Статьи на букву "С" (часть 8, "СУЛ"-"СЯН")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУЛОАГА-И-САВАЛЕТА Игнасио (Zuloaga y Zabaleta, Ignacio) (1870-1945), испанский живописец, родился 26 июля 1870 в Эйбаре, близ Бильбао, был сыном известного ювелира Пласидо Сулоага из династии баскских оружейников. Начал заниматься искусством в Мадриде, затем переехал в Рим, а в 1891 - в Париж, где испытал сильное влияние Мане, Тулуз-Лотрека и Гогена, наложившееся на традиции Веласкеса, Эль Греко и отчасти Гойи. Первого большого успеха художник добился в Севилье, а в 1899 поселился в Сеговии. Был связан с группой писателей "Поколение 98 года", в начале карьеры зарабатывал на жизнь продажей антиквариата. Сулоага считается основоположником современного испанского бытового жанра, портрета, пейзажа и изображения боя быков. Изображения корриды, как и сцены из цыганской жизни, отличаются особым богатством колорита и драматической экспрессией. Среди работ художника можно отметить Приготовление к бою быков (1903, Эрмитаж); Деревенские тореро (1906, Мадрид, Музей современного искусства); Семья моего дяди Даниеля (1910, Бостон, Музей изящных искусств); Маленькая донья Мерседес (1911-1913), Цыганский праздник (Вашингтон, Национальная галерея); Вид Калатаюда (1922, Нью-Йорк, Испанское общество), Портрет М. де Фальи (1932, Мадрид, музей Сулоаги). Умер Сулоага в Мадриде 31 октября 1945. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
(СУН ЦЗУВЭНЬ) (1891-1971), китайский банкир и политик. Родился в 1891 в Шанхае. Получив первоначальное образование в Шанхае, Сунг затем окончил Гарвардский университет и получил степень доктора в Колумбийском университете. Проработав некоторое время в банковских корпорациях Нью-Йорка, вернулся в Китай в 1917 и сделал стремительную карьеру. В 1923 Сунг занял пост секретаря в правительстве Кантона, в 1924 стал президентом Кантонского центрального банка, а в период с 1925 по 1933 являлся министром финансов в гоминьдановском правительстве Китая. В 1933, впервые в истории современного Китая, Сунгу удалось сбалансировать бюджет страны, не прибегая к иностранным займам. Он произвел унификацию китайской валюты, упразднил внутренние пошлины, сформировал централизованную банковскую систему. В 1935 Сунг основал Банк Китая и стал его президентом. В 1941 он был назначен министром иностранных дел, а в 1944 - временно исполняющим обязанности премьер-министра и президента Исполнительного Юаня, став второй после генералиссимуса Чан Кайши политической фигурой в государстве. 31 мая 1945, после того как Чан Кайши, решив сосредоточиться на других руководящих функциях, отказался от поста премьера, Сунг стал его преемником и оставался на этом посту до февраля 1947. После победы коммунистов в гражданской войне Сунг выехал в США, а затем переехал в Париж. 16 июня 1950 Чан Кайши уволил Т.В.Сунга и доктора С.С.Кунга с занимаемых ими должностей директоров банков. Сунг вернулся в США, где жил до самой смерти. Умер Сунг в Сан-Франциско 25 апреля 1971. |
СУННИТЫ (от араб. "сунна" - "закон"), крупнейшее течение в исламе. Сунниты считают, что теократическое государство - это земная власть, осуществляемая халифом или имамом, наследующим только светскую власть Мухаммеда. Поскольку Мухаммед принял свое служение от Бога, сунниты, в отличие от шиитов, отрицают, что он мог передать и свою религиозную власть. Законными наследниками Мухаммеда они признают первых четырех халифов. В качестве достоверных они принимают шесть или девять книг хадисов (преданий о словах и деяниях пророка). В юриспруденции (фикхе) они, как правило, принимают решения в соответствии с одной из четырех господствующих ныне школ мусульманского права (мазхабов). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУРБАРАН Франсиско (Zurbarn, Francisco de) (1598-1664), испанский живописец; крещен 7 ноября 1598 в Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. Учился в Севилье и окончательно там обосновался в 1628. Во время своего пребывания в Мадриде в 1634 Сурбаран получил должность придворного художника и написал ряд композиций для королевского дворца, в том числе несколько батальных сцен. В этих работах заметно влияние живописи Хусепе Риберы. Лучшие произведения Сурбарана были выполнены в 1630-1640-е годы: это три цикла работ, созданные для церкви в Хересе, монастыря Гуадалупе и собора в Севилье. Главный вклад Сурбарана в искусство барокко - необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство. ЛИТЕРАТУРА Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. 1598-1664. М., 1963 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУРРЕЙ Генри Хауард (Surrey, Henry Howard) (ок. 1517-1547), также Сарри, английский поэт. Сын и наследник Томаса, герцога Норфолкского; родился ок. 1517 в Хансдоне (Хертфордшир). Еще мальчиком занимался переводами с латинского, итальянского и испанского языков. В 1542 Суррей принимал участие в шотландской кампании, затем в течение четырех лет воевал во Франции. Его высоко ценил Карл V, а Генрих VIII назначил генерал-лейтенантом. Однако в 1546 граф Хертфорд заменил Суррея в этой должности, а сам Суррей по его наущению подвергся тюремному заключению в Тауэре. Обвиненный в государственной измене по сфабрикованному делу о присвоении королевского герба, был обезглавлен 19 января 1547. Первым опубликованным стихотворением Суррея стала эпитафия на смерть Т.Уайета (1542). Суррей завершил дело Уайета, окончательно "привив" к стволу английской поэзии жанр сонета. Он разработал новую, английскую форму сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. Его сонеты, опубликованные в Тоттелевском сборнике (Tottel's Miscellany, 1557), послужили источником вдохновения для Ф.Сидни и других елизаветинских поэтов. Еще одна заслуга Суррея состоит в том, что он ввел в английскую поэзию белый стих (в переводах из Энеиды Вергилия). |
СУСАННЫ ИСТОРИЯ - часть Книги Даниила, присутствует только в Септуагинте и основанных на ней переводах Библии, но отсутствует в еврейской Библии, а потому причисляется протестантской традицией к апокрифам. В большинстве греческих рукописей история Сусанны помещена в самом начале Книги Даниила, в Вульгате же она отнесена в конец этой книги. Многие исследователи считают, что история Сусанны изначально существовала в арамейской, а не в греческой версии. События, о которых повествует история Сусанны, происходили в Вавилоне в начале вавилонского пленения. Сусанна, прекрасная и добродетельная жена Иоакима, была коварно обвинена в прелюбодеянии двумя старцами, похотливые домогательства которых она отвергла. На основании их свидетельства Сусанну приговорили к смерти. Однако Даниил, в ту пору еще юноша, не поверил в ее виновность и остроумно доказал лживость возведенных против нее обвинений, допросив старцев поодиночке и сравнив их показания. История Сусанны была, по-видимому, составлена в начале 1 в. до н.э. Библейская критика отрицает ее историчность, однако если некоторые исследователи видят в ней просто одну из легенд о Данииле, то другие полагают, что она была написана в эпоху реформы законодательства, чтобы продемонстрировать настоятельную необходимость перекрестного допроса свидетелей. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУТАНА (фр. soutane), вид повседневной одежды священнослужителей в Римско-католической церкви начиная с 6 в. (под названием vestis talaris, буквально "одеяние, достигающее до лодыжек"). Представляет собой тесно облегающее фигуру длиннополое облачение со стоячим воротником, застегивающееся спереди на множество мелких пуговиц. Папа всегда облачается в белую сутану. Кардиналы носят красную сутану, католические епископы и прелаты - пурпурную, а в повседневной жизни - черную с отделкой соответствующего цвета. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
СУТИН Хаим (Soutine, Chaim) (1893/1894-1943), художник-экспрессионист парижской школы. Родился в литовской деревне Смиловичи близ Минска в бедной многодетной семье еврея-портного. В возрасте 16 лет он уехал из дому и учился живописи, сначала в Минске, затем в течение трех лет в Вильно. В 1913 Сутин приехал в Париж, где продолжал писать картины, жил в тяжелой нужде поддерживаемый А.Модильяни, Ж.Липшицем, поэтом и меценатом Л.Зборовским. Индивидуальная манера Сутина впервые проявилась в серии пейзажей с видами Пиренеев и Ривьеры. За ними последовали портреты гостиничной прислуги, пироженщиков, хористов и известное полотно Женщина, входящая в воду, написанное в подражание картине Рембрандта, его любимого мастера. Художник писал также натюрморты с рыбой, птицей и мясом. В картинах Сутина проявилась его страстная натура. Несмотря на то, что сюжеты работ часто трагичны, манера живописи всегда энергична и жизнерадостна. Сутин почти не участвовал в публичных выставках во Франции. Первый большой показ его работ состоялся в Клубе искусств в Чикаго в 1935, а более полная выставка - в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1950. Много картин художника находятся в музеях Нью-Йорка, Буффало, Вашингтона, Чикаго и Миннеаполиса. Умер Сутин в Шампиньи-сюр-Вед во Франции 9 августа 1943 . ЛИТЕРАТУРА Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СУХАРТО (Suharto) (р. 1921), индонезийский военный и государственный деятель. Родился 8 июня 1921 в семье мелкого чиновника в султанате Джокьякарта (Центральная Ява). Получив среднее образование, поступил на военную службу. В голландской колониальной армии (1940-1942) получил чин сержанта, в сформированной японцами армии (1943-1945) стал командиром роты. Во время войны за освобождение от голландского господства (1945-1949) командовал батальоном. В конце 1950-х годов стал командиром дивизии, в 1960 ему было присвоено звание генерала, а еще через два года - генерал-майора. В последние годы правления президента Сукарно (1963-1965) Сухарто возглавлял Стратегическое командование индонезийской армии. Во время неудавшегося путча левых сил 30 сентября 1965 он оказался высшим по званию армейским офицером, оставшимся в живых или не захваченным восставшими. Ответственность за путч была возложена на компартию Индонезии, и в последовавшие полгода с одобрения Сухарто были убиты от полумиллиона до миллиона индонезийцев, которых подозревали в связях с коммунистами. Воспользовавшись антикоммунистическими демонстрациями студентов, Сухарто в марте 1966 взял на себя руководство правительством, в марте 1967 был объявлен исполняющим обязанности президента, а в марте 1968 избран президентом. В 1973, 1978, 1983, 1988, 1993 и 1998 переизбирался главой государства. Созданная им правящая партия Голкар на парламентских выборах неизменно получала большинство голосов. В течение всего этого времени Сукарто продолжал удерживать власть в Индонезии, покровительствуя одним и запугивая других. В конце 1975 индонезийские войска оккупировали Восточный Тимор, бывшую португальскую колонию, на которую претендовала Индонезия, называвшая ее своей исконной провинцией. В последующие годы было убито почти 200 000 тиморцев, почти треть населения этой страны. Верный союзник США, Сухарто считался образцом руководителя государства, поскольку более трех десятилетий поддерживал экономическую и политическую стабильность в Индонезии. Сухарто считается одним из самых богатых людей в мире, однако с конца 1980-х годов в его адрес постоянно выдвигались обвинения в коррупции и использовании положения президента в целях личного обогащения. В условиях острейшего финансового кризиса, охватившего страны Юго-Восточной Азии, в том числе Индонезию, Сухарто был вынужден уйти в отставку со своего поста в мае 1998. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СФАЛЕРИТ - или цинковая обманка, минерал, сульфид цинка ZnS. Может содержать до 18% железа. Название происходит от греч. "сфалерос" - обманчивый, вероломный. Цвет чистого сульфида цинка белый, но железо, почти всегда присутствующее в сфалерите, окрашивает его в желтый, серо-коричневый, красно-коричневый или черный цвет. Красный сфалерит горняки называют рубиновой обманкой, бледно-желтая разновидность имеет название клейофан, черная (железистая) - марматит. Независимо от цвета минерала его черта белая или светло-желтая. Блеск темной разновидности полуметаллический либо металлический, коричневая, желтая, красная разновидности на гранях имеют яркий алмазный блеск, в изломе - смоляной. Темный сфалерит непрозрачен, светлый - просвечивает или прозрачен. Твердость 3,5-4, плотность ок. 4. Спайность совершенная в шести направлениях. Хрупок. Сингония кубическая. Кристаллы имеют форму тетраэдров, реже - ромбододекаэдров. Более распространены крупно- или мелкозернистые агрегаты зерен, либо коломорфные скорлуповатые агрегаты, по рисунку напоминающие малахит. Сфалерит образуется в гидротермальных жилах совместно с галенитом, реже в контактово-метаморфических месторождениях (скарнах). Это главный рудный минерал цинка. Ведущий производитель цинка - США, большая часть добычи приходится на район Джоплин (на границе штатов Миссури, Канзас и Оклахома) и штаты Айдахо и Нью-Мексико. Крупные месторождения сфалерита имеются в Канаде, Мексике, Австралии, Германии, Польше, России (Урал) и в Восточном Казахстане. В России в скарновом месторождении Дальногорск (Приморье) известны прекрасные коллекционные образцы сфалерита в срастании с галенитом. Испания поставляет ограночный сфалерит желтого и красного цветов. |
Сфинга, в греческой мифологии, крылатое чудовище с телом льва и с женскими головой и грудью. Согласно мифу, Сфинга убивала путников на дороге, ведущей в греческий город Фивы, если они не могли разгадать загадку: "Кто утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?" Эдип разгадал ее, ответив: "Человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, в зрелости ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох". Услышав это, Сфинга бросилась со скалы и погибла, а Эдип, ставший освободителем Фив, был избран царем. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЦЕВОЛА Гай Муций (Gaius Mucius Scaevola), легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он - лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола сунул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. "Сцевола" (лат. "левша") было прозвищем известного семейства в республиканском Риме, и легенда, возможно, возникла как объяснение происхождения этого прозвища. |
СЦИЛЛА И ХАРИБДА - в греческой мифологии, две грозные опасности, поджидавшие мореплавателей в Мессинском проливе, разделяющем Италию и Сицилию. Скилла (латинизированная форма Сцилла) - устрашающее шестиглавое чудовище, похищавшее моряков с проплывающих мимо кораблей и пожиравшее их. Харибда - водоворот, трижды в день затягивавший в свою воронку суда и извергавший обратно их обломки. Когда Одиссей проплывал мимо пещеры Скиллы, она схватила шестерых из его спутников. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В истории английских поселений, из которых впоследствии сформировались США, можно выделить три периода. Первый начался с основания Джеймстауна в Виргинии (1607) и продолжался до 1696, когда принятие очередного закона о мореплавании и учреждение нового министерства торговли Великобритании заложили основы имперской системы. В течение девяти десятилетий первого периода образовались 13 восточных колоний, там развилась система рабовладения, укоренились английская культура, английский язык и британские политические институты. Следующий период колониальной истории (1696-1763) был отмечен незначительными переменами в системе имперской администрации и преобразованием практически всех сторон жизни колоний. В это время происходил неуклонный рост населения, развивалась динамичная, ориентированная на экспорт, экономика, укреплялся авторитет ассамблей - независимых институтов представительной власти, религиозная и культурная жизнь колоний поражала своим разнообразием. Все семь десятилетий были опалены пожарами европейских войн, которые докатывались и до американских берегов. Война короля Вильгельма (1689-1697), завершившаяся в начале этого периода, война королевы Анны (1702-1713), "война из-за уха Дженкинса" и война короля Георга (1739-1748), а также война с французами и индейцами (1754-1763) способствовали консолидации колоний с метрополией в общей борьбе против французов и испанцев, обосновавшихся в Америке. В итоге этих войн испанцев вытеснили из Флориды, а французов - из Канады, и от 13 колоний была отведена угроза внешней агрессии. Третий период начался в 1763, когда после 60 лет "достославного невнимания" британское правительство попыталось взять американские поселения под свой контроль. Новое имперское законодательство вызвало бурную реакцию в колониях. В итоге десятилетнего противостояния и яростной борьбы в 1776 колонии приняли Декларацию независимости. К 1783 мятежные колонии завоевали независимость силой оружия и образовали вольную конфедерацию под названием Соединенные Штаты Америки. В 1789 суверенными гражданами нескольких штатов была одобрена конституция, заложившая основы нового государства. Индейские племена на территории США до европейской колонизации. Основные сражения в войне англичан с французами и индейцами, 1755 - 1763 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Почти все реки основной территории США впадают в Атлантический океан, Мексиканский залив (являющийся частью Атлантического океана) и Тихий океан. Большая часть речного стока устремляется в Мексиканский залив. Его водосборный бассейн простирается до Скалистых гор на западе, Аппалачей на востоке и границы с Канадой на севере. Некоторые реки, как например Рио-Гранде, текут непосредственно в Мексиканский залив. Большинство рек принадлежит к гигантской системе, сформированной р.Миссисипи (длина - 3757 км) и ее главным притоком р.Миссури (длина - 4127 км). Множество рек, преимущественно коротких, впадает в Атлантический океан. Самые длинные из них, протяженностью в несколько сотен километров, начинаются в Аппалачах. Сток из области Великих озер направлен к северо-востоку по р.Св.Лаврентия, впадающей в Атлантический океан на территории Канады. На Западе США системы рек Колумбия, Колорадо и Сакраменто-Сан-Хоакин образуют основные водосборные бассейны и впадают в Тихий океан. Однако в аридных и семиаридных районах, удаленных от побережья океана, множество пересыхающих рек и несколько рек с постоянным стоком впадают в озера в замкнутых котловинах. Небольшая часть территории США, преимущественно в штатах Миннесота и Северная Дакота, приурочена к водосборному бассейну, сток из которого направлен к северу через оз. Виннипег, р.Нельсон и Гудзонов залив в Северный Ледовитый океан. В США находится бесчисленное множество озер. Самое большое из них - оз. Мичиган (57 440 кв. км), единственное из пяти Великих озер, целиком находящееся в пределах США. Второе по размерам Большое Соленое озеро в штате Юта (2850 кв. км). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЫ СЯН - "Четыре символа" - нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии, восходящий к приписываемой Конфуцию, но реально сложившийся, вероятнее всего, в 5-3 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и - Си цы чжуань (I, 11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм - гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: "Перемены имеют великий предел (тай цзи). Это рождает двоицу образцов (инь и ян). Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)". В ицзинистике как центральной части методологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт - прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы "преднебесного" (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян (Шао Юн), или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), или мантические термины "счастье" (цзи) и "несчастье" (сюн), "раскаяние" (хуй) и "сожаление" (линь) (Ван Чуаньшань), или парные категории "счастье - несчастье", "изменение - превращение", "раскаяние - сожаление", "твердое - мягкое" (Чжан Цзай), или четыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (Хуй Дун, 1697-1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян - это четыре времени года (Юй Фань, 164-233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648). ЛИТЕРАТУРА Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЬЕСА ДЕ ЛЕОН Педро де (Cieza de Len, Pedro de) (1518-1560), испанский военный и историк, родом из Севильи. В 1534 прибыл в Вест-Индию, где в течение почти 20 лет участвовал в боевых действиях, служа под началом Гередиа, Вадильо, Робледо, Белалкасара и Гаски. В 1541 начал делать наброски для своего труда, который должен был состоять из 4-х частей. Первая посвящалась физической и политической географии Перу; вторая - истории и цивилизации инков; третья - открытию и завоеванию Перу; четвертая - гражданским войнам в Перу. Первая и большая часть второй части были завершены к 1550, до возвращения Сьесы в Испанию, и были опубликованы в 1553; обычно цитируются под названием Перуанская хроника (Crnica del Per). Третья и четвертая части утрачены. Сиеса - прилежный исследователь и проницательный наблюдатель, свидетель многих описываемых им событий. |
СЭЛИНДЖЕР Джером Дейвид (Salinger, Jerom David) (р. 1919), американский прозаик. Родился 1 января 1919 в Нью-Йорке. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище и трех колледжах. Его первый рассказ Молодые люди (Young Folks) был опубликован в журнале "Стори" в 1940. Одиннадцать лет спустя выпустил свой единственный роман Над пропастью во ржи (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, видящих в герое, Холдене Колфилде, выразителя своих взглядов и настроений. В 1951 вышел сборник Девять рассказов (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале "Нью-Йоркер", - Френни (Franny, 1955), Выше стропила, плотники (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), Зуи (Zooey, 1957). В 1961 две повести появились отдельной книгой под названием Френни и Зуи (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. В этих повестях членов высокоинтеллектуальной, утонченной семьи Глассов Сэлинджер делает проводниками своих идей - синтеза дзен-буддизма и христианского мистицизма Л. Толстого. После 1965 Сэлинджер прекратил печататься и вел жизнь затворника, сочиняя только для себя и отказываясь давать интервью. ЛИТЕРАТУРА Сэлинджер Дж.Д. Сочинения, тт. 1-2. Харьков - Белгород, 1997 |
СЭМЮЭЛСОН, ПОЛ ЭНТОНИ (Samuelson, Paul Anthony) (р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Родился 15 мая 1915 в семье иммигрантов из Польши в Гэри (шт. Индиана). В 1923 семья переехала в Чикаго. Сэмюэлсон окончил Чикагский университет, в 1941 получил степень доктора экономических наук в Гарвардском университете. В том же году начал преподавать в Массачусетском технологическом институте (позднее стал профессором МТИ). Его труд Экономика, впервые опубликованный в 1948, используется в качестве учебника во многих колледжах и университетах США и других стран. В 1960-е годы Сэмюэлсон был советником по экономическим вопросам президентов Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. В 1970 стал лауреатом Нобелевской мемориальной премии по экономике за повышение уровня научного анализа в экономической теории. Собрание трудов сочинения Сэмюэлсона было опубликовано в 1966-1986. В 1980-1990-х годах он опубликовал еще несколько книг по экономике. Его последняя публикация - исправленный и дополненный учебник Экономика (Economics, 1998). |
СЭР ГАВЕЙН И ЗЕЛЕНЫЙ РЫЦАРЬ (Sir Gawain and the Green Knight), анонимная поэма, написанная в Англии во второй половине 14 в. Сэр Гавейн - один из главных рыцарей Круглого стола и герой рыцарских романов. Он приходится племянником королю Артуру и братом сэру Гахерису и сэру Гарету и часто именуется "учтивым" и "безупречным". В поэме повествуется о том, как король Артур получил вызов на поединок от таинственного Зеленого рыцаря, чьи руки, лицо и одежда - ярко-зеленого цвета. Вызов принимает сэр Гавейн. По условиям поединка, он может нанести Зеленому рыцарю один удар боевым топором, если согласен через год и один день сам получить от него такой же удар. Сэр Гавейн одним ударом отрубает Зеленому рыцарю голову, но тот, подобрав ее, вскакивает на коня и назначает Гавейну встречу через год и один день у Зеленой часовни. Приближается условленный срок. Гавейн в поисках названной Зеленой часовни приезжает к великолепному замку. Хозяин и хозяйка оказывают ему щедрое гостеприимство, но потом подвергают испытаниям для проверки его рыцарской чести. Гавейн выдерживает все испытания и только в одном случае допускает небольшую оплошность. В день нового года его препровождают к Зеленой часовне, где гостеприимный хозяин, он же Зеленый рыцарь, замахивается топором, чтобы нанести обещанный удар, и Гавейн невольно отшатывается. Хозяин упрекает Гавейна за малодушие - сам-то он год назад не дрогнул - и наносит удар, лишь слегка поцарапав Гавейну шею. Гавейн возвращается ко двору короля Артура. Поэма Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь отвечает средневековым рыцарским идеалам, и в то же время ее сюжет основывается на реальностях человеческих переживаний и поступков. Поэма состоит из 2530 стихов, неравномерно сгруппированных в 101 строфу. Написана нерифмованным аллитеративным размером, т.н. долгой аллитеративной строкой. См. также АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ. ЛИТЕРАТУРА Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984 |
СЮ, МАРИ ЖОЗЕФ ЭЖЕН (Sue, Marie Joseph Eugene) (1804-1857), французский писатель. Родился 20 января 1804 в Париже. Литературное творчество начал "морскими" романами - Кернок-пират (Kernock le pirate, 1831), Плик и Плок (Plick et Plock, 1831), затем обратился к романам светским - Артюр (Arthur, 1838), Маркиз де ла Леторьер (Marquis de la Ltorire, 1839) - и историческим - Латреомон (Latraumont, 1837). Под влиянием тогдашней волны интереса к социальным проблемам он создал два самых известных своих романа - Парижские тайны (Les Mystres de Paris, 1842-1843) и Вечный жид (Le Juif errant, 1844-1845). Несмотря на небрежность стиля, рыхлость сюжета и обилие намеренно ужасающих сцен, эти романы-фельетоны были весьма популярны благодаря незаурядной изобретательности автора и его редкому умению драматизировать простейшие ситуации. Умер Сю в Италии, куда ему пришлось бежать после бонапартистского переворота, 3 августа 1857. ЛИТЕРАТУРА Обломиевский Д. Французский романтизм. Л., 1947 Сю Э. Жертва судебной ошибки. Пермь, 1991 Сю Э. Агасфер, тт. 1-6. М., 1992-1993 Сю Э. Парижские тайны, тт. 1-2. М., 1993 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СЮДОВ Макс фон (Sydow, Мах) (р. 1929) Швеция; широкий спектр ролей на сцене: Генрих IV (Henry IV) Л. Пиранделло, Буря (The Tempest) Шекспира, Фауст (Faust) Гете, После дождя (After the Rain); снялся в фильмах Ингмара Бергмана Седьмая печать (The Seventh Seal, 1956), Лицо (The Magician, 1959), Источник (The Virgin Spring, 1959), Стыд (Shame, 1968), Прикосновение (The Touch, 1971); другие фильмы: Величайшая история, когда-либо рассказанная (The Greatest Story Ever Told, 1965), Эмигранты (The Emigrants, 197), Поселенцы (1972), Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973), Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986), Пеле-Завоеватель (Pele the Conquerer, 1988), Пробуждения (Awakenings, 1990); |
СЮИТА - музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу. Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например, павана) и более оживленного (например, гальярда). Позже такой цикл стал четырехчастным. Немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) создал модель инструментальной танцевальной сюиты: аллеманда в умеренном темпе и двудольном размере - изысканная куранта - жига - размеренная сарабанда. Сюита как жанр развивалась под влиянием оперы и балета. В ней появились новые танцы и песенные части в духе арии; возникли сюиты, состоящие из оркестровых фрагментов музыкально-театральных произведений. Важным элементом сюиты стала французская увертюра - вступительная часть, состоящая из медленного торжественного начала и быстрого фугированного заключения. В некоторых случаях термин "увертюра" замещал термин "сюита" в заголовках произведений; другими синонимами стали термины "ордр" ("порядок") у Ф.Куперена и "партита" у И.С.Баха. В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как серенада, дивертисмент и другие. Обозначение "сюита" стало вновь появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из Щелкунчика П. И. Чайковского), из музыки к драматической пьесе (сюита Пер Гюнт из музыки Э. Грига к драме Ибсена). Некоторые композиторы сочиняли самостоятельные программные сюиты - среди них, например, Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам. ЛИТЕРАТУРА Попова Т. В. Сюита. М., 1963 |
СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (Sully-Prudhomme; псевдоним, настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом) (1839-1907), французский поэт. Родился 16 марта 1839 в Париже. Поначалу его стихи были отражением меланхолических настроений юности. Сборник Стансы и стихотворения (Stances et pomes, 1865) содержал несколько вещей, входивших затем во все школьные хрестоматии, - например, стихотворение Разбитая ваза (Vase bris). Стихи были написаны изящным и правильным стилем, что свойственно и более поздним книгам поэта - Испытания (Les preuves, 1866), Одиночества (Les Solitudes, 1869), Тщетная нежность (Les vaines tendresses, 1875). По большей части его лирика лишь развивает общие места на темы справедливости, счастья и добродетели. Сюлли-Прюдом стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 1901. Умер Сюлли-Прюдом в Париже 7 сентября 1907. ЛИТЕРАТУРА Сюлли-Прюдом. Стихи. - В кн.: Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |