Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛОЙ"-"ЛУК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛОЙ"-"ЛУК")

ЛОЙОЛА ИГНАТИЙ

ЛОЙОЛА, СВ. ИГНАТИЙ

СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА

СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА

(1491-1556), испанский церковный деятель, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). Игнатий Лойола родился, вероятно, в 1491 в Лойоле близ Аспейи в Бискайе. С детства он мечтал о военной службе, однако 21 мая 1521, при осаде французами Памплоны, ему перебило ногу ядром, что положило конец его военной карьере. Чтение жизнеописаний Христа и святых побудило его отказаться от прежних жизненных целей и преисполнило пылким желанием послужить Богу. 25 марта 1522 Игнатий совершил паломничество к чудотворному образу Божьей Матери в Монтсеррате (близ Барселоны), на обратном пути он остановился в пещере в горах неподалеку от Манресы (в Каталонии), где предавался молитвам и покаянию. Преодолев множество превратностей судьбы, он в феврале 1528 прибыл в Париж для завершения духовного образования. Там он объединил вокруг себя шестерых товарищей, которые дали обеты бедности и целомудрия и вознамерились отправиться в Иерусалим или, если это окажется невозможным, отдать себя в распоряжение папы для служения Богу. Три года спустя папа Павел III дал разрешение рукоположить их в священники. В продолжение своих трудов они создали монашеский орден, что было одобрено Павлом III 27 сентября 1540. В следующем году Игнатий был избран генералом ордена и оставался им вплоть до своей кончины 31 июля 1556. Игнатий Лойола был канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622. День памяти святого 31 июля.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

ЛОКК ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОКЬЕР ДЖОЗЕФ НОРМАН

ЛОКЬЕР Джозеф Норман (Lockyer, Joseph Norman)

(1836-1920), английский астроном. Родился 17 мая 1836 в Рагби. Образование получил в частных учебных заведениях. С 1857 служил в военном ведомстве, с 1870 был секретарем правительственной комиссии по науке. С 1881 - профессор астрофизики Кингз-колледжа, в 1885-1913 - директор Обсерватории физики Солнца этого колледжа в Южном Кенсингтоне. С 1913 работал в частной обсерватории в Сидмуте (после его смерти она стала называться Локьеровской). Локьер занимался спектроскопией Солнца и звезд. В 1866, проводя спектральные наблюдения солнечной поверхности, обнаружил изменения в спектре при переходе от диска к пятнам. Объяснил этот эффект на основе гипотезы о диссоциации атомов при повышении температуры. Независимо от П.Жансена разработал метод наблюдения протуберанцев вне затмения. В 1871 пришел к выводу, что наблюдаемая в спектре протуберанцев яркая желтая линия отвечает новому элементу, который он назвал гелием. Создал первую спектральную классификацию звезд. В 1870-1905 возглавлял восемь экспедиций для наблюдения полных солнечных затмений. Среди трудов Локьера - Работы по физике Солнца (Contribution to Solar Physics, 1873), Роль Солнца в природе (The Sun's Place in Nature, 1897), Неорганическая эволюция (Inorganic Evolution, 1900). В 1869 он основал широко известный журнал "Нейчур" ("Nature") и был его редактором до конца жизни. Умер Локьер в Сидмуте (графство Девоншир) 16 августа 1920.

ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ

ЛОМБРОЗО Чезаре (Lombroso, Cesare) (1835-1909), итальянский криминалист, родился в Вероне 6 ноября 1835 в еврейской семье. Учился в Турине, Падуе, Вене и Париже. В 1862 был назначен профессором психиатрии в Павии, в 1871 стал директором психиатрической лечебницы в Пезаро. В 1876 занял кафедру судебной медицины и социальной гигиены Туринского университета, где позднее стал профессором криминальной антропологии. Согласно Ломброзо, психический склад личности полностью зависит от физиологических причин. Он выдвинул теорию о существовании "криминального типа", определяемого в основном наследственными факторами и вырождением, а не средой. Вначале его идеи были встречены европейскими учеными в штыки, однако позднее сыграли важную роль в изменении отношения к психически больным людям с преступными наклонностями. Ломброзо написал множество работ, среди них - Гений и безумие (Genio e follia, 1864); Гениальный человек (L'Uomo di genio, 1888); Преступник (L'Uomo delinquente, 1876); Белый человек - цветной человек (L'Uomo bianco e l'uomo di colore, 1892); Преступница (La Donna delinquente, 1893); Антисемитизм в свете современной науки (L'Antisemitismo e le scienze moderne, 1894); Преступность - причины и способы преодоления (Le crime, causes et remde, 1899). Умер Ломброзо в Турине 19 октября 1909.

ЛИТЕРАТУРА

Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб, 1892 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765), русский ученый, поэт и просветитель. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинская, возле города Холмогор, сын крестьян-поморов Архангельской губернии. Жажда знаний привела его в 1730 в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, а в 1735 - в Санкт-Петербург. В 1736-1741 Ломоносов изучал химию и металлургию в учебных заведениях Германии. В 1741 он вернулся в Россию, где началась его интенсивная научная деятельность в Петербургской Академии наук. С 25 июля 1745 Ломоносов - профессор химии, позже - устроитель Академического университета в Санкт-Петербурге, с 15 декабря 1763 - статский советник. Ломоносов - один из основателей Московского университета. Ломоносову, ученому необычайной широты интересов, принадлежат открытия и труды по физике, химии, астрономии, географии, технике, геологии, истории, филологии. Ломоносов ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, он проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. Умер Ломоносов в Санкт-Петербурге 4 (15) апреля 1765.

ЛИТЕРАТУРА

Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990

ЛОНГ

ЛОНГ - греческий писатель, автор Дафниса и Хлои, единственного полностью сохранившегося античного буколического романа. Вероятно, Лонг жил во 2-3 вв. н.э. О его жизни ничего не известно, сомнения вызывало даже само имя автора романа. Встречающиеся здесь описания пейзажей позволяют предполагать, что природа Лесбоса, на котором происходит действие, знакома автору не понаслышке. Определенная искусственность в построении фраз и речей свидетельствует о том, что Лонг был воспитан в риторических традициях. Кроме того, по роману видно, что автор знаком с изобразительным искусством. Автор сведущ также в деревенской музыке. По-видимому, Лонг начитан: он цитирует Сафо, многим обязан Феокриту и другим буколическим поэтам, преемникам Феокрита. Некоторые персонажи Лонга (парасит Гнатон, ветреница Ликайнион) и отдельные сцены, например сцена узнавания Дафниса и Хлои их родителями, обнаруживают связь с новой комедией. Нет ничего невероятного в том, что Лонг был знаком также с буколическими стихами Вергилия. Все его творчество хранит печать искренней любви к сельской жизни и ее языческим божествам - Пану и Нимфам, Дионису и Эроту. В отличие от причудливого нагромождения захватывающих приключений, с которыми мы сталкиваемся в Эфиопике Гелиодора и Эфесских рассказах Ксенофонта Эфесского, все действие Дафниса и Хлои происходит в сельской местности и по воле деревенских богов. Роман Дафнис и Хлоя изображает идиллическую жизнь пастуха и пастушки, выращенных семьями приемных родителей на острове Лесбос. Автору более всего желательно показать постепенное зарождение чувства в героях, то, как они начинают догадываться о своей страсти. Некоторые осложнения - похищение Дафниса, а затем Хлои гражданами враждебной Метимны, появление у Дафниса соперников - нарушают безмятежность этой идиллии, однако эпизоды такого рода немногочисленны по сравнению с традиционным античным романом. Герои находят своих настоящих родителей, вступают в брак и продолжают вести безмятежное существование на лоне природы. Роман Лонга послужил образцом для многочисленных популярных в 16-18 вв. произведений жанра пасторали (Ж.де Монтемайор, Тассо, Оноре д'Юрфе, А.Рамзей, С.Гесснер, Ж.А.Бернарден де Сен-Пьер и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. М., 1969 Античный роман. М., 1969 Греческий роман. М., 1988

ЛОНГИ ПЬЕТРО

ЛОНГИ Пьетро (Longhi, Pietro)

(1702-1785), итальянский художник, родился в Венеции в 1702. Первоначально был мастером по серебру, затем поступил в обучение к болонскому художнику Джузеппе Креспи. Вернувшись в Венецию в 1732, он безуспешно пытался заниматься монументальной живописью и в конце концов посвятил себя исключительно жанровой живописи. В его картинах заметно влияние Креспи, однако живописная манера Лонги более тонкая, поверхность картин более гладкая. Его сценам не хватает живости, но они яркие и радостные по колориту. Картины Лонги, быстро ставшие популярными, - иллюстрации современной художнику венецианской жизни: сцены в салонах, будуарах, кофейнях и т.п., например картины Концерт (Венеция, Галерея академии) и Носорог (Лондон, Национальная галерея). Умер Лонги в Венеции 8 мая 1785.

ПЬЕТРО ЛОНГИ. МАСТЕРСКАЯ ВЫШИВАЛЬЩИЦ

ПЬЕТРО ЛОНГИ. МАСТЕРСКАЯ ВЫШИВАЛЬЩИЦ

ЛОНГИН

КАССИЙ (ок. 213-273 н.э.), греческий грамматик и философ-неоплатоник, уроженец Сирии. Изучал риторику и философию в Александрии, после чего на протяжении 30 лет преподавал в Афинах; одним из его учеников был неоплатоник Порфирий. Ок. 262 Лонгин покинул Афины, чтобы присоединиться к кружку знаменитого философа-неоплатоника Плотина в Риме. Лонгин расходился с Плотином в трактовке многих вопросов, но защищал его от критики его противников. В 267 или 268 он отправился на Восток, где наставлял царицу Пальмиры Зенобию в греческом языке и литературе. Сделавшись ее главным советником в государственных делах, он убедил ее провозгласить независимость от Рима. Римский император Аврелиан подавил восстание, Зенобия была доставлена в Рим в качестве пленницы, а Лонгин казнен. Лонгин, один из образованнейших людей своего времени, написал множество книг по литературе, риторике и философии. Большинство из них, в том числе Гомеровские изыскания, Гомеровские вопросы и ответы, О Гомере как философе и Филологические рассуждения (обширное сочинение в 21 книге), до нас не дошли, но сохранились значительные фрагменты его сочинений О главной цели и Искусство риторики. Знаменитый трактат О возвышенном был ошибочно приписан Лонгину и скорее всего относится к 1 в. н.э. В одной из рукописей автор трактата не назван, другие приписывают его Дионисию или Лонгину; его имя иногда фигурирует в форме "Дионисий Кассий Лонгин".

ЛОНГФЕЛЛО ГЕНРИ УОДСУОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНЕРГАН БЕРНАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОПАТИН ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОПЕС ДЕ ГОМАРА ФРАНСИСИКО

ЛОПЕС ДЕ ГОМАРА Франсисико (Lopez de Gomara, Francisco) (1510-1560), испанский историк, учился на священника в университете Алькала, отправился в путешествие по Италии в 1531, где познакомился со многими известными учеными той эпохи. Возможно, возвратился в Испанию только в 1540. Встретился с Эрнаном Кортесом, служил капелланом в доме последнего. Написал Общую историю Индии (Hispania victrix: historia general de las Indias, 1552). В первой части, доведенной до 1552, автор обнаруживает блестящее владение пером; вторая часть содержит подробное описание завоевания Мексики и выдающейся роли Кортеса в этих событиях. Труд пользовался популярностью, однако встретил неприязненное отношение Филиппа II, который запретил издание 17 ноября 1553 и попытался изьять тираж. Запрет был снят только в 1727. Гомара написал также труды Cronica de los muy nombrados omiche y haradin Barbarrojas и Анналы императора Карла V (Anales del Emperador Carlos Quinto, 1556).

ЛОПЕС ПУМАРЕХО АЛЬФОНСО

ЛОПЕС ПУМАРЕХО Альфонсо (Lopez Pumarejo, Alfonso) (1886-1959), колумбийский дипломат и президент. Родился 31 января 1886 в Онде. Начальное и среднее образование получил в частных школах, изучал политическую экономию, финансы и менеджмент в США и Лондоне. В 1910 вместе с друзьями основал газету "Эль либерал" ("El Liberal"), затем стал главным редактором и совладельцем газеты "Эль дьярио насьональ" ("El Diario Nacional"). В 1915 был избран в Национальную ассамблею депутатом Либеральной партии от департамента Толима. По завершении срока депутатства вернулся в журналистику. Занимался банковским делом. В ходе президентской кампании 1929 Лопес оказал значительную поддержку кандидату либералов Энрике Олайа Эррере. Когда либералы победили после десятилетий правления консерваторов, Лопес стал пользоваться большим влиянием и был назначен послом в Великобританию. По возвращении на родину в 1933 обнаружил, что из-за пограничного спора Колумбия находится на грани войны с Перу. Будучи давним другом перуанского президента Оскара Бенавидеса, Лопес вылетел в Лиму с неофициальным визитом и вскоре уладил конфликт. Был избран президентом Колумбии и занимал этот пост в 1934-1938 и вторично в 1942-1945. Провел ряд прогрессивных реформ: распределил между арендаторами земли крупных поместий, укрепил профсоюзы, развивал систему образования, ограничил доступ иностранного капитала к природным ресурсам страны, предоставил женщинам избирательные права. Эти преобразования вызвали острую реакцию консервативных кругов, и за несколько месяцев до окончания своего второго президентского срока Лопес был вынужден уйти в отставку. Вместе с тем ставленник консерваторов президент Мариано Оспина Перес в 1946 назначил Лопеса главой колумбийской делегации на первой Ассамблее ООН, а в 1947 он был выдвинут на пост секретаря Совета безопасности. Умер Лопес в Лондоне 20 ноября 1959, находясь на посту посла в Великобритании. Оставил после себя несколько трудов - Международная политика (Politica internacional); Официальная политика (Politica oficial); Послания (Mensajes); Письма (Cartas); и Речи президента Лопеса (Discursos de presidente Lpez, 5 тт., 1934-1938).

ЛИТЕРАТУРА

Литаврина Э. Колумбия. М., 1967 Ильина Н. Политическая борьба в Колумбии (1946-1957). М., 1968

ЛОРАНСЕН МАРИ

ЛОРАНСЕН Мари (Laurencin, Marie)

(1885-1956), французская художница. Родилась 31 октября 1885 близ Парижа. Училась в Лицее Ламартина и в Академии Эмбера. Становлению ее творчества способствовала дружба с художниками Пикассо и Браком и поэтом Гийомом Аполлинером. В 1909 она написала большое полотно - групповой портрет друзей, где изображены Пикассо, Фернан Оливье, Аполлинер и она сама. Собственный, очень индивидуальный стиль художницы сформировался около 1910. Она занималась гравюрой и резьбой по дереву, испытав влияние африканской скульптуры, делала иллюстрации и декорации для "Комеди-Франсез (1928) и русского балета Сергея Дягилева (1924), писала стихи под псевдонимом Луиза Лаланн, но наиболее известны ее живописные произведения, в которых сочетаются мотивы рококо 18 в. и стиль персидских и монгольских миниатюр. Отдавая предпочтение светло-розовым и голубым тонам, Мари Лорансен создала многочисленные портреты женщин и детей, ее привлекали также цирковые персонажи. Женские образы художницы, названные однажды "созданиями страны фей", неизменно очаровательны. Умерла Мари Лорансен в собственном доме в Париже 8 июня 1956.

ЛОРЕНС ГЕРТРУДА

ЛОРЕНС Гертруда (Lawrence, Gertrude) (1898-1952), Англия, США; актриса яркого комедийного дарования; пьесы: Частные жизни (Private Lives, 1930), В 8.30 вечера (Tonight at 8:30, 1935) и Веселый дух (Blithe Spirit, 1945) Н.Коуарда, мюзикл Король и я (The King and I, 1952, премия "Тони"; по пьесе М.Лэндон Анна и король Сиама) Р.Роджерса и О.Хаммерстайна.

ЛОРЕНЦ КОНРАД

ЛОРЕНЦ Конрад (Lorenz, Konrad Zacharias)

(1903-1989), австрийский натуралист, зоопсихолог и этолог, удостоенный в 1973 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с К.Фришем и Н.Тинбергеном) за исследования индивидуального и группового поведения животных. Родился 7 ноября 1903 в Вене. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты, в 1933 получил степень доктора философии в области зоологии в Мюнхенском университете. С 1937 преподавал сравнительную анатомию и зоопсихологию в Венском университете, в 1940 стал профессором психологии Кенигсбергского университета. Во время Второй мировой войны служил военным хирургом в немецкой армии, в 1944-1948 находился в плену в СССР. Вернувшись в Вену, преподавал в университете и занимался изучением поведения животных. В 1950 организовал при одном из институтов Научного общества Макса Планка отдел по изучению поведения животных, в 1961 возглавил Институт физиологии поведения в Зеевизене (ФРГ). Лоренц - один из основателей этологии, науки о поведении животных в естественных условиях, и создатель теории импринтинга - запечатления в памяти животных некоторых отличительных признаков объектов. Наиболее изученная форма импринтинга - "реакция следования" зрелорожденных птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и любыми движущимися объектами (человеком, воздушным шариком и т.д.). Совместно с Н.Тинбергеном и К.Фришем Лоренц разработал учение об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто- и филогенезе. Исследовал процессы, лежащие в основе общения животных друг с другом, происхождения, развития и "ритуализации" выразительных поз, телодвижений. Его привлекала и проблема происхождения различных ритуалов у человека (например, ритуал приветствия), а также возникновение и развитие человеческой морали. Занимался Лоренц и вопросами семейной, стайной или стадной жизни животных. Перу Лоренца принадлежит множество научно-популярных книг, получивших всемирное признание: Кольцо царя Соломона (Er redete mit dem Vieh, den Vgeln und den Fischen, 1949); Человек находит друга (So kam der Mensch auf den Hund, 1950); Год серого гуся (Das Jahr des Graugans, 1979). Среди его научных трудов: Эволюция и модификация поведения (Phylogenetische Anpassung und adaptive Modifikation des Verhaltens, 1961); Поведение животных и человека (ber tieriesches und menschliches Verhalten, 1965); За зеркалом. Исследование естественной истории человеческого знания (Die Rckseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens,1973).

Умер Лоренц в Альтенбурге (Австрия) 27 февраля 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971 Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1978

ЛОРЕНЦ КУНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОРЕНЦ ХЕНДРИК АНТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОРЕНЦЕТТИ

Пьетро и Амброджо

(Lorenzetti, Pietro; Ambrogio),

итальянские живописцы, представители сиенской школы, которая переживала свой расцвет в первой половине 14 в. Даты их рождения неизвестны; вероятно, оба брата умерли во время эпидемии чумы, разразившейся в Сиене в 1348. Большинство исследователей считают Пьетро старшим братом, опираясь главным образом на документ, относящийся к 1305, где упоминается художник Петруччо ди Лоренцо. Первой датированной работой Пьетро Лоренцетти является полиптих в церкви Санта Мария делла Пьеве в Ареццо (1320). Наиболее раннее произведение, которое может принадлежать Амброджо, - Мадонна из церкви Сант Анджело в Вико л'Абате близ Флоренции (1319). Возможно, Пьетро Лоренцетти учился у Дуччо; его искусство ближе сиенской традиции, чем творчество его брата. Амброджо, в работах которого есть что-то от джоттовской монументальности, в 1320-х годах был включен в списки членов флорентийской гильдии живописцев. Поскольку творческие пути двух братьев были тесно связаны, в их живописи соединились элементы сиенской и флорентийской школ. Многочисленные изображения Мадонны с Младенцем у Пьетро Лоренцетти добавляют ноты трагической остроты и нежности к сложившейся трактовке этой темы. Вероятно, на него произвели сильное впечатление произведения Джованни Пизано, одного из самых значительных мастеров скульптуры начала 14 в. в Тоскане. Монументальность форм в произведениях Пьетро выражена меньше, чем у Амброджо, и тоже содержит в себе некий момент скульптурности. Соприкосновение с реальной повседневной жизнью заметно в последней датированной работе Пьетро - триптихе из собора в Сиене Рождество Марии (1342); сакральное событие представлено так, как если бы оно произошло в современном художнику сиенском доме. Самое значительное произведение Амброджо выполнено в технике фрески. В 1337-1339 он украсил Зал мира в палаццо Публико в Сиене шестью сценами, изображающими Аллегорию доброго и злого правления. Амброджо объединил в этом фресковом цикле изображения средневековой городской и сельской жизни, проявив себя как замечательный мастер пейзажной живописи. Амброджо внес также большой вклад в решение проблемы передачи трехмерного пространства на плоскости.

ЛОРЕНЦО ДИ КРЕДИ

КРЕДИ, ЛОРЕНЦО ДИ

(Credi, Lorenzo di)

(1459-1537), итальянский живописец; родился во Флоренции в 1459. Учился живописи у Андреа дель Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи; подражал стилю Леонардо столь верно, что в течение многих лет некоторые из его произведений приписывались этому великому мастеру. Как и Леонардо, он часто писал образ Богоматери с Младенцем. Его работы находятся в галерее Уффици, Лувре, Лондонской национальной галерее, музее Метрополитен, Музее изящных искусств в Бостоне, а также в других собраниях. Умер Креди во Флоренции 12 января 1537.

ЛОРРЕН КЛОД

ЛОРРЕН Клод (Lorrain, Claude),

настоящая фамилия Желле (Gelle) (1600-1682), французский живописец, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа. Родился в 1600 в Шамони (Лотарингия, отсюда прозвище Le Lorrain - лотарингец). Большую часть своей жизни провел в Риме; существенное влияние оказало на него творчество его великого современника Никола Пуссена. Будучи еще совсем молодым человеком, Клод Лоррен учился гравюре во Фрейбурге-им-Брейсгау, а затем работал в Неаполе, под руководством живописца Готфрида Валса. С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Спустя шесть лет художник вернулся во Францию, посетив по дороге различные итальянские города, и работал около года в Нанси, помогая придворному художнику Клоду де Руэ расписывать своды церкви Кармелитов. В 1627 он уехал в Рим. Уже в 1630-е годы его пейзажи привлекали внимание знатоков искусства и богатых заказчиков, среди которых были испанский король и папы. В "идеальных" пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение; рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы, например, картины Отплытие св. Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея); Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). Клод Лоррен оставил множество рисунков. Среди них большое количество этюдов с изображением деревьев и растений, а также несколько набросков, сделанных непосредственно с натуры. В коллекции герцога Девонширского в Чатсуорте находится знаменитая серия Liber veritatis, которая состоит из 200 пейзажных рисунков. Среди них - эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Это собрание рисунков имеет огромное значение не только благодаря своей эстетической и художественной ценности, но также потому, что оно проливает свет на хронологию и композиционные особенности живописных произведений Лоррена. Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682.

ЛОСЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОСОСИ

ЛОСОСИ - группа рыб семейства лососевых (Salmonidae) отряда сельдеобразных (Clupeiformes).

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ЛОСОСЬ

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ЛОСОСЬ

Обитают в северных регионах; связаны близким родством с форелью. У лососей длинное тело, мелкая циклоидная чешуя и небольшой жировой плавник, расположенный на спине напротив анального. Некоторые виды постоянно живут в пресных озерах, но большинство поднимается на нерест из океана или озер в реки и ручьи (проходные рыбы). При этом особи обычно возвращаются в те же места, где сами появились на свет, находя дорогу при помощи обоняния. Атлантический, или благородный, лосось, или семга (Salmo salar), встречается по обе стороны Атлантического океана. Взрослые особи впервые мигрируют из океана в реки в возрасте пяти лет при массе 3,6-7,2 кг. Нерестятся на галечниковом дне. До вылупления молоди икра остается закопанной в грунт пять-шесть месяцев. В возрасте около одного месяца мальки выходят из грунта и начинает питаться ракообразными. Когда на боках рыбы образуются темные вертикальные полосы и красные пятна, ее называют пестряткой, а в конце третьей зимы, когда этот узор сменяется серебристой окраской, - серебрянкой или смолтом. Длина смолтов составляет 12-15 см. Они "скатываются" вниз по течению в море, где питаются рыбой и быстро растут в течение примерно двух лет. Достигнув половой зрелости, благородный лосось поднимается в реки на нерест, а затем возвращается в океан. Одна из рас семги, озерный лосось (S. salar sebago), встречается в некоторых озерах на северо-востоке США и в атлантических провинциях Канады. Тихоокеанские лососи относятся к роду Oncorhynchus. В восточной части Тихого океана обитает пять их видов. Красная, или нерка (O. nerka), при средней длине 60 см весит 1,6-3,6 кг, чавыча (O. tschawytscha) достигает 150 см и весит 1,4-3,6 кг (отдельные экземпляры - до 45 кг), кижуч (O. kisutch) - 38 см и 1,4-3,6 кг. Горбуша (O. gorbuscha) весит ок. 2,8 кг, а кета (O. keta) - до 5,6 кг. Взрослые рыбы обитают в океане и, достигнув половозрелости, поднимаются по рекам к местам своего рождения, на галечниковые нерестилища. Одни виды, например чавыча и кижуч, проходят для этого большие расстояния, другие, в частности горбуша и кета, совершают лишь короткие миграции. Нерест происходит в конце лета - начале зимы. Самка выметывает икру в выкопанное ею углубление на дне реки, после чего забрасывает ее песком и галькой. Тихоокеанские лососи, в отличие от атлантических, после нереста погибают. Спустя некоторый период времени, у разных видов неодинаковый, молодь "скатывается" в море.

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТ

ЛОТ - в Ветхом Завете, племянник Авраама. Сопровождал Авраама на его пути в Ханаан и поселился в плодородной долине Иордана близ Содома, где сейчас раскинулась бесплодная пустыня. По преданию (Быт 19:24-38), Лот с женою и двумя дочерьми покинули Содом незадолго до того, как низвергшиеся с небес "сера и огонь" опустошили страну. С опаленной огнем земли поднимался дым, как дым из печи; жена Лота оглянулась назад и "стала соляным столпом". Лот же с дочерьми укрылись в горной пещере. Там дочери Лота, в уверенности, что разразившаяся катастрофа уничтожила всех людей, решили зачать детей от своего отца, чтобы не угас человеческий род. Согласно преданию, их сыновья стали прародителями моавитян и аммонитян, населявших земли вдоль большей части течения Иордана.

ЛОТ АНДРЕ

ЛОТ Андре (Lhote, Andre)

(1885-1962), французский живописец, художественный критик и теоретик искусства, родился 5 июля 1885 в Бордо. Получил образование резчика по дереву и скульптора-декоратора, затем обратился к живописи. В 1908 уехал в Париж, где влияние живописи Сезанна побудило его присоединиться к основоположникам кубизма. Работы Лота были представлены на первых выставках кубистов в 1911 и 1912. Однако он никогда не принадлежал к радикальному кубизму и стремился достичь примирения абстракции с реальностью. Его произведения выделялись умелой передачей движения и цвета. Лот был замечательным педагогом и лектором. Из наиболее важных теоретических Лота работ следует отметить Трактат о пейзаже (1939) и Трактат о фигуре (1950). Умер Лот в Париже 24 января 1962.

ЛОТАРЬ I

ЛОТАРЬ I (Lothar I) (795-855), император из династии Каролингов, старший сын Людовика I Благочестивого и его первой жены Ирменгарды. После того как Людовик стал императором в 814, в управление Лотарю была отдана Бавария, а при разделе империи, произведенном Людовиком в Ахене в 817, Лотарь был назначен соимператором и наследником. В 822 он получил в правление Италию, а в следующем году папа Пасхалий I короновал его в Риме в качестве императора. В 833 Лотарь и его братья Пипин и Людовик Немецкий совместно выступили против отца, в результате чего тот был на время смещен. Когда в 840 Людовик Благочестивый умер, Лотарь попытался завладеть всей империей, однако в результате поражения от братьев Людовика и Карла Лысого при Фонтенуа (в 25 км к юго-западу от Осера) в 841 эти планы потерпели крушение. По условиям заключенного между братьями в Вердене договора (843) Лотарь сохранил титул императора и получил во владение Италию, Прованс, Бургундию и современные Нидерланды, а также ряд более мелких областей между восточными владениями Людовика Немецкого и западными владениями Карла Лысого. В 844 он передал Италию своему сыну Людовику II, который в 850 короновался как соимператор. В 855 Лотарь разделил остаток своей империи между тремя сыновьями (Людовик II стал королем Италии, Лотарь II - королем Лотарингии, получившей от него свое название, а Карл - королем Прованса) и удалился в монастырь в Прюме (в 50 км к северу от Трира), где принял монашеский сан. Умер Лотарь 28 сентября 855.

ЛОТАРЬ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОТОФАГИ

ЛОТОФАГИ - мифический народ, с которым встретился Одиссей на своем пути из Трои на Итаку. У тех, кто попробовал лотоса, пропадало желание возвращаться домой, поэтому выражение "вкусить лотоса" стало означать "впасть в забвение".

ЛОТРЕАМОН

ЛОТРЕАМОН (Lautramont, псевдоним Изидора Дюкаса, Isidore Ducasse)

(1846-1870), французский поэт. Родился 4 апреля 1846 в Монтевидео во французской семье. Считается, что псевдоним он позаимствовал из романа Э.Сю Латреомон. В 1866 приехал в Париж учиться, писал поэмы в прозе, полностью опубликованные лишь в 1890 под названием Песни Мальдорора (Les Chants de Maldoror). Мальдорор - демонический персонаж, исполненный ненависти к человечеству и к Богу и благоговейной любви к океану, крови, осьминогам и жабам.

Сюрреалисты считали Лотреамона величайшим французским поэтом, затмевающим даже А.Рембо. В 1870 была опубликована еще одна его работа - Стихотворения. Предисловие к будущей книге (Posies. Prface un livre futur), состоящая из ряда парадоксальных суждений о литературе.

Умер Лотреамон в Париже 24 ноября 1870.

ЛИТЕРАТУРА

Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1998

ЛОТТО ЛОРЕНЦО

ЛОТТО Лоренцо (Lotto, Lorenzo)

(1480-1556), венецианский художник. Родился в 1480 в Венеции и, вероятно, был учеником Алевизе Виварини, от которого он воспринял традиционную схему изображения фигур отдельно от окружения (метод, преодоленный тициановским единством композиции). Лотто в значительной мере развил стремление Алевизе Виварини к передаче тонких оттенков душевного состояния и чувств. Именно для этой цели Лотто нарушал равновесие фигур в композиции; он не считал нужным придерживаться современного стиля и преодолевать отчужденность персонажей от окружающего их мира. В 1526-1529 и 1540-1549 Лотто жил в Венеции; однако в основном он работал в провинциальных городках Северной Италии. Личные письма и документы мастера показывают, что он был мизантропом и страдал от отсутствия признания. В старости он нашел приют в Санта Каза в Лоретто, где и умер в 1556. Среди его произведений - большие традиционные алтарные образы, этюды и наброски отдельных фигур святых и портреты. Несколько крупных работ - цикл фресок в оратории виллы Суарди в Трескоре и картоны для деревянной декорации в технике интарсии в церкви Санта Мария Маджоре (Бергамо) - обнаруживают откровенный, живой реализм, не отмеченный у кого-либо из других художников этого времени. От своего раннего стиля, яркого и несколько тяжеловесного (Портрет Росси; алтарные образ Благовещение, 1528, церковь Санта Мария Сопра Мерканти в Реканати), Лотто перешел к композициям, полным бурного и вибрирующего движения (алтарь церкви Сан Бернардино в Бергамо). Очевидно, венецианская традиция стала причиной появления более мягкой и широкой трактовки натуры (примером тому служат многочисленные портреты). Поздние произведения мастера темнее по колориту, с более выразительным и многозначным окружением (алтари в церкви Санта Мария ин Телузиано в Иези, Монте Сан Джусто и в церкви Сан Николо в Чиньоли).

ЛИТЕРАТУРА

Щербачева М.И. Портреты Лоренцо Лотто в Эрмитаже. - Труды Государственного Эрмитажа, т. 8. Л. - М., 1964

ЛОУРЕНС ДЭВИД ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОУРЕНС ТОМАС

ЛОУРЕНС Томас (Lawrence, Thomas)

(1769-1830), английский живописец, портретист. Родился 13 апреля 1769 в Бристоле. Начав с карандашных портретов, Лоуренс в 1786 обратился к живописи маслом. В 1787 он приехал в Лондон, где прожил всю оставшуюся жизнь. В 1792 он был назначен главным художником короля, с 1820 занимал пост президента Академии художеств в Лондоне. Главной чертой искусства Лоуренса можно, пожалуй, назвать виртуозность - качество, особенно ценившееся в ту эпоху. Наиболее преуспевающий портретист своего времени, он написал в беглой манере сотни картин, безупречных по технике исполнения и легкости, с которыми в рисунке и колорите передана фактура блестящих шелков и сверкающих золотом мундиров. лица его моделей в портретах позднего периода подчас лишены выразительности. Умер Лоуренс в Лондоне 7 января 1830.

ЛОУРЕНС ТОМАС ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОУРЕНС ЭРНЕСТ ОРЛАНДО

ЛОУРЕНС Эрнест Орландо (Lawrence, Ernest Orlando)

(1901-1958), американский физик, родился 8 августа 1901 в Кантоне (шт. Южная Дакота). Образование получил в колледже св. Олафа, университетах штатов Южная Дакота (степень бакалавра в 1922), Миннесота (степень магистра в 1923), Чикагском и Йельском университетах (степень доктора философии в 1925). С 1925 по 1927 работал в Йельском университете, с 1928 - в Калифорнийском университете (с 1930 - профессор этого университета), с 1936 - директор радиационной лаборатории Калифорнийского университета (ныне лаборатория Э.Лоуренса, крупный исследовательский центр по ядерной физике и физике высоких энергий). Работы Лоуренса относятся к ускорительной технике, ядерной физике и ее применениям в биологии и медицине. В 1930 он предложил идею циклотрона (магнитного резонансного циклического ускорителя), а в 1931 построил первую его модель. Под руководством Лоуренса в США был сооружен целый ряд ускорителей, на которых изучались ядерные реакции. В 1933 Лоуренс получил дейтроны, исследовал реакции с их участием. За создание циклотрона и сделанные с его помощью открытия был удостоен в 1939 Нобелевской премии по физике. Лоуренс провел первые опыты по лучевой терапии злокачественных новообразований потоком быстрых нейтронов. В дальнейшем полученные им радиоизотопы (фосфора, иода) широко использовались для лечения опухолей. Лоуренс принимал участие в работах по выделению урана-235. Умер Лоуренс в Пало-Альто (шт. Калифорния) 27 августа 1958.

ЛИТЕРАТУРА

Ливингуд Д.Д. Принципы работы циклических ускорителей. М., 1963 Льоци М. История физики. М., 1970

ЛОУЭЛЛ ДЖЕЙМС РАССЕЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОХНЕР СТЕФАН

ЛОХНЕР Стефан (Lochner, Stephan)

(ок. 1410-1451), немецкий живописец. Родился, вероятно, в Мерсбурге на озере Констанс ок. 1410. Согласно дошедшим до нас документам, в 1442 он уже жил в Кельне. Атрибуция произведений мастера стала возможной благодаря записи в дневнике Дюрера, где сообщается, что, посетив по пути в Нидерланды Кельн, он видел в соборе алтарь, написанный "мастером Стефаном". Лохнер рассматривается историками искусства как главный мастер кельнской школы. Для художников этой школы характерны лиризм и мягкость в трактовке образов Священного Писания. Композиции Лохнера отличаются простотой и ясностью. Самой значительной его работой является алтарь из кельнского собора - Поклонение волхвов. Среди других его произведений: Богоматерь в беседке из роз (1440-е годы, Кельн, из музей Вальраф-Рихарц-Людвиг) и Принесение во храм (1447, Дармштадт, музей земли Гессен).

Умер Лохнер в Кельне в 1451.

ЛОШАДЬ ДОМАШНЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛСД

ЛСД - диэтиламид лизергиновой кислоты, психоактивное средство, вызывающее галлюцинации, искажение восприятия времени и пространства, а также эмоциональные расстройства, по интенсивности приближающиеся к психозу. ЛСД обычно относят к классу галлюциногенов; он входит в группу психоделических, или "расширяющих сознание", средств. ЛСД получают синтетическим путем из лизергиновой кислоты, которая содержится в спорынье - ядовитых грибах рода Claviceps, паразитирующих на злаках. ЛСД - вещество без цвета, запаха и вкуса, обладающее высокой активностью: в одном грамме содержится свыше 10000 доз. Впервые его получил в 1938 швейцарский химик А.Хофман, но удивительные свойства этого соединения были обнаружены лишь в 1943. Хотя в механизме действия ЛСД на организм еще много неясного, точно установлено, что он вызывает нарушение передачи нервных импульсов

(см. также ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА).

Действие на человека одной дозы ЛСД весьма различно, но почти всегда возникают галлюцинации и искажения чувственного восприятия. Например, цвета могут казаться звучащими, а звуки - обладающими запахом, формой или цветом. Кроме того, происходят разнообразные изменения эмоционального состояния - от приятного возбуждения и состояния блаженства до депрессии, сильнейшей тревоги, страха, раздвоенности сознания и умопомешательства. Некоторые лица переносят такие эпизоды без существенных последствий, но и у них нередко появляются повторные галлюцинации через несколько месяцев после приема единственной дозы. У других последствия бывают серьезнее - развиваются симптомы психоза, требующие длительной госпитализации. Употребление ЛСД не вызывает физической зависимости (с т.н. синдромом отмены в случае прекращения приема), но создает психологическое привыкание (пристрастие), и в связи с непредсказуемыми воздействиями препарата на психику он считается опасным. Кроме того, было обнаружено, что ЛСД приводит к расщеплению хромосом как у тех, кто его принимал, так и у их потомства. Согласно недавно проведенным исследованиям, ЛСД может вызывать врожденные пороки у детей, родители которых употребляли его в течение длительного времени.

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

Лу Сяншань, Лу Цзыцзин (1139-1193), китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - школы Ван [[Янмина]], или, неточно, синь сюэ1 ("учение о сердце"). Родился 26 марта 1139 в Цзиньси провинции Цзянси. Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. В 1530 был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Лу Цзююань был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве - Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Умер он 10 января 1193 в Цзинмэне провинции Хубэй. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Янмина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16-17 вв. Примечательно, однако, что официальное признание Лу Цзююаня произошло в период, когда на школу Ван Янмина из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529-1567). Сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать - к Лу Цзююаню. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во второй половине 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина. Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: "Вселенная - это мое сердце, мое сердце - это вселенная". Поскольку "сердце" (синь1), т.е. психика любого человека, по Лу Цзююаню, содержит в себе все "принципы" (ли1) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность - автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью: "Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?" Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм. Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки "Великого предела" (тай цзи) с даосской доктриной "Беспредельного/предела отсутствия" (у цзи).

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

ЛУБЕ ЭМИЛЬ

ЛУБЕ Эмиль (Loubet, Emile Francois)

(1838-1929), президент Третьей республики во Франции в разгар кризиса, связанного с делом Дрейфуса. Способствовал разрешению этого нашумевшего дела. Родился 31 декабря 1838 в Марсанне. Лубе начал деятельность как юрист, в 1876 стал членом палаты депутатов от Республиканской партии. В 1885 был избран в сенат, в 1887 стал министром общественных работ. В 1892 был назначен премьер-министром, но вскоре подал в отставку в связи с Панамским скандалом. Вновь избранный в 1894, стал президентом Сената в 1896 и президентом республики в 1899. Когда стало ясно, что капитан Альфред Дрейфус был ошибочно осужден по обвинению в измене, противники пересмотра дела нашли защиту у президента Франции Феликса Фора. После внезапной смерти президента в 1899 сторонники пересмотра дела в палате депутатов и сенате, пользуясь удобным случаем, избрали преемником Фора Лубе, который способствовал оправданию Дрейфуса. Лубе в качестве президента принимал Николая II во время его визита во Францию в 1901 и посетил Россию в 1902. Принимал также Эдуарда VII в 1903 и нанес ответный визит в Великобританию в 1904. Эти визиты способствовали заключению Тройственного союза (Антанты). По окончании президентского срока в 1906 Лубе поселился в Монтелимаре, где занимал пост мэра. Умер Лубе в Монтелимаре 20 декабря 1929.

ЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература славян Лужицкой Сербии (Лужицы, лат. Lusatia, нем. Lausitz), области в восточной Германии с центром в Баутцене (Будишин), окрашенная легко различимым местным колоритом. В поэзии Г. Зейлера (H.Zejler, 1804-1872), например, поражает непосредственность отражения своеобразного сельского быта, изображенного в манере народных песен, по образцам подлинного фольклора. Я.Барт (J.Bart), который писал под псевдонимом Чишинский (Ciinski; 1856-1909), был более озабочен выживанием славянского этноса в Лужице. Чишинского считают самым выдающимся лужицким поэтом; прежде всего ценят его самоуглубленную лирику, однако заслуживают внимания его поэма в духе народного эпоса Жених, попытка в жанре поэтической драмы На Гроджишче и роман Патриот и предатель. Примерно в это же время творил М.Косык (M.Kosyk; 1853-1940), сохраняя фольклорные тона, присущие творчеству Зейлера, но используя при этом более изощренные художественные приемы Чишинского. Из произведений Косыка более всего известны пастораль Лужицкая свадьба в Шпреевальде и эпическая поэма Предательство маркграфа Геро, посвященная одному из тех трагических эпизодов Средневековья, из которых сложилась история покорения лужицких земель германцами. Косык слывет мастером нижнелужицкого литературного языка, тогда как Чишинский и Зейлер писали на верхнелужицком языке.

ЛУИ ФИЛИПП

ЛУИ ФИЛИПП (Louis Philippe)

ЛУИ ФИЛИПП

ЛУИ ФИЛИПП

(1773-1850), король Франции, родился 6 октября 1773 в Париже, старший сын Луизы Бурбонской и герцога Орлеанского. Впоследствии отказался от титула герцога Шартрского и приобрел известность как Филипп-Эгалите (Равенство). В ходе революции Луи Филипп выражал сочувствие движению за реформу, а в 1790 присоединился к якобинцам. В 1793 порвал с революционным движением, с этого момента начался длительный период его изгнания - он жил в Англии, Швейцарии, а затем в США. Вслед за отречением Наполеона в 1814 Луи Филипп вернулся во Францию, и Людовик XVIII вернул ему титулы и имущество. Склонность к простоте и манеры республиканца снискали Луи Филиппу популярность. К 1830 он завоевал репутацию либерала, что сделало его приемлемой фигурой для вновь зарождавшегося промышленного капитала во Франции. Июльская революция предоставила Луи Филиппу шанс, и когда палата депутатов предложила ему корону, он сразу же согласился. Он стремился приобрести репутацию короля-гражданина, но либеральное начало отвечало скорее интересам узкого круга промышленников и банкиров. Во внешней политике Луи Филипп ориентировался на мир и тесные отношения с Великобританией. К 1846 он утратил свою популярность среди практически всех слоев населения. 22 февраля 1848 в Париже вспыхнула революция, а через два дня Луи Филипп отрекся от трона в пользу своего внука - графа Парижского. Оставшаяся часть палаты депутатов избрала временное правительство. Луи Филипп нашел убежище в Англии, где и умер 26 августа 1850.

ЛИТЕРАТУРА

История Франции, т. 2. М., 1973 Ревякин А.В. Французские династии. Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. - Новая и новейшая история, 1992, № 4

ЛУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ (Lucas van Leyden)

(1489 или 1494-1533), нидерландский живописец и гравер, родился в Лейдене. Учился живописи у Корнелиса Энгелбректса; в раннем возрасте овладел искусством гравюры и работал в Лейдене и Мидделбурге. В 1522 вступил в гильдию св. Луки в Антверпене, позже вернулся в Лейден, где и умер в 1533.

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ. ДАВИД И САУЛ

ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ. ДАВИД И САУЛ

Лука Лейденский и поныне остается широко известным мастером благодаря своему искусству гравера. Он был одним из первых голландских художников-графиков, продемонстрировавших понимание законов световоздушной перспективы. Однако в большей степени его интересовали проблемы композиции и техники, нежели верность традиции или эмоциональное звучание сцен на религиозные темы. В 1521 в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. Влияние творчества великого немецкого мастера проявилось в более жесткой моделировке и в более выразительной трактовке фигур, однако Лука Лейденский никогда не терял присущие только его стилю черты: высокие, хорошо сложенные фигуры в несколько манерных позах и утомленные лица. В конце 1520-х годов в его творчестве начинает проявляться влияние итальянского гравера Маркантонио Раймонди. Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом "L", и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию Страсти Христовы (1521). Сохранилось около дюжины гравюр на дереве, главным образом изображение сцен из Ветхого Завета. Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих Страшный Суд, выполненный в 1526.

ЛИТЕРАТУРА

Никулин Н.Н. Лука Лейденский. Л. - М., 1961

ЛУКАН МАРК АННЕЙ

ЛУКАН Марк Анней (Marcus Annaeus Lucanus) (39-65 н.э.), автор Фарсалии, эпической поэмы, посвященной гражданской войне между Цезарем и Помпеем. Лукан родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), его отцом был Марк Анней Мела, дедом - оратор Сенека, дядей - философ Луций Анней Сенека, наставник и советник Нерона. Привезенный в Рим в младенчестве, Лукан получил хорошее образование, особенно в области риторического искусства. Он отправился в Афины для дальнейшего обучения, но был отозван в Рим Нероном, который ранее определенного законом возраста сделал его квестором и назначил авгуром. В 60 Лукан со своей поэмой, прославлявшей Нерона, получил первый приз на первых Нероновых играх. В 62 или 63 Лукан опубликовал первые три песни своей поэмы о гражданской войне. Однако дружба между Нероном и Луканом продлилась недолго, вероятно также и потому, что Нерон завидовал поэтическому таланту Лукана. Лукан принял активное участие в антинероновском заговоре Гая Кальпурния Пизона, а когда заговор был раскрыт, Нерон принудил его покончить жизнь самоубийством. Величайшее произведение Лукана (и единственное дошедшее до нас) - это поэма Фарсалия (Pharsalia), которую правильнее было бы называть О гражданской войне (De bello civili). Поэма состоит из десяти песней и описывает гражданскую войну между Цезарем и Помпеем, начиная с перехода Цезаря через Рубикон и последовавшей паники в Риме. Помпей отступает в Брундизий, затем перебирается в Эпир, а Цезарь тем временем разбивает его военачальников в Испании. После этого Цезарь следует за Помпеем в Эпир и наносит ему поражение при Фарсале в Фессалии, заставляя бежать в Египет, где Помпея предательски убивают. Катон вновь собирает войска Помпея, Цезарь направляется в Египет и подвергается осаде в Александрии. Здесь повествование обрывается, поэма осталась незавершенной. Приторная лесть Нерону, особенно в первых песнях поэмы, уживается с бешеной враждебностью к Цезарю, чьи победы как раз и вызвали на свет принципат и господство семьи Юлиев - Клавдиев, представителем которой является Нерон. Помпея Лукан изображает искренним патриотом, Катон у него - олицетворение добродетели. Лукан благоразумно порывает с эпической традицией, не отводя богам никакой роли в человеческих действиях. Однако в прочих отношениях вкус ему нередко изменяет: риторические красоты он ценит намного выше естественности, его персонажи ходульны, отступления перегружены ненужными подробностями, гиперболы порой смехотворны. С другой стороны, поэзия Лукана полна яростной энергии, кроме того, он настоящий мастер афоризма.

ЛИТЕРАТУРА

Марк Анней Лукан. Фарсалия, или Поэма о гражданской войне. М., 1993

Предыдущая страница Следующая страница