Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИЛ"-"ЛОГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИЛ"-"ЛОГ")

ЛИЛИТ

ЛИЛИТ - в еврейском фольклоре женский демон ночи. Считалось, что она насылает эротические сновидения. Согласно поверью, Лилит стремится навести порчу на младенца и его мать или вовсе их извести, особенно в первую неделю после родов. В раввинистической литературе слово "Лилит" связывалось этимологически с еврейским словом "лайла" ("ночь"). Однако более вероятно, что это гебраизированная форма имени Лилиту, вавилонского духа бури. О происхождении, действиях и атрибутах Лилит существовало множество разноречивых представлений. Согласно одной легенде, Лилит была женой Адама до сотворения Евы. Она поссорилась с Адамом, покинула его и отказалась вернуться, несмотря на повеление трех ангелов. Желая отомстить Адаму, она пыталась совратить детей Евы. Чтобы расстроить ее козни, в качестве магического средства использовались амулеты с начертанными на них именами трех ангелов.

ЛИЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЛЛО ДЖОРДЖ

ЛИЛЛО Джордж (Lillo, George) (1693-1739), английский драматург. Родился 4 февраля 1693 в Лондоне, в семье фламандского ювелира, женатого на англичанке. О жизни Лилло известно только, что он выучился отцовскому ремеслу и держался своего круга - торговцев среднего сословия. Первая пьеса Лилло, сентиментальная "балладная опера" Сильвия, или Сельские похороны (Sylvia, or The Country Burial, 1730), вовсе не предвещала его новаторской роли родоначальника мещанской драмы в прозе. В пьесе Лондонский купец, или История Джорджа Барнвелла (The London Merchant, or the History of George Barnwell, 1731) он не только порвал с принципами классицизма, согласно которым трагедия имеет дело лишь с великими мира сего и эпохальными событиями, но и поведал прозаическим слогом бесхитростно-трогательную историю об искушении, падении и гибели лондонского подмастерья. В той же среде разворачивается действие второй значительной пьесы Лилло, Роковое любопытство (Fatal Curiosity, 1736), написанной белым стихом; материал для нее он почерпнул из популярной в те годы книжки об убийствах. Менее значительны его пьесы Британия и Батавия (Britannia and Batavia, 1734), Герой-христианин (The Christian Hero, 1735), Марина (Marina, 1738) и Эльмерик, или Торжество справедливости (Elmerick, or Justice Triumphant, 1740). Умер Лилло в Лондоне 3 сентября 1739.

ЛИМБ

ЛИМБ (лат. limbus - рубеж, край), в католическом вероучении, промежуточное состояние или место пребывания не попавших на небеса душ, не совпадающее, однако, с адом или чистилищем. В схоластической теологии термин "лимб" употребляется в двух смыслах. Во-первых, им обозначают места (или состояния) временного заточения, в котором души праведников, умерших до вознесения Христа (в частности, души ветхозаветных патриархов, пророков и св. Иосифа Обручника), пребывали до тех пор, пока Христос, вознесшийся на небеса, не открыл рай для людей. Это т.н. лимб отцов. Во-вторых лимб обозначает постоянное местопребывание (или состояние) душ некрещеных младенцев и тех некрещеных взрослых, которые умерли в первородном грехе, но сами при этом не совершали тяжких грехов. Эти души исключаются из сверхъестественного блаженства созерцания Бога на небесах, хотя, согласно многим теологам (начиная с Фомы Аквинского), они наслаждаются полнотой природного счастья, познавая и любя Бога посредством своих естественных способностей. Это т.н. лимб младенцев. В Средние века лимб представляли себе как некое место, расположенное на границе ада. Для Данте лимб - это "первый круг" ада, где вместе с некрещеными младенцами, обретаются философы и герои языческого мира. Такого рода картины породили чисто литературные представления о лимбе, далекие от богословской трактовки этого термина.

ЛИМОНИТ

ЛИМОНИТ (бурый железняк), агрегат или смесь нескольких минералов, гидроксидов железа с преобладанием гетита. Название происходит от греч. "лимон" - луг или болото. Встречается в виде мелко- или скрытокристаллических плотных сталактитоподобных выделений или землистых масс. Цвет обычно темный - красновато-бурый или ржаво-коричневатый, черта желтовато-коричневая. Твердость в пределах 5,0-5,5, плотность 3,8-4,2. Образуется как вторичный продукт в результате окисления и гидратации первичных минералов, содержащих железо. Весьма широко распространен. Главный компонент железных шляп в верхней части зон окисления сульфидных рудных тел; образует рассеянную вкрапленность в зоне окисления пород, содержащих сульфиды, силикаты и карбонаты железа. Встречается также в качестве природного железистого цемента, связующего зерна минералов в осадочных породах, особенно в песчаниках. Железо, растворенное в морской воде при ее испарении или при участии железобактерий, отлагается в виде пластов осадочных лимонитов - оолитовых бурых железняков. Железобактерии распространены также в торфяных болотах. Если водотоки, дренирующие территории, где в изобилии присутствуют окисленные минералы железа, впадают в болото, происходит накопление лимонитовой болотной руды. Болотные железные руды добывают в некоторых странах Европы. Лимонит как продукт гидратации гематита часто встречается в гематитовых рудных телах в районе оз. Верхнего в США. В России лимонит распространен в зонах окисления рудных месторождений (Бакал на Урале и др.) и в корах выветривания (Урал). Развитие черной металлургии в России началось с разработки месторождений болотных железных руд Карелии. Лимонит используется также для изготовления пигмента - желтой охры.

ЛИМОННАЯ КИСЛОТА

ЛИМОННАЯ КИСЛОТА - органическая кислота с общей формулой C6H8O7. В чистом виде - белый кристаллический порошок кислого вкуса, растворимый в воде, спирте и эфире. В воде лимонная кислота диссоциирует, ее анион называют цитратом. Получают лимонную кислоту из таких природных продуктов, как плоды цитрусовых, а также путем сбраживания глюкозы или химического синтеза. Лимонная кислота играет важную роль в обмене веществ. Ее используют также в качестве пищевой добавки, как антиоксидант и как стабилизатор в различных жирах.

См. также

МЕТАБОЛИЗМ;

ФЕРМЕНТЫ.

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИНД РОБЕРТ

ЛИНД Роберт (Lynd, Robert Staughton)

(1892-1970), американский социолог. Родился 26 сентября 1892 в Нью-Олбани (шт. Индиана). Получил образование в Принстонском университете, Объединенной теологической семинарии и Колумбийском университете. В 1923 был назначен руководителем программы изучения малых городов Института социальных и религиозных исследований, в 1927 - секретарем Совета по социальным исследованиям. С 1931 - профессор социологии Колумбийского университета, с 1960 - почетный профессор в отставке. Основные труды написаны в соавторстве с женой, Хелен Линд: Средний город: очерк современной американской культуры (Middletown: A Study in Contemporary American Culture, 1929) и Преобразующийся средний город (Middletown in Transition, 1937). Эти книги стали бестселлерами и считаются классикой американской социологии. Линд резко критиковал адептов количественного (статистического) подхода к социологическим исследованиям. Эта критика нашла отражение в книге Знание для чего? (Knowledge for What?, 1939). Умер Линд в Уоррене (шт. Коннектикут) 1 ноября 1970.

ЛИНДБЕРГ ЧАРЛЗ

ЛИНДБЕРГ, ЧАРЛЗ ОГАСТЕС

(Lindbergh, Charles Augustus)

(1902-1974), американский летчик, совершивший первый одиночный беспосадочный трансатлантический перелет. Родился 4 февраля 1902 в Детройте (шт. Мичиган). Получил начальное образование в Литл-Фолсе (шт. Миннесота), в 1920-1922 учился в Висконсинском университете, где и увлекся авиацией. В 1924 стал курсантом школы воздушного резерва США в Брукс-Филде (шт. Техас), затем пилотом военно-почтовой службы. Чтобы принять участие в борьбе за приз в 25 000 долларов, назначенный за первый успешный трансатлантический перелет, Линдберг взял заем на постройку специального моноплана. Спроектированный Д.Холлом самолет "Спирит оф Сент-Луис" был построен на фирме "Райан" в Сан-Диего (шт. Калифорния). 10 мая 1927 Линдберг вылетел на нем из Сан-Диего в Нью-Йорк с промежуточной посадкой в Сент-Луисе; полное полетное время составило 21 ч 45 мин - это был рекордный трансконтинентальный перелет. 20 мая Линдберг стартовал с летного поля Рузвельт-Филд в штате Нью-Йорк и спустя 33 ч 30 мин приземлился в аэропорту Ле-Бурже под Парижем. Перелет произвел мировую сенсацию: "Линди" стал национальным героем и совершил множество поездок по различным странам мира. В мае 1929 Линдберг женился на Энн Морроу, дочери посла США в Мексике. В качестве второго пилота и штурмана она вместе с мужем освоила многие трансокеанские воздушные трассы. Параллельно Линдберг работал техническим консультантом в двух авиакомпаниях: "Трансконтинентал энд вестерн эйр транспорт" и "Пан Американ". В марте 1932 произошла страшная трагедия: был похищен, а затем убит двухлетний сын Линдбергов. Желание избавиться от внимания назойливой прессы заставило их перебраться в Европу. В 1936 по приглашению фельдмаршала Г.Геринга Линдберг побывал в немецких авиационных центрах. При посещении Германии в 1938 немецкое правительство представило его к медали. Этот факт, а также публичные призывы Линдберга к нейтралитету США, с которыми он выступил с 1940 по возвращении в Америку, вызвали резкую критику со стороны президента Ф.Рузвельта. Это вынудило Линдберга отказаться от звания полковника ВВС США. Однако, когда США вступили во Вторую мировую войну, он принял в ней участие как гражданское лицо, будучи консультантом на тихоокеанском театре военных действий по специальной рекомендации американского правительства. После войны участвовал в технической миссии, отправившейся в Германию для изучения достижений этой страны в самолетостроении. В 1954 получил звание бригадного генерала. Линдберг - автор нескольких книг: Мы (We, 1927), Полеты и жизнь (Of Flight and Life, 1948), Спирит оф Сент-Луис (The Spirit of St. Louis, 1953, - автобиография, за которую он получил Пулитцеровскую премию), Военные дневники (Wartime Journals, 1970). Он был награжден медалью Конгресса и крестом "За заслуги". В 1970-х годах стал активным защитником окружающей среды. Умер Линдберг в Кипахулу на о.Мауи (Гавайи) 26 августа 1974.

ЛИНДСЕЙ ВЕЙЧЕЛ

ЛИНДСЕЙ Вейчел (Lindsay, Vachel; полное имя Николас Вэчел Линдзи)

(1879-1931), американский поэт. Родился 10 ноября 1879 в Спрингфилде (шт. Иллинойс). Под воздействием атмосферы, царившей у него дома, рано ощутил тягу к поэзии и к искусству. Проучившись три года в Хайрем-колледже (Чикаго), разочаровался в академической рутине и в 1900 перешел в Чикагский художественный институт. В 1906 Линдзи предпринял первое из своих пеших путешествий с "рифмами в обмен на хлеб" (название сборника стихов 1912), проповедуя евангелие красоты. По возвращении в Спрингфилд пытался пробудить у сограждан чувство прекрасного, сознание своих обязанностей перед обществом и вкус к поэзии. Сборник Генерал Уильям Бут отправляется на небо (General William Booth Enters into Heaven, 1913) принес Линдзи признание и сделал популярными авторские чтения стихов. Свои экстатические, полные видений стихи Линдзи читал с большим искусством, однако его вдохновение иссякло из-за работы не по силам и неотступной тоски. В сборниках Конго (Congo, 1914), Китайский соловей (The Chinese Nightingale, 1917) и Золотые киты Калифорнии (The Golden Whales of California, 1920) собрано все лучшее, что он создал. Измученный нездоровьем, угнетенный утратой творческих сил, Линдзи покончил с собой 5 декабря 1931. ЛИТЕРАТУРА Линдзи В. Стихотворения. - В кн.: Поэзия США. М., 1982

ЛИНДСЕЙ ДАВИД

ЛИНДСЕЙ Давид (Lindsay or Lyndsay, David) (ок. 1485 - ок. 1555), шотландский поэт, автор Забавной сатиры о трех сословиях. Он был сыном Давида Линдсея из Маунта (местность поблизости от Купара в Файфе). Поступив на королевскую службу, получил должность церемониймейстера при дворе наследного принца Джеймса, родившегося в 1512, но был удален от двора в 1524, когда его ученик, к тому времени ставший королем Яковом V Шотландским, фактически оказался во власти сторонников Дугласа. В 1528 его восстановили в прежней должности; примерно с 1530 он служил главным герольдом, а с 1542 и до смерти - герольдмейстером Геральдического суда Шотландии. Большая часть стихов Линдсея написана в те годы, когда он пользовался милостью при дворе; в формальном и стилистическом отношении они не выходят за рамки тогдашней поэтической традиции. Среди его сочинений Сон (The Dreme, ок. 1528) - описание представившегося автору видения отчаянного состояния общественных дел (с приложением очаровательного письма к королю); Завещание и жалоба попугая, принадлежащего нашему суверену и владыке (The Testament and Complaynt of our Soverane Lordis Papyngo, 1530) - наполовину сатирическая, наполовину нравоучительная история, облеченная в форму предсмертного завещания королевского попугая; Диалог между Опытом и Куртуазностью о жалком состоянии мира (Ane Dialog Betuix Experience and ane Courteour of the Miserabill Estait of the World, ок. 1553), более известный под названием Монархия (Monarche), - серьезный стихотворный обзор всемирной истории, начиная с сотворения мира и кончая пятой империей (т.е. историей папства); Забавная сатира о трех сословиях (Ane Pleasant Satyre of the Thrie Estaits, 1540, 1552) - единственная полностью сохранившаяся шотландская пьеса в жанре моралите, в которой смело трактуются главные религиозные и политические проблемы эпохи и которая (посредством целого спектра стилистических приемов, от возвышенной риторики до бытового комедийного диалога) дает широкую панораму шотландской жизни.

ЛИНДСЕЙ НОРМАН АЛЬФРЕД УИЛЬЯМ

ЛИНДСЕЙ Норман Альфред Уильям (Lindsay, Norman Alfred William)

(1879-1969), австралийский график, живописец, критик и писатель. Наиболее популярны рисунки, акварели и масляная живопись Линдсея, а также его книжная графика. Норман Альфред Уильям Линдсей родился 23 февраля 1879 в Кресвике. Его способности иллюстратора и карикатуриста проявились достаточно рано, и уже в 1901 он стал сотрудничать в сиднейском Бюллетене. Линдсей выработал романтический и оригинальный стиль живописи и рисунка, напоминающий стиль английских символистов 1890-х годов, к которому примешивалось его острое чувство юмора. В 1910 художник впервые побывал в Париже и Англии, но остался равнодушным к модернизму. В 1919 Линдсей написал и проиллюстрировал ставшую популярной книгу для детей Волшебный пудинг. Позднее он создал несколько юмористических рассказов и повестей, посвященных жизни провинциальных австралийских городков. Умер Норман Линдсей в Сиднее 21 ноября 1969.

ЛИНДФОРС ВИВЕКА

ЛИНДФОРС Вивека (Lindfors, Viveca) (1920-1995), Швеция, США, Англия; в 1940-1946 играла в Королевском драматическом театре (Стокгольм); на нью-йоркской сцене: Анастасия (1954, премия "Тони"; по роману М.Морет) Г.Болтона, Король Лир (1956) Шекспира, Брехт о Брехте (Brecht on Brecht, 1962; Стокгольм, 1963), Я - женщина (I'm a Woman, 1974); снималась в кино и на телевидении.

ЛИНИЯ ВОДОПАДОВ

ЛИНИЯ ВОДОПАДОВ - или зона водопадов, воображаемая линия или узкая зона, соединяющая водопады и пороги на параллельно текущих реках, ориентированных вкрест ее простиранию. Эти реки берут начало в горах, сложенных эрозионно устойчивыми породами, и спускаются на равнину, в пределах которой развиты рыхлые осадки. Термин часто применяется для обозначения границы или зоны контакта между Пидмонтом, или предгорьями Аппалачей, и Приатлантической прибрежной равниной на востоке США. Пидмонт сложен прочными кристаллическими породами, которые обнажаются по Линии водопадов, ниже которой реки врезаются в мягкие осадочные толщи прибрежной равнины. Точка, где река пересекает линию водопадов, обычно является начальным пунктом судоходства для данной реки. Часто это идеальное место для строительства гидроэлектростанций. Многие старинные поселения на востоке США возникли вдоль Линии водопадов. На их месте выросли крупные промышленные города: Филадельфия, Балтимор, Ричмонд, Роли и Колумбия.

ЛИНИЯ КЕРЗОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИНКОЛЬН АВРААМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИННЕЙ КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИНЬ БЯО

ЛИНЬ БЯО (1907-1971), китайский военный и политический деятель. Родился в деревне уезда Хуанган (провинция Хубэй) в 1907. Подлинное его имя Юй Жун, но во время учебы в военной школе Гоминьдана в Вампу он сменил его на Линь Бяо (тигровая кошка). В 1927 начал службу в гоминьдановской армии командиром взвода, затем роты. После антикоммунистической кампании, организованной в 1927 Чан Кайши, Линь Бяо участвовал в создании отрядов Красной армии в провинции Цзянси. В 1934-1935, после того как националисты взяли эту провинцию в кольцо, Линь Бяо встал во главе авангарда коммунистических войск, осуществлявших "Великий поход" в Яньань. В 1937, в ходе первых победных сражений объединенных войск Гоминьдана и Красной армии с японцами, Линь Бяо был тяжело ранен. В 1946, после возобновления военных действий между Гоминданом и коммунистами, Линь Бяо одержал ряд важных побед в Маньчжурии, овладел Пекином и отбросил войска националистов к южному побережью страны. Ухудшившееся здоровье помешало его продвижению в начале 1950-х годов, однако в 1954 он получил пост заместителя премьера в китайском правительстве, а в 1959 стал министром обороны КНР. В 1966 активно помогал Мао Цзэдуну в развертывании "культурной революции", а в 1969 стал рассматриваться как преемник Мао. В 1971 правительство КНР сообщило о смерти Линь Бяо, которая, по официальной версии, последовала в результате авиационной катастрофы на территории МНР 12 сентября 1971, когда Линь, после неудавшегося военного переворота, направлялся в Советский Союз.

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИНЭКР ТОМАС

ЛИНЭКР Томас (Linacre, Thomas)

(ок. 1460-1524), английский филолог-классик и физик; родился предположительно в Кентербери. Окончив Оксфордский университет, ок. 1485 отправился в Италию для продолжения образования. После возвращения в Англию ок. 1492 преподавал греческий язык в Оксфорде; был наставником принца Артура и принцессы Марии и врачом Генриха VIII. С 1518 Линэкр - первый президент Королевской Коллегии медиков в Лондоне. Он написал латинскую грамматику Rudimenta grammatices (1523), перевел на латынь сочинение Прокла De sphaera, труды Галена и Аристотеля (переводы из Аристотеля не сохранились). Умер Линэкр в Лондоне 29 октября 1524.

ЛИПА

ЛИПА (Tilia), род листопадных деревьев, единственный в семействе липовых (Tiliaceae). Распространены липы в областях Северного полушария с умеренным климатом, достигают в высоту примерно 40 м. Листья сердцевидные; в начале лета распускаются собранные в щитковидные соцветия ароматные, богатые нектаром, беловатые или желтоватые цветки ("липовый цвет"). Все виды - хорошие медоносы, и их часто высаживают около пасек. Мягкая белая древесина используется для изготовления в основном домашней утвари, а луб дает волокна для плетения (лыко) и мочало. Всего насчитывается ок. 30 видов, в том числе больше десятка североамериканских. Дальше всего к северу в Америке заходит липа американская (T. americana) высотой до 39 м. Она распространена от Нью-Брансуика до юга Манитобы в Канаде, а к югу - до Северной Каролины, Кентукки и Небраски в США. Листья крупные, желто-зеленые, блестящие снизу. Желтоватые висячие цветки настолько богаты нектаром, что цветущие деревья буквально кишат собирающими его пчелами. Получаемый в результате липовый мед отличается исключительным ароматом. Липу американскую широко используют для озеленения. Липа разнолистная (T. heterophylla) - крупное дерево Аппалачей, распространенное к югу от штата Нью-Йорк и к западу до долины Миссисипи. От предыдущего вида отличается более мелкими листьями (длиной 7,5-15 см), нижняя поверхность которых покрыта беловатыми или буроватыми волосками. У липы войлочной (T. tomentosa) из Юго-Восточной Европы и Западной Азии листья еще мельче (длина 5-10 см), снизу с густым слоем серебристого "пуха"; молодые ветви также опушенные. Этот вид интродуцирован в США как декоративный вместе с другими широко распространенными в Старом Свете липами - мелколистной, или сердцелистной (T. cordata), и крупнолистной (T. platyphyllos).

ЛИПА ВОЙЛОЧНАЯ

крупное дерево, листья которого сверху зеленого, а снизу серебристого цвета.

крупное дерево, листья которого сверху зеленого, а снизу серебристого цвета.

ЛИППИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ-ПРИНЦИП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИПШИЦ ЖАК

ЛИПШИЦ Жак (Lipchitz, Jacques)

(1891-1973), французский скульптор. Наиболее известны его работы в стиле кубизма, а также более поздние монументальные скульптуры. Липшиц родился 22 августа 1891 в городе Друскининкай (Литва), в 1909 уехал в Париж и четыре года учился в академии Рансона. В юности испытал влияние творчества Огюста Родена. В 1913-1914 в работах Липшица появились геометрические формы, например в композициях Акробат на лошади и Матрос с гитарой. Во время Первой мировой войны он создавал кубистические скульптуры - абстрактные фигуры, где плоскости различных поверхностей накладывались друг на друга. Позднее произведения скульптора обрели менее абстрактный характер (Купальщицы и Пьеро). Поворотной точкой в творчестве Липшица стал переход к экспрессивному натуралистическому стилю; в качестве примеров можно привести скульптурные группы Мать и дитя (1930) и Возвращение блудного сына (1931). Вначале сюжеты произведений были навеяны собственным жизненным опытом скульптора, но вскоре в них нашли отражение политические и нравственные проблемы того времени - депрессия и приход к власти Гитлера. Липшиц стремился выражать свои идеи с помощью символических, библейских и мифологических сюжетов: Борьба Иакова с ангелом (1932) и Похищение Европы II (1938). Его работы часто были огромного размера, например девятиметровый Прометей, экспонировавшийся на Международной выставке 1937 в Париже. В 1941, после оккупации Франции, Липшиц уехал в Нью-Йорк. Среди произведений начала 1940-х годов следует отметить колоссальные скульптуры Тезей, Благословение и трогательную композицию Мать и дитя I. Скульптуры другой серии, известные под названием "прозрачные" (1941-1942), были еще большего размера и отличались экспрессивной трактовкой темы страсти (Невеста и Новобрачная). Липшиц создал также несколько драматических фигур с вывороченными внутренностями, которые должны были символизировать массовую трагедию евреев в Европе, - Чудо, Молитва и монументальная Жертва. Затем он получил заказ на статую Мадонны для церкви в Асси (Франция). Это аллегорическое изображение Богоматери было отлито в бронзе в 1956 и считается одним из самых выдающихся произведений религиозной скульптуры 20 в. Умер Липшиц на Капри 26 мая 1973.

ЛИР ЭДУАРД

ЛИР Эдуард (Lear, Edward)

ЛИМЕРИК И РИСУНОК ЭДУАРДА ЛИРА

ЛИМЕРИК И РИСУНОК ЭДУАРДА ЛИРА

(1812-1888), английский поэт и художник-пейзажист. Родился 12 мая 1812 в Лондоне. Хотя позднейшим поколениям он известен как один из величайших представителей поэзии бессмыслицы, при жизни главным его занятием была пейзажная живопись. Лир много путешествовал, особенно по Средиземноморью, построил себе дом в Сан-Ремо на итальянской Ривьере, где и умер 30 января 1888. Крупнейший его вклад в поэзию - это лимерики и большое число хорошо известных стихотворений, в том числе Филин и кошечка (The Owl and the Pussy Cat), Мешанина-кавардак (The Jumblies), Дин-Дон с блестящим носом (The Dong with the Luminous Nose). При жизни автора вышло четыре тома таких сочинений: Книга небылиц (Book of Nonsense, 1846), Бессмысленные песни, истории, ботаника и азбуки (Nonsense Songs, Stories, Botany and Alphabets, 1871), Еще чепуха, картинки, стихи, ботаника и прочее (More Nonsense, Pictures, Rhymes, Botany etc., 1872), Стишки, чтоб посмеяться: Четвертая книжка бессмысленной поэзии, песенок, ботаники, музычки и прочее (Laughable Lyrics, A Fourth Book of Nonsense Poems, Songs, Botany, Music, etc., 1877). Первая попытка полного собрания небылиц Лира была предпринята в 1912, когда вышла Полная книга полной бессмыслицы (The Complete Nonsense Book); в 1947 опубликован том Полным-полно бессмыслиц от Эдуарда Лира (Complete Nonsense of Edward Lear). Наряду со стихотворным нонсенсом Лир опубликовал несколько книг о путешествиях, в которых описал свои впечатления художника от различных уголков Европы. Среди них: Дневник пейзажиста, путешествовавшего по Албании и Иллирии (Journal of a Landscape Painter in Albania and Illyria, 1841), Поездки по Италии (Excursions in Italy, 1846), Виды семи Ионических островов (Views in the Seven Ionian Islands, 1863).

ЛИТЕРАТУРА

Лир Э. Целый том чепухи. М., 1992 Лир Э. Книга бессмыслиц. М., 1992 Лир Э. Скриппиус-пип. Ростов-на-Дону, 1992 Лир Э. Истинная история кругосветного плавания четырех чрезвычайно чудных человечков. М., 1995

ЛИРА

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛИРЫ. Рисунок Дж. Феррарио (19 в.).

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛИРЫ. Рисунок Дж. Феррарио (19 в.).

струнный музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн. Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром. Лира использовалась и как сольный инструмент, тогда на ней играли непосредственно пальцами. С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева. После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

См. также КОЛЕСНАЯ ЛИРА.

ЛИС ИОХАНН

(ЯН)

(Lys (Liss), Johann (Jan))

(ок. 1595-1629), немецкий живописец. Родился ок. 1595 в Ольденбурге (Германия). Известно, что он был в 1620 в Риме и в 1621 в Венеции. В Риме он испытал сильное влияние живописи Караваджо, что можно видеть в его картине Лютнист (Дрезден, Картинная галерея). Однако позже под влиянием венецианцев контраст света и тени уступил место светлому колориту и свободной композиции. Для произведений зрелого периода творчества художника характерно богатство красок и обилие световых рефлексов, примером может служить картина Искушение св. Иеронима (Венеция, церковь Сан Николо ди Толентино). Лис писал также жанровые сцены, например Крестьяне, играющие в мору (Кассель, Государственные художественные собрания). Умер Лис от чумы в Венеции в 1629.

ЛИСАНДР

ЛИСАНДР (ум. 395 до н.э.), спартанский полководец. Назначенный командовать спартанским флотом в 408 до н.э., в конце Пелопоннесской войны, Лисандр нанес афинянам ряд поражений и окончательно лишил их флота при Эгоспотамах (405 до н.э.). После войны Лисандр проводил жесткую политику, при его поддержке к власти в Афинах пришел режим Тридцати тиранов, олигархическое правление было установлено и во многих других городах Греции. Дружба Лисандра с Киром Младшим, претендовавшим на персидский трон (его поход описан в Анабасисе Ксенофонта), вовлекла Спарту в войну с Персией. В самой Спарте интриги Лисандра, пытавшегося захватить царскую власть, в конечном счете привели к его падению. В 396 до н.э. царь Агесилай сместил Лисандра с поста главнокомандующего в Малой Азии, а в 395 до н.э. Лисандр погиб в незначительной стычке с фиванцами при Галиарте в Беотии.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Лисандр. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2. М., 1963

ЛИСИЙ

ЛИСИЙ (ок. 459 - ок. 380 до н.э.), афинский оратор, сын Кефала из Сиракуз, переселившегося в Афины по приглашению Перикла. Кефал обосновался в Пирее и устроил здесь оружейную мастерскую. Около 440 до н.э. Лисий вместе со своими братьями Полемархом и Эвтидемом отправился в недавно основанную Афинами колонию Фурии на берегу Тарентского залива (совр. зал. Таранто). Лисий обосновался здесь надолго и занимался общественной деятельностью, а также брал уроки у сиракузского ритора Тисия. После катастрофического завершения афинской экспедиции на Сицилию (413 до н.э.) Лисий, сторонник демократии, был изгнан олигархическим правительством Фурий и возвратился в Афины. Здесь он и его братья вошли в кружок Сократа (Платон выводит их в качестве персонажей диалога Государство, а диалог Федр построен на полемике с Лисием). Когда в 404 до н.э. к власти в Афинах пришли Тридцать тиранов, Лисий и Полемарх были осуждены на смерть, прежде всего для того, чтобы конфисковать их немалое состояние. Полемарх был казнен, а Лисию удалось бежать в Мегары. Лисий помогал демократам деньгами, оружием и наемниками, пока в следующем году не была восстановлена демократия. За эти заслуги перед Афинами Фрасибул предложил даровать Лисию гражданство. Возвратившись в Афины, Лисий хотел лично отомстить за смерть брата, вызвав в суд Эратосфена, одного из тиранов, однако его попытка не увенчалась успехом. Не будучи гражданином, Лисий написал множество судебных речей по заказу других лиц, 34 из них сохранились полностью и 3 - частично. Эти речи отличаются ясным, точным, выразительным языком. Речи Лисия являются ценнейшим источником по истории Афин и афинскому судопроизводству.

ЛИТЕРАТУРА

Лисий. Речи. М., 1994

ЛИСИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСТ ФЕРЕНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИСТЕР ДЖОЗЕФ

ЛИСТЕР Джозеф (Lister, Joseph)

ДЖОЗЕФ ЛИСТЕР

ДЖОЗЕФ ЛИСТЕР

(1827-1912), английский хирург, один их создателей хирургической антисептики. Родился 5 апреля 1827 в местечке Аптон близ Лондона. Окончил Юниверсити-колледж в Лондоне, в 1852 получил степень доктора медицины. Работал ассистентом одного из известнейших в то время хирургов профессора Дж.Сайма в его клинике в Эдинбурге. В 1858 поступил на должность хирурга в Королевскую больницу в Эдинбурге, одновременно начал читать лекции в университете. В 1860 был назначен профессором хирургии университета Глазго. В 1869 перешел в хирургическую клинику в Эдинбурге, а в 1877 был приглашен в Королевскую больницу в Лондоне. Проблемой послеоперационных заражений Листер заинтересовался еще студентом, когда изучал под микроскопом образцы гангренозной ткани. Вопреки господствовавшему тогда представлению, что раневые инфекции, свирепствовавшие в хирургических отделениях, возникают под действием неких миазмов, витающих в больничном воздухе, Листер предположил, что их вызывает "живое начало", занесенное в рану извне. Эти идеи он изложил в своей первой научной публикации Изучение ранних стадий воспалительного процесса (An Essay on the Early Stages of Inflammation, 1857). Связав вопрос о заражении послеоперационных ран с идеями Луи Пастера о невозможности "самозаражения" и с его данными о том, что гниение вызывают микробы, Листер разработал строго обоснованные мероприятия по борьбе с раневыми инфекциями. Чтобы убить микробов, он использовал химическое бактерицидное средство - карболовую кислоту, при этом все мероприятия были направлены прежде всего на уничтожение микробов на предметах, соприкасающихся с раной, и в воздухе операционной. В 1867 Листер опубликовал статью Об антисептическом принципе в хирургической практике (On the Antiseptic Principle in the Practice of Surgery). После введения его системы в практику хирургические заражения стали редкостью, и безопасность операций резко возросла. В 1883 Листеру был присвоен титул баронета, а в 1897 - барона. Именно ему доверили оперировать королеву Викторию. Умер Листер в Уолмере (графство Кент) 10 февраля 1912.

ЛИТАВРЫ

ЛИТАВРЫ - ударный музыкальный инструмент, состоящий из металлического (или керамического) полусферического или яйцеобразного корпуса, обтянутого кожаной мембраной. Как правило, используются парами разного размера и высоты звучания. Первые литавры - котлообразные барабаны, по которым ударяли тонкими прутьями, - существовали в 10 в. в арабских странах, откуда крестоносцы привезли их в Европу и где они стали светским европейским инструментом. Военные барабаны большего размера, на которых обычно играли верхом на лошади тяжелыми изогнутыми колотушками, появились примерно в то же время и, вероятно, возникли среди кочевых народов Центральной Азии, где были символами королевской и военной власти. В 14 и 15 вв. заимствованные у кочевников литавры (после монголо-татарского нашествия на Восточную Европу) были введены в кавалерийские полки различных европейских государей. В конце 17 в. литавры (итал. timpani) вошли в состав оперного оркестра. В оркестре пара литавр обычно настраивалась на звуки тоники и доминанты тональности исполняемого произведения; они применялись для усиления басовой партии, а также для исполнения тремоло и других ударных эффектов. В 19 в. литавры старого типа, которые настраивались вручную с помощью регулировочных винтов, расположенных по окружности мембраны, оказались не в состоянии поспевать за быстрыми сменами тональности в современной музыке, и для настройки были предложены различные механические приспособления, из которых наибольшее распространение получил быстродействующий педальный механизм, позволяющий даже исполнять глиссандо.

ЛИТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТВА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ - публичное богослужение в христианской церкви. Первоначально слово "литургия" обозначало публичное богослужение, осуществлявшееся на средства богатых горожан какого-либо муниципия в Римской империи, но очень рано оно закрепилось за евхаристией, или Вечерей Господней. Исторически христианские литургии подразделяются на три группы: восточные, или православные; римские, или латинские; и англиканские, или английские. Восточные литургии, центральным моментом которых является собственно литургия, т.е. осуществление таинства евхаристии, в основном оформились уже к 4 в. Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (в позднейших редакциях) и по сей день используются в церквах Греции, России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии и других стран. Римская литургия, центральной частью которой является месса, представляет собой переработку латинских литургий, заменивших на Западе греческие богослужения. Англиканская литургия Книги общественного богослужения, литургия Англиканской и Епископальной церквей, представляет собой переработку (впервые осуществленную в 1549) Римской литургии, использовавшейся, с незначительными модификациями, в Англии. В эпоху Реформации протестантизм (за исключением Лютеранской и Англиканской церквей) отказался от традиционных форм богослужения ради свободы самовыражения в богопочитании. В 20 в. ряд ведущих протестантских церквей издали богослужебные книги, использующие тексты традиционных литургий, хотя и не обязательные для общин.

ЛИТЕРАТУРА

Мень А.В. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ЛИФТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИХОРАДКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИХТЕНСТАЙН РОЙ

ЛИХТЕНСТАЙН Рой (Lichtenstein, Roy)

(1923-1997), американский художник, основоположник направления поп-арт, в котором использовались и перерабатывались образы массовой популярной культуры. Заимствуя темы и имитируя технику коммерческой иллюстративной продукции - комиксов, киноафиш, рекламы, - Лихтенстейн сформировал иконографию американской потребительской культуры. Лихтенстейн родился 27 октября 1923 в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1940 поступил на факультет изобразительного искусства в университет штата Огайо. В 1960 Лихтенстейн познакомился с Клаасом Олденбургом, Джимом Дайном и другими нью-йоркскими авангардистами. В то время в Нью-Йорке часто устраивались "хэппенинги". Именно из этих полуимпровизированных-полутеатральных представлений, когда обычные предметы помещались в необычный контекст, Лихтенстейн и его коллеги развили новый, поэтизирующий повседневность стиль - поп-арт. В 1963 Лихтенстейн объявил, что он "против созерцания, против оттенков, против избавления-от-тирании-прямоугольника, против движения и света, против загадочности, против качества живописи, против дзэн-буддизма, против блестящих идей всех направлений искусства прошлого, которые все так хорошо понимают". В своих первых работах в стиле поп-арт Лихтенстайн использовал самые банальные темы и предметы коммерческого производства: мячики для гольфа, кроссовки, хот-доги и другие товары потребления, позы, напоминающие порнографические фотографии (Девушка с мячом, 1961), и сцены грубого насилия из комиксов и бульварной беллетристики (Торпедо ... лос!, 1963). Выбрав какую-нибудь картинку, он с помощью проектора переносил увеличенное изображение на большой холст. В результате получалось изображение, превосходившее по величине оригинал в десятки или даже сотни раз, кадрированное в неожиданных местах, состоящее из укрупненных растровых точек, с широким черным контуром, исполненное простыми локальными цветами. В других его произведениях в подобной стилизованной и иронической манере трактуются сюжеты и формы, характерные для кубизма, фовизма, сюрреализма, абстрактного экспрессионизма и других направлений современного искусства. Лихтенстейн создавал также скульптуры, монументальные росписи и картины, столь же абстрактные, как и живопись, которую он порицал в своих работах в стиле поп-арт. Умер Лихтенстейн в Нью-Йорке 29 сентября 1997.

ЛИХТЕНШТЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИШАЙНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЯ

ЛИЯ - в Ветхом Завете, старшая дочь Лавана, родившаяся в Харане (Быт 29). Лаван отдал ее в жены Иакову вместо ее младшей и более красивой сестры Рахили, за которую Иаков согласился работать на Лавана семь лет. Лия родила Иакову шестерых сыновей (Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара и Завулона) и одну дочь (Дину). Умерла Лия в Ханаане и была похоронена в Махпеле (Быт 49:31).

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ ДЭВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОВЕЛЛ ПЕРСИВАЛЬ

ЛОВЕЛЛ Персиваль (Lowell, Percival)

(1855-1916), американский астроном. Родился 13 марта 1855 в Бостоне (шт. Массачусетс). В 1876 окончил Гарвардский университет. Занимался бизнесом, в 1883-1893 жил в Японии. В 1894 активно занялся астрономией, которой интересовался с юности. В 1893-1894 основал во Флагстафе (шт. Аризона) обсерваторию, специально предназначенную для изучения планет. Особенно интенсивно Ловелл занимался наблюдениями Марса. Во время великого противостояния Марса в 1894 и других противостояний выполнил много визуальных наблюдений планеты. Пришел к выводу о существовании на ней разумной жизни. Утверждал, что наблюдаемые на Марсе в телескоп загадочные прямые линии - "каналы" -являются полосами растительности вдоль искусственных водных артерий. Свои представления изложил в книге Марс как пристанище жизни (Mars as the Abode of Life, 1908). В 1905, проанализировав возмущения движения Урана, рассчитал (независимо от У.Пикеринга) положение девятой планеты, находящейся за Нептуном. Проводил в своей обсерватории систематические поиски этой планеты; в 1930 она была обнаружена К.Томбо на Ловелловской обсерватории и названа Плутоном.

Умер Ловелл во Флагстафе 12 ноября 1916.

ЛИТЕРАТУРА

Ловелл П. Марс и жизнь на нем. СПб, 1912

ЛОГАРИФМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница