Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГРА"-"ГРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГРА"-"ГРО")

ГРАФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЦИИ

ГРАЦИИ - в классической мифологии, римское наименование богинь, соответствующих греческим харитам. Первоначально - земледельческие божества, которые впоследствии стали восприниматься как персонификации радости и красоты. Их звали Аглая ("сияющая"), Эвфросина ("благомыслящая") и Талия ("цветущая"); родителями граций обыкновенно считали Зевса и океаниду Эвриному. Они были подругами муз, жили на Олимпе и входили в свиту Афродиты и Гермеса.

ГРАЧ

ГРАЧ (Corvus frugilegus), птица семейства вороновых отряда воробьиных (Passeriformes). Длина тела около 44 см. Оперение черное с фиолетово-синим отливом. У взрослых Г. кожа у основания клюва голая. Г. распространен в Центральной Европе и Азии. В СССР - к югу от Архангельска и Якутска; многочислен лишь в районах с развитым земледелием. Перелетная птица; на юге Европейской части СССР и в Средней Азии зимует. На места гнездования прилетает в марте, отлетает в октябре - ноябре. Гнездится колониями на высоких деревьях. Уничтожая разнообразных вредных насекомых, приносит большую пользу, но в период сева может вредить посевам зерновых, бахчевых и огородных культур, выклевывая семена и всходы.

ГРЕГОРИ ИЗАБЕЛЛА АВГУСТА

ГРЕГОРИ Изабелла Августа (Gregory, Isabella Augusta) (1852-1932), ирландский драматург, фольклорист, театральный режиссер. Родилась 15 марта 1852 в Роксборо (графство Голуэй, Ирландия). Девичья фамилия - Перс (Persse). В 1881 вышла замуж за У.Грегори и переехала в Кул (то же графство). В 1898 совместно с Э.Мартином и У.Б.Йитсом основала Ирландский литературный театр, ставший впоследствии ядром дублинского Театра Аббатства, художественными руководителями которого были Йитс и леди Грегори. Помимо множества переводных работ, леди Грегори написала более тридцати оригинальных - в основном одноактных комедий. Наиболее известны Слухи (Spreading the News, 1904), Гиацинт Гелвей (Hyacinth Halvey, 1906), На восходе луны (The Rising of the Moon, 1907), Комната в работном доме (The Workhouse Ward, 1908) и Рассказ Бригиты (The Story Brought by Brigit, 1924). В основу некоторых пьес положены мотивы ирландских преданий. В книге Наш ирландский театр (Our Irish Theatre, 1913) леди Грегори рассказывает о своем участии в зарождении ирландской драмы. Опубликовала также два тома ирландского сказочного эпоса - Кухулин из Муртемне (Cuchulain of Muirthemne, 1902) и Боги и воины (Gods and Fighting Men, 1904). В 1946 изданы ее Дневники (Journals). Умерла Грегори в Горте (графство Голуэй) 22 мая 1932.

См. также ТЕАТР АББАТСТВА.

ГРЕГОРИ СИНТИЯ

ГРЕГОРИ Синтия (Gregory, Cynthia) (р. 1946), американская балерина, родилась в Калифорнии. Танцевала в труппе "Сан-Франциско балле" в 1961-1965, затем была ведущей танцовщицей "Американ балле тиэтр". Ее исполнение отличалось силой и техническим совершенством. Одна из лучших ее ролей - Одетта-Одиллия в Лебедином озере.

ГРЕЗ ЖАН БАТИСТ

ГРЕЗ Жан Батист (Greuze, Jean Baptist)

(1725-1805), французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Учился у лионского художника Ш.Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже; вскоре он привлек внимание публики картиной Отец, объясняющий Библию своему семейству. В 1755-1756 Грез путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Вскоре по возращении в Париж он начал писать жанровые сцены, которые принесли ему первый успех. После неудачной попытки стать членом Академии Грез никогда не выставлял свои картины, однако это не помешало ему быть популярным художником до 1780-х годов, когда его затмил классицизм Ж.-Л.Давида. Умер Грез в Париже 4 мая 1805. Популярность Греза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 в. Он писал сцены из повседневной жизни - жанр, который принес успех Ж.Б.С.Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. Морализаторство и сентиментальность Греза связаны с идеями Руссо и Дидро. Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, заботливо разнообразя позы, чтобы выразить чувства и реакции персонажей. Красота формы подчинена дидактической цели. Среди наиболее характерных картин Греза - Паралитик, или Плоды хорошего воспитания (1763, С.-Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).

ГРЕЙ АСА

ГРЕЙ Аса (Gray, Asa)

(1810-1888), американский ботаник. Родился 18 ноября 1810 в Парисе (шт. Нью-Йорк). Окончил медицинскую школу в Фэрфилде (1830) (шт. Коннектикут). Непродолжительное время занимался медицинской практикой, однако вскоре увлекся ботаникой и поступил ассистентом к доктору Дж.Торрею в Нью-Йорке, автору известного учебника ботаники. В 1836 подписал контракт с Американской исследовательской экспедицией. Спустя два года занял должность преподавателя ботаники Мичиганского университета. В 1838 отправился в Европу, чтобы закупить книги для этого нового учреждения. Осмотрел многие ботанические сады и коллекции, в Лондоне познакомился с Р.Броуном, Ч.Дарвином и другими учеными. По возвращении в Нью-Йорк в 1839 Грей в течение трех лет работал вместе с Торреем над трудом Флора Северной Америки (Flora of North America). В 1842 был приглашен на должность профессора естественной истории в Гарвардский университет. Работал директором Ботанического сада этого университета, где создал один из богатейших в Америке гербариев. Изучив материалы, собранные ботаниками во время великих экспедиций 19 в., Грей опубликовал их результаты. Издал серию учебников, которые помогли становлению ботанического образования в США. Грей известен как последователь Ч.Дарвина и популяризатор его идей. Их переписка началась в годы, когда Дарвин писал свой труд Происхождение видов. Грей предоставил ему немало материалов, главным образом по систематике покрытосеменных и фитогеографии Северной Америки. Несмотря на то что Грей придерживался ортодоксальных религиозных взглядов, он считал совместимыми теорию эволюции и представление об акте божественного творения. Эти взгляды изложены в его известном труде Дарвиниана (Darviniana, 1876).

Умер Грей в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 30 января 1888.

ГРЕЙ ДЖЕЙН

ГРЕЙ Джейн (Grey, Jane)

(1537-1554), известная как леди Джейн Грей или (с 1553) леди Джейн Дадли, пробыла королевой Англии девять дней. Джейн, дочь Генриха Грея, маркиза Дорсета (впоследствии герцога Суффолка) и леди Фрэнсис Брэндон, внучки короля Генриха VII по женской линии, родилась в Брадгите (Лестершир) в октябре 1537. Отданная на воспитание лучшим наставникам, она смолоду поражала современников блестящими успехами в учебе. Ее опекун, лорд Сеймур Садли, задумал выдать Джейн за молодого короля Эдварда VI. Когда же Садли попал в опалу и был казнен, Джейн оказалась пешкой в политических играх герцога Нортумберленда, который принудил ее выйти замуж за его сына лорда Гилфорда Дадли. В качестве правнучки Генриха VII она имела основания претендовать на корону (старшая дочь Генриха VIII Мария долгое время считалась незаконной; к тому же протестантизм Джейн делал ее в глазах многих приемлемым кандидатом на престол). Не желавшая становиться королевой, Джейн была потрясена, даже упала в обморок, узнав о планах Нортумберленда возвести ее на трон. 10 июля 1553, через четыре дня после смерти Эдуарда, Нортумберленд провозгласил ее королевой. Сторонники Джейн поспешили заключить мир с законной наследницей Марией, которая была провозглашена королевой 19 июля. 22 августа Нортумберленд поплатился головой за свои интриги. Леди Джейн, ее муж и отец были заключены в Тауэр и приговорены к смерти. Отца вскоре помиловали, однако уже в следующем году он принял участие в восстании Уайета. Это определило судьбу Джейн: она и ее муж были обезглавлены в Лондоне 12 февраля 1554. 11 дней спустя был казнен и отец.

ГРЕЙ ИЛАЙША

ГРЕЙ Илайша (Gray, Elisha)

(1835-1901), американский изобретатель. Родился 2 августа 1835 в Барнсвилле (шт. Огайо). Получил образование в Оберлинском колледже, зарабатывая на жизнь и учебу плотницким ремеслом. По окончании колледжа занялся экспериментами в области электричества, в частности телеграфии. В 1867 запатентовал телеграфное реле с автоматической регулировкой, затем изобрел телеграфный коммутатор, оповестительное устройство для отелей, телеграфный повторитель, буквопечатающий аппарат для частных телеграфных линий. 14 февраля 1876 Грей одновременно с А.Беллом подал заявку на изобретение телефона. Когда Беллу 7 марта 1876 был выдан патент, Грей начал многолетнее судебное разбирательство. В 1893 Верховный суд США вынес решение по этому делу в пользу Белла. Среди работ Грея наиболее известны Электрические исследования в области тональной телеграфии и телефонии (Electrical Researches in Electro-Harmonic Telegraphy and Telephony, 1878) и Чудеса природы (Nature's Miracles, 1899-1900). Умер Грей в Ньютонвилле (шт. Массачусетс) 21 января 1901.

ЛИТЕРАТУРА

Митчел У. Американские ученые и изобретатели. М., 1964

ГРЕЙ ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЙВС РОБЕРТ

ГРЕЙВС Роберт (Graves, Robert)

РОБЕРТ ГРЕЙВЗ

РОБЕРТ ГРЕЙВЗ

(1895-1985), английский поэт и романист. Родился 26 июля 1895 в Лондоне. Университетское обучение Грейвза было прервано Первой мировой войной, во время которой он служил в Королевском валлийском стрелковом полку. Военный опыт живо описан в его воспоминаниях Прости-прощай всему тому (Good-bye to All That, 1929). В 1926 Грейвз получил ученую степень в Сент-Джонз-колледже Оксфордского университета и место преподавателя английской литературы в Египетском (ныне Каирском) университете. В 1920-е годы основные силы Грейвз отдавал поэтической деятельности. Жанровый репертуар его творчества расширился после пребывания на Мальорке в 1930-е годы. Грейвз-поэт - теоретик и практик - был поборником "чистой" поэзии, свободной от "примеси" личных переживаний и нравственных установлений. Поэзия Грейвза представлена в книгах Стихотворения (Collected Poems, 1959), Еще стихотворения (More Poems, 1961), Новые стихотворения (New Poems, 1961) и Стихотворения 1970-1972 (Poems 1970-1972, 1973). Широко известным Грейвза сделали исторические романы Я, Клавдий (I, Claudius, 1934) и Клавдий-бог (Claudius the God, 1935) - из римской истории, а также Золотое руно (Hercules My Shipmate, 1945) и Царь Иисус (King Jesus, 1946), изображающие, соответственно, античные и новозаветные времена. Из-под пера Грейвза вышли также исследование по мифологии Белая богиня (The White Goddess, 1948), сборники литературно-критических эссе Главная привилегия (The Crowning Privilege, 1956) и Пища кентаврам (Food for Centaurs, 1960), а также новаторский перевод Рубайат Омара Хайяма (1967).

Умер Грейвз в Дейе (о. Мальорка) 7 декабря 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Грейвз Р. Скрипка за пенни. Стихи. М., 1965 Грейвз Р. Я, Клавдий. Л., 1991

ГРЕЙНДЖЕР ПЕРСИ ОЛДРИДЖ

ГРЕЙНДЖЕР Перси Олдридж (Grainger, Percy Aldridge) (1882-1961), австралийский композитор и пианист, родился в Брайтоне (район Мельбурна) 8 июля 1882. В начале своей музыкальной карьеры познакомился с норвежским композитором Э.Григом, который высоко оценил его талант. Грейнджер стал особенно популярен как исполнитель сочинений Грига. Его творчество неотъемлемо от народной музыки, которую он записывал во время своих гастролей. Среди самых известных сочинений Грейнджера, созданных на основе музыкального фольклора, - Сельские сады (Country Gardens) и Пастуший привет (Shepherd's Hey).

Умер он в Уайт-Плейнсе (шт. Нью-Йорк) 21 февраля 1961.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕНАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕНЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕТРИ АНДРЕ ЭРНЕСТ МОДЕСТ

ГРЕТРИ Андре Эрнест Модест (Gretry, Andre Ernest Modeste) (1741-1813), бельгийский оперный композитор, родился 8 февраля 1741 в Льеже. Учился музыке в Риме, затем переехал в Париж (1768), где написал около 50 опер. Самые значительные из них - комические оперы Говорящая картина (Le Tableau parlant), Земира и Азор (Zemire et Azor), Ревнивый любовник (L'Amant jaloux), Деревенское происшествие (L'preuve villageoise) и опера Ричард Львиное сердце (Richard Coer de Lion). Гретри не был "ученым" композитором: его гармонии бедны, об оркестровке и контрапункте он имел слабое представление. Однако ему необычайно удавались драматические сцены и интерпретация речи персонажей. Умер Гретри в Монморанси 24 сентября 1813.

ЛИТЕРАТУРА

Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII в. М., 1985

ГРЕХОПАДЕНИЕ

ГРЕХОПАДЕНИЕ - в христианском вероучении, "первородный" грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность - плод их общения с Богом - была знаком их нравственного совершенства: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут "как боги, знающие добро и зло", убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял. Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.

См. также ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ГРЕЦ ГЕНРИХ

ГРЕЦ Генрих (Graetz, Heinrich)

(1817-1891), еврейский историк и экзегет, родился в Познани (Польша) 31 октября 1817. После получения традиционного еврейского образования учился в 1837-1840 у видного приверженца ортодоксального иудаизма Самсона Гирша, ставшего впоследствии раввином в Ольденбурге. В 1842 поступил в университет Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), а затем в университет Йены, где получил докторскую степень (1845). С 1854 до самой смерти преподавал историю и экзегезу. В 1860 стал профессором университета Бреслау. Приверженец ортодоксального иудаизма, Грец участвовал в полемике с представителями реформистского иудаизма. Большую известность как историку принес Грецу его многотомный труд История евреев от древнейших времен до современности (Geschichte der Juden von den ltesten Zeiten bis auf die Gegenwart, 1853-1876). Во время работы над ним он совершил путешествие в Палестину.

Умер Грец в Мюнхене 7 сентября 1891.

ГРЕЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЦИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЦИЯ. ИСТОРИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЦИЯ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧАНИНОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ

ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович (1864-1956), русский композитор, живший после 1925 во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 25 октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у С.И.Танеева, Н.Д.Кашкина и В.И.Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, Добрыня Никитич, была поставлена в московском Большом театре в 1903. Вторая, Сестра Беатриса (по Метерлинку) - в 1912 в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 жил в США (получил американское гражданство в 1946). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - Женитьба (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга Моя жизнь.

Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.

ЛИТЕРАТУРА

Александров Ю. Страницы жизни. - Советская музыка, 1964, № 10 Нелидова-Фивейская Л. Последние годы. - Советская музыка, 1964, № 10

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (гравюра Н.И.Уткина, 1874).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (гравюра Н.И.Уткина, 1874).

(1795-1829), русский драматург и дипломат. Родился 15 января 1795 в Москве. Подобно своему современнику А.С. Пушкину, Грибоедов принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире Горе от ума, представляющей собой великое достижение русского театра. В пятнадцать лет окончил Московский университет, во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. С 1815 служил по дипломатической части сперва на Кавказе, затем в Персии. В 1826, исполняя должность секретаря по иностранной части при главнокомандующем в Грузии генерале А.П.Ермолове, был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но в конце концов он был оправдан и освобожден. За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 награжден орденом и назначен послом в Персии. Он стремился скрупулезно выполнять условия им самим составленного договора. Зять шаха Алаяр-хан, у которого из гарема сбежали под защиту русских две армянки, поднял мятеж, и 11 февраля 1829 толпа мусульман-фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. Грибоедов погиб со шпагой в руке. Великая пьеса Грибоедова написана в классической манере, ее можно поставить в один ряд с обличительными творениями Мольера и Шеридана. Разностопный рифмованный ямб звучит естественно и непринужденно, диалоги отличаются живостью и остроумием. Идеалист Чацкий, пылкий молодой человек, вернувшись из заграничного путешествия, попадает "с корабля на бал" и немедленно принимается обличать пороки светского общества - московского, а по существу - любого другого. Все характеры представляют собой яркие типы и вырисованы с поразительным мастерством. Минуя цензурные рогатки, пьеса широко расходилась в списках; полностью напечатана лишь в 1833. Впервые поставленная в 1831, с тех пор она не сходит с русской сцены.

ЛИТЕРАТУРА

Орлов В.Н. Грибоедов: Очерк жизни и творчества, 2-е изд. М., 1954 Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. - В кн.: Тынянов Ю. Сочинения, тт. 1-3. М. - Л., 1959 Грибоедов А.С. Сочинения, тт. 1-4. М., 1971 А.С.Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Сб. статей. Л., 1977 Грибоедов А.С. Избранное: Пьесы. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1978 Лебедев А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980 А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980

ГРИБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГ НУРДАЛЬ

ГРИГ Нурдаль (Grieg, Nordahl) (1902-1943), норвежский писатель. Родился 1 ноября 1902 в Бергене. Доводился дальним родственником композитору Э.Григу (1843-1907). Ему прочили университетскую карьеру, но уже в ранние годы он предпочел странствия по континентальной Европе и богатую приключениями стезю журналиста. Собственные его стихи представляли собой эмоциональные "киплинговские" вариации на тему патриотизма; в драмах заметно влияние русских писателей, они подчеркнуто современны, особенно Наша слава и наше могущество (Vr re og vr mart, 1935) и Поражение (Nederlaget, 1937). Его лучший роман Мир еще должен стать молодым (Men ung m verden ennu vre,1939) создавался под впечатлением от московских судебных процессов и участия в Гражданской войне в Испании. В 1940 Григ воевал против немецких оккупантов, вошел в норвежское правительство в Лондоне, написал прекрасные циклы стихотворений, питавших дух Сопротивления. Погиб на борту бомбардировщика во время воздушного налета на Берлин 3 декабря 1943.

ЛИТЕРАТУРА

Григ Н. Избранное. М., 1956 Нурдаль Григ. Биобиблиографический указатель. М., 1958 Григ Н. Пьесы. М., 1960 Крымова Н. Нурдаль Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1965 Григ Н. Избранная лирика. М., 1969 Григ Н. Стихотворения. М., 1988

ГРИГ ЭДВАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН

СВ. (Григорий Богослов) (ок. 329 - ок. 390), отец и учитель церкви, один из трех "великих каппадокийцев" (наряду с Василием Великим и Григорием Нисским). Родился в Арианзе в Каппадокии, близ города Назианза, где его отец был епископом. Обучался в Афинах и в Александрии; в 362 стал пресвитером, помогал своему отцу в управлении епархией. Хотя сам Григорий был больше склонен к созерцательной жизни, его успехи в управлении церковью, красноречие и твердость во взглядах в конце концов привели к избранию архиепископом Константинопольским. Он сыграл видную роль на I Константинопольском соборе (381), однако антиправославная оппозиция вынудила его отказаться от председательства на этом соборе и от епископской кафедры. После этого он удалился на родину, в Арианз, где остаток дней посвятил молитвенному созерцанию и сочинению религиозных поэм. Кроме 245 писем и 45 "слов" (богословских проповедей), Григорий сочинил 177 поэм и гимнов, включая пространную стихотворную автобиографию О моей жизни. Григорий прославился прежде всего красноречием, однако он был глубоким теологом, в своем учении следовавшим главным образом за своим ближайшим другом св. Василием Великим. День памяти святого 2 января (в Русской православной церкви - 25 января по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

СВ. (ок. 335 - ок. 394), отец церкви, родился в Каппадокии. Преподавал риторику, но под влиянием двух других "каппадокийцев" - своего брата, св. Василия Великого, и св. Григория Назианзина - стал монахом, а позднее, вопреки своему желанию и под влиянием того же Василия, принял сан епископа Ниссы в Каппадокии. Он регулярно проповедовал в Константинополе и участвовал в работе I Константинопольского собора (381). Не слишком умелый администратор, Григорий вместе с тем был талантливым проповедником и глубоким богословом. Увлеченный неоплатонизмом и учением Оригена, он стремился показать красоту христианской аскетики (особенно в Житии Макрины, посвященном его сестре, и в сочинении О девстве) и обосновать догматы троичности, божественности Христа и искупления. В своем учении он следовал преимущественно за Василием Великим и Григорием Назианзином. Помимо посланий (ок. 30) и многочисленных проповедей и экзегетических сочинений, к важнейшим его трудам относятся трактат Против Евномия в 12 книгах (ок. 381) и Большой катехизис (после 381). День памяти святого 9 марта (в Русской православной церкви - 9 марта по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis) (538-594), франкский священник и историк, настоящее имя - Георгий Флоренций; родился в знатном семействе в Августонеметуме (ныне Клермон-Ферран) 30 ноября 538, воспитывался у дяди, св. Галла. Совершил паломничество к мощам св. Мартина в Туре в 563. Был посвящен в дьяконы. Остался жить у своего кузена Ефрония, епископа Турского, пост которого занял после его смерти в 573. Избрание было утверждено Сигебертом I, королем Австразии. Два года спустя Сигеберт был убит, и Григорию пришлось иметь дело с захватившим Тур королем Нейстрии Хильпериком I, который позволял себе нападки на церковь. Резко отрицательное отношение к королю привело в 580 к судебному преследованию по обвинению в оскорблении королевы Фредегонды, однако Григорий не только смог отвести от себя обвинения перед церковным советом в Берни, но и завоевал доверие короля, став в результате его советником. В 585 Тур вновь оказался под властью Австразии и сына Сигеберта Хильдеберта II. Григорий стал влиятельной фигурой при дворе и дожил до того дня, когда Хильдеберт вступил во владение Бургундией (593). Григорий, которого иногда называют отцом французской истории, был плодовитым автором. Его важнейшая работа - состоящая из 10 книг История франков (Historia francorum), последние пять книг посвящены времени, в котором жил он сам. Григорий пытался сохранить объективность, однако осуждал тех королей, особенно Хильперика, которые позволяли себе нападки на церковь, и замалчивал неблаговидные поступки и даже преступления других правителей. Среди прочих его сочинений - жития епископов, отшельников и аббатов Галлии, трактаты о чудесах. Умер Григорий в Туре 17 ноября 594 и вскоре после смерти был причислен к лику святых.

ГРИГОРОВИЧ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в 1962 назначен балетмейстером этого театра, а в 1964 - главным балетмейстером Большого театра, где поставил балеты Спартак (музыка Хачатуряна, 1968), Иван Грозный (на музыку Прокофьева в обработке Чулаки, 1976) и Золотой век (музыка Шостаковича, 1982), а также собственные редакции ряда балетов классического наследия. Во многих из них выступала его жена, Наталия Бессмертнова. В 1980-1990-е годы в руководимой им труппе Большого театра выросли замечательные артисты - Нина Ананиашвили, Ирек Мухамедов, Андрис Лиепа и Алексей Фадеечев.

ГРИГОРЬЕВ АПОЛЛОН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИЗИ КАРЛОТТА

ГРИЗИ Карлотта (Grisi, Carlotta) (1819-1899), итальянская балерина, первая исполнительница роли Жизели. Родилась в Визинаде. Ученица Ж.Перро, выступала во всех столицах Европы и в петербургском Мариинском театре. Отличаясь необыкновенной красотой, она обладала в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Тальони.

ГРИЛЬПАРЦЕР ФРАНЦ

ГРИЛЬПАРЦЕР Франц (Grillparzer, Franz)

ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР

ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР

(1791-1872), выдающийся австрийский драматург и поэт. Родился 15 января 1791 в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 стал директором имперских архивов, в 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника. Грильпарцер серьезно изучал историю, философию и литературу многих стран - как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы - Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847). Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сафо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818-1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду. Его следующие две трагедии, Величие и падение короля Оттокара (Knig Ottokars Glck und Ende, 1825) и Верный слуга своего господина (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828), развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал Волны моря и любви (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка Сон - жизнь (Der Traum, ein Leben). Единственная комедия Грильпарцера, Горе лжецу (Weh' dem, der lgt), увидела свет в 1838; эта серьезная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: Либуса (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; Раздор в доме Габсбургов (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552-1612), и Еврейка из Толедо (Die Jdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

ЛИТЕРАТУРА

Грильпарцер Ф. Пьесы. М. - Л., 1961

ГРИМАЛЬДИ

ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi), верхнепалеолитическая культура, названа по гротам Гримальди - группе пещер, расположенных около франко-итальянской границы близ Ментона (Франция). Хотя верхние слои памятника одновременны мадленской эпохе во Франции, изделия из кости и рога в этой культуре отсутствуют, а кремневые предметы демонстрируют локальный вариант развития культуры граветт. Культура Гримальди распространена до южной оконечности Италии, где она засвидетельствована в Романетти близ Отранто.

ГРИММ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИММ ЯКОБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИММЕЛЬСХАУЗЕН ХАНС ЯКОБ КРИСТОФФЕЛЬ

ГРИММЕЛЬСХАУЗЕН Ханс Якоб Кристоффель (Grimmelshausen, Hans Jakob Christoffel von) (ок. 1622-1676), немецкий писатель. Родился предположительно ок. 1622 в Гельнхаузене (Гессен). Вероятно, похищенный в детстве солдатами, воочию наблюдал ужасы Тридцатилетней войны. К концу ее был полковым писарем в Оффенбурге (Баден), где и осел; по-видимому, обратился в католичество, в 1849 женился. Был управляющим имениями графов фон Шауэнбуг в Ренхтале, затем экономом замка в Улленбурге, где наладил связи с литературными кругами Страсбурга. Держал постоялый двор в Гайсбахе, в 1667 стал старшиной и сборщиком податей в Ренхене. В 1665, побуждаемый нуждой, Гриммельсхаузен обратился к сочинительству. В 1666 выходят в свет нравоучительный Сатирический Пильграм (Satyrische Pilgram) и роман Целомудренный Иосиф (Der keusche Joseph), наставлявший в благочестии. Вслед за этими пробами пера Гриммельсхаузен опубликовал свое главное произведение Похождения Симплициссимуса (Der abenteurliche Simplicissimus, кн. 1-5, 1668). В 1669 он добавил шестую книгу, изобразившую Симплициссимуса благочестивым отшельником на благодатном острове в Южных морях (Индийский океан). Однако воображение автора не желало расставаться с персонажем: появляются многочисленные "продолжения" о судьбах героев второго плана. Значительнее прочих повесть о маркитантке (1670), вдохновившая Б.Брехта на Мамашу Кураж; Удивительный Шпрингинсфельд (Der seltzame Springinsfeld, 1670) и Волшебное птичье гнездо (Das wunderbarliche Vogel-Nest, 1672; 1675), объявленные книгами VII-X Симплициссимуса. С 1669 по 1671 вышли три календаря с волшебными сказками, в 1671 - Вечный календарь (Ewigwhrender Kalender). Сказочно-фантастическими мотивами пронизаны Первый Лежебок (Der erste Brnhuter), Призрачная сума (Gaukeltasche), Гордый Мельхер (Stolzer Melcher), Война усов и бород (Bartkrieg), Немецкий Михаил (Deutscher Michel), Висельный человечек (Galgenmnnlein). В куртуазных романах Дитвальт и Амалинда (Dietwalt und Amelinde, 1670) и Проксимус и Лимпида (Proximus und Lympida) Гриммельсхаузен отдал дань прециозной литературе. Умер Гриммельсхаузен в Ренхене 17 августа 1676.

ЛИТЕРАТУРА

Розен М.Т. Человек и мир в романе Гриммельсгаузена "Симплициссимус". - В кн.: Вопросы зарубежной литературы. М., 1968 Гриммельсгаузен Г.Я.Х. Симплициссимус. М., 1976 Морозов А.А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984

ГРИМТОРП ЭДМУНД БЕКЕТТ

ГРИМТОРП Эдмунд Бекетт (Grimthorpe, Edmund Beckett)

(1816-1905), английский юрист, писатель, изобретатель и архитектор. Гримторп (первоначальное имя Эдмунд Бекетт Денисон) родился 12 мая 1816 в Карлтон-Холле (близ Ньюарка, Ноттингемшир). В зрелые и преклонные годы интересовался главным образом часовым делом и церковной архитектурой. В 1851, когда предлагались разнообразные планы устройства часов в башне Виктории здания Парламента, к Гримторпу, а также к королевскому астроному Дж.Эри обратились с просьбой выступить в роли арбитра. Гримторп оказал помощь в создании окончательного проекта часов с четырьмя циферблатами, которые начали отсчитывать время с 1860, - "Биг Бена". Гримторп изобрел для "Биг Бена" гравитационный регулятор хода, который стал стандартным механизмом для башенных часов. В 1874 он унаследовал от отца, сэра Эдмунда Бекетта Денисона, титул баронета, а с 1886 стал бароном Гримторпом. В конце 1870-х Гримторп предпринял на свои средства реставрацию и перестройку церкви аббатства Сент-Олбанс (Хартфордшир). Выполненный им проект, осуществление которого было завершено лишь к 1894, подвергся резкой критике многих архитекторов. Гримторпу принадлежат сочинения, посвященные различным областям знания. Среди его трудов - Происхождение законов природы (Origin of the Laws of Nature); Книга о строительстве (A Book on Building); Астрономия без математики (Astronomy Without Mathematics); Трактат о карманных и башенных часах и о колоколах (A Treatise on Clocks, Watches and Bells). Умер Гримторп в Лондоне 29 апреля 1905.

ГРИН ГРЭМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИН ДЖОРДЖ

ГРИН Джордж (Green, John Richard) (1837-1883), английский историк, родился в Оксфорде 12 декабря 1837. Получил образование в Модлин-колледж-скул и Джизус-колледже Оксфордского университета, в 1863 стал приходским священником в церкви Святой Троицы в Хокстоне, а в 1866 - в церкви св. Филиппа в Степни. По состоянию здоровья вынужден был изменить образ жизни и стал библиотекарем в Ламбетском дворце, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского. Грин интересовался средневековой английской историей и в 1874 опубликовал Краткую историю английского народа (Short History of the English People). Книга написана живо и увлекательно, но, сожалению, в первых разделах своего труда Грин пользовался ненадежными источниками, и сегодня его книга имеет скорее литературный, чем научный интерес. Грин расширил ее до четырех томов, выпустив Историю английского народа (A History of the English People, 1877-1880), результатом более детального исследования стали книги Становление Англии (The Making of England, 1882) и Завоевание Англии (The Conquest of England, 1883). Умер Грин в Ментоне (Франция) 7 марта 1883.

ЛИТЕРАТУРА

Грин Дж. История английского народа, тт. 1-4. СПб, 1891-1892

ГРИН РОБЕРТ

ГРИН Роберт (Greene, Robert) (1558-1592), английский поэт, прозаик и драматург. Родился в Норидже, крещен 11 июля 1558. Закончив Кембриджский университет, Грин одним из первых в Англии стал зарабатывать на жизнь литературным трудом. Обладатель весьма скромного дарования, он обрел популярность благодаря романам, памфлетам и драмам. Вел беспорядочный образ жизни, часто нуждался. Умер Грин в Лондоне 3 сентября 1592. Вначале Грин подражал дидактической манере Д.Лили - Мамиллия (Mamillia, 1580), позже под влиянием Аркадии Ф.Сидни и греческих романов создал лучшие свои пасторальные романы Пандосто (Pandosto, 1588) и Менафон (Menaphon, 1589). После 1590 в его "плутовских" памфлетах 1591 и 1592, разоблачающих лондонских мошенников, и в исповедальных памфлетах Крупица ума, сторицей оплаченная раскаянием (Groatsworth of Wit Bought with a Million of Repentance, 1592) и Раскаяние (Repentance, 1592), дописанных уже на смертном одре, обратился к реализму. Из множества приписываемых ему пьес Грину безусловно принадлежат Альфонс, король Арагонский (Alphonsus, King of Aragon, 1587), Неистовый Роланд (Orlando Furioso, ок. 1589), Монах Бэкон и монах Бонгэй (Friar Bacon and Friar Bungay, ок. 1590) и Яков IV (James IV, ок. 1590); совместно с Т.Лоджем написана пьеса Зерцало для Лондона и Англии (A Looking Glass for London and England, ок. 1590). По всей вероятности, Грин написал также Джорджа Грина (George-a-Greene, после 1587). Неудачно подражая в Альфонсе и Роланде нерифмованному ямбу Кр.Марло, он впадает в напыщенность; сказочные сцены в самой известной пьесе Грина Монах Бэкон и монах Бонгэй - также явная попытка состязаться с Доктором Фаустом Марло. В Монахе Бэконе и монахе Бонгэе и в Якове IV Грин заложил основы романтической комедии, с ее идеализированными героинями, порой рядящимися в мужское платье, и трогательной любовной историей. В этих пьесах много схожего с романтическими комедиями Шекспира.

ЛИТЕРАТУРА

Стороженко Н. Роберт Грин. Его жизнь и произведения. М., 1878

ГРИН ТОМАС ХИЛЛ

ГРИН Томас Хилл (Green, Thomas Hill) (1836-1882), английский философ, представитель неогегельянства. Родился 7 апреля 1836 в Беркине (графство Йоркшир). Сын англиканского священника. Получил образование в Рагби и в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, в котором впоследствии состоял научным сотрудником и наставником (с 1860 по 1878). В 1878 был избран профессором моральной философии и занимал этот пост до своей преждевременной смерти в Оксфорде 26 марта 1882. Грин являлся самым влиятельным преподавателем в Оксфорде, а возможно и во всей Англии, в последней четверти 19 в. Благодаря Грину эмпиризм Юма и Милля и натурализм Спенсера уступили место интересу к абсолютному идеализму, основанному на идеях Канта и Гегеля. Согласно Юму, как сознание, так и природа, поскольку они познаваемы человеческим разумом, состоят из ряда изолированных ощущений и образов. По Спенсеру, сознание является побочным продуктом эволюции тела. Грин выступил с критикой и той и другой позиции, утверждая в кантианской манере, что природа (в том виде, как мы ее знаем) предполагает четко упорядоченные пространственные, временные и логические отношения и источником таких отношений может быть только человеческий разум. Таким образом, разум, вовсе не являясь побочным продуктом природы, выступает ее источником и устроителем, и постижение мира происходит, когда человек следует отвечающему на его вопросы разумному началу, или "духовному принципу в природе". Природа есть откровение Божьего разумения, всегда частичное, однако развивающееся. Эта философия лежит в основе этики и политической теории Грина. Благая жизнь состоит в осуществлении человеческих потенций, возвращении к истинному Я, ориентированному не на потребности сегодняшнего дня, но на стремление к тем благам, которые разум одобряет в силу их достоинства и непреходящей значимости. Основанием политического обязательства является, по Грину, понятие "общей воли". Наши обязательства перед государством основаны на том, что государство служит средством осуществления общего блага. Наши права в отношении других людей основаны на том, что только признание этих прав может помочь в достижении целей, которые ставятся и нами, и другими людьми. Среди наиболее важных трудов Грина - опубликованные посмертно Пролегомены к этике (Prolegomena to Ethics, 1883) и Лекции о принципах политического обязательства (Lectures on the Principles of Political Obligation, 1901).

См. также ИДЕАЛИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Дебольский Н.Г. Грин как метафизик. - В кн.: Новые идеи в философии, сб. 17. СПб, 1914

ГРИНУЭЙ КЕЙТ

ГРИНУЭЙ Кейт (Greenway, Kate)

(1846-1901), английская художника, иллюстратор и писательница, родилась 17 марта 1846 в Лондоне. Кейт Гринуэй, Уолтер Крейн и Рэндольф Колдкотт считаются основоположниками современной детской книжной иллюстрации. Наиболее типичны для творчества Гринуэй иллюстрации к сборнику ее стихов Под окном (1878), выполненные в технике цветной гравюры на дереве. Миловидные лица персонажей и декоративное единство иллюстраций и текста обусловили широкую популярность творчества художницы. Считается, что костюмы персонажей этих иллюстраций, напоминающие моду начала 19 в., повлияли на стиль одежды для детей в Старом и Новом Свете. Умерла Кейт Гринуэй в Хемпстеде близ Лондона 6 ноября 1901.

ГРИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИС ХУАН

ГРИС Хуан (Gris, Juan)

(1887-1927), испанский художник, один из основоположников кубизма. Родился в Мадриде 23 марта 1887, настоящее имя - Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonzlez). Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо. В годы становления, в начале парижского периода (1906-1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911-1912) выполнены в "аналитической" манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 вырабатывает собственную версию "синтетического" кубизма. Свою живопись он определяет как "вариант плоскостной, цветной архитектуры", вернее, ее "предчувствие", гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что "суть живописи - это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром", картины же, лишенные изобразительного начала, называл "ущербным техническим упражнением". Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 художник культивирует "утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве". В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Умер Грис в Булонь-Бийанкур (Франция) 11 мая 1927.

ГРИФС ЧАРЛЗ ТОМЛИНСОН

ГРИФС Чарлз Томлинсон (Griffes, Charles Tomlinson) (1884-1920), американский композитор, родился 17 сентября 1884 в Элмире (шт. Нью-Йорк). Учился в Германии у Ф. Рюфера и Э. Хумпердинка; преподавал в школе для мальчиков в Территауне (шт. Нью-Йорк) - вплоть до своей кончины 8 апреля 1920. Его лучшие сочинения для оркестра - Дворец развлечений Кубла Хана (The Pleasure Dome of Kubla Khan) и Поэма для флейты с оркестром (Poem for Flute and Orchestra). Для фортепиано он написал великолепную сонату Вечернее озеро (The Lake at Evening) и Римские эскизы (Roman Sketches), на основе которых возникла его популярная симфоническая поэма Белый павлин (The White Peacock). Грифс - автор множества песен.

ГРИФФИТ ДЕЙВИД УОРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРО АНТУАН

ГРО, АНТУАН-ЖАН

(Gros, Antoine-Jean)

(1771-1835), французский живописец; родился 16 марта 1771 в Париже. Учился у Жака Луи Давида. После встречи с Наполеоном в 1796 в его штаб-квартире в Милане Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. В великом полководце Гро обрел и покровителя, и главную тему своего творчества. В 1801 он написал картину Битва при Назарете (Нант, Музей изящных искусств), в 1804 - картину Наполеон в госпитале чумных в Яффе (Париж, Лувр), а в 1806 - картину Битва при Абукире (Версаль). В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ - Битва при Эйлау (1808), в которой дал прекрасное изображение безлюдного зимнего пейзажа с расположившимися в нем группами раненых. В его более поздних произведениях - Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш - Эйлау - заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения. С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом. Умер Гро в Медоне близ Парижа 26 июня 1835.

ГРОВ ДЖОРДЖ

ГРОВ Джордж (Grove, George) (1820-1900), английский музыковед, редактор, основатель и первый составитель известного Словаря музыки и музыкантов (Grove's Dictionary of Music and Musicians). Родился 13 апреля 1820 в Лондоне. После окончания средней школы учился на инженера (специальность - строительство мостов и маяков). Принял участие в разработке нескольких проектов, после чего получил место секретаря в лондонском Обществе искусств и затем - секретаря Общества Хрустального дворца. Гров был женат на сестре настоятеля Вестминстерского собора и в течение семи лет помогал У.Смиту в издании Библейского словаря. В 1867 Гров и английский композитор А.Салливен совершили поездку в Вену, где им удалось обнаружить оркестровые голоса музыки Шуберта к пьесе В.фон Шези Розамунда (до этого нотный материал считался утраченным). С 1868 по 1883 Гров издавал журнал "Макмиллан мэгазин". С 1879 начал издавать знаменитый Словарь музыки и музыкантов (4 тома и 1 дополнительный; в 1980 вышло 6-е издание в 20 тт.). Когда принц Уэльский создал совет для учреждения Королевского музыкального колледжа, Гров стал его финансовым секретарем, а затем директором (1882); в течение 11 лет он трудился над совершенствованием работы этого учебного заведения. Гров был возведен в рыцарское достоинство в 1883. Для своего словаря Гров написал статьи о Бетховене, Мендельсоне и Шуберте. За четыре года до кончины опубликовал труд Бетховен и его девять симфоний (Beethoven and His Nine Symphonies).

Умер Гров в Лондоне 28 мая 1900.

ГРОПИУС ВАЛЬТЕР

ГРОПИУС Вальтер (Gropius, Walter)

(1883-1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса, одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики "Фагус" в Альфельде (1911-1916) и фабричный комплекс в Кельне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название "Баухауз", а в 1925 перенес ее в Дессау. Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925-1926 здание Баухауза в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. Баухауз стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин. В конце 1920-х - начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом - официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем основал собственную компанию, просуществовавшую три года. В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952. Среди его работ 1940-1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949-1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957-1961) и небоскреб авиакомпании "Американ эрлайнс" в Нью-Йорке (1958-1963). Гропиус написал несколько книг: Баухауз 1919-1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967). Умер Гропиус в Бостоне 5 июля 1969.

См. также БАУХАУЗ.

ЛИТЕРАТУРА

Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971 Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

ГРОС ЖОРЖ

ГРОС Жорж (Grosz (Gross), George)

(1893-1959), также Гросс, немецкий и американский художник и график, родился в Берлине 26 июля 1893. Его настоящее имя - Георг Эренфрид (George Ehrenfried). С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство. В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название "новая вещественность", или "веризм". Портрет доктора Нейссе (1927) - характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959.

ЛИТЕРАТУРА

Гросс Г. Мысли и творчество. М., 1975

Предыдущая страница Следующая страница