Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕП"-"ПИА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕП"-"ПИА")

ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА

ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА - в Римско-католической церкви, первый день Великого поста. В этот день, в соответствии с древним обычаем, на лоб верующим освященным пеплом наносится знамение креста. Это священнодействие символизирует сердечное сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Пальмовые ветви, сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим, в этот день сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Этот обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например, Сир 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла (особенно Рим 5:12-21). Желая показать универсальность и действенность искупления, осуществленного Христом в отношении всего человечества, Павел проводит прямую параллель между "ветхим" Адамом, как родоначальником и главой грешного человечества, и Христом, безгрешным "вторым" Адамом и главою искупленного человечества. Первый Адам положил начало царству греха и смерти ("одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили"), а второй Адам - царству благодати и жизни. Учение о первородном грехе подробно разрабатывал Августин в противовес Пелагию, который учил о том, что люди обладают свободой воли, позволяющей им подчиниться заповедям Божьим, и что они могут достичь совершенства своими собственными усилиями. Августин отстаивал мысль о том, что люди предрасположены ко греху и что все они рождены во грехе, поскольку восприняли по наследству греховность Адама. С возникновением протестантизма учение о первородном грехе получило новое развитие. Лютер определял его как "внутреннее, самое сокрушительное и самое глубокое, непостижимое и неизъяснимое повреждение человеческой природы в целом и во всех ее проявлениях". Римско-католическая церковь на Тридентском соборе (1545-1563) отвергла этот взгляд как преувеличение, подтвердив, вместе с тем, традиционное учение о том, что Адам, "осквернив себя грехом неповиновения, передал всему человеческому роду не только телесные скорби и смерть, но и самый грех, который есть смерть души". Начиная с эпохи Реформации многие протестантские теологи, вследствие трудностей, связанных с интерпретацией грехопадения как исторического события, и вследствие непроясненности момента личной виновности и ответственности в ситуации наследственного греха, пришли либо к полному отрицанию первородного греха, либо к более или менее радикальному пересмотру традиционного учения о первородном грехе.

См. также ГРЕХОПАДЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПЕРГОЛЕЗИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА

ПЕРГОЛЕЗИ Джованни Баттиста (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710-1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка-госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму комической оперы на период до появления произведений Россини в этом жанре. Провал ряда театральных произведений заставил Перголези обратиться к церковной и инструментальной музыке. Его наследие в данных областях включает 4 мессы, 2 оратории, 11 кантат, 12 мотетов, 5 гимнов Salve Regina, несколько концертов для скрипки и флейты, виолончельную сонату, ряд пьес для клавесина и множество песен и арий. Самая известная и до сих пор часто исполняемая композиция Перголези - его незаконченная Stabat Mater (1736).

Умер Перголезе в Поццуоли 16 марта 1736.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII века. Л., 1981

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ДАТИРОВАНИЕ

ПЕРЕКРЕСТНОЕ ДАТИРОВАНИЕ - в археологии метод определения относительных или абсолютных дат находок одного ареала или памятника через сопоставление с находками другого ареала или памятника. Эта операция может быть осуществлена перекрестным сопоставлением артефактов, обладающих датирующим археологическим контекстом, с недатированными объектами. Например, для некоторых культур северной части Аризоны получены абсолютные даты по древесным кольцам, т.е. методом дендрохронологии. Для южной части Аризоны, где отсутствуют подходящие образцы древесины, этот способ непригоден. Однако для датировки комплексов определенного периода на юге Аризоны перекрестный метод позволяет использовать найденные здесь сосуды определенного типа, попавшие сюда в результате торговли, на севере характерные для времени между 700 и 900 н. э. Подобно этому, для определения синхронности ряда региональных культур можно использовать данные о стилистических влияниях, воздействие которых известно в первобытном искусстве обширных областей, даже если не определены абсолютные даты. Так, например, выявлены взаимные боливийско-перуанские аналогии в памятниках широко распространенного стиля, восходящего к культуре тиауанако.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР ХАВЬЕР

ПЕРЕС ДЕ КУЭЛЬЯР Хавьер (Perez de Cuellar, Javier) (р. 1920), перуанский юрист и дипломат, в 1982-1992 - Генеральный секретарь ООН. Родился 19 января 1920 в Лиме; начал дипломатическую карьеру в 1943. В 1964-1966 - посол Перу в Швейцарии, в 1969-1971 - в СССР и Польше, в 1977-1979 - в Венесуэле. В 1971-1975 - глава перуанской делегации в ООН. В 1974 - председатель Совета безопасности, в 1975-1977 - Генеральный секретарь ООН. Перес де Куэльяр стал компромиссной фигурой при выборах генерального секретаря ООН после шестинедельного тупика на переговорах сторонников переизбрания К.Вальдхайма (включая США и СССР) и тех, кто поддерживал Салима А.Салима из Танзании. В 1986 он был избран без обсуждения на второй срок. Попытки посредничества Переса де Куэльяра в англо-аргентинской войне на Фолклендах в 1982 снискали ему всеобщее уважение; за ними последовали другие инициативы: по Афганистану, Намибии и в решении пограничного спора между Гайяной и Венесуэлой. В 1995 Перес де Куэльяр выставил свою кандидатуру на выборах президента Перу против занимавшего этот пост А.Фухимори, но проиграл, получив 22% голосов. Оставив свой пост в ООН, Перес де Куэльяр оставил дипломатическую деятельность и вернулся к юридической практике.

ЛИТЕРАТУРА

Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995

ПЕРЕС ШИМОН

ПЕРЕС Шимон (Peres, Shimon) (р. 1923), израильский государственный деятель, премьер-министр страны в 1984-1986 и 1995-1996. Родился 15 августа 1923 в Волозине (Польша; совр. Воложин, Беларусь). В десятилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Палестину. Подростком вступил в подпольную еврейскую армию Хаганах. Работал в созданном после образования Израиля министерстве обороны, был направлен в США в составе первой миссии по закупке вооружений. Перес стал генеральным директором министерства обороны в 1953. Убедил коллег закупить оружие во Франции и принимал участие в планировании англо-франко-израильской военной кампании в зоне Суэцкого канала в октябре 1956. Впервые был избран в Кнессет по списку МАПАЙ (Партия рабочих Израиля) в 1959. В 1965 присоединился к Д.Бен-Гуриону и М.Даяну, которые выступили против технократов из МАПАЙ. Перес занимал несколько постов в кабинете премьер-министра Голды Меир и совсем немного уступил Ицхаку Рабину на выборах ее преемника в 1974. В том же году Рабин назначил Переса министром обороны. В 1977 Перес сменил Рабина на посту председателя Партии труда. После выборов 1984, в результате которых сложилась тупиковая ситуация, Перес договорился с лидером Ликуда Ицхаком Шамиром о формировании правительства "национального единства" на том условии, что Перес будет исполнять обязанности премьер-министра первые два года, а Шамир займет этот пост на вторые два года. В 1988, после еще одного политического тупика, договоренность была возобновлена, и Шамир сохранил пост премьера. После распада коалиции в 1989 Перес и Шамир начали заигрывать с правыми религиозными партиями, рассчитывая получить их поддержку. Шамир добился немного больше, чем Перес, но последний сохранил контроль над Партией труда, которая ушла в оппозицию. В феврале 1992 на выборах руководителя партии перед всеобщими выборами Перес проиграл Рабину. Когда Рабин стал премьер-министром в июне 1992, Перес занял пост министра иностранных дел. В 1993 он достиг соглашения с Организацией освобождения Палестины (ООП), предусматривавшего создание палестинской автономии с ограниченными правами. Вместе с Рабином и председателем ООП Ясиром Арафатом Перес был удостоен Нобелевской премии мира 1994. После убийства Рабина в ноябре 1995 Перес занял пост премьер-министра. На первых в Израиле прямых всеобщих выборах премьер-министра в мае 1996 Перес уступил кандидату от партии Ликуд Биньямину Нетаньяху. Перес ушел с поста лидера Партии труда в июне 1997, но остается членом Кнессета. Перес - автор более десяти книг, многие из которых посвящены арабо-израильскому конфликту: За будущее Израиля (1998); Сражение за мир: мемуары (1995) и др.

ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕШЕЕК

ПЕРЕШЕЕК - узкая полоса земли, соединяющая два массива суши. Хорошо известными примерами являются Панамский перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, и перешеек Теуантепек, связывающий южную Мексику и Центральную Америку с остальной частью Мексики и Северной Америкой. Коринфский перешеек соединяет материковую Грецию с п-овом Пелопоннес, Суэцкий перешеек связывает Азию и Африку, а перешеек Кра - центральную и южную часть п-ова Малакка с его северной частью и континентальной Азией.

ПЕРИКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИТОНИТ

ПЕРИТОНИТ - воспаление брюшины. Может быть ограничено небольшой областью, но чаще бывает генерализованным (разлитым), т.е. охватывает всю брюшную полость. Обычно вызывается бактериями, но может быть следствием химического раздражения, например в случае попадания в брюшную полость соляной кислоты, желчи или мочи при разрыве либо перфорации (прободении) стенки желудка, желчного либо мочевого пузыря. К распространенным причинам перитонита относится разрыв дивертикула (небольшого кармана) в стенке толстой кишки или же червеобразного отростка (аппендикса) при остром аппендиците, что приводит к попаданию в брюшную полость содержащих бактерии каловых масс или гноя. Более редкая причина - проникающие ранения брюшной полости, когда инфекция заносится либо извне, либо с содержимым поврежденных полых органов. Наконец, очень в редких случаях причиной перитонита становится гематогенное (через кровь) распространение инфекции из очагов в органах и тканях. Перитонит чаще всего развивается остро и в случае инфекционной природы протекает очень быстро; от начала воспалительного процесса до смерти больного (в отсутствие лечения) нередко проходит всего 2-3 суток. Симптомы перитонита включают резкую, постоянно усиливающуюся боль в животе; быстрый подъем температуры вплоть до очень высокой, сопровождающейся ознобом и потливостью; потерю аппетита, нередко тошноту и рвоту. Обычно развиваются обезвоживание, связанное с выделением большого количества жидкости в брюшную полость, и сепсис (заражение крови). Характерные признаки, обнаруживаемые при осмотре, - твердый болезненный живот, частый пульс, иногда падение кровяного давления. В крови возрастает число лейкоцитов - клеток, борющихся с инфекцией. При рентгенологическом исследовании брюшной полости обычно видны заполненные жидкостью, растянутые петли кишечника, а при вертикальном положении больного - скопление воздуха под диафрагмой, что является специфическим диагностическим признаком. Лечение заключается во внутривенном введении массивных доз антибиотиков (прием внутрь может быть опасным), восполнении потерь жидкости и, если причиной стал разрыв органа, ушивании или удалении его хирургическим путем. Тяжесть и быстрое прогрессирование болезни требуют вмешательства на ранних стадиях, иначе больной может погибнуть. Даже при лечении общая смертность от разлитого острого бактериального перитонита составляет около 15%. Поэтому крайне важно быстро установить диагноз и начать лечение в первые сутки заболевания. Больному, испытывающему резкие боли в животе, необходимо сразу же обратиться к врачу, а не ждать их спонтанного ослабления.

ПЕРОКСИДЫ

ПЕРОКСИДЫ - соединения, содержащие группировку -О-О-, т.е. производные пероксида водорода Н2О2. Пероксиды металлов образуются при окислении некоторых активных металлов на воздухе, например, при сжигании натрия во влажном воздухе получается Na2O2. Пероксид водорода получают действием холодной серной кислоты на пероксид бария. После окончания реакции сульфат бария отфильтровывается, вода отгоняется при пониженном давлении; при этом получается 30%-ный водный раствор пероксида водорода, называемый в быту пергидролем или перекисью. Бытовой пероксид водорода содержит 3% Н2О2. Чистый пероксид водорода - сиропообразная голубоватая жидкость. Его водные растворы являются сильными, но медленно действующими окислителями. Пероксид водорода проявляет также свойства восстановителя в реакциях с более сильными окислителями. Количественно протекающее восстановление перманганата пероксидом водорода является важной аналитической реакцией. Следы пероксида водорода могут определяться с помощью теста с пероксихромовой кислотой. При разложении пероксидов образуются кислород и соответствующий оксид.

ЛИТЕРАТУРА

Антоновский В.Л., Бузланова М.М. Аналитическая химия органических пероксидных соединений. М., 1978 Вольнов И.И. Перекисные соединения щелочноземельных металлов. М., 1983

ПЕРОН ХУАН ДОМИНГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРРО ЖЮЛЬ

ПЕРРО Жюль (Perrot, Jules) (1810-1892), французский танцовщик и хореограф эпохи романтизма, родился в Лионе. Был партнером Марии Тальони в Парижской опере; в середине 1830-х годов встретил Карлотту Гризи, для которой поставил (вместе в Жаном Коралли) балет Жизель (1841), самый знаменитый из романтических балетов. В числе других его постановок: Эсмеральда (музыка Цезаря Пуни, 1844) и Па де катр (музыка его же, 1845).

ПЕРРО ШАРЛЬ

ПЕРРО Шарль (Perrault, Charles)

(1628-1703), французский писатель. Родился 12 января 1628 в Париже, в богатой семье. Был тесно связан с Ж.Б.Кольбером, министром Людовика XIV, помогал ему в деятельности, направленной на поощрение наук и искусств. В 1687 Перро прочел во Французской Академии свою дидактическую поэму Век Людовика Великого (Le Sicle de Louis le Grand), положившую начало многолетнему "спору о древних и новых", в котором самым яростным оппонентом Перро был Н.Буало. Перро выступал против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, "новые", превзошли "древних" в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями. Таким образом, Перро был одним из первых людей своего времени, кто ясно и смело сформулировал идею прогресса. Его литературная слава основана на сборнике взятых из фольклора сказок - Сказки матушки Гусыни (Contes de ma mre l'oye, 1697). Умер Перро в Париже 16 мая 1703.

ЛИТЕРАТУРА

Перро Ш. Волшебные сказки. М., 1984 Перро Ш. Век Людовика Великого. Гений. Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук. Параллель между древними и новыми в отношении архитектуры, скульптуры и живописи. Параллель между древними и новыми в отношении поэзии. - В кн.: Спор о древних и новых. М., 1985

ПЕРСЕВАЛЬ

ПЕРСЕВАЛЬ - легендарный герой Артуровских романов, в особенности сюжетов Граалевского цикла. Мать-вдова (отца убили в бою) растила его в лесу. Сын вырос добродетельным, сильным и видным собой, но не имеющим никакого представления о рыцарском искусстве. Он едет ко двору короля Артура и, совершив ряд славных подвигов, получает в награду шпоры и становится безупречным рыцарем.

См. также АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ; ГРААЛЬ.

ПЕРСЕЙ

ПЕРСЕЙ - в греческой мифологии, аргосский герой, сын Зевса и Данаи, к которой бог проник в виде золотого дождя. Когда Персей, живший с матерью на острове Сериф, достиг юношеских лет, Полидект, царь Серифа, влюбился в Данаю и захотел избавиться от ее сына; он отправил Персея на верную гибель, поручив ему добыть голову одной из горгон, Медузы, которая взглядом превращала в камень все живое. Однако Персей, следуя советам Гермеса и Афины, добыл у неких нимф острый меч, крылатые сандалии, шлем Аида и мешок, чтобы унести голову Медузы. Затем он отправился к граям и, украв их общий глаз, заставил указать ему путь к горгонам. Со всем этим снаряжением ему удалось, глядя на отражение Медузы в своем щите, отрубить ей голову. Остальные горгоны бросились за ним в погоню, однако ему удалось скрыться. Прибыв в Эфиопию, Персей встретил там Андромеду, дочь царя Кефея, приготовленную в жертву морскому чудовищу из-за того, что жена Кефея, Кассиопея, оскорбила морских нимф, похваляясь своей красотою; те наслали чудовище на страну, которое можно было умиротворить, лишь отдав ему на съедение царскую дочь. Персей полюбил деву и спас ее на том условии, что она будет отдана ему в жены. Ее прежний жених Финей, заявил о своих правах на нее, однако Персей превратил Финея и его товарищей в камень, показав им голову Медузы. С помощью той же головы Персей наказал за негостеприимство и Атланта, превратив его в гору. Возвратившись с Андромедой на Сериф, Персей спас свою мать от домогательств Полидекта, обратив в камень царя вместе с его двором. Затем Персей вместе с Данаей и Андромедой отправился в Аргос, чтобы встретиться с Акрисием, однако царь, помня пророчество о том, что он будет убит собственным внуком, бежал в Лариссу в Фессалии. Персей последовал за ним и исполнил пророчество, нечаянно убив царя брошенным диском. Персей стал править в Тиринфе.

ПЕРСЕЛЛ ГЕНРИ

ПЕРСЕЛЛ Генри (Purcell, Henry) (1659-1695), английский композитор. Родился, по-видимому, в Лондоне. О жизни Перселла известно немного, не установлена даже личность его отца. Известно, что композитор женился в 1681, имел шестерых детей и умер, мало что оставив вдове. Судя по сочиненным им застольным песням, Перселл был типичным англичанином эпохи Реставрации. Его профессиональная жизнь почти целиком прошла в Королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. В детстве он пел в хоре мальчиков Капеллы, затем был настройщиком деревянных духовых в королевском оркестре, настройщиком органа Аббатства, композитором королевского оркестра скрипачей, органистом Вестминстера и, наконец, органистом и членом Королевской капеллы. Основное музыкальное образование Перселл получил, когда пел в хоре Капеллы, но возможно также, что он брал частные уроки у М.Лока и Дж.Блоу. Нет никаких сведений о том, что композитор выезжал за пределы Англии. Умер Перселл в Лондоне 21 ноября 1695. Основу наследия Перселла составляют композиции, созданные "на случай", т.е. связанные с королевской семьей и церковными службами в Капелле и в Аббатстве. Среди духовных произведений композитора не менее 60 антемов (церковных песнопений), 5 полных служб и множество пьес для солирующих голосов. Ряд антемов Перселла исполняется до сих пор; большие строфические антемы композитора представляют собой высочайший образец данной формы. Светская деятельность Перселла во многом связана с театром: он сочинил музыку по крайней мере к 44 пьесам, а также является автором 6 более или менее полных опер. Наибольшей известностью пользуется Дидона и Эней (Dido and Aeneas, ок. 1689), первая великая английская опера. Значение Перселла в истории английской музыки обусловлено не только гениальной одаренностью композитора и свежестью его идей, но и достигнутым им синтезом более утонченной континентальной европейской культуры с еще малоразвитыми выразительными средствами английской музыкальной речи. Его гибкий и ясный способ использования интонационных особенностей родного языка до сих пор остается непревзойденным. Перселл оказался последним англичанином, развивавшим чисто национальную музыкальную традицию; в следующем столетии она была почти целиком вытеснена модными европейскими веяниями. Когда в начале 20 в. английские композиторы обратились к истокам национальной традиции, их прежде всего привлекло наследие Перселла; его творчество оказало решающее воздействие на таких авторов, как Э.Элгар, Р.Воан-Уильямс, Б.Бриттен.

ЛИТЕРАТУРА

Конен В. Перселл и опера. М., 1978 Уэстреп Дж. Г.Перселл. Л., 1980

ПЕРСЕПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСЕФОНА

ПЕРСЕФОНА - в греческой мифологии, богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) возжелал взять Персефону в жены. Когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери бродила по всей земле, которая стала бесплодной. Когда Деметра узнала от бога солнца Гелиоса, что Персефона находится у Плутона, она убедила Зевса послать Гермеса, чтобы тот привел ее назад, если она еще не успела вкусить пищи в подземном мире. Но поскольку Персефона уже отведала зерен граната, она принуждена была часть года оставаться с Плутоном в качестве его царственной супруги, остальное время ей было дозволено проводить вместе с матерью. Покуда она оставалась в подземном царстве, земля не приносила плодов, но, когда она возвращалась, земля вновь начинала плодоносить. Благодаря такому "двойному" существованию она выступала в двоякой роли - богини смерти и богини растительности. Персефону и Деметру почитали в Элевсине, где в их честь были учреждены элевсинские мистерии. Прозерпина - это латинское искажение имени Персефоны. У греков Персефона именовалась также Корой ("девой").

ПЕРСИЙ ФЛАКК АВЛ

ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл (Aulus Persius Flaccus) (34-62 н.э.), римский сатирик, родился в Волатерре, в возрасте 12 лет попал в Рим. Учился у грамматика Реммия Палемона и вскоре стал членом кружка стоика Аннея Корнута. Персий был знаком с Сенекой и Луканом и состоял в родстве с Аррией, женой известного стоика Тразеи Пета. Безвременно умерший Персий оставил после себя значительное состояние, а библиотеку завещал Корнуту, который поручил поэту Цезию Бассу опубликовать 6 сатир Персия. Из этих написанных гекзаметром стихотворений, длина каждого из которых составляет от 52 до 191 строки (всего 650 строк), только первое можно назвать в полном смысле слова сатирой. Здесь Персий в воображаемом разговоре с другом высказывает предположение, что недостаток литературного вкуса связан с падением нравов. Далее он высмеивает публичные декламации непристойной и безвкусной поэзии и, ссылаясь на своих предшественников Луцилия и Горация, обещает обо всех говорить только правду. Прочие стихотворения являются скорее моральными проповедями на излюбленные стоические темы. Во II сатире показаны суетность и чрезмерность просьб, с которыми люди обращаются к богам, и контраст между теми пожеланиями, которые люди высказывают вслух, и теми, что оставляют при себе. В III сатире поэт порицает тех, кто имеет верные представления о добре и зле, но не следует им в жизни. IV сатира показывает, что мы склонны порицать других прежде, чем изучим сами себя. В V сатире, которую открывает изящное выражение признательности Персия его учителю Корнуту, намечен путь освобождения из-под власти страстей, содержится обращенный ко всем людям призыв не откладывать исправление собственных пороков. VI сатира трактует вопрос о том, как надлежащим образом пользоваться своим достоянием, говорит о бессмысленности погони за богатством. Язык Персия книжный, усложненный, местами темный, однако за ним видна искренность стоических убеждений автора, который выказывает себя совершенным идеалистом.

ЛИТЕРАТУРА

Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987 Римская сатира. М., 1989

ПЕРСИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСИЯ ДРЕВНЯЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУ. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРУДЖИНО ПЬЕТРО

ПЕРУДЖИНО Пьетро (Perugino)

(ок. 1450-1523), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель умбрийской школы. Его настоящее имя - Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci). Перуджино родился в городке Читта делла Пьеве в Умбрии, близ Перуджи. Вероятно, в молодости он работал в Ареццо вместе с Пьеро делла Франческа, но к 1481 уже находился в Риме и принимал участие в создании фресок Сикстинской капеллы; одна из лучших его композиций - Передача ключей апостолу Петру (1481-1482). Достигнув вершины славы, художник держал собственные мастерские в Перудже и во Флоренции; в 1499 его учеником стал Рафаэль. В 1508 Перуджино расписал свод Станцы дель Инчендио в Ватикане. После этого его популярность стала падать, и он уже не выезжал из Перуджи до самой смерти. Кроме фресок, Перуджино написал большое количество алтарных образов. Среди них: Павийский алтарь (1499, Лондон, Национальная галерея), Пьета из церкви Санта Кьяра во Флоренции (1495, галерея Питти) и Видение св. Бернарда (1490-1494, Мюнхен, Старая Пинакотека).

ЛИТЕРАТУРА

Элиасберг Н.Е. Пьетро Перуджино. М., 1966

ПЕРХОТЬ

ПЕРХОТЬ - избыточное образование чешуек на коже волосистой части головы. Самая наружная зона (роговой слой) верхнего слоя кожи (эпидермиса) состоит из плоских омертвевших клеток. Они постоянно слущиваются с поверхности кожи в виде мелких сухих белых или сероватых чешуек. Обычно их немного, и на это не обращают внимания. Малое количество слущивающихся клеток тоже можно назвать перхотью, однако обычно этим термином обозначают лишь чрезмерное, бросающееся в глаза отслоение. Перхоть в виде сухих чешуек наиболее распространена; ее называют сухой или простой. Однако встречается и жирная перхоть, характеризующаяся слоистыми, слипающимися, желтоватыми чешуйками. Перхоть чаще всего возникает как симптом легкой формы себорейного дерматита - воспалительного заболевания кожи, главным образом волосистой части головы, где особенно высока плотность расположения сальных желез; выделяемая ими маслянистая смазка, в норме покрывающая волосы, скапливается на коже, образуя жировую пленку, сухие или жирные корки. Причиной себорейного дерматита служит, по-видимому, липофильный (использующий жиры) дрожжевой грибок Pityrosporum, выявленный у больных этим заболеванием в волосяных фолликулах (см. ВОЛОСЫ).

Заболевание сопровождается образованием сухой или жирной перхоти и зудом, иногда сильным. В более тяжелых случаях на лице, за ушами, а изредка и на других частях тела появляются неправильной формы красноватые пятна, которые могут покрываться корками, болеть и чесаться. Лучшее лечение - тщательное вычесывание головы и частое мытье шампунями, содержащими серу, цинк и салициловую кислоту либо деготь.

ПЕСАХ

ПЕСАХ - еврейская Пасха, праздник, упоминаемый в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), установлен в память исхода израильтян из Египта. Отмечается семь дней в Израиле и восемь дней в диаспоре, начало его - в канун 15 числа еврейского месяца нисан (приходится на март-апрель). Первые и последние два дня (в Израиле первый и последний день) - полностью праздничные, а в промежуточные дни разрешается работать. В реформистском иудаизме Песах соблюдается также в течение семи дней, первый и последний день - полные праздники. В течение всего праздника едят мацу, символизирующую опресноки, которые ели израильтяне в пустыне, покинув Египет (Исх 12:39). Употребление закваски и даже хранение ее в доме строго запрещено на протяжении всей пасхальной недели. Важной частью праздника является "седер", ритуальная трапеза, проводимая в первые два вечера Песаха (в Израиле и у реформистов только в первый вечер). Во время седера читается Пасхальная Агада, книга, содержащая рассказ об исходе из Египта с комментарием и литургическим оформлением, а также совершаются символические обряды. Основные элементы седера - пасхальная трапеза и изложение пасхального предания - имеют библейские корни, но материал Агады и особый ритуал седера по большей части восходят к Талмуду, а ряд песнопений Пасхальной Агады - более позднего, средневекового происхождения. Пронизанный символикой освобождения, Песах стал ассоциироваться с мессианскими чаяниями. В библейские времена празднование Песаха сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца. Полагают, что в Песахе слились воедино два древних празднества - скотоводов и земледельцев; в библейский период он стал ассоциироваться с освобождением из египетского рабства.

ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ

ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ (Poema De Mio Cid),

написана ок. 1140, единственная дошедшая до нас поэма испанского эпического цикла. Рассказывает о подвигах, совершенных в изгнании национальным героем Испании Родриго Диасом де Биваром (между 1026 и 1043-1099), известным по прозвищу, данному ему маврами, как Сид (араб. сеид - господин). Созданная испанским безвестным певцом-хугларом, поэма отличается от других памятников европейского героического эпоса исторической достоверностью. Невзлюбивший Сида король Кастилии Альфонс VI под первым же предлогом отправляет его в изгнание. С этого момента и начинается поэма. В необычайно трогательной сцене Сид и кучка его вассалов и родственников оглядываются на покинутое ими в деревне Бивар добро, видят распахнутые двери своих домов. Сид проезжает через Бургос, где ему по приказу короля отказывают в пристанище. Он оставляет жену и дочерей в монастыре и наконец выходит за границы кастильской территории, на земли мавров. Эпический рассказ повествует затем о его первых схватках, о гуманном обращении с пленными, возрастающем богатстве, росте числа его последователей и неустанном стремлении примириться с сюзереном. Эти темы занимают первую из трех песен, составляющих поэму. Вторая песнь в начале представляет завоевание Сидом Валенсии, а затем поэма достигает своего эмоционального пика, когда жена и дочери присоединяются к герою - уже не изгнаннику, а триумфатору. После примирения Альфонса и Сида король устраивает богатую свадьбу для дочерей Сида. Женихами становятся два придворных аристократа - инфанты, или принцы Каррионские. Третья песнь, явно менее достоверная исторически, подчеркивает контраст между номинальной честью трусливых и тщеславных зятьев - и подлинной честью Сида, архетипического героя кастильского пограничья. Приняв богатые дары от Сида, инфанты отвозят жен в глухой лес, жестоко избивают их и бросают. Непоколебимый поборник законности, Сид не мстит жестокой резней, но требует судебного поединка, который и завершает поэму. Впервые опубликованная в Испании в 1779 по единственному сохранившемуся манускрипту 14 в. (3737 строк), поэма вскоре приобрела ту особую популярность, какой пользовались у романтической критики произведения народного эпоса. Как и в большинстве эпических поэм, сокровенный смысл Песни о моем Сиде в славных поступках и речах ее героя, а не в красотах стиха или описаний.

ЛИТЕРАТУРА

Песнь о моем Сиде. М. - Л., 1959 Менендес Пидаль Р. Песнь о моем Сиде. - В кн.: Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961 Песнь о моем Сиде. - В кн.: Западноевропейский эпос. Л., 1977

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ (La Chanson de Roland),

первая и самая совершенная из сотни с лишним старофранцузских эпических поэм, дошедших до нашего времени. Сохранилась в семи манускриптах, из которых старейший и лучший - т.н. Оксфордский список (1130-1150), но, несомненно, существовали и более ранние варианты. В Оксфордской редакции поэма состоит из строф, или лесс, неравной длины, с ассонансными рифмами. Средневековая публика воспринимала ее на слух, в исполнении жонглера или менестреля. Действие происходит во время войны Карла Великого с испанскими сарацинами. Французы избирают своим послом графа Ганелона, который предает Роланда после ссоры с ним. Многократно превосходящие силы язычников нападают на арьергард французского войска в Ронсевальском ущелье. Христиане сражаются столь доблестно, что сарацины вынуждены отступить. Один за другим гибнут двенадцать пэров. Последними умирают архиепископ Турпин и два друга - Оливье и Роланд. Карл Великий слышит, как Роланд трубит в рог, призывая на помощь. Император возвращается слишком поздно и не может спасти Роланда с соратниками, однако ему удается догнать и уничтожить остатки сарацинского войска. Затем эмир Балиган, собрав все языческие силы Запада и Востока, вступает в сражение с Карлом, но терпит сокрушительное поражение и погибает. Изменника Ганелона привозят в Ахен, где приговаривают к смерти и подвергают казни четвертованием. Вопрос об авторстве поэмы стал предметом полемики. Согласно историческим документам, Карл Великий вернулся во Францию 15 августа 778, после неудачной попытки захватить Сарагосу. Когда армия проходила через Пиренеи, на арьергард напали из засады баски, которые затем разбежались с добычей. Среди погибших в стычке был герцог Бретонской марки Роланд. Это событие могло быть переосмыслено в процессе медленного вызревания легенды в устной и(или) письменной традиции, но не исключено, что это творение одного человека. Судя по всему, оксфордский вариант очень близок к первоначальной версии, созданной в конце 11 в., незадолго до Первого крестового похода, духом которого проникнута поэма, хотя сам он в тексте не упоминается. Весьма вероятно, что автором был названный в последней строке Турольд. Несмотря на отсутствие достойных образцов, поэт сумел использовать все возможности пребывавшего в стадии становления французского языка и создать мастерское произведение, где характеры и страсти изображены с присущими эпосу силой, простотой и лаконичным красноречием.

ЛИТЕРАТУРА

Песнь о Роланде. М., 1974

ПЕСТИЦИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕСЧАНИК

ПЕСЧАНИК - осадочная горная порода, состоящая из сцементированных обломков песчаной размерности. Формируется главным образом из морских, пляжевых и озерных отложений, реже из дюнных песков. Цементирующими веществами служат глинистый материал, оксиды железа, карбонаты кальция и кремнезем. В зависимости от цвета цемента песчаники имеют чаще белую или серую, иногда желтую, тускло-желтую, бурую, розовую, красную и даже зеленую окраску. Песчаные частицы обычно хорошо окатаны и состоят преимущественно из кварца. Строение песчаников слоистое, эоловые или дельтовые песчаники бывают косослоистыми. Слабо сцементированные песчаники имеют рыхлое сложение и могут быть насыщены подземными водами, нефтью и газом. Песчаники широко распространены во всем мире и используются человеком с древнейших времен. Они применяются для изготовления бетона и дорожных покрытий, гончарных изделий и фарфора, литейных форм, абразивов и стекла, в качестве строительного и бордюрного камня, для мощения дорог, изготовления точильных камней.

ПЕТЕН АНРИ ФИЛИПП

ПЕТЕН Анри Филипп (Ptain, Henri Philippe Benoni Omer)

АНРИ ФИЛИПП БЕНОНИ ПЕТЕН

АНРИ ФИЛИПП БЕНОНИ ПЕТЕН

(1856-1951), военный и политический деятель Франции. Родился 24 мая 1856 в Коши-а-ля-Тур (Па-де-Кале). В 1878 окончил военное училище Сен-Сир. В 1915 в период Первой мировой войны получил звание генерал-лейтенанта. Высшим достижением его военной карьеры стала успешная защита Вердена с февраля по май 1916. В мае 1917 Петен сменил на посту главнокомандующего французской армией Р.Ж.Нивеля, показательными казнями пытался укрепить дисциплину среди уставших от войны солдат. 19 ноября 1918 получил звание маршала Франции. В 1925-1926 Петен подавил восстание Абдель Керима в Марокко. В 1929 был избран во Французскую Академию, позже занялся политической деятельностью, став военным министром в правительстве Думерга (февраль - ноябрь 1934) и послом Франции в Испании после победы Франко (1939-1940). После оккупации Франции Петен 16 июня 1940 занял оставленный П.Рейно пост премьер-министра и 22 июня заключил перемирие с Германией. 2 июля он перенес свое правительство в Виши, где 10 июля на совместном заседании палаты депутатов и сената получил всю полноту власти в качестве главы французского государства. Петен возглавлял коллаборационистское правительство, которое сотрудничало с нацистами по всем направлениям, включая отправку евреев в лагеря смерти. В 1944, когда немецкие войска были изгнаны из Франции, Петен бежал в Германию, в апреле 1945 перебрался в Швейцарию, затем решил вернуться во Францию и был арестован на границе. Он обвинялся в добровольном сотрудничестве с врагом, был признан виновным и 15 августа 1945 приговорен к смертной казни. Приговор был заменен пожизненным заключением, которое Петен вплоть до самой смерти 23 июля 1951 отбывал на острове Йе у берегов Бретани.

ЛИТЕРАТУРА

Киссельгоф И. С. История Франции в годы Второй мировой войны. М., 1975

ПЕТИ РОЛАН

ПЕТИ Ролан (Petit, Roland) (р. 1924), французский хореограф и руководитель труппы, родился в Вильмомбле. Возглавлял несколько коллективов, в том числе "Балет Парижа" (1948), "Балет Ролана Пети" (1953) и "Национальный балет Марселя" (в 1972-1998). Его спектакли могли быть романтическими или комедийными, но всегда несли отпечаток его индивидуальности: Юноша и Смерть (1946), Кармен (1949), Утерянный рай (1967), Собор Парижской Богоматери (1974) и Пруст - перебои сердца (1973).

ПЕТИПА МАРИУС

ПЕТИПА Мариус (Petipa, Marius) (1818-1910), артист и хореограф, по национальности француз, родился в Марселе, работал в России. Величайший хореограф второй половины 19 в., он возглавлял петербургскую императорскую балетную труппу, где поставил свыше 50 спектаклей, ставших образцами стиля "большого балета", сформировавшегося в эту эпоху в России. Наиболее знаменита его Спящая красавица (музыка Чайковского, 1890).

ПЕТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (ок. 1100 - ок. 1160), средневековый богослов, епископ Парижский, известный как Magister Sententiarum (Учитель Сентенций, по названию его главного произведения), родился предположительно в Новаре (в то время в Ломбардии) ок. 1100. Обучался в Болонском, Реймсском и Парижском университетах, преподавал теологию в школе собора Нотр-Дам в Париже. Около 1158 был избран епископом Парижским. Умер Петр Ломбардский в Париже вскоре после 1160. Петр Ломбардский был одним из самых влиятельных схоластических богословов 12 в., его Сентенции использовались в качестве основного учебника в теологических семинариях вплоть до 16 в. Основные сочинения теолога были написаны между 1145 и 1151 и включали Толкования на Псалмы, Толкования на послания апостола Павла, Проповеди и труд, прославивший его имя, один из лучших богословских компендиев той эпохи - Четыре книги сентенций (Sententiarum libri quattuor). Составленные в форме вопросов и ответов, они охватывали все области теологии и сводили ее в стройную систему. Сентенции, в которых заметно влияние Абеляра, Гуго Сен-Викторского и Грациана, состоят из четырех книг, первая из которых трактует о Боге и Троице, вторая - о творении и об ангелах, третья - о боговоплощении, искуплении человека и десяти заповедях, а четвертая - о христианских таинствах.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ПЕТРА

ПЕТРА - знаменитый вырубленный в скале город, столица набатийских арабов, впервые упомянутых в надписях Ашшурбанипала (7 в. до н.э.) и живших на территории Иордании после эдомитян и моавитян, основавших царство, наивысший расцвет которого приходится на период с 4 в. до н.э. по 2 в. н.э. Как свидетельствуют находки не только из Петры, но со всей территории Иордании, набатеи достигли высокого уровня мастерства в изготовлении керамики, архитектуре, технике и искусстве. Их столица располагалась примерно на полпути между портом Эцион-Гебер в заливе Акаба и портом Газа на побережье Средиземного моря; она стала крупнейшим торговым центром, через который товары из Аравии и с Дальнего Востока попадали в страны Запада. Процветание Петры продолжалось до тех пор, пока в 106 она не была завоевана римлянами и низведена до положения небольшой провинции Римской империи; ее соперник - город Пальмира под римским покровительством сосредоточил в своих руках торговлю, прежде обогащавшую купцов Набатеи. Город занимает защищенную скалами долину, лежащую на высоте 850 м над у.м., на горном массиве к востоку от Вади-эль-Араба, высшей точкой которого является гора Джебел-Харун. С востока в долину ведет русло Вади-эль-Муса, пролегающее через ущелье эс-Сик, а затем через Вади-эс-Сийяф и впадающее на востоке в Вади-эль-Араба. Сохранившиеся до наших дней сооружения Петры включают вырубленные в скалах храмы, жилища, гробницы, водохранилища, акведуки и алтари. Если приближаться к городу по теснине эс-Сик, первым открывающимся взору крупным памятником оказывается эль-Хазнех -находящийся в цельной скале храм с двухъярусным фасадом высотой ок. 20 м. Неподалеку имеется полукруглый театр, вмещавший до 3000 человек. На хребте над ним - прямоугольный двор с каменным алтарем. На западном краю ущелья-вади помещаются т.н. "обелиск", "урна", "коринфская" и "трехэтажная" гробницы. Посреди долины - там, где находилась большая часть города набатейской эпохи, - сохранился лишь один храм, представляющий собой обширное квадратное здание с массивными каменными стенами и относящийся, по-видимому, к римской эпохе. На плато немного восточнее расположен храм эль-Дейр, как и эль-Хазнех, целиком вырубленный в скале, но вдвое превышающий его по высоте. По другую сторону Вади-эс-Сийяф возвышается гигантский скальный массив Умм-эль-Бийяра; возможно, именно он фигурирует в Библии под названием "Села". В надписях из Петры в качестве набатейских божеств упомянуты бог Душара (Дусар) и богиня аль-Уцца.

ПЕТРАРКА ФРАНЧЕСКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРОНИЙ ГАЙ

ПЕТРОНИЙ Гай - или Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter), римский писатель-сатирик и поэт, погибший, согласно Тациту (Анналы XVI 18), в 66 н.э. В своем труде Тацит дает замечательный портрет Петрония. Здесь рассказывается, как Нерон вынудил писателя покончить с собой, принеся Петрония в жертву ревности Тигеллина, наиболее беспринципного и властного из своих советников. Кроме того, Тацит сообщает, что Петроний составил себе репутацию праздностью и потаканием своим прихотям, что воспринималось окружающими не как развращенность, а как особая изысканность. Поэтому самые вольные высказывания и поступки Петрония воспринимались как должное, и в качестве личного друга Нерона он сделался его главным экспертом в вопросах вкуса и этикета (arbiter elegantiae). В то же время на посту проконсула Вифинии и римского консула Петроний доказал свои способности и в области общественных дел. Смерть Петрония, как и вся его жизнь, была свидетельством полной внутренней независимости: в качестве завещания он составил подробный перечень бесчинств Нерона, указав также имена участников его оргий. С достаточным основанием можно говорить о том, что описанный Тацитом Петроний и автор романа, известного под названием Сатирикон (Satyricon), - одно и то же лицо. От этого произведения сохранились лишь большие отрывки из пятнадцатой и шестнадцатой книг, однако они не дают возможности судить о том, чему был посвящен роман в целом и насколько хорошо отражают эти фрагменты содержание всей книги. В этих отрывках мы оказываемся свидетелями хаотических и непристойных похождений некоего Энколпия и его товарищей в городах южной Италии. Самый знаменитый эпизод описывает роскошное пиршество ("Пир Тримальхиона") в доме Тримальхиона, богатого вольноотпущенника. Поведение сотрапезников и их беседы производят еще более шокирующее впечатление, чем сам обед. В своих описаниях Петроний подражает Варрону, перемежая прозаический текст стихотворными строками. Так, желая сделать более ясной картину падения Трои, престарелый поэт Эвмолп декламирует 65 ямбических триметров, а позднее, обсуждая эпическую поэзию, декламирует 295 строк гекзаметра, посвященных гражданской войне, которые являются пародией на Фарсалию Лукана. Сам Энколпий, от лица которого ведется повествование, пользуется чистой латынью, однако многие персонажи вставляют в свою речь занятные жаргонизмы, и все в целом оказывается единственным в своем роде увлекательным повествованием (подчас ошеломляюще непристойным) о современных Петронию нравах. Хотя Петроний нигде не осуждает непристойность и вульгарность, вполне возможно, что цель автора состояла в том, чтобы показать читателям деградацию римского общества.

ЛИТЕРАТУРА

Петроний Арбитр. Сатирикон. М. - Л., 1924 (репринт 1990) Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт. Лонг. Дафнис и Хлоя. Петроний. Сатирикон. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. М., 1969 Античный роман. М., 1969 Античный плутовской роман. Л., 1991

ПЕЧЕЙ И ТОПОК ТЕХНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЧЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕШКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ

ПЕШКОВСКИЙ Александр Матвеевич (1878-1933), русский лингвист, специалист по русскому языку. Родился в Томске 11 (23 по новому стилю) августа 1878. В 1906 окончил Московский университет, принадлежал к школе Ф.Ф.Фортунатова. Долгое время преподавал русский язык в гимназиях; на научных исследованиях сосредоточился довольно поздно. С 1921 - профессор московских вузов (1-го МГУ и Высшего литературно-художественного института в 1921-1924, 2-го МГУ в 1926-1932). Умер Пешковский 27 марта 1933. Большинство работ Пешковского посвящено грамматике русского языка. Главный труд - Русский синтаксис в научном освещении (1914; 3-е переработанное издание 1928), выдержавший семь изданий. Эта книга, написанная в чрезвычайно доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом. Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова, 1925). В статье Интонация и грамматика (1928) ставил проблему (в полной мере не решенную и поныне) создания особой интонационной грамматики как раздела грамматической теории. Много занимался вопросами методики преподавания русского языка, стремясь сблизить педагогическую практику с наукой (Наш язык, 1922-1927 и др.); в статье 1923 Объективная и нормативная точка зрения на язык детально проанализировал научные и культурные предпосылки и следствия различия этих двух точек зрения.

ЛИТЕРАТУРА

Пешковский А.М. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. М., 1925 Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956

ПЕЩЕРА

ПЕЩЕРА - естественная подземная полость, имеющая выход на поверхность. Формирование пещер обычно обусловлено деятельностью подземной речной сети в известняковых породах гумидных районов. Вода, просачиваясь по порам и трещинам и растворяя известняки, способствует их расширению и превращению в каверны и пещеры. Часто просочившаяся в пещеру насыщенная минералами вода испаряется. При этом образуются сталактиты (натечные образования, которые свисают с потолка пещеры) и сталагмиты (растут снизу вверх). Некоторые из таких образований весьма живописны, например, в США в пещерах Лерей (шт. Виргиния), Кристал (шт. Пенсильвания), Карлсбадских (шт. Нью-Мексико) и Мамонтовой (шт. Кентукки). Пещеры обнаружены в самых разных регионах земного шара. Изобилуют пещерами область Крас в Югославии и плоскогорье Кос на юге Франции. Пещеры формируются также в результате вулканической деятельности: при вытекании жидкой лавы из-под затвердевшего лавового потока (лавовые тоннели), наличии газовых карманов в лаве, протаивании льда под лавой. Иногда пещеры возникают в результате землетрясений. Морские волны вырабатывают пещеры в береговых уступах (например, Фингалова пещера на о.Стаффа, Гебридские о-ва, Шотландия), а реки - в бортах долины. В пустынях переносимые ветром твердые песчинки могут "выдалбливать" пещеры в скалах. Пещеры издавна служили убежищем человеку и животным. В них сохранились костные остатки, орудия труда и быта, скульптурные и наскальные изображения. Широко известны позднепалеолитические пещеры Ласко (во Франции) и Капова (в Башкирии) с хорошо сохранившейся наскальной живописью. В некоторых пещерах обитает специфическая фауна, т.н. спелеофауна, в том числе слепые и слабо видящие животные.

ПИАЖЕ ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница