпира, государства на севере Греции. Пирр прославился военным талантом, которым он выделялся даже среди великих полководцев своего времени. В историю вошли блестящие кампании, проведенные Пирром в южной Италии и Сицилии с 280 по 275 до н.э., однако первоначально репутация была приобретена им в многочисленных войнах в Македонии и Греции против Деметрия Полиоркета, Лисимаха и Антигона Гоната. Как союзник Птолемеев на европейском континенте он выступал против династии Антигонидов. После того как победы на Балканах не принесли ощутимых результатов, Пирр обратил внимание на Италию. Около 281 до н.э. он был приглашен в Италию жителями Тарента, которым угрожала опасность вследствие продвижения римлян на юг. В 280 и 279 Пирр дважды (при Гераклее и Аскуле) одерживал крупные победы над римскими легионами, но его собственные потери в людях и снаряжении оказались столь значительными, что возникло даже выражение "Пиррова победа". В период с 278 по 275 до н.э. Пирр, приняв титул царя Сицилии, сражался на острове против карфагенян, угрожавших независимости местных греков, и отобрал у карфагенян почти все, чем им удалось завладеть. Деспотические методы Пирра оттолкнули от него греческие города, и он возвратился в Тарент. При Малевенте в 275 до н.э. римлянам наконец удалось одолеть Пирра, после чего он отплыл на родину, в Эпир. Вскоре Пирр вновь оказался вовлечен в целый ряд конфликтов, на этот раз на Пелопоннесе, где воевал против спартанцев и был убит в 272 до н.э. в уличном бою при попытке захватить Аргос.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2. М., 1963

ПИРРОТИН

ПИРРОТИН - или магнитный колчедан, сульфид железа Fe1-xS, где x меняется от 0 до 0,2. Содержит примеси никеля, кобальта, меди (отчасти за счет микроскопических вростков сульфидов этих металлов). Название происходит от греч. "пирротес" - краснота, "пиррос" - красноватый. Цвет темный бронзово-желтый, томпаково-бурый с характерной бурой побежалостью. На воздухе тускнеет. Твердость 3,5-4,5, плотность 4,58-4,70. Блеск металлический. Хрупок. Отличается от прочих сульфидов магнитностью. Сингония гексагональная или моноклинная. Кристаллы редки - столбчатые, шестигранные таблитчатые, бочонковидные, иногда бипирамидальные. В большинстве случаев пирротин образует вкрапленность неправильных зерен в изверженных породах основного состава либо линзы, прожилки и крупные скопления вместе с халькопиритом и пентландитом, приуроченные к массивам перидотитов, норитов, габбро-норитов (Садбери, Канада; Норильск и Мурманская область, Россия; Бушвелд, ЮАР). Кристаллы пирротина встречаются и в другом типе руд - в скарновых месторождениях Приморья, где они ассоциируют с карбонатами, пиритом, сфалеритом. Реже пирротин приурочен к гидротермальным жилам - полиметаллическим, медным, золоторудным (Кавказ). Близкий пирротину по составу гексагональный минерал троилит FeS образует округлые зерна в железных метеоритах. Никельсодержащий пирротин - важный источник металла никеля. Из пентладит-пирротиновых руд месторождений Садбери и Норильска извлекают медь, платину, палладий, серебро.

ПИРС ФРАНКЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРС ЧАРЛЗ САНДЕРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРСОН ЛЕСТЕР БОУЛС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868: он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Риги. Достаточно традиционен взгляд на Писарева как на ключевую фигуру в истории российского нигилизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии даже сближает Писарева с Ф.Ницше. Юному Писареву не был чужд эстетизм, но это увлечение оказалось кратковременным и он стал еще более радикальным, чем Чернышевский, критиком идеи "чистого искусства". "Чистое искусство есть чужеядное растение, которое постоянно питается соками человеческой роскоши", - писал он в статье Разрушение эстетики. Отрицал Писарев, однако, не только эстетизм как тип мировоззрения, но и в значительной степени ценность художественного творчества и культуру в целом. Левый радикализм молодого критика действительно нередко носил откровенно нигилистический характер. Так, считая, что в русской литературе не было и нет "замечательных поэтов", он объявил поэтическое творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина "пародией" на подлинную поэзию. Такие эстетические оценки неудивительны, если учесть, что Писарев был поклонником вульгарных материалистов К.Фохта и Я.Молешотта и непримиримым борцом с "узколобым мистицизмом" (в частности Платона). Испытал он, как практически все российские "шестидесятники", и влияние позитивизма. Писарев характеризовал О.Конта как "одного из величайших мыслителей нашего века" и посвятил его историческим воззрениям большую статью. В ранней юности он был религиозен, с увлечением читал гоголевские Выбранные места из переписки с друзьями. Впоследствии критик выступал против любых форм религиозных исканий на российской почве, полагая, что "ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм". Писарев воспринял характерную для российской революционной идеологии концепцию "критически мыслящих личностей", призванных просвещать народные массы и готовить их к революции. Материалист и нигилист, он презирал моральный идеализм, называя стремление к идеалу "стремлением к призраку". В то же время, совершенно в духе учения Чернышевского о "разумном эгоизме", он заявлял, что "расчетливый эгоизм совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия".

ЛИТЕРАТУРА

Писарев Д.И. Полное собрание сочинений, тт. 1-6. 5-е изд. СПб., 1909-1913 Переверзев В.Ф. Д.И.Писарев. М., 1929 Писарев Д.И. Сочинения, тт. 1-4. М., 1955-1956

ПИСАРРО ФРАНСИСКО

ФРАНСИСКО ПИСАРРО

ФРАНСИСКО ПИСАРРО

(Pizarro, Francisco) (ок. 1471-1541), испанский конкистадор, завоеватель Перу. Родился в Трухильо (провинция Эстремадура, Испания), предположительно в 1471. В 1509 отправился в Америку, в 1513 участвовал в экспедиции Васко Нуньеса де Бальбоа через Панамский перешеек. Получив сведения о фантастически богатой империи на юге, Писарро в 1524 отплыл от берегов Панамы и дошел вдоль береговой линии Южной Америки приблизительно до 7° с.ш., но из-за тягот пути был вынужден повернуть назад. В 1526-1527, преодолев немалые трудности, Писарро во главе небольшого отряда достиг Тумбеса и других инкских городов на побережье Гуаякильского залива. Годом позже выехал в Испанию и, получив королевский патент на покорение Перу, в январе 1531 отправился в новую экспедицию. 15 ноября 1531 в Кахамарке состоялась встреча конкистадоров с императором инков Атауальпой. Когда император отказался признать христианского бога и власть испанского короля, конкистадоры по приказу Писарро перебили охрану Атауальпы, а его самого взяли в плен. Несмотря на то, что император заплатил огромный выкуп золотом и серебром, испанцы предъявили ему надуманные обвинения и казнили 29 августа 1533. С гибелью верховного правителя огромная империя распалась и быстро попала под власть испанцев. В ноябре 1533 Писарро с триумфом вступил в Куско. В 1535 он основал Лиму, откуда направлялись завоевательные экспедиции на юг. Между Писарро и его соратником Диего Альмагро вспыхнула междоусобная борьба, закончившаяся казнью Альмагро в 1538. В отместку сын Альмагро убил Писарро в его дворце в Лиме 26 июня 1541.

Походы Франсиско Писарро 1526-1533 гг.

Походы Франсиско Писарро 1526-1533 гг.

ЛИТЕРАТУРА

Вольский А. Пизарро. М., 1935 Верн Ж. Открытие Земли, т. 1. М., 1991 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

ПИСИСТРАТ

ПИСИСТРАТ (начало 6 в. - 527 до н.э.), афинский тиран. Аристократ по происхождению (по матери он был родственником Солона), Писистрат заявил о себе как полководец во время войны Афин с Мегарами (ок. 565 до н.э.). С помощью красноречия и личного обаяния честолюбивый Писистрат приобрел популярность и сделался вождем диакриев ("горцев"), противостоявших двум другим партиям Афин - паралиям ("поморам") и педиэям ("степнякам"). В свою партию Писистрат привлек также недавних вольноотпущенников и бедноту. В 561 до н.э. Писистрат с помощью отряда телохранителей захватил власть в Афинах, оттеснив педиэев, во главе которых стоял клан Алкмеонидов и его вождь Мегакл. Через пять лет союз паралиев и педиэев вынудил Писистрата бежать, однако вскоре союз с Алкмеонидами позволил ему вновь прийти к власти, на этот раз ненадолго - в 556 до н.э. Писистрат снова бежал. На этот раз изгнание продолжалось 10 лет, Писистрат находился в Македонии и активно набирал сторонников, чему способствовали немалые средства, полученные им от эксплуатации золотых и серебряных копей горы Пангей. В 546 до н.э. Писистрат высадился у Марафона в Аттике и легко вернул власть. 20 лет Писистрат правил афинянами. Его внутренняя политика принесла Афинам мир и благополучие. Писистрат оставил в силе и даже усовершенствовал начатые Солоном реформы. Воздвигались новые здания и храмы, процветали искусства и литература, афинская монета высоко ценилась во всей Греции. Когда Писистрат умер, ему наследовали его сыновья Гиппий и Гиппарх.

ЛИТЕРАТУРА

Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964 Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997

ПИССАРРО КАМИЛЬ

ПИССАРРО Камиль (Pissarro, Camille)

КАМИЛЬ ПИССАРРО. КРАСНЫЕ КРЫШИ

КАМИЛЬ ПИССАРРО. КРАСНЫЕ КРЫШИ

(1831-1903), французский художник-импрессионист. Родился в местечке Шарлотта-Амалия на острове Сент-Тома (Виргинские острова) 10 июля 1830. В 1855 Камиль Писсарро уехал во Францию и стал художником. Уже в конце 1860-х годов он писал пейзажи, в которых особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. В отличие от Клода Моне, Писсарро не ограничивался пейзажной живописью, а часто обращался к сценам из жизни крестьян Понтуаза, где он жил с 1872 до 1882. Писсарро обвиняли в подражании Жану Франсуа Милле; однако, в отличие от романтического реализма последнего, живопись Писсарро кажется гораздо более натуралистичной. После 1885 он некоторое время работал в дивизионистской манере, придуманной Жоржем Сера и Полем Синьяком, но к 1890 вернулся к собственному стилю. В последние годы жизни, несмотря на ухудшение зрения, художник создал серию видов Парижа, которая является одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов. Многочисленные рисунки и гравюры Писсарро не имеют равных среди произведений импрессионистов.

Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903.

ПИСТОН УОЛТЕР

ПИСТОН Уолтер (Piston, Walter) (1894-1976), американский композитор и педагог. Родился 20 января 1894 в Рокленде (шт. Мэн). Закончив в 1924 Гарвардский университет, занимался композицией в Париже у Нади Буланже. Вернувшись в США, преподавал на музыкальном факультете Гарвардского университета, где позже стал деканом. Как композитор Пистон наиболее ярко зарекомендовал себя в сочинениях камерных жанров, отмеченных мастерским контрапунктическим письмом и изобретательностью ритма, но самая известная его работа - балетная сюита Фантастический флейтист (The Incredible Flutist, 1938). Дважды получал Пулитцеровскую премию - в 1948 за Третью симфонию и в 1961 за Седьмую симфонию. Пистон - автор книг Принципы гармонического анализа (Principles of Harmonic Analysis, 1933), Оркестровка (Orchestration, 1955) и Гармония (Harmony, 3-е издание - 1962).

Умер Пистон в Белмонте (шт. Массачусетс) 12 ноября 1976.

ПИТАТЕЛЬНАЯ ВОДА

ПИТАТЕЛЬНАЯ ВОДА - вода, подаваемая в паровой котел в качестве исходного материала для получения пара. Забираемая для этой цели вода из различных источников (рек, каналов, скважин) содержит разные количества минеральных и органических соединений, а также растворенных газов, например воздуха. Такие загрязнения приводят к образованию накипи, коррозии, щелочному охрупчиванию и межкристаллитному растрескиванию металла котла, а также к вспениванию котловой воды и уносу жидкости паром. Эти нежелательные явления сводятся к минимуму испарением неочищенной воды для получения дистиллированной и химической обработкой питательной воды. Испаряют воду только там, где пар в виде конденсата возвращается в котел, так что для восполнения потерь требуются лишь небольшие количества воды. Химическая обработка воды применяется при содержании в ней минеральных солей, способствующих образованию накипи, более 0,03%, а также при более низком содержании, если давление в котле превышает 1 МПа.

ЛИТЕРАТУРА

Лифшиц О.В. Справочник по водоподготовке котельных установок малой мощности. М., 1969 Герасименко И.Е. Справочник инженера по пуску, наладке и эксплуатации котельных установок. М., 1983

ПИТЕАС

ПИТЕАС (расцвет деятельности ок. 310-306 до н.э.), греческий путешественник и географ, автор не сохранившихся трактатов Об океане и Описание Земли. Родился в греческой колонии Массилии (совр. Марсель). Выйдя из Гадеса (совр. Кадис), поплыл на север, обследовал Британию (в т.ч. по суше, посетил здесь знаменитые оловянные копи) и в шести днях плавания далее на север достиг неустановленной земли, названной им Фула. Довольно точно определил расстояние от Марселя до северной оконечности Британии. Посетил некоторые другие земли Северной Европы, достиг острова, изобилующего янтарем (Гельголанд?) и, возможно, устья реки Вислы. Античные авторы (например, Страбон) относились к рассказам Пифея со скептицизмом, его обвиняли в необузданном вранье (в частности, он рассказывал, что с продвижением на север воздух переходит в уплотненную студнеобразную форму, так что невозможно плыть вперед).

ПИТМЕН ИСААК

ПИТМЕН Исаак (Pitman, Isaac)

(1813-1897), английский фонограф, разработавший метод записи, известный под названием "стенограмма Питмена". Родился 4 января 1813; поступил в школу в возрасте 18 лет, после работы на фабрике. Назначенный в 1832 магистром в школе Бартон-он-Хамбер, в течение одиннадцати лет учительствовал в этой и других школах. Пользуясь поддержкой издателя Самюэля Багстера, написал и опубликовал в 1837 книгу Стенография, и в 1840 - Фонография. В 1842 в Бате основал и начал издавать фонетический журнал, а в 1843 основал фонетический институт. Питмен был убежденным сторонником фонетического принципа письма. Был возведен в дворянское звание в 1894.

Умер в Бате (Англия) 22 января 1897.

ПИТТ УИЛЬЯМ МЛАДШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИТТ УИЛЬЯМ СТАРШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИФАГОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ

ПИФАГОР РЕГИЙСКИЙ (5 в. до н.э.), древнегреческий скульптор периода ранней классики, работы которого известны лишь по упоминаниям у древних авторов. Родился на острове Самос, впоследствии переселился в Регий в южной Италии. Около 470-450 до н.э. Пифагор создал несколько бронзовых статуй атлетов-победителей Олимпийских и Дельфийских игр (ему приписывали также и знаменитую найденную в Дельфах бронзовую статую Возничего). Кроме того, известно, что Пифагору принадлежали статуи Аполлон-Пифоноубийца, Похищение Европы, Хромец (возможно, Филоктет). Эта последняя работа, которую древние превозносили за возбуждаемое в зрителе сопереживание человеческому страданию, быть может, изображена на хранящейся в Лувре гемме. Пифагор Регийский был современником и соперником Мирона. О нем говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос.

ПИФЕЙ

ПИФЕЙ (расцвет деятельности ок. 310-306 до н.э.), греческий путешественник и географ, автор не сохранившихся трактатов Об океане и Описание Земли. Родился в греческой колонии Массилии (совр. Марсель). Выйдя из Гадеса (совр. Кадис), поплыл на север, обследовал Британию (в т.ч. по суше, посетил здесь знаменитые оловянные копи) и в шести днях плавания далее на север достиг неустановленной земли, названной им Фула. Довольно точно определил расстояние от Марселя до северной оконечности Британии. Посетил некоторые другие земли Северной Европы, достиг острова, изобилующего янтарем (Гельголанд?) и, возможно, устья реки Вислы. Античные авторы (например, Страбон) относились к рассказам Пифея со скептицизмом, его обвиняли в необузданном вранье (в частности, он рассказывал, что с продвижением на север воздух переходит в уплотненную студнеобразную форму, так что невозможно плыть вперед).

ПИФОН

ПИФОН - в греческой мифологии, чудовищный змей, сын Геи, по преданию обитавший в пещерах на горе Парнас близ Дельф. Он был убит Аполлоном, учредившим в честь этой победы Пифийские игры и получившим почетное прозвище Пифия.

ПИХТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница