Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "С" (часть 8, "СУЛ"-"СЯН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СУЛ"-"СЯН")

СУЛЕЙМАН I КАНУНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЛЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЛОАГА-И-САВАЛЕТА ИГНАСИО

СУЛОАГА-И-САВАЛЕТА Игнасио (Zuloaga y Zabaleta, Ignacio)

(1870-1945), испанский живописец, родился 26 июля 1870 в Эйбаре, близ Бильбао, был сыном известного ювелира Пласидо Сулоага из династии баскских оружейников. Начал заниматься искусством в Мадриде, затем переехал в Рим, а в 1891 - в Париж, где испытал сильное влияние Мане, Тулуз-Лотрека и Гогена, наложившееся на традиции Веласкеса, Эль Греко и отчасти Гойи. Первого большого успеха художник добился в Севилье, а в 1899 поселился в Сеговии. Был связан с группой писателей "Поколение 98 года", в начале карьеры зарабатывал на жизнь продажей антиквариата. Сулоага считается основоположником современного испанского бытового жанра, портрета, пейзажа и изображения боя быков. Изображения корриды, как и сцены из цыганской жизни, отличаются особым богатством колорита и драматической экспрессией. Среди работ художника можно отметить Приготовление к бою быков (1903, Эрмитаж); Деревенские тореро (1906, Мадрид, Музей современного искусства); Семья моего дяди Даниеля (1910, Бостон, Музей изящных искусств); Маленькая донья Мерседес (1911-1913), Цыганский праздник (Вашингтон, Национальная галерея); Вид Калатаюда (1922, Нью-Йорк, Испанское общество), Портрет М. де Фальи (1932, Мадрид, музей Сулоаги). Умер Сулоага в Мадриде 31 октября 1945.

СУЛЬФАНИЛАМИДНЫЕ ПРЕПАРАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУМЧАТЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУНГ Т.В.

(СУН ЦЗУВЭНЬ) (1891-1971), китайский банкир и политик. Родился в 1891 в Шанхае. Получив первоначальное образование в Шанхае, Сунг затем окончил Гарвардский университет и получил степень доктора в Колумбийском университете. Проработав некоторое время в банковских корпорациях Нью-Йорка, вернулся в Китай в 1917 и сделал стремительную карьеру. В 1923 Сунг занял пост секретаря в правительстве Кантона, в 1924 стал президентом Кантонского центрального банка, а в период с 1925 по 1933 являлся министром финансов в гоминьдановском правительстве Китая. В 1933, впервые в истории современного Китая, Сунгу удалось сбалансировать бюджет страны, не прибегая к иностранным займам. Он произвел унификацию китайской валюты, упразднил внутренние пошлины, сформировал централизованную банковскую систему. В 1935 Сунг основал Банк Китая и стал его президентом. В 1941 он был назначен министром иностранных дел, а в 1944 - временно исполняющим обязанности премьер-министра и президента Исполнительного Юаня, став второй после генералиссимуса Чан Кайши политической фигурой в государстве. 31 мая 1945, после того как Чан Кайши, решив сосредоточиться на других руководящих функциях, отказался от поста премьера, Сунг стал его преемником и оставался на этом посту до февраля 1947. После победы коммунистов в гражданской войне Сунг выехал в США, а затем переехал в Париж. 16 июня 1950 Чан Кайши уволил Т.В.Сунга и доктора С.С.Кунга с занимаемых ими должностей директоров банков. Сунг вернулся в США, где жил до самой смерти. Умер Сунг в Сан-Франциско 25 апреля 1971.

СУННИТЫ

СУННИТЫ (от араб. "сунна" - "закон"), крупнейшее течение в исламе. Сунниты считают, что теократическое государство - это земная власть, осуществляемая халифом или имамом, наследующим только светскую власть Мухаммеда. Поскольку Мухаммед принял свое служение от Бога, сунниты, в отличие от шиитов, отрицают, что он мог передать и свою религиозную власть. Законными наследниками Мухаммеда они признают первых четырех халифов. В качестве достоверных они принимают шесть или девять книг хадисов (преданий о словах и деяниях пророка). В юриспруденции (фикхе) они, как правило, принимают решения в соответствии с одной из четырех господствующих ныне школ мусульманского права (мазхабов).

СУНЬ ЯТСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУНЬ-ЦЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРБАРАН ФРАНСИСКО

СУРБАРАН Франсиско (Zurbarn, Francisco de)

(1598-1664), испанский живописец; крещен 7 ноября 1598 в Фуэнте-де-Кантос в провинции Бадахос. Учился в Севилье и окончательно там обосновался в 1628. Во время своего пребывания в Мадриде в 1634 Сурбаран получил должность придворного художника и написал ряд композиций для королевского дворца, в том числе несколько батальных сцен. В этих работах заметно влияние живописи Хусепе Риберы. Лучшие произведения Сурбарана были выполнены в 1630-1640-е годы: это три цикла работ, созданные для церкви в Хересе, монастыря Гуадалупе и собора в Севилье. Главный вклад Сурбарана в искусство барокко - необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи. В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов. В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр. Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

ЛИТЕРАТУРА

Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. 1598-1664. М., 1963

СУРИНАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРРЕЙ ГЕНРИ ХАУАРД

СУРРЕЙ Генри Хауард (Surrey, Henry Howard)

(ок. 1517-1547), также Сарри, английский поэт. Сын и наследник Томаса, герцога Норфолкского; родился ок. 1517 в Хансдоне (Хертфордшир). Еще мальчиком занимался переводами с латинского, итальянского и испанского языков. В 1542 Суррей принимал участие в шотландской кампании, затем в течение четырех лет воевал во Франции. Его высоко ценил Карл V, а Генрих VIII назначил генерал-лейтенантом. Однако в 1546 граф Хертфорд заменил Суррея в этой должности, а сам Суррей по его наущению подвергся тюремному заключению в Тауэре. Обвиненный в государственной измене по сфабрикованному делу о присвоении королевского герба, был обезглавлен 19 января 1547. Первым опубликованным стихотворением Суррея стала эпитафия на смерть Т.Уайета (1542). Суррей завершил дело Уайета, окончательно "привив" к стволу английской поэзии жанр сонета. Он разработал новую, английскую форму сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. Его сонеты, опубликованные в Тоттелевском сборнике (Tottel's Miscellany, 1557), послужили источником вдохновения для Ф.Сидни и других елизаветинских поэтов. Еще одна заслуга Суррея состоит в том, что он ввел в английскую поэзию белый стих (в переводах из Энеиды Вергилия).

СУСАННЫ ИСТОРИЯ

СУСАННЫ ИСТОРИЯ - часть Книги Даниила, присутствует только в Септуагинте и основанных на ней переводах Библии, но отсутствует в еврейской Библии, а потому причисляется протестантской традицией к апокрифам. В большинстве греческих рукописей история Сусанны помещена в самом начале Книги Даниила, в Вульгате же она отнесена в конец этой книги. Многие исследователи считают, что история Сусанны изначально существовала в арамейской, а не в греческой версии. События, о которых повествует история Сусанны, происходили в Вавилоне в начале вавилонского пленения. Сусанна, прекрасная и добродетельная жена Иоакима, была коварно обвинена в прелюбодеянии двумя старцами, похотливые домогательства которых она отвергла. На основании их свидетельства Сусанну приговорили к смерти. Однако Даниил, в ту пору еще юноша, не поверил в ее виновность и остроумно доказал лживость возведенных против нее обвинений, допросив старцев поодиночке и сравнив их показания. История Сусанны была, по-видимому, составлена в начале 1 в. до н.э. Библейская критика отрицает ее историчность, однако если некоторые исследователи видят в ней просто одну из легенд о Данииле, то другие полагают, что она была написана в эпоху реформы законодательства, чтобы продемонстрировать настоятельную необходимость перекрестного допроса свидетелей.

СУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУТАНА

СУТАНА (фр. soutane), вид повседневной одежды священнослужителей в Римско-католической церкви начиная с 6 в. (под названием vestis talaris, буквально "одеяние, достигающее до лодыжек"). Представляет собой тесно облегающее фигуру длиннополое облачение со стоячим воротником, застегивающееся спереди на множество мелких пуговиц. Папа всегда облачается в белую сутану. Кардиналы носят красную сутану, католические епископы и прелаты - пурпурную, а в повседневной жизни - черную с отделкой соответствующего цвета.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СУТИН ХАИМ

СУТИН Хаим (Soutine, Chaim)

(1893/1894-1943), художник-экспрессионист парижской школы. Родился в литовской деревне Смиловичи близ Минска в бедной многодетной семье еврея-портного. В возрасте 16 лет он уехал из дому и учился живописи, сначала в Минске, затем в течение трех лет в Вильно. В 1913 Сутин приехал в Париж, где продолжал писать картины, жил в тяжелой нужде поддерживаемый А.Модильяни, Ж.Липшицем, поэтом и меценатом Л.Зборовским. Индивидуальная манера Сутина впервые проявилась в серии пейзажей с видами Пиренеев и Ривьеры. За ними последовали портреты гостиничной прислуги, пироженщиков, хористов и известное полотно Женщина, входящая в воду, написанное в подражание картине Рембрандта, его любимого мастера. Художник писал также натюрморты с рыбой, птицей и мясом. В картинах Сутина проявилась его страстная натура. Несмотря на то, что сюжеты работ часто трагичны, манера живописи всегда энергична и жизнерадостна. Сутин почти не участвовал в публичных выставках во Франции. Первый большой показ его работ состоялся в Клубе искусств в Чикаго в 1935, а более полная выставка - в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1950. Много картин художника находятся в музеях Нью-Йорка, Буффало, Вашингтона, Чикаго и Миннеаполиса. Умер Сутин в Шампиньи-сюр-Вед во Франции 9 августа 1943 .

ЛИТЕРАТУРА

Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993

СУФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУХАРТО

СУХАРТО (Suharto) (р. 1921), индонезийский военный и государственный деятель. Родился 8 июня 1921 в семье мелкого чиновника в султанате Джокьякарта (Центральная Ява). Получив среднее образование, поступил на военную службу. В голландской колониальной армии (1940-1942) получил чин сержанта, в сформированной японцами армии (1943-1945) стал командиром роты. Во время войны за освобождение от голландского господства (1945-1949) командовал батальоном. В конце 1950-х годов стал командиром дивизии, в 1960 ему было присвоено звание генерала, а еще через два года - генерал-майора. В последние годы правления президента Сукарно (1963-1965) Сухарто возглавлял Стратегическое командование индонезийской армии. Во время неудавшегося путча левых сил 30 сентября 1965 он оказался высшим по званию армейским офицером, оставшимся в живых или не захваченным восставшими. Ответственность за путч была возложена на компартию Индонезии, и в последовавшие полгода с одобрения Сухарто были убиты от полумиллиона до миллиона индонезийцев, которых подозревали в связях с коммунистами. Воспользовавшись антикоммунистическими демонстрациями студентов, Сухарто в марте 1966 взял на себя руководство правительством, в марте 1967 был объявлен исполняющим обязанности президента, а в марте 1968 избран президентом. В 1973, 1978, 1983, 1988, 1993 и 1998 переизбирался главой государства. Созданная им правящая партия Голкар на парламентских выборах неизменно получала большинство голосов. В течение всего этого времени Сукарто продолжал удерживать власть в Индонезии, покровительствуя одним и запугивая других. В конце 1975 индонезийские войска оккупировали Восточный Тимор, бывшую португальскую колонию, на которую претендовала Индонезия, называвшая ее своей исконной провинцией. В последующие годы было убито почти 200 000 тиморцев, почти треть населения этой страны. Верный союзник США, Сухарто считался образцом руководителя государства, поскольку более трех десятилетий поддерживал экономическую и политическую стабильность в Индонезии. Сухарто считается одним из самых богатых людей в мире, однако с конца 1980-х годов в его адрес постоянно выдвигались обвинения в коррупции и использовании положения президента в целях личного обогащения. В условиях острейшего финансового кризиса, охватившего страны Юго-Восточной Азии, в том числе Индонезию, Сухарто был вынужден уйти в отставку со своего поста в мае 1998.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СФАЛЕРИТ

СФАЛЕРИТ - или цинковая обманка, минерал, сульфид цинка ZnS. Может содержать до 18% железа. Название происходит от греч. "сфалерос" - обманчивый, вероломный. Цвет чистого сульфида цинка белый, но железо, почти всегда присутствующее в сфалерите, окрашивает его в желтый, серо-коричневый, красно-коричневый или черный цвет. Красный сфалерит горняки называют рубиновой обманкой, бледно-желтая разновидность имеет название клейофан, черная (железистая) - марматит. Независимо от цвета минерала его черта белая или светло-желтая. Блеск темной разновидности полуметаллический либо металлический, коричневая, желтая, красная разновидности на гранях имеют яркий алмазный блеск, в изломе - смоляной. Темный сфалерит непрозрачен, светлый - просвечивает или прозрачен. Твердость 3,5-4, плотность ок. 4. Спайность совершенная в шести направлениях. Хрупок. Сингония кубическая. Кристаллы имеют форму тетраэдров, реже - ромбододекаэдров. Более распространены крупно- или мелкозернистые агрегаты зерен, либо коломорфные скорлуповатые агрегаты, по рисунку напоминающие малахит. Сфалерит образуется в гидротермальных жилах совместно с галенитом, реже в контактово-метаморфических месторождениях (скарнах). Это главный рудный минерал цинка. Ведущий производитель цинка - США, большая часть добычи приходится на район Джоплин (на границе штатов Миссури, Канзас и Оклахома) и штаты Айдахо и Нью-Мексико. Крупные месторождения сфалерита имеются в Канаде, Мексике, Австралии, Германии, Польше, России (Урал) и в Восточном Казахстане. В России в скарновом месторождении Дальногорск (Приморье) известны прекрасные коллекционные образцы сфалерита в срастании с галенитом. Испания поставляет ограночный сфалерит желтого и красного цветов.

СФИНКС

Сфинга, в греческой мифологии, крылатое чудовище с телом льва и с женскими головой и грудью. Согласно мифу, Сфинга убивала путников на дороге, ведущей в греческий город Фивы, если они не могли разгадать загадку: "Кто утром на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех?" Эдип разгадал ее, ответив: "Человек, который в младенчестве ползает на четвереньках, в зрелости ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох". Услышав это, Сфинга бросилась со скалы и погибла, а Эдип, ставший освободителем Фив, был избран царем.

СХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЦЕВОЛА ГАЙ МУЦИЙ

СЦЕВОЛА Гай Муций (Gaius Mucius Scaevola), легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он - лишь первый из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола сунул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал ее там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. "Сцевола" (лат. "левша") было прозвищем известного семейства в республиканском Риме, и легенда, возможно, возникла как объяснение происхождения этого прозвища.

СЦИЛЛА И ХАРИБДА

СЦИЛЛА И ХАРИБДА - в греческой мифологии, две грозные опасности, поджидавшие мореплавателей в Мессинском проливе, разделяющем Италию и Сицилию. Скилла (латинизированная форма Сцилла) - устрашающее шестиглавое чудовище, похищавшее моряков с проплывающих мимо кораблей и пожиравшее их. Харибда - водоворот, трижды в день затягивавший в свою воронку суда и извергавший обратно их обломки. Когда Одиссей проплывал мимо пещеры Скиллы, она схватила шестерых из его спутников.

СЦИПИОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ

См. об истории США

США. ИСТОРИЯ. КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭРА

США. ИСТОРИЯ. ЭПОХА ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

США. ИСТОРИЯ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

США. ИСТОРИЯ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

США. ИСТОРИЯ. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО

США. ИСТОРИЯ. КАНУН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

США. ИСТОРИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ

США. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1868-1900

США. ИСТОРИЯ. УСПЕХИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

США. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

США. ИСТОРИЯ. ЭРА ПРОГРЕССИЗМА 1901-1917

США. ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

США. ИСТОРИЯ. 1920-е годы

США. ИСТОРИЯ. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

США. ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

США. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

США. ИСТОРИЯ. 1920-Е ГОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. КАНУН ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭРА

В истории английских поселений, из которых впоследствии сформировались США, можно выделить три периода. Первый начался с основания Джеймстауна в Виргинии (1607) и продолжался до 1696, когда принятие очередного закона о мореплавании и учреждение нового министерства торговли Великобритании заложили основы имперской системы. В течение девяти десятилетий первого периода образовались 13 восточных колоний, там развилась система рабовладения, укоренились английская культура, английский язык и британские политические институты. Следующий период колониальной истории (1696-1763) был отмечен незначительными переменами в системе имперской администрации и преобразованием практически всех сторон жизни колоний. В это время происходил неуклонный рост населения, развивалась динамичная, ориентированная на экспорт, экономика, укреплялся авторитет ассамблей - независимых институтов представительной власти, религиозная и культурная жизнь колоний поражала своим разнообразием. Все семь десятилетий были опалены пожарами европейских войн, которые докатывались и до американских берегов. Война короля Вильгельма (1689-1697), завершившаяся в начале этого периода, война королевы Анны (1702-1713), "война из-за уха Дженкинса" и война короля Георга (1739-1748), а также война с французами и индейцами (1754-1763) способствовали консолидации колоний с метрополией в общей борьбе против французов и испанцев, обосновавшихся в Америке. В итоге этих войн испанцев вытеснили из Флориды, а французов - из Канады, и от 13 колоний была отведена угроза внешней агрессии. Третий период начался в 1763, когда после 60 лет "достославного невнимания" британское правительство попыталось взять американские поселения под свой контроль. Новое имперское законодательство вызвало бурную реакцию в колониях. В итоге десятилетнего противостояния и яростной борьбы в 1776 колонии приняли Декларацию независимости. К 1783 мятежные колонии завоевали независимость силой оружия и образовали вольную конфедерацию под названием Соединенные Штаты Америки. В 1789 суверенными гражданами нескольких штатов была одобрена конституция, заложившая основы нового государства.

Индейские племена на территории США до европейской колонизации.

Индейские племена на территории США до европейской колонизации.

Основные сражения в войне англичан с французами и индейцами, 1755 - 1763

Основные сражения в войне англичан с французами и индейцами, 1755 - 1763

США. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1868-1900

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. УСПЕХИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ЭПОХА ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ИСТОРИЯ. ЭРА ПРОГРЕССИЗМА 1901-1917

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. КЛИМАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ПОЧВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. РЕКИ И ОЗЕРА

Почти все реки основной территории США впадают в Атлантический океан, Мексиканский залив (являющийся частью Атлантического океана) и Тихий океан. Большая часть речного стока устремляется в Мексиканский залив. Его водосборный бассейн простирается до Скалистых гор на западе, Аппалачей на востоке и границы с Канадой на севере. Некоторые реки, как например Рио-Гранде, текут непосредственно в Мексиканский залив. Большинство рек принадлежит к гигантской системе, сформированной р.Миссисипи (длина - 3757 км) и ее главным притоком р.Миссури (длина - 4127 км). Множество рек, преимущественно коротких, впадает в Атлантический океан. Самые длинные из них, протяженностью в несколько сотен километров, начинаются в Аппалачах. Сток из области Великих озер направлен к северо-востоку по р.Св.Лаврентия, впадающей в Атлантический океан на территории Канады. На Западе США системы рек Колумбия, Колорадо и Сакраменто-Сан-Хоакин образуют основные водосборные бассейны и впадают в Тихий океан. Однако в аридных и семиаридных районах, удаленных от побережья океана, множество пересыхающих рек и несколько рек с постоянным стоком впадают в озера в замкнутых котловинах. Небольшая часть территории США, преимущественно в штатах Миннесота и Северная Дакота, приурочена к водосборному бассейну, сток из которого направлен к северу через оз. Виннипег, р.Нельсон и Гудзонов залив в Северный Ледовитый океан. В США находится бесчисленное множество озер. Самое большое из них - оз. Мичиган (57 440 кв. км), единственное из пяти Великих озер, целиком находящееся в пределах США. Второе по размерам Большое Соленое озеро в штате Юта (2850 кв. км).

США. РЕЛЬЕФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

США. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЫ СЯН

СЫ СЯН - "Четыре символа" - нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии, восходящий к приписываемой Конфуцию, но реально сложившийся, вероятнее всего, в 5-3 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу и - Си цы чжуань (I, 11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм - гуа) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: "Перемены имеют великий предел (тай цзи). Это рождает двоицу образцов (инь и ян). Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)". В ицзинистике как центральной части методологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт - прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы "преднебесного" (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян (Шао Юн), или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн), или мантические термины "счастье" (цзи) и "несчастье" (сюн), "раскаяние" (хуй) и "сожаление" (линь) (Ван Чуаньшань), или парные категории "счастье - несчастье", "изменение - превращение", "раскаяние - сожаление", "твердое - мягкое" (Чжан Цзай), или четыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (Хуй Дун, 1697-1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян - это четыре времени года (Юй Фань, 164-233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574-648).

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1997

СЫР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЬЕСА ДЕ ЛЕОН ПЕДРО ДЕ

СЬЕСА ДЕ ЛЕОН Педро де (Cieza de Len, Pedro de)

(1518-1560), испанский военный и историк, родом из Севильи. В 1534 прибыл в Вест-Индию, где в течение почти 20 лет участвовал в боевых действиях, служа под началом Гередиа, Вадильо, Робледо, Белалкасара и Гаски. В 1541 начал делать наброски для своего труда, который должен был состоять из 4-х частей. Первая посвящалась физической и политической географии Перу; вторая - истории и цивилизации инков; третья - открытию и завоеванию Перу; четвертая - гражданским войнам в Перу. Первая и большая часть второй части были завершены к 1550, до возвращения Сьесы в Испанию, и были опубликованы в 1553; обычно цитируются под названием Перуанская хроника (Crnica del Per). Третья и четвертая части утрачены. Сиеса - прилежный исследователь и проницательный наблюдатель, свидетель многих описываемых им событий.

СЭЛИНДЖЕР ДЖЕРОМ ДЕЙВИД

СЭЛИНДЖЕР Джером Дейвид (Salinger, Jerom David)

(р. 1919), американский прозаик. Родился 1 января 1919 в Нью-Йорке. Получил образование в нью-йоркских школах, военном училище и трех колледжах. Его первый рассказ Молодые люди (Young Folks) был опубликован в журнале "Стори" в 1940. Одиннадцать лет спустя выпустил свой единственный роман Над пропастью во ржи (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, видящих в герое, Холдене Колфилде, выразителя своих взглядов и настроений. В 1951 вышел сборник Девять рассказов (Nine Stories). В конце 1950-х годов Сэлинджер опубликовал еще четыре повести, все в журнале "Нью-Йоркер", - Френни (Franny, 1955), Выше стропила, плотники (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), Зуи (Zooey, 1957). В 1961 две повести появились отдельной книгой под названием Френни и Зуи (Franny and Zooey), две другие вышли вместе в 1963. В этих повестях членов высокоинтеллектуальной, утонченной семьи Глассов Сэлинджер делает проводниками своих идей - синтеза дзен-буддизма и христианского мистицизма Л. Толстого. После 1965 Сэлинджер прекратил печататься и вел жизнь затворника, сочиняя только для себя и отказываясь давать интервью.

ЛИТЕРАТУРА

Сэлинджер Дж.Д. Сочинения, тт. 1-2. Харьков - Белгород, 1997

СЭМЮЭЛСОН ПОЛ

СЭМЮЭЛСОН, ПОЛ ЭНТОНИ (Samuelson, Paul Anthony)

(р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Родился 15 мая 1915 в семье иммигрантов из Польши в Гэри (шт. Индиана). В 1923 семья переехала в Чикаго. Сэмюэлсон окончил Чикагский университет, в 1941 получил степень доктора экономических наук в Гарвардском университете. В том же году начал преподавать в Массачусетском технологическом институте (позднее стал профессором МТИ). Его труд Экономика, впервые опубликованный в 1948, используется в качестве учебника во многих колледжах и университетах США и других стран. В 1960-е годы Сэмюэлсон был советником по экономическим вопросам президентов Дж.Кеннеди и Л.Джонсона. В 1970 стал лауреатом Нобелевской мемориальной премии по экономике за повышение уровня научного анализа в экономической теории. Собрание трудов сочинения Сэмюэлсона было опубликовано в 1966-1986. В 1980-1990-х годах он опубликовал еще несколько книг по экономике. Его последняя публикация - исправленный и дополненный учебник Экономика (Economics, 1998).

СЭР ГАВЕЙН И ЗЕЛЕНЫЙ РЫЦАРЬ

СЭР ГАВЕЙН И ЗЕЛЕНЫЙ РЫЦАРЬ (Sir Gawain and the Green Knight), анонимная поэма, написанная в Англии во второй половине 14 в. Сэр Гавейн - один из главных рыцарей Круглого стола и герой рыцарских романов. Он приходится племянником королю Артуру и братом сэру Гахерису и сэру Гарету и часто именуется "учтивым" и "безупречным". В поэме повествуется о том, как король Артур получил вызов на поединок от таинственного Зеленого рыцаря, чьи руки, лицо и одежда - ярко-зеленого цвета. Вызов принимает сэр Гавейн. По условиям поединка, он может нанести Зеленому рыцарю один удар боевым топором, если согласен через год и один день сам получить от него такой же удар. Сэр Гавейн одним ударом отрубает Зеленому рыцарю голову, но тот, подобрав ее, вскакивает на коня и назначает Гавейну встречу через год и один день у Зеленой часовни. Приближается условленный срок. Гавейн в поисках названной Зеленой часовни приезжает к великолепному замку. Хозяин и хозяйка оказывают ему щедрое гостеприимство, но потом подвергают испытаниям для проверки его рыцарской чести. Гавейн выдерживает все испытания и только в одном случае допускает небольшую оплошность. В день нового года его препровождают к Зеленой часовне, где гостеприимный хозяин, он же Зеленый рыцарь, замахивается топором, чтобы нанести обещанный удар, и Гавейн невольно отшатывается. Хозяин упрекает Гавейна за малодушие - сам-то он год назад не дрогнул - и наносит удар, лишь слегка поцарапав Гавейну шею. Гавейн возвращается ко двору короля Артура. Поэма Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь отвечает средневековым рыцарским идеалам, и в то же время ее сюжет основывается на реальностях человеческих переживаний и поступков. Поэма состоит из 2530 стихов, неравномерно сгруппированных в 101 строфу. Написана нерифмованным аллитеративным размером, т.н. долгой аллитеративной строкой.

См. также АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984

СЮ ЭЖЕН

СЮ, МАРИ ЖОЗЕФ ЭЖЕН

(Sue, Marie Joseph Eugene)

(1804-1857), французский писатель. Родился 20 января 1804 в Париже. Литературное творчество начал "морскими" романами - Кернок-пират (Kernock le pirate, 1831), Плик и Плок (Plick et Plock, 1831), затем обратился к романам светским - Артюр (Arthur, 1838), Маркиз де ла Леторьер (Marquis de la Ltorire, 1839) - и историческим - Латреомон (Latraumont, 1837). Под влиянием тогдашней волны интереса к социальным проблемам он создал два самых известных своих романа - Парижские тайны (Les Mystres de Paris, 1842-1843) и Вечный жид (Le Juif errant, 1844-1845). Несмотря на небрежность стиля, рыхлость сюжета и обилие намеренно ужасающих сцен, эти романы-фельетоны были весьма популярны благодаря незаурядной изобретательности автора и его редкому умению драматизировать простейшие ситуации. Умер Сю в Италии, куда ему пришлось бежать после бонапартистского переворота, 3 августа 1857.

ЛИТЕРАТУРА

Обломиевский Д. Французский романтизм. Л., 1947 Сю Э. Жертва судебной ошибки. Пермь, 1991 Сю Э. Агасфер, тт. 1-6. М., 1992-1993 Сю Э. Парижские тайны, тт. 1-2. М., 1993

СЮАНЬ СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮДОВ МАКС ФОН

СЮДОВ Макс фон (Sydow, Мах) (р. 1929) Швеция; широкий спектр ролей на сцене: Генрих IV (Henry IV) Л. Пиранделло, Буря (The Tempest) Шекспира, Фауст (Faust) Гете, После дождя (After the Rain); снялся в фильмах Ингмара Бергмана Седьмая печать (The Seventh Seal, 1956), Лицо (The Magician, 1959), Источник (The Virgin Spring, 1959), Стыд (Shame, 1968), Прикосновение (The Touch, 1971); другие фильмы: Величайшая история, когда-либо рассказанная (The Greatest Story Ever Told, 1965), Эмигранты (The Emigrants, 197), Поселенцы (1972), Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973), Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986), Пеле-Завоеватель (Pele the Conquerer, 1988), Пробуждения (Awakenings, 1990);

СЮИТА

СЮИТА - музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу. Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например, павана) и более оживленного (например, гальярда). Позже такой цикл стал четырехчастным. Немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) создал модель инструментальной танцевальной сюиты: аллеманда в умеренном темпе и двудольном размере - изысканная куранта - жига - размеренная сарабанда. Сюита как жанр развивалась под влиянием оперы и балета. В ней появились новые танцы и песенные части в духе арии; возникли сюиты, состоящие из оркестровых фрагментов музыкально-театральных произведений. Важным элементом сюиты стала французская увертюра - вступительная часть, состоящая из медленного торжественного начала и быстрого фугированного заключения. В некоторых случаях термин "увертюра" замещал термин "сюита" в заголовках произведений; другими синонимами стали термины "ордр" ("порядок") у Ф.Куперена и "партита" у И.С.Баха. В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как серенада, дивертисмент и другие. Обозначение "сюита" стало вновь появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из Щелкунчика П. И. Чайковского), из музыки к драматической пьесе (сюита Пер Гюнт из музыки Э. Грига к драме Ибсена). Некоторые композиторы сочиняли самостоятельные программные сюиты - среди них, например, Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам.

ЛИТЕРАТУРА

Попова Т. В. Сюита. М., 1963

СЮЛЛИ-ПРЮДОМ

СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (Sully-Prudhomme; псевдоним, настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом)

(1839-1907), французский поэт. Родился 16 марта 1839 в Париже. Поначалу его стихи были отражением меланхолических настроений юности. Сборник Стансы и стихотворения (Stances et pomes, 1865) содержал несколько вещей, входивших затем во все школьные хрестоматии, - например, стихотворение Разбитая ваза (Vase bris). Стихи были написаны изящным и правильным стилем, что свойственно и более поздним книгам поэта - Испытания (Les preuves, 1866), Одиночества (Les Solitudes, 1869), Тщетная нежность (Les vaines tendresses, 1875). По большей части его лирика лишь развивает общие места на темы справедливости, счастья и добродетели. Сюлли-Прюдом стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 1901. Умер Сюлли-Прюдом в Париже 7 сентября 1907.

ЛИТЕРАТУРА

Сюлли-Прюдом. Стихи. - В кн.: Поэзия Франции. Век XIX. М., 1985

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница