Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")

ТАБАК НАСТОЯЩИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАГОР РАБИНДРАНАТ

РАБИНДРАНАТ ТАГОР

РАБИНДРАНАТ ТАГОР

(1861-1941), индийский поэт и просветитель. Родился 6 мая 1861 в Калькутте в семье лидера религиозно-реформаторского общества. Выросший в высокоинтеллектуальной семье, Тагор сложился как писатель благодаря изучению разных литератур - санскритской, родной бенгальской и английской (особое предпочтение отдавалось поэтам-романтикам), сочетая, таким образом, культуру классической и народной Индии с европейской культурой. После женитьбы в 1883 Тагор некоторое время жил в своем поместье на берегу Ганга, где общение с сельским людом предоставило ему богатый материал для рассказов. Наряду с эссе, рецензиями и публицистикой Тагор писал драмы, романы и философские сочинения, толкующие современному Западу древнюю мудрость Индии. Он также автор слов и музыки многих ставших популярными песен. За публикацией в Англии Жертвенных песнопений (Гитанджали, 1912) Тагора в его собственном переводе на английский язык последовало лекционное турне по США (1912-1913) и Англии (1913). Своим творчеством, незаурядной личностью и броской внешностью индийский аристократ произвел сильное впечатление. В 1913 он был удостоен Нобелевской премии по литературе; в 1915 возведен в рыцарское достоинство. Пламенный патриот, Тагор не проявлял большого интереса к политике, и его отказ поддержать М.Ганди разочаровал многих его поклонников в Индии. Тагор считал, что важнее не смена правительства, а возрождение народа, и полагал, что возможно свести воедино все лучшее в культурах Востока и Запада. С этой целью он основал в 1901 в Шантиникетоне (Болпур) школу для мальчиков, а в 1921 - международный университет Вишвабхарати, для ученых, желающих заниматься восточными цивилизациями. Этому университету и задаче мирового единения в интернациональной культуре Тагор уделял большую часть своего времени в последние годы жизни. Умер Тагор в Калькутте 7 августа 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Рабиндранат Тагор: Биобиблиографический указатель. М., 1961 Тагор Р. Лирика. М., 1967 Ивбулис В.Я. Литературно-художественое творчество Рабиндраната Тагора. Рига, 1981 Тагор Р. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1982 Тагор Р. Избранное. М., 1987

ТАДЖИКИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАДЖИКИСТАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАДЖИКИСТАН. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАИЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАИЛАНД. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАИЛАНД. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙ ЦЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙВАНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙЛЕР ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАКСОДИУМ

ТАКСОДИУМ - болотный кипарис (Taxodium), род крупных хвойных деревьев семейства таксодиевых (Taxodiaceae). В доисторическую эпоху они были широко распространены в лесах Северной Америки и Европы, но сейчас представлены всего двумя или тремя североамериканскими видами. Таксодиум обыкновенный, или двурядный (T. distichum), и его разновидность T. distichum var. nutans произрастают в сырых местах и лесных болотах на юго-востоке США от Делавэра до Флориды, Индианы и Техаса. Иногда разновидность выделяют в особый вид таксодиум восходящий (T. ascendens). Оба таксона достигают в высоту 30-45 м. Листья узкие, расположенные двумя супротивными рядами, длиной до 1,9 см у таксодиума обыкновенного и до 1,3 см у таксодиума восходящего. В отличие от листьев большинства других хвойных, на зиму они опадают. Если основания этих деревьев регулярно и подолгу остаются затопленными водой, их стволы внизу заметно расширяются и становятся глубоко желобчатыми из-за мощного развития горизонтально расходящихся корней, от которых вверх отходят своеобразные выросты - пневматофоры, высоко поднимающиеся над поверхностью как почвы, так и покрывающей ее воды. По-видимому, все это способствует закреплению дерева в болотистом грунте и корневому дыханию.

ТАКСОДИУМ снабжает корни кислородом с помощью отходящих от них вертикальных выростов - пневматофоров, поднимающихся над поверхностью воды при длительном затоплении.

ТАКСОДИУМ снабжает корни кислородом с помощью отходящих от них вертикальных выростов - пневматофоров, поднимающихся над поверхностью воды при длительном затоплении.

Таксодиум мексиканский (T. mucronatum) из южной части Техаса и Мексики - крупная вечнозеленая порода. Листья у него короче, чем у предыдущих таксонов, а шишки крупнее. У знаменитого экземпляра этого вида из деревни Санта-Мария-дель-Туле в мексиканском штате Оахака при высоте 41 м обхват ствола превышает 30 м. Считается, что ему не менее 4000 лет. Древесина таксодиума ценится за устойчивость к гниению и применяется главным образом для строительства в сырых местах. В США примерно треть эксплуатационных насаждений этой породы сосредоточена во Флориде.

ТАЛЕЙРАН ШАРЛЬ МОРИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛМУД

ТАЛМУД - свод раввинистической литературы, состоит из Мишны (собрание законов) и Гемары (обсуждения и толкования Мишны). Существуют две версии Талмуда - иерусалимская и вавилонская. И та и другая содержат Мишну, но Гемара у них разная. Более важным и авторитетным считается Вавилонский Талмуд. Мишна, после ее фиксации в 200, стала основным текстом, изучаемым в раввинских академиях Вавилонии и Палестины. Не все из 63 трактатов Мишны сопровождаются Гемарой (в Вавилонском Талмуде, например, Гемару имеет только один трактат из первого раздела). Это связано, по-видимому, с тем, что законы, касавшиеся сельского хозяйства, были неприменимы в условиях Вавилонии. Иерусалимский Талмуд был завершен около 400, а Вавилонский на столетие позднее. Вавилонский Талмуд содержит приблизительно 2,5 млн. слов, Иерусалимский - в три раза меньше. Авторы Мишны - таннаи, авторы Гемары - амораи, а редакторы Талмуда, работавшие сразу после его составления, - савораи. Мишна написана на иврите, а Гемара - на арамейском языке с вкраплениями иврита, однако диалекты арамейского языка в Вавилонском Талмуде и Иерусалимском Талмуде различаются. Материал Талмуда состоит из Галахи (законодательная часть) и Агады. Крайне разнообразная агадическая часть включает этический, фольклорный, экзегетический, исторический, гомилетический, научный и биографический материал. Агада составляет около трети Вавилонского Талмуда и около шестой части Иерусалимского Талмуда. Талмуд представляет собой Устный Закон (или Устную Тору). Ортодоксальным еврейством он почитается наравне с Писаным Законом (Библией). Традиционно считается, что Устный Закон был получен Моисеем на горе Синай вместе с Писаным и передавался изустно из поколения в поколение. Талмудические законы выводятся из библейских в соответствии с традицией и религиозной практикой, существовавшей в момент их составления. Правила соблюдения библейских законов основываются на их истолковании Талмудом, на котором, в свою очередь, строятся все последующие еврейские кодексы законов. Поэтому Талмуд - чрезвычайно важен для еврейской религиозной практики. Некоторые группы евреев не признают авторитет Талмуда, наиболее известны из них - караимы. Евреи - приверженцы реформистского иудаизма также не считают, что Талмуд необходимым для повседневной религиозной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М., 1993 Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993 Мировоззрение талмудистов: Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главных книг раввинистической письменности. М., 1994 Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы Талмуда. М. - Иерусалим, 1996 Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда. М., 1996

ТАЛЬБОТ УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЛЬК

ТАЛЬК - распространенный минерал, цветом от зеленого до белого, с жемчужным блеском, маслянистый на ощупь и чрезвычайно мягкий. В шкале твердости от 1 до 10 твердость талька составляет 1-1,5, вследствие чего он легко царапается ногтем. Тальк - кислый метасиликат магния H2Mg3(SiO3)4 - кристаллизуется в ромбической или моноклинной системе и обычно встречается в природе в виде плотных листоватых или зернистых агрегатов. Крупнозернистая зеленовато-серая разновидность называется тальковым камнем или стеатитом. Тальк - вторичный минерал, образующийся в результате превращения безалюминиевых силикатов магния, в частности амфибола или пироксена. Он часто представляет собой псевдоморфоз, сохраняющий кристаллическую структуру исходного минерала, хотя и отличающийся от него по химическому составу. Порошкообразный тальк широко используется как наполнитель в бумаге, красках, керамике, инсектицидах, кровельных материалах, резине и асфальте. Он - единственный компонент фармацевтической тальковой пудры и распространенная основа для косметических препаратов. Французский мел и портновский мел - мелкозернистые, белые разновидности талька. Тальковый камень кислостоек и представляет собой хороший электрический и тепловой изолятор. Его можно распиливать на куски требуемых размеров и формы для покрытия ими лабораторных столов, облицовки раковин, печей и распределительных щитов. С древних времен этот материал использовали для изготовления орнаментов. США - мировой лидер по добыче талька и стеатита. Другие страны, ежегодно добывающие тальк в значительных объемах, - Япония, Южная Корея, Россия, Бразилия и Индия.

ЛИТЕРАТУРА

Дубровский А.В. Производство талька в СССР и за рубежом. М., 1979

ТАЛЬМА ФРАНСУА ЖОЗЕФ

ТАЛЬМА Франсуа Жозеф (Talma, Franccois Joseph) (1763-1826), Франция; актер-трагик, реформировал сценический костюм, добиваясь этнографической и исторической конкретности; в 1787-1826 в "Комеди Франсез"; в 1791 основал "Театр революции"; прославился в ролях шекспировского репертуара (Макбет, Отелло, Гамлет).

ТАЛЬОНИ

ТАЛЬОНИ (Taglioni),

итальянская балетная династия в 19 в.

Сальваторе (1790-1868), танцовщик и балетмейстер в Неаполе в 1830-х годах. Его дочь Луиза была ведущей танцовщицей в Парижской опере в 1848-1857.

Филиппо (1778-1871), брат Сальваторе, дебютировал в Пизе в 1794 и был ведущим танцовщиком во Флоренции, Венеции и Париже, а затем балетмейстером в Стокгольме. Его сын Поль (1808-1884), также танцовщик и хореограф, с большим успехом работал в Берлине и Лондоне. Дочь Поля - Мария (1830-?) выступала во многих балетах, поставленных ее отцом. Самой выдающейся представительницей династии стала другая Мария - дочь Филиппо и сестра Поля.

Мария (1804-1884) родилась в Стокгольме 24 апреля 1804. Занималась танцем под руководством своего отца, Филиппо, хотя ее физические данные не совсем подходили к избранной профессии: руки казались слишком длинными, и некоторые утверждали, что она сутуловата. После дебюта Марии в Вене в 1822 последовали ангажементы в Германии, Италии и Франции Мария впервые выступила в Парижской опере в 1827, но успеха добилась в 1832, когда исполнила главную партию в поставленном ее отцом балете Сильфида (музыка Жана Мадлена Шнейцхоффера). Балет Сильфида стал символом Тальони и всего романтического балета. До Марии Тальони хорошенькие балерины покоряли публику виртуозной техникой танца и женским обаянием. Тальони, отнюдь не красавица, создала новый тип балерины - одухотворенный и загадочный. В Сильфиде Тальони воплотила образ неземного существа, дочери воздуха. Сильфида олицетворяет идеал, недостижимую мечту о красоте. В струящемся белом платье, взлетая в легких прыжках и замирая на кончиках пальцев (Тальони стала первой балериной, последовательно использовавшей пуанты и сделавшей их неотъемлемой составляющей классического балета), Тальони-Сильфида, казалась, сошла со страниц произведений романтической поэзии и прозы. Не только Париж - все столицы Европы восхищались Тальони. Отец поставил для нее еще ряд балетов: Деву Дуная (музыка А.Адана, 1836), Гитану, испанскую цыганку (музыка Ф.Обера и Ф.Шмитта, 1838) и Тень (музыка Л.В.Маурера, 1839). С 1837 по 1839 Тальони выступала в Петербурге, затем, вплоть до 1848, танцевала в Западной Европе. В 1832 Мария Тальони вышла замуж за графа Жильбера де Воазен, но три года спустя брак распался. В старости Мария Тальони, одинокая и обнищавшая, учила танцу и хорошим манерам детей лондонских дворян. Умерла Мария Тальони в Марселе в 1884.

ТАМЕРЛАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАММ ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ТАММ Игорь Евгеньевич (1895-1971), советский физик, был удостоен в 1958 Нобелевской премии по физике (совместно с И.М.Франком и П.А.Черенковым) за объяснение эффекта Черенкова. Родился 8 июля 1895 во Владивостоке. По окончании Московского университета в 1918 преподавал физику в Крымском университете (1919-1920) и Одесском политехническом институте (1921-1922). В 1924-1941 и в 1954-1957 работал в МГУ (с 1930 - профессор, заведующий кафедрой теоретической физики), с 1934 - руководитель теоретического отдела Физического института АН СССР. Работы посвящены классической электродинамике, квантовой механике, теории твердого тела, физической оптике, ядерной физике, теории элементарных частиц, проблемам термоядерного синтеза. В 1930 построил квантовую теорию рассеяния света в кристаллах, введя понятие фононов - звуковых квантов. Применив квантовую механику к теории металлов, в 1932 показал возможность существования особых состояний электронов на поверхности кристаллов (уровни Тамма). Совместно с Д.Д.Иваненко в 1934 создал полевую теорию ядерных сил, исходя из которой в 1935 Х.Юкава предсказал существование нейтрино. Однако наибольшую известность принесло Тамму создание теории эффекта Черенкова - слабого голубого свечения, испускаемого полупрозрачной средой при прохождении через нее g-квантов. В теории, опубликованной в 1937, Тамм и И.М.Франк показали, что свечение испускают не g-кванты, а выбиваемые ими электроны, движущиеся в среде со скоростью, превышающей фазовую скорость света в данной среде. Теория Тамма - Франка лежит в основе работы детекторов быстрых заряженных частиц (черенковских счетчиков). В послевоенные годы Тамм обратился к проблемам термоядерного синтеза. Работал над вопросами взаимодействия релятивистских частиц. В 1945 дал приближенный метод анализа взаимодействия частиц, отличный от метода возмущений. Тамм создал школу физиков-теоретиков. Среди его учеников - В.Л.Гинзбург, М.А.Марков, Д.И.Блохинцев, Л.В.Келдыш. Умер Тамм в Москве 12 апреля 1971.

ЛИТЕРАТУРА

Игорь Евгеньевич Тамм. М., 1974 Тамм И.Е. Собрание научных трудов. М., 1975

ТАМПЛИЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАМТАМ

ТАМТАМ - дальневосточный гонг, применяемый в европейской музыке. Входит в состав симфонического оркестра (введен Ф. Ж. Госсеком в 1791). Один из самых известных примеров его использования - финал Шестой симфонии Чайковского.

ТАНАТОС

ТАНАТОС - в греческой мифологии, персонификация смерти, сын Ночи и брат Сна. Когда Танатос забрал Алкесту, Геракл заставил отдать ее назад и возвратил ее мужу Адмету.

ТАНДИ ДЖЕССИКА

ТАНДИ Джессика (Tandy, Jessica) (1909-1994), Англия, США; актриса театра и кино; в 1930-е годы играла в театре "Олд Вик"; нью-йоркская сцена (обычно в дуэте с мужем Х.Кронином): Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire, 1947, премия "Тони") Ю.О'Нила, Кровать с балдахином (The Fourposter, 1951), Упражнение на рояле (Five Finger Exercise, 1959) П.Шаффера, Шаткое равновесие (А Delicate Balance, 1966) Э.Олби, Дом (Home, 1971), Ноэл Коуард в двух тональностях (Noel Coward in Two Keys, 1974), Игра в джин (The Gin Game, 1977, премия "Тони"), Фосфоресцирующий свет (Foxfire, 1982, премия "Тони"), Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1984) Т.Уильямса, Петиция (The Petition, 1986); фильмы: Месть женщины (A Woman's Vengeance, 1947), Птицы (The Birds, 1963), Бостонцы (The Bostonians, 1984), Кокон (Cocoon, 1985), Шофер мисс Дейзи (Driving Miss Daisy, 1989, премия "Оскар"); также на телевидении.

ТАНЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЦ ВОСТОЧНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЦ ЗАПАДНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЦ ФОЛЬКЛОРНЫЙ

Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. Танец рил американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерной трехдольностью воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом - дух чешского народа. Чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца - соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями. Альпийская форма шуплаттлера, танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой. Некоторые фольклорные танцы являются напоминанием о древних культах плодородия, в рамках которых эти танцы и возникли. Так, хоровод вокруг майского дерева приветствует пробуждение природы. Этот танец характерен для всей Европы - от Испании до Норвегии, и его истоки прослеживаются в греческих дифирамбах во время дионисийских празднеств. Танцы с мечами возникли из языческого обряда, имитирующего борьбу между зимой и летом; они связаны также с древнегреческим военным танцем. Шотландский мужской одиночный танец с мечами - один из самых известных примеров данного типа. Фольклорные мотивы часто играют большую роль в балете. С 1940-х годов стало распространяться увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Существует немало профессиональных танцевальных трупп, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Ансамбль народного танца Игоря Моиссева, Ансамбль украинского танца, ансамбль "Инбал" в Израиле, "Фольклорный балет" Мексики, "Баянихан" на Филиппинах.

ТАНЗАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАННИНЫ

ТАННИНЫ - обширный класс веществ, содержащихся в растениях. Они осаждают желатин из растворов, дубят кожу и дают темносинюю окраску при контакте с растворами солей трехвалентного железа. Для дубления применяют водные экстракты галловых орешков и коры таких деревьев, как дуб, австралийская акация и канадская тсуга. Таннины используются при производстве некоторых сортов чернил и синек. Химия таннинов достаточно хорошо изучена, все они являются производными ароматических кислот и содержат многоатомные фенолы. Некоторые из простейших таннинов синтезированы.

ЛИТЕРАТУРА

Запрометов М.Н. Основы биохимии фенольных соединений. М., 1974

ТАНТАЛ

ТАНТАЛ - в греческой мифологии, царь Сипила в Лидии (или Фригии), сын Зевса и отец Пелопа. Он был допущен Зевсом на Олимп, однако злоупотребил дружбой богов. О его преступлении рассказывается по-разному: 1) он попытался обмануть богов, угостив их на пиру мясом своего сына Пелопа; 2) он похитил у них нектар и амброзию; 3) он выбалтывал тайны богов; 4) он отрицал, что знает о местонахождении золотой собаки, похищенной из святилища Зевса. Наказание, которому он был подвергнут в Тартаре, вошло в поговорку ("танталовы муки"). Томимый жаждой, он стоял в озере по горло в воде, но вода отступала, когда он делал попытку напиться. Над его головой склонялись ветви, усеянные плодами, но ветром их сносило всякий раз, как он к ним тянулся.

ТАПИОКА

ТАПИОКА - маниоковое саго, крахмалистая крупа, получаемая из клубневидно утолщенных корней маниока съедобного, или кассавы (Manihot esculenta), и маниока сладкого (Manihot alpi). При варке разбухает, уплотняется и становится прозрачной. Высокопитательная и легко усвояемая пища, широко используемая в тропических странах и рекомендуемая для больничных диет.

КАССАВА родом из Бразилии, но широко разводится повсюду в тропиках.

КАССАВА родом из Бразилии, но широко разводится повсюду в тропиках.

ТАПИРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАРБОЗАВР

Факты

ТАРЕЛКИ

ТАРЕЛКИ

ТАРЕЛКИ

ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических дисков неопределенной высоты звучания. Металлические тарелки бывают разной величины - от 5 до 102 см в диаметре. Появившись в Азии, тарелки распространились по всему Древнему Востоку и средневековой Европе, где они применялись в торжественных церемониях или служили для создания восточного колорита. В последней роли они впервые стали использоваться в опере в конце 17 в. Введенные вскоре после этого в военную музыку, наряду с другими характерными инструментами распространенных в то время турецких (янычарских) оркестров, тарелки постепенно перестали ассоциироваться с Востоком и получили статус постоянного ударного инструмента современного симфонического и духового оркестров. Иногда в оркестровых партитурах используются т.н. античные тарелки - очень маленькие, обладающие определенной высотой звучания в высоком регистре.

ТАРЛТОН РИЧАРД

ТАРЛТОН Ричард (Tarlton, Richard) (ум. 1588), Англия; любимый шут королевы Елизаветы, актер-комик в труппе "Слуги королевы"; прославился исполнением джиги - комического танца, сопровождаемого песенкой; выступал также как драматург.

ТАРТАР

ТАРТАР - в греческой мифологии, место наказания душ умерших в подземном царстве. После победы над титанами Зевс заточил их в Тартаре, где были заключены преступники, о которых повествуется в мифах: Иксион, Тантал, Сисиф, Титий и др.

ТАССО ТОРКВАТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАФТ УИЛЬЯМ ХАУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЦИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТВЕРДОЕ ТЕЛО

ТВЕРДОЕ ТЕЛО - одно из трех агрегатных состояний вещества. В отличие от двух других, жидкого и газообразного, твердые тела сохраняют свою форму и сопротивляются силам, стремящимся изменить ее. Связано это с тем, что в твердых телах взаимодействие между молекулами достаточно велико и они занимают в веществе более или менее фиксированные положения, относительно которых могут совершать лишь колебательные движения. В жидкостях же и газах молекулы связаны слабее и движутся более свободно. "Истинные" твердые тела, такие, как алмаз, железо и мрамор, имеют кристаллическую структуру; это означает, что атомы или молекулы, из которых они построены, образуют правильную периодическую решетку. У аморфных же твердых тел, например стекла или гудрона, кристаллическая структура отсутствует - они скорее являются переохлажденными жидкостями. От истинно твердых тел, имеющих определенную температуру плавления, аморфные тела отличаются тем, что размягчаются и плавятся в широком интервале температур.

См. также

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ;

ЖИДКОСТЕЙ ТЕОРИЯ;

ФИЗИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА.

ЛИТЕРАТУРА

Пайерлс Р. Квантовая теория твердых тел. М., 1956 Каганов М.И., Френкель В.Я. Век истории физики твердого тела. М., 1981

ТЕАТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕАТР АББАТСТВА

ТЕАТР АББАТСТВА (Abbey Theatre), репертуарный театр, который принято считать "родоначальником малых театров". Основан в Дублине в 1904 группой ирландских драматургов и актеров, называвших свое объединение первоначально Ирландским литературным театром, а позже Ирландским национальным театральным обществом. Члены этого сообщества, возглавляемого поэтом У.Б.Йитсом и Августой Грегори, писали и ставили пьесы с 1899. Поначалу многие участники были связаны с Гаэльской лигой - движением за возрождение ирландского языка и литературы. Театр разместился в перестроенном помещении бывшего мюзик-холла, к которому примыкало здание, где одно время был городской морг, а еще раньше банк. Новый театр получил свое имя по названию улицы, на которой расположился, а позже так стала именоваться и сама труппа. Здесь были впервые поставлены почти все стихотворные драмы Йитса, а также его переводы двух частей Эдипа Софокла (соответственно 1926 и 1927). Именно здесь увидели свет рампы и многочисленные одноактные комедии леди Грегори. В начале своего существования театр открыл Д.М.Синга - драматурга, обретшего со временем международное признание; премьера его спорной пьесы Удалой молодец, гордость Запада стала поводом для очередной вспышки общественных страстей, столь характерной для ирландского литературного возрождения. В 1920-е годы самым значительным открытием Театра Аббатства стал Ш. О'Кейси. Театр помог становлению репутации драматурга, а тот, в свою очередь, принес коллективу первый коммерческий успех. После двадцати лет более чем скромных финансовых поступлений Театр Аббатства поставил в 1924 его Юнону и павлина и стал собирать полные залы. В 1926 премьера пьесы О'Кейси Плуг и звезды вызвала не менее жаркие баталии, чем постановка Удалого молодца, гордости Запада Синга. В 1930-е годы Театр Аббатства получал государственные субсидии и после смерти леди Грегори (1932) и Йитса (1939) все больше испытывал идеологическое давление. Знание ирландского языка стало главным условием сотрудничества с Театром, а выбор пьес носил все более предвзятый характер. В 1951 здание Театра Аббатства было частично разрушено пожаром, и труппа в течение 15 лет выступала в помещении крупного коммерческого театра, изменив репертуарную политику и ставя пьесы, подолгу идущие на сцене. Зал с большим числом мест способствовал финансовому процветанию коллектива. В июле 1966 новое здание Театра Аббатства было отстроено на старом месте. На сцене Театра Аббатства в разное время выступали многие прославленные актеры, в том числе Д.Диггес, Сара Олгуд, Майра О'Нил, Б.Фицджеральд, Дж.М.Керриган, Ф.Дж.Маккормик и Ш.Мак-Кенна.

ЛИТЕРАТУРА

Ряполова В.А. У.Б.Йейтс и ирландская художественная культура. 1890-1930-е гг. М., 1985

ТЕАТР АБСУРДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ

ТЕАТР МЕНЕСТРЕЛЕЙ - минстрел-шоу, род развлекательного представления, процветавший в США в 1840-1910. Происхождение, вероятно, связано с разъездной продажей снадобий: за знахарем следовала повозка с одним-двумя помощниками, развлекавшими публику шутками, пением и игрой на банджо. Первая профессиональная труппа менестрелей состояла из пяти участников. Позднее обычный состав насчитывал 40 человек. Последний большой коллектив, "Менестрели Коэна и Харриса" (1908), объединял 100 исполнителей. Основателем жанра считался Томас Д.Райс (1808-1860); ему же приписывалось введение в "минстрел-шоу" танца Джим Кроу. Среди первых менестрелей - Ч.Уайт, Дж.Харрингтон, Д.Эмметт (автор Дикси) и Э.П.Кристи, который ввел в шоу ансамблевое пение, структуру представления и популярные песни Ст.Фостера. Все шоу менестрелей проходили по традиционному сценарию. Занавес открывал труппу, выстроившуюся перед полукругом из стульев, и ведущего - в центре. Он начинал представление словами: "Джентльмены, садитесь!". После этого оркестр брал звучный аккорд, ставший музыкальной эмблемой шоу. "Крайние" (в ряду сидящих исполнителей) Кость и Тамбу развлекали публику шутками и боем тамбуринов и деревянных полированных "костей", звучавших наподобие кастаньет. Программа, основанная на обычаях и песнях чернокожих рабов, состояла из трех отделений: 1) песни, диалоги и эстрадные номера; 2) сентиментальные баллады, комические скетчи и "импровизированные речи" в исполнении комедианта с саквояжем и зонтиком; и 3) "переполох" - музыкально-танцевальный финал. Гастроли менестрелей обычно предварялись парадом и уличными концертами у театра. Наиболее популярные труппы: Брайанта, Тони Пастора, Тэтчера, Примроуза и Уэста, Лу Докстейдера.

ТЕАТР-СТУДИЯ

ТЕАТР-СТУДИЯ - независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный коллектив. Такие театры чаще всего появляются там, где отсутствует профессиональный театр. Театры-студии возникли в 19 в. в Европе как реакция на академические претензии коммерческого театра. В Москве актер и режиссер К.С.Станиславский основал драматический кружок, впоследствии ставший Московским Художественным театром. Любительские труппы создавались в Париже и других европейских городах, и даже такие известные профессиональные коллективы, как "Общество литературного театра" в Лондоне и "Театр Аббатства" в Дублине, первоначально возникли как любительские студии. В США история театра-студии восходит к 1853, когда начала свою деятельность "Драматическая ассоциация Дезерета" в Солт-Лейк-Сити (шт. Юта). Из ранних театров-студий известны также "Театральный клуб" в Бостоне (1877) и нью-йоркский "Клуб любителей комедии" (1884), существующие и поныне. С тех пор любительские коллективы по обе стороны Атлантики неудержимо множились, отчего со временем заговорили о "студийном движении". Только в США сейчас более 75 000 театров-студий, которые разделяются на самодеятельные, студенческие и экспериментальные. Самодеятельный театр в этнических и прочих общинах является центром общественно-культурной жизни и досуга. По большей части он любительский, однако большинство сложившихся коллективов часто прибегает к услугам профессиональных режиссеров. Руководство сосредоточено в руках правления, основные вопросы, связанные с производством, ложатся на выборный комитет. Тщательно расписанный сезон гарантируется подпиской на те или иные спектакли. Возможно, самым ярким достижением театра-студии стал его вклад в работу экспериментального театра. Призванная утверждать новые формы актерской игры, режиссуры и драматургии, экспериментальная студия зачастую предлагает зрителям такую духовную пищу, которую не решится готовить коммерческий театр.

ТЕВКР

ТЕВКР - в греческой мифологии, имя двух легендарных героев. Один, сын речного бога Скамандра и нимфы Идеи, был первым царем Трои. Его дочь вышла замуж за Дардана, поэтому троянцев иногда называли тевкридами. Другой Тевкр был сыном Теламона и Гесионы и единокровным братом Аякса. В войске ахейцев при Трое он прославился как искусный стрелок из лука. По окончании войны, вернувшись домой, Тевкр был проклят отцом за то, что не уберег брата от смерти, и, отправившись на Кипр, основал там город Саламин (названный в честь родного острова).

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЙЛОР ЗАКАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЙТ АЛЛЕН

ТЕЙТ Аллен (Tate, Allen)

(1899-1979), американский критик, поэт, романист и педагог. Хотя некоторые эксперименты Тейта с поэтическим языком дают повод отнести его творчество к модернизму, он все же оставался южанином-"реакционером" в своих взглядах на современную культуру, науку и политику. Как один из представителей "новой критики" Тейт считал, что стихотворение представляет собой "созданный текст", а не способ переложения "соответствующей" доктрины. Его собственные стихи тщательно отделаны и являют образец сложно построенного текста. Джон Орли Аллен Тейт родился 19 ноября 1899 в Винчестере (шт.Кентукки). Образование получил в университете Вандербильта (степень бакалавра искусств в 1922), где учился вместе с Д.К.Рэнсомом, писал стихи и печатался в журнале "Беглец". Взгляды Тейта на общество изложены в его эссе Замечания о верованиях Юга, вошедшем в книгу-манифест аграриев-южан Выбираю свою позицию (I' ll Take My Stand, 1930). Тейт призывал вернуться к "частной, самодостаточной, по самому существу духовной жизни". Это кредо детально обосновано в его Реакционных эссе о поэзии и идеях (Reactionary Essays on Poetry and Ideas, 1936), где показываются губительные последствия рационализма для современной жизни. Второй сборник эссе Разумное среди безумия (Reason in Madness, 1941) содержит диагноз "запущенной болезни", заключающейся в поклонении науке и материальному прогрессу. Литератор в современном мире (The Man of Letters in the Modern World, 1955) позволяет проследить эволюцию мысли Тейта за несколько десятилетий, особенно выразительно свидетельствуя о том, как на нем сказалось обращение в католицизм в 1950 (знаменитое эссе о Данте и воображении, создающем символы). Стихотворения Тейта, писавшиеся на протяжении почти 60 лет, говорят о его преклонении перед требованиями формы и перед традицией. В Оде павшему конфедерату (1927, переработана в 1937) героическое прошлое противопоставлено современному сознанию, поглощенному самим собой. О духовном развитии поэта можно судить по стихам более позднего периода, таким, как Душа в разные времена года (1944) и Пловцы (1953). Значительно влияние Тейта на более молодых поэтов, особенно на Р.Лоуэлла. Единственный роман Тейта Отцы (The Fathers, 1938) посвящен Гражданской войне, это рассказ человека, вспоминающего свое детство. Книга повествует о том, как побуждения личности способны перевернуть весь порядок жизни в обществе, основанный на определенного рода согласии между его членами и на чувстве чести, отличающем джентльмена. Умер Тейт в Нэшвилле (шт. Теннесси) 9 февраля 1979.

ЛИТЕРАТУРА

Тейт А. Стихотворения. - В кн.: Поэзия США. М., 1982

ТЕЙТЕМ ЭДУАРД

ТЕЙТЕМ Эдуард (Tatum, Edward Lawrie) (1909-1975), американский генетик, получивший в 1958 Нобелевскую премию по физиологии и медицине (совместно с Дж. Бидлом и Дж.Ледербергом) за исследование основ наследственности у микроорганизмов. Родился 14 декабря 1909 в Боулдере (шт. Колорадо). Окончил Висконсинский университет (1931), в 1935 получил степень доктора философии. В 1937-1945 и 1948-1957 работал в Станфордском университете (с 1948 - профессор этого университета), в 1945-1948 - в Йельском университете. С 1957 - профессор Рокфеллеровского института медицинских исследований в Нью-Йорке. Основные работы Тейтема относятся к области молекулярной генетики. В 1941 совместно с Дж.Билдом он обнаружил ауксотрофные мутанты - микроорганизмы, утратившие в результате мутации способность синтезировать определенные вещества. Эти исследования, впервые выполненные на плесневом грибе нейроспоре, а затем на кишечной палочке E. coli, привели к теории, выражаемой формулой "один ген - один фермент". В соответствии с этой теорией, синтез каждого фермента детерминируется специфическим геном. В 1946 Тейтем совместно с Дж.Ледербергом выполнил исследования, результатом которых стало открытие конъюгации у бактерий. Он является также автором работ по цитоплазматической наследственности, метаболизму нуклеиновых кислот, биосинтезу антибиотиков. Умер Тейтем в Нью-Йорке 5 ноября 1975.

ЛИТЕРАТУРА

История биологии. С начала XX века до наших дней. М., 1975

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕКСТИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛА ХРИСТОВА ПРАЗДНИК

ТЕЛА ХРИСТОВА ПРАЗДНИК (лат. Corpus Christi), в Римско-католической церкви, праздник, совершаемый в четверг после католического праздника Троицы в воспоминание об установлении таинства евхаристии. Обычай впервые возник в 1247 в Льежской епархии (Бельгия). В 1264 папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе. Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии. Пышные процессии - характерная особенность этого праздника. В Йорке, Уэйкфилде, Ковентри и других английских городах в 14, 15 и 16 вв. эти процессии оказали значительное влияние на развитие драмы и драматического искусства. Сцены из Библии представлялись городскими ремесленниками: каждому цеху принадлежала одна повозка, на которой разыгрывалась определенная сцена (мистерия). Передвижные подмостки останавливались в определенных местах, где участники мистерии и разыгрывали свою сцену, так что зрители, оставаясь на месте, могли видеть представление из последовательности небольших пьес, которые составляли единый драматический цикл.

ТЕЛЕМАН ГЕОРГ ФИЛИПП

ТЕЛЕМАН Георг Филипп (Telemann, Georg Phillip) (1681-1767), немецкий композитор, один из главных представителей эпохи барокко в музыке. Родился 14 марта 1681 в Магдебурге. Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг. Музыкальная жизнь этого города была столь интересна, что в 1702 Телеман оставил юриспруденцию ради музыки. Получил место органиста в церкви св. Фомы (Томаскирхе) и писал кантаты, а также основал при Лейпцигском университете музыкальное общество - Collegium Musicum. В 1705 стал придворным капельмейстером в Зорау (ныне Жары, Польша); в 1708 - придворным капельмейстером в Эйзенахе; в 1712 - кантором во Франкфурте-на-Майне; в 1721 - музыкальным директором в Гамбурге. Последняя должность была одной из самых почетных в Германии. Телеман отвечал за музыкальную часть в пяти главных городских церквах, часто ему приходилось писать сразу по пять кантат для воскресных или праздничных служб. Он сочинял также оперы для городского театра и возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме - известной гамбургской классической гимназии. В 1723 Телеман не принял приглашения занять место Кунау, кантора Томаскирхе, и кантором стал И. С. Бах. В 1737 Телеман совершил поездку в Париж, где удивил слушателей новизной своего оркестрового письма. До конца жизни он продолжал сочинять произведения для Франкфурта, Парижа и Гамбурга. В наследии Телемана по меньшей мере 40 опер, 44 цикла пассионов, 52 церковные службы и множество ораторий, а также 600 увертюр во французском стиле и массу вокальных и инструментальных произведений во всевозможных жанрах. Мастер полифонии, он тем не менее разделял характерную для его времени антипатию к контрапунктическому письму, любил выразительные мелодии и восхищался стилистическими новациями французских и итальянских мастеров. Воспринял и ряд свежих веяний из Восточной Европы, особенно из Польши. Телеман был эклектиком, проницательным и остроумным аналитиком музыки своего времени, неутомимым экспериментатором, особенно в области оркестровки.

ЛИТЕРАТУРА

Рабей В., Г. Ф. Телеман. М., 1974

Предыдущая страница Следующая страница