Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРО"-"ГЮЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРО"-"ГЮЙ")

ГРОТ ДЖОРДЖ

ГРОТ Джордж (Grote, George) (1794-1871), английский историк античности, родился в Клей-Хилле близ Бекенема (графство Кент) 17 ноября 1794. В шестнадцать лет поступил на службу в банк своего отца, не имел возможности учиться в колледже, однако изучил классические языки в Чартерхаус-скул и был лично знаком со знаменитыми экономистами и философами Д.Рикардо, Дж.Миллем и И.Бентамом. Первым важным вкладом Грота в изучение истории Древней Греции была статья с критикой книги Уильяма Митфорда История Греции, вышедшая в "Вестминстерском обозрении" ("Westminster Review"). После этого Грота признали в качестве авторитетного ученого, однако в ближайшие годы (1833-1841) он, будучи членом палаты общин, отдал свои силы борьбе за парламентскую реформу и не имел возможности заниматься наукой. Поэтому первый том долгожданной Истории Греции (History of Greece) появился только в 1846, а двенадцатый (и последний) том был опубликован десять лет спустя. История Грота пользовалась шумным успехом, и сегодня некоторые ученые считают, что она является лучшей историей Греции на английском языке, хотя многие ее части устарели в свете новейших открытий в сфере эпиграфики и папирологии. Умер Грот в Лондоне 18 июня 1871 и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОЦИЙ ГУГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППА ВСТРЕЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУША ОБЫКНОВЕННАЯ

ГРУША ОБЫКНОВЕННАЯ - груша лесная (Pyrus communis), плодовое дерево или кустарник семейства розовых родом из Южной Европы и Азии, где оно разводится с глубокой древности. В областях умеренного климата на хороших почвах часто достигает высоты 10-23 м. Похожа на близкородственную яблоню, но характеризуется более пирамидальной кроной. Голубовато-зеленые листья жесткие, с выраженными жилками, продолговато-овальной формы, цельнокрайные или мелкозубчатые. Группы белых цветков появляются одновременно с листьями. Плоды собирают обычно слегка недозрелыми и дают им дозреть во время хранения. При комнатной температуре их качество не снижается в течение нескольких недель, а на холоде - нескольких месяцев. Известно более 500 сортов, многие из которых отличаются очень ароматными плодами. Ведущие производители плодов - Китай, Италия и США. Примерно половина получаемых в США плодов продается в свежем виде. В Европе значительная их доля идет на приготовление путем сбраживания сока слабоалкогольного грушевого сидра, или перри. Груша обыкновенная хорошо растет на разных почвах, но лучше всего на глинистых. С микозами борются фунгицидными обработками. Насекомые-вредители главным образом те же, что и у яблонь, и меры борьбы с ними такие же. Рекомендуется ежегодно подрезать деревья для увеличения урожайности и снижения заболеваемости. Иногда для экономии места выращивают карликовые формы груши обыкновенной, получаемые прививкой желаемого сорта на айвовый подвой. Такие деревца можно выращивать в шпалерной культуре.

ГРУША ОБЫКНОВЕННАЯ

ГРУШИ

ГРЫЖА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЫЗУНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЭМ БИЛЛИ

ГРЭМ Билли (Graham, Billy)

(р. 1918), американский проповедник, продолжатель традиции фундаменталистского ривайвелизма (духовного пробуждения). Уильям Франклин Грэм родился 7 ноября 1918 в Шарлотте (шт. Северная Каролина). Для подготовки к церковному служению он поступил в университет Боба Джонса, перешел во Флоридский библейский институт, где проучился два с половиной года, а затем перевелся (1940) в Уитонский колледж (шт. Иллинойс), который окончил в 1943. Грэм не пошел добровольцем на фронт во время Второй мировой войны, решив посвятить себя пастырскому служению. В 1944 Грэм участвовал в походах движения "Молодежь за Христа" и настолько полюбил кочевую жизнь, что в последующие годы лишь недолгое время проводил в кругу семьи. В 1949 во время лос-анджелесского "крестового похода" произошел коренной перелом в его судьбе. Издатель Уильям Херст, узнав, что Грэм в своих проповедях выступает с антикоммунистических позиций, велел своим редакторам "раскрутить" Грэма. В последующие десять лет Грэм часто появлялся на обложках таких журналов, как "Лайф", "Тайм", "Лук" и "Ньюсуик". Специалисты по рекламе два года отводили Грэму первое место в рейтингах самых популярных лиц в США. Им заинтересовались могущественные люди и организации. После самого крупного ривайвелистского марафона Грэма (97 дней в Нью-Йорке) в число его спонсоров вошли руководящие лица банка "Чейз Манхаттен", "Мьючуал лайф иншуранс компани", "ЮС стил корпорейшн" и др. организации. Покровителем Грэма стал влиятельный политик, техасский нефтяной магнат Сид Ричардсон. Во время президентства Эйзенхауэра, Джонсона и Никсона Грэма регулярно приглашали в Белый дом. Доступные для всех проповеди Грэма сделали его популярным среди простых людей, о чем свидетельствовали многотысячные собрания во время его поездок по США, Англии и Австралии. Он использовал телевидение, сделав это средство массовой информации краеугольным камнем основанной им богатой международной "Евангелической Ассоциации Билли Грэма" со штаб-квартирой в Миннеаполисе (шт. Миннесота). В распоряжении ассоциации были еженедельные радиопередачи, еженедельная колонка в газетах, киностудия, издательство, ежемесячный журнал и организация по почтовой рассылке предметов религиозного назначения.

ЛИТЕРАТУРА

Грэм Б. Четыре всадника Апокалипсиса (Откровение Иоанна Богослова). М., 1992

ГРЭМ КЕННЕТ

ГРЭМ Кеннет (Grahame, Kenneth) (1859-1932), шотландский писатель. Родился 8 марта 1859 в Эдинбурге. Мать умерла от скарлатины в 1864, отец-алкоголик уехал в 1867 во Францию, где двадцать лет спустя умер. Ответственность за будущее мальчика приняли на себя его дяди и тети. Выказав выдающиеся способности в Сент-Эдуардз-Скул в Оксфорде, Грэм устроился клерком в Английский банк; его просьбы о продолжении образования в Оксфордском университете были отвергнуты. Следующие 30 лет его жизни прошли в Лондоне. Поступив на банковскую службу в 1879, он, дослужившись до должности секретаря, вышел в отставку в 1908. Начиная с 1880 писал эссе, некоторые из них напечатал в книге Языческие записи (Pagan papers, 1893). По-настоящему литературная карьера Грэма началась с того, что его открыл критик и поэт У. Э. Хенли (1849-1903), напечатавший многие сочинения молодого автора в журнале "Нэшнл обсервер". Там же и в журнале "Желтая книга" увидели свет рассказы о детстве, из которых сложились книги Век золотой (The Golden Age, 1895) и Дни грез (Dream Days, 1898). Шедевр Грэма, "Ветер в ивах" (Wind in the Willows, 1908), появился поначалу в форме писем к сыну и рассказов на сон грядущий у его постели. Это классическое произведение стало залогом бессмертия Грэма. Его значение выходит далеко за границы занимательной истории о зверях, обитающих у реки. Здесь писатель воплотил свои томления о садах Гесперид, где растут дарующие вечную молодость золотые яблоки, и выразил тоску о ценностях патриархальной, доиндустриальной Англии. После Ветра в ивах Грэм почти полностью оставил литературу, лишь изредка выступая с эссе, а выйдя на пенсию переселился поближе к Темзе. Умер Грэм в Пангбурне (графство Беркшир) 6 июля 1932.

ЛИТЕРАТУРА

Грэм К. Ветер в ивах. Дракон-лежебока. СПб, 1993

ГРЭМ ТОМАС

ГРЭМ Томас (Graham, Thomas) (1805-1869), шотландский химик, установивший закон диффузии в газах. Родился 20 декабря 1805 в Глазго в семье торговца. В 1819 по настоянию отца поступил в университет Глазго на богословский факультет. Но богословие мало интересовало Грэма; он увлекся химией, посещал лекции по этому предмету, много читал и в 1824 получил степень магистра искусств. Четыре года работал в Эдинбургском университете на кафедре химии. В 1828 вернулся в Глазго, давал уроки химии и математики. В 1830 стал профессором химии в Андерсоновском университете в Глазго, в 1837 - профессором химии Юниверсити-колледжа в Лондоне. В том же году был избран членом Лондонского королевского общества, в 1842 - президентом только что созданного английского Химического общества. С 1855 до конца жизни работал в лаборатории Монетного двора. Работы Грэма посвящены диффузии в газах и жидкостях, коллоидной химии, химии многоосновных кислот. Первые исследования были выполнены им в Эдинбургском университете и касались абсорбции газов жидкостями. Исследуя диффузию газов через пористые перегородки, Грэм в 1831 сформулировал закон: скорость диффузии в газах обратно пропорциональна квадратному корню из его плотности. Параллельно Грэм занимался исследованием окисления фосфора и обнаружил, что процесс замедляется в присутствии ничтожно малых количеств некоторых газов. Это открытие имело большое научное значение, поскольку стало первым примером "отрицательного катализа", у которого даже не было названия: понятие "катализ" ввел спустя пять лет Берцелиус. Исследуя условия получения фосфатов, Грэм выделил фосфорную кислоту нового типа, названную им мета-фосфорной. Работа Грэма, посвященная орто-, мета- и пирофосфорной кислотам, опубликованная в 1833, заставила пересмотреть водородную теорию кислот, предложенную Г.Дэви, и заложила фундамент теории многоосновных кислот. Распространив методы исследования газов на жидкости, в том числе на растворы, Грэм открыл осмотический эффект (правда, законы осмоса были сформулированы через 20 лет Пфеффером). Грэму принадлежит идея разделения всех веществ на кристаллоиды и коллоиды. Первые образуют стойкие растворы и кристаллизуются, вторые дают нестойкие растворы и легко коагулируют, образуя студенистый осадок. Эти работы заложили основы коллоидной химии. Продолжая исследования газов, Грэм в конце 1860-х годов открыл явление окклюзии - поглощения газов микроскопическими полостями в металлах. Это была последняя работа Грэма. Умер Грэм в Лондоне 11 сентября 1869. ЛИТЕРАТУРА Сведберг Т. Коллоидная химия. М., 1930 Везор В.-Дж. Фосфор и его соединения. М., 1962

ГРЭХЕМ МАРТА

ГРЭХЕМ Марта (Graham, Martha)

(1894-1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца "Денишоун" (Р.Сен-Дени - Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы "Денишоун" в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl, 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923-1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке "Репертуарный танцевальный театр". К своей знаменитой постановке Весны священной И. Ф. Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию. В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1947) - ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем - Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах - Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия - 1958); и прославление мира танца - Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960). Первая "полнометражная" работа Грэхем - Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем - Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь - полусон (Part Real - Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981). Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал "Центр современного танца Марты Грэхем" в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991.

См. также ТАНЕЦ.

ГРЮ НЕЕМИЯ

ГРЮ Неемия (Grew, Nehemiah)

(1641-1712), английский ботаник и врач, один из основоположников анатомии растений. Родился 26 сентября 1641 в Атерстоне (графство Уорикшир). Окончил Кембриджский университет, в 1671 получил степень доктора медицины в Лейденском университете. Член Лондонского королевского общества, с 1677 - его секретарь. Основные работы посвящены вопросам строения и пола растений. Проводил микроскопические исследования корней, стебля, листьев, плодов, семян. Впервые описал устьица, радиальное расположение ксилемы в корнях, морфологию сосудистой ткани в виде плотного образования в центре стебля молодого растения и процесс формирования полого цилиндра в старых стеблях. Ввел термин "сравнительная анатомия". Изучая строение цветков, пришел к выводу, что они являются органами оплодотворения у растений. Выделил в цветке чашечку, венчик, пестики и тычинки. Развивал мысль о единстве строения тканей, считая, что они состоят из "пузырьков" (клеток), волокон и трубочек. Основные результаты исследований Грю изложены в книгах Анатомия растений и их развитие (The Anatomy of Vegetables Begun, 1670), Философская история растений (An Idea of a Philosophical History of Plants, 1672), Анатомия растений (The Anatomy of Plants, 1682). Умер Грю в Лондоне 25 марта 1712.

ГРЮНЕВАЛЬД

ГРЮНЕВАЛЬД (Grunewald, Matthias; Mathis Gothardt Neithardt)

(работал в 1500-1528), также Матис Готхардт Нитхардт, немецкий художник и скульптор позднего Средневековья, родился в Вюрцбурге между 1460 и 1480. Документированные данные о его жизни и работе крайне скудны; долгое время творчество мастера было мало известно. Благодаря недавно открытым документам было установлено подлинное имя художника - Матис Годхардт, к нему иногда добавляется также второе имя - Нитхардт; таким образом, его полное имя - Матис Годхардт по прозвищу Нитхардт. Будучи еще молодым человеком, он избрал местом своего проживания Зелингенштадт и в 1503 работал там над Линденгартским алтарем (Линденгардт, приходская церковь). В 1505-1508 Грюневальд создал картины Осмеяние Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека) и Распятие (Базель). В течение 1508-1514 он фактически находился на службе у архиепископа Майнцского, Уриеля фон Геммингена. Это место он сохранил и при преемнике Геммингена, архиепископе Альбрехте Бранденбургском, который поручил Грюневальду надзирать за архитектурными работами в замке Ашаффенбург. В 1511-1513 Грюневальд работал над алтарем Геллера и Преображением. В 1514 он начал алтарь Снежное чудо Марии, а в 1515 работал над картиной Успение Богоматери. Шедевр Грюневальда - Изенгеймский алтарь (Кольмар, музей Унтерлинден) - был закончен до 1516. В 1519-1520 он написал Малое распятие (Вашингтон, Национальная галерея), в 1522-1523 Распятие и Несение креста (Карлсруэ, Кунстхалле), в 1523 Альбрехт Бранденбургский заказал ему картину Встреча св. Эразма и св. Маврикия (Мюнхен, Старая Пинакотека) До 1525 Грюневальд написал картину Мертвый Христос (Ашаффенбург). В 1526 его место придворного художника занял Симон из Галле, а в 1528 Грюневальд был приглашен в Галле (Саксония) в качестве художника и инженера-гидравлика. Умер Грюневальд в Галле до 1 сентября 1528.

ЛИТЕРАТУРА

Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972 Либерман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972

ГУ СЯНЬЧЭН

ГУ СЯНЬЧЭН (1550-1612), китайский философ-неоконфуцианец, основатель Дунлиньской школы. Родился 17 сентября 1550 в Уси провинции Цзянсу. В 1580 получил высшую ученую степень цзиньши, занимал рад высоких постов. В 1594 уволен и разжалован, в 1602 восстановлен в званиях, но на службу не вернулся. В 1604 воссоздал академию Дунлинь. Умер 21 июня 1612. Принадлежал к третьему поколению последователей Ван Янмина, однако подвергал критике не только наиболее радикальных, склонявшихся к даосизму и буддизму, вступавших в конфронтацию с официальной идеологией янминистов Тайчжоуской школы, но и самого Ван Янмина за признание им "сущности (ти1) сердца" лишенной добра и зла и за учение о спонтанности (у4) нравственного чувства. Гу Сяньчэн из тезиса Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) о доброте (шань) "[[индивидуальной]] природы" (син1) человека выводил положение о наличии добра в "сущности сердца". Вслед за Чжу Си (12 в.) отстаивал воспитуемость (сю) нравственного чувства, вместе с тем главным условием его развития, подобно Чжоу Дуньи и Ян Ши (11 в.), считал медитативное состояние самоуглубленного "покоя" (цзин2, см. ДУН-ЦЗИН), т.е. выступал за нравственное саморазвитие.

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ГУ ЯНЬУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУАНЬ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУВЕР ГЕРБЕРТ КЛАРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУГЕНОТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУГО КАПЕТ

ГУГО КАПЕТ (Hughues Capet)

(ок. 941-996), первый король Франции из династии Капетингов, сын Гуго Великого, графа Парижского и герцога Франкского, и Хедвиги, сестры императора Оттона I. После смерти отца в 956 Гуго унаследовал его титулы и власть. Когда в 987 умер Людовик V, последний франкский государь из Каролингов, собравшиеся в Нойоне королевские вассалы избрали королем Гуго, которого поддержали влиятельные епископы Адальберон и Герберт, а также герцог Нормандский и граф Анжуйский. Крупнейшие бароны королевства легко признали сюзеренитет Гуго, но не принесли ему вассальной присяги и не несли службы, поэтому его власть носила во многом формальный характер. В попытке добиться их покорности Гуго жаловал им земли, ослабляя собственные позиции. Власть, которой располагал Гуго, основывалась на его собственном домене Иль-де-Франс, который был меньше многих ленов, принадлежавших другим феодалам в королевстве. За период правления Гуго смог отстоять корону от притязаний герцога Нижней Лотаринги Карла, претендента по линии Каролингов. Тем не менее ему удалось закрепиться на троне и обеспечить престолонаследие за сыном Робертом, который был сделан соправителем. Гуго не подчинился императору, а с папой римским конфликтовал по вопросу о назначениях епископов на подвластных королю землях, хотя в иных отношениях оставался правоверным сыном церкви. Являясь светским настоятелем двух аббатств - Сен-Мартина в Туре и Сен-Дени, Гуго был сторонником церковной реформы и старался не выпустить из-под контроля архиепископство Турское, а также крупные епархии и аббатства в Иль-де-Франс. Умер Гуго Капет в Ле-Жюиф (близ Шартра) 24 октября 996.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (ок. 1096-1141), средневековый теолог. Родился, вероятно, в Саксонии в конце 11 в. Между 1115 и 1118 стал монахом Сен-Викторского аббатства в Париже, незадолго до того основанного Гильомом из Шампо, и со временем возглавил открывшуюся при аббатстве школу. Здесь он оставался до своей смерти в 1141. Первоначально Гуго преподавал "свободные науки", о чем свидетельствуют его сочинения, посвященные грамматике, геометрии, метрологии, истории, и утраченный трактат по астрономии. Более известны его толкования на Екклесиаста, на рассказ о Ноевом ковчеге, комментарий к трактату О небесной иерархии Дионисия Ареопагита и особенно его главный труд - О тайнах христианской веры, первый опыт создания теологической "суммы" (энциклопедического богословского компендия), вдохновлявший авторов великих "сумм" последующих веков. Гуго Сен-Викторский был столь верным последователем учения св. Августина, что современники прозвали его "языком Августина". Универсализм и духовная ориентация, характерные для его умонастроения, резко контрастировали с тенденциями к специализации и секуляризации "учености", типичными для "ренессанса" 12 в. Так, в своем Дидаскалике (Didascalicon) - систематическом обзоре 21 области знания - он настаивал не только на том, что все эти области знания неразрывно связаны между собою, но и на том, что в своей целостности они обеспечивают единение с божественной Премудростью, ради которого и был создан человек, но которое он утратил с грехопадением. Гуго оказал влияние на столь различных средневековых теологов и экзегетов, как Иоанн Солсберийский, Петр Коместор, Стефан Лангтон, Фома Аквинский, Бонавентура и Винсент из Бове.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

ГУДЗОН ГЕНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУДОЛЛ ДЖЕЙН

ГУДОЛЛ Джейн (Goodall, Jane)

(р. 1934), английский этолог и писатель. Родилась 3 апреля 1934 в Лондоне. К работе по изучению приматов ее привлек известный английский антрополог и палеонтолог Л.Лики. В 1960 вместе с матерью она прибыла в резерват Гомбе-Стрим в Танзании (ныне Национальный парк Гомбе), где в течение 10 лет изучала поведение диких шимпанзе в естественных условиях. Одно из открытий, сделанных Гудолл в Гомбе-Стрим, заключалось в том, что шимпанзе способны использовать примитивные орудия. Она наблюдала, как, взяв травинку или тонкий прутик, животные проталкивают их в термитник и извлекают оттуда насекомых. При участии студентов из Танзании и других стран Гудолл предприняла крупномасштабное исследование социальной организации сообществ шимпанзе. Хотя Гудолл не получила законченного университетского образования, Кембриджский университет присвоил ей степень доктора философии за ее выдающиеся работы по изучению шимпанзе. Своими работами Гудолл внесла заметный вклад не только в науку, но и в дело охраны природы. Среди ее научно-популярных книг - Мои друзья - дикие шимпанзе (My friends the Wild Chimpanzees, 1967); В тени человека (In the Shadow of Man, 1971). В 1968 Гудолл помогала своему мужу, голландскому фотографу-анималисту Х.ван Лавику, в его работе в национальном парке Серенгети (Танзания), где он снимал хищников - гиеновых собак, шакалов и др. и вел наблюдения за ними. Результатом этих исследований стала книга Невинные убийцы (The Innocent Killers, 1971, в соавторстве с Х.ван Лавиком). Позднее Гудолл подготовила обширный труд Шимпанзе Гомбе (The Chimpanzees of Gombe, 1986), подытоживший результаты ее многолетних исследований.

ЛИТЕРАТУРА

Ван Лавик-Гудолл Д. В тени человека. М., 1974 Ван Лавик-Гудолл, Джейн и Гуго. Невинные убийцы. М., 1977

ГУДОН ЖАН АНТУАН

ГУДОН Жан Антуан (Houdon, Jean Antoine)

(1741-1828), французский скульптор. Родился 20 марта 1741 в Версале. Учился у М.Слодца, Ж.Пигаля и Ж.Лемуана. С 1764 по 1768 был стипендиатом Французской академии в Риме; первый успех пришел к нему после создания статуи Св. Бруно для римской церкви Санта Мария дельи Анджели. По возвращении в Париж скульптор первое время продолжал работать в академических традициях. В 1777 он представил статую Морфей на конкурс на право вступления в члены Академии. Гудон очень быстро выработал собственный индивидуальный стиль, нашедший воплощение в серии блестящих портретов видных деятелей Франции, России и Америки того времени. В 1785 скульптор предпринял путешествие в Америку для выполнения заказанной ему статуи Джорджа Вашингтона, которая была закончена только в 1792 (Ричмонд, шт. Виргиния). Гудон был членом Института Франции (1796), кавалером ордена Почетного легиона (1804). В годы Империи он продолжал работать, но с 1805 вел только преподавательскую деятельность. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828. Наивысшие достижения французской скульптуры 18 в. несомненно связаны с жанром портрета, одним из лучших мастеров которого был Гудон. Меткость психологической характеристики и удивительная способность выбирать и обобщать позволили ему создать столь различные образы, как старый Вольтер и дочь скульптора, маленькая Сабина Гудон, Людовик XVI и Дж.П.Джонс.

ЛИТЕРАТУРА

Арнасон Г.Г. Скульптура Гудона. М., 1982

ГУДЬИР ЧАРЛЗ

ГУДЬИР Чарлз (Goodyear, Charles)

(1800-1860), американский изобретатель. Родился 29 декабря 1800 в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). По достижении совершеннолетия стал компаньоном процветающей фирмы скобяных изделий "А.Гудьир и сыновья". Однако в 1830 фирма столкнулась с финансовыми трудностями и закрылась, и Гудьир решил заняться усовершенствованием технологии производства резины. В течение 10 лет он пытался создать материал, который оставался бы эластичным и прочным в жару и в холод. Он обрабатывал резиновую смолу кислотой, кипятил ее в магнезии, добавлял различные вещества, однако все его изделия превращались в липкую массу в первый же жаркий день. В 1839 капля приготовленной им смеси каучука с серой случайно упала на горячую плиту и вулканизировалась. После многочисленных испытаний Гудьир нашел оптимальный режим вулканизации, и в 1844 получил патент на свое изобретение. Он предпринимал несколько попыток наладить производство резины, но всякий раз терпел неудачу. Прибыль ему принесла лишь продажа патентов, которых за свою жизнь Гудьир получил около 60. Однако он не умел вести финансовые дела и умер в бедности 1 июля 1860 в Нью-Йорке. Историю своего открытия он описал в труде Каучук и его разновидности (Gum Elastic and Its Varieties, 2 vols, 1853-1855).

ЛИТЕРАТУРА

Уилсон М. Американские ученые и изобретатели. М., 1964

ГУЖОН ЖАН

ГУЖОН Жан (Goujon, Jean)

(ок. 1510 - ок. 1568), французский скульптор 16 в., выдающийся мастер эпохи Возрождения. Родился между 1510 и 1520 в Руане, где работал над небольшими заказами по украшению собора и церкви Сен-Маклу. После нескольких лет активной деятельности в Париже Гужон вынужден был покинуть Францию (ок. 1562) из-за своей стойкой приверженности протестантизму. Умер в изгнании между 1563 и 1568, возможно в Болонье. Самые значительные произведения Гужона появились в результате совместной работы с архитектором Пьером Леско. Фрагменты ограды хора для парижской церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа (1544), в т.ч. рельефы Четыре евангелиста и Оплакивание Христа, находятся в настоящее время в Лувре. Пьер Леско стал придворным архитектором, а Гужон - придворным скульптором короля Генриха II; они работали вместе над зданием Лувра. Гужон создал декоративные фигуры на фасаде юго-западного крыла внутреннего двора Лувра (воспетые в стихах Ронсара), лестницу Генриха II и Портик кариатид, который, возможно, служил галереей для музыкантов в банкетном зале. Для отеля Линьери (ныне Карнавале) он сделал рельеф Четыре времени года и фигуры, фланкирующие замковые камни главного фасада. Существующий поныне Фонтан невинных является реконструкцией 18 в. сооружения, построенного по случаю торжественного въезда Генриха II в Париж (1550). В него включены рельефы с изображением нимф и другие декоративные мотивы, выполненные Гужоном. Среди других значительных произведений - Надгробие Луи де Брезе и стуковые декорации для Фонтенбло. Гужон был первым французским мастером, который переложил на язык искусства Ренессанса традиционную возвышенную элегантность аристократической парижской среды.

ГУИРАЛЬДЕС РИКАРДО

ГУИРАЛЬДЕС Рикардо (Giraldes, Ricardo) (1886-1927), аргентинский прозаик и поэт. Родился 13 февраля 1886 в Буэнос-Айресе в обеспеченной семье. С детства попеременно жил в Париже, Буэнос-Айресе и в родовом поместье. Свой путь в литературе начал с томика стихов Стеклянный бубенчик (El cencerro de cristal, 1915), написанных в стиле французского символизма. В том же году появился сборник фольклорных историй обитателей пампы Рассказы о смерти и крови (Cuentos de muerte y sangre), за которым последовал отчасти автобиографический роман Раучо (Raucho, 1917). Второй роман, Росаура (Rosaura, 1922), как и прочие произведения писателя, проникнут тоской по родной земле, минувшей юности и уходящим в прошлое традициям гаучо. Эти настроения доминируют и в самом известном произведении Гуиральдеса - романе Дон Сегундо Сомбра (Don Segundo Sombra, 1926, рус. перевод 1960). Роман написан от лица подростка, убежавшего из дому. Повествование строится как цепь эпизодов, объединенных в стиле пикарески мотивом путешествия и образом рассказчика. По ходу странствий рассказчик обретает житейский опыт и глубину восприятия окружающего мира. Наставник-гаучо, с его неколебимым самообладанием и народной мудростью, символизирует исчезающий традиционный уклад жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Гуиральдес Р. Дон Сегундо Сомбра. М., 1960 Кутейщикова В.Н. "Дон Сегундо Сомбра" Рикардо Гуиральдеса и эволюция образа гаучо в литературе Ла-Платы. - В кн.: Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в ХХ веке. М., 1964

ГУЙГУ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУК РОБЕРТ

ГУК Роберт (Hooke, Robert)

(1635-1703), английский естествоиспытатель. Родился 18 июля 1635 во Фрешуотере (графство Айл-оф-Уайт) в семье священника местной церкви. Некоторое время работал у известного художника П.Лили, посещал Вестминстерскую школу. В 1653 поступил в Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета, где стал ассистентом Р.Бойля и работал вместе с ним над созданием воздушного насоса. В 1662 был назначен куратором экспериментов при только что основанном Королевском обществе, а в 1677-1683 занимал пост секретаря этого общества; с 1665 - профессор Лондонского университета. Научные интересы Гука были весьма разнообразны: теплота, упругость, оптика, небесная механика. Ему принадлежат и многочисленные изобретения. В 1659 он вместе с Р.Бойлем усовершенствовал воздушный насос Герике. Около 1660 вместе с Х.Гюйгенсом установил точки отсчета для шкалы термометра - температуры таяния льда и кипения воды. Усовершенствовал барометр, зеркальный телескоп, сконструировал прибор для измерения силы ветра, изобрел спиральную пружину-волосок для часов, предложил способ оптической телеграфии.

В 1665 Гук внес важные усовершенствования в конструкцию микроскопа и с его помощью осуществил ряд исследований, в частности наблюдал тонкие слои (мыльные пузыри, масляные пленки) в световых пучках, изучал строение растений и мельчайшие детали живых организмов, ввел представление об их клеточном строении (термин "клетка" принадлежит Гуку). В работе Микрография (Micrographia, 1665) описал клетки бузины, укропа, моркови, привел изображения столь мелких объектов, как глаз мухи, комара и его личинки, детально описал клеточное строение пробки, крыла пчелы, плесени, мха. В этой же работе изложил свою теорию цветов, объяснил окраску тонких слоев отражением света от их верхней и нижней границ. Гук был противником корпускулярной теории света Ньютона; высказал гипотезу о поперечном характере световых волн; считал теплоту результатом движения частиц вещества. В 1674 сформулировал идею тяготения, в 1680, предвосхитив Ньютона, пришел к выводу, что сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния и что все планеты должны двигаться по эллиптическим орбитам. Умер Гук в Лондоне 3 марта 1703.

ЛИТЕРАТУРА

Боголюбов Н.Н. Роберт Гук. М., 1984 Гук Р. О возвращающей силе. - В сб.: Классики физической науки. М., 1989

ГУЛД ГЛЕНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУЛД СТИВЕН ДЖЕЙ

ГУЛД Стивен Джей (Gould, Stephen Jay)

(р. 1941), американский палеонтолог и популяризатор науки. Родился 10 сентября 1941 в Нью-Йорке. В 1963 окончил Антиок-колледж, в 1967 получил степень доктора философии в Колумбийском университете. С 1967 работал в Гарвардском университете, занимаясь, в частности, таксономией и эволюцией брюхоногих моллюсков Вест-Индии. Известен как создатель концепции прерывистой эволюции (разработанной им совместно с Н.Элдриджем), согласно которой эволюция в живой природе происходит не медленно и постепенно, как предполагает дарвиновская теория, а в результате быстрых прорывов ("быстрых", конечно, только по масштабам геологического времени). Эти эволюционные "скачки" чередуются с продолжительными, измеряемыми порой миллионами лет, периодами покоя, в течение которых виды существенно не изменяются. Гулд - блестящий популяризатор науки. Его очерки, с 1974 регулярно появлявшиеся на страницах журнала "Нэчурал хистори" ("Natural History"), были затем изданы в виде ставших бестселлерами книг: Со времен Дарвина (Ever Since Darwin, 1977); Большой палец панды (The Panda's Thumb, 1980); Куриные зубы и лошадиные пальцы (Hen's Teeth and Horse's Toes, 1983); Улыбка фламинго (The Flamingo's Smile, 1985); Морской еж в бурю (An Urchin in the Storm, 1987). Гулд написал также несколько научных монографий: Онтогенез и филогенез (Ontogeny and Phylogeny, 1977); Ложное измерение человека (The Mismeasure of Man, 1981); Круговорот времени, стрела времени (Time's Cycle, Time's Arrow, 1987). В одной из своих последних книг, Удивительная жизнь (Wonderful Life, 1989), он на примере ископаемых организмов, обнаруженных в глинистых сланцах Берджис в западной части Канады и отличающихся удивительным разнообразием, показывает, сколь разными путями может идти эволюция и насколько упрощенным является представление о ней как о строго направленном процессе.

ГУЛЬСТРАНД АЛЬВАР

ГУЛЬСТРАНД Альвар (Gullstrand, Allvar)

(1862-1930), шведский офтальмолог, получивший в 1911 Нобелевскую премию по физиологии и медицине за работу по геометрической оптике и диоптрике глаза. Родился 5 июля 1862 в Ландскруне. Учился в университетах Упсалы, Вены и в Каролинском институте в Стокгольме. С 1891 преподавал офтальмологию в Каролинском институте. С 1894 по 1913 - профессор офтальмологии, с 1913 по 1927 - профессор, заведующий созданной для него кафедрой физиологической и физической оптики Упсальского университета. Занимался изучением преломления света в различных средах, в частности в хрусталике глаза человека. Сформулировал новую концепцию отображения, основанную на данных о показателе преломления хрусталика и в корне отличавшуюся от учения о колинеарном отображении. В 1908 опубликовал результаты исследований в статье Оптическое отражение в гетерогенных средах и диоптрика человеческого хрусталика (Die optische Abbildung in heterogenen Medien und die Dioptrik der Kristalline des Menschen). Развивая свою концепцию отображения, Гульстранд объяснил природу астигматизма и выявил три его формы. Разработал новый метод расчета преломляющих и отражающих систем, ввел понятие диоптрии. Изучал ход лучей в хрусталике, разработал теорию аккомодации. Предложил так называемый "схематический глаз", с помощью которого до сих пор производятся оптические расчеты. Гульстранд изобрел ряд офтальмологических приборов: щелевую лампу, позволяющую детально исследовать внутреннюю структуру глаза, бинокулярный безрефлексный офтальмоскоп, прибор для определения прозрачности сред глаза и осмотра глазного дна, очки-лупу. Умер Гульстранд в Стокгольме 28 июля 1930.

ГУМБОЛЬДТ АЛЕКСАНДР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМИЛЕВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила). Родился 15 апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Учился в Санкт-Петербургском университете и в Сорбонне; в литературе дебютировал как символист и ученик В.Я.Брюсова. Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1910 Гумилев был принят в редакцию журнала "Аполлон" в качестве обозревателя отдела поэзии. В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и другие. Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость и получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 24 августа 1921. Первый сборник стихов Гумилева Путь конкистадоров (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали Романтические цветы (1908), Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1916), Костер (1918), Огненный столп и Шатер (оба 1921). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т.Готье Эмали и камеи (1914), названный "чудом перевоплощения". В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

ЛИТЕРАТУРА

Павловский А.И. Николай Гумилев. - В кн.: Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1988 Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М., 1989 Гумилев Н.С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л., 1990 Гумилев Н.С. Проза. М., 1990 Гумилев Н.С. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1991 Н.С.Гумилев pro et contra: личность и творчество Н.Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 1995

ГУММИАРАБИК

ГУММИАРАБИК - растворимая камедь, называемая также акациевой камедью, добывается из отдельных видов акаций, произрастающих в Африке, Индии и Австралии. Выделяющие ее деревья имеют высоту от 3,6 до 4,2 м. A. Senegal - источник гуммиарабика высшего качества. Процесс выделения гуммиарабика ускоряется нанесением насечек на коре. Водный раствор гуммиарабика обладает клеящими свойствами. При кипячении в нем образуются простые сахара. Гуммиарабик высшего качества имеет белый цвет или бесцветен и полупрозрачен. Это вещество используется в производстве чернил и кондитерских изделий, крашении тканей, керамике, обработке кожи, производстве болеутоляющих средств и лекарств.

ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУННАРССОН ГУННАР

ГУННАРССОН Гуннар (Gunnarsson, Gunnar) (1889-1975), исландский романист, писавший по-датски и по-исландски. Родился 18 мая 1889 в Восточной Исландии, в семье крестьянина. В 1907 уехал в Данию, где состоялся как писатель; на родину вернулся в 1939. Успех в Скандинавии писателю принесла романтическая семейная сага История рода из Борга (Af Borgslgtens Historie, 1912-1914). В годы Первой мировой войны писал мрачные проблемные романы, позже обратился к истории Исландии, опубликовав в 1918 роман Побратимы (Edbrdre), который стал первым в монументальной двенадцатитомной исторической серии, завершенной в 1936. Одним из лучших романов этой серии по праву считается Черная чайка (Svartfugl, 1929). В 1923-1928 Гуннарссон написал пятитомный автобиографический роман Церковь на горе (Kirken paa Bjrget). Среди других произведений писателя следует отметить Пришествие (Advent, 1937), Заупокойная месса (Slumessa, 1952) и Соната морского прибрежья (Brimhenda, 1954). Умер Гуннарссон в Рейкьявике 21 ноября 1975.

ГУНО ШАРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУН-ОБОБЩЕНИЕ

ГУН-ОБОБЩЕНИЕ - "Обобщение", "совмещение", "обобществление", "генерализация" (гун1). Термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. "Гун" означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта ("общего имени" - гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды (Лунь юй), а ступица - спицы в колесе (Дао дэ цзин). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом "гун2" - синонимом и омонимом "гун", совмещающим значения "общественный публичный, альтруистический" и "правительственный, высший, главный". Термин "гун2" играл важную роль в утопических концепциях: "колодезных полей" (цзин тянь - обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), "Великого единения" (Да тун1 - трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В Чжуан-цзы вселенская функция гун2, раскрываемая в понятиях "центра/предела"

(цзи2, см. ТАЙ ЦЗИ)

и "предельно большого" числа 10 000 (тьмы), приписывается дао. Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит Сюнь-цзы, где максимально общее "большое объединяющее имя" - да гун мин (соответствующее "большому имени" - да мин в Мо-цзы) "вещь" (у3) не является ни универсалией в европейском смысле, т.е. предельно всеохватывающим понятием, так как не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием "вещности". В современном китайском языке иероглиф "гун" используется, в частности, для передачи понятий "коммунизм" (гунчаньчжуи), "республика" (гунхэго).

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ГУНСУНЬ ЛУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУНСУНЬ ЛУН-ЦЗЫ

ГУНСУНЬ ЛУН-ЦЗЫ - древнекитайский философский трактат из шести глав, пять из которых принадлежат Гунсунь Луну (4-3 вв. до н.э.), ведущему представителю "школы имен" (мин цзя). Глава 1 составляет введение, написанное его последователями. Гунсунь Лун-цзы дошел до нас в комментированном издании Се Сишэня (995-1039). На русский язык переведены три главы - 2, 4, 5-я.

См. литературу к статье ГУНСУНЬ ЛУН.

ГУРДЖАРЫ

ГУРДЖАРЫ - народ неизвестного происхождения, появившийся в Западной Индии одновременно с эфталитами в 5 в. Гуджаров причисляют к предкам современных гуджаров, раджпутов и джатов, проживающих на западе Индии.

ГУРИИ

ГУРИИ (от араб. "р" - "черноокие девицы"), небесные красавицы в исламе. В Коране (56:11-23) гурии - часть будущего вознаграждения праведнику. Фольклор рисует гурий созданными из мускуса и пряностей и наделенными вечной юностью и девственностью. Наряду с персидскими мотивами, на представление Мухаммеда о рае, населенном гуриями, вероятно, оказали влияние христианские миниатюры и мозаики с изображениями ангелов.

ГУС ХУГО ВАН ДЕР

ГУС Хуго ван дер (Goes, Hugo van der)

(между 1430 и 1440-1482), фламандский живописец. Родился, вероятно, в Генте; впоследствии вступил в гильдию св. Луки, пользовался покровительством художника Йоса ван Гента. Хуго ван дер Гус продолжил художественную традицию, идущую от Рогира ван дер Вейдена; однако в его произведениях, особенно в поздние годы творчества, появляется сильная эмоциональность, отличающая его творения от молчаливой напряженности образов Рогира Ван дер Вейдена. Самое известное произведение Хуго ван дер Гуса - большой алтарный образ Поклонение пастухов, т.н. алтарь Портинари. Он был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари, агента Медичи в Брюгге, и отправлен на корабле во Флоренцию, где и находится до сих пор (в галерее Уффици). Вскоре после завершения работы над алтарем Портинари художник принял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.

ХУГО ВАН ДЕР ГУС. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

ХУГО ВАН ДЕР ГУС. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

ХУГО ВАН ДЕР ГУС. УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ

ХУГО ВАН ДЕР ГУС. УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ

ЛИТЕРАТУРА

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. М., 1981

ГУС ЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСАК ГУСТАВ

ГУСАК Густав (Husak, Gustav)

(1913-1991), политический деятель Чехословакии, родился 10 января 1913 близ Братиславы (Словакия) в бедной крестьянской семье. Изучал право в Братиславском университете, позже занимался в Братиславе юридической практикой. В 1929 вступил в комсомол, с 1933 - член Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В годы Второй мировой войны - лидер нелегальной коммунистической партии в находившейся под властью немцев Словакии, в 1940-1943 находился в заключении. В 1944 принимал участие в подготовке антифашистского Словацкого национального восстания. После войны - член местного правительства Словакии (Словацкого национального совета), затем (1945-1950) член ЦК КПЧ и заместитель председателя коммунистической партии Словакии. В 1951 Гусак, как и многие другие коммунисты, стал жертвой сталинских репрессий. В 1954 он был приговорен к пожизненному заключению как приверженец "словацкого буржуазного национализма". В мае 1960 был освобожден. Работал научным сотрудником Института государства и права Словацкой АН, защитил диссертацию по теме "Словацкое национальное восстание". Когда в апреле 1968 первым секретарем ЦК КПЧ стал А.Дубчек, Гусак занял пост заместителя председателя правительства Чехословакии, а в апреле 1969 стал Генеральным секретарем коммунистической партии Словакии. Гусак контролировал процесс федерализации Чехословакии - создания суверенных Чешской и Словацкой республик. В августе 1968, после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию, Гусак был назначен советским руководством для осуществления процесса "нормализации" Чехословакии. В апреле 1969 он сменил Дубчека на посту первого секретаря ЦК КПЧ, в дальнейшем отказался от большинства реформ своего предшественника, восстановив жесткую систему политического контроля. Режим Гусака отмечен массовыми арестами "диссидентов", чистками в КПЧ и профессиональных союзах. В 1975 Гусак был избран президентом Чехословакии. В 1987 он ушел с поста генерального секретаря ЦК КПЧ, но продолжал занимать пост президента вплоть до декабря 1989.

Умер Гусак в Братиславе 18 ноября 1991.

ЛИТЕРАТУРА

Поп И.И. Крутые повороты карьеры Густава Гусака. - В сб.: Бывшие "хозяева" Восточной Европы. М., 1995

ГУСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСМАН БЛАНКО

АНТОНИО (Guzman Blanco, Antonio) (1829-1899), венесуэльский диктатор. Родился 28 февраля 1829 в семье журналиста. В 1864, когда была принята Федералистская конституция, Гусман Бланко стал вице-президентом, затем был смещен с поста консерваторами, но в 1868 пришел к власти на волне либеральной революции. Избранный президентом в 1873, он правил самостоятельно либо через подставных лиц до 1888. Как правитель Гусман Бланко вызывал к себе неоднозначное отношение. С одной стороны, считается, что он избавил страну от гражданских войн и благодаря ему значительно повысилось благосостояние нации. Путем разумной политики в сфере налогов и таможенных пошлин он реформировал экономику страны, построил первые железные дороги, наладил экспорт кофе и какао и пополнил государственную казну. Кроме того, он ограничил власть церкви, конфисковал собственность монастырей, провел реформу образования. С другой стороны, высказывается мнение, что у него была страсть к личному обогащению, установлению авторитарного режима; он высекал свое имя на зданиях и воздвигал изображающие его статуи в публичных местах. При этом диктатор подолгу жил в Европе, управляя страной через доверенных лиц. Свергнутый в 1888, Гусман Бланко обосновался в Париже. Умер Гусман Бланко в Париже 30 июля 1899.

ЛИТЕРАТУРА

История Латинской Америки, т. 2. М., 1993

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСТАВ I ВАЗА

ГУСТАВ I Ваза (Gustav I)

ГУСТАВ I

ГУСТАВ I

(1496-1560), называемый также Густав Эриксон, король Швеции. Сын члена государственного совета Эрика Юхансона, Густав родился в Линдхольме 12 мая 1496 (или 3 мая 1497). С 1507 посещал школу в Упсале, но в 1514 его воспитанием занялся Стен Стуре Младший, регент Швеции, с которым Густав находился в родстве по матери отца. Стен Стуре поручил обучать Густава просвещенному Хеммингу Гадду, в прошлом епископу Линчепингскому. В 1518 Густав принял участие в боевых действиях, которые вели шведские сторонники независимости с датскими войсками Кристиана II, и отлично себя проявил. После одержанной над датчанами победы Густав и еще 5 знатных юных шведов поднялись на датское судно в качестве заложников на время ведения переговоров, однако Кристиан в нарушение всех правил отвез их всех в Данию. Через год Густаву удалось бежать, он прибыл в Любек, а оттуда его переправили в Швецию. Густав долго находился на положении беглеца, и здесь до него дошло известие о т.н. Стокгольмской кровавой бане - расправе, которую учинил с мятежниками Кристиан. Отец и двое дядей Густава оказались в числе убитых аристократов, и он был полон желания отомстить. Обращение Густава к крестьянам Смоланда не нашло у них отклика, но в области Даларне в центральной Швеции народ поднялся по призыву Густава, что в конце концов привело к изгнанию датчан. Собравшийся в Стренгнесе 6 июня 1523 риксдаг избрал Густава королем Швеции. При нем Швеция находилась в основном в мирных отношениях с соседями, ему удалось добиться сплочения страны. В результате т.н. "графской распри" (разгоревшихся в Дании в 1533-1536 междоусобиц в связи с вопросом о престолонаследии). Густаву удалось освободиться от контроля Любека, который в свое время помог ему овладеть Стокгольмом, подвергнув город блокаде с моря. Возобновление экспансии Швеции на Восток в 1555-1557 привело к русско-шведской войне, не принесшей Швеции успеха. Официальная Реформация была проведена в 1527 на заседании риксдага в Вестеросе, но это был акт, объяснявшийся главным образом соображениями целесообразности: секуляризация церковных земель должна была помочь укреплению королевской власти. Во главе Реформации в Швеции встали канцлер Ларс Андерсон и священник Олаф Петри (ученик Лютера), много способствовавший обращению страны в лютеранство. Поощрялось развитие торговли и производства, финансами Швеции руководили здравые администраторы. Шведы почитают Густава Вазу как отца-основателя шведской независимости. Умер Густав I в Стокгольме 20 сентября 1560.

ЛИТЕРАТУРА

Сванидзе А.А. К вопросу о возникновении шведского государства. - В кн.: Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. М., 1983

ГУСТАВ II АДОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСТАВ III

ГУСТАВ III (Gustav III)

ГУСТАВ III

ГУСТАВ III

(1746-1792), король Швеции, родился 24 января 1746 в Стокгольме, старший сын короля Адольфа Фредерика и Ловизы, сестры Фридриха Великого. Густав обдумывал планы государственного переворота с целью усиления королевской власти и уничтожения полуреспубликанского строя "эры свобод", когда власть в Швеции принадлежала риксдагу и правительству. В 1771 Густав стал королем; в августе 1772 при поддержке гвардии и дворянства осуществил государственный переворот. Власть перешла к руки короля, по воле которого мог быть созван риксдаг. В 1772-1789 Густав, действуя в духе "просвещенного деспотизма", реформировал шведское государство, навел порядок в финансах; закон защищал крестьян; строились больницы; был издан кодекс законов. Густав III создал шведский театр, сам писал и ставил пьесы. Во внешней политике сохранял мир до 1788, когда Россия оказалась в состоянии войны с Турцией и представился удобный случай для нападения. Густав спровоцировал войну с Россией, но мятеж части Финляндской армии помешал захватить Санкт-Петербург. Военные действия шли с переменным успехом, и война закончилась мирным договором, подписанным в Вереле (август 1790). В 1791 Густав III носился с планами вмешательства в события во Франции. В октябре 1791 он заключил с Екатериной II оборонительный союз на 8 лет в обмен на ежегодные субсидии. Заговор против Густава завершился выстрелом в него на балу в доме королевской оперы 29 марта 1792. Через 13 дней Густав скончался от ран в Стокгольме 29 марта 1792.

ЛИТЕРАТУРА

Рогинский В.В. Густав III. - В кн.: Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997 Рогинский В.В. Покушение на бале-маскараде. - В кн.: Цареубийства. Гибель земных богов. М., 1998 Леннрут Э. Великая роль. Король Густав III, играющий самого себя. Санкт-Петербург, 1999

ГУСТАВ IV АДОЛЬФ

ГУСТАВ IV Адольф (Gustav IV) (1778-1837), король Швеции. Родился 1 ноября 1778 в Стокгольме, сын Густава III. Стал королем в 1792, в разгар Французской революции. Всю полноту власти получил в 1796. Ненавидел Наполеона и использовал любую возможность, чтобы воспрепятствовать распространению французского влияния. В 1804-1806 он присоединился к антинаполеоновской коалиции, но в ходе войны лишился Шведской Померании. Тильзитский мир 1807 между Наполеоном и Александром I предписывал Швеции присоединение к Континентальной блокаде, в противном случае Россия угрожала ей нападением со стороны Финляндии. Густав отказался, и русские войска в 1808 быстро захватили почти всю Финляндию. Доведенные до отчаяния импульсивной политикой короля, армейские высшие чины 13 марта 1809 арестовали и низложили Густава. Королем под именем Карла XIII стал 6 июня 1809 его дядя, герцог Карл. Густав, проживавший главным образом в Швейцарии, под именем полковника Густавсона, умер в Сент-Галлене 7 февраля 1837.

ЛИТЕРАТУРА

История Швеции. М., 1974 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997

ГУСТАВ V

ГУСТАВ V

ГУСТАВ V

(Gustav V) (1858-1950), король Швеции, родился 16 июня 1858 в Дроттнингхольмском дворце. Как прямой наследник Густав обучался в шведской и норвежской школах, служил в армии. Из-за болезни отца Оскара II Густав часто исполнял обязанности регента. В 1907 он стал королем Швеции под именем Густава V. Как конституционный монарх он стал активным участником политической жизни страны. В 1914, в ходе конституционного кризиса, он продемонстрировал твердость своих убеждений, отстаивая необходимость нейтралитета Швеции. В годы Второй мировой войны Густав занимал те же позиции, что и в период Первой мировой войны. Он был убежден в возможности сохранить нейтралитет Швеции путем усиления ее военной готовности и призывал шведов не поддаваться пропаганде нацизма. Умер Густав в Стокгольме 29 октября 1950.

ЛИТЕРАТУРА

История Швеции. М., 1974 Монархи Европы: Судьбы династий. М., 1996 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997

ГУСТАВ VI АДОЛЬФ

ГУСТАВ VI Адольф (Gustav VI)

(1882-1973), король Швеции. Родился 11 ноября 1882 в Стокгольме, старший сын короля Густава V. Получил образование в университетах Упсалы и Осло, в 1902 вступил в армию; служил в шведских и норвежских войсках, в 1932 получил звание генерала. В последние годы правления отца Густав брал на себя исполнение все большей части королевских обязанностей, часто в качестве регента. Занял трон 29 октября 1950 после смерти Густава V. Увлекался археологией, собрал всемирно известную коллекцию восточной керамики. Умер Густав VI в Хельсингборге 15 сентября 1973.

ЛИТЕРАТУРА

История Швеции. М., 1974 Вейбулль Й. Краткая история Швеции. Стокгольм, 1997

ГУТЕНБЕРГ ИОГАНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУТТЕН УЛЬРИХ ФОН

ГУТТЕН Ульрих фон (Hutten, Ulrich von) (1488-1523), немецкий поэт и гуманист. Родился 21 апреля 1488 в крепости Штеккельберг, близ Фульды (Гессен, ФРГ). Отпрыска захудалого рыцарского рода прочили в монахи, он получил превосходное образование в школе бенедектинского монастыря Фульды, однако утратил веру и сделался неисправимым антиклерикалом. Расставшись со школой в 1504, избрал жизнь странствующего ученого. После недолгого пребывания в Кельне и Эрфурте Гуттен поступил в недавно основанный университет во Франкфурте-на-Одере, где получил ученую степень и обнародовал первые из тех многих стихотворений на латинском языке, что продолжали выходить в свет примерно до 1516. В 1511 Гуттен опубликовал трактат об Искусстве версификации. Он был в Павии (Италия), изучал право, когда в 1512 швейцарцы захватили и разграбили город. Перебравшись в Болонью, в 1513 был вынужден наняться на военную службу. В 1514 возвратился в Германию, с помощью родственников добился покровительства нового курфюрста Майнца, архиепископа Альберта Бранденбургского. В 1514 Гуттен познакомился с Эразмом Роттердамским, который тепло принял его сочинения. Год спустя двоюродный брат Гуттена, Ганс фон Гуттен, был убит Ульрихом, герцогом Вюртембергским, и Гуттен выступил в печати с яростными нападками на герцога, обрушив затем свой гнев и на всех прочих независимых князей Священной Римской империи. Тогда же он стал одним из авторов знаменитых Писем темных людей (Epistolae obscurum vivorum), выходивших в свет в 1515-1517. Письма обличали церковников Кельна, и курфюрст Альберт, напуганный необузданностью речей Гуттена, удалил его от двора. Гуттен примкнул к Мартину Лютеру, став его другом и единомышленником. Воззвания Лютера к простому народу Гуттен подкрепил увещеваниями высших классов, по-латыни и по-немецки ожесточенно разоблачая папство и римско-католическое духовенство. Это вынудило императора Карла V отказать ему в покровительстве, и Гуттен бежал из Германии в Швейцарию. Больной и обездоленный, он добрался до Базеля, где Эразм отказался встретиться с ним, недовольный несдержанностью его поздних сочинений. Размолвка между двумя гуманистами переросла в ожесточенную вражду. Дальнейшие странствия Гуттена привели его в конце концов в Цюрих, где У.Цвингли, швейцарский религиозный реформатор, предоставил ему убежище на о.Уфенау (на Цюрихском озере). Там Гуттен и умер 29 августа 1523.

ЛИТЕРАТУРА

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы ХV-ХVII вв. М., 1955 Гуттен У. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959

ГЬЕЛЛЕРУП КАРЛ

ГЬЕЛЛЕРУП, КАРЛ АДОЛЬФ (Gjellerup, Karl Adolf)

(1857-1919), датский писатель. Родился 2 июня 1857 в Рохольте. Родители его происходили из церковных семей, и в 1874 Гьеллеруп начал изучать теологию в Копенгагенском университете. Кроме теологии, он целеустремленно занимался эстетикой и увлекался Ф.Шиллером и Г.Гейне. В 1878 Гьеллеруп получил степень кандидата богословия, хотя знакомство с последними критическими работами о Библии сделало его религиозным скептиком. В своих ранних произведениях Гьеллеруп рассматривал конфликт между ортодоксальным христианством и тем типом свободомыслия, который отстаивал Г.Брандес. В сборнике стихов Боярышник (Rdtjrn, 1881), посвященном Брандесу, ощущается влияние Г.Гейне, П.Б.Шелли, Дж.Байрона и А.Ч.Суинберна, бывшего некоторое время поэтическим идеалом Гьеллерупа. За опубликованный в 1881 трактат Наследственность и мораль (Arvelighed og moral), выдержанный в духе детерминизма и дарвинизма, он получил выговор от Министерства по церковным делам. В 1882 окончательно порвал с теологией в романе Ученик германцев (Germanernes laerling). После этого антитеологического периода Гьеллеруп предпринял продолжительное путешествие в Германию, Швейцарию, Грецию и Россию. Вернувшись в Данию, он отошел от радикализма, что особенно проявилось в книге Год странствий (Vandreaaret, 1885), направленной против Брандеса. Его литературное мастерство росло, о чем свидетельствует появление такого крупного произведения, как Брунхильда (Brynhild, 1884), трагедии в духе Суинберна. В 1892 Гьеллеруп переехал в Дрезден, где оставался до самой смерти. В Дрездене он написал свой самый значительный роман Мельница (Mllen, 1896), выдающееся произведение в духе романа Жерминаль Э.Золя. В середине 1890-х годов он отошел от присущего ему ранее чрезмерного индивидуализма и почитания героя-одиночки и обратился под влиянием А.Шопенгауэра к буддизму. В последние годы он постепенно возвращался к христианству. В 1917 разделил Нобелевскую премию по литературе с Х.Понтоппиданом. Умер Гьеллеруп в Клоцше, близ Дрездена, 11 октября 1919.

ГЭ У

ГЭ У - "Выверение вещей" ("постижение вещей", "изучение объектов", "классификация предметов") - основополагающий термин китайской гносеопраксиологии, одно из 8 "основоположений" (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия Да сюэ (5-3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 Ли цзи, связанное прежде всего со следующим "основоположением" - "чжи чжи": "доведения знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей". Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127-200) определил "гэ" как "привлечение" (лай), подразумевая адекватную реакцию "вещей", уподобленных им "делам" (ши3), т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве Да сюэ в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин "гэ у". Чэн И (1033-1107) интерпретировал его с помощью тезиса "Чжоу и" об "истощающем [[исследовании]] принципов" (цюн ли). Чжу Си (1130-1200) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением "гэ" как "достижения" (чжи9) в каноническом словаре Эр я (Приближение к классике, 3-2 в. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в "делах и вещах" принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин (1472-1529) предложил понимать "гэ" как "выправление" (чжэн), имея в виду правильное отношение к "вещам" (у), которые в свою очередь сводились к делам (ши3), а те - прежде всего помыслам, заключенным в "собственном сердце" (шэнь синь) и направленным на "усовершенствование своей личности" (сю шэнь). В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635-1704), их "выверения руками" (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение "естествознание, природоведение".

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983

ГЮГО ВИКТОР МАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЮИСМАНС ШАРЛЬ МАРИ ЖОРЖ

ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж (Huysmans, Joris Karl)

(1848-1907), французский романист. Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848. Отец его был голландец, мать - француженка. Получив домашнее образование, в 1866 Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки. В 1874 Гюисманс опубликовал первую книгу - Ваза с пряностями (Le Drageoir pices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы - Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера - написаны романы Марта, история проститутки (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; Сестры Ватар (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; Семейный очаг (En Mnage, 1881), многим обязанный флоберовскому Воспитанию чувств. Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа По течению (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой Наоборот (A Rebours, 1884), получившей наименование "катехизиса декаданса". Главным героем является аристократ "конца века" ("fin-de-sicle"). Порвав с Золя, Гюисманс издал романы У пристани (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и Там, внизу (L-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Центральный персонаж, Дюрталь, появляется далее в романах В пути (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов, Собор (La Cathdrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору, и Послушник (L'Oblat, 1903), слегка завуалированной хронике послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы. В число других его книг входят Парижские наброски (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни; Современное искусство (L'Art moderne, 1883), в котором он пропагандировал импрессионизм; Святая Людвина из Схидама (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре "жития", и Лурдские толпы (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца 19 в. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя. Умер Гюисманс с Париже 13 мая 1907.

ЛИТЕРАТУРА

Гюисманс Ж.К. Полное собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1912

ГЮЙГЕНС ХРИСТИАН

ГЮЙГЕНС Христиан (Huygens, Christiaan)

(1629-1695), голландский математик, физик и астроном. Родился 14 апреля 1629 в Гааге. Учился в университетах Лейдена (1645-1647) и Бреды. В 1665-1681 жил в Париже, с 1681 - снова в Гааге. Свой творческий путь Гюйгенс начал как математик, находясь под сильным влиянием трудов Архимеда и Декарта. Его первые работы посвящены классическим проблемам: теоремам о квадратуре гиперболы, эллипса и круга, величине круга. Используя алгебраический подход, он сумел уточнить значение числа p. В 1657 им написан трактат О расчетах при азартных играх (De ratiociniis in ludo aleae) - одна из первых работ по теории вероятностей. Достижением Гюйгенса, сразу принесшим ему известность, стало создание маятниковых часов. Об этом открытии он сообщил в сочинении Часы (Horologium, 1658), носящем сугубо прикладной характер. Теоретическим проблемам механики, которые связаны с созданием часов, ученый посвятил последующие годы. В 1673 в Париже вышел его фундаментальный труд Качающиеся часы, или о движении маятника (Horologium oscillatorium, sive de motu pendulorum ad horologia aptato demostrationes geometrica), в котором не только содержалось описание самих часов, но и рассматривалось движение тяжелых тел по циклоиде, давалась развертка и определение длины кривых линий, решалась задача об определении центра колебаний физического маятника и периода его колебаний, рассматривалась теорема о центробежной силе, давалось устройство часов иного типа - с круговым маятником. В другой своей работе, представленной на конкурс в Королевское общество в 1669, Гюйгенс исследовал соударение упругих тел и вывел его законы. В 1678 Гюйгенс представил в Парижскую академию наук Трактат о свете (Trait de la lumire), в котором излагалась созданная им волновая теория света. В рамках этой теории ученый объяснил механизм распространения света, отражение, преломление, атмосферную рефракцию, двойное лучепреломление; рассматривалась также форма линз. Центральным моментом теории являлся известный принцип построения огибающей волны (принцип Гюйгенса), графическое представление которого можно найти в любом современном учебнике физики. Известны и работы Гюйгенса прикладного характера: он усовершенствовал телескоп, в частности объектив, сконструировал окуляр (окуляр Гюйгенса), использующийся и поныне, стал применять диафрагмы. С помощью сконструированного им телескопа в 1665 обнаружил кольцо у Сатурна и первый его спутник Титан, определил период его обращения вокруг планеты. Первым пришел к выводу, что Земля сплюснута вблизи полюсов.

Умер Гюйгенс в Гааге 8 июля 1695.

ЛИТЕРАТУРА

Гюйгенс Х. Трактат о свете. М. - Л., 1935 Гюйгенс Х. Три трактата о механике. М., 1951 Франкфурт У.И., Френк А.М. Христиан Гюйгенс. М., 1962

Предыдущая страница Следующая страница